актеры аварского театра фото
Аварский театр в Махачкале
Аварский театр имени Гамзата Цадасы принадлежит к числу старейших театров Дагестана. Он расположен на улице Пушкина в Махачкале. История культурного учреждения началась более 80 лет назад. За это время оно успело несколько раз поменять свое месторасположение. Театр не просто переезжал из одного здания в другое, а даже менял города, что в итоге привело его в столицу республики. Сегодня, как и в советские годы, Аварский театр играет важную роль в культурной жизни жителей Махачкалы. В репертуаре предпочтение отдается в первую очередь произведениям «своих» авторов. При этом спектакли показываются на аварском языке с русскими субтитрами.
Аварцы (не следует путать с аварами) — название одного из коренных кавказских народов, который на данный момент преобладает по численности на территории Дагестанской республики. Аварцы всегда сохраняли свою общность и свои культурные особенности. У них просто не могло не появиться собственного театра.
Аварский театр зародился в 1935 году в селе Хунзах, расположенном в 140 километрах от Махачкалы. Уже в то время в поселении проживало несколько тысяч человек, но до дагестанской столицы ему было далеко. В 1943 году театр перевели в город Буйнакск, и только в 1968 году он переехал в Махачкалу. Специально для него было выстроено здание, имеющее оригинальный облик, сочетающий классическую структуру и национальный характер. Эту локацию, способную принять одновременно 754 зрителя, аварская труппа занимает по сей день. Фото Аварского театра часто попадает на открытки и в альбомы, посвященные Махачкале.
В 70-е и 80-е годы театр собрал практически все возможные награды и премии, имевшиеся в советской театральной среде. Учреждения культуры и искусства в тот период становились участниками соцсоревнований. Аварский театр не раз занимал в этой «гонке» лидирующие позиции.
С наступлением нового времени театр не изменил своим принципам и продолжал совершенствоваться. В 2010 году за вклад в развитие современной культуры и реализацию просветительских проектов ему присвоили статус «Национального достояния России — 2010».
В 2014 году был дан старт интересному проекту «День родных языков», в рамках которого артисты театра исполняют песни на родном языке под живой аккомпанемент. Мероприятие так полюбилось зрителям, что уже после первого музыкального вечера директор Аварского театра объявил о решении проводить выступления на регулярной основе.
Афиша Аварского театра в Махачкале
За 80 лет активности было поставлено более 600 спектаклей, основанных на работах дагестанских, а также зарубежных, русский и советских драматургов. Предпочтение всегда отдавалось местным авторам. Но про другие значимые для литературного мира драматургические произведения тоже никто не забывал.
Важным событием в развитии стал 1960 год, когда театр показал постановку «Горянка» по Расулу Гамзатову. Столичная пресса и критики отметили спектакль высокими оценками, а исполняющие главные роли актеры Аварского театра получили почетные звания: З. Набиева стала «Народной артисткой РСФСР», а А. Мамаева и Б. Инусилов — «Заслуженными артистами РСФСР».
Одними из самых значимых спектаклей советского периода стали «Горцы» по Р. Фатуеву, «Крепость в горах» по М. Сулиманову, «Мой Дагестан» по Р. Гамзатову, «Батырай» по С. Рабаданову, «Киквидзе» по В. Дарсели. Последний из списка был награжден Министерством культуры РСФСР дипломом 1-ой степени.
Из постановок зарубежных авторов наибольший масштаб имели «Дом Бернарды Альбы» по Гарсии Лорке, «Учитель танцев» по Лопе де Вега, «Единственный наследник» по Жану Франсуа Реньяру. Особое внимание всегда уделялось детской аудитории. Подборка спектаклей для юных зрителей весьма разнообразна: «Шкатулка и свирель», «Кот в сапогах», «Индейцы», «Житель соколиной горы», «Навруз», «Волшебная палочка» и т. д.
Из современного репертуара для взрослых стоит отметить «Оставайтесь солнцем», «Итальянскую балладу», «Женитьбу Кодолавы», «Кровавую свадьбу», «Али с гор» и «Уроки воспитания». Также в расписание Аварского театра входят такие яркие комедии, как «Московский жених», «Женись, дедушка», «Не невеста, а золото». Стоит отметить, что афиша 2021 года состоит не только из современных постановок. Театр до сих пор показывает наиболее значимые спектакли советского периода. Некоторые из них не выходят из репертуара уже более 50 лет и являются частью золотого фонда.
Каждый год Аварский театр отправляется на гастроли. В маршрут входят города Каспийск, Кизилюрт, Буйнакск, Хасавюрт и более 15 районов Дагестана.
Официальный сайт Аварского театра в Махачкале дает исчерпывающую информацию о его деятельности. Там можно познакомиться с подробной историей культурного учреждения и содержанием спектаклей, узнать актуальное расписание и посмотреть список входящих в труппу артистов.
Как добраться до Аварского театра в Махачкале
Аварский театр расположен практически на самом берегу Каспийского моря, всего в 700 метрах от Русского театра. Точный адрес: улица Пушкина, 1. Лицевая часть здания смотрит на бульвар имени Сулеймана Стальского, в центре которого установлен памятник известному народному дагестанскому поэту XX века. Это место имеет хорошую транспортную доступность. Добраться сюда можно следующими способами:
Видео об Аварском театре в Махачкале
Как тульский немец стал одним из самых востребованных российских актеров: Нетипичный герой Николай Шрайбер
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тульский «фашист»
Своей необычной фамилией Николай был обязан предкам – поволжским немцам. Когда именно они переехали из Германии в Россию, он не знал. Ему было известно только то, что до начала Великой Отечественной войны бабушка с дедушкой жили на Волге, а потом, как и другие этнические немцы, были депортированы в Сибирь. После реабилитации они смогли вернуться, но путь в большие города им был закрыт, и семья поселилась под Тулой, где и вырос Николай.
Мать актера была из русских крестьян, а отец – настоящий немец. И сын говорил, что в нем самом всегда словно уживались два человека: один с распахнутой русской душой, другой с немецкой рачительностью и педантичностью в делах. В детстве ровесники дразнили Николая фашистом и часто поколачивали. А он, хотя и обладал крепким телосложением, в силу природной доброты и мягкости не мог отвечать им тем же.
Когда в 1990-е гг. в Германии был принят закон о репатриации, многие поволжские немцы решили уехать из России. Этой идеей загорелся и отец Николая. Однако его не поддержали ни дети, не жена. Сын на тот момент уже учился актерскому мастерству в колледже культуры и искусства и засомневался в том, что за рубежом сможет воплотить свою мечту об актерской профессии. Так они всей семьей и остались в России, а сестры отца с детьми эмигрировали в Германию.
Как провинциальный актер взял столицу осадой
В их колледже набирал свой курс главный режиссер Тульского ТЮЗа, Шрайбер поступил к нему и уже через год начал выступать на театральной сцене. После окончания колледжа Николай предпринял попытку продолжить учебу в столичном театральном вузе, но ни в один из них его не приняли. И тогда он отнес документы в Ярославский государственный театральный институт. Их курс стал костяком труппы местного драмтеатра, которому Шрайбер отдал 15 лет своей жизни.
Возможно, он так и остался бы в Ярославле, и о нем никогда бы не узнали миллионы зрителей по всей стране – в столицу Николай не рвался, о кино не мечтал и был вполне доволен своей судьбой: в театре он был занят во многих спектаклях и творческого голода не ощущал. Но в Ярославль часто приезжали киноэкспедиции из столицы, и на эпизодические роли приглашали местных актеров. Так Шрайбер начал сниматься в кино.
Выбор режиссеров часто падал на Шрайбера, и сам актер объяснял это такими своими преимуществами: « Я большой, фактурный и не тупой ». При росте 196 см, крепком телосложении и чертах лица, о которых обычно говорят «вырублены топором», он, конечно, поначалу получал однотипные роли – бандитов, рецидивистов и прочих громил и верзил.
Он начал сниматься в кино в 25 лет, но его первые роли были эпизодическими и малозаметными. Их не помнили не только зрители, но и сам актер – он признавался, что его первый выход на площадку не стал для него событием и ничем особенным не запомнился. Но при этом на протяжении 10 лет Николай ездил в Москву на кастинги и взял столицу осадой.
Звездный час
Его судьба изменилась, когда он познакомился с режиссером Борисом Хлебниковым. Его фильм «Аритмия» сыграл поворотную роль в карьере Шрайбера, а работа с ним стала творческой отдушиной. Знаковым оказался для актера и выбор места съемок – его родной Ярославль. Артистов консультировал врач, проработавший на скорой помощи четверть века – возможно, благодаря его советам перевоплощение актеров в бригаду скорой и вышло таким правдоподобным и убедительным. В итоге фильм получил несколько призов на отечественных и международных кинофестивалях.
После этого режиссеры засыпали Шрайбера новыми предложениями. Их было так много, что актеру пришлось уйти из театра. С тех пор его съемочный график был расписан по месяцам: несколько сезонов сериалов «Ольга», «Гранд», «Отель «Элеон», «Обычная женщина», сериалы «Годунов», «Садовое Кольцо», «Специалист», «Бихэппи», «Территория», «Клиника счастья», «Хрустальный», фильмы «Последний богатырь», «Текст», «Лед-2». Диапазон его ролей сегодня невероятно широк и многообразен.
Номер два
О главных ролях и всенародной популярности Шрайбер никогда не мечтал. Кажется, он напрочь лишен тщеславия, которым грешат большинство его коллег. У него никогда не было амбиций выбиться в звезды №1 и получать самые высокие гонорары. На протяжении 15 лет актер выступал на сцене драмтеатра Ярославле и не стремился во что бы то ни стало попасть в кино – он считал, что «только в театре возможно полное творческое самовыражение».
Быть «на вторых ролях» для него – не признак неуспеха, а своеобразная миссия: « Я по натуре скорее «второй». Мои заслуги не всегда видны… Это не тень – определенная позиция. Возьмите Станиславского и Немировича-Данченко. Оба начинали как режиссеры, но в какой-то момент Немирович-Данченко осознал свое предназначение и сказал: «Нет, Константин Сергеевич, давай ты будешь главным, а я – «завхозом». И без него не было бы многих достижений великого Станиславского ».
Для многих до сих пор остается загадкой, как ему удалось из актера-эпизодника превратиться в одного из самых узнаваемых и востребованных артистов, специально под которого сегодня в сценариях прописывают роли. Он долгое время оставался в тени харизматичных главных героев, но относился к своим «вторым ролям» так, что они в итоге ничем не уступали центральным. Николаю Шрайберу удалось сломать стереотипы о типажах и выбиться из того амплуа, которое диктовали его внешние данные, далекие от стандартов красоты. Все-таки «номер два» иногда может стать «номером один».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Актеры Аварского театра встретились с известными российскими артистами
Актеры Аварского музыкально-драматического театра встретились с режиссером МХТ им. Чехова Николаем Скориком, актером, режиссером и сценаристом Никитой Высоцким, актером театра и кино Александром Резалиным, а также с народным артистом России, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии Зауром Тутовым.
Встреча с гостями проходила в зрительном зале театра, на которой присутствовала вся труппа, руководители учреждений культуры республики, представители СМИ.
Никита Высоцкий рассказал о деятельности музея Владимира Высоцкого, о его планах. Актер дал свою оценку нынешней ситуации в российском театре и кино.
Николай Скорик поделился своими впечатлениями о поездке в Дагестан и рассказал о деятельности своей студии, о работе с молодыми актерами и профориентационной работе студии среди молодежи.
Заур Тутов, который на день раньше представил дагестанскому слушателю свой новый концертный проект, рассказал о своем теплом отношении к Дагестану, к его людям, о роли творчества Р. Гамзатова в его музыкальной карьере. И, уже народный артист Дагестана, от имени своих коллег поблагодарил театр за теплый прием и обещал быть его частым гостем и в последующем.
На встрече обсуждались будущие проекты кино, возможно с участием актеров и артистов Аварского театра, проблемы с отсутствием профессиональных кадров, работой с начинающими молодыми артистами, отсутствием репертуара.
В конце встречи директор театра М. Магомедрасулов вручил гостям дагестанские шашки и поблагодарил за визит в театр. Гости уже получили приглашение на 80-летие театра, которое запланировано отметить на хорошем уровне в следующем году.
Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!
70-летний юбилей артиста Гусейна Казиева отметили в Аварском театре
В Аварском музыкально-драматическом театре им. Г. Цадасы прошел торжественный вечер «Жизнь моя – сцена …», посвященный 70-летнему юбилею и 50-летию творческой деятельности заслуженного артиста России Гусейна Казиева.
Поздравить юбиляра пришли Первый заместитель Председателя Правительства Дагестана Антолий Карибов, коллеги из других республиканских театров, друзья актера и поклонники его творчества.
Анатолий Карибов, поздравляя юбиляра и говоря о его заслугах перед театральным искусством республики, привел Гусена Казиева в пример, заметив, что молодежь, актеры, режиссеры, зрители должны учиться у старших, как надо любить свою профессию, свой театр, народ, Дагестан и Россию.
— Немногие знают, что в начале своей биографии Гусейну Казиеву довелось сыграть Расула Гамзатова в постановке «Пламенное сердце». Особенно ему удалась та часть композиции, где молодой Расул, встретившись с земляками-участниками войны, проникается их чувствами и мыслями. Вряд ли тогда можно было представить, что позднее ему также блестяще удастся передать образ отца Расула великого поэта Гамзата Цадасы в фильме «Расул Гамзатов. Мой Дагестан. Исповедь», — сказал Анатолий Карибов и пожелал артисту новых творческих успехов и ярких ролей.
— В каждую роль актер вкладывает частицу своей души, сердца, гражданского и человеческого отношения ко всему, что происходит в нашей стране. Сценические роли Казиева запоминаются не ярким светом, а глубокой продуманностью, внутренним благородным началом, большой человечностью, — рассказала театровед Гулизар Султанова.
Указом Главы республики за большой вклад в сохранение национальных и культурных традиций, многолетнюю творческую деятельность Гусейн Казиев был награжден Орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан».
Однокурсник Гусейна Казиева народный артист Абхазии Сергей Габниа поздравил юбиляра и наградил медалью Абхазии «За особые заслуги перед Отечеством».
Творческую часть юбилейного вечера продолжили выступления Гусейна Казиева, исполнившего наиболее яркие сценки из известных спектаклей театра.
Сегодня Гусейн Казиев — ведущий актер Аварского театра и один из популярных и авторитетных актеров Дагестана. На его счету более 100 ролей самых разных жанров, амплуа и характеров. Он убедителен как в лирических, драматических, психологических, так и комедийных образах. В равной степени ему удаются роли, как классического репертуара, так и современной драматургии.
Среди известных ролей, исполненных актером — такие разноплановые, как Яков в «Старике» М. Горького, Гемон в «Антигоне» Софокла, Бартоло в «Севильском цирюльнике» Бомарше. Особое дарование актера проявилось в музыкальных комедиях – роль Чанакана во «Всадниках на ослах» Г. Хугаева, Руслана в «Как похищают невест» Б. Аппаева, отца в «Кровавой свадьбе» Лорки и других. В 2014 году актер расширил свое
амплуа участием в художественно-документальных фильмах «Рай под тенью сабель», «Талисман любви», «Салам, Москва», «Расул Гамзатов. Мой Дагестан. Исповедь».
Легенда Аварского театра
Это удивительно талантливая женщина сыграла важную роль в становлении театра. С ранних лет Аварский театр стал ее родным домом. Около 65 лет Сидрат радовала зрителей своим талантом, завоевав на своем творческом пути множество почетных премий и высоких наград.
До последних дней она оставалась востребованной и продолжала играть в известных спектаклях. Она дарила искреннюю любовь через призму своего творчества, создавала незабываемые образы своих героинь, завоевав тем самым восхищение и уважение зрителей. Эта женщина, восхищение мастерством и талантом, которой перекликаются с ее удивительным обаянием, человечностью и профессиональными качествами.
Сидрат родилась в селении Шотода Хунзахского района. Рано потеряв родителей, воспитывалась в Хунзахском детском доме. Сидрат росла общительной веселой девочкой. Она пела, танцевала, наряжалась артисткой, изображая многие женские роли, увиденные на сцене Аварского театра. Артисты театра были частыми гостями у детдомовцев. Сидрат очень нравилась красивая и талантливая артистка Патимат Хизроева и она пыталась подражать ей. Детский дом частенько посещал и народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса, который заметил тягу маленькой Сидрат к песням, танцам, он сажал девочку себе на колени и слушал ее песни. Сидрат пророчили актерскую карьеру. И театр стал «сватать» ее, так как там не хватало молодых актрис.
В 1952 году в свои неполные 14 лет она была приглашена в Аварский театр. Под свою ответственность и опеку ее берет тогдашний главный режиссер Аварского театра П.В.Джапаридзе. Первые ее роли – это мальчики-подростки, девочки-школьницы. Фактически Сидрат играла себя и своих сверстников. Ей удавалось легко и просто говорить от имени себе подобных. Молодость, любовь к театру, вера в предполагаемые сценические обстоятельства помогали Сидрат быть правдивой и искренней. Озорные, живые, естественные детские характеры, созданные девочкой, которая ловила каждое слово режиссера и старательно выполняла поставленную задачу, подкупали свежестью, правдой чувств.
А в это время в Москве Аварская студия готовила при ГИТИСе дипломные спектакли. Среди студийцев была единственная девушка Айшат Мамаева. Для дипломных спектаклей нужна была еще исполнительница женской роли. Театр командирует Сидрат для участия в дипломных спектаклях аварской студии ГИТИСа. Сидрат были поручены 3 ответственные роли в спектаклях «Ворон» К.Гоцци, «Проделки Скапена» Ж.Б.Мольера и «Беспокойная старость» Л.Рахманова. Год работы с большими мастерами и талантливыми педагогами дал много пытливой и влюбленной в театр девушке. Она быстро усваивала все уроки по мастерству, и работа над ролью у Сидрат проходила всегда интересно, живо, с большой отдачей. Педагоги были в восторге от ее способностей.
Вернувшись в театр, Сидрат окунулась в работу. П.В.Джапаридзе мечтал поставить «Ромео и Джульетту» У.Шекспира с Сидрат – Джульеттой. Была поставлена «Двенадцатая ночь, в которой она играла Виолу. Работы Сидрат не боялась, она буквально отшлифовывала роль. Бесконечные пробы, упражнения, этюды на тему роли помогали ей постичь характер. Часто мешало то, что у нее не было специального образования. Но она не боялась лишний раз посоветоваться, поспорить. А характер общительного покладистого человека помогал ей в трудных поисках.
Она всегда с удовольствием соглашалась играть любую порученную ей роль, лишь бы быть в работе. Особенно удавались ей характеры героинь из народа, простых девушек-служанок, крестьянок, сельских девушк из современной драматургии. Живые, естественные в своем поведении образы были близки и понятны ей. Поэтому и образ служанки Смеральдины из спектакля «Слуга двух господ К.Гольдони был одним из удачных.
В золотой фонд Аварского театра вошли созданные С.Меджидовой многокрасочные образы из пьес мировой драматургии – это очаровательная Виола («Двенадцатая ночь» У.Шекспира), энергичная, находчивая Сюзанна («Женитьба Фигаро П.Бомарше), шаловливая, взбалмошная Зербинетта («Проделки Скапена» Ж.Б.Мольера), хитроумная, взрывная, темпераментная Кабато («Ханума») А Цагарели), фантазийная, ироничная и эксцентричная Доротея («День чудесных обманов» Р.Шеридана), роль девицы Марины в спектакле «Старик» М.Горького и др.
Детский репертуар относится к лучшим страницам творческой биографии артистки. Много раз она исполняла роли мальчиков. В спектакле по пьесе Т.Асланова «Гость из заграницы» она познакомила зрителя со смелым и находчивым Чупаном. Кот «Кот в сапогах» А.Прокофьева и ВюСапгир, Зайка «Девушка Роза» З.Атаевой, Сказочника «Близнецы» П.Панчева и вереница озорных и трудных мальчишек, непоседливых или застенчивых девочек-горянок полюбились зрителям разных лет.
Полюбилась зрителям и ее Зада из спектакля «Али с гор» З.Алиханова. Молодая горянка, жена Али своей добропорядочностью, чистотой и благородством располагала к себе, раскрывая лучшие стороны женского характера.
Сидрат создала большую галерею женских образов национальной драматургии, блестяще проявив широкий диапазон актерских средств выразительности, не повторяясь в интонационных и характеристических красках. Это Меседу в «Сапожнике» и Умагани в «Сундук бедствий» Г.Цадасы, Заза-Бика в «Аманат» А.Хачалова, Нанико в «Саба Меседо» М.Абасила, Пари в «Горянке» Р.Гамзатова, Меседу в «Махмуде из Кахаб-Росо» М.Абасила и др.
И в эпизодах, и в небольших зарисовках Сидрат Меджидова всегда была приметна, запоминающе оригинальна и неповторимо индивидуальна.
Сидрат Меджидова – поющая артистка. Особенно удачны в ее исполнении народные песни. Звонкий, сильный, красивый голос драматической артистки С.Меджидовой, хорошо чувствующей слово, в сочетании с особой манерой народного пения, полюбился аварскому зритею. Сольные концерты С.Меджидовой всегда проходили при переполненных залах.
Народная артистка Дагестана (1968), заслуженная артистка РСФСР (1986) и народная артистка России (2004) Сидрат Меджидова вошла в «Золотой фонд» театрального искусства республики.
27 мая 2015 г. ушла из жизни легендарная актриса Аварского театра Сидрат Меджидова Меджидовна. Это огромная и невосполнимая утрата не только для Аварского театра, но и для всего театрального искусства Дагестана в целом.