актеры фильма сияние 1980
КИНОАЛЬМАНАХ: «СИЯНИЕ» 1980 г.
Продюсер Ян Харлан во время кинофестиваля «Ретроспектива Стэнли Кубрика» в Санкт-Петербурге в апреле 2014 года заявил, что Джек Николсон был единственной кандидатурой на роль Джека Торрэнса. Тем не менее, до этого многие источники показывали, что Кубрик на эту роль рассматривал кандидатуры Роберта Де Ниро, которого он наблюдал в «Таксисте», и Робина Уильямса, которого видел в сериале «Морк и Минди». Впоследствии он отверг обе кандидатуры, потому что, по его мнению, Де Ниро был недостаточно психотическим для этой роли, в то время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим. Между тем, сам Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В качестве аргумента он приводил своё убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актёра с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид.
В книге действуют живые кусты-животные, которые двигаются только тогда, когда на них не смотрят. Однако Кубрик поменял их на большой лабиринт из живой изгороди из-за того, что подобный спецэффект казался ему малоосуществимым. На строительство декораций снежного лабиринта в концовке фильма ушло 900 тонн соли и пенополистирола. Сам лабиринт был построен в натуральную величину на аэродроме возле «Elstree studios», причём в нём действительно можно было заблудиться.
На роль Дэнни пробовалось пять тысяч мальчиков со всего Среднего Запада. До Дэнни Ллойда на эту роль претендовал мальчик из фильма «Близкие контакты третьей степени» Кэри Гуффи, но его родители отказались давать согласие, едва ознакомившись со сценарием.
По данным исследования сайта Play.com самым страшным моментом в истории кинематографа была признана сцена из фильма «Сияние», когда Джек Торренс выламывает топором дверь в ванную.
Стэнли Кубрик хотел снимать фильм в хронологическом порядке. Учитывая различные декорации, подготовленные для фильма, и действие, постоянно перемещающееся из одной декорации в другую, абсолютно все съёмочные площадки и декорации, сделанные для картины, должны были быть доступны для съёмок в любое время. Поэтому все павильоны студии «Elstree Studios» были заняты только декорациями «Сияния». Съёмки начались 1 мая 1978 года и закончились в апреле 1979 года. Когда съёмочный процесс уже близился к концу, на студии начались съёмки 5-й части эпопеи «Звёздных войн» «Империя наносит ответный удар» и искусственный горный снег, которым застлан отель «Оверлук», позже использовался для съёмок эпизодов на планете Хот. Стивен Кинг, присутствовавший на съёмках «Сияния», посетил съёмочную площадку «Войн» и пообщался с режиссёром Ирвином Кершнером. В дальнейшем это отразилось в романе «Оно», где Кершнер был выведен в качестве персонажа по имени миссис Керш, которая «говорит, как Йода».
Фильм был снят камерой классического формата 1,37:1 со скрытым кашетированием для печати в кашетированном формате 1,85:1. Прокатные фильмокопии для кинотеатров США были изготовлены с этим соотношением сторон, а европейские — с более популярным в Европе 1,66:1. Впоследствии, при изготовлении VHS и DVD-релизов, в соответствии с последней волей Кубрика, изображение кадра негатива было использовано полностью, чтобы заполнить телевизионный кадр 4:3. Поэтому, на этих видеокопиях видны части изображения, обрезанные в кинотеатральных версиях. В релизах Blu-Ray фильм распространяется в формате 16:9, близком к первоначальному замыслу.
Чтобы погрузить съёмочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик» (1977). По словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая в тот период жила с Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что, возвращаясь со съёмок, он падал в кровать и немедленно засыпал. А Шелли Дювалл до того вымоталась во время съёмки сцены, где Венди запирает Джека в продуктовом складе, что с ней чуть не случился обморок от перенапряжения.
Во время съёмок актёры иногда подавали собственные идеи для тех или иных сцен. Например, сцена, где Джек, разминаясь, бросает теннисный мяч в стену, была придумана Джеком Николсоном. В сценарии она была описана просто — «Джек не работает». А идея, что Дэнни шевелит указательным пальцем каждый раз, когда говорит с Тони, была предложена самим Дэнни Ллойдом.
По словам Шелли Дювалл, её роль требовала такого постоянного стрессового состояния, что в какой-то момент из-за огромного количества дублей она уже не могла больше плакать. Чтобы добиться от неё нужного результата, Стэнли Кубрик перед началом съёмок потребовал от всей съёмочной группы, чтобы никто на съёмках не симпатизировал, не поддерживал и не говорил комплименты Шелли. Сам же Кубрик придирался к любым мелочам в её актёрской игре, постоянно поддерживая её во взвинченном состоянии. Доходило даже до того, что режиссёр в присутствии всей съёмочной группы кричал на Шелли, что она впустую тратит его время и время съёмочной группы. Позднее Дювалл согласилась, что Кубрик сделал всё возможное, чтобы добиться от неё максимально правдоподобной актёрской игры, и она нисколько не винит его за использованные методы.
Фотография 1921 года в концовке фильма подлинная с единственным изменением: голову Джека Николсона «прикрутили» к телу другого человека. Изначально Стэнли Кубрик намеревался собрать массовку и сделать фотографию, однако позднее он решил, что лучше подлинной фотографии ничего быть не может. В свою очередь другая подлинная фотография «Identical Twins, Roselle, New Jersey, 1967» Дианы Арбус послужила вдохновением для кадра с дочерьми Грэйди.
В качестве камео можно увидеть дочь Стэнли Кубрика, Вивиан Кубрик, в сцене вечеринки. Она одета в чёрное платье и сидит на правой стороне дивана, ближайшего к бару, куда подходит Джек.
Для съёмок сцены, где Джек выламывает дверь в ванную комнату, были сделаны облегчённые двери, которые Джек Николсон, работавший добровольцем в пожарной службе, ломал слишком легко. После нескольких дублей пришлось делать новые, более тяжёлые и массивные двери. В итоге сцену снимали три дня, а Николсону пришлось разломать около 60 дверей.
В качестве внешнего вида отеля «Оверлук» на панорамных кадрах заснят отель «Тимберлайн-Лодж» в Орегоне. Все внутренние сцены были сняты в декорациях на «Элстри-Студиоз» в Англии, ни одна из которых не имеет ничего общего с реальным внутренним интерьером этого отеля. Для сцены снаружи, где показана местность с лабиринтом, тоже была построена декорация, за основу которой была взята южная часть «Лодж». В реальности «Тимберлайн-Лодж» расположен на пологом склоне и у его входа есть крыльцо с каскадом ступеней. Декорации зала «Колорадо» были основаны на интерьере отеля «Авани» в Йосемитском национальном парке. Люстры и окна до сих пор почти идентичны тем, что там есть. От декорации зал отличается в основном тем, что камин расположен в нём в совсем другой стороне и отсутствием лестницы. Вестибюль «Авани» также послужил основой вестибюля «Оверлука» с красными колоннами. Декорации зала «Колорадо» впоследствии использовал Стивен Спилберг в «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Два лифта из сцены с потоками крови тоже были скопированы с лифтов из «Авани».
Фразу, которую Джек раз за разом набивает на пишущей машинке — «All work and no play makes Jack a dull boy» («Сплошная работа и отсутствие развлечений превращают Джека в зануду»), специально для иностранных версий Кубрик напечатал на соответствующих языках и потом снял на плёнку, кадры из которой пошли в соответствующие версии. В итальянской это — «Il mattino ha l’ oro in bocca» («Тот, кто рано встаёт, встречает золотой день»), в немецкой — «Was Du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf Morgen» («Никогда не откладывай на завтра то, что ты можешь сделать сегодня»), в испанской — «No por mucho madrugar amanece mas temprano» («От того, что встанешь ни свет ни заря, рассвет не наступит раньше»), во французской — «Un ‘Tiens’ vaut mieux que deux ‘Tu l’auras’» («Птица в руке стоит двух в кустарнике»). В Италии, Германии, Испании и Франции версии с соответствующими кадрами, помимо кинопроката, выходили на видео и транслировались по телевидению, но на DVD были изданы только версии с кадрами английского текста.
Фильм стал одним из первых, в съёмках которых была использована система стабилизации камеры «Стэдикам». Некоторые сцены, в которых камера движется (проезды Дэнни по коридорам на велосипеде, прогулка Дэнни и Вэнди по лабиринту, Дэнни там уже убегает от Джека), сняты с применением этого устройства. Изобретатель системы Гарретт Браун (англ. Garrett Brown) принял полноценное участие в съёмках как один из операторов, о чём опубликовал статью в журнале «American Cinematographer». Почти все кадры с Дэнни были сняты «от бедра» — то есть на уровне глаз ребёнка. Кубрик сделал это для того, чтобы показать окружающую обстановку именно с точки зрения Дэнни (позднее Стивен Спилберг использовал такой эффект в своём знаменитом фильме «Инопланетянин»). Для съёмок этих сцен Гарретт Браун закреплял камеру «Стэдикам» в специальной люльке, подвешенной к горизонтальному штативу, который крепился к поясу Брауна. Благодаря этому он во время съёмки мог свободно ходить, выпрямившись в полный рост, а камера была расположена на уровне его коленей. В перерывах между съёмками Браун вынимал камеру из люльки и сажал туда Дэнни Ллойда, так как мальчик весил почти столько же, сколько камера.
А теперь, сплетницы, вопрос. Помните, финальный кадр показывает стену отеля с фотографиями, на которых изображены наиболее значимые события из жизни отеля. На коллективной фотографии, изображающей бал, состоявшийся в 1921 году, среди толпы людей присутствует улыбающийся Джек. Кто-нибудь понял, что это значит? Может быть, в книге это как-то объясняется, если в ней есть этот момент.
Чтобы не было совсем страшно, гифка со съемок:
Обновлено 28/12/14 02:06:
Вот кажется и ответ на мой вопрос про фото: После ссоры с женой Джек заходит в Золотой зал отеля со словами «я бы душу сейчас отдал за глоток выпивки». Неожиданно в зале он обнаруживает знакомого бармена Ллойда, а пустой бар оказывается полон выпивки. Бармен наливает ему, и Джек, не обнаруживший в кармане денег, не замечает, что за выпивку продал душу.
Перфекционизм во всём: как Стэнли Кубрик снимал «Сияние»
Сорок лет назад, 23 мая 1980 года, в США состоялась премьера культового фильма ужасов Стэнли Кубрика «Сияние», основанного на одноимённом романе Стивена Кинга. Роли в картине исполнили Джек Николсон, Шелли Дюваль и Дэнни Ллойд.
Главный герой ленты Джек Торренс — борющийся с алкогольной зависимостью начинающий писатель. В несезон он устраивается смотрителем в старый отель «Оверлук», что расположен в горах Колорадо. Вместе Торренсом туда отправляются его жена и маленький сын.
Отель заметает снегом, теперь здание практически отрезано от внешнего мира. Состояние Джека ухудшается, он знакомится с населяющими отель сверхъестественными силами, а его семья оказывается в большой опасности.
Сложный сценарий и съёмки длиною в год
Переложением романа Кинга в сценарий занимались романист Дайан Джонсон и сам Кубрик. Но режиссёра в скрипте вечно что-то не устраивало, и текст многократно переписывался даже после начала съёмок. По этой причине Джек Николсон в какой-то момент отказался читать очередную его версию: актёр заявил, что будет смотреть только новые страницы, которые ему выдавали перед началом каждой смены.
Роман «Сияние» Кубрику прислал продюсер Джон Калли, и, по признанию режиссёра, книга Кинга на тот момент была лучшим произведением, которое он когда-либо получал от продюсеров. В частности, Кубрику понравились идея и сюжет романа.
«Когда я снимаю какой-то фильм, у меня не появляется желания снимать другой — я никогда не находил двух историй одновременно. Единственное, о чём я думаю, когда читаю книгу, — не хотелось бы снимать фильм, похожий на другой, что я уже снял ранее», — пояснял Кубрик.
Он отмечал, что, несмотря на все достоинства романа, перед экранизацией книга нуждалась в серьёзной переработке.
«Именно стадия сокращения обычно губит великие романы, потому что многие из их достоинств связаны с изяществом изложения, авторским видением и зачастую с плотностью сюжета. Но с «Сиянием» было по-другому. Достоинства книги почти целиком заключались в сюжете, и адаптировать его под сценарий не составило особого труда. Мы с Дайан (Джонсон. — RT) много обсуждали книгу, а затем набросали сцены, которые посчитали нужными для включения в фильм. Мы мешали и перемешивали их, пока не нашли, по нашему мнению, верный порядок, а затем начали писать», — рассказывал режиссёр.
Съёмки велись преимущественно в студии Elstree в Хартфордшире, где был выстроен интерьер отеля. Арт-директор картины Рой Уокер в течение месяца ездил по Штатам, фотографировал гостиницы, квартиры, вещи, которые можно было бы использовать при оформлении помещений «Оверлука». Уокер отснял сотни различных мест, и на основе фотографий, которые понравились его коллегам, художники отрисовали эскизы будущих декораций.
«Думаю, для того, чтобы людям история показалась правдоподобной, нужно снять её в обстановке, выглядящей совершенно реально, и выставить свет практически так, как в документальном фильме — с естественным освещением от источников света, а не с драматическим фальшивым освещением, которое обычно можно увидеть в каком-нибудь фильме ужасов», — отмечал Стэнли Кубрик.
Снаружи «Оверлук» «сыграл» расположенный на севере штата Орегон отель Timberline Lodge. Впрочем, лабиринта рядом с ним нет: тот был построен специально для съёмок на студии MGM, также в Хартфордшире. Заменой снегу в лабиринте стали 900 тонн соли и измельчённого пенопласта.
На протяжении всей работы над картиной Кубрик вёл себя как настоящий перфекционист. Сцены многократно переснимались для достижения идеального, по мнению режиссёра, результата. Съёмочный период занял практически год.
В частности, около года команда трудилась над культовой сценой, в которой из открытых дверей лифта в коридор выливается поток крови. На самом деле эту сцену удалось снять за три дубля, но несколько месяцев потребовалось на проработку нюансов. Кроме того, по девять дней занимала подготовка чистого коридора и полного «крови» лифта к очередному дублю. Полученные после первых двух дублей кадры режиссёр счёл недостаточно убедительными.
Для ещё одной узнаваемой сцены, в которой Джек пытается ворваться в ванную, реквизиторы построили легко ломающуюся дверь. Увы, для Николсона, бывшего добровольца пожарной службы, эта задача оказалась чересчур простой: актёр в два счёта разламывал декорацию на несколько частей. Дверь пришлось переделывать.
По словам Шелли Дюваль, на короткую сцену, в которой Николсон ломает дверь, заглядывает в ванную и произносит фразу «А вот и Джонни!», ушло три дня и 60 дверей. Ну а для того, чтобы снять, как теннисный мяч катится в игрушки Дэнни, потребовалось 50 дублей.
Известно и о специфическом подходе режиссёра к работе с актёрами. К примеру, чтобы персонаж Николсона выглядел наиболее эмоциональным и взбудораженным, Кубрик заставлял артиста каждый день есть сэндвичи с сыром, которые тот терпеть не может.
Кубрик был особенно строг к Шелли Дюваль. Он постоянно критиковал её и даже однажды заявил, что актриса тратит время съёмочной группы. По словам самой Дюваль, режиссёр, вероятно, делал это намеренно: актриса постоянно пребывала в состоянии отчаяния и была нервно истощена, что нужным образом сказалось на внешнем виде и поведении её героини.
По словам актёров, съёмки в «Сиянии» были самыми сложными за всю их жизнь. В то же время Николсон признавался, что и после тех событий находится с режиссёром в хороших отношениях. Да и Дюваль согласилась (но не сразу): все эти меры были оправданы и позволили добиться от неё наилучшей игры. Кубрик также отмечал, что доволен тем, как артисты справились со своими задачами.
Николсон и Дюваль считали несправедливыми оценки критиков, которые отмечали лишь талант Кубрика и игнорировали заслуги остальных членов съёмочной группы.
Фанатичность Кубрика обошла стороной лишь Дэнни Ллойда, которому на момент съёмок было около пяти лет. Режиссёр оберегал ребёнка и не задействовал его в некоторых наиболее страшных сценах: вместо Ллойда в кадре маячила кукла. Эффект ужаса в таких эпизодах достигался преимущественно при помощи монтажа, а мальчик был уверен, что снимается в драме. Правду он узнал лишь спустя несколько лет, а полную версию фильма увидел в 17-летнем возрасте.
«Сияние» отличают и нестандартные для конца 1970-х технические решения. Хоррор Стэнли Кубрика стал одним из первых фильмов, снятых при помощи системы стабилизации «Стедикам». Режиссёр пришёл к выводу, что широко используемые на тот момент технологии устарели и не позволят снять некоторые сцены так, как он их себе представлял.
«Стедикам» использовался в том числе в сценах, когда Дэнни ездит на велосипеде по коридорам отеля и Джек гонится за мальчиком по лабиринту.
Режиссёр с изобретательностью подошёл и к эпизоду, в котором Вэнди и Дэнни гуляют по лабиринту. Сперва кинематографисты сверху засняли миниатюрную модель лабиринта, затем построили часть полноразмерных декораций рядом с высоким домом, что позволило запечатлеть прогулку героев с его крыши. Позднее всё это было смонтировано воедино.
«Сияние»: за и против
Впрочем, первоначальная реакция зрителей и критиков на «Сияние» была неоднозначной. Фильм получил номинации на несколько важных наград, однако лишь актёр второго плана Скэтмэн Крозерс получил «Сатурн». Организаторы «Оскара» и «Золотого глобуса» ленту проигнорировали.
Зато «Сияние» вошло в число первых претендентов на «Золотую малину» — антипремия могла достаться Кубрику как худшему режиссёру и Дюваль как худшей актрисе.
Не последнюю роль в этом сыграли завышенные ожидания критиков: Кубрик уже был культовым режиссёром, а книжная версия «Сияния» — бестселлером. Однако новая работа Кубрика в некотором смысле разочаровала зрителей.
Так, волну возмущения вызвали расхождения фильма с романом. Претензии на этот счёт выдвинул сам Стивен Кинг. Писатель заявил, что Кубрик опустил ряд принципиально важных моментов: из сценария исчез автобиографический компонент, а в изменённой концовке не осталось и следа от попытки Джека спасти свою семью.
Огорчил Кинга и актёрский состав: Джек Николсон с самого начала выглядел безумцем, тогда как его герой Джек Торренс должен был пройти путь от психически стабильного человека до монстра (писатель в главной роли ожидал увидеть Джона Войта или Майкла Мориарти). Игру Шелли Дюваль Кинг также счёл неубедительной.
Критик Гэри Арнольд из The Washington Post назвал экранизацию «нудной, тусклой выжимкой романа-бестселлера Стивена Кинга». Он также раскритиковал актёрскую игру и сделал вывод, что режиссёру не удалось использовать все предложенные книгой возможности. Арнольд обратил внимание, что на фильм потратили неоправданно большую сумму и пять долгих лет (если считать время подготовки к съёмкам и постпродакшен).
Сотрудница New Yorker Полин Кейл нашла «Сияние» в принципе разочаровывающим: «Фильм вновь и вновь настраивает на ожидание чего-то — почти обещает нам это — и не сдерживает обещания», — таков её вердикт.
Однако позже восприятие картины в корне изменилось. Один из самых влиятельных американских критиков Роджер Эберт поначалу составил неоднозначное впечатление о фильме, однако в 2006 году включил ленту в собственный список великих лент с высшей оценкой.
Профессор английского языка, специалист по творчеству Кинга Тони Маджистрале писал об экранизации «Сияния» как о сложном, многослойном произведении — и даже простил Кубрику расхождения с оригиналом.
«Только в попытках выразить словами значение этих сцен становится возможным в полной мере оценить переплетённую матрицу образов и метафор фильма. На какие бы жертвы Кубрик ни пошёл в плане физического или психологического ужаса, он сполна компенсирует это запоминающимся великолепием визуальной составляющей», — заметил он.
Что касается многослойности повествования, то критики действительно углядели в фильме ряд дополнительных смыслов. Так, кто-то счёл трагедию семьи Торренсов аллегорией разрушительного действия капитализма. Нашла отображение в ленте и проблема равенства полов: по мнению некоторых экспертов, Джек Торренс пострадал от идеи, что мужчина обязан быть успешным.
К повторному прокату фильма в 2012 году критик The Guardian Питер Брэдшоу опубликовал восторженную рецензию. Он хвалил игру актёров и разного рода художественные решения Кубрика, включая нагнетающий саспенс неспешный характер съёмки.
«Сияние» нельзя назвать жанровым кино. Это именно кино в духе Кубрика, которое имеет такое же отношение к жанру ужасов, как «С широко закрытыми глазами» — к эротике. Кадры лифта с кровью, который может привидеться разве что в дурном предчувствии, видениях и снах, были материально-техническим чудом. Они по-настоящему страшные и странные», — заключил Брэдшоу.
В 2018 году «Сияние» вошло в перечень 100 лучших фильмов ужасов в истории по версии IndieWire. На Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 85% и 93%, по оценкам профессионалов и аудитории соответственно. В рейтинге сайта IMDb фильм занимает 61-ю позицию из топ-250. Лента также вошла в список самых страшных фильмов по версии Американского института кино, а Джек Торренс был удостоен 25-го места в рейтинге лучших кинозлодеев.
Влияние «Сияния» на массовую культуру измеряется множеством отсылок и пародий. Так, знаменитая фраза Николсона «А вот и Джонни» (которая, между прочим, возглавила топ-100 самых страшных моментов в кино по версии британского Channel 4) была спародирована в рекламе, сериалах «Лучше звоните Солу», «Ясновидец» и других.
Одна из трёх новелл спецвыпуска «Симпсонов» к Хэллоуину 1994 года Theehouse of Horror V носит название «Сияние»; мотивы ленты Кубрика угадываются и в других эпизодах мультсериала. Кроме того, лента послужила источником вдохновения при создании песен и клипов таких музыкальных групп, как Ice Nine Kills и Slipknot. А в картине Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» отель «Оверлук» становится одной из локаций охоты за сокровищами.
С развитием интернета «Сияние» разошлось на мемы: особенно популярны кадры, где Джек Николсон показывается в проломленной двери, а также финальная сцена, в которой его персонаж замерзает.
Киноманы узнали, как досталось актрисе на съёмках «Сияния». Теперь они ненавидят Кубрика и сам фильм
Пользователи твиттера обсуждают пост о том, что Шелли Дюваль, исполнившей роль жены психопата в «Сиянии», пришлось очень нелегко на съёмках. Информация о страданиях актрисы от жёсткого отношения Стэнли Кубрика далеко не новая, но немало людей узнали об этом только недавно. Обитатели соцсети вовсю критикует покойного режиссёра, а кто-то даже уверен, что роль Венди Торренс и якобы абьюз Кубрика немало поспособствовали тому, что жизнь Шелли скатилась в пропасть.
Массовые обсуждения в твиттере работы Шелли Дюваль над «Сиянием» спровоцировала публикация жительницы Великобритании Juliet Ward. Девушка 25 февраля опубликовала два скриншота постов о страданиях актрисы из-за Стэнли Кубрика, и кадры за несколько суток собрали больше 197 тысяч лайков.
Ого, честно говоря, это попросту испортило для меня «Сияние». Как, мать вашу, ужасно.
Первый кадр рассказывает о том, как Стэнли Кубрик сурово относился к Дювалль, желая добиться идеальных сцен в триллере. В частности, речь шла о моменте, когда Венди Торренс, жена алкоголика-психопата Джека Торренса, размахивает бейсбольной битой, надеясь отпугнуть супруга.
Во время съёмок «Сияния» Стэнли Кубрик заставил Шелли Дюваль отыграть эту сцену 127 раз! Её слёзы и дрожащие руки были реальными эмоциями. Это рекорд Гиннеса по самому большому количеству съёмок для сцены с диалогом. Из-за ментальных пыток, которые ей устроил Кубрик (а съёмки шли 500 дней), она плакала по 12 часов в день и была вынуждена постоянно держать рядом чашку с водой из-за обезвоживания.
Тот самый момент с битой действительно снимали 127 раз — об этом писали, например, Guardian, Rolling Stone. А Telegraph утверждал, что у сцены на самом деле есть рекорд Гиннесса. Rolling Stone отмечало, что Кубрик заставлял переделывать сцены, пока многие актёры не начинали плакать, и вышеописанные кадры относятся к этому списку. Слова о постоянных слезах тоже не выдумка — сама Дювалль рассказывала об этом в интервью в 1980 году. Шелли в нём назвала работу над фильмом «практически невыносимой», отмечала, что в течение съёмок ощущала себя полностью несчастной, но при этом утверждала, что у рыданий был терапевтический эффект, ведь после этого она уходила домой спокойной.
Я постоянно боролась с болезнями, ведь стресс от роли был серьёзным. Стэнли подталкивал и подгонял меня куда сильнее, чем меня когда-либо подталкивали. Это самая тяжёлая роль, которую мне когда-либо приходилось играть, — рассказывала Шелли в своей книге.
Джек Николсон же называл работу Дювалль, отмечал BuzzFeed, «самым суровым трудом актёра», который он когда-либо видел. А в документальном фильме «Создание «Сияния» можно увидеть, как Кубрик просил других людей на площадке не сочувствовать Шелли.
Далее в посте описывается культовая сцена «А вот и Джонни», когда Торренс выламывает топором дверь. Автор утверждает, что актриса якобы не знала о том, что коллега будет делать это, была по-настоящему испугана и на самом деле выкрикивала имя не персонажа фильма, а самого Николсона. Доказательств этой информации, правда, Medialeaks не нашёл — об этом пишут некоторые издания, но IMDb отмечает, что момент также не раз переснимали (для этого пришлось потратить 50 или 60 дверей), и логично, что Дювалль была в курсе происходящего.
История о её опыте безумная, и некоторые верят, что из-за него она сошла с ума. С тех пор она не была той же, что ранее. И таким образом… Я считаю, она не получает заслуженного признания за эту роль, — говорится в публикации из твиттера.
Следующий кадр в посте Juliet Ward — скриншот одного из комментариев о Шелли.
Автор реплая пишет, что Шелли Дювалль не справляется с битвой с психической болезнью и пребывает не в здравом уме. По мнению девушки, Кубрик своим якобы абьюзом уничтожил карьеру актрисы, которая до «Сияния» была восходящей звездой. Из-за съёмок в триллере у женщины, согласно комментатору, выпадали волосы, были раны на руках, и её горло было в плохом состоянии из-за постоянных криков.
Даже Стивен Кинг ненавидит этот фильм, утверждая, что мизогинный персонаж Венди «присутствовал в фильме, лишь чтобы кричать и быть глупой, и эта не та женщина, о которой я писал».
Король ужасов действительно рассказывал в интервью, что не в восторге от фильма Кубрика, писал Guardian со ссылкой на интервью BBC. Писатель называл Венди «одним из самых женоненавистнических персонажей» в фильмах (в книге миссис Торренс представлена куда более сильной морально женщиной). Информацию о выпадении волос, ранах на руках и больном горле Шелли Medialeaks нашёл в нескольких изданиях, но достоверных источников не обнаружил.
А вот словам о том, что Дювалль борется с ментальным недугом, есть доказательство. В 2016 году Шелли, уже давно прекратившая актёрскую карьеру, дала интервью американскому шоумену и психологу доктору Филу, в котором призналась, что страдает от психической болезни. Но зрителям это и так было очевидно по неадекватному поведению и словам женщины: например, она сказала, что покойный актёр Робин Уильямс не умер, а лишь «меняет форму», и она его видит; уточнила, что её якобы преследует некий шериф из Ноттингема. Программа тогда вызвала широкий общественный резонанс, ведь зрители сочли, что ведущий попросту использовал тяжелобольную экс-звезду ради рейтингов.
Шелли на шоу доктора Фила
Многие пользователи твиттера, только сейчас узнавшие о страданиях Дювалль на съёмках, как и автор поста, были очень неприятно удивлены.
Что это за чертовщина?
Я внезапно возненавидела этот фильм, у меня нет слов.
Боже мой. Я больше не хочу никогда смотреть этот фильм!!
Кубрику в комментариях достаётся по полной.
Кубрик буквально так абьюзивно к ней относился, что это серьёзно повлияло на её психическое здоровье. Ментальное здоровье и ментальный абьюз до сих пор не получают столько же внимания, сколько физические. Он должен был получить обвинения и попасть за решётку за то, что уничтожил Шелли Дювалль, и не только её карьеру, но и её здоровье!
Иисусе. Бедная женщина. Он монстр.
Впрочем, немало людей не спешат соглашаться с возмущёнными обитателями твиттера. Они считают, что Шелли Дювалль страдает от психического заболевания вовсе не из-за съёмок в «Сиянии». Помимо того, отмечают они, женщина после этого фильма снялась далеко не в одной картине (это действительно так), а значит, говорить о том, что Стэнли Кубрик уничтожил её карьеру, тоже бессмысленно.
В реплаях также появилась фотография, на которой, судя по всему, изображена Шелли.
Это фото с ней было сделано вчера моей подругой. Она теперь живёт здесь в Техасе. То, что произошло с ней, разбивает сердце.
Девушка уточнила, что снимок был сделан в округе Бланко. Дювалль, пишет она, скорее всего, живёт в своей машине. Доказательств словам пользовательницы твиттера нет, но ещё в 2009 году Hollywood Vulture писало, что Шелли действительно проживает в этой административной единице (причём в ветхом доме). Бывшая звезда экранов, со слов соседей, выглядела неопрятной и даже «безумной».
Истории о том, как жизни популярных актёров оказываются в руинах, нередко заставляют грустить киноманов. Ранее в соцсетях вызвали широкие обсуждения кадры с актёром из «Могучих утят», который угодил за решётку. Мужчина встал на скользкую дорожку, и она поменяла его до неузнаваемости.
Аналогичная реакция последовала, когда в СМИ появился снимок мужчины, сыгравшего юного Джона Коннора в «Терминаторе». Вместо робота его уничтожило время (а ещё — пицца и пиво, сочли люди).