Афк плавание что это
Разработка методики адаптивного плавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Екатерина Бирюлина
Разработка методики адаптивного плавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Адаптивное плавание представляет собой комплекс упражнений спортивно-оздоровительного характера, влияющих на формирование правильной двигательной активности.
Основные слова: методика, адаптивное плавание, заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки.
В наше время одной из важнейших проблем является проблема здоровья подрастающего поколения. Большинство детей дошкольного и раннего школьного возраста имеют нарушения осанки и неравномерное развитие мышечного каркаса.
Во многом это является следствием того, что большинство детей ведут сидячий образ жизни, постоянное сидение за компьютерами, на занятиях, за любыми другими техническими средствами. В школах или детских садах не используются методики, направленные на исправления осанки и улучшения трофики в мышцах. Дети мало заинтересованы в занятиях физическими упражнениями или любыми разновидностями подвижных игр. Данная проблема характерна для детей во многих городах и деревнях.
Умение плавать – жизненно важный для каждого человека навык. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного. Кроме этого плавание является одним из самых эффективных средств коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, в том числе и нарушений осанки. Для лиц с серьезными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, для инвалидов в реабилитационных центрах, больницах, профилакториях и иных учреждениях эффективным средством лечения и восстановления является адаптивное плавание.
Адаптивное плавание предназначено для реабилитации и адаптации к нормальной социальной жизни, применяя комплекс спортивно-оздоровительного характера. Оно влияет на формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.
Однако в пос. Светлый существует проблема отсутствия специализированных организаций по работе в сфере адаптивной физической культуры и приводящихся в них мероприятий, ни одна специализированная школа по плаванию не создает возможности для работы с детьми по данному направлению. Такая возможность, представлена в МАДОУ № 3, где для обучения выделено время и возможность для занятий адаптивной физической культурой. При этом в литературе встречается недостаточно информации о методиках адаптивного плавания для детей дошкольного возраста с нарушениями осанки и функций мышечной системы в условиях малогабаритного бассейна (длина 12,5 м).
В связи с этим целью исследования стала разработка методики адаптивного плавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата.
Занятия проводятся в бассейне 12,5 м, нормированная нагрузка 2 раза в неделю по 30 мин, из которых большая часть направлена на развитие мышц верхнего плечевого пояса, спины, брюшного пресса. Занятия проводятся на суше у бортика бассейна и непосредственно в воде. Температура воды составляет 29-32 С.
Во время плавания ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат, снижая давление на него веса тела; создает условия для корригирования нарушений осанки [3]. 197
Для улучшения эффективности использования адаптивного плавания, как средства исправления осанки используются упражнения силового характера с собственным весом, а также упражнений на гибкость.
План занятий адаптивнойфизической культурой на суше:
• Приседания 3х10 раз
• Прыжки на скакалке 3х15 раз
• Наклоны в стороны 3х 8 раз
• Брюшной пресс 3х10-12раз
• Приседания на одной ноге 3х5-7раз
• Имитация гребковых движений
• Гиперэкстензия 3х15сек через 40 сек отдыха
• Наклон вперед 3х10 сек
• Стойка на коленях, прогнуться вперед и назад 3х5 раз
План занятий адаптивной физической культурой в плавательном бассейне:
1. Работа ногами кролем на груди у бортика.
2. Удержание положения на воде «Морская звезда»
3. Удержание положения на воде «Поплавок»
4. Плавание кролем на груди в ластах
5. Плавание кролем на спине в ластах
6. Плавание кролем на груди с доской
7. Плавание кролем на спине с доской
8. Обучение скольжению под водой, руки натянуты за головой
9. Свободное плавание.
10. Использование различных игр, направленных на работу мышц спины и брюшного пресса.
Занятия плаванием создают благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы, поскольку в воде физические нагрузки происходят в антигравитационных условиях при отсутствии статического напряжения – уменьшается периферическое сопротивление стенок сосудов, нормализуется сердечный ритм, снижается артериальное давление, снижается нагрузка на опорно-двигательный аппарат.
Находясь в водной среде тренируется механизм терморегуляции, из-за высокой тепло проводимости воды, систематическое посещения бассейна уменьшает риск появления простуды. Очень важно развитие суставов, укрепление мышц верхнего плечевого пояса и ног, что играет не мало важную руль в развитии опорно-двигательного аппарата и осанки.
При плавании повышается эластичность ткани легких, тренируются бронхи и альвеолы, увеличиваются показатели ЖЕЛ, абсолютная и относительная величина показателя МПК, увеличивается подвижность грудной клетки. Обучение правильному дыханию (длительный выдох в воду) во время выполнения упражнений обеспечивает хорошую физическую работоспособность, а также снижает артериальное давление [3]. 198 Данная методика внедрена в программу обучения и оздоровления детей в МАДОУ №3.
Плавание в дошкольном учреждение не мало важно, так как это дает основу умения держаться на воде, имеет закаливающий эффект и укрепляет мышечный каркас ребенка. Использование различных дидактических упражнений и игр на воде развивают детское воображение, а также имеют направленность на правильное поведение на воде.
1. Булгакова Н. Ж. Методика обучения технике плавания: Метод, разработка для слушат. фак. усовершенствования / Булгакова Н. Ж. М. : ГЦОЛИФК, 1980.
2. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (7-10 лет): дис.. канд. пед.наук: В 2-х ч. /Булгакова Н. Ж. ; ГЦОЛИФК, 1954.
3. Викулов А. Д. Плавание: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Викулов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
4. Информация по реабилитации инвалидов – колясочников [Электронный ресурс]: URL: http://aupam.narod.ru/pages/fizkult/kod_dikulya/ page_01.htm (дата обращения 27 сентября 2014).
Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.
Игры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возраста ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка, Угадайте-ка,.
Консультация для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Новогодняя ёлка у вас дома» Шумные и весёлые новогодние праздники с представлениями и подарками общеприняты во всех образовательных дошкольных и школьных учреждениях,.
Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.
Сценарий викторины «Двойная жизнь животных» для детей дошкольного и младшего школьного возраста В викторине нужно отгадать слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ. 1. Галстук (Бабочка) 2. Зарубежная фирма.
Весёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответами Описание: данный материал можно использовать воспитателям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для проведения.
Что такое адаптивная физическая культура
Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.
Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.
Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:
Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.
Теория адаптивной физической культуры
Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.
Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.
Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.
Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
АФК включает 4 базовых компонента:
Функции адаптивной физической культуры
Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:
Принципы адаптивной физической культуры
Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.
Общие методические принципы:
Специальные методические принципы:
Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми
Адаптивный спорт
Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:
В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.
Методы реализации
Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:
Методики
Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.
Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.
Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.
Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап
Адаптированная физкультура для детей
В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.
С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.
Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.
Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.
Адаптивное плавание
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) в рамках инклюзивного образования – это комплекс мер в образовательном учреждении спортивно-оздоровительного характера, направленных на формирование здорового образа жизни, развитие физических возможностей, профилактику прогрессирования основного заболевания (дефекта), нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития), создание условий для их эффективной социальной адаптации.
Одной из основных форм АФК является – адаптивный спорт.
В адаптивном спорте применяются различные виды: одни из них полностью перенесены от здоровых людей, другие адаптированы (приспособлены к ограниченным возможностям инвалидов), третьи – специфические, специально созданные для них. Прежде всего выбор вида спорта зависит от степени и уровня поражения, показаний и противопоказаний, с учетом спортивно-медицинской классификации.
Адаптивное плавание – это физкультурно-спортивная водная дисциплина, для которой разработаны специальные программы и нормативы, учитывающие особенности и возможности лиц с ментальными нарушениями.
Плавание характеризуется сочетанным воздействием на организм движений и пребывания в водной среде. При этом активизируется гемодинамика, повышается обмен веществ, облегчаются движения атрофичными мышцами. Плавание значительно снижает опорную нагрузку на позвоночник и нижние конечности. Применяется с целью улучшения функции кардиореспираторной системы. Это происходит, благодаря ритмичной работе мышц, при этом улучшается сердечная деятельность, повышается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. В следствии высокого сопротивления воды и активного чередования напряжения и расслабления разных групп мышц, плавание увеличивает их выносливость и силу.
Занятия физической культурой являются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями факторами улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворения потребности в общении, расширения круга знакомств, самореализации при занятии спортом.
В каждой группе обучающиеся распределяются по классам в соответствии с их функциональными возможностями, а не категориями инвалидности.
Главным критерием распределения группы обучающихся на классы является уровень их физической подготовленности и функциональных возможностей. Особенности нозологии занимающихся учитываются при подборе индивидуальных методических приемов в процессе занятий.
Состав классов, занимающийся может со временем меняться в зависимости от динамики их функционального состояния в процессе занятий.
Данная программа предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья (III подготовительная группа) и инвалидов, состоящих в следующих функциональных классах:
• лица с поражением опорно-двигательного аппарата;
• лица с нарушением зрения;
• глухонемые.
При объединении в одну группу детей, имеющих разные по тяжести поражения (класс) число обучающихся в группе должно составлять не более 8 человек на одного тренера-преподавателя. Срок обучения 1 год.
Педагоги
Содержание программы
Учебно-тематический план.
При организации учебной работы необходимо иметь следующие документы: программа, учебно-тематическое планирование и расписание занятий.
Тренеры-преподаватели должны иметь конспекты занятий, вести журнал учёта учебно-тренировочной и воспитательной работы.
Планирование тренировочного процесса
Все занятия состоят из 3-х частей – подготовительной (разминки), основной и заключительной (растяжка).
В подготовительной части решаются две задачи: разогревания и подведению к решению основной части занятия. Для решения первой задачи применяются упражнения, способствующие повышению температуры тела и скелетных мышц, что приводит к усилению кровообращения и дыхания, подвижности в суставах и т.п., что необходимо для выполнения заданий основной части. Для разогревания используют общеподготовительные упражнения – легкий бег, общеразвивающие упражнения, в которых вначале участвует небольшое количество мышечных групп, затем следует переходить к упражнениям, в которых задействовано все большее и большее их количество. Длительность этой части разминки во многом зависит от возраста занимающихся и условий проведения занятий.
Во второй части разминки выполняются упражнения, помогающие настроиться на выполнение задач основной части занятия.
В основной части занятия решаются задачи конкретного тренировочного характера: обучения техническому действию или тактико-технических действий, управление развитием физических качеств.
В заключительной стадии необходимо решать задачу восстановления, занимающегося после выполненной им работы в основной части занятий. В этой части всю работу надо выполнять в спокойном, равномерном темпе, включать выполнение упражнений на расслабление, растягивание.
Занятие включает в себя психологическую, теоретическую, техническую и физическую подготовку. Каждый из этих видов подготовки имеет определенное содержание и характеризуется рядом требований.
Психологическая подготовка представляется педагогическими воздействиями, которые обеспечивают формирование у обучающихся определенных психологических, социально-моральных и личностных качеств. Занимаясь в группе, обучающиеся вступают в отношения с педагогом и с коллективом, подвергаясь воздействиям с их стороны, и, в свою очередь, влияя на коллектив.
К основным методам психологической подготовки относятся беседы, педагогическое внушение, убеждение. В процессе психологической подготовки должны формироваться такие качества, как целеустремленность, настойчивость, воля к победе, выдержка, самообладание, способность предельно мобилизовать свои возможности.
Теоретическая подготовка идет одновременно с практической во всех разделах программы и является их неотъемлемой составной частью. Общеразвивающие упражнения, как движения отдельных частей тела и их сочетаний, выполняемые с различной амплитудой, частотой и степенью мышечных напряжений, широко применяются на всех этапах подготовки детей.
Техническая подготовка включает в себя разъяснение обучающимся правил работы с инвентарем (ласты, лопатки, плавательные доски, гантели и др.), применяемым на занятии, и спортивным оборудованием.
Цели программы
Цель программы: обеспечение передачи и усвоения практических знаний и умений в процессе формирования плавательного навыка, с целью развития общественной и двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями.
Афк плавание что это
Аннотация: Адаптивное плавание играет большую роль в реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, адаптивное плавание необходимо для людей с данными отклонениями.
Ключевые слова: Спорт, адаптивное плавание, адаптивный спорт, инвалиды, опорно-двигательный аппарат, лечебно-оздоровительный.
Одним из направлений адаптивной физической культуры является спорт для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Адаптивный спорт для лиц с поражением органов опоры и движения наиболее полно и всесторонне отражает основные задачи адаптивной физической культуры. Он получил широкое распространение не только за рубежом, но и в России. Кроме того, он имеет явновыраженную поступательную тенденцию развития. Доказательством тому служит Параолимпийские игры, проводимые в мире с 1960 года и участие в них России с 1996 года
Особенность содержания адаптивного спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата заключается в том, что объектом познания и воздействия являются люди, имеющие различные, неоднородные поражения; ампутации, травмы и заболевания спинного мозга, последствия детского церебрального паралича, полиомиелита.
Обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями во всех цивилизованных странах решает задачу государственного значения, поскольку, служит основной профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде.
Плавание как лечебно-реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокине-зотерапии. В его основе лежит применение с лечебной целью физических упражнении в воде в сочетании с подводным массажем и используемыми в водной среде средствами ортопедического характера.
Подводный массаж и ортопедические средства применяются в специальных лечебных учреждениях, а вот лечебным плаванием и лечебной физкультурой вы сможете заниматься самостоятельно, «ели хорошо усвоите инструкции и принципы выполнения упражнений.
Плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Термические особенности холодной воды повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и способствуют закаливанию организма. В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Поэтому наблюдающееся при ограничении подвижности в суставах снижение силы, сопровождающееся болевыми ощущениями лечебная гимнастика в воде имеет преимущества над гимнастикой на суше.
Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300—400 г, а при плавании это усилие возрастает несколько десятков раз, увеличивая силу мышц, действуя на все кожные покровы вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата
Адаптивный спорт, являясь одним из видов адаптивной физической культуры, позволяет обеспечить эффективную физическую реабилитацию лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, их социализацию, интеграцию в общество и реализовать образ жизни, характерный для соответствующих исторических условий.
1. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебник. Под общ. ред. проф. Л.В.Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
2. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. Авторы-составители О.Э.Аксенова, С.П.Евсеев. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.