актеры и роли фильма 28 панфиловцев
Фильмы и Сериалы 12+
«28 панфиловцев»: как проходили съемки фильма
Осенью 1941 года немецкие части, расположившиеся возле Волоколамска, отделяло от Москвы всего два часа. Однако на их пути стояла 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И.В. Панфилова. 16 ноября 4-я рота 2-го батальона 1075 полка панфиловской дивизии приняла бой, которому суждено было стать легендой Великой Отечественной войны. В этом сражении 28 бойцов, укрепившихся возле разъезда Дубосеково, встали на пути немецкого танкового батальона.
О финансировании
Создатели фильма, сценарист Андрей Шальопа и режиссер Ким Дружинин, пытались снять картину о подвиге панфиловцев на протяжении нескольких лет. Первоначально премьера планировалась к 70-летию битвы под Москвой в 2011 году, но денег на съемки не удавалось найти вплоть до 2013 года. Тогда в сеть был выложен снятый на личные средства Шальопы, Дружинина и их друзей тизер, который собрал множество положительных откликов.
Реакция зрителей подтолкнула создателей фильма к идее краудфандинга — сбора средств на съемки на открытой площадке. В планах у сценариста и режиссера, которые к тому моменту даже не сформировали съемочную группу, было собрать 300 тысяч рублей, но итоговая сумма перевалила за 3 млн.
Андрей Шальопа: «С этого момента фильм уже не принадлежал нам. Дело в том, что люди жертвовали нам деньги, понятия не имея о том, какой будет фильм. Представление они могли сложить только из тизера, а тизер был все-таки очень далек от того, что мы собирались снимать. Поэтому мы поступили иначе: на собранные деньги сняли кусочек фильма и решили, что если он оправдает ожидания зрителей, мы вновь откроем сбор. Так все и получилось — и это было начало съемок настоящего кино».
В общей сложности на съемки фильма было собрано 34 746 062 рубля. Уже после этого поддержку фильму оказали частные компании, российское министерство культуры и Казахфильм.
Андрей Шальопа: «Но хочется еще раз отметить, что у нас бы ничего не получилось, и вряд ли кто-нибудь пришел бы к нам на выручку, если бы нас не поддержало огромное количество людей. И не только деньгами, но и своей активностью и верой. За время создания фильма было множество удивительных историй поддержки картины. Кроме пожертвований, было и множество волонтеров, готовых помогать на съемках, с реквизитом, с информацией. Это — огромное доверие».
О кастинге
После формирования съемочной группы начался долгий процесс кастинга актеров на главные роли. К кандидатам предъявлялись жесткие требования: они должны были обладать положительной харизмой, соответствовать типажам военного времени и иметь характерную внешность, потому что зритель должен был различать героев даже в одинаковой военной форме и с запачканными лицами. Кроме того, было принято решение избегать громких имен и сосредоточиться на не известных широкой публике профессионалах.
Андрей Шальопа: «Еще мы хотели, чтобы наши актеры разделяли наши ценности. И я могу сказать, что в итоге у нас подобрался просто фантастический актерский состав. Самый первый актер, которого мы выбрали, был Яков Кучеревский. Он дал согласие сниматься за два года до съемок. А самым последним мы утвердили Алексея Морозова — за один день до начала съемочного периода».
Василий Клочков погиб в сражении под Дубосеково, бросившись под танк со связкой гранат. Именно Василию Клочкову приписываются знаменитые слова «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!». Клочкова сыграл Алексей Морозов, известный зрителям Первого по сериалам «Таинственная страсть» и «Григорий Р.», фильму «Время первых».
Алексей Морозов: «Самым ярким переживанием для меня были съемки эпизода со знаменитым монологом Клочкова „отступать некуда, позади Москва“. Мне нужно было пройти вдоль окопа, отдавая команды, затем спрыгнуть в него, и произнести речь перед оставшимися в живых бойцами. Так сложилось по графику, что в этот день могли снимать только речь Клочкова, а реакции бойцов — в другой. Поэтому, когда я спрыгнул в окоп, вместо солдат я увидел лица съемочной группы — операторов, художников, пиротехников. Возникла пауза, люди смотрели на меня в ожидании. И вдруг все соединилось: эти глаза людей, ждущих моих слов, мороз минус тридцать, ветер за воротник, взрывы снарядов на заднем плане, мои детские переживания о войне, рассказы деда. И среди этих обрывков мыслей вдруг главное — мой сын Матвей. В эту секунду я окончательно понял, что такое „позади Москва“. Позади мой сын, и сын оператора Рождественского, и дети художников, пиротехников, ассистентов. »
» data-src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/0/middle/420_middle_e667f9a8c3.jpg» data-srcset=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/0/big/420_big_e667f9a8c3.jpg 732w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/0/large/420_large_e667f9a8c3.jpg 1000w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/0/huge/420_huge_e667f9a8c3.jpg 1500w»>
Василий Клочков погиб в сражении под Дубосеково, бросившись под танк со связкой гранат. Именно Василию Клочкову приписываются знаменитые слова «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!». Клочкова сыграл Алексей Морозов, известный зрителям Первого по сериалам «Таинственная страсть» и «Григорий Р.», фильму «Время первых».
Алексей Морозов: «Самым ярким переживанием для меня были съемки эпизода со знаменитым монологом Клочкова „отступать некуда, позади Москва“. Мне нужно было пройти вдоль окопа, отдавая команды, затем спрыгнуть в него, и произнести речь перед оставшимися в живых бойцами. Так сложилось по графику, что в этот день могли снимать только речь Клочкова, а реакции бойцов — в другой. Поэтому, когда я спрыгнул в окоп, вместо солдат я увидел лица съемочной группы — операторов, художников, пиротехников. Возникла пауза, люди смотрели на меня в ожидании. И вдруг все соединилось: эти глаза людей, ждущих моих слов, мороз минус тридцать, ветер за воротник, взрывы снарядов на заднем плане, мои детские переживания о войне, рассказы деда. И среди этих обрывков мыслей вдруг главное — мой сын Матвей. В эту секунду я окончательно понял, что такое „позади Москва“. Позади мой сын, и сын оператора Рождественского, и дети художников, пиротехников, ассистентов. »
Сыгравший стрелка Сенгирбаева Азамат Нигманов — актер театра и кино. Снимался в сериалах «Мотыльки» и «Куприн», фильмах «Единичка» и «Конвой».
Азамат Нигманов: «Меня пригласил приехать в Петербург Ким Дружинин, мы в юности занимались в театральной студии в Омском Лицейском драматическом театре у А.А. Гончарука. Ким мне рассказал всю историю создания фильма, и я, что называется, „заразился“. Я сразу заметил, что люди собираются здесь с горящими глазами, не работать, а творить, такое редко встретишь».
» data-src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/1/middle/421_middle_48f2d8c39d.jpg» data-srcset=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/1/big/421_big_48f2d8c39d.jpg 732w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/1/large/421_large_48f2d8c39d.jpg 1000w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/1/huge/421_huge_48f2d8c39d.jpg 1500w»>
Сыгравший стрелка Сенгирбаева Азамат Нигманов — актер театра и кино. Снимался в сериалах «Мотыльки» и «Куприн», фильмах «Единичка» и «Конвой».
Азамат Нигманов: «Меня пригласил приехать в Петербург Ким Дружинин, мы в юности занимались в театральной студии в Омском Лицейском драматическом театре у А.А. Гончарука. Ким мне рассказал всю историю создания фильма, и я, что называется, „заразился“. Я сразу заметил, что люди собираются здесь с горящими глазами, не работать, а творить, такое редко встретишь».
Актер театра «Сатирикон» Антон Кузнецов снимался в сериалах «Жизнь и судьба», «Временно недоступен» и «Тихий Дон».
Антон Кузнецов: «Поздним вечером мы снимали построение. Шел снег. Последнее построение солдат, уходивших на передовую. Снимали речь майора Решетникова, это было что-то магическое. Мороз. Фонари освещают во мраке лица солдат. И в какой-то момент проваливаешься куда-то, не видно камер, не видно людей из съемочной группы, а только солдаты и их глаза. И никто не уходит от взгляда. И все, есть только огромное внимание и желание быть вместе».
» data-src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/2/middle/422_middle_016ca589ae.jpg» data-srcset=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/2/big/422_big_016ca589ae.jpg 732w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/2/large/422_large_016ca589ae.jpg 1000w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/2/huge/422_huge_016ca589ae.jpg 1500w»>
Актер театра «Сатирикон» Антон Кузнецов снимался в сериалах «Жизнь и судьба», «Временно недоступен» и «Тихий Дон».
Антон Кузнецов: «Поздним вечером мы снимали построение. Шел снег. Последнее построение солдат, уходивших на передовую. Снимали речь майора Решетникова, это было что-то магическое. Мороз. Фонари освещают во мраке лица солдат. И в какой-то момент проваливаешься куда-то, не видно камер, не видно людей из съемочной группы, а только солдаты и их глаза. И никто не уходит от взгляда. И все, есть только огромное внимание и желание быть вместе».
Старшину Шемякина сыграл артист Тетра им. Ленсовета Олег Федоров, известный по ролям в сериалах «Ладога» и «Гибель Империи».
Олег Федоров: «Когда меня пригласили на пробы, я ничего не знал о проекте. Историю о героях-панфиловцах помнил со школы. Надо сказать, что ребята меня восхитили сразу. И то, как детально и скрупулезно подходили к процессу съемок, и то, что фильм будет сниматься на народные деньги, и сама тема войны, через которую прошли наши деды и прадеды — все вместе вызывало и вызывает огромное уважение к их замыслу и труду всех участников этого проекта».
» data-src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/1/middle/431_middle_6c09186674.jpg» data-srcset=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/1/big/431_big_6c09186674.jpg 732w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/1/large/431_large_6c09186674.jpg 1000w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/1/huge/431_huge_6c09186674.jpg 1500w»>
Старшину Шемякина сыграл артист Тетра им. Ленсовета Олег Федоров, известный по ролям в сериалах «Ладога» и «Гибель Империи».
Олег Федоров: «Когда меня пригласили на пробы, я ничего не знал о проекте. Историю о героях-панфиловцах помнил со школы. Надо сказать, что ребята меня восхитили сразу. И то, как детально и скрупулезно подходили к процессу съемок, и то, что фильм будет сниматься на народные деньги, и сама тема войны, через которую прошли наши деды и прадеды — все вместе вызывало и вызывает огромное уважение к их замыслу и труду всех участников этого проекта».
Актер Одесского музыкально-драматического театра им. В. Василько Яков Кучеревский был первым, кого создатели фильма утвердили на роль. Российскому зрителю он известен по сериалу «Ликвидация» и фильмам Киры Муратовой «Мелодия для шарманки», «Чеховские мотивы», «Кукла».
Яков Кучеревский: «Я работал с Кимом Дружининым в одном детективном сериале, и Ким однажды предложил встретиться со своим другом Андреем Шальопой. Мы встретились, он рассказал про сценарий „28 панфиловцев“, о том, как обивал пороги чиновников и режиссеров, предлагая свой сценарий, но все безрезультатно, и как он решил снимать кино и найти денег на него сам. Мне понравился сценарий и еще мне понравилось отношение Андрея. Я увидел горящие глаза творческого человека и не раздумывая согласился принять участие в проекте».
» data-src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/0/middle/430_middle_bb031fcbef.jpg» data-srcset=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/0/big/430_big_bb031fcbef.jpg 732w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/0/large/430_large_bb031fcbef.jpg 1000w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/0/huge/430_huge_bb031fcbef.jpg 1500w»>
Актер Одесского музыкально-драматического театра им. В. Василько Яков Кучеревский был первым, кого создатели фильма утвердили на роль. Российскому зрителю он известен по сериалу «Ликвидация» и фильмам Киры Муратовой «Мелодия для шарманки», «Чеховские мотивы», «Кукла».
Яков Кучеревский: «Я работал с Кимом Дружининым в одном детективном сериале, и Ким однажды предложил встретиться со своим другом Андреем Шальопой. Мы встретились, он рассказал про сценарий „28 панфиловцев“, о том, как обивал пороги чиновников и режиссеров, предлагая свой сценарий, но все безрезультатно, и как он решил снимать кино и найти денег на него сам. Мне понравился сценарий и еще мне понравилось отношение Андрея. Я увидел горящие глаза творческого человека и не раздумывая согласился принять участие в проекте».
Артист театра «Современник» Дмитрий Гирев снимался в нескольких успешных сериалах, в том числе «Пепел» и «Ментовские войны».
Дмитрий Гирев: «Съемки проходили зимой. В открытом поле были вырыты траншеи, и мы целыми днями „воевали“ и отстаивали Москву — закапывали, взрывали, откапывали… Мне достался эпизод, когда горстка солдат, оставшаяся в живых, уставшая, промерзшая, но не сломленная, продолжала сражение. Мой герой должен был остановить танк: выбегая из окопа, он залезал на танк с двумя бутылками зажигательной смеси, а выползающего из башни немецкого танкиста запихивал ногой обратно в машину и закидывал бутылки прямо в башню. В башне сидели пиротехники, несколько дублей я бросал туда бутылки, которые прилетали в разные места, и из немецкого танка я услышал не одно русское „крепкое“ словцо».
» data-src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/8/middle/428_middle_9589a89661.jpg» data-srcset=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/8/big/428_big_9589a89661.jpg 732w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/8/large/428_large_9589a89661.jpg 1000w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/8/huge/428_huge_9589a89661.jpg 1500w»>
Артист театра «Современник» Дмитрий Гирев снимался в нескольких успешных сериалах, в том числе «Пепел» и «Ментовские войны».
Дмитрий Гирев: «Съемки проходили зимой. В открытом поле были вырыты траншеи, и мы целыми днями „воевали“ и отстаивали Москву — закапывали, взрывали, откапывали… Мне достался эпизод, когда горстка солдат, оставшаяся в живых, уставшая, промерзшая, но не сломленная, продолжала сражение. Мой герой должен был остановить танк: выбегая из окопа, он залезал на танк с двумя бутылками зажигательной смеси, а выползающего из башни немецкого танкиста запихивал ногой обратно в машину и закидывал бутылки прямо в башню. В башне сидели пиротехники, несколько дублей я бросал туда бутылки, которые прилетали в разные места, и из немецкого танка я услышал не одно русское „крепкое“ словцо».
Алексей Лонгин (на фото со сценаристом Андреем Шальопой) служит в театре «Et cetera». Из его киноработ наиболее запоминающиеся: капитан Дмитрий Кириллов в сериале «Грач» и младший брат Чапаева Григорий в сериале «Страсти по Чапаю».
» data-src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/9/middle/429_middle_3c5bb0c1e8.jpg» data-srcset=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/9/big/429_big_3c5bb0c1e8.jpg 732w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/9/large/429_large_3c5bb0c1e8.jpg 1000w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/9/huge/429_huge_3c5bb0c1e8.jpg 1500w»>
Алексей Лонгин (на фото со сценаристом Андреем Шальопой) служит в театре «Et cetera». Из его киноработ наиболее запоминающиеся: капитан Дмитрий Кириллов в сериале «Грач» и младший брат Чапаева Григорий в сериале «Страсти по Чапаю».
Александр Устюгов, сыгравший князя Ярополка в главном блокбастере прошлого года «Викинг», отметился также ролями в сериалах «Налет», «Ментовские войны» и «Штрафбат».
Александр Устюгов: «Когда мне предложили сняться в этом фильме, не было еще ни одной сцены. Была проба, когда ребята рассказывали вдохновенно про эту идею. Честно говоря, в глубине души я сомневался, что эту махину можно вообще поднять. То есть я думал: почему нельзя взять тему проще, с меньшим бюджетом — не такую масштабную. Но они были убедительны, и я сказал: „Конечно, да. Нет денег — вперед в окопы! Давайте сниматься, давайте пробовать!“».
» data-src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/7/middle/427_middle_a0bd7f678e.jpg» data-srcset=»https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/7/big/427_big_a0bd7f678e.jpg 732w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/7/large/427_large_a0bd7f678e.jpg 1000w, https://static.1tv.ru/uploads/photo_gallery/photo/7/huge/427_huge_a0bd7f678e.jpg 1500w»>
Александр Устюгов, сыгравший князя Ярополка в главном блокбастере прошлого года «Викинг», отметился также ролями в сериалах «Налет», «Ментовские войны» и «Штрафбат».
Александр Устюгов: «Когда мне предложили сняться в этом фильме, не было еще ни одной сцены. Была проба, когда ребята рассказывали вдохновенно про эту идею. Честно говоря, в глубине души я сомневался, что эту махину можно вообще поднять. То есть я думал: почему нельзя взять тему проще, с меньшим бюджетом — не такую масштабную. Но они были убедительны, и я сказал: „Конечно, да. Нет денег — вперед в окопы! Давайте сниматься, давайте пробовать!“».
Спроси киноафишу
Кинолента «28 панфиловцев» может похвастаться весьма впечатляющим актерским составом. Вот как зовут актеров, которые играли в фильме «28 панфиловцев»: Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Олег Федоров, Алексей Морозов, Антон Кузнецов, Алексей Лонгин, Максим Белбородов, Дмитрий Мурашев.
Обратите внимание, что на сайте «Киноафиша» доступны индивидуальные страницы актеров, где можно найти биографии звезд фильма «28 панфиловцев» и их полную фильмографию.
Авторизация по email
«Баталии и ледовые побоища»: Лиза Пескова заговорила о вражде с Навкой
Сябитова против Гузеевой: кто виноват во вражде звезд «Давай поженимся»
«Был пьян в хлам»: Якубович откровенно рассказал о смертельной аварии
Тест: ответь на 6 вопросов и узнай, какой была бы твоя жизнь в игре The Sims
О чем думали рекламщики? Самые странные промо-фотосессии «Друзей»
Поражено 65% легких: состояние заболевшей коронавирусом Гузеевой ухудшилось
Тогда и сейчас: как изменились отечественные ТВ-передачи, которые в эфире с советских времен
Лучше оригинала? 6 впечатляющих турецких ремейков иностранных сериалов
В 90-х и сейчас: как изменились актеры сериала «Друзья»
От Паниной до Михайловской: актрисы, которые сделали пластику губ и потеряли свою изюминку
Smash. Тату и «Руки вверх»: почему распались культовые группы нулевых
«В 14 лет стыдно такое показывать»: дочь Началовой осудили за декольте
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Рецензия на фильм «28 панфиловцев»
Патетичное и эффектное прославление защитников Москвы, которое пережимает с героизмом и недожимает с драматизмом
В середине ноября 1941 года немецкие танковые войска наступают на Москву. Среди прочих столицу защищает 316-я стрелковая дивизия генерал-майора Панфилова. В 7 километрах от Волоколамска оборону держит 4-я рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. У немцев разительное преимущество в технике, но бойцы под командованием капитана Павла Гундиловича и политрука Василия Клочкова готовы стоять до последнего.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»
Что на самом деле произошло 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково? Это интересный вопрос, но волновать он должен только специалистов и любителей военной истории. 28 панфиловцев давно перестали быть одними из множества солдат, защищавших Москву в те страшные дни. С легкой руки военного корреспондента Василия Коротеева, написавшего заметку об их подвиге для газеты «Красная звезда», панфиловцы, якобы уничтожившие 18 немецких танков, превратились в символ стойкости московской обороны. Их пример – не важно, реальный или преувеличенный – вдохновлял солдат по всей стране. И он до сих пор может и должен служить примером для каждого, кто стоит насмерть против превосходящих сил противника.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»
Обсуждайте, если хотите, цифры, обсуждайте имена и даты, но не забывайте – подвиг в самом деле был, потому что Москву тогда отстояли и катящийся по стране блицкриг был остановлен, что для нацистов стало началом конца. Не столь уж важно, нашел ли тогда конкретный политрук Клочков «главные слова», чтобы вдохновить своих бойцов. Важно, что эти слова тогда нашли сотни, тысячи командиров, героически оборонявших подмосковные поля и дороги.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»
Кадр из фильма «28 панфиловцев»
Вообще-то вкладывать такие деньги в проект неизвестных людей – дело сомнительное. Но питерцы зрителей не подвели. Их кино – это в самом деле памятник не оголтелому, а осмысленному и профессиональному героизму. Мы видим, как перед боем панфиловцы изучают противостоящую им технику, как учатся использовать ее слабые стороны, как тщательно готовят огневые рубежи, реальные и обманные, чтобы сократить потери во время артиллерийских обстрелов. Когда же дело доходит до многочасового сражения, нам показывают солдат, которые метко стреляют, точно метают гранаты, достойно заменяют погибших артиллеристов и стрелков из противотанковых ружей… И сражаются в буквальном смысле слова до последней капли крови и последнего патрона. Они знают, что у них нет шансов на полную победу, но они понимают, что каждый выигранный час ослабляет нацистов и усиливает грядущее контрнаступление.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»
Как авторы фильма и обещали, в «28 панфиловцах» нет ни злодеев-особистов, ни славословий в адрес Сталина и коммунизма. Это кино о войне, а не о политике, и последняя проявляется лишь в многонациональности дивизии Панфилова, сформированной из полков Казахстана и Киргизии. На экране плечом к плечу бьются колоритные русские, казахи, украинцы, и их национальная принадлежность порой упоминается – правда, лишь в дружеском перешучивании. Последнего, кстати, в фильме очень много. Это основной метод очеловечивания персонажей, и герои находят поводы для мрачноватого мужского юмора даже в разгар сражения.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»
Собранных на фильм средств хватило на убедительные спецэффекты. Нужно точно знать, куда смотреть, чтобы заметить, что картина создавалась с помощью комбинированных съемок и работы с макетами и что ползущих к окопам танков на самом деле не было на поле, где снималась картина. C пиротехникой и мощными звуковыми эффектами у фильма тоже все в порядке.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»
А вот чего в картине нет, так это конфликта. Казалось бы, нелепо об этом говорить, когда речь идет о военной ленте. Но немецкая сторона сражения не персонифицирована. Нацисты предстают чем-то вроде зомби из видеоигры. Они накатываются на советские позиции, красноармейцы их отбивают… И так до конца картины. Это война, но не драматический конфликт, не схватка персонажей и характеров. А поскольку советские бойцы изображены, в сущности, людьми без страха и упрека (их шутки очеловечивают примерно так же, как они очеловечивают Шварценеггера в «Коммандо»), то внутренних конфликтов у них тоже нет. И лента оказывается скучнее, чем могла быть. Это больше пособие по профессиональной войне, чем пример выверенной драматургии.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»
Вспомним для сравнения один из лучших советских военных фильмов «В бой идут одни “старики”». Его авторы отнюдь не зря вписали в сюжет панический страх Скворцова и разгильдяйство Кузнечика. Равно как и создатели голливудского «Спасти рядового Райана» знали, что делали, когда включили в сценарий сомнения солдат по поводу того, должны ли они спасать Райана. Большая победа в художественном повествовании – это триумф не только над внешним, но и над внутренним врагом. А «28 панфиловцев» настолько героизируют персонажей, что превращают подвиг в военную рутину, рядовое, по сути, событие.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»
Да, в этом есть своя сермяжная правда. Подвиг на той войне зачастую был правилом, а не исключением. И да, «28 панфиловцев» все равно достойно смотрятся в сравнении со многими недавними российскими фильмами и сериалами о войне. Но обидно, что авторы ленты упустили простейшую возможность сделать ленту сильнее и психологически убедительнее. Ведь даже Коротеев в своей заметке упомянул, что среди солдат был малодушный трус. Как говорится, когда все герои, никто не герой.
Напоследок заметим, что авторы ленты зря включили в сценарий юморное обсуждение сюжетов «Семи самураев» и «Великолепной семерки» (напомним, послевоенных лент). Этот абсурдный постмодернистский подарок киноманам нелеп и не нужен. Он выбивается из сути и тона постановки и мало что ей добавляет. Даже если бы «Семь самураев» существовали в 1940-х и были известны в СССР, невозможно представить, чтобы советские бойцы приводили в пример друг другу японцев, с которыми Союз несколькими годами ранее бился на Халхин-Голе. Они бы еще вспомнили какой-нибудь немецкий подвиг! Не для того в СССР создавались многочисленные фильмы и книги о славных страницах русской истории (вспомним хотя бы «Александра Невского»), чтобы простые солдаты вдруг начали черпать боевое вдохновение во враждебных странах. К чему эта дурацкая ложка дегтя в бочке меда?