Аффилированный что это такое простыми словами
Что такое аффилированность простыми словами в экономике
Аффилированность простыми словами — это законная возможность участника рынка влиять на предпринимательскую деятельность других участников рынка. Сведения о юридических и физических лицах с этой возможностью важны при покупке активов и разрешении споров.
Аффилированные компании и лица
Аффилированные компании – это юридические лица, которые на законном основании оказывают воздействие на другие компании. Либо, наоборот, находятся под таким влиянием. В законодательстве РФ они называются взаимозависимыми. Это могут быть управляющая компании и дочерние структуры. Государство контролирует деятельность таких компаний и их контрагентов. Из-за этого, для минимизации рисков, следует проверять потенциальных партнёров на аффилированность и благонадёжность.
Среди юридических лиц к аффилированным относятся руководитель организации и члены правления. Либо же руководитель финансово-промышленной группы по отношению к участникам. Ну или члены одной группы фирм. Сюда также можно отнести организации, чьи активы на 20 и более процентов принадлежат аффилированным лицам. Также к ним относятся и те, которые владеют 20 и более процентами активов в других фирмах.
@AHN
Для ИП аффилированными лицами могут быть участники группы, членом которой является ИП. К тому же ими могут быть признаны организации, чьи 20 процентов и более активов принадлежит индивидуальному предпринимателю.
С какой целью государство контролирует такие компании?
Юридическое определение аффилированности изложено в статье 53.2 Гражданского Кодекса РФ. Юридическое урегулирование взаимоотношений между зависимыми предприятиями необходимо для решения следующих задач:
ФНС и Антимонопольная служба могут инициировать проверку предприятий, если есть подозрение в их аффилированности. Сведения об этом используются при анализе сомнительных хозяйственных операций, которые наносят ущерб госбюджету. У ФНС могут возникнуть вопросы, если цена будет существенно заниженной при сделке купли-продажи. Льготы и скидки, предоставляемые участнику рынка, также наводят на мысль о зависимости предприятий. В судебном порядке такие сделки могут быть оспорены. При проведении экспертизы также важно отсутствие зависимости экспертной организации. В противном случае экспертизу могут опротестовать.
Это же касается и результатов торгов. Если будет доказан сговор между участниками, то результаты аннулируются. Выигравшая же фирма должна будет возместить убытки остальным участникам торгов. При рассмотрении дел о банкротстве взаимосвязь кредитора и должника может привести к пересмотру дела. Может быть создана фиктивная задолженность для незаконного обогащения партнёра в ущерб остальным кредиторам.
Информацию об аффилированности можно получить на многих ресурсах. Например, на сайтах ФНС, «ТАСС-Бизнес», Сбербанка, ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, КОНТУР.ФОКУС, Центра Раскрытия Корпоративной информации («Интерфакс») и других.
Примеры аффилированных лиц и компаний в России
Из отечественных компаний «лидером» является ПАО «Газпром». Перечень аффилированных лиц и организаций ПАО «Газпром» превышает 1700 пунктов. Там присутствуют и публичные лица, и предприятия в России, Белоруссии, Турции и многих других странах. Полностью список опубликован на сайте компании. Перечень аффилированных лиц и организаций Сбербанка же содержит около 500 позиций и также доступен в интернете. Есть аффилированные лица в АО «РЖД» и во многих крупных компаниях.
Кто ввёл термин «аффилированность»
По-латыни слово «filialis» означает «сыновний». От него произошло английское слово «affiliate», что значит «присоединять». Отсюда образовалось русское понятие «аффилированный» — связанный, соединённый. Впервые в российском законодательстве этот термин применялся в Федеральном законе «Об акционерных обществах» в 1995 году.
Кто такие аффилированные лица — полный обзор
В деятельности предпринимателя или компании практически всегда присутствуют сторонние люди и организации, которые способны влиять на принятие решений. Хотя они не являются фактическими хозяевами, тем не менее их участие в бизнесе настолько существенно, что законодательство выделяет их в особую категорию.
1. Аффилированные лица — кто они простыми словами
Говоря простыми словами, речь идёт о тех, кто обладает влиянием, не относящимся к рыночным отношениям. Например, если определённая компания достигла успеха и определяет сегодняшнее состояние рынка, то это не делает её аффилированным лицом к мелким фирмам, которые вынуждены подстраиваться под неё.
Это понятие обычно не относится к имущественным отношениям, а речь идёт о зависимости личного или управленческого плана. Аффилированные лица могут влиять на деятельность компаний или частных предпринимателей. Причём это проявляется и при принятии стратегических решений, и в процессе выполнения уже утверждённых планов.
В Российском законодательстве это понятие рассматривается в следующих нормативных актах:
Основным признаком является возможность оказывать любое влияние на деятельность индивидуального предпринимателя, организации или фирмы.
К числу аффилированных лиц предприятия или организации относят следующие категории физических или юридических лиц:
Если речь идёт об ИП, то в круг аффилированных включают его самого по отношению к своему бизнесу.
В Налоговом Кодексе РФ дано определение взаимозависимых лиц. Здесь сказано, что таковыми считаются те, кто может влиять на условия заключаемых договоров, на экономические результаты деятельности. При этом речь идёт о взаимном характере зависимости. Указаны формальные критерии для определения. Они состоят в следующем:
Здесь перечислены наиболее распространённые ситуации. В тексте также указаны другие категории взаимозависимых лиц.
Когда говорят об аффилированных лицах, нужно учитывать различное понимание этого термина. Точным значением нужно считать определение, данное в законе № 948-1. В Налоговом Кодексе использовано близкое по смыслу, но отличающееся по точному определению. Например, здесь упомянута взаимозависимость близких родственников, о чём в этом законе не сказано. Также минимальная доля акций для признания организаций или физических лиц аффилированными в НК равна 25%, а в Законе № 948-1 она составляет 20%.
В разных странах точный смысл рассматриваемого понятия определяется нормами собственного законодательства. Однако существует общее понятие аффилированности, которое выражается в способности воздействовать на субъекта бизнеса внеэкономическими методами.
2. Кто может стать аффилированным лицом
Для этого нужно удовлетворять хотя бы одному из требований, перечисленных выше. В такой роли может выступать физическое лицо или группа людей, фирма, организация или группа юридических лиц.
Первые четыре варианта были рассмотрены ранее. Под группой взаимосвязанных компаний подразумеваются участники одной финансово-промышленной группы. Они косвенно могут влиять друг на друга, но прямо вмешиваться в управление другой фирмой у них нет возможности.
В качестве примера можно привести финансово-промышленную группу ЕВРАЗ. Любая из входящих в неё фирм (например, «Евразруда») является аффилированной с остальными юридическими лицами, которые в неё входят. Это относится, например, к Качканарскому ГОКу, «Южкузбассуглю» и другим.
3. Права и обязанности аффилированных лиц
Ограничения, которые налагаются на взаимозависимых лиц связаны с тем, чтобы ограничить их влияние на деятельность субъектов бизнеса. Однако нужно учитывать, что права и обязанности аффилированные лиц, должны рассматриваться с точки зрения конкретных нормативных актов, где они сформулированы. В большинстве случаев речь идёт о следующих требованиях:
Во втором случае могут встретиться сложности в вопросе определения этого факта при наличии дочерних фирм. Например, если каждая из них приобрела небольшой пакет акций, но вместе они превышают долю в 20%.
4. Кто нуждается в таких сведениях
При заключении соглашений важно знать, кто из третьих лиц может повлиять на сделку. Поэтому важно ещё на этапе обсуждения понимать, чьи интересы она может затронуть.
Перед подписанием договора иногда важно провести проверку контрагента. Это поможет гарантировать точное соблюдение обязательств сторонами. При этом в комплект нужной информации входят данные о тех, кто способен повлиять на исполнение заключённого договора.
В некоторых ситуациях, антимонопольное, антикоррупционное или налоговое законодательство прямо указывают на необходимость указания таких данных в отчётности. Некоторые сделки заключается при условии, что они получат одобрение третьих лиц или государства. В таком случае указанная информация предоставляется для принятия решения.
Важность такой информации можно пояснить на следующем примере:
Например, есть три фирмы, которые являются аффилированными лицами. Каждая из них планирует покупку 8% процентов акций. Если две сделки уже завершены, то у них есть по 8%. Если акционерное общество рассматривает возможность продать 8% третьей фирмы, то без информации об аффилированности оно будет считать, что эти фирмы не будут оказывать существенного влияния на его деятельность. Если оно получит такую информацию, то поймёт, что после продажи третьего пакета 24% акций окажутся фактически в одних руках, хотя формально будут принадлежать трём фирмам.
5. Ответственность, которую могут нести аффилированные лица
Законодательство предусматривает, что непредоставление информации в некоторых случаях может быть наказуемым. Например, ответственность наступает в таких ситуациях:
Налоговые органы тщательно следят за сделками между взаимозависимыми лицами. Существуют схемы ухода от налогов, которые основаны на таких расчётов. Поэтому налоговая инспекция при проверках тщательно анализирует деловые отношения между взаимозависимыми лицами. При этом проверка осуществляется по следующим направлениям:
Важность такого анализа можно показать на следующем примере:
Фирма А хочет продать товар по высокой цене, чтобы получить прибыль. Однако в этом случае необходимо заплатить высокий налог. В таком случае она договаривается с аффилированной фирмой Б, у которой в этом отчётном периоде имеется значительный убыток. Фирма А продаёт товар фирме Б себе в убыток. Вторая реализует товар по нужной цене. Однако поскольку у неё был значительный убыток, то её деятельность не будет прибыльной. Фирма А продала товар по низкой цене и не получила от него прибыли.
В рассматриваемой ситуации после описанной комбинации обе фирмы не должны платить налог на прибыль. Первоначально предполагалось, что у фирмы А будет большая прибыль. Из-за взаимозависимости стороны не доплатили государству значительную сумму. Чтобы предотвратить подобные ситуации налоговая инспекция тщательно проверяет операции между аффилированными лицами.
Аффилированные лица обладают влиянием на деятельность других субъектов бизнеса. Государство стремится контролировать их деятельность для того, чтобы не допустить злоупотребления в этом.
Смотрите также видео «Кто признается взаимозависимыми лицами»:
Распространенный термин «аффилиация» сегодня можно встретить в экономике, юриспруденции, образовании. Это понятие касается организаций и физических лиц. Рассмотрим специфику аффилиации, ее возможности, преимущества ограничения и нюансы с законодательной и экономической, управленческой точек зрения.
Понятие аффилированности
Слово «аффилиация» вошло в российский социум одновременно с переходом к рыночной экономике. Латинское слово «filialis» означает «сыновний», относящийся к сыну. Известное слово «филиал», которое сегодня также широко употребляется в разных сферах, обозначает побочные компании и подразделения организаций, местное представительство. Работа под эгидой одной организации делает несколько филиалов взаимосвязанными на организационном и юридическом уровне. Отсюда возникает термин «аффилированность», который используется в разных ситуациях. Но эти понятия различны, хотя происходят от одного семантического корня. Уточним значение центрального понятия, вынесенного в название статьи, чтобы увидеть эти различия.
Что означает слово аффилированность?
Официальное определение в юридическом словаре следующее:
Аффилированный бизнес – это субъекты экономики, связанные экономически и юридически. Так отмечается взаимозависимость разных компаний, особенно младших по отношению к старшим, более крупным и руководящим по статусу и масштабу деятельности. Дочерняя (в российском контексте, на латыни она же «сыновняя») компания вполне может вести самостоятельную хозяйственную деятельность, распределять финансы, но отчитывается перед головной организацией своими доходами, отвечает за использование бренда, франшизы, общих ресурсов. Вся стратегия производства и основной деятельности исходит от главной управляющей компании, вышестоящей и решающей все ключевые вопросы.
Часто аффилированные компании заинтересованы в совместной работе и реализуют интересы друг друга. Это сотрудничество помогает решить бизнес-задачи и достигать глобальных целей, победить в конкурентной борьбе. Также аффилиация – путь влияние одной фирмы на другую, что важно с точки зрения установления определенных позиций на рынке, стремления любого бизнеса к завоевания главенствующих позиций.
Признаки аффилированности
Соответствие этому небольшому перечню дает основание привлечь юрлицо к ответственности в случае выявления нарушений в сфере финансовой отчетности. Контроль исполнения обязательств выполняется аудиторами и другими проверяющими инстанциями (налоговой инспекцией, Советом директоров головной компании).
Основные признаки аффилированности компаний следующие:
Появление аффилированных фирм в экономическом ландшафте объясняется просто – крупным компаниям необходимо дробление. Эта мера дает возможность избежать крупных налоговых отчислений, снизить бремя налогов и отчетности, а также попросту уклониться от выплаты налогов методом официального сворачивания деятельности. По сути, аффилиация – вариант честного уклонения от уплаты налогов и выхода прибыли из-под контроля налоговых инстанций.
К этой категории относятся лица, избравшие настоящего руководства предприятия – Совет директоров, коллектив ключевых акционеров, исполнительный совет, орган наблюдения, попечительский комитет, дирекция или администрация всего предприятия. Важно, чтобы при этом список участников контрольного или наблюдательного органа состоял из одних и тех же людей. В состав наблюдательного списка входят члены дирекции и владельцы уставного фонда. Могут войти в эту категорию все, кто имел отношение к выборам исполнительного руководителя или в назначении членов контролирующего совета.
Юридический контекст аффилиации
Если обратиться к вопросу юридического контекста, аффилированные лица по 44 фз статья отвечают за свою деятельность в рамках установленного законом правового поля. Однако в российском законодательном мире понятие аффилиации не указано достаточно детально, как в европейской или североамериканской юридической системе. В России этот термин имеет официальное хождение, но прописан размыто и недостаточно определенно, в отличие от Запада. Обязательства аффилированных лиц и организаций представлены только в 44-ФЗ, который можно рассмотреть как основной источник информации по теме.
За рубежом термин имеет более точное и узконаправленное применение. Различия очевидны:
Понятие аффилированости появилось в российской деловой лексике в 1992 году, будучи заимствованием из английского языка. В тот период рыночная экономика только делала первые шаги поле распада экономической структуры СССР, поэтому суть аффилиации была передана только теоретически, без наличия конкретных примеров. В основном хождение имели термины «дочернее предприятие», «филиал», «подразделение» или «бранч» (на английский манер).
Аффилиация физических лиц
Если мы снова обратимся к Налоговому кодексу РФ, то можем уточнить, кто является аффилированным (физическим) лицом для организации – юрлица. Таковым может служить:
Аффилированное физическое лицо – это единственный руководитель, владелец, ребенок или родитель лица, ведущего экономическую деятельность (включая братьев, сестер, супругов руководителя компании).
Для частного предпринимателя (ИП) аффилированными будут считаться следующие субъекты:
Примерами аффилированности физических лиц в российской экономике можно считать следующие бизнесы:
Образцом аффилированных компаний в России могут служить головная и вторичные организации под эгидой международной корпорации Philip Morris International (PMI). Известный производитель табачной продукции имеет филиалы свыше чем в 180 странах мира. Влияние на глобальный табачный рынок данная корпорация оказывает в объеме около 15%, что делает ее одним из лидеров в отрасли. В РФ корпорация представлена тремя взаимно аффилированными предприятиями:
Также в 100 и более российских городах работают представительства PMI. Всего около 5000 сотрудников обслуживают бизнес-процессы этой фирмы в России, осуществляют трудовую деятельность и предоставляют отчетность в качестве аффилированных лиц.
Особенности ответственности аффилированных организаций
Мы рассмотрели специфику российского термина «аффилированное лицо или организация», но важно также уточнить некоторые нюансы в работе этих фирм. Единая хозяйственная деятельность связывает все аффилированные субъекты, но окончательное решение в работе на всех уровнях все же остается за головным руководством и основной компанией. Возможен созыв Совета директоров для совместного обсуждения стратегических вопросов, текущей повестки дня в рамках рабочего расписания. Финальное решение остается за руководителем материнской компании, который определяет общую стратегию развития и следит за соблюдением регламента подчиненными подразделениями.
Что касается ответственности, она распределяется на обе стороны. При выявлении налоговых или кредитных задолженностей, технических или стратегических проблем в одной из участвующих в корпорации организаций остальные связанные компании не будут юридически или финансово нести ответственность.
Управление дочерней компанией осуществляется на базе основных трех методов:
Информация об аффилиации компаний содержится в специальных реестрах антимонопольных органов. Согласно российскому законодательству, все организации, имеющие статус ЗАО или ПАО, обязаны подавать сведения о своей деятельности по требованиям всех контролирующих организаций, а также собранию акционеров.
Необходимая отчетность фиксируется в бухгалтерской документации, годовой итоговой презентации по результатам деятельности, частично сведения являются публичными – на сайте фирмы или в базах данных с аналитикой работы компаний. Найти подобные отчеты, а также сведения об аффиляции компании можно в информационных системах СКРИН, СПАРК (Россия), Amadeus, Zephyr (Bureu van Dyke, Нидерланды), агрегаторах информационного холдинга Thomson Reuters.
Другие варианты аффилиации
Мы рассмотрели такое понятие, как аффилированная компания и что это такое простыми словами, как в юриспруденции, так и в рыночных отношениях. Однако существует и другой контекст применения этого термина – в Интернет-культуре, образовании, психологии.
Если сайт не выступает самостоятельным информационным источником, но имеет статус вторичного, вспомогательного, разработанного с целью продвижения контента другого портала, то он является аффилированным. Иной термин в данном случае – сайт-саттелит, дорвей. Часто владельцы головного сайта создают специально целый пучок таких сайтов-сателлитов, чтобы увеличить количество вариантов входа по ссылке на основной ресурс. Технически это может создать проблему для владельцев:
В данном контексте важен сам факт направленности и взаимозависимости дочернего и головного сайта, что и является признаком их аффилированности.
В академической среде сегодня крайним важным показателем научной активности и успешности исследователя служат его научные публикации. Индексы цитируемости в различных наукометрических системах – важный источник информации об ученых и организациях, на базе которых осуществляются исследования. Аффилиация – принадлежность к определенной организации, университету, лаборатории – дает основание для премирования ученого за выдающиеся работы, для получения финансирования на научные проекты. Бренд университета получает дополнительную рекламу за счет работы ученых, а сами исследователи зачастую выигрывают гранты благодаря принадлежности к авторитетной академической группе.
В психологии аффилиацией называют потребность людей в установлении эмоционального контакта, дружеских и доверительных отношений с партнером, другом или родственником. Эмоциональная аффилиация является потребностью как следствие семейных отношений, школьной дружбы, определенного воспитания, соседства и сотрудничества с коллегами по работе. Отсутствие глубоких эмоциональных связей, отношений и тепла между людьми порождает одиночество, ощущение беспомощности, тревогу и неуверенность. Аффилиация в социуме основана на психологических потребностях личности, имеет именно социальный, а не юридический характер. Конечно, встречаются разные люди, в том числе не испытывающие нужды в такой аффилиации, но это вариант мизантропа.
Итоги
В данной статье были рассмотрены особенности понятия аффилиации в контексте экономики и других отраслей деятельности. В основном аффилированность подразумевает влияние на работу подконтрольного филиала. Но всегда следует помнить о многозначности данного термина и отличиях в трактовке на фоне зарубежных аналогов. В России аффилированной компанией считается как подчиненная организация, так и руководящая, в отличие от зарубежных юридических реалий, где аффилиация трактуется однозначно – только по отношению к дочерней фирме.
Что такое аффилированность. Объясняем простыми словами
Аффилированное лицо — это физическое или юридическое лицо, которое может влиять на управленческие решения других ИП или организаций.
Чаще всего об аффилированности говорят в новостях об экономических преступлениях. Однако само по себе понятие «аффилированное лицо» не является преступным или противозаконным. Оно всего лишь означает, что компания или бизнесмен способны повлиять на решения другой компании или бизнесмена. По-другому аффилированные лица называют контролирующими.
Контролирующие и зависимые компании имеют право вместе работать и координировать свои стратегии. Они должны не выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства. Если эти правила нарушаются, тогда речь идёт о правонарушении.
Примеры употребления на «Секрете»
«Если действительно создаваемая Burda структура оформлена на главного бухгалтера и её учредителем является бывший сотрудник российского представительства Burda, то это попадает под действие закона в плане косвенной аффилированности. Когда закон вступит в силу, мы будем это проверять».
(Экс-глава Роскомнадзора Александр Жаров— об изменении структуры владения издательским домом Burda.)
Нюансы
Взаимозависимые компании могут подписывать договоры на условиях, которые они бы не предложили независимым фирмам. Из-за этого одни компании могут оказаться в невыгодных условиях, а доход других существенно вырасти. Поэтому аффилированность контрагентов — повод для налоговой более тщательно контролировать заключаемые сделки.
Налоговая инспекция считает взаимозависимыми предпринимателей и компании, которые владеют более 25% уставного капитала или долей другой фирмы. Или же имеют полномочия по назначению руководителей, подчиняются по должности или являются близкими родственниками.
Этот список открытый. Если налоговая докажет в суде, что два бизнесмена-приятеля договорились о совместном ведении бизнеса, их признают аффилированными.
Когда одной из сторон сделки является аффилированное или зависимое лицо, контрагенты должны об этом знать.
Если компания размещает свои акции на бирже, она обязана предоставлять список аффилированных лиц в ЦБ и организатору биржевых торгов.