адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни

Адаптация и дезадаптация школьников

Содержится в разделах:

Рекомендации для родителей «Особенности адаптации детей к школе» Особенности адаптации детей к школе (рекомендации для родителей) Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе : это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл) и переход из средней в старшую (10 кл. В.

Публикация «Рекомендации для родителей по адаптации к. » Памятка для родителей по адаптации ребенка к школе. Поступление ребенка в первый класс волнительное событие, не только для самого первоклассника, но и для его родителей. Причин для беспокойства множество – это и успеваемость вашего уже взрослого малыша, и то как пройдет.

Занятие плаванием как фактор адаптации младших школьников к условиям обучения 1 слайд. Внутришкольный мониторинг здоровья обучающихся 1 и 2 классов показал, что основными заболеваниями младших школьников являются нарушения осанки и респираторные вирусные заболевания. Также, учителя начальных классов отмечают проблемы с физическим развитием мышц рук и.

Консультация педагога-психолога «Школьная дезадаптация что это?» Школьная дезадаптация – это сниженные психофизиологические способности ребенка соответствующего возраста к школьным условиям. При этом снижается способность к усвоению знаний, ухудшаются взаимоотношения с учителями и сверстниками. Чаще всего она встречается у детей в начальной.

Занятий по социальной адаптации подростков с элементами тренинга «Я в социуме» Цели: формирование представлений о факторах социализации. Углубление процессов раскрытия личностных качеств. Упражнение «Впечатление» В начале занятия участники группы обмениваются мнениями и впечатлениями о предыдущем занятии. Ведущий предлагает группе вопросы для обсуждения.

Способы и методы адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к современным социальным условиям С самых первых дней жизни ребенок является социальным существом, так как его любую потребность он не может удовлетворить без помощи другого человека. Социализация происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок учиться разговаривать.

Источник

Адаптация и дезадаптация ребенка в школе

Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, т.к. при удержании определенной позы, например при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки.

Мы рассмотрели физиологические аспекты адаптации, но нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе каждого ребенка будет различным.

А теперь посмотрим, как психологи рассматривают процесс адаптации.

Венгер А.Л. описывает три уровня адаптации к школьному обучению.

А вот как рассматривает адаптацию и дезадаптацию Дмитрий Журавлев (кандидат психологических наук).

Под словом адаптация понимается приспособление организма к внешним условиям. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Её результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушения в учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка. Понятие школьной дезадаптации не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные физическими дефектами, олигофренией.

Уровни приспособления ребенка к школе

Дети с высоким уровнем развития мотиваций и произвольности при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке

Дети с высоким уровнем развития произвольности, недостаточной мотивацией (индифферентное отношение к школе) при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости, адекватной самооценке

Дети с явными признаками сформированности школьной дезадаптации, с очень низким уровнем развития произвольности и отсутствием мотивации при наличии удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, с неадекватной самооценкой

адаптация дезадаптация ребенок школа

Пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма.

К негативным факторам относятся различные варианты авторитарного стиля педагогического руководства, неправильная нерациональная организация образовательного процесса и учебной деятельности.

Практика психологического консультирования учащихся и их родителей показывает, что особенно часты жалобы на те или иные неправильные (или воспринимаемые как таковые) действия учителя, считающиеся причинами возникновения личностных и поведенческих нарушений у детей. Однако, как отмечают многие психологи, следует сводить школьную дезадаптацию к проблеме «плохого», «предвзятого», учителя. Ведь известно, например, что чувствительность детей к неправильному отношению учителя к ученику неодинакова: компенсационные и психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от внешкольных влияний на них и, прежде всего от ситуации в семье. В связи с этим специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения актуальный семейный климат считаются психологами едва ли не главной, а то и единственной причиной возникновения школьной дезадаптированности или хотя бы некоторых ее форм.

Таким образом, сталкиваясь с неудачами в жизненно важных для него сферах и не умея их предотвратить, ученик приобретает либо безразличное к процессу обучения отношение, либо развивает в себе обычный тривиальный психологический комплекс.

Наиболее типичными проявлениями школьной дезадаптированности являются затруднения в учебе и нарушения дисциплины. Важно отметить, что эти явления не имеют ничего общего с плохой обучаемостью, низким уровнем развитием интеллекта или социальных навыков, считающихся огрехами работы начальной школы.

Как может проявляться школьная дезадаптированнность? (21, 105)

В виде повышенного уровня тревожности, искажения в личностном развитии. Эти нарушения могут быть у психически здоровых детей или сочетаться с различными нервно-психическими расстройствами.

Таким образом, проявления школьной дезадаптации выражаются не только в затруднениях учебной деятельности, негативном поведении, конфликтах в школе, но и в невротических и в неврозоподобных реакциях, связанных со школьными проблемами, повышенной тревожности из-за учебной деятельности. Эти психогенные реакции нарушают субъективный и объективный статус ребенка в школе и семье, затрудняют учебно-воспитательный процесс.

Конечно, есть много случаев адаптации с частичным сохранением проблемной ситуации или же, в результате ее преобразования, возникновением иной проблемной ситуации, требующей новых процессов адаптации.

Источник

Дезадаптация ребёнка в школе: что это и как с ней справиться

Почему дети не могут привыкнуть к школе, чем это грозит и как помочь ребёнку адаптироваться.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 5ae47db9e8c2bb9e584b8208 wall clock.

Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьной жизни. Она негативно влияет на успеваемость, отношения с окружающими, психику и физическое здоровье.

Типичный пример дезадаптации в школе — «синдром первоклассника». Ребёнок привык к детсадовскому укладу жизни, когда можно было спать днём, играть сколько хочется, а взрослые во всём помогали. Но вот он попадает в школу, где действует жёсткий распорядок дня, учителя требуют дисциплины и ставят оценки, и даже дома приходится учиться.

Если ребёнок не был подготовлен к изменениям, он переживает шок. Отказывается идти в школу, не проявляет интереса к учёбе, портит отношения с учителями, одноклассниками и родителями. Обычно на таких детей просто вешают ярлык «трудный» и относятся соответственно. Но проблемы можно решить, если вовремя распознать причину и принять меры.

Как выявить школьную дезадаптацию

Вот несколько типичных признаков:

Причины дезадаптации ребёнка в школе

Дезадаптация может возникнуть в любые переходные периоды: при поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю, смене школы или учителя, на фоне проблем в семье и школьных конфликтов или во время полового созревания.

Обычно к дезадаптации приводят сразу несколько причин. Вот лишь некоторые из возможных:

Последствия дезадаптации в школе

Доктор медицинских наук, психиатр В.Е. Каган выделил три уровня развития школьной дезадаптации:

I. Поведенческий

Оказавшись в некомфортной обстановке, ребёнок испытывает проблемы с вниманием и усидчивостью, у него повышается раздражительность и утомляемость, резко меняется настроение.

На ранней стадии эти проблемы возникают только в стрессовой ситуации, в привычной обстановке ребёнок ведёт себя как обычно. Если найти и устранить причину, неприятные симптомы пропадут.

II. Психологический

Если ребёнок не получает помощи, его психика начинает защищаться. Он становится нелюдимым, отказывается выполнять требования учителя, агрессивно ведёт себя с окружающими. Попытки призвать ученика к порядку наказаниями и скандалами лишь усугубляют ситуацию.

Все проблемы первого уровня выражаются ещё ярче и становятся постоянными. Нарушения сна перерастают в бессонницу, пропадает аппетит. Ребёнок замыкается в себе не только в школе, но и дома.

Всё это говорит о том, что ребёнку срочно требуется психологическая помощь.

III. Физиологический

Если ребёнок так и не получает поддержки, он окончательно теряет контроль над собой: провоцирует на конфликт всех вокруг, совершает асоциальные и саморазрушительные поступки.

Хронические неврозы подрывают физическое здоровье ребёнка: начинаются мигрени, расстройства пищеварительной и эндокринной систем, возможны осложнения на сердце и сосуды.

Коррекция школьной дезадаптации

Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей.

Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры.

Дезадаптация — это не проблема одного ребёнка. Это комплекс трудностей, которые специалист поможет прояснить и сформулировать, а затем совместно с семьёй построит маршрут к решениям.
Важно собрать воедино все нюансы: учесть тип нервной системы, школьные взаимоотношения и успеваемость, стиль воспитания и семейные ценности.
Самое главное — работа психолога должна быть направлена на всю семью, ведь ребёнок не существует отдельно от родителей. Родителям важно повышать самооценку ребёнка, обучать правилам, учить обращаться за помощью к взрослым и планировать ближайшее будущее.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней онлайн-школы Фоксфорда».

Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.

Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей. Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи.

Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.

Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими.

Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн.

Профилактика дезадаптации в школе

Вот несколько советов, которые помогут ребёнку избежать проблем со школьной адаптацией.

Совет 1: Не спешите

Обычно готовность к учёбе формируется в 7–8 лет. Не стоит отдавать ребёнка в школу раньше — позвольте ему подольше побыть ребёнком.

Совет 2: Развивайтесь, играя

Чтобы ребёнок быстрее включился в учебный процесс, тренируйте память и внимание, развивайте логическое мышление. По ссылкам вы найдёте много способов, как делать это весело.

Совет 3: Готовьтесь к школе

Речь не только о том, чтобы научиться читать и считать до поступления. Подробно расскажите ребёнку, что ждёт его в школе, и почему учиться — здорово. Играйте в школу, имитируйте разные ситуации, которые могут там возникнуть. А свой негативный опыт лучше держать при себе: он точно не поможет ребёнку адаптироваться.

Совет 4: Советуйтесь с психологом

При возникновении каких-либо трудностей не стесняйтесь обратиться к специалисту. Он поможет выявить проблему на ранней стадии и решить её.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 5996dbd8ab717100012bc803 shape copy 9.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-615457c63eba5932bf2b77d0 Vector. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 615457c63eba5932bf2b77d0 Vector.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-61545185aadddd79c11c9568 mailbox img. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 61545185aadddd79c11c9568 mailbox img.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 6152f4560deb49c32c16e5a3 demo img.адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 6152f454acc4017a835befaf demo img mob. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-6152f454acc4017a835befaf demo img mob. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 6152f454acc4017a835befaf demo img mob.Попробовать бесплатно

Источник

Ребенок не хочет в школу. Как пережить школьную адаптацию

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 10441. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-10441. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 10441.

Ребенок не хочет ходить в школу. Он, в принципе, встает утром, идет на уроки, но что-то не так. Родители замечают, что у ребенка появляются школьные проблемы. Когда статус ребенка не соответствует требованиям школьной жизни, идет речь о школьной дезадаптации.

Что такое «школьная дезадаптация»

Говорить о школьной дезадаптации можно в том случае, когда не возникает гармоничных отношений между школой и учеником. При этом ребенок испытывает трудности в освоении учебных предметов (одного или нескольких), ощущает дискомфорт и нежелание учиться, пропускает занятия или воспринимает учебу как тяжкую повинность.

Дезадаптация воспринимается нами как неспособность привыкнуть к условиям школьной жизни. Это возникает чаще всего в 1 классе, 5 классе (переход из начальной школы в среднее звено), при переходе в другое место учебы. Другими словами гармоничные отношения не складываются изначально.

Но могут быть ситуации, когда школьные проблемы как бы возникают ниоткуда – посреди учебного года. Причем родители не сразу понимают, что происходит с их вполне успешным учеником. А происходит школьная дезадаптация.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. a6c437acbb8c7d385ab0717f5a551d2c. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-a6c437acbb8c7d385ab0717f5a551d2c. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка a6c437acbb8c7d385ab0717f5a551d2c.

Основные признаки школьной дезадаптации:

1. Снижение школьной успеваемости.

2. Потеря интереса к познавательной (учебной) деятельности.

3. Нежелание идти в школу, пропуски занятий под разным предлогом.

И если психологическое состояние проследить бывает сложно, то дневник пестрит плохими оценками или замечаниями учителя. А это уже точный сигнал к действию.

Но для начала нужно найти корни дезадаптации. Проявления дезадаптации одинаковы, а вот причины могут быть разными.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 5a8bc0bf8f9b5e423c6b20aae58bbb8a. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-5a8bc0bf8f9b5e423c6b20aae58bbb8a. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 5a8bc0bf8f9b5e423c6b20aae58bbb8a.

Академическая дезадаптация

Это самый распространенный тип школьной дезадаптации. У ребенка обнаруживаются проблемы в самом процессе обучения.

Сначала возникают первичные трудности в обучении – 1 этап. Ребенок не понимает учителя, не успевает за его темпом, ему не нравится сила голоса или манеры. Все отвлекает от самого процесса усвоения знаний.

Первичные трудности перерастают в пробелы в знаниях – 2 этап.

Отдельные индивидуальные занятия ни к чему не приводят. Ребенок переходит в разряд неуспевающих – 4 этап.

Пример. Оля – робкая, медлительная, но смышленая девочка. В 1«А» классе оказалось 30 учеников. Учительница молодая и энергичная, пытаясь вовлечь всех детей в процесс обучения, часто и неожиданно задавала вопросы, поднимая их с места. Оля не успевала работать вместе с классом и часто просто переписывала с доски, отвлекаясь от вопросов учителя. Поэтому несколько раз не смогла ответить учителю. Следя за педагогом, она не успевала записывать что-то в тетрадь. Любая ситуация приводила к замечаниям. Поэтому девочка переключилась на простое переписывание без участия в познавательной деятельности. То есть сам материал записывался, но не усваивался.

Что делать?

Прежде всего, нужно найти и устранить пробел в знаниях. Дело это кропотливое. Постепенно вернитесь к тому месту в школьной программе, которое оказалось не усвоено, и начните изучать заново. Здесь понадобятся дополнительные занятия.

Параллельно попытайтесь понять, что именно мешает усвоению материала на уроке. Поговорите с учителем. Возможно, педагог не учитывает темп усвоения ребенка, а, может быть, ребенок часто отвлекается и поэтому не успевает. Пробуйте разные варианты решения проблемы. Иногда есть смысл перевода ребенка в другой класс.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 75eade63083368fde010fc42cbef89e8. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-75eade63083368fde010fc42cbef89e8. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 75eade63083368fde010fc42cbef89e8.

Психологическая дезадаптация

Отношения со значимыми для ребенка людьми, кружатся вокруг успехов в школе. Получил хорошую оценку – молодец, все благополучно. Получил плохую (замечание) – общее недовольство и в школе, и дома. Поэтому ребенок часто скован и напряжен. Сама ситуация школьной жизни вызывает у него напряжение и тревожность. Он постоянно чего-то боится, и это становится устойчивым состоянием.

Чувство уязвимости сопровождает везде. На уроке хочется стать незаметным, а на переменах – не привлекать внимания. Ребенок легко краснеет, часто плачет, теряется при неожиданных вопросах, боится неверно ответить.

Растерянность и зажатость – 1 этап психологического уровня школьной дезадаптации.

Детская психика обладает охранным свойством. Инстинктивно защищаясь от непосильных нагрузок (постоянного напряжения), ребенок вырабатывает защитные формы поведения. Он смотрит в окно, отвлекаясь от уроков, занимается посторонними делами. Сначала это возникает эпизодически (2 этап), а потом постоянно (3 этап).

4 этап – протест против сложной ситуации: нарушение дисциплины, ссоры, отказ от работы. Подростки убеждают себя в низкой значимости учебной деятельности, а младшие школьники просто заменяют ее чем-то более интересным.

Пример. Сережа в 3 классе. Математика всегда давалась ему сложно. Учительница, зная об этом, акцентирует на нем внимание, постоянно спрашивая и делая замечания при неверных ответах. Ребенок находится в постоянном напряжении и страхе стать центром насмешек. Он напряжен, но потом начинает часто смотреть в окно, за что снова получает замечания. Постепенно приходит понимание, что стараешься ты или нет – итог один. Поэтому Сережа перестает стараться, а просто сидит. Затем мама находит в его портфеле «раскраски», которые он специально берет с собой на уроки.

Психологический уровень часто связан с отношением педагога и ученика, которые переходят на отношения с родителями.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 8b263de2f42cb5cb783f1b986243a2b2. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-8b263de2f42cb5cb783f1b986243a2b2. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 8b263de2f42cb5cb783f1b986243a2b2.

Механизм появления отношенческой дезадаптации прост:

1 этап – напряжение на основе неуспехов в учебной деятельности: плохая оценка, необоснованное (несправедливое) замечание. Может, стоило опустить этот эпизод, но родители и педагог напоминают об этом ребенку.

На 3 этапе появляются эпизодические конфликты. Это объяснимо, так как на ребенка вешается ярлык плохого ученика.

4 этап – устойчивый конфликт с учителем.

5 этап – потеря эмоциональных отношений с родителями.

Пример. Мария Ивановна обвинила Таню (4 класс), что она списала работу у одноклассницы, и рассказала об этом родителям. Таня не списывала, у нее случайно оказалась на столе чужая тетрадь. Однако родители поверили учителю и наказали Таню. На следующий день, Таня повернулась к подруге попросить запасной карандаш, а учительница упрекнула ее в списывании и отругала, что она не хочет сама выполнять задания. Оправдания были бессмысленны. Ситуации стали повторяться, и Таня перестала заниматься вообще. А постоянные ссоры с родителями привели к негативному поведению: Какой смысл что-то объяснять, если мне не верят.

Что делать?

Прежде всего, не акцентируйте внимания на прошлых неудачах. Любой конфликт учитель-ученик должен быть разрешен и предан забвению. В противном случае, он нарастет как снежный ком.

Нельзя школьные отношения переводить на детско-родительские. Вы любите ребенка, даже если увеличили время занятия при наличии плохой оценки или серьезно поговорили после замечания с учителем. Конфликты с родителями из-за школьных проблем усугубят негативное отношение к школе.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. c638f6c5bc1fc3156d9d5e382d572e49. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-c638f6c5bc1fc3156d9d5e382d572e49. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка c638f6c5bc1fc3156d9d5e382d572e49.

Физиологический уровень дезадаптации

Трудно найти в современной школе абсолютно здоровых детей. Большой процент школьников имеет хронические заболевания, а другие дети приходят с низким иммунитетом. Так или иначе, но в каждом классе находятся дети, которые часто болеют.

Болезнь «выкидывает» детей из учебного процесса на весь период ее течения. Домашние занятия поддерживают процесс, но не заменяют его. Выход ребенка в школу после болезни требует двойной нагрузки: во-первых, нужно восстановить пропущенный материал, а во-вторых, не упустить текущий.

Дети выходят с ослабленным состоянием, и повышение нагрузки вызывают проблемы на психосоматическом уровне. Все это приводит к тому, что ребенок снова болеет. Возникает замкнутый круг.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. 9c1d5a9b5bd0c7989e6b73cf32a75109. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-9c1d5a9b5bd0c7989e6b73cf32a75109. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка 9c1d5a9b5bd0c7989e6b73cf32a75109.

Что делать?

Вовлекать ребенка в процесс обучения нужно постепенно. Во время самой болезни не может даже идти речь о занятиях. В период выздоровления можно начать заниматься по-немногу, вспоминая пройденный материал и изучая простые темы. Во время школьного обучения, попросите педагога составить облегченную программу, чтобы усвоить основные темы.

Школьная дезадаптация – не приговор, а призыв к действию. От отношения родителей зависит дальнейшее развитие событий. Школьные проблемы – это сложное испытание, которое можно пройти вместе с ребенком и не потерять друг друга. Зная врага в лицо, мы сможем его уничтожить.

Источник

Адаптация ребенка к школе

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как легче адаптировать ребенка к школе. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. d kuznetsova. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-d kuznetsova. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка d kuznetsova.Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

Трудности школьного адаптационного периода

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

В статье очень много сказано об адаптации дошкольника к обучению в первом классе. Всё это правильно. Но есть совсем простые и действенные вещи. В этом возрасте дети любят играть, и элемент игры для них важен. Поставьте дома парту, и пусть мама сыграет роль учительницы. Ребёнок пришёл в придуманную школу, сел за парту. Его вызвали к доске – он вышел и ответил. Потом, когда то же нужно будет сделать «взаправду», это не станет сюрпризом или неприятной неожиданностью. А значит, снизит уровень стресса и тревоги у ребёнка.

Если в такую игру поиграть несколько раз в предшествующий школьным занятиям месяц, то адаптация, как правило, пройдёт легко и быстро.

Понятно, что в случае с дистанционным образованием проблема адаптации так остро не стоит – воспитание настойчивости и усидчивости происходит постепенно и без стрессов. Но хочется обратить внимание, что и само по себе дистанционное образование может стать хорошим тренингом адаптации. Есть разные популярные программы для дошкольников, многие из которых упираются в платёжеспособность родителей. Но в той же Домашней школе «ИнтернетУрок» предлагается целая неделя бесплатных занятий. И если немножко позаниматься по программе первого класса, то это пойдёт только в плюс.

Хорошо, если у ребёнка есть опыт посещения занятий танцами, актёрским мастерством и т. д. Тогда школьный класс не станет местом, где социализация будет носить взрывной характер. В этом плане и садик имеет преимущества. Оптимально походить в группу «по интересам» за полгода до школы. Или – в разные группы.

В статье нигде не отмечено, что адаптация в первом классе и при смене школы имеет принципиальные отличия. Адаптационный период ребёнка, меняющего школу, зависит от возраста. Когда мне задают вопрос об этом, то я обычно предлагаю ещё до зачисления прийти в новую школу (если, конечно, она не находится в другом городе) и просто посидеть на уроке-двух. Появится понимание того, куда ты переходишь. Это обеспечит психологическую подготовку и очень поможет при адаптации. Получается, что «я уже знаю этих людей, и они меня видели…».

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься! адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. whitearrow. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-whitearrow. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка whitearrow. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. littleBoy. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-littleBoy. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка littleBoy.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. struktura adaptaciya. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-struktura adaptaciya. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка struktura adaptaciya.

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

На нормальное протекание процесса адаптации явно указывает интерес к школе и занятиям. Хороший показатель, когда ребёнок много и взахлёб рассказывает о том, что происходит. Значит, он успешно занял своё место в кругу соучеников.

И важно, чтобы он рассказывал о ситуации, даже если не всё гладко. Тогда есть возможность ненавязчиво помочь советом. Оптимально посоветоваться с ребёнком: «Тебе нужна помощь? Мне сходить с тобой?». Сделать так, чтобы он сам это определил. Если скажет: «Да, помощь нужна», – то нужно сходить. И замечательно, если будет: «Я пока сам». Нужно понимать, что дети видят многое не так как взрослые. Когда они рассказывают свою версию событий, есть возможность своевременно разъяснить какие-то моменты. Подсказать иные трактовки или попробовать вместе посмотреть на события с другой точки зрения. То есть расширить возможности видения. Но для этого необходимо активное общение. Да и ребёнку будет легче. Ведь всегда лучше проговаривать проблему, а не держать её в себе.

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

В современном мире мы пестуем уникальность наших детей, но на деле она часто выходит им боком. Плохо, когда все общаются, а ты, такой уникальный, где-то на выселках. И хорошо, когда уникальность на начальном этапе проявляется в умении находиться в группе. Находить общие темы для общения, со всеми дружить и контактировать. Со временем это может перерасти и в умение управлять, но это уже не про уникальность. Что точно плохо влияет – так это смущение. Тем, что «у меня бутерброды, а у всех упакованные шоколадки». «У меня – бутылка с морсом, а у всех – сок с трубочкой». «У меня сменка какая-то не такая, а у всех красивая». Это тот редкий случай, когда «быть как все» совсем не плохо, а для этого маме нужно быть в тренде происходящего.

Конечно, тут встаёт вопрос здоровья ученика и финансовой составляющей, но есть и масса вещей, в которых те же деньги не играют существенной роли. Например, если в классе принято носить завтрак в пластиковом контейнере, то не нужно вводить по этому поводу новые правила.

Важно соблюдать баланс уникальности и похожести.

Помощь ребёнку в период адаптации

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. school adaptation 2. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-school adaptation 2. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка school adaptation 2.

Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых сложностей:

Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.

адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. chto zastavilo pereiti graf. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни фото. адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни-chto zastavilo pereiti graf. картинка адаптация и дезадаптация учащихся к школьной жизни. картинка chto zastavilo pereiti graf.

Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

Очень часто невысказанные переживания отражаются на физическом здоровье ребёнка. Многим известна ситуация, когда у школьника перед контрольной вдруг поднимается температура и это отнюдь не симуляция. В адаптационный период важно наладить хорошие контакты с учителем, и это то, на что родители вполне в состоянии повлиять. Прийти. Познакомиться, пообщаться, объяснить особенности будущего ученика и попросить отнестись к ним с пониманием.

Важна поддержка со стороны матери – разъяснения, что всё хорошо и всё образуется. Их можно повторять день за днём, и в конце концов это даст свой позитивный результат. Вера родителей отражается на ребёнке.

Переходный период – как указано в статье – может длиться шесть месяцев. Если же и после этого очевидно, что хорошо далеко не всё и улучшений не предвидится, стоит подключать учителя или классного руководителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *