Афганцы что за народ
Пуштуны (афганцы) — воины, придерживающиеся кодекса чести
Пуштуны представляют собой иранский этнос, который проживает в Афганистане и Пакистане. Также этих людей называют афганцами. Пуштунский народ до сих пор сохранил родоплеменные отношения. Основополагающим в их жизни является закон Пуштунвали — кодекс чести, положениям которого они беспрекословно подчиняются.
Численность
О количестве пуштунов можно говорить только приблизительно, так как на территории Афганистана перепись жителей не проводится больше 30 лет. Предположительно их число составляет 42 000 000 человек.
Где живут
Большая часть пуштунов живет в Афганистане — 13 000 000 (составляют около 40% населения страны), Пакистане — 28 000 000. На территории Афганистана ими густо заселены юг, запад, восток, также племена продвигаются на север государства. В Пакистане они расселяются по берегам реки Кабул, предгорьях Сулеймановых гор. Провинции Хайбер-Пахтунхва, Белуджистан плотно заселены пуштунами. Город Пешавар является одним из главных центров культуры. Примерное количество пуштунов, проживающих в других странах:
Пуштуны разговаривают на языке пушту, принадлежащем к восточноиранским языкам. Он является государственным в Афганистане. Также некоторая часть говорит на урду (близкий к хинди), дари (язык афганских этнических групп).
Религия
Название
Популярная версия происхождения термина «пуштун» восходит к древнеиранскому «паршвана», что означает «член народа». По другой теории, древние пуштуны относятся к пактиям — древнему народу, упоминаемому в Ригведе. Древние персы и китайцы называли пуштунов афганцами. Согласно народной концепции, пуштун — это не только человек, говорящий на языке пушту, но прежде всего воин, соблюдающий Пуштунвали.
История
Северные земли нынешнего Афганистана в древности населяли племена камбоджей, которые были коневодами. После появления там индо-скифов они начали занимать южные территории (2 век до нашей эры). Затем регион Гиндукуша захватывали тюркские и арабские племена. Все они повлияли на этногенез современных пуштунов. Сулеймановы горы были местом локализации пуштунских племен вследствие их труднодоступности. Живя обособленно среди гор, племена промышляли разбоем. Начиная с 14 века афганцы стали мигрировать на равнину и расселятся вдоль рек Кабул, Гильменда, Аргандаба. Захватывая новые территории, они смешивались с таджикскими и другими племенами. Позднее пуштуны создали там собственные государства —Афганские ханства, просуществовавшие до 19 века. Одна из них — Дурранийская империя подчиняла себе важнейшие караванные пути.
Среди пуштунского народа имеется легенда, что они происходят от древних израильтян. Их царем является Саул — библейский персонаж, царь Израиля. По другой версии один из приближенных пророка Мухаммеда был знаком с афганским вождем, который принял от него ислам. Поэтому пуштуны считают себя истинными мусульманами и ревностно защищают свою веру. Эти версии подтверждаются многими арабскими летописями, в которых пишется про древних афганцев и обозначаются места их расселения.
Внешность
Пуштунский народ относится к европеоидной расе. Их внешность характерна для средиземноморских жителей. Подавляющее большинство имеет темные волосы, встречаются рыжие, русоволосые представители народа. Форма лица — овальная, с правильными тонкими чертами, как у европейцев. Есть как темнокожие, так люди со светлой кожей. Нередко встречаются представители пуштунов с голубыми, зелеными глазами, что красиво контрастирует с их смуглой кожей. Мужчины высокого роста, хорошо сложенные, женщины имеют изящные стройные фигуры.
Жизнь
Основными мирными занятиями пуштунов являются земледелие и скотоводство. Земледелие распространено на территориях с наличием плодородных земель (долины рек). В горных районах выращивали ячмень, пшеницу. На равнинах, кроме них, культивировали кукурузу, горох, чечевицу, масличные. Южные районы давали возможность возделывать рис, сахарный тростник, хлопок. Ввиду засушливого климата издавна применяется искусственное орошение земель. Для этого создавалась система каналов, идущая со склонов гор. В окрестностях Пешавара, Кухистана выращиваются виноград, абрикосы, сливы, инжир.
Скотоводство распространено у всех племен. Это важная отрасль хозяйства пуштунов. На равнинных территориях разводят коров, буйволов, лошадей, верблюдов, ослов. В горах держат преимущественно коз, овец. Мулы играют большую роль в транспортировке, так как хорошо передвигаются по горным тропам. У восточных племен распространены ремесла:
Жилище
У кочевых племен жилищем является четырехугольный шатер. Стоянка состоит из нескольких шатров, образующих круг. В центр загоняют скот. С приближением зимы жители концентрируются в более крупные поселения, состоящие из 70-100 семей. Оседлые племена живут в глинобитных одноэтажных домах. Жилище преимущественно однокомнатное, с плоской крышей, небольшими окнами. В горах селения имеют террасообразный вид. На равнине деревни окружают высокой стеной. Дом отапливается очагом. Топливом служит верблюжий навоз. На пол кладут циновки. Постель состоит из кошмы (войлочного ковра), подушки и одеяла. Вода для питья и домашнего пользования хранится в кувшинах. Каждое поселение имеет мечеть, кузницу, магазины. В больших городах строятся новые здания европейского типа. Там есть кинотеатры, рестораны, учебные учреждения.
Одежда
Одеяния пуштунов близки к традиционной одежде кочевников. Это просторные штаны, рубаха, безрукавка. Поверх этого костюма надевают длинный запашной халат. На голову надевают чалму или небольшую круглую шапочку в виде берета — паколь. Обувью служат кожаные сандалии. Женщины носят хлопковые штаны в сочетании с длинной рубашкой свободного кроя. Также популярны платья с длинными рукавами, присборенные по талии. Голову закрывают платком — хиджабом.
Традиции
Пуштуны — самый многочисленный в мире народ, не утративший родоплеменное деление. Эти отношения играют огромную роль в жизни населения. У них имеется 60 племен, которые включают в себя около 400 родов. Каждый род состоит из кланов. Это семейства, управляемые старейшинами. Рода возглавляют вожди, каждое племя подчиняется хану. Совет племени называется джирга. Особенностью культуры пуштунов является строгое следование их закону — Пуштунвали. Это некий свод ценностей, традиций, норм, контролирующих поведение людей в любых ситуациях. Пуштуны почитают Коран и опираются на его законы, однако если какое-то положение Пуштунвали идет вразрез с исламской верой, то руководящими принципами будут пуштунвалийские. Главные принципы пуштунвали:
Истинным пуштуном считается тот, кто делами подтверждает принципы Пуштунвали. Такой человек достоин уважения всего племени. В первую очередь мужчина должен организовать свою жизнь и быт. Это означает умение распоряжаться имуществом, землей, а также создать правильные отношения в семье. Это основа устройства жизни, и человек, неспособный на это, не может быть полноправным членом общества. Все мужчины племени равны между собой, так как они — потомки царя Израилевого. Все представители народа должны соблюдать закон гостеприимства. Любому гостю нужно дать пищу, кров, одежду. С врагами нужно соглашаться на перемирие. На войне мужчина обязан быть смелым и отважным, но при этом проявить милосердие. Он должен защищать слабых, больных, женщин, детей, помогать тем, кто в этом нуждается. Необходимо отстаивать честь и достоинство, свое честное имя. Все обязаны соблюдать право кровной мести.
При несоблюдении этих законов человека могут выгнать из племени, тогда он останется один, без поддержки своего рода. Все спорные вопросы решаются на общем совете старейшинами. Совет (джирга) собирается сразу, по мере необходимости. Существует два типа джирги. На одной решаются внутренние проблемы племени (нарушение традиций, распределение общих ресурсов). На них разрешено присутствовать женщинам. На второй старейшины племени занимаются регулировкой отношений с соседними этническими группами, правительством страны. На джиргах обсуждаются все конфликты, принимаются решения о исполнении кровной мести. Каждый присутствующий может открыто выразить личное мнение. Запрещены оскорбления, ругательства. За нарушение этого правила выносится штраф, человек подвергается всеобщему позору.
Пуштуны часто заключают браки в пределах соседних родов. Невесту подбирают родители или женатые братья. Бывает, что в супруги предлагают младшую сестру жены одного из братьев. Родители невесты подробно расспрашивают о женихе. Если имеются какие-либо недостатки, могут отказать. До свадьбы молодые люди друг друга не видят. О внешности будущего супруга можно судить только по описаниям родственников. Невесте собирают приданое, среди которого множество отрезов ткани (на пошив одежды). Их дарят родственникам жениха. Свадьбу празднуют несколько дней. Дом украшают гирляндами, лепестками роз. Имеет место брачный контракт — жених подписывает документ, в котором оговаривается, что получит жена в случае смерти мужа или развода.
Основной пищей пуштунов являются пшеничные или кукурузные лепешки и молокопродукты. В рацион добавляются овощи, фрукты, рис. Повседневный завтрак часто состоит из чая и лепешки, ужин — похлебки с хлебом. Популярны также лапша, манты, самса, различные виды плова. В состоятельных семьях в меню входит мясо барана, буйвола, верблюда. На свинину наложен запрет. В пищу употребляют все части животных. После того, как животное режут, мясо вялят и кладут на хранение. Рыбу и морепродукты пуштуны не едят. Важное значение в питании имеют молокопродукты. Молоко в чистом виде употребляют редко, оно идет на приготовление сыра, сливок, сметаны, творога, йогурта. В пуштунской кухне используется множество пряностей. Некоторые из них:
На праздники готовят сладости. Это пахлава, халва, рисовые пудинги, печенье, сладкий кебаб из яиц и сиропа. Популярным напитком является чай. Его пьют с пряностями, молоком, содой, травами. Алкогольные напитки запрещены. Человек, появившийся в нетрезвом виде, подвергается строгому порицанию.
Известные люди
Среди пуштунов много известных на весь мир людей. Это писатели, поэты, политики. Вот некоторые из них:
В смешанных браках, где пуштуном был отец, родились такие известные актеры, как Шарукх Кхан и Фероз Кхан. Закир Хусейн, происходивший из такое же семьи, был президентом Индии в середине прошлого века.
Могут ли афганские пуштуны считаться одним из потерянных колен израилевых? Индийский историк Навраз Джаат Африди, пуштун по происхождению и мусульманин по вероисповеданию, защитивший докторскую диссертацию в Университете Лахнау на севере Индии, отвечает на этот вопрос безусловно положительно. Более того, и себя этот ученый считает потомком одного из этих колен.
В 722 году до н.э. ассирийский царь Салманасар V, захватив и разорив северное царство, увел, по сути, в неизвестность колена Реувена, Шимона, Иссахара, Звулона, Дана, Нафтали, Гада, Ашера, Эфраима и Менаше. На этом история древнего Израиля считается трагически завершенной. Тогда участи северян южная Иудея избежала, но через полтораста лет подверглась уже вавилонскому нашествию. Вавилоняне тоже угнали евреев, которых к тому времени составляли только колена Иуды и Биньямина. Однако известно, что плененные жители Иудеи пребывали не где-то в неведомых краях, а именно «на реках вавилонских». Через какое-то время большинство из них вернулось на свою родину. С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории.
С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории
Объектом изучения Навраза Джаата Африди стали индийские и афганские евреи, а также история поиска исчезнувших колен израилевых. Основываясь на собственных данных и свидетельствах других исследователей, доктор Африди обращает внимание на тот факт, что немало пуштунских племен соблюдают вековые обычаи, весьма сходные с иудейскими. Интересно, что у этого народа халяльные, то есть мусульманские, пищевые законы нередко накладываются на законы кашрута, то есть иудейские законы о запрещенной пище.
Израиль в Афганистане
Большинство пуштунов, которых сегодня в мире более 20 миллионов, живут на территории Афганистана. Этот народ составляют десятки племен и сотни кланов. Некоторые из них время от времени мигрируют в пограничные районы. Так вот, больше всего иудейских обычаев соблюдает клан Африди, один из крупнейших и, несомненно, самый воинственный и непокорный из всех. Здесь мальчикам делают обрезание на восьмой день после рождения, женщины в пятницу вечером, накануне субботы, зажигают свечи и подают виноградный сок, напоминающий вино. И это при том, что законы ислама запрещают правоверным употреблять алкогольные напитки.
Доктор Африди, продолжающий образование в Тель-Авивском университете, в интервью израильской газете «Новости недели» так объяснил свой интерес к проблеме поиска пропавших колен израилевых: «Однажды мой дядя в разговоре со мной, тогда двенадцатилетним мальчишкой, обмолвился, что наше племя еврейское, потому что в древности нас силой вынудили покинуть израильское царство». По словам Навраза Джаата, именно после той беседы с дядей он решил посвятить себя поиску еврейских предков у афганцев.
Первый посланник России в Кабуле Иван Викторович Виткевич (1808-1839) по возвращении в Петербург с удивлением рассказывал, что многие пуштуны связывают свое происхождение с населением древнего Израиля. Британский путешественник Александр Борнс в своих «Путевых записках», опубликованных по-английски в 1843-м, а через четыре года и в русском переводе, пишет, что многие жители Кабула именовали себя «бани Исраэль» (в переводе с иврита «сыны Израиля»).
Доказательств хоть отбавляй
По всей видимости, афганцы, исповедующие иудаизм, относятся к той же этнолингвистической группе, что и бухарские и персидские евреи.
Британский исследователь Дж.-П. Ферриер в своей книге «Караванные и пешие путешествия в Персию, Афганистан, Туркменистан и Белуджистан, а также исторические заметки о странах, лежащих между Россией и Индией», вышедшей в Лондоне в 1858 году, утверждает, что пуштуны происходят от потерянных колен израилевых. При этом он приводит сведения о том, что, когда Надиршах Афшар (1688-1747), сражавшийся против афганцев, вошел в Пешавар, ему продемонстрировали старинные тексты на древнееврейском языке, захваченные у пуштунов.
Второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви, создатель и первый руководитель Израильского института по изучению восточных общин, в изданной им в 1957 году книге «Изгнанные и возвращенные» приводит ряд свидетельств, подтверждающих происхождение пуштунов от древних израильтян. Так, он цитирует письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, который в Кабуле на дверных косяках внутри пуштунских домов видел прикрепленные дощечки, весьма напоминающие еврейские мезузы, то есть коробочки, в которых хранятся написанные на пергаменте несколько строк молитвы на иврите.
Антрополог из Ивритского (Еврейского) университета в Иерусалиме профессор Шалва Вейль провела около года в пуштунских племенах, проживающих как в Афганистане, так и в Индии. Интересно, что в Кашмире она встретилась с пуштунами из клана, именуемого Юзуф-Зай, Это название можно перевести как «Дети Иосифа».
Профессор Сарва Даман Синг, работающий в Австралии, в Институте азиатских исследований, обращает внимание на тот факт, что пуштуны не только кланов Африди и Юсуф-Зай, но и таких, как Рабани, Левани, Шивари, Дафтани, Джаджи, Ашири и Юним, также считают себя «потомками исраэлитов».
Последний монарх Афганистана Захир-Шах (1914-2007) на вопрос о своих предках прямо ответил, что вся королевская семья происходит от одного из колен израилевых. О своих еврейских корнях говорили и известный афганский поэт, политический и военный деятель Гулям Мухаммад Тарзи (1830-1900), и его сын Махмуд Тарзи (1865-1933), который считается «отцом афганской журналистики».
Вопрос о еврейских корнях пуштунов имеет и научное значение. Израильская межминистерская комиссия, состоящая
из представителей министерства науки и МИДа, выделила стипендию индийской исследовательнице Шанез Али, старшему научному сотруднику Национального института гематологии в Мумбаи, которая прибыла в хайфский Технологический институт, чтобы исследовать образцы крови, взятые ею у представителей клана Африди в городе Малихабаде округа Лахнау в Индии.
Доктор Али, много лет проработавшая в Центральной криминалистической лаборатории в Калькутте, специализируется в области генетики населения и в так называемом ДНК-профилировании, анализе, который считается своего рода дактилоскопией этого вида нуклеиновых кислот. Так вот, согласно рабочей гипотезе индийской исследовательницы, клан Африди относится к потерянному израильскому колену Эфраима. Однако она не исключает, что другие пуштунские племена и кланы могут относиться к другим коленам израилевым.
Профессор Лондонского университета Теодор Парфитт в прошлом году начал работать в Индии среди представителей клана Африди. И здесь помощь в общении со своими соплеменниками ему оказал уже известный нам Навраз Джаат Африди, который не сомневается, что теперь происхождение пуштунов от колен израилевых будет доказано и на биохимическом и генетическом уровне.
Новый знакомый поведал Фрумкину версию, согласно которой пуштуны происходят от израильского царя Шаула, у сына которого Йемириягу родился, в свою очередь, сын Афган, чьи потомки спустя несколько веков не по своей воле оказались в городе Джат на территории нынешнего Афганистана.
По словам афганца, с которым Фрумкин познакомился у Белого дома, ИбнВалид убедил Киша принять ислам и взять себе исламское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым новообращенный мусульманин и прославился как полководец, любимец самого пророка Мухаммеда. С исторической точки зрения любопытно, что «Меч Божий» тоже не сразу стал мусульманином.
Прогуливаясь возле Белого дома, афганский пуштун и Фрумкин проговорили несколько часов. Афганец рассказал выходцу из Литвы, что англичане, пытавшиеся покорить Афганистан в ХIХ веке, «называли его народ евреями за их воинственность, непокорность и стремление к свободе». Он же сообщил Фрумкину и про три части кодекса пуштунов «Пуштунвали»: гостеприимство, верность данному слову и «око за око», принцип, определенный Библией как формула правосудия.
Что же касается профессора Шалвы Вейль, то она в своих рассуждениях идет намного дальше Африди. И считает, что только часть, примерно треть, угнанных ассирийцами колен израилевых осела на территории Афганистана и сопредельных с ним Индии и Пакистана. Большинство согнанных в древности с родных мест израильтян вынуждены были пробиваться дальше на восток. Вейль не исключает, что община кайфынских (китайских) евреев, племена Бней Менаше («сыны Менаше») в Мьянме, а также японцы представлены именно рассеянными, в определенной степени сохранившими историческую память о своем происхождении и, следовательно, не исчезнувшими с лика планеты десятью коленами израилевыми.
Нажмите на фотографии для увеличения:
Коротко о племенах пуштунов в Афганистане и на границах
Пуштуны являются представителями самой многочисленной народности на планете, не утратившей родоплеменные связи.
Содержание статьи:
Отличительными характеристиками народа служит вероисповедание суннитского ислама, восточноиранский язык пашто в речи и постоянное следование принципам кодекса чести.
1. Пуштуны потомки Саула: израильские сыны
Пуштунов иногда зовут иранцами, ареал их проживания расположен между двумя странами – Пакистаном и Афганистаном. Общая численность пуштунов составляет примерно 42 миллиона человек. Народ составляют десятки племён и сотни кланов. Поскольку в Афганистане с 1979 года не было переписи населения, более точное количество представителей пуштунов подсчитать не представляется возможным.
Со временем в городе появляются арабы. Когда случилась встреча Киша с арабским полководцем Халидом ибн аль-Валид, ему понравились вероучения арабов. Он принимает религию Пророка и берёт себе имя мусульманина Абдул Ибн-Рашид. Под этим именем он стал известен как военачальник и любимец самого пророка Мухаммеда.
2. Расселение пуштунов по территории Афганистана
О том, как потомки Афгана расселялись по территории Афганистана, повествуют не только народные предания, но и многие арабские писания. К примеру, «Мират уль-Алам» («Зеркало мира») описывает странствия иудеев и указывает конкретные города, в которых они обосновались. Это — Газни, Гхор и Кабул.
Также существовала теория о происхождении пуштунов от древних израильтян. В XIX веке широкой общественности её поведал капитан британской разведки Александр Бернс. Как аргумент в пользу этой версии, капитан сравнивал этноним «пашту» («пушту»), происходящий, по его мнению, от еврейского слова «пашт» («рассеянные»). Любопытно также, что в иудейской Самарии есть селение, название которой созвучно с названием столицы Афганистана, городом Кабул.
Офицер британской армии, которая пыталась покорить Афганистан в XIX веке, писал в своих заметках: «Настоящие пуштуны являются, вероятно, самым необузданным из всех племен, с которыми нам приходится иметь дело в Пенджабе. Они в высшей степени кровожадны, мстительны и жестоки: они не знают, что такое вера или истина». Менталитет афганцев так и остался загадкой для европейцев, ведь этот народ живет по чести, а не по совести. А ещё говорят, что пуштуна можно узнать по свирепому взгляду.
В то же время пуштуны опираются на собственный неписанный свод правил, именуемый кодексом чести – пуштунвали. Дословно означающий — «образ жизни пуштуна», по сути это — совокупность ценностных норм и представлений, обрядов и обычаев, призванных регулировать поведение членов афганского этноса не только в обычной жизни, но и в нестандартных ситуациях.
Законы пуштунвали нередко противоречат догмам, указанным в Коране и хадисах. Например, для доказательства факта супружеской измены согласно шариата, нужны показания четырех свидетелей. По кодексу пуштунвали честь семьи будет запятнана, если только в клане или племени возникнут слухи об измене.
А тот афганец, который в течение всей своей жизни неукоснительно соблюдал правила пуштунвали, получит заслуженное уважение соплеменников. Истинный пуштун должен на протяжении всей жизни доказывать свою принадлежность к роду и племени.
Основу кодекса чести пуштунвали составляют 6 важных принципов:
4. Обязанности мужчин и женщин пуштунов в племени
Первооснову существования пуштуна составляет умение самостоятельно организовать свой быть. Дом, семья, имущество, скот — требуют от мусульманина грамотного распоряжения. Если взрослый человек не может справится с этими фундаментальными обязанностями, то это считается позором, вплоть до потери чести.
Мужчина-пуштун должен добиваться справедливости во всём, что касается непосредственно его, его семьи, а также тех людей, кто не способен защитить себя самостоятельно. Женщины, дети, старики, немощные и больные люди могут рассчитывать на поддержку истинного пуштуна. Кроме того, он должен обладать силой и несгибаемой волей, слабый по характеру афганец станет в своём обществе изгоем.
Для любого гостя пуштун обязан стать радушным и гостеприимным хозяином. Согласно пуштунвали, каждый человек, вне зависимости от его вероисповедания и социального положения, может рассчитывать на то, что его в трудной ситуации приютит афганская семья.
Пуштунвали носит, скорее, императивный или рекомендательный характер. Как применить принципы кодекса чести в какой-либо житейской ситуации, решают племенные авторитеты. Взрослые мужчины с организаторскими способностями и обладающие солидным жизненным опытом, могут выступать на джиргах как судьи. Таким образом, они представляют и законодательную, и исполнительную власть пуштунов.
К примеру, сабха-джирга собирается для обсуждения и решения внутренних проблем, касающихся племени, рода или поселения. На сабха-джиргах может обсуждаться вопросы распределения воды и земель, разрешаться споры и конфликты. Заседания советов проходят гласно, любой желающий может высказать своё мнение, в том числе и женщины.
Самти-джирга собирается для разрешения проблем, в которых затронуты внешние отношения племени с соседскими поселениями или центральными властями. На такой совет приглашаются только племенные авторитеты, старейшины и представители местного духовенства.
На джиргах запрещено вести себя непристойно, ругаться или оскорблять оппонента. Каждый участник волен высказать своё мнение и проголосовать.
Однако, нередко встречаются афганцы, решающие свои вопросы исключительно с применением силы. Военный корреспондент из Британии Кен Гест, в прошлом солдат диверсионных войск, описывал как у него в 1989 году произошла встреча с участником бандитской группировки из племени пуштунов.
Типичной особенностью пуштунов является нетерпимость к обидам и оскорблениям. Местная поговорка гласит: «Лучше лишиться головы и богатства, чем чести». Представители этноса никогда не нарушают этот принцип. Пуштунвали предписывает в таких случаях применять бадал, или месть обидчикам. Пуштуны дорожат своей честью и стараются во всех случаях компенсировать урон, нанесённый их чести или собственности.
Бадал порождает частые ссоры между семьями, племенами, порой переходящие в вооружённые столкновения. Причём, поводом может послужить даже небольшое недоразумение. Например, был случай нарушения соседями очерёдности полива полей, которое переросло в кровавое побоище между племенами. Следует заметить, бадал в случае кровной мести не распространяется на соплеменников, конфликт должны разрешить с помощью джирги.
Но если обидчик из другого племени, то пострадавшее поселение будет стараться всячески восстановить справедливость. Объектом мести может стать не только преступник, но первый встретившийся на пути соплеменник обидчика. Ещё принцип бадал обязывает платить взаимностью за оказанную услугу. Например, на приглашение в гости обязательно необходимо ответить тем же. Для пуштунов важно не только восстанавливать попранные часть и достоинство, но и сохранять добрососедские отношения.