актеры фильма чемпионы сильнее выше быстрее сильнее
«Чемпионы: быстрее, выше, сильнее»: актеры рассказали, как вживались в роли олимпийцев
О них знают во всем мире. Ими гордится вся страна. Светлана Хоркина, Александр Карелин, Александр Попов. Эти имена давно вписаны в историю спорта.
Кроме олимпийских медалей и многочисленных побед на международных соревнованиях теперь их объединяет кино. Премьерный показ картины «Чемпионы» прошел в Петербурге накануне.
С исполнителями главных ролей общалась Татьяна Баженова.
Писать сценарий к этому фильму необходимости не было. Все основано на реальных биографиях. Лента «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее» стала логичным продолжением вышедшего на экраны в 2014 году фильма с аналогичным названием. Герои встречались на нескольких летних олимпиадах, но каждый добивался своей личной победы. Пловец Александр Попов, гимнастка Светлана Хоркина и борец Александр Карелин приносили славу всей стране и в девяностых, и в нулевых. Спустя больше 15 лет они снова на экранах.
Татьяна Баженова, корреспондент: «В отличие от первой части дилогии, в этой картине рассказаны истории трех чемпионов. Александр Карелин, Светлана Хоркина и Александр Попов не просто дали согласие на экранизацию своих историй, а лично проводили кастинг артистов. По признанию исполнителей, на их плечи легла даже слишком большая ответственность. На троих у героев фильма 9 золотых олимпийских медалей и больше тысячи побед».
Сергей Бондарчук-младший, актер: «Ты приезжаешь раньше всех на съемочную площадку, тебе все это два часа клеят, красят, рихтуют. Часов по 10 ходишь в этом, борешься, привыкаешь. Но потом проще. Так тяжело, как на «Чемпионах», мне не было никогда. Хотя у меня и небольшой опыт съемок. Наверное, потому что рядом не было близких профессионалов, но была зато команда».
Что такое дух первенства, не понаслышке знает актриса Кристина Асмус. За ее плечами десятилетнее спортивное прошлое в гимнастике. Она добилась разряда кандидата в мастера спорта, но остановилась, выбрав театр и кино. Многие трюки в фильме Кристина смогла выполнить самостоятельно без дублера. Актриса признается. О том, что прервала восхождение на олимп, совсем не жалеет. А вот сыграть Светлану Хоркину сочла за честь, спортсменка долгие годы была ее кумиром.
Кристина Асмус, актриса: «Мне было страшно, что ей может не понравиться, что она может не согласиться с тем, как мы это сделали. Но Светлана на второй или третий день пришла на съемочную площадку и сказала: «Ребят, вот как вы это видете, так и делайте».
На петербургскую премьеру не приехал исполнитель роли пловца Александра Попова. Евгений Пронин тоже долго вживался в роль. Три месяца подряд актер занимался у чемпиона России по комплексному плаванию Алексея Зацепина.
Рецензия на фильм «Чемпионы. Быстрее, выше, сильнее»
Гораздо более продуманный и взвешенный, чем «Чемпионы» 2014-го, фильм о российских спортсменах чуть больше внимания уделяет внутреннему миру героев, хотя и по-прежнему слишком сильно пропитан романтикой побед
Юную Светлану Хоркину тренеры заметили еще в белгородской спортивной школе. После череды побед гимнастку пригласили в сборную страны, несмотря на нестандартную для этого вида спорта комплекцию, и Светлана стала выигрывать одну медаль за другой, пока не поняла, что семья для нее важна не меньше спортивных побед. Пловец Александр Попов имел все шансы стать одним из самых именитых чемпионов современности, но ножевое ранение, полученное в схватке с хулиганами, на несколько месяцев лишило его возможности тренироваться. Превозмогая боль, себя и вердикты врачей, Попов вернулся в бассейн и завоевал очередное золото для России. Борец из Новосибирска Александр Карелин в своем виде спорта видит не только схватку мышц, но и глубокую философию. Разноплановый подход к тренировкам и особая подготовка позволили Карелину привезти три золотых медали Олимпиад. Три истории побед и поражений, три героя, прославившие Россию на спортивных площадках.
Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее «
Из всех способов воспитания патриотических чувств, на которые сегодня устремлено столько внимания со стороны государства, спорт занимает особенное положение. Даже с повсеместным развалом всего и вся спортивные секции и школы продолжают функционировать силами энтузиастов и регулярно пополняют ряды чемпионов, гордо носящих на груди эмблему с российским триколором. Однако упускать из внимания интерес к спорту нельзя – только постоянная «накачка» спортсменов и болельщиков позволяет идти от одной победы к другой. Кино с этой точки зрения может служить дополнительным ориентиром для юных спортсменов – «Легенда № 17», например, была нацелена именно на это, на возрождение интереса к спорту от самого разного зрителя.
Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее «
Накануне сочинской Олимпиады отечественные кинопроизводители попытались порадовать зрителя сборником новелл о наших выдающихся спортсменах. Из-за желания объять необъятное «Чемпионы» получились рыхлыми, скомканными и, пожалуй, излишне прямолинейными. Но интерес к подобному жанру отрицать было нельзя, а потому появление продолжения совсем не удивительно. Тем более что создатели провели работу над ошибками, уменьшили количество героев, а упор в повествовании сделали на окружающем спортсменов напряжении, а не только на церемониях награждения. Да, спорт – тяжелый труд, и сиквел по большому счету рассказывает именно об этом.
Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее «
Интересно, что, отказавшись от формата «каждую историю снимает отдельная команда», авторы «Чемпионов 2» смогли сделать свой фильм более разносторонним, чем его предшественник. Здесь нет даже единой схемы победы: Хоркина побеждала, потому что была нестандартной для гимнастики, а Карелин был создан для борьбы; Попов всю жизнь был одиночкой, в то время как гимнастки выступают и в командных дисциплинах; в сборной борцов все были горой друг за друга, а девушки-гимнастки находились в постоянной конфронтации друг с другом. Все это придает картине живость – она похожа на настоящее спортивное состязание, где исход хоть и предсказуем (историю-то мы помним), но явно не столь очевиден. Главное же – это сигнал нынешним спортсменам: нет никаких гарантий и рецептов, есть только терпение, труд и самоотверженность, ведущие к достижениям.
Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее «
Нужно отметить, что сценаристы сделали все, чтобы скучный спортивный ритм «набор формы – тренировка – соревнование» превратить в хоть сколько-то увлекательное зрелище. Правда, кое-где конфликт приходилось выдавливать по капле. Например, вся проблема экранной Хоркиной кроется в желании побольше времени проводить с мамой, а Карелин и вовсе не испытывает никаких затруднений, его линия – это скорее зарисовка на тему «борец – не только гора мышц». Да и новеллу с Поповым раскручивать на одном только ранении невозможно, ему добавили романтическую линию, и это, кстати, неплохо сработало.
Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее «
Прекрасно поработали актеры. Их подготовка заметна невооруженным глазом, а весьма удачный ход с чередованием кадров реальных соревнований Хоркиной, Попова и Карелина и постановочных съемок демонстрирует высокий уровень мастерства и отменную спортивную форму артистов. И пусть Бондарчук на две головы ниже настоящего Карелина, а Асмус никак не выглядит четырнадцатилетней девочкой, фотографическое сходство здесь и не нужно. Спорт – это прежде всего настрой и дух, а затем уже внешний вид.
Кадр из фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее «
Но победы – это прекрасно, а вот о жизни после карьеры чемпиона у нас говорить пока не рискуют. Лишь раз в фильме зашел разговор о том, что спорт высоких достижений отнимает все, что есть у человека внутри, да и от того герои отмахиваются. А между тем даже в этом фильме о победителях все заканчивается не так уж и радостно – Хоркина провалила сиднейскую Олимпиаду, Карелин пусть и не без помощи судей, но был весьма унизительно повержен, а Попову так и не удалось повторить собственные достижения. В последующих фильмах хотелось бы увидеть, как сложилась судьба наших чемпионов, ведь спуск с пьедестала – это почти всегда забвение.
Спортивная история СССР и России богата славными страницами. Если к их переносу на большой экран подходить с должной увлеченностью и стремлением разнообразить сюжеты, то «Чемпионы» вполне имеют право на продолжение. Сиквел как минимум не уступил оригиналу, а в чем-то его даже превзошел – он действительно сильнее, как и положено прилежно тренировавшемуся ученику.
Александр Карелин — о фильме «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»
18 февраля на большие экраны в России выходит фильм «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее». Картина соединяет в себе новеллы о трёх легендах современного российского спорта — пловце Александре Попове, борце Александре Карелине и гимнастке Светлане Хоркиной. Презентовать фильм о себе и главном достижении в спортивной карьере Карелин и Хоркина приехали в Кузбасс. Во время визита чемпионов Сибдепо удалось взять эксклюзивное интервью у новосибирского борца, которого во времена его олимпийских побед прозвали «асфальтоукладчиком». Александр Карелин — о фильме «по мотивам спорта».
О возникновении идеи
Ко мне пришёл Эмиль Никогосян (креативный продюсер и сценарист фильма — прим. Сибдепо) вместе с творческой группой людей. Поделились этой авантюрной идеей. Список соискателей на то, чтобы стать прототипами в фильме «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», изначально был значительно шире. Я спросил Никогосяна, к кому они ещё приходили. Сказали, что пока только ко мне. Посмотрел список других претендентов и поймал себя на мысли, что компания более чем лестная.
О названии и других героях картины
Сначала название рабочее было «4 стихии», потому что предполагалось изначально четыре персонажа. Но потом нас осталось трое, и получился олимпийский девиз «Быстрее. Выше. Сильнее». Ну и в общем-то всё логично. В нашей компании слишком высокая Света, очевидно быстрый, хотя и с вальяжной такой манерой плавания, Саша. Про себя я скромно помолчу, у нас в Сибири все такие.
Особо приятное совпадение, что мы вместе со Светланой Хоркиной и Александром Поповым боролись в одно время за медали, боролись за Российскую Федерацию. Я был знаменосцем этой команды и оказаться в ней ещё раз для меня лестно.
О съёмках
Я согласился на фильм «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» при двух условиях. Во-первых, мы не участвуем в кинопроизводстве, ни я, ни Кузнецов (Виктор Кузнецов — тренер Карелина — прим. Сибдепо). Во-вторых, я особо не вчитывался в сценарий, поэтому попросил только, чтобы не искажали факты и не коверкали имена.
Я не вмешивался в съёмочный процесс, а консультировал группу создателей фильма. Алексей Ким — тренер моего конкурента Хасана Бароева, поэтому то, что вы увидите на экране, показано через призму взгляда конкурента. Но я принял участие в полуторачасовой съёмке. Это были уже подсъёмки для фильма, к этому времени основная часть была смонтирована. Я на камеру показал несколько приёмов. В фильм вошло лишь рукопожатие.
Об актёре, сыгравшем Карелина
Я актёра не утверждал, но Серёжу знаю с младых ногтей (роль борца исполнил Сергей Бондарчук — прим. Сибдепо). Сначала мне позвонил его отец, Федор Сергеевич, чтобы узнать всё-таки моё мнение. А я сказал, что в кино не разбираюсь.
Когда Сергея утвердили на роль, кто-то начал говорить о несовпадении наших параметров. Но я считаю, что фильм — это ведь не методическое пособие по греко-римской борьбе и не хрестоматийное изложение ситуации. Сергей волновался и на показе фильма, который мы посетили 9 февраля в Москве. А мой тренер после показа сказал, что во всех трёх сюжетах хорошо показано преодоление. Это в данном случае главное.
О центральном сюжете в спортивной жизни и в фильме
Я сторонник очень простой траектории развития событий в спорте, когда важными и центральными становятся отношения «ученик — тренер». Во всех трёх сюжетах фильма это видно: Александр Попов и его тренер Геннадий Турецкий, Светлана Хоркина и её уже почивший наставник Борис Пилкин. А мой тренер, кстати, сейчас готовится к 75-летию, он уже 50 лет каждый день выходит на ковёр. Тренер заряжает тебя уверенностью, а твоя задача выполнять. Есть несколько типов тренеров: одни — технари, которые научат тебя всем приёмам, а другие научат ещё и побеждать.
О кино «по мотивам спорта»
Кино — это современный способ привлечь людей в спорт. Цитируя Ленина, можно сказать, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Но здесь ещё и важно, чтобы разумные акценты были расставлены. В случае с фильмом «Чемпионы» — это отношения с родителями, редкие встречи, история любви и моя провинциальная история. Все они сделаны с добрым отношением к персонажу.
Я бы назвал эту историю «по мотивам». Ведь если показать всю специфику тренировочных будней, то после такого кино никогда родители детей не приведут в зал. А нужно, чтобы у детей возникало желание после просмотра фильма всё-таки прийти заниматься спортом. Если завтра родители приведут ребят в кинозал, а потом обязательно в зал, тогда кино достигло своих целей, и его можно будет считать поистине пропагандистским. Когда не нужно будет думать, а где моё предназначение? Потому что вот оно: приходи в зал и становись лучше.
Фильм «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» с 18 февраля можно посмотреть в кинотеатрах Кузбасса. Расписание сеансов в Кемерове — в разделе «Афиша» на Сибдепо.
«Индустрия кино» пообщалась с создателями спортивной драмы «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»
В кинотеатрах – с 18 февраля 2016 года
В прокате с этого четверга — картина «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее». Главными героями фильма стали герои из реальной жизни: гимнастка Светлана Хоркина, пловец Александр Попов и борец Александр Карелин — все многократные олимпийские чемпионы. Накануне премьеры нам удалось пообщаться с актёрами, которые воплотили образы звёзд российского спорта на экране: Сергеем Бондарчуком, Кристиной Асмус и Евгением Прониным.
«Индустрия кино» пообщалась с создателями спортивной драмы «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»
Прикоснуться к спорту высших достижений Сергей Бондарчук мечтал давно. Будущего актёра с детства окружали не только кинематографисты: совсем маленького Серёжу родители отдали в секцию греко-римской борьбы. С тех пор физические нагрузки стали частью жизни, а отличная спортивная форма — фирменный знак Бондарчука-младшего — позволила сыграть и бойца смешанных единоборств в «Воине», и трёхкратного победителя Олимпийских игр Александра Карелина в «Чемпионах». Чтобы воплотить на экране образ силача из Новосибирска, Сергею пришлось овладеть коронными приёмами борца и привыкнуть к пластическому гриму.
Сергей Бондарчук рассказал о перевоплощении в прославленного борца греко-римского стиля Александра Карелина:
«Королева брусьев» — так Хоркину прозвали за выполнение сложнейших комбинаций — до сих пор не может вспоминать без содрогания своё падение на опорном прыжке на Олимпиаде в Сиднее.
Именно в такие моменты и проявляется характер настоящего победителя, да и играть эти эмоции интереснее всего, рассказала исполнительница роли Светланы Кристина Асмус:
Четырёхкратному олимпийскому чемпиону Александру Попову учиться плавать пришлось дважды. Первый раз ещё совсем малышом в городском бассейне родного Свердловска-45, второй — после ножевого ранения. Нападение хулиганов едва не поставило точку в карьере спортсмена. Не просто вернуться в строй, но и вновь подняться на пьедестал почёта пловцу помогли близкие и железный характер.
Актёр Евгений Пронин, исполнивший роль Александра Попова, подчеркнул, что играть роль известного спортсмена – большая ответственность для артиста:
Рецензия на фильм «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее»
Первоначально вместо истории Светланы Хоркиной в фильме планировалось показать путь прыгуньи с шестом Елены Исинбаевой и гимнаста Алексея Немова.
Кто ярче?
В России спорт любили всегда, а спорт в котором Россия в числе фаворитов вдвойне. В новых «Чемпионах» главными героями стали уже состоявишеся легенды мирового спорта: пловец Александр Попов, гимнастка Светлана Хоркина и борец Александр Карелин. Все трое символизируют целую веху в своих видах спорта. Периоды, когда сборная страны по умолчанию заносилась в списки потенциальных триумфаторов, еще до начала соревнований. Реальные события становления и развития наших олимпийских чемпионов и стали фундаментом на котором строилась вся драматургия фильма. И тут в дело вступает принцип «чьи реальные события» были ярче, за тем и интереснее наблюдать. Как ни странно, но история самого, на первый взгляд, угрюмого и немногословного борца из Новосибирска получилась самой необычной и захватывающей. Его знакомство с журналистом из Латвии, который собирает информацию для интервью позволило сценаристам дать возможность зрителю увидеть абсолютного чемпиона от третьего лица, создав при этом множество необычных ситуаций, от борцовского баскетбола до бега с утяжелителями. Попутно продемонстрировав, как благие намерения журналистов могут быть использованы против героев их же статей (информация о травме Карелина в газетной публикации). Более того, наиболее драматичным получился и финал «карелинской истории». Он проигрывает свой бой впервые за 13 лет и так и не получает свое четвертое олимпийское золото в Сиднее 2000 года.
История Александра Карелина была отснята первой, еше в октябре 2014 года.
Всех актеров спортсмены утверждали сами
Феномен Попова
Самой скомканной получилась история «русской торпеды» Александра Попова. В ней стержневой стала любовная линия российского пловца и его будущей супруги, которая поддерживала его в период восстановления от ножевого ранения, полученного после уличной стычки. Любви и мотивации в ней было много, но сам феномен Попова раскрыт не до конца. В чем особенность техники плавания Попова? За счет каких спортивных методик ему удалось так быстро восстановиться? Почему он единственный во время сорвенований выступал без шапочки пловца (что было замечено всеми зрителями)? Это примета или просто фирменный знак? Все эти спортивные тонкости вынесены за скобки. На место этого приведена любовь и уверенность в себе. Красиво, но хотелось больше профессиональных деталей. Тем более, что о них могли узнать бы миллионы мальчишек, у которых также есть любовь и уверенность, но реальные навыки хромают.
Итог
Фильм прекрасно справляется со своей воспитательно-патриотическо-мотивационной функцией. Его стоит советовать тем, чья жизнь была связана или посей день связана или тем, кто планирует ее связать с профессиональным спортом. Удачным режиссерским ходом стало вплетение кадров реальной спортивной хроники в уже отснятый материал. Пожалуй таким и должно быть кино снятое на деньги Минстерства культуры. В меру пропагандистским, патриотичным, немного образовательным и по-прежнему неидеальным в художественном плане.