актер игравший борменталя в собачьем сердце
Доктор Борменталь из «Собачьего сердца». Каким мы запомним Бориса Плотникова
Борис Плотников родился в 1949 году в Свердловской области. Его семья не имела отношения к искусству: отец был простым слесарем, а мать — инженером-технологом. Родители мечтали, что сын станет музыкантом, но он не смог поступить в Свердловскую консерваторию и от идеи попробовать еще раз отказался.
Вместо этого Борис решил подать документы в театральный вуз. Талантливый молодой человек оказался в классе Юрия Жигульского, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Впоследствии он пригласил Плотникова в возглавляемый им Свердловский театр юного зрителя (сейчас — Екатеринбургский ТЮЗ). Там актер проработал 10 лет.
В 1978 году Борис Плотников решил попытать счастья в Москве. Его приняли в Театр сатиры, он играл в таких спектаклях, как «Вишневый сад», «Бешеные деньги», «Феномены». Следующим местом, где работал актер, стал Центральный академический театр Советской армии (сегодня — Центральный академический театр Российской армии). Плотников играл в постановках «Игрок», «Маскарад», «На дне», «Отелло».
Дебют в «Восхождении»
Актер начал сниматься в кино, когда еще жил в Свердловске. Первый же фильм — «Восхождение» Ларисы Шепитько — принес ему успех, он сыграл в нем главную роль. Задумка режиссера заключалась в том, чтобы задействовать только тех актеров, которые еще не успели засветиться на экране, чтобы герои «Восхождения» не ассоциировались у зрителя с прошлыми работами. Из-за этого Шепитько пришлось отказать Владимиру Высоцкому и Андрею Мягкову.
Увидев Плотникова, она сразу поняла, кто идеально подходит на роль Сотникова, партизана и бывшего учителя, — именно так Шепитько представляла этого героя внешне. Актер оправдал все ее ожидания. Кроме того, он приятно удивил всю съемочную группу своей работоспособностью, разрываясь между Свердловском, где играл в театре, и Муромом, где снимали «Восхождение».
Картина получила несколько престижных наград, среди которых Гран-при «Золотой медведь» на кинофестивале в Берлине, Государственная премия СССР и другие.
«Собачье сердце»
Главной киноработой Бориса Плотникова стала роль в двухсерийном фильме «Собачье сердце» (1988), который режиссер Владимир Бортко снял по повести Михаила Булгакова. Плотников сыграл Ивана Борменталя — ассистента и ученика профессора Преображенского, превратившего уличного пса Шарика в чудаковатое человекообразное существо, пересадив ему сердце пьяницы и рецидивиста Клима Чугункина.
Преображенского сыграл народный артист СССР Евгений Евстигнеев. Поначалу Плотников немного робел перед звездой такой величины, но в конце концов сдружился с ним. В фильме также снялись Владимир Толоконников, Нина Русланова, Алексей Миронов. О работе Борис Григорьевич вспоминал с теплотой.
Всего Плотников снялся более чем в 60 фильмах. Среди них — «Дикая охота короля Стаха», получивший призы на международных кинофестивалях, «Дульсинея Тобосская», «Иона, или Художник за работой», «Жизнь Берлиоза», «Петр Великий», «Первая встреча, последняя встреча», «Гобсек», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Годунов». Во многих из них он сыграл главные роли.
Педагог, народный артист
В начале 2000-х Олег Табаков пригласил Бориса Плотникова в труппу МХТ. Актер играл в спектаклях «Кабала святош», «Камера обскура», «Чайка», «Женитьба» и других.
Кроме того, Борис Григорьевич преподавал в ГИТИСе, где с 2016 года руководил собственной мастерской. Спектакли мастерской Плотникова с успехом идут на сцене театрального центра «На Страстном».
В 1998 году ему присвоили звание народного артиста России. Также среди наград Плотникова — орден Почета.
Его не стало 2 декабря. Актер скончался в возрасте 71 года.
Сыгравший Борменталя в «Собачьем сердце» Борис Плотников умер от COVID-19
В возрасте 71 года умер от коронавируса народный артист России Борис Плотников, сообщили РБК в пресс-службе ГИТИСа.
«Борис Григорьевич умер. Он лежал с коронавирусом неделю на аппарате ИВЛ [искусственной вентиляции легких]», — сообщил ТАСС ректор ГИТИСа (Плотников был профессором этого вуза и руководил в нем художественной мастерской) Григорий Заславский.
О смерти актера сообщил также Московский художественный театр (МХТ), в труппе которого состоял Плотников.
«Сегодня утром на 72-м году жизни не стало народного артиста России Бориса Григорьевича Плотникова. Художественный театр глубоко скорбит и приносит соболезнования семье и близким Бориса Григорьевича. О дате и месте прощания будет сообщено дополнительно», — говорится в сообщении на сайте МХТ.
«Я очень скорблю: был глубокий человек, замечательный актер. Я счастлив, что был знаком с этим человеком, хотя это было давно, но я помню это, и очень ярко», — заявил РБК кинорежиссер Владимир Бортко.
«Хороший человек, хороший артист. Очень легко работалось. Со всеми у него были ровные отношения. Его жена оказывала мне поддержку в трудное время», — сказала РБК актриса Нина Русланова.
Плотников играл на сцене Московского театра сатиры, Центрального академического театра Советской армии, МХТ имени Чехова, Театра под руководством Олега Табакова. Кроме того, он исполнил несколько десятков ролей в кино: дебютом стала роль партизана Сотникова в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение». После этого Плотников играл в таких известных фильмах, как «Дикая охота короля Стаха», «Сказка о Звездном мальчике», «Михайло Ломоносов» и др. Одной из самых известных стала роль доктора Борменталя в телефильме Владимира Бортко «Собачье сердце».
В 1992 году Плотников был удостоен звания заслуженного артиста России, в 1998-м — народного артиста; в 2005 году «за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» получил орден Почета.
Борис Плотников
Биография
Большинство зрителей запомнили этого актера по роли доктора Борменталя в картине Владимира Бортко «Собачье сердце». Но настоящие ценители советского и российского кинематографа знают, что это только одна из множества талантливо сыгранных ролей Бориса Плотникова.
Детство и юность
Борис Григорьевич Плотников родился в апреле 1949 года в городке Невьянск Свердловской области. В семье Плотниковых не было ни артистов, ни людей искусства. Мама работала инженером-технологом, а отец простым слесарем. Вскоре после рождения сына семья сменила место жительства, переехав в Новоуральск. Здесь Борис Плотников поступил в местную музыкальную школу. Мама мечтала видеть сына скрипачом. Но юноша не оправдал родительских надежд: после окончания школы Плотников провалил экзамены в Свердловскую консерваторию.
День рождения! Недавно по телевизору показали моноспектакль Бориса Плотникова «Альбом есть памятник души». Артист читал.
Борис не опустил руки и отправился в другой вуз – театральный. Здесь молодому человеку улыбнулась удача. Борис стал студентом Свердловского театрального училища и попал на курс к талантливому преподавателю Юрию Жигульскому.
Театр
После вручения диплома Борис Плотников получил приглашение наставника в возглавляемый им Свердловский ТЮЗ. Здесь молодой человек дебютировал, играя сказочных героев. Несколько позже в репертуаре актера появились роли из классических произведений. Всего за 10 лет работы в этом театральном коллективе артист сыграл 30 ролей.
В конце 1970-х Плотников переехал в Москву и был принят в труппу столичного театра Сатиры, где поначалу часто дублировал Андрея Миронова. Репертуар актера стал пополняться спектаклями «Ремонт», «Вишневый сад», «Тени», «Бешеные деньги», «Феномены».
Спустя 10 лет Борис сменил эту сцену на подмостки Центрального академического театра Советской Армии. Сотрудничество с новым театральным коллективом началось с ввода в уже готовый спектакль режиссера Леонида Хейфица «Идиот». Труппа отправлялась на гастроли а оба исполнителя роли князя Мышкина были заняты в Москве. Бориса Плотникова вводили в спектакль на ходу, предполагая, что артист сыграет всего четыре раза. Но игра актера настолько впечатлила зрителей и режиссера-постановщика, что роль закрепилась за Плотниковым на долгие 12 лет.
А в начале 2000-х Борис Григорьевич Плотников начал работать в МХТ имени А. П. Чехова. Первоначально Борис Плотников выступил приглашенным артистом, исполнителем роли Гольдони в спектакле «Прощайте и рукоплещите!» в театре Олега Табакова, после чего Олег Павлович позвал Плотникова в труппу МХТ.
Фильмы
Кинематографическая биография Бориса Плотникова долго не складывалась. Провинциальный артист регулярно проходил пробы на Свердловской киностудии, пытаясь получить второстепенную роль, но каждый раз получал отказ по причине своей некиногеничности, что отмечали сотрудники киностудии.
Дебют состоялся в 1976 году в известной военной драме режиссера Ларисы Шепитько «Восхождение», причем актеру доверили сыграть главного героя. Когда Борис Плотников получил телеграмму с Мосфильма, актер подумал, что это очередной розыгрыш коллег, и даже не дал ответ. Последовало еще два приглашения, после чего Борис Плотников откликнулся. Шепитько искала на эту роль никому не известного артиста, поэтому Андрей Мягков, Владимир Высоцкий и Николай Губенко, претендовавшие на эту работу, получили отказ.
А вот Плотников, фото которого находились в картотеке киностудии, показался режиссеру идеальным кандидатом. Снимали основные сцены под Муромом, на дворе стоял мороз, но экстремальные условия не испугали молодого артиста, который давно пытался попасть на экран.
Начинающий артист сыграл настолько блестяще, что сразу же после выхода картины попал в число наиболее перспективных молодых актеров страны. «Восхождение» получило Гран-при «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля и огромное количество других престижных наград.
На 72-м году жизни скончался актер Борис Плотников, сыгравший доктора Борменталя в фильме «Собачье сердце». У актера диагностировали коронавирус, он неделю был подключен к аппарату ИВЛ
Вслед за первой работой последовал ряд картин, в которых Борис Плотников воплощал разнохарактерные образы: иконописца в историческом фильме «Емельян Пугачев», молодого театрального режиссера в киноленте «Накануне премьеры», ученого-этнографа в мистическом детективе «Дикая охота короля Стаха», Манфреда в драме «Две главы из семейной хроники».
Среди других ролей Бориса Плотникова, которыми актер по праву может гордиться, Дон Луис в комедийной ленте Светланы Дружининой «Дульсинея Тобосская» и обаятельный авантюрист в фильме Владимира Мотыля «Невероятное пари».
Среди героев Бориса Плотникова значатся Петр III из многосерийного фильма «Михайло Ломоносов», отец будущего поэта из биографической драмы «Лермонтов», цесаревич Алексей из ленты «Петр Великий».
Примечательно стремление Бориса Плотникова к повышению собственного культурного уровня. На пике популярности актер отправился поступать в Уральский университет, где выбрал факультет искусствоведения.
Вторая звездная роль в кино пришла к артисту в 1988 году. Владимир Бортко приступил к экранизации романа Михаила Булгакова «Собачье сердце» и пригласил Плотникова сыграть одного из главных персонажей – доктора Борменталя. Эта работа принесла артисту невероятную славу. Фильм по праву занял место в «золотом фонде» советского кинематографа и остается одной из наиболее любимых и часто просматриваемых картин.
Борис Григорьевич Плотников на киноэкране появлялся в избранных проектах. Актеру претило сниматься в низкопробных мелодрамах ради денег, потому что он принципиально отказывался «понижать планку» собственного мастерства. В новом веке актер пополнил собственную фильмографию работами в драме «Империя под ударом», где Борис Плотников примерил на себя образ Великого князя Сергея Александровича, в музыкальной мелодраме «Сверчок за очагом», в которой актер получил главную роль Сверчка, хранителя домашнего очага.
В 2006 году режиссер Наталья Бондарчук предложила Борису Григорьевичу сыграть в драме «Пушкин. Последняя дуэль» начальника жандармов тайной канцелярии Леонтия Дубельта. Плотников согласился. Игра актера, как и ожидали, оказалась талантливой и филигранной.
В роли доктора Борис Григорьевич появился в боевике «Бой с тенью», а в детективе «Эксперты» сыграл судебно-медицинского работника. С участием Бориса Плотникова вышли также сериалы на военную тему: «У каждого своя война», «Снайперы: Любовь под прицелом», «Истребители. Последний бой».
В последние годы жизни Борис Григорьевич не часто появлялся на экране. Сам артист считал себя больше театральным, чем киноактером. Борис Плотников входил в число ведущих артистов труппы МХТ имени А. П. Чехова. Театралы с удовольствием смотрят спектакли с участием Бориса Григорьевича, отмечая, что Плотников один из тех, кому подвластны все существующие жанры и амплуа.
В 2017 году с участием Плотникова состоялась премьера сериала «Крылья империи», где Борис Григорьевич предстал перед телезрителями в образе графа Петра Кирсанова-Двинского.
Личная жизнь
Артиста считали «закрытым» даже ближайшие коллеги. Личная жизнь, семья и дети Бориса Плотникова – это была тайна за семью замками, куда актер не пускал ни друзей, ни тем более журналистов. Известно только то, что у Борис Плотников был женат.
Борис Григорьевич был скромным и даже замкнутым человек, который ценил собственное и чужое личное пространство. Может, поэтому на различных творческих вечерах или шумных кинофестивалях этот актер бывал редко, избегая лишнего внимания и ненужных вопросов.
Смерть
2 декабря 2020-го Бориса Плотникова не стало. Актер умер в возрасте 71 год. Причиной смерти стала коронавирусная инфекция. Известно, что из-за тяжелого течения болезни неделю актер провел на аппарате ИВЛ.
Борис Григорьевич Плотников
Фото Все
Видео Все
Борис Плотников. «Как служил солдат. «
Борис Плотников — биография
Борис Плотников обладает удивительным актерским диапазоном. Пожалуй, ему одному под силу было сыграть в одном театральном сезоне светлый, добрый образ князя Мышкина и подлого и коварного Яго. Плотникова считают очень закрытым артистом. Он не любит общаться с журналистами и критиками, не балует своим присутствием модные тусовки и светские мероприятия.
Широкая известность пришла к артисту Борису Плотникову после телефильма «Собачье сердце», в котором он перевоплотился в доктора Борменталя.
Детство и юность
Родился Борис Плотников 2 апреля 1949 года в городе Невьянск под Свердловском, в обычной советской семье. Никто из родных будущего артиста не блистал талантами и не имел отношение к искусству. Мама трудилась в должности инженера-технолога, папа слесарил. Боря был совсем маленьким, когда родители увезли его в город Новоуральск. Параллельно с обычной школой, Боря занимался в музыкальной школе по классу скрипки, мама очень хотела, чтобы сын сделал карьеру скрипача. Однако этим надеждам не суждено было воплотиться в жизнь. После получения школьного аттестата, Плотников попытался стать студентом Свердловской консерватории, но вступительные испытания завалил.
Борис Плотников в молодости
Юноша не очень расстроился, и пошел поступать в театральный институт. Судьба оказалась благосклонной к нему, он поступил в Свердловское театральное училище, и оказался в мастерской Юрия Жигульского.
Театр
Творческая биография артиста стартовала сразу после выпуска из вуза. Он вошел в труппу Свердловского ТЮЗа, которым руководил его наставник по училищу. Карьера молодого актера началась со сказочных персонажей, потом его задействовали в классическом репертуаре. Плотников выходил на сцену этого театра на протяжении десяти лет, и за это время им было сыграно три десятка ролей.
В 70-х Борис Плотников решился на переезд в столицу и поступил на службу в театр Сатиры. Вначале его взяли в дублирующий состав, частенько он выходил на сцену вместо Андрея Миронова. Прошло немного времени, и Бориса начали вводить в основной репертуар, он получил роли в постановках «Вишневый сад», «Ремонт», «Бешеные деньги», «Тени», «Феномены».
Борис Плотников в театре
В этом театре Плотников прослужил десять лет и перешел в Центральный академический театр Советской Армии. Буквально с первого дня артиста ввели в уже готовую постановку «Идиот», режиссером которой был Леонид Хейфиц. С этим спектаклем труппа должна была выехать в гастрольный тур, однако оба артиста, которые играли князя Мышкина, не могли гастролировать из-за постоянной занятости в столице. Предполагалось, что в этом образе Плотников появится перед зрителями всего несколько раз. Однако он так понравился зрителям, что персонаж окончательно закрепили за Борисом, и он целых двенадцать лет выходил на сцену в этом образе.
В новом веке Борис перешел на службу в МХТ им. Чехова. В самом начале Олег Табаков позвал Плотникова на одну роль – Гольдони в постановке «Прощайте и рукоплещите!». Потом артист перешел в МХТ на постоянной основе.
Фильмы
Карьера в кинематографе у Бориса Плотникова началась довольно поздно. Он часто приходил на кастинги, проводимые Свердловской киностудией, в надежде на то, что ему дадут хотя бы роль второго плана. Однако раз за разом ему отказывали, почему-то режиссеры пришли к выводу, что он некиногеничен.
Борис Плотников в фильме «Восхождение»
И только в 1976-м артиста рассмотрела режиссер Лариса Шепитько и предложила ему сняться в картине «Восхождение», причем сразу в роли ключевого героя. Когда Плотникову с киностудии «Мосфильм» принесли телеграмму о том, что он утвержден на роль, он даже не откликнулся. Борис был твердо уверен, что коллеги его разыгрывают. После этого ему еще дважды приносили приглашение, пока Плотников понял, что это не шутка и отозвался. Режиссер хотела снять в картине новое лицо и по этой причине отказала Владимиру Высоцкому, Андрею Мягкову и Николаю Губенко.
Когда Шепитько увидела фотографию Плотникова в студийной картотеке, она поняла, что он именно тот артист, которого так долго искали. Ключевые кадры картины снимались в лютый холод, группа выехала под Муром. Условия были очень экстремальными, но Плотников так хотел сниматься в кино, что не обращал на трудности никакого внимания.
Его дебют прошел блестяще. С тех самых пор имя Бориса Плотникова оказалось в одном ряду с самыми перспективными начинающими артистами. Лента «Восхождение» удостоена Гран-при «Золотой медведь» на международном фестивале в Берлине. Кроме этого она отмечена и другими престижными наградами.
Борис Плотников в фильме «Дикая охота короля Стаха»
Плотникова начали приглашать на съемочную площадку регулярно. Он снялся в фильме «Накануне премьеры», где перевоплотился в режиссера театра, потом была картина «Емельян Пугачев», в которой он стал иконописцем. Вслед за этим последовали фильмы «Две главы из семейной хроники» и «Дикая охота короля Стаха».
Гордостью актера Плотникова стали ленты «Дульсинея Тобосская» и «Невероятное пари». В первой, снятой режиссером Светланой Дружининой, он сыграл Дона Луиса, во второй, режиссера Владимира Мотыля, Плотников стал обаятельным авантюристом.
Вскоре фильмография Бориса пополнилась фильмами «Михайло Ломоносов», в котором он засветился в образе Петра III, «Лермонтов», где он примерил на себя роль отца Михаила. Затем его позвали на съемки картины «Петр Великий», и задействовали в роли цесаревича Алексея.
Несмотря на свалившуюся на него славу и любовь зрителей, Плотников решил развивать себя как личность. Он стал студентом факультета искусствоведения Уральского университета.
Настоящую славу и уже всесоюзную любовь Борис получил в 1988-м, после того, как сыграл доктора Борменталя в картине «Собачье сердце». Режиссер Владимир Бортко сразу предложил на эту роль Плотникова, он считал его самым подходящим среди всех кандидатов. Картина встала в один ряд с шедеврами отечественного кино, ее любят до сих пор и с удовольствием пересматривают все поколения зрителей.
Борис Плотников в фильме «Собачье сердце»
Борис Плотников очень избирательно относится к предложениям режиссеров. Он отказывается от участия в низкопробных проектах, слишком высоко поднята его планка, чтобы разменивать ее на плохое кино только ради прибыли.
С наступлением нового века копилка работ артиста стала больше на фильм «Империя под ударом», где он перевоплотился в Великого князя. Потом его позвали в музыкальную мелодраму «Сверчок за очагом», в которой актер сыграл ключевого героя – Сверчка, хранящего домашний очаг.
В 2006-м по приглашению режиссера Натальи Бондарчук, Плотников оказался на съемочной площадке картины «Пушкин. Последняя дуэль». Ему доверили роль Леонтия Дубельта, возглавлявшего в свое время тайную канцелярию.
Борис Плотников в фильме «Пушкин. Последняя дуэль»
Позвали Бориса и на съемки боевика «Бой с тенью», в котором он примерил на себя образ врача, потом актер стал судебно-медицинским работником в ленте «Эксперты». Участвовал Плотников и в создании сериалов на военную тематику – «Снайперы. Любовь под прицелом», «У каждого своя война», «Истребители. Последний бой».
Личная жизнь
Борис Плотников настолько «закрытый» артист, что о нем ничего неизвестно даже ближайшим коллегам. О своей личной жизни, жене и детях он вообще не говорит ни с кем. Эта сторона жизни закрыта от всех, он не пускает туда не только журналистов, но и ближайших друзей. Удалось выяснить только то, что артист женат.
Борис Плотников
Плотников отличается скромностью и тактом. Он не пускает никого в свое пространство, и не вторгается в чужое. Наверное по этой причине артист не посещает публичные мероприятия, ему не нравится привлекать к себе повышенное внимание и отвечать на лишние вопросы.
Борис Плотников сегодня
В настоящее время Плотникова почти не встретишь на съемочной площадке. Он с большим удовольствием выходит на сцену МХТ им.Чехова, по-прежнему радует своего зрителя многочисленными перевоплощениями. Поклонники утверждают, что нет такого амплуа, которое было бы не под силу их кумиру.
В 2017-м он сделал исключение, и снялся в сериале «Крылья империи», где его героем стал граф Петр Кирсанов-Двинский.
Смерть
Второго декабря 2020 года в возрасте 71 года Борис Григорьевич Плотников скончался. Причиной смерти стала короновирусная инфекция. Ранее актер целую неделю жил на аппарате искусственной вентиляции легких.
Избранная фильмография
Ссылки
Врачебная тайна: умер Борис Плотников
Широким зрительским массам он был известен прежде всего как чопорный доктор Борменталь из снятой Владимиром Бортко экранизации булгаковского «Собачьего сердца». Но знатоки кинематографа будут помнить его и по другим главным ролям: достаточно сказать, что дебютировал Борис Плотников на экране у великой Ларисы Шепитько. Сегодня, 2 декабря, замечательный актер и видный педагог скончался от коронавирусной инфекции. «Известия» вспоминают Бориса Григорьевича и его жизнь в искусстве.
Среди его героев — по крайней мере, экранных — преобладали персонажи неговорливые, даже замкнутые. Да и в жизни Борис Григорьевич был таким же — скромным, большим нелюбителем давать интервью, участвовать в светских мероприятиях. Работа, на сцене и на съемочной площадке, была для него главным смыслом существования, основой всего, фундаментальной ценностью. И в творческом багаже Плотникова были роли, которым позавидовали бы (да, вероятно, и завидуют) многие звезды блокбастеров с минимальным пониманием главных вех кино ХХ столетия.
Сергей Безруков, народный артист России, худрук Московского Губернского театра:
Борис Плотников — интеллигентнейший, мягкий человек, настоящий аристократ. Его восхождение началось с великого фильма Ларисы Шепитько — «Восхождение». Вот такое совпадение. И это была грандиозная актерская работа. Мы же с ним познакомились на спектакле «Прощайте. и рукоплещите!» Он играл главную роль — Гольдони, а я — Арлекина. Затем мы играли в спектакле «Похождение» Миндаугаса Карбаускиса. Это был очень тонкий, умный артист.
Он родился 2 апреля 1949 года в уральской глуши — впрочем, как всё на Урале, глуши относительной. Невьянск — город легендарный еще с тех времен, когда крепостные Демидовых впервые развели здесь огонь под литейными тиглями знаменитых и полных тайн заводов. Борис, впрочем, с самых юных лет тянулся к театру — поэтому нет ничего удивительного в том, что, еще не закончив курса в Свердловском театральном училище, он поступил служить в местный ТЮЗ. Там и заметила его Лариса Шепитько, искавшая малоизвестного актера для главной роли в своей экранизации повести Василя Быкова «Сотников».
Борис Плотников в роли Сотникова в фильме «Восхождение», 1976 год
Шепитько отвергла кандидатуры Николая Губенко и Андрея Мягкова — по причине их известности. Но в самом облике 25-летнего Плотникова (на сцене ТЮЗа всё еще игравшего по большей части сказочных персонажей) великий режиссер разглядела иконописные, страстотерпческие черты, которые она видела и в герое своей картины. Характерно, что киночиновники несколько раз отвергали выбор Шепитько, обвиняя ее в попытке «протащить на советский экран Иисусика».
Игорь Золотовицкий, заслуженный артист России, ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист России:
Я всегда восхищался его везением попадать в нужное время в правильное место — я имею в виду потрясающие произведения, в которых он сыграл. Это и «Собачье сердце», и «Восхождение», и спектакли в прекрасных театрах, где он служил. Во МХАТе я ставил спектакль «Женитьба» с его участием. И знаю Бориса Григорьевича как по работе на сцене, так и, условно говоря, со стороны кулис. Это был абсолютно человек театра, преданный ему на все сто. Он так любил сцену! Актеры редко когда смотрят во время спектакля сцены, в которых не участвуют. А он всегда смотрел из-за кулис на партнеров и по-настоящему любил их. Мне очень печально и горько. Мне его не хватает, я вспоминаю репетиции с ним, вспоминаю, какие у него были глаза, когда мы встречались за кулисами. Он был до мозга костей актер.В жизни же Борис Григорьевич был закрытым человеком, но иногда я его видел смеющимся, азартным, с огоньком в глазах. Это было нечасто, думаю, потому, что, погружаясь в великую литературу и драматургию, он всё копил в себе, не транслировал эмоции, был такой «театральной копилкой», чтобы выдать потом это на сцене.
Фильм «Восхождение» принес Плотникову всесоюзную и даже европейскую славу. Мрачная, жестокая, вечная история предательства и смерти с явными евангельскими параллелями в сюжете — хотя события и разворачиваются в разгар Великой Отечественной в белорусских лесах — получила «Золотого медведя» в Берлине и Государственную премию СССР. При этом сперва фильм едва не положили на полку — как «религиозную пропаганду». Спас картину неожиданный защитник — первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Петр Машеров. Для него был устроен специальный показ, и Машеров, сам в прошлом командир партизанского отряда, разрыдался прямо в кинозале — слишком обнажен в своей страшной правде этот фильм.
И немалую роль в этом сыграл именно Плотников — с его бездонными, полными скорби глазами. Как писала о фильме Шепитько знаменитая американская критик, режиссер и писательница Сьюзен Зонтаг, «никакая фотография и серия фотографий не может разворачиваться, забирать всё сильнее и сильнее так, как «Восхождение» советского режиссера Ларисы Шепитько — более волнующего фильма об ужасе войны я не видела».
Даже если бы Борис Плотников не сыграл в своей жизни больше ни одной роли в кино, его учитель Сотников навсегда вписал бы имя актера во все солидные киноэнциклопедии. Но в фильмографии Плотникова были потом и другие работы, может быть, меньшие по значимости, но никак не меньшие по масштабу проявленного дарования роли. И это не только образ доктора Борменталя, безусловный успех мастера, к тому времени уже полностью сложившегося как актера. Достаточно вспомнить Белорецкого в «Дикой охоте короля Стаха», одном из главных кинохитов СССР конца 1970-х, или царевича Алексея в советско-американском телесериале «Петр Великий», где экранными партнерами Плотникова стали такие звезды международного масштаба, как Максимилиан Шелл, Омар Шариф и Ванесса Редгрейв. Надо заметить, что и на их фоне Борис Григорьевич показывал высочайший класс актерской школы.
Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС):
Борис Плотников был очень сложным человеком, но эта сложность была связана с тем, что в искусстве он был перфекционистом. Практически не поддавая актерского жара, оставаясь вечно в себе и будучи достаточно сдержанным во внешних эмоциональных проявлениях, он умел приковывать к себе внимание. У него был тот органический актерский талант, когда человек может просто выходить на сцену, ничего не делать, а взгляды публики будут направлены на него. Для публики же, которая знает его по роли доктора Борменталя, этого было вполне достаточно для того, чтобы сказать: «Да, я знаю этого актера. Да, я помню, как он играл».Еще он был уникальным в том отношении, что, будучи по природе своей актером-интеллектуалом, умел держать внимание тысячного зала. Нельзя сказать, что если на афише значилось имя Борис Плотников, то это обеспечивало тысячный зал. Но весь зал, который собирался на спектакле, где он играл, внимал ему всё время, что бы Борис Григорьевич ни говорил. Он мог играть поваренную книгу, и на него всё равно смотрели.
Во время вручении премия «Чайка» в МХТ им. А.П. Чехова, 2017 год
Он и в жизни оставался кристальным образцом безукоризненной честности и чистоты. «Как у человека у него надо учиться личному достоинству и достоинству в профессии, уважению к людям и себе самому. Он никогда не позволяет себе повышать голос, его поведение очень аристократично. При этом он обладает превосходным умом (а умные артисты-мужчины — большая редкость)», — говорила о нем год назад, когда отмечалось 70-летие актера, народная артистка РФ Евгения Добровольская. Сам юбиляр, как и всегда, предпочел остаться в тени. Вслед за своим героем (и тезкой, кстати) Сотниковым Плотников мог с уверенностью сказать о себе: «Главное — по совести с самим собой». В этом он всегда был абсолютно безупречен.
Николай Бурляев, народный артист России, президент фестиваля «Золотой витязь»:
Когда стало известно о госпитализации Потникова, хотелось надеяться на лучшее, повторяя за его самым знаменитым в народе персонажем: «Вы слишком мрачно смотрите на вещи, Филипп Филиппович». Но реальность оказалась сильнее вымысла. Судьба уготовила Плотникову тяжелую, страдальческую кончину. Последние дни он провел на искусственной вентиляции легких. Говорят, что надежда еще теплилась до последнего мига, но. Болезнь оказалась сильнее. Мы прощаемся с Борисом Григорьевичем, но никогда не расстанемся с его героями.