Аэростат что это такое и для чего
Аэростат
Содержание
Различают привязные, свободнолетящие и аэростаты с двигателем — дирижабли.
По типу наполнения аэростаты делятся на:
Для наполнения шарльеров применялись и применяются водород и (реже) светильный газ; но эти газы горючи, а их смеси с воздухом взрывоопасны, что требует дополнительных мер предосторожности. Данного недостатка лишён инертный гелий, который также используется в шарльерах; однако гелий достаточно дорог, что препятствует его повсеместному применению в воздухоплавании.
Монгольфьеры наполняют нагретым воздухом.
Применение
Аэростаты впервые позволили человеку подняться в воздух, а позднее и достичь стратосферы.
В России одним из организаторов полётов на аэростатах для научных исследований атмосферы был А. М. Кованько.
Одна из основных областей применения — подъём на необходимую высоту систем видеонаблюдения, связи, получения метеоданных.
Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
Кроме использования в системе ПВО привязные аэростаты применялись для наблюдения за полем боя, корректировки артиллерийского огня и разведки.
Рекорды
27 мая 1931 года Огюст Пиккар и Паул Кипфер первыми сумели достичь стратосферы на воздушном шаре.
31 августа 1933 года Александр Даля, находясь на борту открытого воздушного шара запечатлил первый снимок на котором видна округлость Земли.
Гелиевый аэростат Explorer II, пилотируемый офицерами Авиационного корпуса Сухопутных войск США (капитаном Оврилом А. Андерсеном, майором Уильямом Кепнером и капитаном Альбертом У. Стивенсом), достиг новой рекордной высоты в 22066 м (72395 футов) 11 ноября 1935 г. В 1934 году рекорд высоты в 22000 м (72178 футов) был взят на советском стратосферном аэростате «Осоавиахим-1».
Предыдущий рекорд высоты для пилотируемых аэростатов был установлен на высоте в 34668 м (113739 футов) 4 мая 1961 г. Малькольм Росс и Виктор Пратер на шаре Stratolab V стартовали с палубы корабля USS Antietam в Мексиканском заливе.
Текущий рекорд установил 14 октября 2012 года Феликс Баумгартнер, поднявшись на высоту около 39045 метров в капсуле, прикрепленной к воздушному шару Red Bull Stratos над американским штатом Нью-Мексико.
1 марта 1999 года Бертран Пиккар и Брайан Джонс отправились на аэростате Breitling Orbiter 3 из швейцарской деревни Шато-д’О (Château d’Oex) в первый беспосадочный кругосветный полет. Они приземлились в Египте после 40814 километров полета спустя 19 дней, 21 час и 55 минут (средняя скорость 85,4 км/ч).
Рекорд высоты для беспилотного шара составляет 53,0 км (173882 футов). Шар был запущен JAXA 25 мая 2002 года из префектуры Ивате, Япония. Это самая большая высота, когда-либо достигнутая средством передвижения в атмосфере. Только ракеты, ракетные самолеты и баллистические снаряды могут лететь выше.
Значение слова «аэростат»
[От греч. ’αήρ — воздух и στατός — поставленный, стоящий]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АЭРОСТА’Т, а, м. [от греч. aēr — воздух и statos — стоящий] (спец.). Воздухоплавательный аппарат; то же, что воздушный шар.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аэроста́т
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова годок (существительное):
Ассоциации к слову «аэростат»
Синонимы к слову «аэростат»
Предложения со словом «аэростат»
Цитаты из русской классики со словом «аэростат»
Сочетаемость слова «аэростат»
Каким бывает «аэростат»
Понятия со словом «аэростат»
Заградительные аэростаты — специальные аэростаты, используемые для повреждения самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «аэростат»
Центр столицы кроме зенитчиков прикрывали также привязные аэростаты заграждения.
Впрочем, в последнее время взамен стальных тросов стали использовать синтетические, которые позволяют в принципе поднимать привязные аэростаты аж на 60 км.
Там же деятельно работают над усовершенствованием как управляемых аэростатов, так и новых аппаратов, тяжелее воздуха.
Синонимы к слову «аэростат»
Ассоциации к слову «аэростат»
Сочетаемость слова «аэростат»
Каким бывает «аэростат»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Аэростат что это такое и для чего
Аэростаты!
На аэростат у поверхности земли (в плотных слоях воздуха) действует выталкивающая (архимедова) сила так же, как на погружённый в воду шарик от пинг-понга. Под действием этой силы (она называется аэростатической) аэростат поднимается до тех пор, пока выталкивающая сила не сравняется с его силой тяжести.
Первые аэростаты!
Первый аэростат создали в 1783 году во Франции братья Ж. и Э. Монгольфье.
Аэростат братьев Монгольфье был изготовлен из льняной ткани, обклеенной с двух сторон бумагой, и наполнялся на земле нагретым до 70-100 °C воздухом. Аэростаты такого типа позже стали называться «монгольфьерами».
В этом же, 1783 году, французский учёный Ж. Шарль вместе с механиками братьями Робер разработал и построил свой аэростат, наполненный водородом. Оболочка этого аэростата была выполнена из лёгкого тонкого шёлка и покрыта раствором каучука. Аэростат получил название «шарльер».
Классификация аэростатов.
Наибольшее число полётов стратостатов в стратосферу было совершено в 1930-х годах. Первые стратостаты строились в Бельгии, Франции, США, СССР.
В 1971 году французский привязной аэростат был поднят на высоту 18 км с научной аппаратурой общей массой 60 кг. Привязные аэростаты с экипажем применяют в военных целях, для тренировки парашютистов, как обзорные вышки; аэростат без экипажа используют в научных целях, для связи и т. д.
В зависимости от наполнения аэростаты делятся на:
В шарльерах применяются газы значительно легче воздуха: водород, светильный газ, гелий. Первые два взрывоопасны, а гелий достаточно дорог.
Монгольфьеры наполняют нагретым воздухом.
Возможности аэростатов!
Аэростаты впервые позволили человеку подняться и плавать в воздухе, а позднее и достичь стратосферы.
В конце 1920-х немецкий физик Плаусон с успехом применил привязные аэростаты в качестве приемников атмосферного электричества. С одиночного аэростата в ясную погоду удавалось снять до 3,5 киловатт электрической мощности при напряжении около 120 киловольт. Позже с этим эффектом столкнулись при использовании тросов аэростатов заграждения в качестве антенн дальней радиосвязи. Эта технология может применяться для автономного энергоснабжения. Выход энергии может быть повышен с помощью дугового разрядника, подвешенного на тросе под аэростатом для ионизации атмосферы.
Во время второй мировой войны аэростаты широко применялись в противо-воздушной обороне (ПВО) для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
Кроме использования в системе ПВО привязные аэростаты применялись для наблюдения за полем боя, корректировки артиллерийского огня и разведки.
Два аэростата летали в атмосфере Венеры. В июне 1985 года с советских автоматических межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2», пролетавших в окрестностях планеты, были сброшены «аэростатные зонды». Эти аэростатные зонды произвели снижение на парашютах и после наполнения их оболочек гелием начали дрейф в атмосфере планеты на высоте 53-55 км, проводя измерения метеорологических параметров. Продолжительность работы обоих зондов составила более 46 часов.
Аэростаты! Рекорды!
27 мая 1931 года Огюст Пиккар и Паул Кипфер первыми сумели достичь стратосферы, и поднялись на высоту 15 781 м.
31 августа 1933 года Александр Даля, находясь на борту открытого воздушного шара, сделал первый снимок, на котором видна округлость Земли.
В 1933 году стратостат «СССР-1» с тремя воздухоплавателями на борту достиг высоты 18 800 м.
30 января 1934 года на советском стратосферном аэростате «Осоавиахим-1» был установлен рекорд высоты в 22 000 м. Данный рекорд был омрачен печальным событием. Во время спуска погибли аэронавты П. Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко и И. Д. Усыскин.
11 ноября 1935 года гелиевый аэростат Explorer II, пилотируемый офицерами Авиационного корпуса Сухопутных войск США (капитаном Оврилом А. Андерсеном, майором Уильямом Кепнером и капитаном Альбертом У. Стивенсом), достиг новой рекордной высоты в 22 066 м.
4 мая 1961 года был установлен рекорд высоты для многоместного пилотируемого аэростата. Малькольм Росс и Виктор Пратер на шаре Stratolab V стартовали с палубы корабля USS Antietam в Мексиканском заливе и поднялись на высоту 34 668 м.
В 1962 году на стратостате «Волга» пилоты П. И. Долгов и Е. Н. Андреев совершили полёт на 25 458 м и оттуда спустились на индивидуальных парашютах.
В 1972 году в США на высоту 52 км был поднят стратостат с научной аппаратурой массой 113 кг.
1 марта 1999 года Бертран Пиккар и Брайан Джонс отправились на аэростате Breitling Orbiter 3 из швейцарской деревни Шато-д’О (Château d’Oex) в первый беспосадочный кругосветный полет. Они приземлились в Египте после 40 814 километров полета спустя 19 дней, 21 час и 55 минут (средняя скорость 85,4 км/ч).
24 октября 2014 года Алан Юстас, поднялся на высоту около 41 421 метра в скафандре, прикрепленном к воздушному шару над американским штатом Нью-Мексико.
Рекорд высоты для беспилотного шара составляет 53,0 км (173 882 футов). Шар был запущен JAXA 25 мая 2002 года из префектуры Ивате, Япония. Это самая большая высота, когда-либо достигнутая воздухоплавательным аппаратом. Только ракеты могут летать выше!
Полет на аэростате полон красоты и чудес не зависимо от высоты полета!
Ура! Вы выбрали полет по программе «Стандарт»
Ура! Вы выбрали полет по программе «Премиум»
Отправьте нам сообщение
Отправьте нам сообщение
Заказ на полет
Оплата ознакомительного полета
Оплата ознакомительного полета
Оплата ознакомительного полета
Оплата ознакомительного полета
Прежде всего, нужно определиться с тем, что же такое аэростат. В 1865 году вышел труд российского энциклопедиста Алексея Давидовича Михельсона под названием «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней» где объяснялось, что само название «аэростат» берёт своё начало от греческих слов «aer» (воздух) и «stao» (держусь). Здесь же давалось определение аэростата как «воздухоплавательного шара, наполненного газом легче воздуха, и поднимающегося поэтому вверх». На сегодняшний день это определение несколько неточно, поскольку технологически уже давно можно придавать аэростатам практически любую, даже самую причудливую форму, а не только форму шара. Поэтому и наименование «воздушный шар» так же не точно.
ВИДЫ АЭРОСТАТОВ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОБОЛОЧКИ
ТЕПЛОВЫЕ АЭРОСТАТЫ (монгольфьеры)
Это аэростаты, подъёмная сила которых создаётся горячим воздухом. В 1782 году французы братья Монгольфье изготовили и подняли в воздух свой аэростат. Он имел шаровидную форму, объём в 1 кубический метр, был наполнен горячим воздухом и поднялся на высоту всего 30 метров. Тем не менее, этот полёт считается первым официальным полётом аэростата в мире. В дальнейшем все неуправляемые аэростаты, подъёмной силой для которых служил нагретый воздух, стали именоваться в честь братьев «монгольфьерами».
ГАЗОВЫЕ АЭРОСТАТЫ (шарльеры)
Это аэростаты, подъёмная сила которых создаётся за счёт газов легче воздуха и их смесей. 27 августа 1783 года французский изобретатель Жак Александр Шарль успешно испытал свой аэростат, наполненный водородом. В честь изобретателя все аэростаты, летающие на водороде (атак же на других газах и их смесях), стали именовать «шарльерами».
КОМБИНИРОВАННЫЕ АЭРОСТАТЫ (розьеры)
Это аэростаты, использующие для осуществления полёта одновременно силу нагретого воздуха и газа (смеси газов) легче воздуха. В таких аэростатах используются сразу две оболочки. Изобрёл этот принцип французский физик Пилатр де Розье. В его честь они и получили своё название. Конструкция аэростата де Розье содержала верхнюю сферическую оболочку, заполненную водородом и нижнюю цилиндрическую оболочку, наполненную горячим воздухом. К сожалению, изобретатель и его помощник погибли во время испытательного полёта 15 июня 1785 г. Но изобретение его продолжает жить. В 1999 англичанин Брайан Джонс и швейцарец Бертран Пиккар осуществили первое в мире кругосветное путешествие на аэростате типа розьер.
ВИДЫ АЭРОСТАТОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
СВОБОДНЫЕ АЭРОСТАТЫ
К ним относятся все неуправляемые аэростаты. Они могут быть как с экипажем, так и без него, могут использоваться в сфере экстремального отдыха, в спортивных, научных и рекламных целях. Свободный аэростат имеет мягкую оболочку, открытую или закрытую гондолу (для высот более 12 км.).
ПРИВЯЗНЫЕ АЭРОСТАТЫ
В принципе, это те же свободные аэростаты, но связанные прочным тросом с лебёдкой, закреплённой на земле. Благодаря этому, при необходимости, может регулироваться расстояние от аэростата до земли. Высота подъёма аэростата при наличии на борту людей – до 2 км., без людей – до 8—10 км. и более. Привязные аэростаты имеют обтекаемую оболочку с хвостовым оперением. Могут использоваться, для экстремального отдыха, в качестве обзорных площадок, для тренировки парашютистов, а так же в научных и рекламных целях.
СТРАТОСТАТ
Это свободный аэростат, предназначенный для подъёма в стратосферу (свыше 15 км.). Используется, как правило, для научных целей, реже в спортивных. Может быть как с экипажем, так и без него. От обычных аэростатов отличается большими размерами и герметичной гондолой.
УПРАВЛЯЕМЫЕ АЭРОСТАТЫ (ДИРИЖАБЛИ)
Первый полёт управляемого дирижабля был осуществлён 24 сентября 1852 года его создателем изобретателем Анри Жиффаром. Аэростат имел сигаровидную форму, винт и паровую силовую установку мощностью в 3 лошадиных силы. Своё название получил от французского «dirigeable» — «управляемый». Дирижабли активно использовались в прошлом и у них неплохие перспективы и на сегодняшний день. Используются, в основном, для целей туризма, пассажирских и грузоперевозок. В свою очередь дирижабли подразделяются по следующим основным критериям:
КЛАССИФИКАЦИЯ АЭРОСТАТОВ
ФАИ (Международная авиационная федерация) подразделяет все летательные аппараты на 16 классов. Каждый класс обозначается заглавной буквой латинского алфавита. В том числе класс свободных аэростатов обозначаются буквой «А», дирижаблей буквой «В». В свою очередь класс свободных аэростатов (класс А) подразделяется на 5 подклассов, каждый из которых состоит из 15 категорий (в зависимости от объема оболочки).
АА – свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает газ легче воздуха.
АХ – свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает только горячий воздух.
АМ – свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает подогретый газ легче воздуха.
AS — свободные аэростаты, для которых подъёмную силу обеспечивает газ легче воздуха и рассчитанные на наддув оболочки в такой степени, чтобы оказывать заметное влияние на характеристики аэростата.
АТ — свободные аэростаты, не подходящие под первые четыре подкласса.
ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ АЭРОСТАТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЁМА ОБОЛОЧКИ
Аэростаты. Деньги на ветер?
6 мая 1937 г. произошло одно событие, которое многие специалисты допускали весьма вероятным. В тот день, во время пристыковки к мачте в американском городе Нью-Джерси, произошла знаменитая катастрофа немецкого дирижабля «Гинденбург» с пассажирами на борту. Погибло 36 человек из 97. Следствие так и не установило точных причин возгорания водорода, хотя американцами было выдвинуто естественное предположение о нарушении техники безопасности — водород все-таки, хотя конструкторами «Гинденбурга» все меры безопасности были продуманы.
Страх и ужас
Кроме всего прочего, гондола с наблюдателями под напором воздушных масс качалась как вместе с аэростатом, так и относительно него, при этом качка могла по силе сравниться с морской. Поэтому наблюдателей для аэростатов тщательно подбирали и обучали, ибо от них требовались устойчивость к «морской болезни», смелость, знание парашюта и, конечно же, умение вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. Бывали случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до безобразного состояния.
Так что нереально беззаботный полет Виталия Соломина и Надежды Румянцевой на аэростате в комедии «Крепкий орешек» (современной молодежи не путать с американским блокбастером!) надо рассматривать, прежде всего, как художественный фильм. Хотя такой случай, как говорится, из жизни.
Во время Великой Отечественной войны система противовоздушной защиты, например, Москвы к началу налетов Люфтваффе на город включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также 124 аэростата заграждения. Как видно, даже такому виду борьбы с вражескими самолетами, как боевые аэростаты, отводилась весьма весомая роль в системе защиты ПВО.
Наиболее впечатляют такие цифры. В период с 1941 по 1945 год подразделения аэростатного заграждения прикрывали воздушные ворота к таким городам: | |
Архангельск | 26 отряд |
Баку | 5 полк |
Батуми | 7 отдельный дивизион |
Владивосток | 72 морская бригада |
Воронеж | 4 и 9 отряды |
Горький | 8 и 28 отдельные дивизионы |
Запорожье | 6 отдельный дивизион |
Киев | 4 и 14 отряды |
Куйбышев | 2 отряд |
Ленинград | 3, 4, 11 и 14 полки |
Москва | 1, 2 и 3 дивизии |
Мурманск | 6 отряд |
Одесса | 6 отдельный дивизион |
Плоешти | 15 отряд |
Поти | 1 морской |
Рига | 26 отряд |
Ростов-на-Дону | 9 отряд |
Саратов | 4 отдельный дивизион |
Севастополь | 1 отдельный отряд Ч.Ф. |
Сталинград | 6 и 26 отдельные дивизионы |
Хабаровск | 12 отряд |
Харьков | 6 отдельный дивизион |
Ярославль | 1 отряд |
Всего около трех тысяч постов заграждения |
Герой не нашего времени
Итак, существует следующая классификация аэростатов:
Для военных целей применялись аэростаты свободного полета (пилотируемые с экипажем, автоматические, радиозонды, шары-пилоты и др.) и привязные, которые использовались для воздушного заграждения, корректирования огня артиллерии и разведки (вспомним по этому поводу незадачливого Бумбараша и его приключения на аэростате).
Аэростат свободного полета (за границей применяется термин «автоматический дрейфующий аэростат») может оснащаться аппаратурой автоматического управления полетом, барометрическими стабилизаторами высоты, программнокомандными устройствами, средствами радиоуправления.
Военные быстро смекнули преимущества аэростатов. Воздушные шары с человеком на борту стали применяться в период Французской революции и в битвах французов с австрийцами при Мобеже и Флерю в 1794 г. Это были привязные монгольфьеры, поднятые на высоту 350-400 м, с помощью которых велась разведка мест сосредоточения противника и корректировка огня артиллерии. Большая польза от применения монгольфьеров на войне была оценена французским правительством, которое в 1794 году организовало первую воздухоплавательную военную школу в Шале-Медон.
В России, так же как и в других странах, предпринимали попытки создания боевого вооруженного аэростата. Идея о создании такого корабля была привезена из-за границы немецким механиком Липпихом. Его предложение Александру I гласило: «Открытие сие состоит в управлении аэростатического шара, конструкции воздушного корабля, который вмещать будет в себя нужное число людей и снарядов для взрывания всех крепостей, для остановки и истребления армии».
Конструктивно аэростат Липпиха представлял собой длинную гондолу, которая крепилась к воздушному баллону с помощью деревянных рам. В гондоле предполагалось размещать несколько человек и 300 пудов груза. Воздухоплавание корабля, по выбранному курсу полета, должно было производиться при помощи крыльчатых весел, приводимых в действие мускулами экипажа, под управлением кормчего. Липпих, обещавший построить 50 кораблей в течение трех месяцев, был доставлен инкогнито в Россию. При попечительстве московского губернатора Растопчина в подмосковном селе Воронцово втайне строился чудо-аппарат, который планировалось использовать против Наполеона. Однако готовый корабль поднялся над землей только в 1814 году: «Корабль поднимался на шару на привезях не выше 5-6 сажень от земли, но полета против ветра произвести не мог, а главное его средство, предполагаемое для достижения его цели, состоящее в тафтянах крыльях, оказалось недостаточным». Так констатировала специальная комиссия результаты испытания корабля. Истратив 20 тыс. рублей на постройку неудавшегося управляемого аэростата, Липпих был объявлен «сумасшедшим шарлатаном» и в августе 1814 г. был выдворен из России.
Во время гражданской войны 1861-1865 гг. американцами был использован опыт Франции по применению воздушных шаров в боевых действиях. При осаде г. Ричмонд в 1862 г. северяне при помощи двух привязных шаров организовали телеграфную связь с лагерем своих войск и могли следить, что делается в осажденном городе, а также более эффективно направлять артиллерийский огонь на вражеские батареи.
Не отставали от французского изобретения и другие страны.
В России после неудавшейся затеи Липпиха были выдвинуты собственные предложения о постройке вооруженных дирижаблей. Изобретатель Снегирев в сороковых годах XIX века предложил проект управляемого аэростата, снабженного плоскостью с изменяющимся углом наклона, а в 1866 году Н.М. Соковкин разработал дирижабль жесткого типа объемом 5250 м3 с реактивным двигателем. В эти же годы известный конструктор Костокович строит управляемый аэростат «Россия», однако пожар уничтожает конструкцию. Поручик Д. Чернушенко просит деньги на постройку дирижабля собственной конструкции. На его просьбе царский чиновник поставил прогнозируемую резолюцию: «Здоров ли, вызовите в комиссию и прикажите расспросить». И это было за десять лет до постройки дирижабля немцем — графом Цеппелином!
Однако дела иностранные заставили шевелиться и военное ведомство России. В 1869 г. при главном инженерном управлении военного министерства была организована «Комиссия по применению аэростатов для военных целей», способствовавшая закупке аэростатов, их вооружению, боевому применению и организации боевых действий. Она упорно делает заказы во Франции на военные аэростаты, отказав даже Циолковскому, который предложил проект металлического дирижабля.
Немцы в 1870-1871 гг. применяли привязные шары при осаде городов Париж и Мец, при этом из осажденного Парижа было выпущено около 65 аэростатов. Из них семь аэростатов пропали без вести, два унесло в океан, а пять захватили пруссаки. На аэростатах из Парижа вылетели 164 человека, в том числе премьер-министр Франции. Ими было отправлено 2,5 млн. писем общим весом около 10 тонн и вывезено 380 почтовых голубей, из которых 57 возвратились в Париж с большим количеством депеш. Из Меца отправлено 40 аэростатов, каждый из них брал по пять тысяч писем. Не долетело по назначению шесть аэростатов.
А в первые годы ХХ века в Париже особой популярностью пользовался сын богатого бразильского плантатора, удачливый воздухоплаватель Сантос-Дюмон. На своих аэростатах он часто появлялся на общественных мероприятиях.
А тем временем по всей Европе стали создаваться различные воздушные общества. Не отставали в этом вопросе и мы, и в 1890 г. был создан российский Учебный воздухоплавательный парк, который занимался вопросами не только голубиной почты, аэропланами, визуальным телеграфом, но и, конечно же, аэростатами.
Успешно применялись англичанами воздушные шары во время войны с бурами 1900-1901 гг. На маневрах 1903 г. российской армией в Красном Селе, Бресте и Вильно отрабатывались возможности использования воздушных шаров в целях разведки. Тогда же были впервые использованы змейковые аэростаты обтекаемой формы. В 1908 г. был испробован дирижабль «Учебный» и аэростат «Стрепет». Впервые русскими и японскими армиями были применены привязные аэростаты для корректировки огня и разведки во время войны 1905 г., особенно при осаде Порт-Артура.
Насколько аэростаты захватили умы людей в начале ХХ века, можно проследить на нескольких примерах. Вот некоторые из них.
Незадолго до начала Первой мировой войны в Германии был создан мангеймский воздухоплавательный отряд, а с 1909 г. на заводах фирмы «Ланц» изготавливались дирижабли марки «Шютте-Ланц», названные так по имени изобретателя и фирмы-изготовителя. Немецким военным ведомством было закуплено до десятка дирижаблей, которые использовались на фронте в первые два года войны для разведывательных полетов за франко-английскими линиями, а также воздушных атак на Лондон и другие города. Немцы называли дирижабли «воздушными сигарами». А президент Франции Р. Пуанкаре сокрушался в своем дневнике в момент начала Первой мировой войны: «В начале августа у нас были 24 эскадрильи и… со времени открытия враждебных действий были созданы еще 12 новых эскадрилий. Кроме того, у нас было шесть дирижаблей, готовых к действию. Один из них был уничтожен, другой находится в ремонте, третий не годится для использования». Немцы, например, свои «цеппелины» применяли группами по четыре штуки против столицы Франции, причем французы были вынуждены даже установить прожекторы на Эйфелевой башне. Особенно опасными для аэропланов были атаки против т.н. змейковых, привязных, аэростатов. Не один летчик погиб из-за кажущейся простоты схватки с неподвижно висящей «колбасой». Одни попадали под огонь наблюдателей, другие погибали при взрывах баллонов, третьи врезались в его оболочку и падали вместе с ней на землю. У французов за сбитый аэростат даже полагалась алая звездочка на орденскую ленту. Как говорится, вот тебе, бабушка, и Юрьев день, ой, точнее, аэростат!
Хотя бомбометание с аэростатов снова воскресло только в Триполитанской войне 1911-1912 гг., в которой итальянцы применили не привязные шары, а небольшие управляемые аэростаты с авиабомбами на борту, идея защиты наземных объектов от налетов авиации с помощью привязных аэростатов родилась лишь в 1916 г. в Италии, которая подвергалась бомбардировкам австро-венгерской авиации.
Были разнообразные попытки разработок эффективных способов оповещения с воздуха. Представляет определенный исторический интерес система Джемса Минса по оповещению наблюдателем из дирижабля или аэроплана, которая состояла из обычного резервуара с сажей. Сажа вручную выдувалась специальным насосом, образовывая маленькие или большие точки по системе Морзе, которые символизировали собой точки и тире. Однако медлительность этого способа и зависимость от погоды не позволили широко внедрить это новшество.
Продолжение следует