академик черток годы жизни
Борис Черток. Человек, ставший легендой при жизни
Москва прощается с Борисом Чертоком. Соратник Королева, участник создания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, первых межпланетных станций и подготовки первого полета человека в космос, он скончался, не дожив всего двух месяцев до своего столетия.
Коллег, близких, друзей Бориса Чертока всегда поражали не только профессиональные, но и высокие человеческие качества ученого.
«Этот печальный, пасмурный день соответствует настроению тех, кто близко знал этого великого, матерого человека Бориса Чертока, – говорит летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. – Порвалась последняя ниточка, которая связывала сегодняшнее время с временем Королева».
«Конечно же, Борис Евсеевич был легендой, – убежден руководитель офиса НАСА в Москве Джон Монталбано. – И каждый раз, когда уходит легенда, – это огромная утрата. Но вся его работа будет в учебниках и книгах».
Бориса Чертока называли патриархом российской космонавтики еще при жизни. В истории покорения космоса он – действительно, фигура легендарная. В мае 45-го, в свои 33 года, артиллерист Борис Черток расписался на стене Рейхстага, а уже осенью ему поручили в побежденной Германии разыскать немецких ракетостроителей и собрать данные о самом грозном оружии Третьего рейха – ракете «Фау». Там и произошла судьбоносная встреча с главным конструктором Сергеем Королевым, правой рукой которого и стал Борис Черток.
«Уже в октябре 47-го года мы сумели пустить первую баллистическую управляемую ракету дальнего действия, – рассказывал доктор технических наук, академик РАН Борис Черток. – Это был, в общем-то, конечно, настоящий пуск».
Вехи истории и его жизни. Первая ракета Р-1, первый искусственный спутник Земли, первая ракета с атомным боезарядом, полет первого человека в космос. Черток, хотя и не входил в «совет главных», но тоже давал «добро» на старт Юрия Гагарина.
«Если бы сейчас положили на полигоне корабль «Восток», и все современные главные сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадежный корабль, – говорил Борис Черток. – Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полета. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Мы получили огромный опыт и поняли, как сильно мы рисковали».
Главный конструктор Сергей Королев ценил своего заместителя. Он умел решать сверхзадачи, при этом оставаясь в тени, как один из самых секретных конструкторов систем управления ракетной техникой. Из тени Борис Черток вышел в конце 90-х, когда написал книгу «Ракеты и люди». Четырехтомник Чертока стал энциклопедией космонавтики не только для специалистов. Академика стали называть совестью космической эпохи.
«Конечно, мы допускали ошибки, – признавал Борис Евсеевич, – и эти ошибки сказались потом в том смысле, что ошибка создателей ракетно-космической техники – это ошибка всего моего поколения, которое допустило развал великой державы Советского Союза».
Борис Черток жил работой и на работе. Приезжал домой в два ночи, чтобы в 8 утра опять быть в КБ РКК «Энергия». Именно Чертоку Америка должна поставить памятник. В далеком 45-м ему было поручено взять в плен известного конструктора немецкой, а позднее и американской ракетной техники фон Брауна. Борис Черток сказал, что не успел. Фон Браун уехал в США и спустя десятилетие отправил человека на Луну.
В последние десятилетия жизни к работе прибавились лекции, встречи, конференции и традиционные ежегодные академические чтения в Бауманке, где каждый раз Черток удивлял всех нестандартностью мышления, иногда и резкими высказываниями.
«Хочу сказать, что американские, российские и всякие прочие проекты марсианских экспедиций по сравнению с китайским проектом представляются мелкими любительскими сотрясениями воздуха», – отмечал академик.
И еще, он был убежден, что лучшие руководители страны – это конструкторы ракетной техники. «В истории человечества вообще и в истории науки и техники личность играет огромную роль, с этим надо считаться, – был уверен Борис Черток. – Коллектив – вещь необходимая, но коллектив должен возглавляться личностью. Не безликим менеджером, а человеком творческим, инициативным, энтузиастом, для которого конечная цель как создание чего-то нового в целом для человечества и для своей страны – это главное, а не обогащение собственное и своих родных».
До столетнего юбилея Борис Евсеевич не дожил всего два с половиной месяца. В конце жизни его часто просили вспомнить прошлое, а он думал о будущем.
«В XXI веке уникальность планеты Земля во всей обозримой Вселенной должна быть осознана человечеством для объединения усилий всех ведущих государств, с целью ее сохранения, – подчеркивал Борис Евсеевич. – Человек разумный – явление совершенно исключительное, выпадающее из объема наблюдений космическими аппаратами. Этот homo sapiens обязан использовать силу разума для надежной защиты планеты от неразумности разумного человека».
Борис Евсеевич Черток. Биографическая справка
Российский ученый-конструктор, соратник Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток скончался в среду в Москве на 100-м году жизни.
Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзи (Польша) в семье служащих. Отец, Черток Евсей Менасеевич, работал счетоводом в текстильной промышленности. Мать, Явчуновская Софья Борисовна, была фельдшером-акушеркой. В 1914 году накануне первой мировой войны родители Бориса вернулись в Москву.
В 1929 году Борис Черток окончил школу-девятилетку и начал трудовую деятельность электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приемника.
В эти годы Борис Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, Черток был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Он участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США.
В 1934-1940 годы Борис Черток учился в Московском энергетическом институте. Темой его дипломного проекта являлась разработка системы электрооборудования тяжелого самолета на переменном токе повышенной частоты. Эта работа была первой серьезной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию, но с началом войны она была приостановлена.
С 1940 по 1945 год Борис Черток работал в ОКБ Виктора Болховитинова на заводе №84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП (Научно-исследовательском институте Народного комиссариата авиационной промышленности), где впоследствии был назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления.
Во время Великой Отечественной войны Борис Черток разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также была создана система управления и электрического зажигания жидкостных ракетных двигателей, которая использовалась в первом полете ракетного самолета БИ-1, осуществленном в 1942 году.
В августе 1946 года Борис Черток был переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88.
В 1974 году Борис Черток стал заместителем генерального конструктора по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года, с 1993 года был главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королева.
Борис Черток участвовал в разработке и сдаче на вооружение первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, создании и запусках высотных геофизических ракет, космических ракет-носителей, первых искусственных спутников Земли, научных спутников «Электрон», автоматических межпланетных станций для полетов к Луне, Марсу, Венере, спутников связи «Молния-1», фотонаблюдения «Зенит», проектировании и создании первых космических кораблей, на одном из которых совершил полет первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
Борис Черток был конструктором в области разработки и создания бортовых комплексов управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники. Им создана научная школа в сфере проектирования, изготовления, испытаний и применения бортовых систем управления и электрических систем для ракетных комплексов, ракетно-космических комплексов и систем.
Борис Черток ‑ автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий.
В последние годы Борис Черток участвовал в издательской деятельности. Ученый написал четырехтомные воспоминания «Ракеты и люди», изданные в РФ и за рубежом.
Борис Черток был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1961). Ему присуждены Ленинская и Государственная премии СССР (1957, 1976). Он награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), медалью «За оборону Москвы» (1944), а также золотыми медалями РАН имени Б.Н. Петрова (1992) и имени С.П. Королева (2008).
В 2010 году Борису Чертоку была присуждена Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Борис Черток
советский и российский ученый, конструктор ракетной техники, академик РАН
Борис Евсеевич Черток
Борис Черток – легенда советской космонавтики. Вся его научно-инженерная деятельность была связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Он родился в начале прошлого века и не дожил до своего столетнего юбилея меньше трех месяцев. Он был среди тех, кто обеспечил триумф советской космонавтики и огорчался, что Россия как ведущая космическая держава начинает сдавать свои позиции… До последних лет жизни он читал лекции, давал консультации об управлении космическими кораблями, делал космические прогнозы на грядущее столетие… Такие люди, как Борис Черток – гордость и золотой фонд государства.
Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь (на территории сегодняшней Польши), в семье служащих. Отец был счетоводом, мать – фельдшером-акушеркой.
Вскоре семья переехала в Москву. В 1929 году он окончил школу-девятилетку и поступил на работу электромонтером на Краснопресненский силикатный завод. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой. В конце 1930 года перешел на завод № 22 (впоследствии завод имени Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он прошел путь от электромонтера по промышленному оборудованию до начальника конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.
В эти годы Черток стал автором ряда изобретений. В 1934-1935 годах он разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф. Болховитинова. В 1936-1937 годах был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США. Одновременно с работой в 1934-1940 годах он учился в Московском энергетическом институте, который окончил с отличием.
С 1940 по 1945 год Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП. Во время Великой Отечественной войны он разрабатывает автоматику управления вооружением самолетов, систему управления и зажигания жидкостных ракетных двигателей.
В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Борис Евсеевич был командирован в Германию. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим моментом в своей жизни.
В Германии до января 1947 года он руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Сначала совместно с А.М. Исаевым организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт – «Нордхаузен», где главным инженером был назначен Сергей Павлович Королев, с которым Борис Евсеевич с этого времени работал в тесном сотрудничестве.
Вся научно-инженерная деятельность Чертока с 1946 года была связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.
В 1958 году Борису Евсеевичу была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1963 году он был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала №1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года – заместитель главного конструктора – руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБЭМ).
В 1974 году Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года и с 1993 года до конца своих дней был главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королева.
Среди многих наград, которыми отмечена самоотверженная и поистине новаторская работа Чертока, были: орден Ленина – за участие в создании и испытаниях ракеты Р-5 (первой советской ракеты с ядерным зарядом), Ленинская премия – за участие в создании первых искусственных спутников Земли, звание Героя Социалистического труда – за осуществление первого пилотируемого космического полёта, Государственная премия СССР – за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон», Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность».
Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Он написал книгу «Ракеты и люди» – четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики – о том, как и кем она создавалась. НАСА переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» – настольная книга специалистов Американского космического агентства.
Он был не только человеком дела, но и высокообразованной личностью с высоким уровнем культуры. В свободное время перечитывал русскую и зарубежную классику – Толстого, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ильфа и Петрова, Хемингуэя; любил хорошую научную фантастику, книги о происхождении и строении Вселенной, мемуары и жизнеописания выдающихся ученых прошлого и настоящего.
В довоенной молодости Борис Евсеевич увлекался спортом – академической греблей, горным туризмом. После войны любимым видом отдыха стал водный туризм и лыжные походы. В последние годы жизни отдавал предпочтение работе на дачном участке, путешествиям на теплоходах.
Уже будучи человеком весьма преклонных лет, он ездил на работу за рулем. Ясности ума, мудрости, широте видения этого человека можно было только позавидовать. В свои 99 лет он мог дать фору многим молодым.
«Я не могу до сих пор поверить, что не стало моего любимого деда. Всем бы таких! Видите как бывает, никто и ничто не предвещало, но 5 декабря умер его старший сын Валентин, мой папа. Накануне дед сходил на выборы, где простудился. А на следующий день вечером узнал новость. И сгорел буквально за несколько дней. Когда в понедельник 12 декабря его забирала скорая в ЦКБ РАН, он сел, как всегда, со всеми силами собравшись, встретил врачей бодро, и запел «Степь да степь кругом. ». Он все понимал. ».
Борис Евсеевич Черток
Борис Евсеевич Черток
Дата рождения | 29 февраля 1912 года |
Место рождения | Лодзь, Российская империя |
Дата смерти | 14 декабря 2011 года |
Место смерти | Москва, Россия |
Содержание
[править] Научная карьера
Борис Черток родился 16 февраля (29 февраля) или 1 марта 1912 года в Лодзи, Царство Польское. Его отец, Евсей Менасеевич Черток, работал счетоводом (а также школьным учителем), а мать — Софья Борисовна Явчуновская — была фельдшером-акушером (была членом РСДРП, участвовала в подпольной работе и вооружённых выступлениях революции 1905 года, примыкала к меньшевикам, затем вступила в Бунд).
В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны с семьёй переселился в Москву.
В 1928 году, будучи школьником, в журнале «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приёмника.
В 1929 году окончил девятилетнюю школу, но в МВТУ его не взяли из-за социального происхождения, хотя экзамены Черток сдал, сказали: «У тебя нет никакого рабочего стажа! Иди, поработай на завод, а через три года мы тебя с удовольствием примем, но уже как рабочего, а не как сына служащих».
С августа 1930 года работал в электроцехе отдела оборудования — электромонтёр 4-го разряда на авиазаводе № 22 (завод им. С.П. Горбунова), в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. В 1930−1933 годах — электромонтёр по промышленному оборудованию, электрорадиомонтёр по оборудованию самолётов, в 1933−1935 годах — радиотехник по самолётному радиооборудованию. Принимал участие во внедрении в производство самолёта ТБ-3, и в подготовке самолётов специального арктического варианта, на них И.Д. Папанин высадился на льдину: в 1937 году началась работа полярной станции СП-1. Черток был ответственным инженером по электро-радиооборудованию самолёта Н-209 С, на котором в США летел через Северный полюс С.А. Леваневский. Был заведующим массово-экономическим отделом заводского комитета ВЛКСМ.
В 1934−1935 годах Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошёл испытания в НИИ ВВС.
В 1934−1935 годах с отличием окончил Московский энергетический институт, получив квалификацию инженера-электрика. Темой дипломной работы была разработка системы электрооборудования тяжёлого самолёта на переменном токе повышенной частоты. По материалам проекта во Всесоюзном электротехническом институте были изготовлены опытные образцы мощных самолётных генераторов и электродвигателей, которые должны были обеспечить электрооборудование вновь проектируемых тяжёлых бомбардировщиков системой переменного тока.
В 1935 году как изобретатель был выдвинут на инженерную должность в ОКБ на авиазаводе № 22.
В 1935−1937 годах — начальник конструкторской группы ОКБ на авиазаводе № 22.
В 1936−1937 годах — ведущий инженером по электрооборудованию самолётов полярных экспедиций на авиазаводе № 22.
В 1937−1938 годах — начальник конструкторской бригады по самолётному оборудованию и вооружению на авиазаводе № 22.
С августа 1938 года — начальник конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на авиазаводе № 22.
В 1940−1945 годах работал в ОКБ главного конструктора В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я.Л. Бибикова. Был начальником группы, затем начальником бригады, позднее — начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления. В ноябре 1941 года вместе с коллективом завода № 293 эвакуировался в г. Билимбай в Свердловскую область.
В период Великой Отечественной войны Черток разработал автоматику управления вооружением самолётов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Чертоком была создана система управления и электрического зажигания жидкостных ракетных двигателей, которая использовалась в первом полёте ракетного самолета «БИ-1», совершённом в 1942 году.
С апреля 1945 года по январь 1947 года в составе специальной комиссии находился в Германии, где руководил работой группы советских специалистов по изучению немецкой ракетной техники. Совместно с А.М. Исаевым создал в советской оккупационной зоне в Тюрингии совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», занимавшийся изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе этого института в 1946 году был создан институт «Нордхаузен», главным инженером которого стал С.П. Королёв. С этого времени Черток работал в тесном сотрудничестве с Королёвым.
2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге.
С августа 1946 года — заместитель главного инженера, начальник отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 Министерства вооружения СССР.
С 1946 года практически вся деятельность Чертока была связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Одна из первых задач в этой области, которая была решена Чертоком, — это разработка теории надёжной конструкции и организация производства широкого ряда рулевых машин и приводных устройств. Дальнейшее развитие теории и техники ракетного и космического привода позволило решить задачу создания сложных механизмов для длительной работы в условиях космического пространства: агрегаты для стыковки космических кораблей, управляемые остронаправленные антенны, гидравлические приводы с цифровым управлением и т. д.
В 1947−1949 годах разработал и прочитал курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при МВТУ им. Н.Э. Баумана.
В 1948 году создал первую лабораторию по разработке инерциальных астронавигационных систем для летательных аппаратов.
В 1950 году — заместителя начальника отдела систем управления НИИ-88, Особого конструкторского бюро № 1, главным конструктором которого был Королёв.
С 1951 года — начальник отдела систем управления ОКБ-1 НИИ-88.
В 1957−1963 годах — заместитель главного конструктора ОКБ-1 (главным конструктором был Королёв).
18 декабря 1957 года — лауреат Ленинской премии «За успешное осуществление запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного спутника с живым существом (собакой) на борту».
Участвовал в создании системы ориентации и навигации космических аппаратов с использованием принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов по реальным звёздам. Для межконтинентальных ракет, ракетоносителей и космических комплексов Чертоком разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре, что позволило практически реализовать методы теории надёжности при создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р-7 и последующих её модификаций.
В 1958 году — доктор технических наук.
17 июня 1961 года «За успешное выполнение специального задания Правительства по созданию образцов ракетной техники, космического корабля-спутника «Восток» и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту» был награждён званием Героя Социалистического Труда.
С 1963 года — заместитель начальника предприятия по научной работе и начальник филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления.
С 1965 года — профессор кафедры «Системы автоматического управления» факультета приборостроения в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
С 1966 года — заместитель главного конструктора — руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР.
Его главные работы были связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Руководил разработкой систем управления пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», спутника связи «Молния-1», «лунников» и включая первый космический аппарат, совершивший мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций «Марс-1», «Венера-2», «Венера-3», «Венера-4», «Зонд», «Электрон», ряда спутников серии «Космос», кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и искусственных спутников Земли для наблюдения и разведки серии «Зенит». Развитие Чертоком идей системного подхода, использование средств вычислительной техники и комплексного моделирования в процессе наземной отработки позволили решить фундаментальные проблемы при создании космических кораблей «Союз», «Союз-Т», «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», системы «Энергия — Буран», орбитального комплекса «Мир».
26 ноября 1968 года — член-корреспондент АН СССР по Отделению механики и процессов управления (по специальности «Системы управления»).
В 1974−1992 годах — заместитель главного (с 1977 года — генерального) конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» В.П. Глушко по системам управления.
5 ноября 1976 года — лауреат Государственной премии СССР «За участие в работе по созданию и осуществлению полета орбитальной станции «Салют-4», за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон».
До 1978 года Черток вёл факультетский курс систем управления ракетно-космическими аппаратами в МВТУ.
С 1978 года — заведующий базовой кафедрой «Управление движением» Московского физико-технического института, читал курс «Управление большими космическими системами».
В 1990 году — действительный член Международной Академии астронавтики.
С 1993 года — главный научный консультант генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королёва.
26 мая 2000 года — действительный член РАН по Отделению механики и процессов управления (по специальности «Системы управления»).
В 2007 году был награждён Золотой медалью имени Академика С.П. Королёва.
13 декабря 2011 года «За развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования её результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны» был удостоен Премии Правительства РФ им. Ю.А. Гагарина в области космической деятельности.
Написал свыше 200 научных трудов.
[править] Семья
Был женат на Екатерине Семёновне Голубкиной (1910−2004) — контролёре Отдела технического контроля Московского авиационного завода № 22 в Филях, племяннице скульптора Анны Семёновны Голубкиной.
Сыновья: Валентин Борисович Черток — инженер, фотокорреспондент; Михаил Борисович Черток — инженер, руководитель группы в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва; Владимир Борисович Черток — инженер, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.