актеры фильма зорро с аленом делоном
Зорро
Рейтинг:
Кинопоиск 7,7 IMDb 6,6
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Зорро»:
Актеры фильма «Зорро»:
Содержание фильма «Зорро»:
Фильм «Зорро» (итал. Zorro, 1975) — франко-итальянский приключенческий вестерн с Аленом Делоном в главной роли.
Сюжет Зорро
Действие фильма «Зорро» происходит в одной из южноамериканских провинций.
Главный герой фильма, лучший фехтовальщик Старого Света Диего ( актер Ален Делон ) становится свидетелем убийства тремя наёмниками его давнего друга Мигеля, который должен был вступить на пост губернатора провинции Новый Арагон.
Взяв документы Мигеля и его перстень, Диего под видом Мигеля едет в Новый Арагон и становится губернатором.
Чтобы не у кого не вызвать подозрений Диего представляется бестолковым и трусоватым неженкой.
Вскоре Диего понимает, что вся власть в Новом Арагоне принадлежит жестокому полковнику Уэрту ( актер Стэнли Бейкер ).
Диего докапывается, что именно по его тайному приказу и был убит его друг Мигель.
Солдаты Уэрта жестоко угнетают народ Арагоны.
Диего решает бросить вызов полковнику Уэрту и начинает против него двойную игру, днем Диего трусливый губернатор, ночью он он под маской Зорро защитник угнетенного народа.
В черном плаще и маске он под именем Зорро. По местным поверьям Зорро – дух чёрной лисицы, которая должна принести свободу народу Арагоны.
В противостояние Диего и полковника неожиданно попадает девушка, которую полковник насильно хочет взять себе в жены.
В итоге фильма Зорро и полковник сходятся в противостоянии на шпагах и, естественно, Зорро убивает подлого тирана Уэрта.
Фото фильма «Зорро»:
ДЕЛОНОВСКАЯ ЗОРРО-МАНИЯ В СССР: ХРОНОЛОГИЯ, ФАКТЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ (НАЧАЛО)
— ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО КИНОПРОКАТА —
ДЕЛОНОВСКАЯ
ЗОРРО-МАНИЯ
В СССР:
ХРОНОЛОГИЯ, ФАКТЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ
(часть 1-ая)
Классический плакат к фильму Дуччо Тессари «ЗОРРО» (1974) с участием Алена Делона и Стэнли Бейкера
«ЗОРРО» (ZORRO) С АЛЕНОМ ДЕЛОНОМ (полный обзор) | |
Совместное итало-французское производство: «Мондиаль Те. Фи.», Италия, «Артист Ассосье» (при вспомогательном участии «Лабрадор фильм»), Франция, 1974, 2 часа 2 мин. В СССР с 1976 года | |
Автор сценария |
(и диалогов):
Альфредо Марацци
Мишель Деруэлль
«Зорро»- первый портретный кадр, представляющий главную звезду фильма
Роли исполняют и дублируют:
Испанский рекламный плакат к фильму «Зорро»
Авторское предупреждение православным зрителям: с виду отменный приключенческий «фильм плаща и шпаги» для ностальгического просмотра всей семьёй, имеющий массу «подводных камней» (и даже кощунственных эпизодов) в отношении Веры Христовой!
СЮЖЕТНАЯ ЗАВЯЗКА
Действие разворачивается в ХIX веке в одной из испанских колоний в Южной Америке. В многолюдном зале порта Картахены появляется одинокий всадник – испанец Диэго, собирающийся отплывать с латинского материка к себе на родину. Неожиданно он встречает здесь своего старого друга – аристократа Мигеля Де Ля Серну.
Встреча Диэго и Мигеля (с его семьёй) в порту Картахены. Слева направо: Райка Юрчек (Мария), Марино Мазе (Мигель Де Ля Серна), Диэго (Ален Делон) и мальчик Рафаэлито (стоит спиной)
Друзья не виделись десять лет: им есть о чём поговорить. Исповедающий принципы незлобия и сострадания к простым людям Мигель, вместе с женой Марией и сыном Рафаэлито, только что приплыл из Барселоны. В качестве нового губернатора он держит путь в находящийся неподалёку от Кордильеров город Нуэва Арагона. И исполнен искренней надежды навести там порядок, основанный на ненасильственном и гуманном правлении.
Спор между Мигелем и Диэго. Ален Делон, Райка Юрчек, Энцо Черузико (слуга в центре) и Марино Мазе в начале картины «Зорро»
«Надеюсь, что став губернатором, я смогу многое изменить к лучшему в Нуэва Арагоне»- мечтания незлобного гуманиста. Марино Мазе в роли Мигеля
Смотря вслед приятелю-идеалисту, удаляющемуся (со своим немым слугой) в чащу ночного портового сада, воинственный испанец чувствует что-то неладное. И он не ошибается: спустя несколько мгновений шпаги наёмных убийц поражают его друга.
Нападение бандитов на Мигеля
Схватив свой клинок, искусный фехтовальщик Диэго пытается придти ему на помощь. Он отвлекает на себя нападавших бандитов и в ярости поочерёдно убивает их. Но время уже потеряно. У новоявленного губернатора начинается агония.
Подбежав к истекающему кровью Мигелю, Диэго даёт ему слово чести, что отложит свой визит в Испанию и поедет вместо него в Нуэва Арагону, дабы посчитаться с теми, кто его «заказал». Но несостоявшийся правитель принуждает приятеля поклясться, чтобы он не вздумал карать за него смертью. Диэго колеблется. Гуманист-неудачник, начинающий чувствовать приближение смерти (на руках у рыдающей жены) настаивает. И услышав клятву от удручённого и сделавшего свой выбор Диэго, израненный Де Ла Серна испускает душу.
Агония умирающего друга героя. Ален Делон (справа), Марино Мазе и Райка Юрчек в сюжетной завязке ленты
Заручившись поддержкой губернаторского перстня, верительной грамоты, вельможного парика и немого слуги убиенного испанец-одиночка — изображая из себя мягкотело-туповатого аристократа — приезжает в злополучную провинцию. И обнаруживает, что власть в селении, практически, узурпирована жестоким полковником Уэртой, чьи солдаты подавляют любое инакомыслие со стороны простолюдинов. И хотя появление нового «губернатора-недотёпы» путает Уэрте все карты, тем не менее, от своих притязаний на легитимную власть он не отказывается, пытаясь «подсидеть» вновь прибывшего посланца Старого Света разными грязными способами.
Коварный полковник Уэрта (отрицательно неотразимый английский актёр Стэнли Бейкер)
Но у осмотревшегося лже-Мигеля, нашедшего в губернаторских покоях потайной ход, тоже зреет свой план. Облачившись в чёрную маску, чёрную шляпу и в чёрный плащ, герой, оседлав вороного жеребца, превращается в Зорро, ловкого мстителя, устраивающего местной военщине свои партизанские вылазки на площадях, базарах, улицах и даже в костёлах Нуэва Арагоны.
Вооружённое противостояние неуловимого чёрного фехтовальщика и хунты диктатора нарастает с каждым днём, приводя в движение всё население сего латиноамериканского испанского доминиона…
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД
8 ноября 2015 года Алену Делону – ветерану французского (и мирового) кино исполнилось 80 лет. В последние годы этому актёру упорно не везёт на юбилеи, которые омрачают те или иные трагические общественные потрясения в его стране. Во время 70-летия Делона в ноябре 2005 года по Франции прокатилась волна неописуемых а la майдановских безпорядков. Отмороженная молодёжь (большей частью арабская) избивала стариков и полицейских, крошила витрины магазинов, переворачивала и поджигала машины, мародёрствуя где только можно и творя безнаказанный хаос.
Массовые безпорядки цветного населения во Франции в ноябре 2005 года
Постаревший 76-летний Ален Делон на кинофестивале «Харьковская сирень» в мае 2012 года, недовольный регламентом его выступления перед постсоветскими зрителями
(И ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ)
В одном из номеров журнала «Советский экран» за 1975 год, в колонке новостей из-за рубежа коротко сообщалось: «Французский актёр Ален Делон сейчас снимается в роли защитника обездоленных, чёрного воителя Зорро. Когда-то эту роль играл Дуглас Фэрбенкс. Постановку первого фильма новой серии, где играет Делон, осуществляет в Италии режиссёр Дуччо Тессари». Заметка, конечно, обратила тогда внимание русских почитателей Делона, но её телеграфная сухость не сообщала ровным счётом никаких подробностей.
Диэго и негритёнок Чико взирают на арест брата Франциско
На порядок существеннее упоминание об этой ленте (до её появления на восточной русскоговорящей стороне «железного занавеса») было в статье «Мальчик, которому хотелось всего», опубликованной в мартовском номере популярного молодёжного журнала «Ровесник» за тот же 1975 год. Это был критический (и, надо сказать, толковый) материал о честолюбивом Делоне-миллионере. Его написал французский собкор «Ровесника» В.Бабенко. Судя по всему, автор, не подозревая, что фильм через несколько месяцев купят для советского кинопроката, в негативном ракурсе упомянул об испанских съёмках популярного артиста в «Зорро», снабдив публикацию мадридской фотографией Делона, сидящего спиной к зрителю на своём именном раскладном стуле.
Фотография из 3-го номера журнала «Ровесник» за 1975 год. Ален Делон на съёмках фильма «Зорро» в Мадриде (из личного архива)
Ничего другого в официальной советской прессе по поводу данной картины перед её стартом в наших кинозалах не сообщалось. Может разве что где-то в республиканских печатях — в отрыве от «центра» — что-то интересное и писалось о новом итало-французском зрелище. Но монопольные московские СМИ, пожалуй, кроме вышеназванных упоминаний, больше ничего о нём не говорили.
Советский заглавный титр фильма от киностудии «Союзмультфильм»
И уж тем более мы не ведали (а узнали об этом только в эпоху интернета), что сего героя в своё время породил заурядный американский писатель-беллетрист Джонстон Маккалли (1883-1958), написавший за свою жизнь о «чёрном фехтовальщике» более 60-ти рассказов для разных бульварных изданий. Эта информация о популярном герое в СССР была неизвестна. Вероятно потому, что она не оговаривалась в титрах фильмов. Многие советские поклонники Зорро устойчиво воспринимали его, как героя латиноамериканских легенд, этакого Робин Гуда испанских колоний.
Литературный отец Зорро американский автор Джонстон Маккалли (справа)
С личными же «зорро-файлами» дело обстоит, так сказать, попредставительнее. Постараемся — хотя бы приблизительно — восстановить картину появления ленты на экранах отечественных кинотеатров.
Раздосадованный Диэго хочет попросить прощения у Мигеля
Возможно, это мало кому интересно, однако спустя почти 40 лет после первого просмотра, скажу, что мифология сего фильма в один день развернула мою жизнь на 180 градусов. После детского похода на данную приключенческую феерию (повёл старший брат) дождливым октябрьским воскресением далёкого 1976 года в днепропетровский кинотеатр «Спутник», моё сознание серьёзно поработило кино. Большей частью западное. Особенно французское. — Мужским олицетворением которого стал для меня Ален Делон (ещё до знакомства малолетнего автора с персонами Бельмондо, Ришара, Марэ, Де Фюнеса и Нуаре).
Последние поколения киноманов сейчас готовы снобистски пересыпать этих кумиров прошлого нафталином. Да многие из них даже и не знают об их существовании. — Другая кибер-панковая эпоха, другие кинозапросы, другие (каверзные) идолы, нахраписто вытесняющие стариков с привычного пьедестала.
Но четыре десятка лет назад (в отличие от самой Франции, где лента откровенно провалилась, собрав всего-то 1 миллион 220 тысяч зрителей) фильм итальянского режиссёра-ремесленника Дуччо Тессари буквально поднял на дыбы советский кинопрокат.
К тому же нелишним будет вспомнить то, что в СССР Делона узнали и полюбили намного раньше, чем его пожизненного соперника (и приятеля) Бельмондо, который потом серьёзно потеснит его в табеле зрительских симпатий на переломе от 70-х к 80-ым годам. Ещё в первой половине 60-х молодого и амбициозного красавчика признала советская критика за его выразительную игру в чёрно-белой итальянской интеллектуальной классике «Рокко и его братья» (1960) Лукино Висконти и «Затмение» (1962) Микеланджело Антониони. Частота упоминаний нашей киноведческой верхушкой о молодом и красивом французе, отменно проявившем себя в значительных фильмах двух аппенинских мэтров, была более чем серьёзной. Тогда же к Делону авансом пришла и первая любовь со стороны советского народа. Любовь крепкая, безхитростная и, по большому счёту, пожизненная (отвечал ли он нам взаимностью – это тема отдельного разговора).
Молодой 24-летний Ален Делон и режиссёр Лукино Висконти (в кресле) на съёмках фильма «Рокко и его братья» (1959 год)
Хронология делоновских появлений на экранах СССР до «Зорро» была таковой. В 1962 году – зрители Советского Союза лицезреют симпатичного паренька в роли итальянского «князя Мышкина» в висконтиевском «Рокко и его братьях». В 1965-м – его видят вместе с титулованной Даниэль Даррье в одной из новелл богохульной комедии Жюльена Дювивье «дьявол и 10 заповедей» (в обеих лентах юный Ален говорил голосом Вячеслава Тихонова).
В 1966-м появляется вышеуказанное, странное и «некоммуникабельное» «Затмение» Микеланджело Антониони. Но 27-летний Делон, несмотря на название, там не дал себя затмить жене постановщика – белокурой итальянке Монике Витти, бывшей в те годы устойчивой музой Антониони во всех его фильмах; и блеснул ролью энергичного биржевого маклера Пьеро. То есть азартного парня, который (по точному определению того же Бабенко) «добровольно замуровал себя в гулкое здание биржи, человека не видящего перед собой ничего, кроме мелькания цифр». А неожиданная любовная симпатия к замкнутой героине Витти, на поверку, оказывается для Пьеро слишком мудреным «предприятием с рискованным курсом акций». Дублировал Делона в «Затмении» Владимир Гусев, а Витти-Витторию молодая, но способная дебютантка Лариса Данилина (будущая «королева киномикрофона» 70-х и 80-х).
Моника Витти (Виттория) и Делон (Пьеро) в ленте «Затмение» (1962) Микеланджело Антониони
В 1968 году многие наши землячки украдкой всплакнули над гибелью авантюрного, но верного в мужской дружбе делоновского героя Маню (опять же, с русским голосом Владимира Гусева) в «Искателях приключений» Робера Энрико.
С Лино Вентурой в романтической приключенческой картине «Искатели приключений» (1967) Робера Энрико
А в 1970-м весь женский Союз буквально сошёл с ума, когда на экранах появился «Чёрный тюльпан» (1963) Кристиана-Жака, первая проба «красавчика Алена» на костюмном, фехтовально-любовном материале. Да ещё в «двойной порции» братьев-близнецов (о дубляже Делона Василием Лановым мы ещё вспомним)!
Фильм-предтечия: «Чёрный тюльпан» (1963) постановщика хрестоматийного «Фанфана-тюльпана» режиссёра Кристиана-Жака. Молодой Делон со шрамом на щеке будоражил воображение советских женщин
В 1975-м появляется угнетающая (да ещё в чёрно-белой фильмокопии) криминальная история «Двое в городе» (1973) уголовного режиссёра Хосе Джованни перед тем, как пробиться в кино постановщик немало отсидел на «зоне»), где пожилой тюремный воспитатель Жермен Кознер — Жан Габен (голосом Георгия Жжёнова) борется с судебной Системой за завязавшего с преступным прошлым яростно-трогательного Джино Страблиджи – Делона (в дубляже Алексея Инжеватова).
37-летний Делон и 69-летний Жан Габен в криминальной драме «Двое в городе» (1973) Хосе Джованни
Но седой и опытный юрист так и не сможет спасти сорвавшегося парня от финальной гильотины. Миллионы рабочих и крестьян СССР впервые видят на экране большое лезвие устрашающего французского орудия смертной казни, к которому принудительно подводят молодого и красивого героя. (Сцена с отсечением головы нашими цензорами была вырезана). Картина производит транс на советских зрителей, особенно «делонисток», не знающих — куда себя деть от такого безпросветного кино своего любимца.
Но появление год спустя на наших экранах размашистого, 2-серийного, широкоформатного, да ещё красочного по костюмам и декорациям, «Зорро» сразу расставляет все точки над «i».
Первая экзекуция Зорро солдатам полковника Уэрты
На его фоне даже рекордный по количеству зрителей «Чёрный тюльпан» (47 миллионов 800 зрителей при первом выпуске) стал многим казаться лентой-репетицией, своего рода «алисой в стране чудес» в преддверии более мощного «шпагозвонного» суперфильма. Снятый на серьёзном бюджете «клинковый вестерн» режиссёра Дуччо Тессари с Делоном в заглавной роли, словно норовистый чёрный жеребец его героя, прямо с порога взял высокий кинопрокатный барьер. И с непринуждённой лёгкостью оставил позади такие существенные «препятствия» 1976 года, как «Большие гонки», «Зита и Гита», «Вокруг света в 80 дней», «Комиссар полиции обвиняет», «Ульзана», «Потоп», «Никаких проблем!». В мгновенье ока «Зорро» зачислил в свой актив многие сотни до отказа заполненных премьерных кинотеатров по всему Союзу. (Интересно, что моя жена тоже вспомнила по факту, как из-за многолюдства и отсутствия билетов в днепропетровской «Панораме», целых два дня не могла попасть на притягательную итало-французскую картину об эффектном фехтовальном супергерое : «Это было что-то оглушительное!»).
Раритет для киноманов: лицензионная видеокассета с записью фильма «Зорро», выпущенная Госкино СССР в 1987 году (стоимостью 135 советских рублей)
Кстати, одновременно с появлением в прокате «Зорро» советское Центральное Телевидение стало активно «эфирить» выступления неожиданно вспыхнувшей певицы… Аллы Пугачёвой с её тогдашними шлягерами «Очень хорошо!» и «Песня первоклассника» (оба эти события «сцепились» в моей памяти довольно крепко).
На сеансы интересующего нас фильма толпились первоклашки и старшеклассники, пролетарии и студенты, крестьяне и солдаты-срочники, творческая интеллигенция и даже научная элита Страны Советов, тоже решившая пойти на модное импортное кино. От Карпат и до Курилов лента породила многолетнюю волну Зорро-мании, выражавшуюся в повсеместно нарисованных знаках «Z» (кстати, со святоотеческой точки зрения сие дело серьёзно попахивает скверным, по своей духовной сути, ритуальным оккультизмом).
Шлейф от делоновской зорро-мании спустя 35 лет: школьная линейка современного украинского третьеклассника образца 2011 года
Под эпидемию этой болезни попал в своё время и пишущий эти строки кинообозреватель. Как заведённый он малевал мелками зигзагообразную латинскую букву где ни попадя – на дверях подъездов и на почтовых ящиках, на металлических соседских гаражах и заборах, на фонарных столбах и школьных панельных стенах.
Когда же премьерный показ фильма в нашем городе был завершён, то началась другая фаза болезни. Каждый понедельник я стремглав нёсся к «Спутнику» — где происходила смена масштабных рисованных кинореклам — в надежде снова увидеть вожделенную афишу.
Типичная детская жертва зорро-мании советской эпохи (фото автора, 1978 г.)
Наивная беготня по понедельникам к любимому близлежащему кинотеатру продолжалась почти два года (ездить в другие залы города мне тогда категорически запрещалось родителями). Только с 22 августа 1978-го его там запустят заново. Да и то всего на двух сеансах в 12.50 и в 19.00, чтобы хоть как-то помочь коллективу сего культурного учреждения подтянуть план, из-за слабого проката отечественной (всеми забытой) картины-однодневки «Исчезновение» (1978). И снова зал «Спутника» был на всех сеансах забит битком. Как правило, детворой, догуливавшей свои летние каникулы.
Подозреваю, советскими завсегдатаями кинотеатров завладела не столько магия образа «чёрного фехтовальщика», сколько магия самого фильма, во главе которого стоял эффектный и очень популярный французский актёр. Уж больно картина, подобно американскому «Золоту Маккенны», отвечала критериям качественно снятого иностранного, развлекательно-приключенческого фильма, оставлявшего после себя романтическое мажорное настроение.
Панибратский жест спесивого полковника Уэрты. Ален Делон и Стэнли Бейкер в фильме «Зорро»
К середине 70-х суперзвёздная карьера Алена Делона вошла в высшую точку своего зенита. Его гонорары (наряду с гонорарами Луи де Фюнеса и Жана-Поля Бельмондо) заходили за все мыслимые рубежи, зашкаливая за 2 с половиной миллиона новых франков за главную роль (порядка 1 000 000 долларов США, что считалось астрономической котировкой на европейском рынке артистических киноуслуг). Но это был лишь один аспект делоновского статус-кво. Предприимчивый французский «суперстар» выдавал по три-четыре фильма в год, успешно продюсируя свою продукцию с помощью собственной кинокомпании «Адель продуксьон». Но этого ему было мало. Со временем он вторгся в спортивный бизнес.
Боксёр-аргентинец Карлос Монзон, его импресарио Ален Делон и Мирей Дарк, примерно 1974 год
29 сентября 1972 года актёр устроил скандальный боксёрский матч между аргентинцем Карлосом Монзоном и своим протеже Жаном-Клодом Бутье, на котором болельщики чуть было не передавили друг друга из-за продажи спекулянтами фальшивых билетов. Бутье проиграл матч. Расставшись с ним, потом кинозвезда стала вкладывать деньги уже в более перспективного Монзона, разбив на площади Дефанс в Париже шапито для его очередного «поединка века» по версии Делона. (Забегая наперёд скажем, что впоследствии буйный и социально опасный Монзон лишил жизни свою третью жену Алисию, выбросив беднягу с балкона их квартиры, получил за это 11 лет тюрьмы, а в 1995 году — возвращаясь в место заключения из увольнительной — погиб в автокатастрофе).
Когда-то Габен надоумил красавчика Алена вкладывать часть семизначных актёрских зарплат в коневодство. Тот внял деловому совету старика и спустя некоторое время стал разводить лошадей. Не отрываясь от кино он принялся нанимать и перекупать наездников для прибыльных скачек на конном тотализаторе, пытаясь конкурировать с именитыми скакунами французских и американских воротил (и даже арабских шейхов) и периодически собирал кубковые трофеи на престижном Венсенском ипподроме Парижа.
Ален Делон на престижном Венсенском ипподроме, где его жокей Эквилео на его лошади Пигги выиграл Большой кубок (вырезка из личного архива)
Вкупе с этим Делон записал пластинку с Далидой «Parole, parole, parole» («Слова, слова, слова»), крутил многочисленные сиюминутные романы с женщинами (хотя при нём всегда была его верная блондинистая подруга-кинозвезда Мирей Дарк).
Боксёрские предпринимательские причуды эффектной кинозвёздной пары Алена Делона и Мирей Дарк
Впоследствии убитый Стефан Маркович (незадолго до смерти) развлекает жену будущего Зорро Натали Делон,
Началось скандальное следствие. Пресса вовсю третировала знаменитого актёра-авантюриста за его пристрастие к порочным связям и криминальным знакомствам. И хотя он проходил по «делу Марковича», как свидетель, некоторые злые языки пытались настоять на версии причастности Алена у устранению собственного телохранителя, сделавшего из данного «секс-символа» Франции «рогоносца».
Актёр Делон выходит из кабинета следователя после допроса по делу об убийстве Марковича (Париж,1969 год)
Как ни странно, но все вышеперечисленные неприятности не помешали напористому киноработнику преуспеть в побочных заработках. Делон создал свою чартерную авиакомпанию «Транс-юньон» (в ангаре которой стояли «боинги» и «дугласы»), наладил производство именных очков, курива, мебели, парфюмерии. И даже замахнулся, было, на покупку концерна по производству тяжёлого вооружения «Офисс Женераль д`Ависьон». Монстры французского военного бизнеса аж опешили. Но, Слава Богу, они не дали амбициозному кинокрасавцу выкупить контрольный пакет акций и, как замечал тот же в журнал «Ровесник» (вернее, его французский пресс-атташе В. Бабенко): «Торговца пушками из актёра по независящим от него причинам не вышло. Пока».
В ранге актёра, повторимся, он был в тот период просто нарасхват, диктуя всем заинтересованным в сотрудничестве с ним коллегам собственные условия работы. Как в родной Франции и Италии, так и у высокомерных англо-американцев (фильмы «Красное солнце» и «Скорпион»).
Что же касается СССР, то тут популярность Алена была «стерильной» от смущающих фактов биографии, а фильм «Зорро» сделал славу Делона в СССР и вовсе апофеозной.
Диэго под маской Зорро на своём вороном коне вступается за притесняемых жителей Нуэва Арагоны
По статистике, если не считать туповато-пародийных «Четырёх мушкетёров» комик-группы Шарло (56 миллионов проданных билетов), «Зорро» до сих пор остаётся самым прибыльным зарубежным «фехтовальным фильмом» советской эпохи. В премьерный 1976 год своего проката лента Тессари с возмужавшим и неотразимым Делоном с лёгкостью обошла по количеству проданных билетов и культовых «Трёх мушкетёров» (1961) Бернара Бордери, и «Железную маску» (1962) Анри Декуэна и тех же «Фанфана-тюльпана» и «Чёрного тюльпана»«Фанфана-тюльпана» и «Чёрного тюльпана», одинаково снятых Кристианом-Жаком. И это при том, что популярность и «тюльпанов», и «мушкетёров» в Союзе тоже была поднебесной. Да и впоследствии «Зорро» прочно удерживал в своём жанре «пальму советского первенства», не давая одолеть себя таким, казалось бы, весомым кассовым соперникам, как «Картуш» (1961) с Бельмондо в постановке Филиппа де Брока и – что особенно удивительно – знаменитым во Франции «фильмам плаща и шпаги» с участием Жана Марэ «Капитан» (1960), «Горбун» (1959) и «Тайна Бургундского двора» (1961), поставленных Андрэ Юннебелем и появившимся у нас лишь через 20 лет после своих съёмок. Фильм Тессари повлиял и на «автоматический» интерес наших зрителей к появившейся через несколько месяцев поточной мексиканской безделушке «Большое приключение Зорро» (1975, в СССР с 1977) Родольфо Де Анды, тоже собиравшей полные залы. И «паразитически» сделавшей себе за счёт делоновского разогрева ни много ни мало 38 900 000 зрителей (а это, между прочим, показатель американских культовых «Больших гонок»).
Cъёмки сцены первой экзекуции Зорро солдатам и продажным аристократам (работа над фильмом, 1974 год)
Впрочем, и для самого Делона (в плане всей его фильмографии в СССР) костюмированный приключенческий блокбастер о чёрном «маскарадном» смельчаке со шпагой в руке, по сей день так и остался самым внушительным зрительским триумфом (55 300 000 зрителей), по которому стали мериться кассовые успехи его последующих фильмов, добиравшихся до советских кинотеатров.
ГЛАВА 2-АЯ. ТВОРЧЕСКОЙ АСПЕКТ «ЗОРРО»
(добавлено 4 апреля 2016 года)
Любопытное примечание: в 1985 году на прилавках советских книжных магазинов (точнее, в культурологических их секциях) появилась богато иллюстрированная книга о французском кино времён так называемой 5-й республики (примерно период 1958-1978 годов).
Отец и сын Делоны (Антони здесь без малого 10 лет) на съёмках «Zorro» (1974 год)
Её автор французский киновед Жан-Пьер Жанкола, отведя нашему герою отдельную главу и размышляя над удачливостью актёрско-продюсерской хватки центральной кинозвезды нашего очерка замечал (привожу текст, приблизительно, по памяти): «Но были у Делона и несколько неудачных режиссёрских исключений. Одно из них – итальянский постановщик Дуччо Тессари, который не справился ни с фильмом «Замечательные стрелки» (лента 1973 года «Крупный калибр» или «Тони Арзента» — прим. автора), ни, особенно, с картиной «Зорро», которая по замыслу Делона должна была стать его большим фильмом для детей».
Режиссёр фильма Дуччо Тессари
Неизвестно, какими критериями пользовался Жанкола, называя постановщика «неудачным выбором Делона», но с точки зрения сегодняшних реалий, данного критика можно серьёзно упрекнуть в предвзятости. Дело в том, что Дуччо Тессари (1926-1994) никогда не претендовал у себя на лавры Висконти, Де Сики, Росселини или Антониони. Он трезво осознавал ограниченность своего профессионального амплуа, даже не пытаясь войти в сообщество режиссёров так называемого «политического кино Италии», где уверенно царствовали Дамиано Дамиани, Элио Петри, Франческо Рози, Карло Лидзани.
Тессари же входил в когорту послушных «ремесленников без претензий» по типу Серджио Корбуччи, Руджеро Деодато, Серджио Мартино, Энцо Кастеллари и других его коллег по жанровому кино.
Рекламный плакат первого совместного фильма режиссёра Дуччо Тессари и Алена Делона «Крупный калибр» («Тони Арзента», 1973)
На съёмках «Зорро» — режиссёр Дуччо Тессари и Ален Делон (1974 год)
Что же касается «Зорро», то здесь недальновидность Жанкола ещё более удивляет. Как мы уже заметили выше, картина и впрямь не стала хитом во французском прокате. 1 миллион 220 тысяч зрителей – действительно удручающая цифра для столь размашистой совместной постановки. Это едва ли не в три раза меньше показателей «Чёрного тюльпана». Однако превратности кинобизнеса нередко изобилуют всевозможными сюрпризами. Заметим, что то была эпоха настоящего бума франко-итальянских копродукций. В глазах многих зрителей Советского Союза эти страны воспринимались, как единое кинематографическое целое. Но далеко нередко отдельный кассовый сбор совместного фильма на данных территориях разнился.
Так, в той же Италии лента оказалась в числе рекордсменов своего сезона, собрав 4 миллиона 300 000 зрителей. А экспортные показатели «Зорро» (например, в СССР, в Японии и, особенно, в миллиардном Китае) оказались и вовсе заоблачными. Тут впору было бы говорить уже не о провале, а о личном профессиональном рекорде тандема Тессари-Делон. И для обычного итальянского режиссёра-ремесленника, специализировавшегося на «спагетти-вестернах» и криминальных фильмах с участием Джулиано Джеммы фильм «Зорро» со временем приобрёл все черты его визитной карточки, наиболее признанного его творения в международном масштабе. — Уверенно сделанного и даже в чём-то романтически изысканного.
Финальная вылазка Зорро на площади (на заднем плане немецкий капитан Фриц фон Меркель — актёр Джакомо Росси Стюарт)
Красочная картинка (над которой здорово поработал главный оператор Джулио Альбонико ), динамика повествования, выразительная музыкальная дорожка, шикарные декорации в стиле барокко, эффектная фехтовальная вендетта, вкрадчивая любовная линия, забавный юмор – это лишь часть слагаемых успеха ленты.
Стэнли Бейкер в роли коварного полковника Уэрты
Кстати, весьма много уделив внимание Делону, мы просто обязаны отдать должное и его кинематографическому антиподу, британскому артисту Стэнли Бейкеру (род. в 1927 г.), фактурно блеснувшему ролью полковника Уэрты. Эта звезда английского кино 1960-х (чьё внешнее сходство с Шоном Коннери стало определённо донимать его в связи с глобальной раскруткой бондианы) теперь почти забыт.
До появления в картине Тессари, советские зрители видели его в лентах «Королевство Кэмпбелла», «Ребёнок в доме», «Адские водители» и – опять же! – в итальянской забавной ленте режиссёра Марио Моничелли «Не промахнись, Ассунта!» с Моникой Витти в главной роли. Приглашали этого актёра и так называемые режиссёры-интеллектуалы. Например, Джозеф Лоузи, снявший с ним и с француженкой Жанной Моро фильм «Ева» (1962). К тому же Бейкер в Англии, подобно Делону во Франции, часто сам продюсировал свои фильмы («Зулусский рассвет», «Robbery (Ограбление)” и т.д).
Что же касается «Зорро», то умение Бейкера аристократично носить военные кители, держать подозрительные паузы, высокомерно узурпаторствовать над нищими и уверенно владеть рапирой перед камерой сделали из него (хотя я на этом не настаиваю), пожалуй, самого «эталонного» врага Зорро в рамках мирового приключенческого кинематографа.
Ловкий полковник Уэрта (Стэнли Бейкер) на учебной фехтовальной дуэли со своими солдатами
И тем огорчительнее воспринимается факт неожиданной смерти ещё не старого 48-летнего актёра вскорости после завершения его съёмок в Италии. Полковник Уэрта оказался последним киновыходом Стэнли Бейкера перед его уходом из жизни 28 декабря 1975 года.
Продюсер Лючиано Мартино (родился в Риме, Италия, 22 декабря 1933 г. — умер 14 августа 2013 г. в Малинди, Кения)
Постановкой же сложных — часто вычурно-опасных — драк заведовал на съёмочной площадке известный фехтовальный каскадёр и инструктор Иван Шиффр. Это у него прикуривает от подсвечника сигару Диэго-Делон. Шиффр появился в маленькой роли бандита-эпизодника, которого герой яростно закалывает за убийство Мигеля.
Постановщик фехтовальных схваток, каскадёр-«драчун» Иван Шиффр в роли главаря наёмных убийц (начало фильма «Зорро» )
К слову, Шиффра часто можно ретроспективно рассмотреть в качестве массовочного фона для героев Жана Марэ (в первом «Фантомасе»), того же Делона (в «Чёрном тюльпане», но без бороды) или для четвёрки безтолковых дуралеев из группы «Шарло» («Четыре мушкетёра» и «Четверо против кардинала», где он также ставил поединки, правда не такие изобретательные, как в разбираемой нами картине). Думается, что «Зорро» был и остаётся вершиной трюковой постановочной карьеры Ивана Шиффра на ниве фехтовального кинематографа.
Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)
Последнее дополнение — 8 апреля 2016 г.