актеры фильма король олень
За кадром киносказки «Король-олень»: Почему Валентина Малявина не дала режиссеру доснять финал фильма
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Юрий Яковлев сыграл более 100 ролей в кино, однако настоящее признание и всенародную славу он получил уже в зрелом возрасте. Первая популярность пришла к нему в 30 лет, после роли князя Мышкина в экранизации романа Федора Достоевского. Многие критики до сих пор называют эту работу одной из лучших в его фильмографии и даже единственной ролью, соразмерной его таланту, но широкой публике он стал известен только после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Правда, первый из них – «Человек ниоткуда» – был разгромлен критиками в пух и прах и надолго отправлен на полку, но спустя год вышла «Гусарская баллада», которая превратила Юрия Яковлева в одного из самых успешных и востребованных советских актеров.
К моменту съемок в киносказке Павла Арсенова «Король-олень» 40-летний Юрий Яковлев сыграл уже более 20 ролей и был популярным артистом. Но все его самые знаменитые роли были еще впереди. Так случилось, что самый большой успех имели его комедийные роли. Ему часто предлагали играть людей «из народа» и чудаковатых обывателей, которые не были ему близки по духу. На своего Ипполита из «Иронии судьбы» он просто не мог смотреть и выключал телевизор, когда вся страна в очередной раз наблюдала за любимым героем. Хотя творческая судьба Яковлева сложилась очень успешно, сам он считал, что всю жизнь играет совсем не те роли. Он чувствовал себя не в своей тарелке не только в этих образах, но и в своей эпохе. Актер признавался: « Каждый из нас понимает, живет ли он в свое время или не в свое. Я-то знаю точно, что попал не в свое. Должен был жить во второй половине XIX века. И я все время играл не тех, кого мне нужно было играть. Но попадания случались. Абсолютно точное, стопроцентное – Стива Облонский в «Анне Карениной ».
Юрий Яковлев действительно наиболее органично смотрелся в образах аристократов, и главную роль в киносказке «Король-олень», наверное, можно смело назвать одним из тех «попаданий», о которых говорил сам актер. На съемки в Ялту он ехал в предвкушении праздника, ведь режиссер Павел Арсенов собрал блестящий актерский состав: Олег Ефремов, Сергей Юрский, Олег Табаков, близкий друг Яковлева и его коллега по театру Владимир Шлезингер. Вместе с Яковлевым на съемки отправилась его жена Ирина Сергеева, которая позже вспоминала: « Снимали в Ялте, в горах, я была на этих съемках. Жара стояла жуткая. Но у нас сложилась замечательная компания. Там везде было полно всяких кафе, шашлычных. Естественно, в перерывах между съемками мы очень хорошо проводили время: ели, выпивали, разыгрывали друг друга, хохотали… ».
Атмосфера на съемках действительно была очень теплой и дружеской, и съемки могли бы пройти легко и быстро, если бы не одно «но». В своем фильме по мотивам одноименной сказки Карло Гоцци режиссер Павел Арсенова решил снять в главной роли свою жену – актрису Валентину Малявину. И на съемочной площадке разыгрались такие страсти, какие сказочным героям и не снились.
На тот момент Павлу Арсенову было 33 года, его самые известные режиссерские работы – «С любимыми не расставайтесь» и «Гостья из будущего» – были еще впереди. Когда-то в детстве он увидел фильм «Василиса Прекрасная» и решил, что непременно однажды и сам снимет кино в таком жанре. Свой режиссерский путь он начал с короткометражных фильмов. На съемках одного из них – «Подсолнух» – он познакомился с молодой актрисой Валентиной Малявиной. Она поразила его своей яркой красотой и талантом, и он потерял от нее голову. На тот момент Малявина была замужем за актером Александром Збруевым, но их отношения давно разладились – когда актриса снималась в фильме «Иваново детство» у Андрея Тарковского, у нее случился бурный роман с режиссером.
Малявина приняла ухаживания Арсенова, развелась со Збруевым и вышла замуж во второй раз. У пары родилась дочь, но она ушла из жизни через несколько недель после появления на свет. Каждый из супругов переживал эту трагедию по-своему, и они начали постепенно отдаляться друг от друга. « После этого я поняла, что не смогу жить с Арсеновым », – признавалась позже актриса. «Король-олень» стал их последней совместной работой. Говорили, что режиссер поставил эту сказку специально для своей жены. Он надеялся на то, что совместная работа сблизит их.
Хотя атмосфера на съемках была очень теплой, а актеры понимали режиссера с полуслова, не все получалось сразу. Павел Арсенов рассказывал: « Я очень люблю сказки – в каждой из них есть образ «живой» воды. И хотя бывают сказки и грустные, как «Король-Олень» Гоцци, но все равно они несут в себе свет, тепло, доброту. Именно к этому я стремился, когда по «Королю-Оленю» снимал свой фильм. Однако в процессе работы над картиной не все сразу складывалось. Признаться, я просто не понимаю многих своих коллег, которые говорят, что от начала и до конца знают, как снимать. У меня происходит по-другому: кажется, все просчитано, накануне съемок отчетливо представляю, что буду делать на площадке, и вдруг в какой-то момент появляется новая деталь и меняет все дело. Решения нет, как будто его и не было никогда ».
Финал сказки должен был быть классическим, но в фильме точка была поставлена до того, как главная героиня сделала свой выбор. Многие зрители обратили внимание на то, что финал был открытым. На самом деле он просто не был снят. Спустя 6 лет совместной жизни с Павлом Арсеновым у Валентины Малявиной начался роман с актером Александром Кайдановским, и для Арсенова это стало тяжелым ударом. Очевидно, под конец съемок актриса сообщила об этом мужу, и они с Малявиной разругались так, что она бросила съемки и уехала в Москву, хотя финал еще не был снят. Тем не менее режиссер завершил работу над фильмом, а открытый финал дал возможность зрителю самостоятельно сделать выводы и понять то, о чем не было сказано.
Успех фильма у зрителей обеспечила не только блестящая игра актеров, но и замечательная музыка Микаэла Таривердиева. А вокальные партии героини Валентины Малявиной исполнила молодая Алла Пугачева, для которой это была первая совместная работа с Таривердиевым. Позже певица вспоминала о композиторе с благодарностью: « Это веха в моем творчестве. Вокруг него столько певиц было интересных! А доверить партию главной героини в «Короле-олене» – почему-то он именно мне доверил… Он называл меня ребенком, как правило. Я была такой худенькой тростиночкой и достаточно чистым существом. Он говорил, что я ребенок из благородных мещан. Ему это очень нравилось и совпадало с его понятиями о чистоте. И его чистые роли в кино нужно было озвучивать. Я озвучивала «Короля-оленя» и «Иронию судьбы». И в том, и в другом случае героинями были любящие, ранимые, беззащитные, как дети внутри себя. И он почувствовал это во мне ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Король-олень (фильм)
«Король-олень» — художественный фильм по одноимённой пьесе Карло Гоцци, снятый на киностудиии им.Горького в 1969 году. Музыкальная театрализованная сказка. В фильме звучат песни на музыку Таривердиева в исполнении Пугачёвой, Яковлева, Юрского, Ефремова, Табакова.
Содержание
В ролях
Трактовка сценариста
Нравоучительная пьеса с элементами комедии дель арте была «переписана по памяти», как указано в титрах, Вадимом Коростылевым (сценарист). В вольной трактовке пьеса приобрела совсем иное звучание, теперь в ней подняты проблемы творчества и ответственности за сотворенное, проблемы личности, которой извне навязывается тот или иной образ, и другие важные вопросы.
Дурандарте, в оригинале — волшебник, в конце сюжета выполняющий функции «бога-из-машины», в фильме — поэт, который, по его словам «будит людское воображение», но других чудес творить не умеет. (При этом он все же подарил Дерамо статую, которая смеялась, если люди лгали). Представлен как автор разворачивающейся на глазах зрителя пьесы.
По пьесе, Дерамо воспользовался услугами волшебного истукана для выбора невесты — статуя смеялась при признаниях всех невест, кроме Анджелы. По фильму, Тарталья, влюблённый в Анджелу, подменил болвана собой и смеялся при её признании, но Дерамо, поражённый смелостью девушки и её красотой, взял её в жены.
— Но ваш болван, взгляните, он хохочет!
— Хохочет? В самом деле, вот болван!
Важный эпизод фильма — история о добром и злом волшебниках, которую в поэтической форме рассказывает Дурандарте. Оба волшебника спешат на поезд; злой по пути творит много злых дел, но успевает вовремя. Добрый, следовавший за ним, исправляет причиненное им зло, но опаздывает на поезд. Коростылев предоставляет зрителям вывести мораль этой истории самим.
Тарталья, у Гоцци — типичный злодей, в фильме выражает желание не идти на поводу своей «маски», вынуждающей его совершить подлое убийство, но Дурандарте запрещает ему выходить из роли Тартальи властью автора:
— Куда теперь от этой маски деться,
Когда злодея выучена роль?
Тарталья в маске — человек без сердца.
— Так берегись, Дерамо!
Так берегись, Дерамо,
Мой король.
Волшебное слово для превращения в любое существо по трактовке Коростылева оказалось шуткой Дурандарте, в которую поверили герои, и она — все же действие происходит в волшебном королевстве — стала правдой. Вместо того, чтобы превратиться в итоге в старика-нищего, Дерамо воплощается в Тарталью (они меняются телами).
Анджеле предстоит узнать своего любимого мужа в теле ненавистного Тартальи, который, в свою очередь, теперь король Серендиппа. Фильм практически заканчивается на той сцене, когда Дерамо в облике Тартальи с трепетом и ужасом ожидает, узнает ли его супруга, а в комнату врывается Тарталья в облике Дерамо, кричит: «В темницу! На виселицу! Без суда!» и обращается с мольбой к Анджеле: «Ты видишь — я — Дерамо!», а она переводит взгляд с одного на другого.
«Я знал, что Анджела меня не подведет, достаточно и этого», — говорит Дурандарте, оставляя финал открытым.