аксаков аленький цветочек автора биография

Сергей Тимофеевич Аксаков

Фото Все

аксаков аленький цветочек автора биография. 23432243. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-23432243. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 23432243.

аксаков аленький цветочек автора биография. 624234. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-624234. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 624234.

аксаков аленький цветочек автора биография. 123123 1. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-123123 1. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 123123 1.

аксаков аленький цветочек автора биография. 323. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-323. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 323.

Сергей Аксаков — биография

Сергей Аксаков — знаменитый русский писатель, общественный деятель, чиновник, театральный и литературный критик. Автор книг «Семейная хроника», «Записки ружейного охотника», сказки «Аленький цветочек».

Сергей Аксаков написал всего две сказки, одна из которых всеми любимый «Аленький цветочек». Больше ничего не нужно говорить, сразу становится понятно, каким неимоверным талантом и добротой обладал этот человек. Подобных этой сказке больше нет, от нее веет добротой, она пропитана нежными, неподдельными чувствами. Биографию писателя и его творчество практически не изучают в школе, разве что вскользь. С большей частью его трудов знакомы исключительно литературоведы.

Детство и юность

Родился Сергей Аксаков 20 сентября (1 октября) 1791 года в имении Ново-Аксаково близ Оренбурга. Несмотря на то, что его родители были выходцами из старинного дворянского рода, жили они относительно небогато. Кроме Сергея в семье подрастали еще два сына и три дочери. Отец — Тимофей Аксаков, прокурор Земского суда. Мама — Мария Зубова, была умной и властной женщиной, ее отец дружил с генерал-губернатором Уфимского наместничества. Детство и юность девушки прошли в окружении высших чинов, она получила прекрасное образование. В юности переписывалась с Николаем Новиковым, просветителем-либералом.

Мальчик воспитывался в основном дедом Степаном Михайловичем, которого все считали «неотесанным и энергичным помещиком-первопроходцем», а еще слугами, которые рассказывали ему народные сказки, пели песни, и играли в незамысловатые игры. Однажды Сережа заболел, и чтобы развлечь ребенка, ключница Пелагея рассказала ему историю об Аленьком цветочке. Аксакова так впечатлило услышанное, что спустя много лет он записал историю по памяти.

аксаков аленький цветочек автора биография. 324324 3. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-324324 3. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 324324 3.Портрет Сергея Аксакова в детстве

В 1799-м мальчик пошел в первый класс местной гимназии, по окончании которой поступил в Казанский университет. Первые произведения Сергея — романтические стихи, появившиеся на страницах студенческих журналов. Стоит отметить, что эти журналы в те годы были рукописными.

В 1807-м, пятнадцатилетним подростком, Сергей отправился в Москву, потом переехал в Санкт-Петербург. Диплом Казанского университета Аксаков так и не получил. В городе на Неве он нашел себе работу переводчика, посещал кружок «Беседы любителей русского слова», где встретил Александра Шишкова и Ивана Крылова. Он начал писать стихи, кардинально отличавшиеся от тех, что писал в юности. Аксакова больше не привлекал романтизм, он распрощался с сентиментализмом. Самым известным творением поэта того времени стал стих «Вот родина моя».

Спустя некоторое время Аксаков нашел применение своим талантам в театральной среде, он взялся за переводы пьес, литературную критику, которую печатали столичные газеты и журналы. В 1827-м поэта приняли в Московский цензурный комитет на должность цензора. Но через год его выгнали, так как он умудрился дать разрешение на печать произведение В.Проташинского. В этой юмористической балладе автор резко прошелся по московской полиции.

К тому времени Аксаков уже имел влиятельных знакомых, которые и помогли ему без труда найти новую работу. Его приняли на место инспектора Константиновского землемерного училища.

В 20-е годы девятнадцатого века в доме Аксакова собирались литературные деятели столицы, причем они принадлежали к разнообразным литературным течениям. Сам Сергей утверждал, что он славянофил, однако не отказывал себе в удовольствии пообщаться со своими оппонентами. Каждую субботу в гостеприимном доме Сергея Аксакова можно было встретить популярных композиторов и актеров. В 1849-м сам Николай Гоголь отмечал в доме известного писателя свое сорокалетие.

Литература

В 1826 году Аксаков устроился на работу цензором. На то время писатель уже обзавелся семьей, которую перевез в Москву. Аксаковым нравилось часто бывать на природе, а сам Сергей принадлежал к числу страстных охотников. Именно эта страсть писателя гнала их из города каждое лето.

В 1837 году у Аксакова умер отец, и он стал обладателем крупного наследства. Теперь писатель мог спокойно заниматься писательством, хозяйственными и семейными делами, не думая о хлебе насущном. Сергей купил для семьи поместье Абрамцево, расположенное в 50 верстах от города, и переехал туда. В настоящее время там музей-заповедник.

аксаков аленький цветочек автора биография. 624234. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-624234. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 624234.Сергей Аксаков в творческом процессе

В 1847-м Аксаков увлекся естествознанием, и впечатленный новыми познаниями, пишет одно из самых известных читателю произведений — «Записки об уженье рыбы». Спустя пять лет выходят «Записки ружейного охотника», которые читатели приняли с невероятным восторгом.

Иван Тургенев выказал об этой книге хвалебные отзывы, он сказал, что такой книги еще не бывало. Сам Аксаков мало реагировал на хвалебные отзывы, он не гнался за славой, писал просто для себя. Творчество помогало писателю отвлечься от насущных проблем, как семейных, так и денежных, которые с каждым годом подступали все ближе. В 1856 году вышли отдельным изданием «Семейные хроники», которые до этого публиковались в журналах небольшими фрагментами.

аксаков аленький цветочек автора биография. 23443223. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-23443223. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 23443223.

Поздний период творческой биографии писателя представлен «Детскими годами Багрова-внука». Критики заметили, что повествование ведется как-то неровно, менее емко и лаконично, особенно если сравнивать с его первыми произведениями. Приложение к этому изданию — всем известная книга «Аленький цветочек», посвященная внучке Сергея Тимофеевича, Оле.

Одновременно с этим Аксаков опубликовал «Литературные и театральные воспоминания», в которых содержались интересные факты, цитаты и эпизоды из жизни современников. Книга не отличалась литературным значением, особенно если в один ряд с ней поставить художественную прозу писателя. Аксаков также стал автором рассказов о природе для самых маленьких читателей. Дети с удовольствием слушали рассказы «Знойный полдень», «Гнездо», «Ледоход», «Начало лета».

аксаков аленький цветочек автора биография. 2424212. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-2424212. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 2424212.Произведения Сергея Аксакова

Существовало мнение, что Аксаков духовно развивается вместе с веком, в котором ему довелось жить и творить. Произведения писателя не обличают крепостничество, Сергей просто писал правду о реальной действительности русского крестьянина, даже если она была абсолютно неприглядной. Однако Аксаков не страдал революционными идеями, и абсолютно не стремился доносить их до своих читателей.

Многим критикам не нравилось такое равнодушное отношение писателя к жизни простого человека. Особенно возмущался поведением Аксакова Николай Добролюбов. Но у прозаика не было стремления навязывать собственное мнение окружающим, он просто отражал в своих произведениях окружающую его действительность.

Личная жизнь

Сергей Аксаков связал свою личную жизнь с Ольгой Заплатиной. Ее родители — генерал армии Суворова и турчанка по имени Игель-Сюмь. Они поженились в 1816 году. После венчания молодожены жили у родителей новоиспеченного мужа, а потом Тимофей Аксаков отписал им одно из своих имений — Надеждино. Супруги совершенно не умели вести хозяйство, поэтому оставили деревенский быт и уехали в Москву.

аксаков аленький цветочек автора биография. 23232 1. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-23232 1. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 23232 1.Сергей Аксаков с женой Ольгой Заплатиной

Из Аксакова получился замечательный отец, любящий и заботливый. Стоит отметить, что семья писателя была многодетной, у супругов подрастало десять детей. Хотя некоторые источники утверждают, что их было четырнадцать. Сергей оказывал своим наследникам внимание и заботу, даже в тех случаях, когда ими опекались няни.

Аксаков любил общаться со своими подросшими детьми, особенно с сыновьями. Это общение формировало не только характеры детей, но и меняло взгляды самого писателя. Парни абсолютно отличались от отца складом ума и темпераментом, но самое важное они все же взяли именно от него — это жажда к знаниям и терпимость к другому человеку, даже инакомыслящему.

аксаков аленький цветочек автора биография. 2423421. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-2423421. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 2423421.Сергей Аксаков с внуками

Наследники Аксакова мало отличались от прогрессивной молодежи того времени, у них были такие же высокие запросы и сложные вкусы. Писатель стремился их понять и развивать.

Трое из многочисленных наследников писателя стали видными учеными в славянофильском направлении. Из сына Ивана получился известный публицист, дочь Вера — общественный деятель, еще один сын — Константин, историк и языковед.

Смерть

Еще в юности у Сергея Аксакова появились первые признаки серьезного заболевания — эпилепсии. Помимо этого, в середине 40-х годов у него начало катастрофически падать зрение, которое с каждым годом становилось все хуже. К концу жизни писатель уже не мог работать самостоятельно, и его труды под диктовку записывала дочь Вера.

аксаков аленький цветочек автора биография. 323. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-323. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 323.Памятник Сергею Аксакову

Сердце Сергея Аксакова перестало биться 30 апреля (12 мая) 1859 года. Он умер в Москве, так и оставив неоконченной повесть под названием «Наташа». Прототипом главной героини повествования была родная сестра писателя — Надежда. Аксаков умер из-за обострившейся болезни, полностью лишившей его зрения.

Местом упокоения известного писателя стало кладбище у Симонова монастыря. Во времена СССР останки Аксакова перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Ссылки

Источник

Автор «Аленького цветочка»

аксаков аленький цветочек автора биография. 617355 40730. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-617355 40730. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 617355 40730.

Конечно же, это Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно ему мы обязаны прекрасными мгновениями, пережитыми в детстве при прочтении сказки мамой и немного позже при просмотре мультфильма.

Это истинно народная русская сказка и пришла она к Аксакову из народных сказаний, благодаря его няне. Как многое было почерпнуто Александром Сергеевичем Пушкиным от своей няни Арины Родионовой, так и внутренний мир Аксакова обогатили рассказы и сказки ключницы Пелагеи.

Аксаков родился 1 октября в Уфе в семье потомственных дворян. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был прокурором Верхнего земского суда. Мать Мария Николаевна в девичестве Зубова дочь помощника оренбургского наместника.

Большое влияние на будущего писателя оказал дедушка Степан Михайлович Аксаков своими рассказами о том, что род Аксаковых происходит от «знаменитого рода Шимона» – полумифического варяга, племянника короля норвежского, приехавшего в Россию в 1027 году.

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково, на просторах степной природы.

Своей любовью к природе Аксаков обязан отцу, в то время как мать предпочитала жить в городских условиях.

В имении Ново-Аксаково маленький Серёжа смог подружиться с крестьянскими детьми, узнать ближе жизнь народа, наполненную тяжёлым трудом. Он прислушивался к песням и сказкам, что рассказывали дворовые, от крепостных девушек узнал о святочных играх. Больше всего народных сказаний он услышал от ключницы Пелагеи и они запомнились ему на всю жизнь.

Мать Аксакова была женщиной образованной, и именно она научила сына читать и писать к четырём годам. В 1799 году мальчика отдали в гимназию, но вскоре сильно скучавшая без сына мать взяла его обратно. Сам Аксаков писал, что в гимназии у него из-за нервного и впечатлительного характера начала развиваться болезнь похожая на падучую.

Он ещё год прожил в деревне, но в 1801 году мальчик всё-таки поступил в гимназию. В своих «Воспоминаниях» он потом отзывался о преподавании в гимназии весьма критично, но, тем не менее, с благодарностью говорил о некоторых своих учителях – И. И. Запольском и Г. И. Карташевском, надзирателе В. П. Упадышевском и учителе русского языка Ибрагимове. Все они были воспитанниками Московского университета.

У Запольского и Карташевского Сергей Аксаков жил в качестве пансионера.

Учился Аксаков в гимназии хорошо, в некоторые классы переходил с наградами и похвальными листами. В 1805 году в возрасте 14 лет Аксаков поступил в Казанский университет.

Университет занимал часть помещений гимназии, и часть учителей были назначены профессорами, лучшие ученики старших классов произведены в студенты. Это было очень удобно для учеников. Аксаков, например, слушая университетские лекции, продолжал учиться по некоторым предметам в гимназии. Не было в то время в университете и разделения на факультеты, поэтому студенты слушали самые разные науки – классическую литературу, историю, высшую математику, логику, химию и анатомию…

В университете Аксаков выступал в любительском театре и начал писать стихи. Первое его стихотворение появилось в гимназическом рукописном журнале «Аркадские пастушки». Особенно большой успех имело стихотворение «К соловью». Вдохновившись этим, Сергей Аксаков, вместе со своим другом Александром Панаевым и будущим математиком Перевозчиковым, основал в 1806 году «Журнал наших занятий».

В марте 1807 года С. Т. Аксаков оставил Казанский университет, не окончив его. Причиной этому было, скорее всего, получение семейством большого наследства от тетки, Куроедовой. После чего вся семья Аксаковых переехала сначала в Москву, а потом в Санкт-Петербург, где Сергей стал работать переводчиком при комиссии по составлению законов.

Но больше всего Аксакова привлекала литературная и театральная жизнь Петербурга. И он влился в литературно-общественную и театральную жизнь столицы. В это время Аксаков познакомился с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым артистом-трагиком, Я. Е. Шушериным. Позднее писатель напишет о них прекрасные мемуарно-биографические очерки.

В 1816 Сергей Аксаков женился на дочери Суворовского генерала Ольге Заплатиной. Матерью Ольги была турчанка Игель-Сюма, которую взяли в возрасте двенадцати лет при осаде Очакова, окрестили и воспитали в Курске, в семействе генерала Воинова. К сожалению, Игель-Сюма умерла в возрасте тридцати лет.

После свадьбы молодые переехали в родовое имение Ново-Аксаково. Своё родовое гнездо писатель опишет в «Семейной Хронике» под названием Нового Багрова. У пары родилось десять детей.

Ольга Семеновна, супруга писателя будет не только хорошей матерью и умелой хозяйкой, но и помощницей в литературных и служебных делах мужа.

Пять лет Аксаковы жили в доме родителей писателя, но позднее, в 1821 году, когда у них уже было четверо детей, отец согласился поселить семью сына отдельно и отдал им село Надежино, в Белебеевском уезде Оренбургской губернии. Это село фигурирует в «Семейной Хронике» под названием Парашино.

Перед тем, как переехать на новое место жительства, Сергей Аксаков с семьёй поехал в Москву, где они прожили всю зиму 1821 года.

В Москве писатель встретился со своими старыми знакомыми в театральном и литературном мире, подружился с Загоскиным, водевилистом Писаревым, директором театра и драматургом Кокошкиным, драматургом князем А. А. Шаховским и другими интересными людьми. После публикации Аксаковым перевода 10-й сатиры Буало, его избрали в члены «Общества любителей российской словесности».

Летом 1822 года семья Аксаковых приехала в Оренбургскую губернию и прожила там несколько лет. Но с ведением хозяйства у писателя не ладилось, к тому же пришла пора определять в учебные заведения детей.

В августе 1826 года С. Т. Аксаков с семьёй перебрался в Москву.

В 1827 году устроился работать цензором вновь учрежденного отдельного московского цензурного комитета, а с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а после его преобразования в «Константиновский межевой институт», был первым директором.

И в то же время Аксаков продолжал уделять много времени своей литературной деятельности. В доме Аксакова в подмосковном имении Абрамцево собирались писатели, журналисты, историки, актёры, критики, философы.

В 1833 году умерла мать Аксакова. А в 1834 году был опубликован его очерк «Буран», который в дальнейшем стал прологом автобиографических и природоведческих произведений Аксакова.

В 1837 году ушёл из жизни отец, оставив сыну приличное наследство.

В 1839 году здоровье Аксаково расстроилось и писатель окончательно вышел в отставку.

Аксаков дружил с Погодиным, Надеждиным, в 1832 году он познакомился с Гоголем, с которым продолжал дружить 20 лет, в доме С. Т. Аксакова Гоголь часто читал свои новые произведения. И в свою очередь Гоголь был первым слушателем произведений Аксакова.

Интересно, что на мировоззрение и творчества Аксакова оказывали немалое влияние и его подросшие сыновья – Иван и Константин.

В 1840 году Аксаков начал писать «Семейную Хронику», но в окончательном виде она появилась лишь в 1846 году. В 1847 году появились «Записки об ужении рыбы», в 1852 году «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», в 1855 году «Рассказы и воспоминания охотника». Все эти произведения были благосклонно встречены читателями и принесли автору известность.

«В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», говорил С. Т. Аксакову Гоголь.

О «Записках ружейного охотника» тепло отозвался И. С. Тургенев, признав первоклассным описательный талант автора.

В 1856 году появилась «Семейная Хроника», которая так же пришлась по вкусу публике.

В 1858 году Аксаков выпустил продолжение «Семейной Хроники» – «Детские годы Багрова-внука».

К сожалению, ухудшилось здоровье писателя, он стал терять зрение, а весной 1858 года болезнь стала причинять ему серьёзные страдания. Пошатнулось и материальное благосостояние семьи.

Тяжело больным писатель написал «Зимнее утро», «Встречу с мартинистами».

Последнее лето Аксаков прожил на даче под Москвой. Он уже не мог писать сам и диктовал свои новые произведения.

Его «Собирание бабочек» появилось в печати после кончины писателя в «Братчине», сборнике, изданном бывшими студентами Казанского университета, под редакцией П. И. Мельникова.

30 апреля 1859 года Аксакова не стало.

Похоронен Сергей Тимофеевич на погосте Симонова монастыря в Москве.

Я думаю, что всем, кто любит природу, стоит прочесть произведения Аксакова. А его «Хроники» помогут лучше узнать историю и быт России XIX века. И, как мне кажется, чем мы лучше знаем и понимаем прошлое своей земли, тем легче нам разобраться в настоящем и строить будущее.

Источник

Ухожу я в мир природы… Сергей Тимофеевич Аксаков

230 лет назад 20 сентября по старому стилю в Уфе родился Сергей Тимофеевич Аксаков. Такого писателя можно и нужно чествовать только по старому стилю – это вопрос принципиальный. Он был искренним и добродушным консерватором.

аксаков аленький цветочек автора биография. 52e32d67618e7e4. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-52e32d67618e7e4. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 52e32d67618e7e4.

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

К тому же, Аксаков – не просто писатель, а основатель династии.

Они вели свой род, как водится в дворянстве, от загадочного предка – варяга, аж племянника норвежского короля, который, согласно преданию, прижился на Руси аж с 1027 года. Жили Аксаковы в тихой Уфе неторопливо и патриархально. Башкирский «дикий край» напоминал среднюю полосу России, но обладал и собственным колоритом.

Переворот в уме

В детстве он влюбился в литературу, в печатное слово. В скудной усадебной библиотеке имелись выцветшие переплетенные тетрадки «Детского чтения для сердца и разума» (этот журнал издавался с 1785 по 1789 год). Они стали его сокровищем: «В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир». Подростком Аксакова отправили учиться в Казанскую гимназию – чуть ли не силком. Он не хотел расставаться с родным домом. Но Казань связала его с любимым поэтом – Гаврилой Державиным, который в своё время был одним из первых учеников этой гимназии.

И в гимназии, и в университете, и в столицах он в то время боевито защищал родную старину, за что подчас бывал бит нешуточно: «Русское мое направление и враждебность ко всему иностранному укрепились сознательно, и темное чувство национальности выросло до исключительности».

аксаков аленький цветочек автора биография. 250px portrait of sergey aksakov by kramskoy 39b. аксаков аленький цветочек автора биография фото. аксаков аленький цветочек автора биография-250px portrait of sergey aksakov by kramskoy 39b. картинка аксаков аленький цветочек автора биография. картинка 250px portrait of sergey aksakov by kramskoy 39b.

В модных в ту пору произведениях Николая Карамзина, как представлялось Аксакову, русский язык превращался в подстрочник с французского. В университетской среде за такие воззрения карали строго. «Я терпел жестокие гонения от товарищей, которые все были безусловными поклонниками и обожателями Карамзина, – рассказывал Аксаков. – В одно прекрасное утро, перед началом лекции (то есть до восьми часов), входил я в спальные комнаты казенных студентов. Вдруг поднялся шум и крик: «Вот он, вот он!» – и толпа студентов окружила меня. Все в один голос осыпали меня насмешливыми поздравлениями…»

Не слишком нравились ему и мечтательные элегии модного Жуковского. Он оставался литературным старовером, державинцем. И ему довелось познакомиться со стареющим «певцом Екатерины». К тому времени по всему литературному Петербургу шла молва о замечательных артистических способностях молодого Аксакова. Когда ему удавалось перебороть стеснительность – он начинал вдохновенно декламировать стихи, которых знал бессчетно. Краснел, подрагивал, но читал, как пророк, подчеркивая мелодию стиха. Вот и Державин заинтересовался таким журналистом-актером, который был еще и его земляком…

Чтец для Державина

Однако покровительство Державина не помогло ему прославиться – да он и не гонялся за славой. Аксаков знал всех видных литераторов – и вполне мог занять высокое положение на «консервативном» фланге русской словесности. Но он писал только бесконечные театральные рецензии, заметки на случай – а к большой вещи приступить побаивался. Вот и оставался безвестным.

Пушкин однажды в его присутствии похвалил заметку «какого-то неизвестного барина», а это и был Аксаков!

Стихами своими Сергей Тимофеевич был недоволен, приступал к прозе. Но… ему не давались ни рассказы, ни повести о вымышленных людях и ситуациях. Оказалось, что Аксаков почти напрочь лишен сюжетной фантазии.

Он хорошенько это понимал: «Заменить… действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленное происшествие и вымышленных людей. Выходила совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно».

Свой жанр

Зато рассказывать о собственной жизни, о своих увлечениях о том, что увидел и прочувстовал, он умел, как никто другой. Только поиски жанра продолжались долгонько.

Наконец, в 1847 году увидела свет книга, которая принесла Аксакову известность – «Записки об уженье рыбы» (первоначально – «Записки об уженье»). И в то же самое время он уже с наслаждением и мучениями писал «Семейные хроники».

Русская литература получила изысканного стилиста, которому уже шел 56-й год. Да и моложав он не был – даже зрение к тому времени уже почти потерял и сочинения свои надиктовывал. Вскоре появились «Записки ружейного охотника». Их писатель создавал под влиянием старинной книги «Урядник сокольничьего пути», автором которой был царь Алексей Михайлович… На этом Аксаков не остановился. В почтенном возрасте вернулся к ежедневном литературной работе – и книги рождались одна за другой. Все – в едином духе. К концу десятилетия вышли «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», восхитившие всех ценителей литературы. Даже строгого Николая Чернышевского восхищали аксаковские описания птиц! Аксаков создал бытовой эпос, объединивший все его книги. Таких гор до него никто не сворачивал.

Поэт Алексей Хомяков утверждал, что Аксаков «первый из наших литераторов взглянул на русскую жизнь положительно, а не отрицательно». При этом писатель не приукрашивал, не искажал реальность, просто не видел окрестности исключительно в мрачных тонах. Не умел. В его восприятии никакого упадка империи не существовало, как не существовало и опасных, но неизбежных реформ. Все эти материи предоставил другим писателям. Не случайно Гоголь находил в аксаковском добродушии основу своего так и не состоявшегося третьего тома «Мёртвых душ».

А Сергей Тимофеевич вспоминал детские и «младые» годы. Они для него – как неразменная драгоценность. При этом тон у Аксакова сложился без чрезмерной сентиментальности, достаточно сдержанный – и это стало частью аксаковского обаяния.

Пруст, да не тот

Историк литературы Дмитрий Святополк-Мирский видел в Аксакове предтечу новых направлений в прозе: «Его не тревожат никакие активные желания, кроме разве что желания «вновь обрести потерянное время» – retrouver le temps perdu. Прустовская фраза здесь уместна, потому что чувствительность Аксакова, как ни странно, поразительно напоминает чувствительность французского романиста; разница в том, что Аксаков был настолько же здоров и нормален, насколько Пруст был извращен и патологичен; вместо душной атмосферы никогда не проветривавшейся квартиры на бульваре Осман – в книгах Аксакова веет вольный степной ветер».

Его славянофильство шло от сердца, а не от философий. В отличие от сыновей, он был почти аполитичен. Свидетель войны 1812 года, переворотов, дальних экспедиций, реформ, он почти не касался этих тем в своих воспоминаниях. Природа, движения души – вот аксаковская епархия.

И сыновья его любили и хорошо понимали. Иван Сергеевич так вспоминал об отце: «Сергей Тимофеевич любил жизнь, любил наслаждения, он был художник в душе и ко всякому наслаждению относился художественно. Страстный актер, страстный охотник, страстный игрок в карты, он был артистом во всех своих увлечениях – и в поле с собакой и ружьем, и за карточным столом». Всё это и стало его литературным миром.

Царство рыб и куликов

Есть в его наследии одно единственное блистательное исключение из отточенного мемуарного стиля. И это самая известная вещица Аксакова – «Аленький цветочек». Но он не сам придумал этот сказочный, почти «детективный» сюжет! Аксаков указывал: записано со слов ключницы Пелагеи, которую он еще ребенком пародировал, ахая и охая. То есть – снова заветные воспоминания детства, никогда не меркнувшие в его душе. Потому он и вмонтировал эту сказку в свои воспоминальные «Детские годы Багрова-внука». Это русская вариация известного сказочного сюжета «Красавица и чудовище», особенно распространенного в Европе. Но напевный слог – аксаковский, душа аксаковская. Именно он разглядел в аленьком цветочке хрупкий символ любви, к которой так трудно прорваться. И сюжетные ходы, представьте, не затерялись в аксаковских кружевах.

Созерцатель

Да, он был созерцателем. И умел дотошно воспроизводить свои счастливые, ничем не омраченные деньки. Тем и уникален в русской литературе – подробностями, неожиданными штрихами, почти незаметными глазу. Вернемся к уже сказанному: его часто называют «русским Прустом». Конечно, Аксаков целиком принадлежит XIX веку, более того – его первым десятилетиям. И в XVIII ему гораздо комфортнее, чем в неведомом ХХ.

Там протекают реки, на которых рыбачил Сергей Тимофеевич. Там есть свое Абрамцево. Там – московские колокола и петербургские гостиные. Там плачет растроганный, простодушный, но и хитрый старик Державин. Там подрастают мятежные сыновья, готовые сражаться за русский язык и понимающие поэзию не хуже отца. Тихая, но такая обжитая планета старшего Аксакова. Его словесные плетения – искусство утраченное, ушедшее. И он как будто предвидел это – и оставил немало образцом живой великорусской речи своего (и чуть более раннего) времени. Не пропустить бы их. Во внеурочное время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *