Афазия у детей что это
Афазия у детей что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Афазия у детей – это расстройство речи и ее восприятия, связанное с нарушением работы полушария головного мозга.
Статья:
Афазия у детей – это расстройство речи и ее восприятия, связанное с нарушением работы полушария головного мозга. Дети с этой болезнью плохо распознают речь окружающих, не могут строить предложения и очень сложно налаживают связь с внешним миром.
Афазия встречается всего у 1% детей. На фоне расстройства восприятия и воспроизведения речи они не могут выстраивать связь с окружающими, но у них сильно развивается наблюдательность. По сравнению со взрослыми, афазию у детей распознать значительно сложнее, поэтому ее редко диагностируют вовремя.
Причиной детской афазии может стать родовая травма, нарушение связей нейронов, опухоль в мозге. Большинство случаев афазии связано с неполноценной работой левого полушария. Именно левое полушарие отвечает за умение слушать, понимать, писать, читать, говорить. В редких случаях афазия вызвана повреждением правого полушария, которое отвечает за восприятие, память, ощущения.
Ребенок теряет речь иногда сразу, а в других случаях речь распадается постепенно. Будет ли распад внезапным или постепенным, в большинстве случаев он не бывает полным и равномерным, отдельные речевые навыки остаются сохранными и могут быть обнаружены в процессе восстановительной работы, а некоторые даже на первичном обследовании. Сохранность тех или иных речевых навыков зависит от многих причин, прежде всего от характера болезненного процесса в мозгу (его тяжести и локализации) и от уровня речевого развития к моменту заболевания.
СИМПТОМЫ АФАЗИИ
У детей с афазией наблюдается следующая симптоматика:
— Ребенку сложно подобрать нужное слово. При этом он пытается подобрать синоним, описывать предмет или явление, о котором хочет сказать.
— Теряется понятие «категории». Для ребенка сложно понять, например, что «кукла – это игрушка», потому что для него это слова, существующие по отдельности.
— У детей наблюдаются сложности с восприятием времени. Им трудно рассказать о последовательности действий, сложно расставить происходящее в хронологическом порядке.
— Такие дети чаще замыкаются в себе, отвечая на вопросы максимально коротко и односложно. Но в некоторых случаях наоборот начинают говорить без остановок, при этом составляя длинные предложения из несвязанных между собой слов так, что разобрать смысл сказанного невозможно.
— Нарушается синтаксическая сторона речи.
— Для детей характерна и подмена звуков, букв в словах в произношении и написании.
Все эти симптомы могут служить ориентиром для правильного построения плана работы с детьми.
ЛЕЧЕНИЕ РАССТРОЙСТВА
Лечение начинается с диагностики заболевания. Диагностика проводится с целью выявления факторов, которые спровоцировали афазию, причины заболевания.
Схема обследования детей с афазией.
1. Исследование общей способности ребенка к речевой коммуникации — беседа с
целью выяснения:
а) полноты собственной речи;
б) понимания им ситуативной, обиходной речи;
в) степени речевой активности;
г) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени
разборчивости.
2. Исследование понимания речи. С этой целью предъявляются на слух:
а) специальные устные инструкции (одночленные, типа «открой рот!»,
«подними руку!» и многочленные, типа «сними с телефона трубку!», «возьми со
стола ручку, положи ее на подоконник, а затем спрячь в карман!»;
б) нахождение предметов: «покажи окно!», «покажи нос!», серии предметов,
например: «покажи дверь, окно, потолок!» или «покажи нос, ухо, глаз!»;
в) короткие сюжетные тексты;
г) логико-грамматические конструкции например: «покажи, где круг под
крестом, где дочкина мама, а где мамина дочка, покажи левой рукой правое ухо»
и т. п.
3. Исследование автоматической речи:
а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0);
б) перечисление дней недели, месяцев;
4. Исследование повторной речи: повторение звуков, слогов, слов, различных по
звуковой структуре (например, «каша», «труба», «корабль»), фраз (например,
«Мальчик рисует самолет», «В магазин привезли продукты »).
5. Исследование функции называния:
а) реальных предметов и их картинных изображений;
б) действий (ответы на вопросы — «что делать?», «что делают?» — по
сюжетным картинкам;
в) цветов;
г) пальцев;
д) букв;
е) цифр.
6. Исследование фонематического слуха:
повторение пар слогов и слов с оппозиционными фонемами, например «ба-
па», «па-ба» и т. д., или «бочка — почка», «кот — год», «угол — уголь», «мыло
— Мила» и т. д.
7. Исследование слухо-речевой памяти. Предлагается повторить:
а) серии звуков, например «асу» или «б ш а»;
б) серии слов: «дом — лес — кот», «дом — лес — кот — ночь»;
в) короткие и длинные сложно-построенные фразы.
8. Исследование смысла слов: объяснение прямых значений отдельных слов,
например ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нужны? », « что
такое радость? », какая разница между словами: « обман » и «ошибка»;
9. Исследование чтения и письма:
а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также
коротких текстов;
б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам;
10. Исследование орального и пространственного праксиса. Предъявляются
задания:
а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать
языком, вытянуть, растянуть губы и т. д.
б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько
раз подряд;
в) повторение пространственных поз пальцев и серий движений (например:
кулак, ладонь, ребро).Детская афазия: причины, симптомы, лечение.
После этого разрабатывается комплексное лечение афазии, включающие не только медикаментозное лечение, но и курсы логопеда и дефектолога. Это очень длительный и трудоемкий процесс, цель которого – создание новых связей в головном мозге ребенка.
В лечении важную роль играет поддержка со стороны родителей. Большую роль в выздоровлении играют упражнения по развитию письма и речи. Поэтому учиться говорить и писать ребенок должен в окружении родных.
Индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом помогут выстроить новые связи в мозге. В качестве терапии может рекомендоваться занятие музыкой и пением, за что отвечает правое полушарие.
Лечение длительное и сложное, крайне важно для ребенка, страдающего афазией. Обучив подбирать слова и конструировать из них предложения, мы помогаем ребенку занять свое место в мире и прожить нормальную социально активную жизнь.
Что такое афазия? Причины, формы и методы коррекции
Афазия — это частичная или абсолютная потеря навыков произношения и понимания речи. Она появляется вследствие поражения отделов коры и подкорки головного мозга, отвечающих за речевую функцию. Чаще встречается у пожилых, но может появиться в молодом и детском возрасте. Для лучшего понимания, что такое афазия, важно отличать ее от алалии, при которой изначально наблюдается отсутствие или недоразвитие речи.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится диагностика и лечение детской афазии с применением эффективных современных методов.
Причины афазии
Эта речевая дисфункция является следствием травматичных факторов, повреждающих определенные участки мозга. Одни из этих факторов вызывают стабильные повреждения без ухудшения, это:
Другие способствуют постепенному прогрессированию афазии, это:
Степень расстройства речи при афазии зависит от величины пораженного участка речевого центра и способности неповрежденных зон мозга выполнять функции пораженных.
Формы заболевания
Согласно разным классификациям насчитывается от 9 до 11 форм афазии (подробно характеристики различных форм афазии представлены в нижеприведенной таблице), основными из которых являются:
Каждую их этих форм следует отличать от иных речевых расстройств: проблем, вызванных плохим слухом, дизартрии, дислалии, которые не обусловлены органическими поражениями мозговых структур.
Симптомы
В зависимости от локализации поражения для афазии характерны следующие проявления:
При появлении хотя бы одного из этих симптомов необходимо показать ребенка врачу. Специалисты нашего Центра владеют новейшими методами диагностики афазии и могут с точностью установить форму и степень этой речевой дисфункции.
Диагностика
Пациенты с речевыми расстройствами проходят диагностику у врача-невролога. На приеме врач:
Компьютерная или магнитно-резонансная томография позволяют изучить ткани мозга послойно и обнаружить пораженные участки. С помощью электроэнцефалографии проверяется электрическая активность разных зон головного мозга. Для диагностики нарушений проходимости сосудов применяется магнитно-резонансная ангиография. На основании всех полученных данных проводится тщательный анализ и устанавливается диагноз.
Лечение
Терапия речевой дисфункции проводится по двум направлениям:
Для каждого больного выстраивается индивидуальный план лечения. В нашей клинике к лечебному процессу помимо речевого невролога и логопеда-афазолога привлекаются нейропсихологи, массажисты, иглорефлексотерапевты, остеопаты. Отличный эффект дает применение способа транскраниальной магнитной стимуляции, который с начала XXI в. успешно используется во всем мире. Наши специалисты прошли обучение этой методике и владеют сертификатами на право ее применения.
Не стоить затягивать с визитом в нашу клинику. Чем раньше начато медицинское лечение и логопедическая работа при афазии, тем больше шансов на полное восстановление речевых навыков.
Детские афазии
Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности). При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.
Общие сведения
Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%. Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.
Причины детских афазий
Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.
Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.
Классификация детских афазий
Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:
1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.
2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.
Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.
Симптомы детских афазий
Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.
Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.
Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.
Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.
Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.
Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.
Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.
Диагностика детских афазий
Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.
Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.
Лечение детских афазий
Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.
Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.
Прогноз и профилактика детских афазий
Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.
Моторная афазия у детей признаки и лечение
Каким бывает недуг
Главная характеристика моторной афазии — нарушение устной речи (неверный грамматический строй предложений, сложности с артикуляцией, повторения слов и фраз) при сохраненном понимании обращенной речи.
Выделяют две формы течения моторной афазии: афферентная (кинестетическая) и эфферентная, или Брока. Форма афазии описывает особенности речевых нарушений. У одного и того же пациента может наблюдаться как один тип заболевания, так и сразу несколько, в зависимости от того, какие структуры коры головного мозга пострадали. В таких случаях говорят о сочетанной форме. Моторная афазия может сочетаться и с сенсорной, тогда говорят о сенсомоторной форме.
Глубину нарушений речевой функции отражают степени заболевания. Они зависят от объема повреждений и того, насколько успешно восстанавливаются нейронные связи. Степеней выделяют четыре:
У детей в большинстве случаев наблюдается прогресс состояния от более тяжелых фаз к более легким, и часто — к полному выздоровлению.
Афферентная и эфферентная формы: в чем отличие
Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры головного мозга и вторичных речевых зон. Ребенок теряет возможность ощущать движения языка и губ, и из-за этого теряет возможность нормально произносить звуки. Нарушения речи начинаются на уровне фонем: пациент не может правильно произносить звуки, некоторые или, в тяжелых случаях, все. В легких случаях больной путает близкие звуки: [н], [д] и [л], [г], [к] и [х] и так далее. Затруднены и простые движения языка и губ: надуть щеки или облизать губы для таких людей сложная задача. А вот письмо и чтение, если эти навыки были сформированы к моменту начала заболевания, сохраняются. В ряде случаев возможно и автоматизированное, механическое воспроизведение заученных песен и стихов.
Эфферентная моторная афазия — причина нарушения ритмичности, мелодики и грамматики речи, но словарный запас при этом заболевании сохранен. Речь пациентов выглядит необычно и напоминает разговор плохо знающего язык иностранца:
Пациенты с этой формой афазии понимают обращенную речь (иногда частично), и осознают, что они говорят иначе, неправильно. Чтение и письмо тоже нарушены. Часто наблюдаются и двигательные расстройства, которые требуют коррекции параллельно с речью.
Обе формы моторной афазии значительно нарушают социализацию ребенка и повышают уровень тревожности, ведь привычный способ взаимодействия с миром нарушен или утрачен. Такая ситуация приводит к тяжелым переживаниям. Страдающий речевыми нарушениями малыш нуждается в поддержке и налаживании удобного для него контакта с самыми близкими людьми.
Полечить или вылечить?
При любом виде афазии лечат в первую очередь причину болезни. Этим занимаются врачи-неврологи в условиях стационара, поскольку ситуации, которые привели к потере речи, угрожают здоровью, а иногда и жизни ребенка. К коррекции речевых нарушений приступают в начале периода восстановления, когда малыш вне опасности. Начинать такие занятия необходимо как можно раньше, но не ранее, чем это разрешит лечащий врач.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» предлагает комплексный подход к реабилитации при различных формах моторной афазии. У детей это заболевание имеет благоприятный прогноз: как правило, речь удается восстановить в полном объеме.
Специалисты нашего центра обладают необходимой квалификацией для наблюдения за пациентами в раннем восстановительном периоде. Опытные неврологи продолжал лечение, назначенное в стационаре, и будут корректировать его по мере улучшения состояния. Врачи совместно с логопедами точно установят диагноз и разработают план коррекционной работы, учитывающий как моторную афазию, так и сопутствующие проблемы, требующие реабилитации. Работа с психологом поможет преодолеть стресс, связанный с невозможностью привычно общаться. Логопед и психолог помогут ребенку наладить контакт с родителями, если с этим есть трудности.
Комплексный подход позволяет корректировать одновременно несколько нарушений. Такое случается нередко: при отравлениях, инфекциях, тяжелых черепно-мозговых травмах очагов поражения может быть несколько. В таких случаях кроме логопедической могут потребоваться другие виды коррекции. Мы работаем с нарушением двигательной активности, с повышенной возбудимостью и гиперактивностью, появившимися после повреждения нервной системы или имевшимися и раньше. В центре есть все необходимое оборудование, наши врачи, дефектологи и реабилитологи обладают богатым опытом работы с комплексными нарушениями. Учитывая характер и потребности маленьких пациентов, мы сделаем все, чтобы как можно скорее добиться максимально возможного результата.