Аффективная привязанность ребенка что это значит
Аффективная привязанность
Это термин часто можно встретить в различных статьях, посвященных воспитанию детей. Аффективная привязанность – это чрезмерное желание ребенка быть постоянно с матерью. Многие молодые мамы нередко сталкиваются с таким явлением, а есть и те женщины, которые неосознанно формируют у собственного малыша подобное поведение.
Что значит термин аффективная привязанность?
Причинами появления такой чрезмерной привязанности могут быть совершенно различные вещи. В определенном возрасте у малыша возникает Эдипов комплекс или комплекс Электры. Именно в это время могут появиться признаки аффективной привязанности, которые пройдут со временем. Более серьезной психологи считают ситуацию, когда мама сама формирует у малыша подобное поведение.
Поведение родителей и его влияние на детей
Некоторые мамы в силу особенностей своего характера, сами формируют у детей аффективную привязанность. Обычно это происходит, если женщина дает ребенку двойственные сигналы, например, она одновременно обнимает малыша, то есть показывает ему свою любовь и расположение, и в это же самое время ругает его. В такой ситуации ребенок не может понять, что именно хочет сказать ему родитель своими действиями, это и приводит к сильной привязанности к маме.
Психологи советуют родителям, тщательно контролировать те сигналы, которые они посылают своим детям. Ребенок должен четко понимать, что именно за посыл он получает от мамы. В детском возрасте трудно понять возникновение тех или иных эмоций. Малыш просто не в состоянии осознать, что мама ругает его и обнимает одновременно из-за того, что сильно испугалась за него. Зато он чувствует, что происходит что-то странное, а значит, пугающее. Попытки подстроиться под поведение родителей часто могут закончиться тем, что ребенок будет стараться все время находиться рядом с мамой.
Аффективная привязанность ребёнка — что это значит
Пробегала мимо
Пробегала мимо
Психологические термины всё чаще используются в обиходе, и один из них – аффективная привязанность ребёнка что это, давайте разберёмся, попробуем рассказать простыми словами о сложном.
Привязанность необходима, но иногда она может иметь патологический, нездоровый характер. Причины кроются как в поведении матери по отношению к ребёнку, так и в обстоятельствах его появления на свет. Замечено что дети, отлучённые от матери, в первые дни после рождения, склонны к проявлению чрезмерной и даже болезненной привязанности в будущем.
Вероятно, кроха, ощутивший отсутствие защиты в лице мамы, подсознательно боится её потерять и делает всё возможное, чтобы не расставаться даже на короткое время. Это одна из возможных причин появления аффективной привязанности.
Другая причина – деструктивное поведение самой женщины. Противоречивые знаки внимания, которые она оказывает своему ребёнку порождают внутренний конфликт, и малыш не знает как нужно реагировать на быстро сменяющиеся ласки и крики, нежность и грубость. Как следствие, нездоровое поведение ребенка.
Что значит аффективная привязанность
Сильная привязанность ребёнка к матери проявляется в нежелании отпускать её из дома, из комнаты и, вообще, терять из поля зрения. Как только малыш не видит маму рядом с собой, его охватывает паника с последующей истеричной реакцией. Это очень усложняет жизнь обоим, но преодолеть данное явление крайне трудно. Особенно сильно такие эмоции проявляются в младенческом возрасте. Когда малыш подрастает и начинает активно интересоваться миром вокруг, личность матери отходит на второй план и острая необходимость в ней отпадает.
Однако сильная привязанность может проявляться до школьного возраста, а при неправильном поведении родителей грозит обернуться психологической травмой, которая останется на всю жизнь. Травмы такого рода оставляют след в психике и влияют даже на его взрослую жизнь, на взаимоотношения с братьями, сёстрами, противоположным полом.
Психология привязанности ребёнка имеет глубокие корни. Уникальная связь формируется ещё во время вынашивания, когда плод полностью зависит от матери и после рождения она только усиливается. Психологическая связь матери и ребёнка очень важна для обоих, если её нет, малыш утрачивает ощущение безопасности, что плохо сказывается на его душевном равновесии.
Как отучить ребёнка от привязанности к маме
Нарушение привязанности у детей может быть связано с нервной системой. Очень чувствительные дети буквально физически испытывают дискомфорт от отсутствия матери рядом. Они могут вырасти людьми, склонными к сопереживанию, эмпатии, сочувствию. При условии, что мама сумеет набраться терпения и преодолеет трудный период вместе со своим ребёнком. Если близкий взрослый человек теряет терпение, и проявляет агрессию в ответ на потребность быть рядом – он получит такое же агрессивное и чёрствое отражение в будущем в виде собственного ребёнка. Не нужно отучать малыша от мамы, нужно расширять круг его интересов, и он изменится сам.
Из-за болезненного желания быть рядом мать ограничена даже в обычной жизни – посещение душа или туалета становится проблемой. Невозможно оставить дитя с другим человеком или доверить воспитателю в детском саду.
Следствием сильных эмоций, которые испытывает ребёнок могут стать даже соматические симптомы. Появляется высокая температура, фантомные боли и другие проявления болезненного состояния, которые проходят в присутствии родителей.
Что делать? Проявлять огромное терпение и постепенно приучать ребёнка к самостоятельности неагрессивными методами. Важно помнить, что психику ребёнка легко травмировать неосторожным поведением. Нужно относиться к этому не как к наказанию, а как к особенности малыша и дару, который достался вам обоим. Если не отталкивать сына или дочь, перетерпеть этот период – ребёнок ответит в будущем огромной заботой и любовью, которая так необходима родителям взрослых детей.
Некоторые родители провоцируют такой тип поведения, выбирая так называемое естественное родительство – когда малыш первые годы в буквальном смысле висит на маме или папе. Для этого используется слинг и совместный сон.
Ребёнок в такой модели семьи ощущает безопасность, но он лишён возможности познавать мир самостоятельно, эмоционально и физически, он получает информацию «из рук» родителей. Собственный опыт накапливается с опозданием и в искажённом виде.
Проблемы привязанности могут крыться и в родителях. Гиперопека над ребёнком, патологическое желание защитить, страх потерять оборачиваются против них самих. Малыш вырастает и начинает самостоятельную жизнь, но он не готов. Психика реагирует непредсказуемо. Появляются новые проблемы, которые гораздо страшнее, чем аффективная привязанность.
Шесть уровней привязанности. Как укрепить связь ребёнок-родитель
Способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.
Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.
Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют «кризисами развития»
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.
20 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенок
Самые незабываемые детские воспоминания от, казалось бы, простых вещей.
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:
20 правил хорошего воспитания глазами ребенка
Что сказали бы дети, если бы составили правила для родителей.
Подростки, яркая юность – а что дальше?
Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.
Аффективная привязанность
При гармоничном выстраивании взаимоотношений возникает нормальная привязанность ребенка к матери. Но так происходит не всегда. Случается и так, что у ребенка возникает неэффективная болезненная привязанность, часто проявляющаяся в виде аффективной привязанности. Он не может обходиться без нее ни минуты, встречаются случаи, когда ребенок гоняется за мамой. Что делать и как это можно исправить, будем разбираться.
Прекрасно, когда процесс взросления и взаимодействия с миром у малыша протекает гармонично и безболезненно. Когда мама – гарант безопасности, принятия и поддержки для своего чада на причудливом и удивительном жизненном пути. Ведь именно мама чаще всего становится тем самым значимым взрослым человеком в жизни ребенка, к которому у него формируется привязанность. И так важно, чтобы процесс ее формирования и она сама были надежными и гармоничными.
Осторожно, небезопасная привязанность!
Увы, так бывает не всегда. Случается, что все поведение матери превращается в «причинение счастья». Исходя из лучших соображений, совершаются большие ошибки, влияющие не только на качество привязанности, но и на дальнейшую жизнь ребенка. В результате у ребенка формируется ненадежная и небезопасная привязанность, которая может быть нескольких видов:
Индифферентная привязанность (избегающий тип)
Как следует из названия, это равнодушное поведение ребенка, направленное на избегание любого общения. Такие дети не проявляют интереса к людям: ни к детям, ни к взрослым. Они не испытывают особых эмоций при уходе матери, как впрочем, и при ее возвращении.
Родительский вклад: зачастую, родители ребенка с таким типом привязанности делают акцент исключительно на своих интересах и потребностях, не учитывая реальные желания и потребности ребенка. Можно выделить два ведущих типа поведения, характерных для мам в таких отношениях:
И в том, и в другом случае поведение матери провоцирует развитие у малыша отчужденности, стремления избегать эмоциональной близости и общения. Такие дети имеют заниженную самооценку и очень трудно устанавливают контакт с другими детьми, они скрытны и замкнуты, часто конфликтны и отстранены от мира.
Ненадежная привязанность дезорганизованного типа выражается в боязливом поведении ребенка. И боязливость эта направлена на саму мать. Ребенок старается предугадать реакцию мамы на его поведение, чтобы не вызвать ее гнев. Часто такие дети при появлении матери стараются убежать и спрятаться, либо замирают на месте.
Родительский вклад: для матерей таких детишек характерно пренебрегающее либо жестокое поведение, вплоть до применения физической силы (домашнее насилие) или агрессивного психологического давления. Может показаться, что ребенок постоянно раздражает и злит ее.
В такой обстановке «во главе угла» для крохи становится выживание и сила, которая для этого необходима. Часто такой ребенок суров и нелюдим, и склонен прибегать к тактикам избегания либо замирания. Он испытывает трудности в установлении контакта и эмоциональной связи с другими людьми.
Аффективная привязанность (тревожно-сопротивляющийся тип) подробно описывается ниже.
Аффективная привязанность ребенка, что это?
В различных информационных источниках для родителей можно встретить два взгляда на феномен аффективной привязанности.
С одной точки зрения, аффективная привязанность определяется как чрезмерная, очень сильная привязанность ребенка к матери (реже к другому значимому для крохи взрослому). Ребенок не хочет расставаться с мамой буквально ни на минуту.
Родительский вклад: мамочки, ведущие себя неоднозначно по отношению к своему чаду, ласкающие и ругающие его не по заслугам, а по настроению, не понимают, что сами формируют у ребенка аффективную привязанность, что такое поведение негативно сказывается на формировании базовых моделей реагирования малыша на самого себя и окружающий мир.
Непоследовательное поведение мамы заставляет ребенка тревожиться. Он не понимает, каким должно быть «правильное» и «неправильное» поведение, потому что в разное время его могут похвалить и поругать за один и тот же поступок. В результате, самый важный человек не вызывает у него чувства принятия, безопасности и безусловной любви, а создает условия для болезненной привязанности к нему, вызывая противоречивые чувства.
Примерами такого поведения матери могут быть следующие ситуации: мама может нежно обнимать ребенка и при этом выговаривать ему за неправильное поведение или радоваться и через секунду демонстрировать абсолютную холодность, она может ласково успокаивать плачущего ребенка, но при отсутствии результата начинает ругаться и кричать на него. Случается, что поведение мамы на людях и наедине с малышом разнится. В присутствии посторонних людей мать ведет себя ласково и приветливо, обнимает и «сюсюкает» кроху, а наедине с ним проявляет холодность и отстраненность. При таком обращении малыш усваивает двойственный паттерн поведения, и сильная привязанность ребенка к матери становится показателем его неуверенности в ее к нему отношении. Например, кроха может истерически проситься на руки к маме, но попав туда, тут же требует, чтобы его отпустили.
При таком подходе к воспитанию привязанность ребенка к матери становится формой манипуляции. Он усваивает, что желаемое можно получить, устроив истерику, и начинает вполне успешно воплощать такой подход в жизнь.
А что потом?
На сегодняшний день специалисты выделяют 2 типа таких расстройств:
Чаще всего расстройства привязанности ребенка к матери сопровождаются и дополнительными психологическими проблемами: ПТСР, острая стрессовая ситуация или эмоциональное потрясение.
Важно понимать, что младенчеством и детством жизнь не ограничивается, и усвоенные модели отношений и поведения малыш пронесет через всю дальнейшую жизнь. Как каждый из типов привязанностей ребенка к матери скажется на его будущем, хорошо иллюстрирует приведенная ниже таблица:
Что такое детская привязанность, ее влияние и виды. Детская привязанность как основа личности
Психология не рассматривает ребенка до года как самостоятельный элемент. Принято говорить о диаде «мать-дитя». Отношения с матерью, привязанность к ней определяют характер взаимодействия с людьми в дальнейшем. Мать оказывает первичное влияние на эмоциональное развитие ребенка. От характера этих отношений зависит способность к эмпатии, построению близких отношений, нежности, любви.
Понятие и суть термина
Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.
Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.
Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.
При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.
Влияние привязанности
Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.
Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.
По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.
Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.
Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.
Диагностика привязанности
Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:
На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.
Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.
Виды привязанности
Привязанность бывает 4 видов:
Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.
Важно! Формируется привязанность в первый год жизни. До этого времени не рекомендуется отдавать ребенка в ясли или надолго разлучать с мамой.
Последствия привязанности
Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.
Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.
Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:
Послесловие
Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.
Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.