актеры фильма распутин с машковым
Анатомия сериала: Владимир Машков, Паулина Андреева и другие в сериале «Григорий Р.»
Сериалы
Екатерина Климова и Владимир Машков в сериале «Григорий Р.»
На этой неделе на Первом канале стартовал повтор исторического сериала 2014 года «Григорий Р.», повествующего об одиозной личности Григория Распутина, близкого друга семьи последнего императора России Николая II и человека, на которого многие возлагают ответственность за принятие судьбоносных для страны решений. Главную роль сыграл Владимир Машков, и сериал стал одним из самых обсуждаемых исторических телепроектов за долгое время. SPLETNIK.RU рассказывает, почему.
1917 год. Вскоре после загадочного убийства Григория Распутина Временное правительство создает государственную комиссию для расследования обстоятельств его гибели с целью очернить царскую власть и доказать, что Распутин был «развратником, шарлатаном, дьяволом во плоти, злым гением и символом гниющего царского рода».
Возглавляет комиссию следователь по особо важным делам Генрих Иванович Свиттен, который по крупицам пытается восстановить события той роковой ночи, а также узнать о «старце» как можно больше: факты, слухи, мистические теории — мужчина проверяет каждую версию, желая понять, кем же на самом деле был таинственный Распутин.
Владимир Машков в сериале «Григорий Р.»
Ингеборга Дапкунайте в сериале «Григорий Р»
Паулина Андреева в сериале «Григорий Р»
Действие сериала развивается сразу в двух временных пластах: до и после убийства Распутина. Первая история рассказывает о непростом жизненном пути мужчины, которому суждено было стать одним из самых влиятельных людей в имперской России, пусть и на короткий период и всего лишь благодаря своим загадочным способностям исцелять людей, вторая — о том, что привело к его гибели.
Конечно, смысловой центр сюжета держится на личности главного героя, собственно Распутина, которому в сериале уделяется львиная доля экранного времени. Скитания Григория по монастырям, поиски Бога и обретение себя, знакомство с царской семьей и другими высокопоставленными людьми, целительство, любовные связи с великосветскими дамами, происки британской разведки, народное недовольство, вмешательство Распутина в политику, интриги, коварство, любовь — насыщенные события тех дореволюционных лет авторы сериала сумели уместить в восемь серий, попытавшись честно и без прикрас рассказать историю всесильного «старца».
Владимир Машков в сериале «Григорий Р»
Екатерина Климова в сериале «Григорий Р»
Владимир Машков в сериале «Григорий Р»
Создатели и съемки
Сценаристами сериала стали Эдуард Володарский («Мой друг Иван Лапшин», «Свой среди чужих, чужой среди своих») и Илья Тилькин («Человек у окна», «Тихий Дон»), а режиссером — Андрей Малюков («Мы из будущего», «Я — русский солдат», «Куприн. Поединок»), которые за основу взяли исторические материалы — настоящий дневник почитательницы Григория Распутина Анны Александровны Вырубовой и материалы дела, над которым работал следователь Владимир Руднев.
Мне интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Когда же начинаешь перебирать как бусинки факты, выясняется, что ничего из придуманного о «великом старце» и в помине не было. И если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны,
— так в одном из интервью Малюков объяснил свое видение истории.
Владимир Машков в сериале «Григорий Р»
Интересно, что прежде чем приступить к работе над проектом, Малюков заручился согласием Владимира Машкова сыграть Распутина — в этой роли режиссер видел только его. Актер настолько вжился в образ (многие сцены вообще снимал с первого дубля), что на площадке его в шутку даже называли Володей Распутиным.
В других ролях тоже заняты сплошь звезды отечественного кинематографа: Ингеборга Дапкунайте, Екатерина Климова, Андрей Смоляков, а также представители молодого поколения — Никита Ефремов, Таисия Вилкова, Паулина Андреева и другие артисты.
Паулина Андреева в сериале «Григорий Р»
Владимир Машков в сериале «Григорий Р»
Ингеборга Дапкунайте в сериале «Григорий Р»
Поскольку сериал посвящен в том числе и реально происходившим событиям и в нем действуют реально жившие личности, к работе над проектом были привлечены исторические консультанты — создатели хотели добиться максимальной достоверности. Специалисты отслеживали абсолютно все на предмет соответствия исторической правде — начиная от деталей костюмов героев и заканчивая тонкостями соблюдения дворцового этикета. Также команду консультировали и по религиозным вопросам, которые в сериале возникают не раз.
Большая часть съемок прошла в Санкт-Петербурге и его окрестностях. В некоторые места, важные для развития сюжета, съемочную группу не пускали: поскольку церковь не одобряла создание фильма о такой фигуре, как Распутин, то работа в действующих храмах для команды сериала оказалась под запретом, и снимать пришлось в специально выстроенных декорациях.
Огромную работу проделали и костюмеры: для сериала было создано множество уникальных костюмов, причем по оригинальным образцам, в ход также шли старинные вещи, которые художники по костюмам искали по всему миру.
Кадр из сериала «Григорий Р»
Владимир Машков в сериале «Григорий Р»
Екатерина Климова и Владимир Машков в сериале «Григорий Р.»
Несмотря на кропотливую работу создателей, волны негативных отзывов сериалу избежать не удалось. Главная претензия и критиков, и зрителей — грубое переписывание истории и превращение реального Распутина, крайне противоречивого героя, чуть ли не в святого:
Такой откровенной ерунды от Первого канала просто не ожидал. Фильм крайне скучный, халтурно поставленный, изобилует историческими ляпами и откровенной отсебятиной сценаристов и, главное, там потрясающе нелепые картоннейшие диалоги, написанные людьми, понятия не имеющими о той эпохе, которую призваны воплотить на экране.
Распутин здесь показан просто святым. Видимо, сценаристы являются сторонниками канонизации Григория Ефимовича.
Историкам и тем, кто знаком с историей, желаю хорошо посмеяться, так как уже глупо серьезно воспринимать подобные «исторические» фильмы. Людям далеким от истории может быть понравится.
Машков пучит глаза, пытается изобразить сельский диалект, но выглядит все это фальшиво и дико и почему-то напоминает его же роль Давида Гоцмана в «Ликвидации»,
— пишут разочарованные зрители в Сети.
Владимир Машков в сериале «Григорий Р.»
Конечно, те, кому сериал искренне понравился, тоже есть: хвалят и игру Машкова, и бережное отношение авторов к истории, и динамично развивающийся сюжет, и создание интересного образа Распутина, не такового, каким его принято изображать в кино.
Этот замечательный многосерийный фильм больше походит на документальный. Создатели проделали феноменальную работу: вам ничего не надо теперь читать, лезть в закрытый архив, искать редкие заметки и статьи — все уже сделано — и подано в элегантной художественной форме.
Машков гениально сыграл Распутина, наполняя образ своей природной харизмой и показывая зрителю полнейшее проникновение и внешне, и внутренне в глубинную суть персонажа.
— таких отзывов на «КиноПоиске» тоже немало.
Кадр из сериала «Григорий Р»
Постер сериала «Григорий Р.»
Кстати, Ассоциация продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино оказалась солидарна с поклонниками сериала — «Григорий Р.» получил сразу три награды.
А вы смотрели этот сериал?
Фильмы и Сериалы 12+
Сериал «Григорий Р.»: все, что осталось за кадром
О чем фильм
Зимой 1917 года по указу Временного правительства создается госкомиссия по расследованию убийства Григория Распутина. Следователь Генрих Николаевич Свиттен пытается не просто раскрыть преступление, но и понять, кем же на самом деле был «старец». После многочисленных допросов у него сформировались несколько версий: от предположения о том, что Распутин был немецким шпионом, до версии о романе с императрицей. Ни одна из них не вызывает у следователя доверия. Свиттен знакомится с убийцей Распутина, Феликсом Юсуповым, который окончательно убеждает его в том, что старец обладал «сверхъестественной силой», которую «можно встретить лишь раз в сотни лет».
Герои сериала и их реальные прототипы
Григорий Распутин — Владимир Машков
Машков: «О Григории Ефимовиче написано огромное количество книг, сохранились подлинные документы, свидетельства очевидцев. Я провел много времени в архивах Юсуповского дворца, где мне очень помогли научные сотрудники музея.
Хотел почувствовать отношение людей к Распутину. Не официально, а по-человечески. Это было важно для меня как актера».
Феликс Юсупов — Владимир Ко шевой
Кошевой: «Мне не раз говорили, что я похож на Юсупова. Когда была съемка в Юсуповском дворце, где был убит Григорий Распутин, ко мне подходили прекрасные служительницы и тихонько говорили хорошие, теплые слова, что все правильно, интересно. Как важны для артиста добрые отзывы!
Все-таки не столь важно, похож или не похож артист на исторического персонажа. Создать цельный образ, добиться нужного результата можно только совместными усилиями с режиссером и оператором, с художниками по гриму и костюмам».
Фрейлина Анна Вырубова — Екатерина Климова
Климова: «Я ощущала огромную ответственность, так как этот человек жил менее столетия назад. Ни в коем случае не хотелось, создавая художественный образ, исказить судьбу реального человека. Нас с ней мало что объединяет внешне и внутренне — таких ролей у меня еще не было. Эта работа занимала все мое существо с апреля по август».
Императрица Александра Федоровна — Ингеборга Дапкунайте
Дапкунайте: «Мы играем данную историю и рассказываем ее так, как она написана автором. Я могу очень много читать исторических фактов про свою героиню, но для сценария могут понадобиться только такие факты, а не другие. Я второй раз играю Александру Федоровну (впервые — в фильме «Потерянный принц» 2003 года. — прим. ред.). Любопытно, что в первой истории использовались совершенно иные качества характера императрицы. В этой — другие».
Супруга Юсупова княгиня Ирэн — Паулина Андреева
Андреева: «Съемки фильма проходили в Юсуповском дворце в Питере — моем родном городе. Мало того, что я жила дома, так еще оказалась в исторических местах, куда ходила в школе на экскурсии».
Как проходили съемки
О подборе натуры и декораций
В основном съемки проходили в Санкт-Петербурге — там было задействовано более 20 объектов. Дворцовые интерьеры снимались в Елагином дворце, Царском селе, доме-музее Державина. Натурные съемки проходили в Летнем саду, Тифлисском переулке, на канале Грибоедова и Фонтанке.
Владимир Светозаров, художник-постановщик: «Улиц, где можно снимать, все меньше и меньше. Теперь все покрашено желтой краской, все первые этажи в решетках, ни одного метра, где бы не было железных дверей, кодовых замков, шавермы, асфальта, знаков, жалюзи и офисов. Это вызывает ужасные сложности. Хорошо сохранились разве что Менделеевская линия и улицы у Никольского собора, где теперь снимают много исторического кино».
Сцены сибирской жизни Распутина снимали в Великом Новгороде. Первоначально было принято решение использовать реальную башню Свято-Юрьева мужского монастыря, находившуюся на реставрации, но незадолго до начала работы съемки запретили, опасаясь, что они нарушат покой послушников.
После отказа было решено снимать в Антониевом монастыре, который сейчас относится к архитектурным памятникам и не является действующим. Вокруг каменной стены обители художники-постановщики возвели за два с половиной дня уникальную декорацию «строительных лесов», которые не касались ни крыши, ни самой стены, чтобы не повредить памятник.
Владимир Светозаров: «Там существует «экскурсионная» деревня, куда свезены с окраин новгородских областей старинные домики — Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы». Они выстроены в музейном порядке, там нет дворов, жизни, живности, стогов сена, деревенского быта. Видна экскурсионность, и чтобы это побороть, многое в ней достраивали: двор Распутина, двор старосты, улицу, заборы. К этому строительству была привлечена мощная бригада, которая работала на «Метро», «Царе», «Орде», «Обитаемом острове». 15 человек за трое суток создали «мир Распутина»».
В новгородских съемках приняли участие местные гуси, козы и утки. А вот корову и двух свиней пришлось везти из Питера, поскольку никто из жителей Новгорода не захотел расставаться со своим домашним скотом. Естественно, животные помучили съемочную группу: свиньи отказывались вовремя заходить в сарай, разбегавшихся кур была вынуждена ловить вся съемочная группа, а гусям невозможно было объяснить, что в кадре нужно стоять не полторы минуты, а час.
Зимой съемочная группа вернулась в Санкт-Петербург для съемок убийства Распутина. Снимали там, где оно реально и произошло, — в Юсуповском дворце на Мойке.
В финальных кадрах утопления в проруби в роли Распутина выступил не Владимир Машков и даже не каскадер, а загримированный манекен. Для того чтобы его изготовить, с лица Машкова специально снимали слепки.
О трюках и каскадерах
В фильме много эпизодов, где требовалось участие каскадеров-профессионалов. Один из них — сцена, где Распутин и послушник Денис (актер Игорь Лепихин) ведут ремонт монастырской крыши, и Денис срывается вниз.
Олег Корытин, постановщик трюков: «Для падения Дениса, которого дублировал Сергей Трепесов, было закуплено 600 картонных коробок, которые расставили для страховки каскадера на земле. Еле впихнули в «Газель». В Новгороде такого количества коробок не было, что-то привозили из Питера».
Владимир Машков, по свидетельствам членов съемочной группы, был максимально вовлечен в создание образа Распутина, в том числе готов был сниматься во многих сценах без помощи каскадеров.
Олег Корытин: «Володя великолепно подготовлен и морально, и физически. У него было две очень сложные, серьезные трюковые сцены. Первая — когда его дубинами избивают верховые мужики и топчут лошадьми. Он работал откровенно честно, подпускал к себе лошадей так близко, что в один момент увлекся, рукой махнул и лошадь задела его по руке. Ничего страшного не произошло, все в пределах нормы. Машков — рисковый человек, идет на обострение, чтобы добиться правдивости».
В этой сцене участвовали пять коней, все они более десяти лет работают в кино. Однако несмотря на то, что животные привыкли к выстрелам, огню и другим атрибутам съемок, с абсолютной точностью предсказать их действия не могут даже опытные каскадеры.
Олег Корытин: «Вторая сцена — убийство Распутина, когда актера избивали ногами. Конечно, на Машкова надели специальную защиту, прикрывавшую спину, руки, грудь, ноги. И лупили по нему каскадеры».
Новое в блогах
Сериал «Григорий Р.»: все, что осталось за кадром
Зимой 1917 года по указу Временного правительства создается госкомиссия по расследованию убийства Григория Распутина. Следователь Генрих Николаевич Свиттен пытается не просто раскрыть преступление, но и понять, кем же на самом деле был «старец». После многочисленных допросов у него сформировались несколько версий: от предположения о том, что Распутин был немецким шпионом, до версии о романе с императрицей. Ни одна из них не вызывает у следователя доверия. Свиттен знакомится с убийцей Распутина, Феликсом Юсуповым, который окончательно убеждает его в том, что старец обладал «сверхъестественной силой», которую «можно встретить лишь раз в сотни лет».
Режиссер фильма Андрей Малюков, актеры Владимир Машков, Ингеборга Дапкунайте и Владимир Кошевой об исторической достоверности картины и работе над фильмом:
ГЕРОИ СЕРИАЛА И ИХ РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ
Григорий Распутин — Владимир Машков
Машков: «О Григории Ефимовиче написано огромное количество книг, сохранились подлинные документы, свидетельства очевидцев. Я провел много времени в архивах Юсуповского дворца, где мне очень помогли научные сотрудники музея.
Хотел почувствовать отношение людей к Распутину. Не официально, а по-человечески. Это было важно для меня как актера».
Феликс Юсупов — Владимир Кошевой
Кошевой: «Мне не раз говорили, что я похож на Юсупова. Когда была съемка в Юсуповском дворце, где был убит Григорий Распутин, ко мне подходили прекрасные служительницы и тихонько говорили хорошие, теплые слова, что все правильно, интересно. Как важны для артиста добрые отзывы!
Все-таки не столь важно, похож или не похож артист на исторического персонажа. Создать цельный образ, добиться нужного результата можно только совместными усилиями с режиссером и оператором, с художниками по гриму и костюмам».
Фрейлина Анна Вырубова — Екатерина Климова
Климова: «Я ощущала огромную ответственность, так как этот человек жил менее столетия назад. Ни в коем случае не хотелось, создавая художественный образ, исказить судьбу реального человека. Нас с ней мало что объединяет внешне и внутренне — таких ролей у меня еще не было. Эта работа занимала все мое существо с апреля по август».
Императрица Александра Федоровна — Ингеборга Дапкунайте
Дапкунайте: «Мы играем данную историю и рассказываем ее так, как она написана автором. Я могу очень много читать исторических фактов про свою героиню, но для сценария могут понадобиться только такие факты, а не другие. Я второй раз играю Александру Федоровну (впервые — в фильме «Потерянный принц» 2003 года. — прим. ред.). Любопытно, что в первой истории использовались совершенно иные качества характера императрицы. В этой — другие».
Супруга Юсупова княгиня Ирэн — Паулина Андреева
Андреева: «Съемки фильма проходили в Юсуповском дворце в Питере — моем родном городе. Мало того, что я жила дома, так еще оказалась в исторических местах, куда ходила в школе на экскурсии».
КАК ПРОХОДИЛИ СЪЕМКИ
О подборе натуры и декораций
В основном съемки проходили в Санкт-Петербурге — там было задействовано более 20 объектов. Дворцовые интерьеры снимались в Елагином дворце, Царском селе, доме-музее Державина. Натурные съемки проходили в Летнем саду, Тифлисском переулке, на канале Грибоедова и Фонтанке.
Владимир Светозаров, художник-постановщик: «Улиц, где можно снимать, все меньше и меньше. Теперь все покрашено желтой краской, все первые этажи в решетках, ни одного метра, где бы не было железных дверей, кодовых замков, шавермы, асфальта, знаков, жалюзи и офисов. Это вызывает ужасные сложности. Хорошо сохранились разве что Менделеевская линия и улицы у Никольского собора, где теперь снимают много исторического кино».
Сцены сибирской жизни Распутина снимали в Великом Новгороде. Первоначально было принято решение использовать реальную башню Свято-Юрьева мужского монастыря, находившуюся на реставрации, но незадолго до начала работы съемки запретили, опасаясь, что они нарушат покой послушников.
После отказа было решено снимать в Антониевом монастыре, который сейчас относится к архитектурным памятникам и не является действующим. Вокруг каменной стены обители художники-постановщики возвели за два с половиной дня уникальную декорацию «строительных лесов», которые не касались ни крыши, ни самой стены, чтобы не повредить памятник.
Владимир Светозаров: «Там существует «экскурсионная» деревня, куда свезены с окраин новгородских областей старинные домики — Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы». Они выстроены в музейном порядке, там нет дворов, жизни, живности, стогов сена, деревенского быта. Видна экскурсионность, и чтобы это побороть, многое в ней достраивали: двор Распутина, двор старосты, улицу, заборы. К этому строительству была привлечена мощная бригада, которая работала на «Метро», «Царе», «Орде», «Обитаемом острове». 15 человек за трое суток создали «мир Распутина»».
В новгородских съемках приняли участие местные гуси, козы и утки. А вот корову и двух свиней пришлось везти из Питера, поскольку никто из жителей Новгорода не захотел расставаться со своим домашним скотом. Естественно, животные помучили съемочную группу: свиньи отказывались вовремя заходить в сарай, разбегавшихся кур была вынуждена ловить вся съемочная группа, а гусям невозможно было объяснить, что в кадре нужно стоять не полторы минуты, а час.
Зимой съемочная группа вернулась в Санкт-Петербург для съемок убийства Распутина. Снимали там, где оно реально и произошло, — в Юсуповском дворце на Мойке.
В финальных кадрах утопления в проруби в роли Распутина выступил не Владимир Машков и даже не каскадер, а загримированный манекен. Для того чтобы его изготовить, с лица Машкова специально снимали слепки.
О трюках и каскадерах
В фильме много эпизодов, где требовалось участие каскадеров-профессионалов. Один из них — сцена, где Распутин и послушник Денис (актер Игорь Лепихин) ведут ремонт монастырской крыши, и Денис срывается вниз.
Олег Корытин, постановщик трюков: «Для падения Дениса, которого дублировал Сергей Трепесов, было закуплено 600 картонных коробок, которые расставили для страховки каскадера на земле. Еле впихнули в «Газель». В Новгороде такого количества коробок не было, что-то привозили из Питера».
Владимир Машков, по свидетельствам членов съемочной группы, был максимально вовлечен в создание образа Распутина, в том числе готов был сниматься во многих сценах без помощи каскадеров.
Олег Корытин: «Володя великолепно подготовлен и морально, и физически. У него было две очень сложные, серьезные трюковые сцены. Первая — когда его дубинами избивают верховые мужики и топчут лошадьми. Он работал откровенно честно, подпускал к себе лошадей так близко, что в один момент увлекся, рукой махнул и лошадь задела его по руке. Ничего страшного не произошло, все в пределах нормы. Машков — рисковый человек, идет на обострение, чтобы добиться правдивости».
В этой сцене участвовали пять коней, все они более десяти лет работают в кино. Однако несмотря на то, что животные привыкли к выстрелам, огню и другим атрибутам съемок, с абсолютной точностью предсказать их действия не могут даже опытные каскадеры.
Олег Корытин: «Вторая сцена — убийство Распутина, когда актера избивали ногами. Конечно, на Машкова надели специальную защиту, прикрывавшую спину, руки, грудь, ноги. И лупили по нему каскадеры».
О костюмах и гриме
Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам: «Мы долго обсуждали костюмы вместе с Ингеборгой Дапкунайте и с Екатериной Климовой. Единственное, о чем попросила Дапкунайте, чтобы ее императрица была одета в белое. Платья для монарших особ шили из батиста и тонкого льна. Такую материю для нарядов императрицы и фрейлин я искала по разным блошиным рынкам Европы. Над обувью пришлось потрудиться. У императрицы выступали косточки на ступнях, поэтому она носила туфли с широким носком и ввела эту моду во дворце. Для Ингеборги шили туфли на заказ, а Екатерина Климова носит в кадре настоящую обувь позапрошлого века. Шляпки для фильма сделала известная в Петербурге шляпных дел мастерица».
Татьяна Патрахальцева: «Французские кружева изготовлены по историческим образцам. В Англии заказали жесткие воротнички, купили несколько цилиндров, канотье — все это делают там по технологиям того времени».
Татьяна Патрахальцева: «У героя Машкова много косовороток, также мы нашли несколько антикварных вещей — пиджак и пальто, в которых он снимается».
Владимир Машков и его дублер Сергей Трепесов
Екатерина Климова: «У нас был серьезный подготовительный период. Важно, что все костюмы отшивались. Они сделаны качественно по старинным лекалам, правдоподобные, и это помогает в работе».
Евгения Малинковская, художник по гриму: «Для картины сделано пять париков, порядка 150 бород и около 300 усов».
Евгения Малинковская: «Грим императрицы и фрейлин занимал всего пару минут — достаточно было легкого слоя пудры. Царские особы гордились белым цветом кожи, поэтому мы просили актрис не загорать».
Гордость гримеров — внешний вид актрисы Марии Бурляевой, которая исполняет роль Хионии Гусевой. По сюжету девушка пережила каторгу, где заразилась сифилисом, и во всех своих бедах винит Распутина. Для создания характерных язв гримеры делали актрисе специальные силиконовые накладки на нос, щеки и лоб, а во время съемок операторы затемняли одну часть лица и высветляли другую.
Евгения Малинковская: «С Владимиром Машковым мы долго искали грим, подготовку начали еще до Нового года, а к финальному варианту пришли к середине февраля. Пробовали всяческие бороды, гуще или реже, экспериментировали с волосами, делали накладки. Для Распутина мы придумали «эксклюзивную» бороду, мое ноухау. Это не наклеенная на тюли борода, а волосы, которые мы по одному вживляем в кожу. С ней актер может мыться, его даже можно за нее таскать — не отклеится».
Фотографии предоставлены кинокомпанией «Марс Медиа Энтертейнмент».