актер гирт яковлев биография и личная жизнь
Гирт Яковлев (Гиртс Яковлевс)
Гирт Александрович Яковлев (латыш. Ģirts Jakovļevs). Родился 10 июля 1940 года в Риге. Советский и латвийский актер театра и кино. Заслуженный артист Латвийской ССР (1973). Народный артист Латвийской ССР (1983).
Гирт Яковлев родился 10 июля 1940 года в Риге в семье рабочих.
Имеет латышские (по матери) и русские (по отцу) корни.
Мать дала ему при рождение латышское имя Гиртс, хотя в советском кинопрокате его укорачивали на одну букву.
В 1958 году окончил 1-ю Рижскую среднюю школу.
После школы за компанию с одноклассником поступил на режиссуру, учился у А. Лейманиса, однако после второго курса получил оценку неудовлетворительно. Однако ассистентка классика латышского театра А. Амтмана-Бриедита пригласила его в мастерскую В. Балюны.
В 1963 году окончил театральный факультет Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола, курс В. Балюны.
Уже на третьем курсе Консерватории получил приглашение вступить в труппу Театра им. А. Упита.
Стоит отметить роли Часовникова («Океан» А. Штейна), Волошина («Прогноз на завтра» М. Шатрова), Рамзина («Выбор» Ю. Бондарева), Лилиома в спектакле с музыкой И. Калныньша по фантастической комедии Ф. Мольнара, Ричарда Даджена в постановке Э. Фрейберга «Ученик дьявола» по Б. Шоу, Карла Моора в постановке З. Бетгером трагедии «Разбойники» Ф. Шиллера, Фердинанда в постановке «Изабелла Испанская» по Ш. Иллесе, Наполеона (постановка по пьесе Ф.Брукнера).
В творческой зрелости блеснул ролями Робинзона («Бесприданница» А. Островского в постановке И. Рога) и Джемса Тайрона («Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила в прочтении М. Кублинскиса).
Гирт Яковлев в молодости
Лауреат премии Ленинского комсомола Латвии (1972).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актёрскую работу» за 1973 год.
Член КПСС с 1975 года.
Заслуженный артист Латвийской ССР (1973). Народный артист Латвийской ССР (1983).
Руководил Обществом театральных работников Латвии (1987-1992).
Обладатель национальной театральной премии Алфреда Амтманиса-Бриедитиса (1993).
С 1960 года начал сниматься в кино. Широкую известность ему принесла роль Иоганна Штрауса в фильме Я. Фрида «Прощание с Петербургом».
Гирт Яковлев в фильме «Прощание с Петербургом»
Поскольку типажных прибалтов часто использовали в роли фашистов, довелось поиграть их и Гирту Яковлеву. Его Артур Балодис в «Городе под липами» Алоиза Бренча – коллабрационист. Заметной работой стал лейтенант Ольце в сериале «Время выбрало нас» М. Пташука.
Гирт Яковлев в фильме «Время выбрало нас»
«Западная» внешность Гирта Яковлеватакже часто использовалась режиссерами.
Гирт Яковлев в фильме «Смерть под парусом»
Также стоит отметить его работы в фильмах «Фронт за линией фронта» (Цвюнше), «Обмен» (Витас Люткус), «Долгая дорога в дюнах» (Язепс Сарма), «Синдикат-2» (Роман Александрович Пиляр), «Государственная граница» (Артур Артузов), «Погода на август» (Нормунд Норис), «За синими ночами» (Лев Станиславович Вишневский), «Двойной капкан» (Пумпур), «Отдушина» (Юрий Стрепетов), «Депрессия» (Роман Романович Рауса).
В 2004 году снялся в сериале «Красная капелла» в роли доктора-онколога Шварца.
Гирт Яковлев в сериале «Красная капелла»
Рост Гирта Яковлева: 183 сантиметра.
Личная жизнь Гирта Яковлева:
Фильмография Гирта Яковлева:
Жена Гирта Яковлева. Личная жизнь
Прибалтийский артист был известен не только у себя на родине, но и во всем Советском Союзе, а миллионы поклонниц любыми правдами и неправдами стремились узнать тайны его личной жизни, кто жена Гирта Яковлева, есть ли у него дети. Появившись даже в небольшой роли, он сразу запоминался – его герои всегда были сильными мужчинами, обаятельными и с определенным шармом.
О личной жизни Гирта Яковлева известно лишь то, что он женат, его жену зовут Инга. За свою семейную жизнь они родили и вырастили двух детей – сына Рейниса и дочь Лиене, которая выбрала профессию музыковеда и смогла стать известным специалистом в этой сфере.
На фото: Гирт Яковлев в молодости
Гирт Яковлев родился в латвийской столице семьдесят восемь лет назад и был единственным ребенком в семье. Мама актера была латышкой, а отец русским – дед Гирта Максим Прохорович, родившийся под Витебском, служил в русском флоте.
Его семья была далека от искусства, и на режиссерский факультет Латвийской государственной консерватории Яковлев пошел поступать за компанию с друзьями.
На фото: Гирт Яковлев
Дебют на театральной сцене состоялся у Яковлева на третьем курсе вуза – он стал артистом труппы Театра им. Упита, в котором ему довелось играть вместе с корифеями сцены. Свою первую большую роль он сыграл уже после окончания консерватории, воплотив образ Руже в спектакле «Свидание».
Актер на театральной сцене
Карьера Гирта Яковлева развивалась стремительно – четыре года ему понадобилось, чтобы стать одним из самых задействованных членов труппы театра – он играл в классических и современных пьесах, создавая яркие запоминающиеся образы на сцене.
Сниматься в кино актер начал одновременно с поступлением в театр, сыграв Лаймониса Дзениса в картине «Твое счастье».
Он снимался очень много, и часто актеру с выраженным западным акцентом приходилось играть в советских военных фильмах фашистов или иностранцев в картинах о мирной жизни.
Огромную популярность актеру принесла роль Иоганна Штрауса в кинофильме «Прощание с Петербургом».
На фото: Яковлев в фильме «Прощание с Петербургом»
Ему довелось сыграть немало романтических героев, и он был убедителен как в мелодраматических, так и в комедийных и детективных фильмах, но любимым жанром для актера всегда оставалась драма. В семьдесят шестом году Яковлев сыграл роль Кристофера Тэрента в фильме-детективе «Смерть под парусом», ставшую для актера звездной.
«Смерть под парусом»
В девяностых Гирт Яковлев исчез с российских экранов и вновь появился у нас только в 2004 году в сериале «Красная капелла». Этот фильм стал последней большой ролью в кинематографической биографии артиста, но он продолжает сниматься в сериалах, а также играть на театральной сцене у себя на родине.
Он по-прежнему остается одним из ведущих латвийских актеров, и за свое долгое служение театру и кинематографу не раз получал заслуженные награды и звания, а в восемьдесят третьем году стал Народным артистом Латвийской ССР.
Гирт Яковлев: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Стартовые условия
Некоторое время тому назад, мальчишки в своем большинстве, мечтали стать летчиками или моряками. Мечтали и не пропускали фильмы про войну, которые «крутили» в кинотеатрах. Гирт Александрович Яковлев ничем не отличался от своих сверстников. Мальчик появился на свет 10 июля 1940 года в интернациональной семье. Родители проживали в городе Рига. Отец, русский по национальности, работал водителем трамвая. Мать будущего актера, латышка, занималась пошивом женской одежды на дому.
Гирт был единственным ребенком в доме. О нем заботились и создавали условия для полноценного развития. В школе мальчик учился хорошо. Его любимыми предметами были литература и математика. Яковлев активно занимался спортом и участвовал в смотрах художественной самодеятельности. С одноклассниками легко находил общий язык. Будучи уже знаменитым актером, он до зрелого возраста поддерживал теплые отношения с друзьями детства.
Профессиональная деятельность
В 1958 году Яковлев получил аттестат зрелости и с группой товарищей отправился поступать на театральное отделение Латвийской национальной консерватории. Творческий конкурс прошли не все, но Гирт оказался в числе студентов. Через пять лет ему вручили диплом о высшем актерском образовании и распределили на службу в Латвийский академический театр драмы. Карьера дипломированного актера складывалась динамично и поступательно. Через нескольких лет он оказался самым «загруженным» исполнителем. Важно подчеркнуть, что он брался за любые роли с желанием и полной самоотдачей.
Сниматься в кино его начали приглашать еще на студенческой скамье. Фактурная внешность отлично гармонировала с образами офицеров и женских угодников. Яковлев с равным успехом играл и романтических героев, и подлецов, и коварных шпионов. В середине 70-х годов он исполнил свою звездную роль в детективной драме «Смерть под парусом». В картинах про войну у Яковлева убедительно получались образы офицеров. Зрители видели его на экране в советской форме, и в мундире вражеского разведчика.
Достижения и личная жизнь
Творчество актера адекватно оценивали и официальные лица. В 1972 году Гирт Яковлев получил премию Ленинского комсомола, и через десять лет звание Народного артиста Латвийской ССР. За время своей трудовой деятельности актер снимался, практически, на всех киностудиях Советского Союза.
В личной жизни у Яковлева железобетонная стабильность. Он давным-давно состоит в законном браке. Муж и жена, Гирт и Инга вырастили и воспитали двух детей, сына и дочь. В последние годы актер уже не снимается. Завершающую роль он сыграл в фильме «Красная капелла», который вышел на экраны в 2004 году.
Гирт Яковлев: «Чувствую себя молодым, Но время неумолимо»
Любимца прекрасной половины бывшего Советского Союза коллеги за взрывной нрав и отзывчивость прозвали Динамитом и Скорой Помощью. Еще он — ходячий анекдот и вечный розыгрыш. В июле знаменитый латвийский актер отмечает восьмидесятилетний юбилей.
— Да, команда сложилась классная, веселая, мы много времени проводили вместе и подружились. Съемки проходили в Латвии, яхта ходила по разным рекам с типично латвийскими пейзажами, которые, впрочем, вполне сошли за английские. Помню, решили искупаться, поплавали, вышли на берег, а все ноги синие. Оказалось, в речку какой-то завод сбрасывает отходы. Не знаю, что за отрава в воде была, но нас всех потом в баню повели отмываться.
— В детстве меня впечатлил фильм «Прощание с Петербургом», где вы сыграли Штрауса.
— Эта картина для меня знаковая. Там происходили разные совпадения интересные. Случилось все в Ленинграде. Мы с Вией Артмане были на каких-то пробах, шли по коридорам «Ленфильма», и вдруг ко мне обратилась незнакомая дама:
— Извините, пожалуйста, вы, случайно, не актер?
— Хочу познакомить вас с одним человеком.
Заходим в кабинет, там сидит важный господин. Буквально с порога он начинает излагать замысел ленты о композиторе Иоганне Штраусе. Я сразу усомнился, что подойду, ведь ничего не понимаю в музыке. В общем, поговорили и я уехал, поскольку параллельно снимался на Рижской киностудии в фильме «В тени смерти». Вскоре меня вызывают в Ленинград на переговоры и пробы.
Режиссер «В тени смерти» Гунар Пиесис бурно запротестовал: «Я его не отпускаю! Вся группа в сборе, надо снимать. » Закончилось тем, что наша уважаемая Эльза Радзиня (кстати, в «Смерти под парусом» она выступила в роли чопорной экономки) на каком-то высоком собрании с трибуны возмущенно заметила:
— Вот актеру Яковлеву сделали прекрасное предложение сыграть Штрауса, он может прославить Латвию, но Пиесис его не отпускает.
— Пусть едет, — ответил Гунар, — но ни одного свободного дня ему не дам, пусть сам выкручивается.
Разозлил я его тогда сильно.
Гирт Яковлев: «Чувствую себя молодым, Но время неумолимо»
— А почему мне никто не сказал?! Заговор у вас там, что ли?
Инга по специальности архитектор, но много лет работает дизайнером и администратором в типографии, принадлежащей ее отцу. Она возникла в моей жизни в переломный момент: творческий кризис наложился, видимо, на возрастной и достиг предела. Я не находил равновесия ни в театре, ни дома. Становился агрессивным, неуправляемым. Инга понемногу вытащила меня из бездны. Появились новые смыслы, родились дети.
— Как жены терпели поклонниц? Те же, наверное, штабелями у ваших ног укладывались?
— Никаких штабелей не было. Около дома, по крайней мере, никто не дежурил. Поклонницы, видимо, держали себя в руках. В основном «народная любовь» изливалась в письмах. Мне их столько присылали, особенно после «Прощания с Петербургом»! Мама специально купила большую корзину и складывала туда всю почту.
Я, конечно, на письма не отвечал, это было физически невозможно — пусть меня простят. Конфеты присылали и даже — не поверите — копченую колбасу! Еще какой-то индийский кубок. Все приходило из России. Люди там щедрые, открытые, душевные. Латышский зритель более сдержанный в проявлении чувств.
Много дарили цветов. Между прочим, не все коллеги забирают подаренные после спектакля букеты. Мне это непонятно. Я всегда приношу цветы в дом. Мама, пока была жива, за ними ухаживала — подрезала, меняла воду. Мне передалась ее любовь к цветам.
— А зачем колбасу присылали? Вроде Латвия снабжалась продуктами неплохо.
— Уж не помню, с каким фильмом связано, но я полетел в Москву. Надо было быстро отсняться и сразу обратно в Ригу — дома тоже что-то «горело». Товарищ из группы провожающих в аэропорт полушепотом говорит: «Гирт Александрович, мы вам тут мяска купили», — и протягивает в сетке огромный кусок. Сижу в Шереметьево, вдруг замечаю — Езус, Мария! — мясо начало оттаивать и потекло, оставляя на полу кровавый след.
Что делать? Понесся в киоск за газетами, обернул в несколько слоев свой злосчастный презент. Нет, думаю, люди в России поразительные — шапку долой. Просто с ума сойти! Решили, что любимый актер умирает с голоду в Латвии. Благодарен за такое внимание. Это очень трогательно. Хотя нет — скорее трагично.
Такого, чтобы мы голодали, конечно, не было. Кругом же существовал блат, не станем уж притворяться. Мы — испорченное поколение. В конце семидесятых в провинциальном магазине, где торговали и продуктами, и промтоварами, однажды мне сообщают по секрету: