актер сыгравший капитана подводной лодки
Актеры «Секретного фарватера»: как сложилась их судьба
Больше тридцати лет тому на телевизионные экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Секретный фарватер». Актеры и роли, ими сыгранные, даже сегодня не теряют своей популярности. Снят он был режиссером Вадимом Костроменко на основе романа Леонида Платова.
Сюжет «Секретного фарватера»
Внимательно вслушиваясь в разговоры, которые велись на субмарине, Борис понимает, что «Летучий голландец» выполняет секретные задания главных руководителей фашистской Германии. Шубин узнает об их ужасных планах относительно начала третьей мировой войны. При первой возможности капитан сбегает, чтобы доложить руководству и помешать осуществиться вражеским планам.
Как снимался фильм «Секретный фарватер»
Для съемок о подводной субмарине съемочная бригада решила использовать макет подводной лодки. Все сцены должны были сниматься в специально построенном на Одесской киностудии бассейне. Однако после того, как режиссер киноленты увидел воочию погружение настоящей подводной лодки, ни о каких макетах не было разговора.
Министерство обороны представило бесплатно все корабли, самолеты, орудия, подводные лодки – весь реквизит, который был необходим для создания картины. Сцены под водой снимались в Черном море. Съемки подводной лодки происходили в Одессе. Кроме того, они проводились и в Ленинграде, и на Балтийском море. Несмотря на обширную географию съемок, актеры «Секретного фарватера» и съемочная бригада создали фильм за семь месяцев.
Юнга Шурка Ластиков
Жизнь Славы Богатырева была посвящена морю. Известно, что во время несения службы к нему обратился режиссер Севастопольской киностудии с предложением сняться в кино в роли сына конюха. На что был получен категорический отказ: «Я свой выбор сделал – море!».
Капитан подводной лодки Борис Шубин
25 сентября 1958 года в красивом грузинском городе Сухуми в семье воспитательницы Валентины Петровны и машиниста Владимира Васильевича появился на свет Анатолий Котенев. Детство будущего актера прошли в городе Невынномысске Ставропольского края. Мечтая в детстве о море, небе, юный Толя неожиданно для себя открыл театр. Его первые пробы в роли артиста состоялись в городском Доме культуры.
Еще будучи студентом в школе-студии МХАТ, Котенев начал получать предложения о съемках в фильмах. Дебют будущего капитана подводной лодки состоялся в киноленте «Неизвестный солдат». В 1986 году начались съемки многосерийного телевизионного фильма «Секретный фарватер». В этом фильме Анатолий Владимирович сыграл свою любимую роль. Военная служба и работа в театре помогли актеру ярко воплотить роль командира торпедного катера.
После съемок артист снимается еще в нескольких фильмах, женится, переезжает в Белоруссию. После развала Советского Союза Анатолий возвращается в Москву, где успешно снимается до сегодняшнего дня. В его активе более ста десяти сыгранных ролей.
Жена капитана – Виктория Мезенцева
Лариса Андреевна Гузеева сыграла роль женщины, которую любит капитан Борис Шубин. Актриса родилась 23 мая 1959 года. Родного отца Лариса Андреевна не знала. Воспитанием будущего метеоролога Виктории Мезенцовой занималась мать и отчим, которые держали девочку в ежовых рукавицах. Несмотря на такое строгое воспитание, Лариса мечтает стать актрисой. После школы она поступает в Ленинградский театральный институт. Известной и популярной артистка стала после главной роли в «Жестоком романсе».
После проб на роль метеоролога режиссер не захотел, чтобы на это место пробовались другие актеры в фильм «Секретный фарватер». И роли были в нем разные, но только Ларису он видел возлюбленной женщиной капитана Шубина. Гузеева в образе Виктории Мезенцевой в киноленте очень правдоподобно и искренне сыграла женщину военных лет. Во время такого тяжелого испытания ей довелось испытать любовь. Трагическая гибель Виктории очень поразила всех зрителей и тронула до глубины души.
Интересные факты про фильм «Секретный фарватер»
Для съемок в фильме использовалась советская дизель-электрическая подлодка С-376, которая была построена в пятидесятых годах двадцатого века. В киноленте таинственная немецкая подводная лодка является субмариной U-127, о чем свидетельствуют номера на столовых приборах. Действие фильма происходит в 1944 году, а реальная лодка U-127 погибла в 1941 году.
Имя командира немецкой подводной лодки – Герхард фон Цвишен. Дословный перевод обозначает «Герхард из ниоткуда».
В оригинальном произведении нет близких отношений между командиром Борисом Шубиным и метеорологом Викторией Мезенцевой. Но для отображения настоящих чувств сценаристы добавили в фильм эту сюжетную линию.
Актеры «Секретного фарватера» очень достоверно и правдоподобно передали содержание книги Леонида Платова. Благодаря режиссерскому и операторскому таланту фильм покорил широчайшую аудиторию всех возрастов и поколений.
Кто из советских подводников стал прообразом для «Командира счастливой «Щуки»
Кадр из фильма «Командир счастливой «Щуки»
©Мосфильм / Sovkino / Vostock Photo
«Командир счастливой «Щуки» стал первой послевоенной кинокартиной о подвигах советских подводников, снятой в СССР. Эта военно-приключенческая драма рассказывает о действиях подводных лодок Северного флота во время одного из критических периодов войны, когда враг находился у Мурманска. Главная «героиня» фильма, подводная лодка «Щ‑721», во время боевых походов успешно выполняет задания командования. Командир «Щуки» Алексей Строгов топит немецкие транспорты и ловко ускользает из вражеских ловушек. Но фортуна изменчива, и в последнем походе Строгову приходится пожертвовать собой, чтобы спасти лодку и ее экипаж.
Подлодка «Щ‑721» и ее приключения были выдуманы создателями фильма. Но это не значит, что в фильме нет ни капли правды. Режиссер Борис Волчек удачно вплел в картину несколько эпизодов, основанных на реальных событиях. А прообразом командира «Щ‑721» Алексея Строгова послужили несколько настоящих командиров подводных лодок. Попробуем разобраться, кто же именно стал прототипом главного героя фильма.
Незаслуженно забытый сюжет
Советский кинематограф создал множество кинокартин о подвигах разведчиков, летчиков, танкистов, партизан. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Хроники пикирующего бомбардировщика», «На войне, как на войне» и многие другие. А вот про подводников фильмы снимали крайне редко. Их буквально можно пересчитать по пальцам: «Четвертый перископ» (1939 г.), «Подводная лодка Т‑9» (1943 г.) и «В мирные дни» режиссера Владимира Брауна, снятый в 1950‑м. Последний был о подводниках, но не про войну.
Удивительно, но факт – в течение трех послевоенных десятилетий фильмов о действиях нашего подплава в годы Второй мировой не снимали вообще. А ведь материала для сценариев хватало. В 1950–1960‑е уже были опубликованы мемуары известных советских подводников Ивана Травкина, Георгия Щедрина, Ивана Колышкина. Вероятно, отсутствие интереса кинематографа к этой тематике можно объяснить сложностями ее воплощения на экране. Для таких фильмов требовались сложные павильонные декорации, непростые комбинированные и морские съемки, а также настоящие боевые корабли, включая субмарину.
Подводники, послужившие прототипами для командира «счастливой «Щуки», – Виктор Котельников (на фото), Иван Травкин, Валентин Стариков
WestUnion Archive / Vostock Photo
Ситуация изменилась лишь в апреле 1973 года, когда в прокат вышла картина «Командир счастливой «Щуки». Она стала последней работой Бориса Волчека, трудившегося над ней в качестве сценариста, режиссера и оператора. Любопытно, что Волчек был больше известен как талантливый кинооператор, чем режиссер. Кроме того, ранее он не снимал ничего подобного. Но первый блин не вышел комом – фильм «Командир счастливой «Щуки» полюбился зрителям.
Большая часть съемок проводилась в павильоне на «Мосфильме», где был специально создан макет подлодки в натуральную величину, в разрезе. Остальные съемки проходили в Мурманске на настоящей подводной лодке. Роль «Щ‑721» досталась советской субмарине «С‑276» проекта 613. Актер Донатас Банионис вспоминал о ней так:
«Конечно, та лодка, на которой мы снимались, оказалась безнадежно устаревшей. (…) Как-то раз я спустился в лодку через люк посмотреть, как там, внутри. И увидел такие узенькие, неприятные, даже страшноватые проходы. Я понял, что пробыть под водой месяц или два – не шутка. Мне приходилось слышать, что у молодых матросов, которые длительное время проводят на глубине, под водой, начинается нервное истощение».
Большую помощь в создании фильма оказал командующий Северным флотом адмирал Егоров. Он же стал его главным консультантом. В годы войны Егоров служил на «Щ‑310» помощником командира и принял участие в пяти боевых походах на Балтике. Позже он командовал «М‑90».
Образ Алексея Строгова
Помимо Бориса Волчека над сюжетом фильма работали киносценарист Владимир Валуцкий и офицер советского флота Александр Молдавский, впоследствии написавший сценарии к известным морским кинокартинам «Аллегро с огнем» и «О возвращении забыть». Самым простым и, казалось бы, логичным было бы экранизировать историю какой-либо реальной субмарины или знаменитого командира. Благо деяния советских подводников в годы Второй мировой к тому моменту уже были описаны в литературных произведениях. Кроме того, многие из них тогда еще здравствовали и могли бы стать консультантами фильма.
Но Волчек пошел другим путем. Сценаристы решили, что главным героем станет вымышленный персонаж, чей образ будет собирательным, но приключения, в которые ему предстоит попадать, будут вписаны в контекст реальных эпизодов войны. Оставалось лишь выбрать наиболее яркие и необычные истории, происходившие с советскими подводниками в период Второй мировой.
По тому, что происходит с «Щ‑721» в ее боевых походах, можно определить следующих реально существовавших офицеров‑подводников, из которых сценаристы слепили образ ее командира, которого отлично сыграл актер Петр Вельяминов.
Александр Маринеско
Важное место в сюжете фильма отведено немецкому транспорту «Бремберг», роль которого исполнила советская плавбаза «Аксай». В картине он назван самым крупным транспортом Германии, в 50 000 тонн. Для командира «Щуки» Алексея Строгова потопление «Бремберга» – заветная мечта, которую он в итоге осуществил.
«Бремберг» – выдумка сценаристов. Во флоте Третьего рейха такого судна не было. Можно предположить, что его прототипом послужил немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф». 30 января 1945 года он был потоплен на Балтике подлодкой «С‑13» Александра Маринеско, став самым большим судном Германии, отправленным на дно советскими подводниками. А самой крупной победой субмарин Северного флота стало торпедирование подлодкой «К‑3» немецкого транспорта «Фёхенхайм» в 8116 брт, который был серьезно поврежден, но сумел выброситься на отмель.
Примечательно, что в фильме Строгов атакует «Бремберг», не поднимая перископ, руководствуясь при торпедной стрельбе лишь данными акустика. И это не выдумка сценаристов: некоторые командиры советских подлодок действительно практиковали такие «бесперископные» атаки.
Валентин Стариков
В начале картины «Щ‑721» проходит во вражескую гавань, где торпедирует причалы, уничтожая склады боеприпасов. После «Щука» пытается уйти, но попадает в сеть. Строгов решает обойти ее в надводном положении, всплыв буквально на глазах у противника. Во избежание захвата лодку подготавливают к взрыву.
WestUnion Archive / Vostock Photo
Виктор Котельников и Федор Видяев
Показанное в фильме «рандеву» лодок Строгова и Рудакова идентично реальному случаю, известному как «подлодка под парусом». В Порсангер-фьорде, в апреле 1942‑го терпела бедствие подорвавшаяся на минах «Щ‑421» Федора Видяева. Экипажу «Щуки» удалось спасти ее от затопления, но потерявшая ход лодка дрейфовала к вражескому берегу. И тогда подводники подняли на ней парус, сделанный из брезентовых чехлов, под которым субмарина шла несколько часов. Благодаря этому Видяеву удалось продержаться до подхода помощи.
Выручать «Щуку» командование отправило «К‑22» Виктора Котельникова. Буксировать поврежденную лодку не получилось. Тогда Котельников снял экипаж Видяева, а «Щ‑421» потопил торпедой. Команда идущей на дно субмарины проводила ее в последний рейд, сняв головные уборы. Эта сцена стала одним из самых трогательных эпизодов «Командира счастливой «Щуки».
Иван Травкин
В своем фильме Борис Волчек не побоялся отразить и крайне неприятный для ВМФ СССР случай – предательство и дезертирство старшины Галкина. Оно произошло в мае 1943‑го на «Щ‑303» Ивана Травкина, когда субмарина прорывалась через вражеские противолодочные рубежи из Финского залива на просторы Балтики.
WestUnion Archive / Vostock Photo
Поход «Щ‑303» проходил в неимоверно трудных условиях. Моряки страдали от удушья, но держались. Однако 21 мая случилось невероятное – оставшись один в центральном отсеке, старшина Галкин задраился в нем и продул балласт. Когда лодка всплыла, он выскочил из нее и стал махать наволочкой немецким кораблям, находившимся неподалеку.
Семен Коваленко
Финал «Командира счастливой «Щуки» трагичен для главного героя картины. Когда матрос-предатель поднимает лодку на поверхность перед немецкими эсминцами, Строгов жертвует собой, чтобы спасти экипаж. Он отдает приказ о погружении, оставшись на палубе, и погибает, отвлекая внимание врага на себя. В данном случае авторы сценария взяли за основу судьбу командира «Щ‑403» Семена Коваленко.
Ночью 19 февраля 1942 года «Щ‑403» была атакована в Порсангер-фьорде немецкими кораблями: минзагом «Бруммер» и тральщиком. Заметив на поверхности моря «Щуку», противник пошел на таран. Лодка уклонилась. Вызванный на мостик командир попытался атаковать немцев торпедами, но не преуспел в этом. Тем временем вражеский тральщик открыл огонь по «Щ‑403», нанеся ей повреждения и тяжело ранив Коваленко. Принявший на себя командование подлодкой штурман Беляев приказал погружаться. Лодка скрылась под водой, пережив таран рубки немецким тральщиком.
В суматохе короткого боя на «Щ‑403» никто не заметил, что раненый командир остался лежать на мостике. Коваленко был выловлен немцами из воды, прооперирован и позже допрошен, дав противнику сведения о действиях советских лодок Северного флота. Затем его отправили в лагерь военнопленных в Германии, где он, видимо, погиб.
Однако в СССР об этом не знали. Во время войны и после ее окончания считалось, что Коваленко сгинул в море 19 февраля. Но сам случай с «Щ‑403» был известен и упоминался в советской литературе. Поэтому неудивительно, что Волчек использовал его для финала фильма, добавив героизации главному герою. Надо признать, это был удачный ход авторов фильма, завершивших его таким образом.
Как снимали фильм «Секретный фарватер»
27 лет назад Центральное телевидение показало четырехсерийный фильм «Секретный фарватер», снятый В. Костроменко по мотивам одноименного романа Леонида Платова.
По сей день эту скромную ленту регулярно демонстрируют на разных телеканалах, и уже новое поколение зрителей с удовольствием следит за приключениями командира советского торпедного катера Шубина, который сумел обезвредить грозную немецкую подлодку. Но мало кто знает, что в «Секретном фарватере» впервые в мировом кино снят проход настоящей подводной лодки под водой.
Лодки нет, а кино осталось
Действие фильма происходит в 1944 году на Балтийском море. Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на «Летучий голландец» и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего рейха, которая ее окружает.
Местные мастера комбинированных съемок умудрялись устраивать вполне правдоподобные морские сражения. Сегодня, пересматривая эти картины, трудно поверить, что в этих сценах на самом деле были задействованы не реальные корабли, а их совсем небольшие по размерам макеты.
Макет подлодки готовился и для «Секретного фарватера», но, когда режиссер увидел погружение реальной подлодки, он буквально заболел желанием снять эту сцену в натуре.
Хотя по сюжету действие фильма происходило на Балтике, подводные сцены снимали в Крыму, в Балаклаве, тем более что вода в этих местах была удивительно прозрачной.
К кинематографистам в ту пору относились уважительно, тем более что фильм рассказывал о героизме советских моряков, так что все, что требовалось для съемочной группы, флотское командование выдавало без лишних слов и бесплатно. (В нынешних условиях подобные съемки стоили бы миллионы гривен, а то и долларов). Однако с этим эпизодом поначалу не складывалось.
Съемочной группе выдали водолазный борт, у которого жёсткий трап уходит глубоко под воду. Режиссер решил, что на конце этого трапа будет сидеть оператор, естественно, соответствующим образом экипированный, и со специальной камерой для подводной съёмки. А рядом с ним должна была пройти подводная лодка.
А командовал капитан-лейтенант Попов А. А. дизель- электрической подводной лодкой С-296 проекта 613, заводской номер 152. Первый выход в море этой лодки помечен 1955 годом, а 1 октября 1990 года экипаж был расформирован. По всей видимости, в ходе последующих бурных лет лодка пошла на металлолом. Но в историю мирового кино она успела войти.
С весельем и отвагой
Вадим Васильевич вспоминает и о других интересных ситуациях во время крымских съемок. Предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.
Тупиковую эту ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть.
Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. В. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.
Еще один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: «Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов». Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов.
И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф.
Интересные факты о фильме
— Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
— В фильме таинственной немецкой субмариной является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная лодка U-127 погибла ещё в 1941 году.
— В качестве торпедных катеров снимался речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 «Шмель». С нескольких «Шмелей» демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14- 17, установив на освободившееся место муляжи трубчатых торпедных аппаратов. После чего в своём новом виде 73-тонные «Шмели» в фильме исполнили роли 15-тонных торпедных катеров Г- 5.
Кто мог ещё сыграть капитана Немо? Интересные факты о фильме и актерах
44 года назад талантливый режиссер Василий Левин решил показать советским зрителям красоту подводной одиссеи капитана Немо. В то время не было больших технических возможностей, все придумывали на ходу (из подручных материалов), но на наш взгляд картина получилась замечательная. А какие талантливые актеры в ней играли: Владислав Дворжецкий, Михаил Кононов, Александр Пороховщиков, Юрий Родионов, Владимир Талашко, Марианна Вертинская, Владимир Басов и др.
Наверное, не всем известно, что изначально на роль капитана Немо пригласили Михаила Козакова. Фотопробы были неплохие, актер обладал харизмой, в нем чувствовалась сила и власть. Почему же тогда его не утвердили? Вопрос хороший, но точного ответа нет.
Михаил Козаков (слева) и Владислав Дворжецкий
Ходило мнение, что Козаков и режиссер не смогли найти общий язык, ссорились на съемочной площадке. Другие утверждали, что артиста не утвердило начальство «сверху». Разбираться в этом сейчас нет смысла. Одно с уверенностью можно сказать – это был бы совершенно другой Немо.
Второго главного персонажа профессора Пьера Аронакса сыграл Юрий Родионов. На тот момент за его плечами был не один десяток картин, но успеха и всесоюзную популярность они ему не принесли.
Александр Калягин и Юрий Родионов
На роль Аронакса пробовался обаятельный Александр Калягин. Но, что-то пошло не так, и в итоге его не утвердили. Мы думаем, это не очень повлияло на его карьеру. В том же 1975-м году он принял участие в съемках шести кинолент, три и з них мы смотрим до сих пор: «Здравствуйте, я ваша тётя», «Раба любви», «Вариант «Омега».
Владимир Талашко в роли Неда Ленда
Марианна Вертинская в роли Жаклин Тюссо
Зеленоглазую красавицу Жаклин Тюссо сыграла Марианна Вертинская. В книге «20000 лье под водой» у профессора нет жены, но режиссер ее придумал, дабы главный персонаж хоть изредка мог появляться на суше. Марианну на съемках сопровождал любимый человек – кинооператор Георгий Рерберг. Во время одной из сцен у Вертинской от свечки загорелась на голове фата, Георгий не растерялся, быстро сбросил её на пол, и тем самым спас актрису от ожогов.
кадр из фильма «Капитан Немо», 1975 год
Основные съемки происходили в Одесской киностудии. В павильоне построили подводную лодку, огромный бассейн. Благодаря смекалке умельцев подводное царство выглядело натурально, и зрители верили, что водолазы идут по морскому дну. На самом деле перед камерой поставили аквариум с рыбками и водорослями – «голь на выдумку хитра!».
Еще несколько интересных фактов:
— Одесская здравница им. В. Чкалова на время преобразовалась в французское Министерство обороны;
Одесская здравница им. В. Чкалова
— санаторий «Аркадия» стал особняком профессора Аронакса;
— снаружи подводная лодка капитана Немо выглядела фантастической, хотя проплывала мимо одного и того же морского пейзажа;
— на поиски неведомого морского чудища профессор отправляется на американском корабле, это был учебный барк «Товарищ», который позаимствовали в Херсонском порту;
— в этом же году американцы смотрели триллер «Челюсти» Стивена Спилберга, а советские зрители приключенческую фантастику «Капитан Немо»;
— на водолазах можно увидеть современные акваланги;
— море, закат солнца, корабли (макеты) – все снимали в бассейне;
— в первоначальном варианте книги капитан Немо был не индусом, а поляком, который воевал не с англичанами, а с русскими;
— друг Жюль Верна убедил его изменить текст, так как русские могли обидеться и роман не появился бы на книжных полках в России, а это убыток.
кадр из фильма «Капитан Немо», 1975 год, Владислав Дворжецкий
Если покопаться в книге и советской экранизации, то можно найти еще много интересных фактов и загадок. С одной стороны это хорошо, а с другой – зачем копаться, надо просто смотреть замечательный шедевр «Капитан Немо» и наслаждаться игрой прекрасных актеров. Что мы и советуем вам сделать!
Если вам понравилась статья, пишите, пожалуйста, комментарии,
Подпишитесь на наш сайт, чтобы не пропустить самое интересное!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов