актеры фильма рецепт ее молодости
Рецепт её молодости
Рецепт её молодости — широкоформатный музыкальный фильм режиссёра Евгения Гинзбурга по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса». Премьера фильма состоялась 10 октября 1983 года.
Содержание
Сюжет
Действие фильма происходит приблизительно в начале XX века. Знаменитая певица Эмилия Марти приезжает на гастроли в европейский город. В это же время в верховном суде собираются закрыть дело «Грегор-Прус» — тяжбу, которая длилась несколько десятков лет. Альберт Грегор безуспешно пытается отсудить себе наследство барона Йозефа Пруса, но не может доказать то, что является его наследником. Эмилия Марти неожиданно вмешивается в ход процесса, сообщив о местонахождении документов, удостоверяющих родство Альберта Грегора и Пруса.
Знать о том, где были документы, мог только очень близкий человек, но Прус скончался около ста лет назад. Оказывается, Эмилии более трёхсот лет от роду, хотя выглядит она лет на 35. Секрет её вечной молодости в волшебном средстве, которое придворный алхимик Макропулос приготовил для императора Рудольфа. Правитель не решился выпить снадобье и приказал испытать его на дочери алхимика…
В ролях
Съёмочная группа
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Рецепт её молодости» в других словарях:
РЕЦЕПТ ЕЕ МОЛОДОСТИ — «РЕЦЕПТ ЕЕ МОЛОДОСТИ», СССР, Мосфильм, 1983, цв., 92 мин. Мюзикл. По мотивам фантастической комедии К.Чапека «Средство Макропулоса». Актриса Эмилия Марти приезжает на гастроли в свой родной городок. Она красива, обаятельна, ей триста лет, однако… … Энциклопедия кино
ГУРЧЕНКО Людмила Марковна — (р. 12 ноября 1935, Харьков), актриса, композитор; народная артистка СССР (1983); награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Окончила ВГИК (1958, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Актриса Театра студии киноактера (до… … Энциклопедия кино
АБДУЛОВ Александр Гаврилович — (р. 29 мая 1953, Тобольск), российский актер театра и кино, народный артист России (1991). В 1975 году окончил Государственный институт театрального искусства. С 1975 года актер Московского театра им. Ленинского комсомола (с 1991 Ленком). В 1995… … Энциклопедия кино
АБРАМЯН Генри Арташесович — (р. 21 сентября 1937), оператор. Окончил операторский факультет ВГИКа (1961). 1970 Один из нас (см. ОДИН ИЗ НАС) 1970 Случай с Полыниным (см. СЛУЧАЙ С ПОЛЫНИНЫМ) 1971 Старики разбойники (см. СТАРИКИ РАЗБОЙНИКИ) 1973 Товарищ генерал (см.… … Энциклопедия кино
АДАБАШЬЯН Александр Артемович — (р. 10 августа 1945, Москва), российский сценарист, художник, актер. Заслуженный художник РСФСР (1983), лауреат Государственной премии Казахской ССР (1978), премия имени Феллини (1993, за лучший европейский сценарий). Окончил Строгановское… … Энциклопедия кино
БЕНЕВОЛЬСКАЯ Лия — (Лилия), российский звукорежиссер. 1958 Солдатское сердце (см. СОЛДАТСКОЕ СЕРДЦЕ) 1960 Яша Топорков (см. ЯША ТОПОРКОВ) 1961 В начале века (см. В НАЧАЛЕ ВЕКА) 1961 Нахаленок (см. НАХАЛЕНОК) 1963 Большой фитиль (см. БОЛЬШОЙ ФИТИЛЬ) 1963 Именем… … Энциклопедия кино
БОРИСОВ Олег Иванович — (настоящее имя Альберт) (8 ноября 1929, Приволжск, Ивановская область 27 апреля 1994, Москва), российский актер театра и кино, народный артист СССР (1978), лауреат Государственной премии СССР (1978, за театральные работы), лауреат Государственной … Энциклопедия кино
ГАРАНЯН Георгий Арамович — (р. 15 августа 1934), российский композитор, звукорежиссер, народный артист России; награжден Орденом Почета (2000); лауреат Государственной премии РФ (2001, за цикл программ). Окончил Московский институт стали и сплавов (1958). Саксофонист,… … Энциклопедия кино
ГИНЗБУРГ Евгений Александрович — (р. 28 февраля 1945, Челябинск), российский режиссер, сценарист. Учился на режиссерском факультете Ташкентского института театрального искусства имени А.Н.Островского (1963 1964), окончил режиссерский факультет Грузинского государственного… … Энциклопедия кино
ДЖИГАРХАНЯН Армен Борисович — (р. 3 октября 1935, Ереван), российский актер театра и кино, народный артист СССР (1985), лауреат Государственных премий Армянской ССР (1975, «Треугольник»; 1979, «Снег в трауре»). В 1953 1954 годах Армен Джигарханян работал помощником оператора… … Энциклопедия кино
«Рецепт ее молодости» (СССР, 1984) и «Средство Макропулоса» (СССР, 1978)
Рецепт ее молодости. СССР, 1984. Режиссер Евгений Гинзбург. Сценарист Александр Адабашьян (по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса»). Актеры: Людмила Гурченко, Олег Борисов, Александр Абдулов, Анатолий Ромашин, Армен Джигарханян, Елена Степанова, Сергей Шакуров и др. 14,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Евгений Гинзбург (1945—2012) за свою карьеру поставил 25 фильмов- спектаклей и мюзиклов. В основном работал на телевидении, раз за разом приковывая к домашним экранам миллионы зрителей («Волшебный фонарь», серия «телевизионных «Бенефисов», «Остров погибших кораблей», «Веселая хроника опасного путешествия» и др.).
Итак, известный мастер музыкальных ТВ-бенефисов Евгений Гинзбург на сей раз экранизировал фантастическую пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Первый же кадр – броский, откровенно декоративный настраивает на волну веселого зрелища-аттракциона. Но затем происходят вещи весьма неожиданные. Странные даже.
Прежде всего, дальше нет никакой остроумно-пародийной игры с формой. А ведь это было в «Бенефисах» – и комбинированные съемки, музыкальные эффекты электронной техники!
Но хуже другое. Мюзикл немыслим без шлягеров – ярких, хорошо запоминающихся мелодий. Мелодии «Рецепта…» хоть и не лишены известной приятности, шлягерными никак не назовешь. Забываются они тотчас же после окончания просмотра. Поэтому, возможно, даже такая пластичная и музыкальная актриса, как Людмила Гурченко, не чувствуя твердой мелодической почвы под ногами, не смогла сыграть в полную силу своего таланта. А ведь роль-то у нее истинно бенефисная – актриса варьете, получившая загадочное снадобье вечной молодости!
Что касается других ролей в фильме, то они открыто вспомогательны (это не упрек, а принцип бенефиса). Правда, минимум драматургии, отпущенный на долю Сергея Шакурова и Армена Джигарханяна позволил им лишь сверкать глазами и замысловатыми движениями обозначать свое присутствие на экране.
Советская кинопресса отнеслась к «Рецепту ее молодости» весьма дифференцировано.
К примеру, кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006) писал об этом фильме так: «В пьесе Чапек стремился доказать, что вечная молодость — абсурд. Предложим — как бы говорил писатель — что найдено средство, позволяющее человеку сохраниться таким, каким он был, скажем, в двадцать или в двадцать пять лет. Тело не меняется, остается таким же молодым, но главное стареет душа — пресыщается, становится апатичной. Человек за многовековую жизнь все успевает познать, все изведать, всем насладиться и никакие радости жизни не способны будут его взволновать. Потому в финале пьесы обычная девушка — юная Кристина — сжигает рецепт: она не хочет пресыщения. Авторы фильма не согласны с печальными выводами пьесы. Они отнюдь не драматически относятся к «средству Макропулоса», а потому «переписывают» пьесу, вводят туда новые мотивы, превращают ее в задорный, искрящийся весельем и выдумкой мюзикл» (Михалкович, 1984).
А вот критику Валерию Семеновскому фильм совсем не понравился, так как в нем «характеры схематичны, бледны, наконец, просто скучны. … несмотря на определенную изобретательность режиссера Евгения Гинзбурга» (Семеновский, 1984: 8).
А кинокритик Ирина Шилова (1937-2011) отметила, что «режиссер довел чапековский сюжет до густоты притчи, однако при этом выяснилось, что сама драматическая структура пьесы не всегда выдерживает эту концентрацию. Запутанный клубок драматических перипетий — история с завещанием, выяснение позиций множества героев, втянутых в интригу, таинственная биография героини, раскрытие тайны рецепта и т.д. — нуждался в пространных словесных объяснениях, что, увы, очень часто препятствовало органичному выстраиванию музыкального материала. Режиссер оказался недостаточно последовательным в соблюдении закона сритмически мерного распределения речи и музыки в драматическом развитии. … Пожалуй, все это и привело к противоречиям картины, которой, при всех ее постановочных находках, не всегда достает строгости вкуса и чувства меры» (Шилова, 1984: 44).
Средство Макропулоса. СССР, 1978. Режиссеры Майя Маркова, Владимир Монахов (по одноимённой пьесе Карела Чапека). Актеры: Нелли Корниенко, Владимир Кенигсон, Эдуард Марцевич, Александр Овчинников, Евгений Весник, Евгения Глушенко и др. Премьера на ТВ 11 марта 1979.
Режиссер Майя Маркова (1926-2020) поставила два десятка телефильмов-спектаклей разных жанров.
На счету режиссера Владимира Монахова (1928-2003) шесть фильмов-спектаклей.
В этом фильме-спектакле, фантастической комедии, поставленной по пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса», речь идет об элексире долголетия…
Любимый фильм. «Рецепт ее молодости» не сработал
Недавно где-то у себя в заметках вспомнил «Волшебный фонарь» Евгения Гинзбурга, и подсознательно по «волне моей памяти» меня понесло и принесло к «Рецепту ее молодости» 1583 года выпуска.
Следует сразу сказать, что данный проект Гинзбурга как раз сюжетно закончен, не все декорации сделаны из гофрированного картона (фильм и на сегодня смотрится «небедно»); а если еще и попалась хорошая копия (по картинке и по звуку – без царапин и шепелявостей) – то удовольствие гарантировано (при этом нелюбителям Гурченко уточню, что и здесь она по-прежнему жеманна и любит покривляться, извините – уже ничего не поменяется).
При этом я хочу не только вспомнить сам фильм, но актерские судьбы участников этого фильма – очень уж название фильма провоцирует на такой анализ, скорее ретроспективу.
У адвоката Коленатого (Ромашин) в конторе запара – близится к концу длительный процесс между Альбертом Грегором (Абдулов) и бароном Прусом (Борисов).
И тут в город нагрянула с гастролями знаменитая певица Эмилия Марти (Гурченко).
Мало того, что она в курсе этой тяжбы, так она еще и знает, где у Пруса, в каком секретере и на какой полке лежат необходимые суду документы; да и к тому же имеет собственный диктуемый всем взгляд на процесс, что существенно изменяет течение самого процесса.
И случилось же неладное, соперники в суде и по жизни возжелали Эмилию. Причем Грегор со всей своей молодой страстью кипит и готов к взрыву:
«Я молод, я силен, я вас люблю
Я вас молю, я, наконец, велю
В глаза мои взгляните и зажгитесь
И мне ответьте на любовь мою!»
У Пруса же деловая хватка, совпадающая с кредо его жизни:
«Да, хищник не ругательное слово
Есть в хищниках высокая корысть.
Есть в хищниках здоровая основа,
Желанье и обязанность загрызть!»
Оно и дальше все не так просто — в театре на выступлении Эмилии появляется граф Гаук (Джигарханян), по возрасту достаточно маразматичен и уже одной ногой…
Он почему-то называет Эмилию Евгенией и поет ей темпераментные куплеты:
«Не ты ли огнем опалила
Мои молодые года?
В Мадриде, в Мадриде то было
В посольстве служил я тогда.»
Да, ещё – при этом Эмилия периодически «проваливается» в подпространство, назовем его, «артистического эстетизма», где поет свои эссеистические баллады.
«Кого любить, кого любить,
Была б любовь, любимые найдутся,
Он ничего, ах прелесть
Сведу с ума потешусь за одно
Тряхни уж стариной, так и быть»
Ну и до кучи в городе появляется бродяга Бомбито (Шакуров) в поисках Эмили-Евгении-Эвелины…
Он не поет – он темпераментно танцует, что уж никогда не отмечалось за Шакуровым.
И вот накопилась критическая масса персонажей, приводящая к взрыву…
Чуть не силой из Эмилии весь этот клуб джентльменов вытягивает признание, что по молодости она приняла на пробу средство Макропулоса, составляемое им для какого-то монарха и случайно забракованное… И вот теперь без особых проблем прожила 300 лет вместе со случайным товарищем Бомбито. А теперь требуется повторный прием лекарства для продолжения безрадостного трехсотлетнего существования.
Кстати, во избежание ненужных слухов она периодически меняет паспортные данные, поэтому её граф Гаук именует Евгенией.
И что? Рецепт практического бессмертия найден у барона Пруса, при их возможностях великосветского общества особого труда не составляет собрать рецептуру, но они таки устроили борьбу нанайских мальчиков.
В итоге старичок граф Гаук по причине возрастного слабоумия воспринял бумажку с рецептом средства Макропулоса, как само средство… И съел бумажку, не запивая.
Эпилог – все предстали перед лицом банальной кончины по истечении среднестатистического возраста.
В итоге Эмили остается только спеть на львовских улицах:
Хотел бы отметить, что, наверное, этот мюзикл один из сильнейших в истории советско-российского кинематографа. Может быть – «Стиляги»?! Да – нет, уж очень легковесно.
И еще небольшой постскриптум по результатам просмотра уже по судьбам исполнителей ролей под девизом «Живите триста лет!» и эпиграфом:
Гурченко почила… Светлая ей память! Хотя бы на 300 лет! Но лучшей, наверное, останется роль из «Двадцать дней без войны».
Ромашин ушел от нас, имея какой-то пик популярности… Запомнился в «Десять негритят» и «Агонии».
Блистательный юноша в этом фильме Абдулов, как-то быстро сгорел. А путем так ничего и не оставил. Самая главная роль так и осталась – начальная – Медведь в «Обыкновенном чуде». Хорошо и мощно показался в «Над темной водой». Интересно погримассничал в «Формуле любви». Покривлялся и попаясничал у Соловьева в «Черной розе…»…
Борисов был точен и гениален; «Слуга», «Луна-парк» и многое другое…
«Зажег» и напоследок. Запоминаем и многогранен.
А от Шакурова и сейчас впечатление, что сможет исполнить какую-нибудь хореографическую композицию. Ровен и талантлив!
«Да, старость неизбежна. Ну и что?
Осталась грусть, но страха больше нет!
«Рецепт ее молодости» не сработал
Недавно где-то у себя в заметках вспомнил «Волшебный фонарь» Евгения Гинзбурга, и подсознательно по «волне моей памяти» меня понесло и принесло к «Рецепту ее молодости» 1583 года выпуска.
Следует сразу сказать, что данный проект Гинзбурга как раз сюжетно закончен, не все декорации сделаны из гофрированного картона (фильм и на сегодня смотрится «небедно»); а если еще и попалась хорошая копия (по картинке и по звуку – без царапин и шепелявостей) – то удовольствие гарантировано (при этом нелюбителям Гурченко уточню, что и здесь она по-прежнему жеманна и любит покривляться, извините – уже ничего не поменяется).
При этом я хочу не только вспомнить сам фильм, но актерские судьбы участников этого фильма – очень уж название фильма провоцирует на такой анализ, скорее ретроспективу.
У адвоката Коленатого (Ромашин) в конторе запара – близится к концу длительный процесс между Альбертом Грегором (Абдулов) и бароном Прусом (Борисов).
И тут в город нагрянула с гастролями знаменитая певица Эмилия Марти (Гурченко).
Мало того, что она в курсе этой тяжбы, так она еще и знает, где у Пруса, в каком секретере и на какой полке лежат необходимые суду документы; да и к тому же имеет собственный диктуемый всем взгляд на процесс, что существенно изменяет течение самого процесса.
И случилось же неладное, соперники в суде и по жизни возжелали Эмилию. Причем Грегор со всей своей молодой страстью кипит и готов к взрыву:
«Я молод, я силен, я вас люблю
Я вас молю, я, наконец, велю
В глаза мои взгляните и зажгитесь
И мне ответьте на любовь мою!»
У Пруса же деловая хватка, совпадающая с кредо его жизни:
«Да, хищник не ругательное слово
Есть в хищниках высокая корысть.
Есть в хищниках здоровая основа,
Желанье и обязанность загрызть!»
Оно и дальше все не так просто — в театре на выступлении Эмилии появляется граф Гаук (Джигарханян), по возрасту достаточно маразматичен и уже одной ногой…
Он почему-то называет Эмилию Евгенией и поет ей темпераментные куплеты:
«Не ты ли огнем опалила
Мои молодые года?
В Мадриде, в Мадриде то было
В посольстве служил я тогда.»
Да, ещё – при этом Эмилия периодически «проваливается» в подпространство, назовем его, «артистического эстетизма», где поет свои эссеистические баллады.
«Кого любить, кого любить,
Была б любовь, любимые найдутся,
Он ничего, ах прелесть
Сведу с ума потешусь за одно
Тряхни уж стариной, так и быть»
Ну и до кучи в городе появляется бродяга Бомбито (Шакуров) в поисках Эмили-Евгении-Эвелины…
Он не поет – он темпераментно танцует, что уж никогда не отмечалось за Шакуровым.
И вот накопилась критическая масса персонажей, приводящая к взрыву…
Чуть не силой из Эмилии весь этот клуб джентльменов вытягивает признание, что по молодости она приняла на пробу средство Макропулоса, составляемое им для какого-то монарха и случайно забракованное… И вот теперь без особых проблем прожила 300 лет вместе со случайным товарищем Бомбито. А теперь требуется повторный прием лекарства для продолжения безрадостного трехсотлетнего существования.
Кстати, во избежание ненужных слухов она периодически меняет паспортные данные, поэтому её граф Гаук именует Евгенией.
И что? Рецепт практического бессмертия найден у барона Пруса, при их возможностях великосветского общества особого труда не составляет собрать рецептуру, но они таки устроили борьбу нанайских мальчиков.
В итоге старичок граф Гаук по причине возрастного слабоумия воспринял бумажку с рецептом средства Макропулоса, как само средство… И съел бумажку, не запивая.
Эпилог – все предстали перед лицом банальной кончины по истечении среднестатистического возраста.
В итоге Эмили остается только спеть на львовских улицах:
Хотел бы отметить, что, наверное, этот мюзикл один из сильнейших в истории советско-российского кинематографа. Может быть – «Стиляги»?! Да – нет, уж очень легковесно.
И еще небольшой постскриптум по результатам просмотра уже по судьбам исполнителей ролей под девизом «Живите триста лет!» и эпиграфом:
Гурченко почила… Светлая ей память! Хотя бы на 300 лет! Но лучшей, наверное, останется роль из «Двадцать дней без войны».
Ромашин ушел от нас, имея какой-то пик популярности… Запомнился в «Десять негритят» и «Агонии».
Блистательный юноша в этом фильме Абдулов, как-то быстро сгорел. А путем так ничего и не оставил. Самая главная роль так и осталась – начальная – Медведь в «Обыкновенном чуде». Хорошо и мощно показался в «Над темной водой». Интересно погримассничал в «Формуле любви». Покривлялся и попаясничал у Соловьева в «Черной розе…»…
Борисов был точен и гениален; «Слуга», «Луна-парк» и многое другое…
Джигарханян – «жив курилка», всё старичка изображал, а тут от молодой жены ушел. Запоминаем и многогранен.
А от Шакурова и сейчас впечатление, что сможет исполнить какую-нибудь хореографическую композицию. Ровен и талантлив!
«Да, старость неизбежна. Ну и что?
Осталась грусть, но страха больше нет!