Аэросани или снегоход что лучше
МотоТехника
Всё о мототехнике и вездеходах
Аэросани или снегоходы
Скорость лыжника не очень велика, так как силы человека ограничены. Чтобы быстро двигаться по снегу, нужны специальные снегоходы, или их предшественники — аэросани. Обтекаемый корпус аэросаней стоит на лыжах, а снегоходы опираются на лыжи и гусеничную полосу. Аэросани имеют сзади пропеллер. Двигатель аэросаней вращает пропеллер. Поверхность пропеллера близка к винтовой. Скорость вращения пропеллера настолько велика, что воздух сдвигается мало и пропеллер ввинчивается в почти неподвижный воздух. Таким образом, он движет аэросани. В моделях, имеющих гусеничную полосу, называемых снегоходами, движимая мотором гусеничная полоса катится по снегу.
Лыжи снегохода очень широкие. Они в несколько раз шире тех, на которых мы с вами катаемся, да и длины они не малой. То есть площадь лыжи очень большая. Гусеничная полоса тоже имеет большую площадь. Благодаря большой поверхности опоры, все снегоходы очень слабо давят на снег и могут двигаться по свежевыпавшему рыхлому снегу.
Мотор снегоходов, даже четырехцилиндровый, более прост, чем автомобильный, но используются и моторы двухцилиндровые, еще более простые. Сложная автомобильная коробка скоростей заменена более примитивным устройством.
Снегоход должен остаться целым в любых экстремальных ситуациях. В некоторых моделях надежность достигается тем, что упрощено управление. В других легких моделях значение имеет поза водителя: его повороты изменяют направление движения снегохода. В более сложных конструкциях повороты осуществляются передней лыжей или парой лыж. Вместе с тем, в управление для надежности вводится электроника.
Выпускаются снегоходы различных моделей. Лучшие из них, оснащенные мощным мотором, развивают скорость свыше 150 километров в час. Грузовые снегоходы могут брать более двух тонн груза. Некоторые снегоходы имеют мощность более 100 киловатт, или около 150 лошадиных сил. То есть небольшую коробочку снегохода приводит в движение как бы целый табун лошадей. Такая «карета» легко преодолевает любые препятствия. Для поездок на таких санях как нельзя лучше подойдут очки с подогревом. Посмотреть можно здесь.
Очень большая площадь опоры снегохода дает ему возможность двигаться и по воде. Выпускаются снегоходы, у которых основание в виде лодки, которая может двигаться и по воде, и по суше. Для северной тундры, когда земля уже покрыта снегом, но многочисленные озера еще не замерзли, возможность двигаться не только по суше, но и по воде, очень важна.
Починка снегохода в тундре — дело сложное. Поэтому конструкция их делается очень надежной. Для дальних путешествий предусмотрен некоторый комфорт. Снегоходы создают большие возможности для путешествий по северу.
Снегоход или мотобуксировщик (мотособака): что выбрать?
Снегоходные виды транспорта не отличаются большим разнообразием. Их можно перечислить по пальцам:
Наиболее популярными зимними транспортными средствами являются снегоходы и мотобуксировщики. Сравним их между собой.
Что общего между снегоходом и мотособакой?
Мотобуксировщик по сути является упрощенной задней частью снегохода. Присоединив к мотособаке лыжный модуль получим простейший снегоход. Оба транспортных средства являются гусеничными; на мотобуксировщиках часто используются снегоходные гусеницы.
Мотособака с лыжным модулем
Что лучше: мотособака или снегоход?
Ответ на этот вопрос зависит от основных задач, которые вы ставите перед транспортным средством. Выделим основные преимущества снегохода и мотособаки. Начнем со снегохода:
Теперь перечислим плюсы мотобуксировщика:
Недостатки перечислять не будем т.к. у снегохода они вытекают из достоинств мотособаки, а у мотобуксировщика — из преимуществ снегохода.
Вывод
На самом деле определиться с выбором несложно. Если нужен простой недорогой транспорт для хозяйственных нужд и, скажем, поездок на рыбалку на ближайший водоем, то мотособака — идеальный выбор. Если же есть необходимость в длительных поездках или важны такие показатели, как скорость и комфорт, а цена не является решающим фактором, то стоит задуматься над покупкой снегохода.
Зимняя экзотика: разбираемся в необычных типах снегоходов
Наконец-то в средней полосе России выпал настоящий снег. Туристы расчехляют утили, быстрые парни – спортивные машины. Однако далеко не всегда снегоход – это машина с двумя лыжами и одной гусеницей. Желание ездить по снегу «аки по асфальту» породило множество очень интересных конструкций. Какие-то из них ушли в историю, а какие-то весьма популярны до сих пор.
Думаю, что стремление воплотить сказочное «наши сани едут сами» появилось ровно в тот момент, когда господин Даймлер прикрутил двигатель внутреннего сгорания к своему «рейтвагену». Однако если с двигателем все было понятно – его изобрели, то вот с движителем дела обстояли заметно сложнее. Колесо для снега подходит не очень. По плотному и укатанному (а кто же его укатает) оно еще едет, но вот по «пухлому» – никак. Отличный выход – полозья или лыжи, но они не могут быть движителем, а очевидная технология гусеничного привода в начале, да и к середине прошлого века не развилась дальше брезентовых тряпок с поперечными зацепами. Вариант металлических гусениц для малой техники, ясное дело, не подходил.
Аэросани
Выход нашелся: на волне шагающей семимильными шагами авиации к стоящей на трех или четырех лыжах «телеге» приделали авиационный двигатель и снабдили самолетным же винтом. Даже переделывать ничего не пришлось – просто развернули винт наоборот, чтобы он из тянущего стал толкающим – и поехали.
Аэросани пользовались довольно большой популярностью в Сибири и на Крайнем Севере, курсировали по замерзшим руслам рек, обслуживая отдаленные населенные пункты, вахты буровиков и геологов, а также оленеводов, живущих в тундре. Широко аэросани использовались и во время Великой Отечественной войны, причем как нашими войсками, так и немцами.
Одной из наиболее популярных и массовых моделей в СССР стали аэросани Север-2, разработанные в КБ Камова в 1959 году. За основу был взят кузов автомобиля ГАЗ-20 Победа, к которому приделали лыжи и авиационный двигатель АИ-14 – звездообразный девятицилиндровый агрегат объемом 10,4 литра и мощностью 260 л.с. Скорость машины была невысокой, расход топлива – ощутимым, да и груза или пассажиров такая машина могла перевезти немного.
Однако гораздо ближе к нашей снегоходной теме многочисленные самопальные аппараты, которые местечковые «кулибины» строили в огромных количествах в мастерских и гаражах, благо конструкция не имела каких-то особенно сложных элементов. Корпус зачастую вообще отсутствовал: сиденье на раме, лыжи, мотор, винт – и вперед.
Очевидными минусами любых аэросаней можно назвать высокий расход топлива при не самых высоких скоростях, посредственную управляемость, почти полное отсутствие тормозов, сложность с преодолением глубоких участков пухляка и не лучший акустический комфорт для ездоков. Видимо по совокупности этих причин тема гибрида самолета и саней не нашла развития.
Пукер-каракат
Гораздо более эффективными и универсальными оказались машины на колесах низкого давления – пневматиках. В разных частях страны их называют по-разному: каракаты, пневматики и даже пукеры, но смысл от этого не меняется. К снегоходам в строгом смысле этого слова каракаты относятся частично, поскольку способны передвигаться по любым поверхностям от болотистых топей до твердых грунтов и снега и даже умеют плавать. Однако именно зимой эти аппараты можно встретить чаще всего.
Каракат на агрегатах и раме мотоцикла Иж Планета-5 – классика жанра
В основе конструкции таких машин чаще всего лежит мотоциклетный двигатель от Ижа, Минска или Восхода, а сейчас умельцы ставят и китайские агрегаты. Компоновка может быть трех- или четырехколесной. Если трехколесный вариант – это чаще всего доработанный мотоцикл, то четыре колеса уже требовали изготовления самостоятельной рамы.
Основные достоинства – простота и дешевизна изготовления в гаражных условиях. Именно этим обусловлена популярность пукеров до сегодняшних дней. Минусов, однако, у этого типа снежных машин тоже изрядно: неспособность ездить по глубокому снегу, малая скорость, плохая управляемость, непобедимая «нежность» колес, изготовленных из камер грузовых автомобилей и тракторов. Естественно, ни о каком развлекательном использовании таких машин не может быть и речи: максимум, на что они способны – перемещать тело или два в пространстве. Медленно и скучно.
Мотособака – друг человека
Когда-то мотоцикл в СССР был весьма распространенным транспортом, что в первую очередь и обусловило появление большого количества каракатов. Однако сейчас найти в гараже старый, но исправный мотоцикл – та еще задача, да и время на «самопальство» есть далеко не у всех, а потребность в дешевом и компактном снеговом транспортном средстве никуда не делась. Тем же рыбакам совсем не сладко топать по льду 5-10 километров до клевого места, но покупать ради этого снегоход – тоже не вариант. Поэтому на данный момент самым компактным, простым и дешевым способом перемещения себя и небольшого груза по неглубокому снегу является мотобуксировщик или мотособака.
Простейшая рама, гусеница (чаще всего от Бурана) на роликах без какой-либо подвески и мотор для силовой техники – такой же, какие используют в бензогенераторах и мотопомпах. Картину дополняют пластиковые сани на жесткой сцепке – вот и весь рецепт.
Мотособаки могут отличаться размерами и мощностью, иметь вариатор или (что гораздо чаще) не иметь его, так же как фары и сиденья – это все опции. Зато среднестатистическая конструкция помещается в багажник универсала, что, без сомнения, поднимает его функциональность до небес.
Естественно, говорить о развлекательно-покатушечном использовании таких саней тоже невозможно. Комфорт нулевой, скорость – чуть быстрее пешехода, маневренность – на уровне железнодорожного вагона. Как нельзя лучше этому транспорту подходит слоган «зато не пешком». Если учесть, что «пешком» приходится зачастую по льду и много километров, звучит особенно актуально.
Микроснегоходы
Для тех, кто не хочет ездить на «корыте с мотором», современная промышленность, причем как наша, так и китайская, предлагает более высокий уровень техники – микроснегоходы. По компоновке это практически настоящие сноумобили, разве что совсем маленькие. Зачастую аппараты имеют разборную конструкцию и тоже способны уместиться в багажник большого универсала или минивэна.
Микроснегоход Рыбинка производства «Русской Механики». Наш ответ китайцам
Такая техника уже может называться «настоящей» и годится не только для перемещения себя и своего рыбацкого ящика от дороги до лунки, но и в покатушках вокруг дачи может принять участие.
Конечно, говорить о комфорте, динамике или проходимости не приходится и тут, но зато это уже вполне полноценный снегоход.