актеры и роли фильма 12 стульев
12 стульев
Благодаря тщательному отбору режиссера картины Леонида Гайдая все актеры фильма «Двенадцать стульев» оказались на своем месте. Более того, актеры стали легендарными и вошли в советский кинематограф под грифом: «шедевр».
Неутомимый отбор
Как со всякой классикой, так и при работе над фильмом «Двенадцать стульев», всегда разворачивается множество щепетильных подготовок. В частности – отбор на главные роли. К тому же, воплощая роман, ставший эпопеей своего времени, основанный на реальных событиях, к кастингу внимание предельно заостренное. Десятки замечательных и талантливых актеров, проходили фотопробы на главные роли фильма «Двенадцать стульев». Но лишь лучшие из претендентов его прошли.
«Гвоздь» программы
Роль Остапа Бендера – одна из ключевых. Кто только не претендовал на это место. 22 друг на друга не похожих актеров, проходили пробы. В их числе: Андрей Миронов, Леонид Каневский, Николай Губенко, Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Спартак Мишулин и другие. Но, как теперь известно, Остапа-Сулеймана-Берта-Марию Бендера, сыграл актер Арчил Гомиашвили.
Знаковая роль
Нельзя было даже предположить какую роль сыграет персонаж Бендера в жизни актера Арчила. Именно благодаря ему, после съемок фильма «Двенадцать стульев», к артисту пришла всенародная слава и почет. Вскоре, он переезжает в Москву и получает место, сначала, в московском театре имени Ленинского комсомола, а затем – в театре имени «Пушкина». Позже, он даже открыл ресторан с названием «Золотой Остап» и получил квартиру.
Гомиашвили однажды признался, что персонаж, сыгранный им, близок ему и по духу. Остап для него, стал предопределяющим фактором и своеобразным вектором. После смерти Арчила Гомиашвили в 2005 году, на его могиле установлен памятник Бендеру. Таким образом, Остап стал сопровождать его и после смерти.
Кастинг продолжается
С местом на роль Ипполита Матвеевича Воробьянинова, он же Киса, также было не все просто. Актер Сергей Филиппов, который был утвержден на эту роль, перед съемками почувствовал ухудшение здоровья. Поэтому ему подыскали замену в лице Ростислава Плятта. Но актер видимо так хотел ее сыграть, что слух об этом дошел до самого Плятта. И актер уступил место Филиппову. Болезнь его отошла на задний план, и только спустя 20 лет после съемок, актер ушел из жизни. Кстати, свою последнюю роль, он также сыграл у Леонида Гайдая.
Бог по-моему не против
С ролью отца Федора Вострикова, также приключилась история. Михаил Пуговкин — актер, который в итоге ее исполнил, поставил под сомнение свое участие в фильме «Двенадцать стульев». Причиной этому, послужила уж слишком «скользкая» роль для человека из верующей семьи. Боясь не затронуть чувства своей верующей матушки, Пуговкин просил ее благословления, а ответа Гайдаю пришлось ждать три недели.
Но в итоге, мать дала свое одобрение и блестящий персонаж вороватого священника, был воплощен в жизнь. Что же тут поделать? Искусство – это жизнь, а в жизни бывает всякое. Поэтому без таких персонажей, как отец Федор, целостность картины мира была бы не полной.
Мечта для поэта
Персонаж Мадам Грицацуевой, тоже заставил пощекотать нервы. На эту роль выбор Гайдая разошелся между Нонной Мордюковой и Галиной Волчек. Но Мордюкова показалась не смешной, поэтому собирались снимать Волчек. Однако сработал его величество случай.
Звукооператор Владимир Крачковкий, предложил кандидатуру своей жены, на то еще время, студентки Натальи Крачковской. Актриса так понравилась режиссеру, что ее роль была утверждена, а в последующий фильмах их творческий тандем прослужил источником плодотворной работы для многих кинолент. Режиссер назвал ее «Мечтой для поэта».
12 стульев (фильм, 1976)
«12 сту́льев» — 4-серийный художественный телевизионный фильм 1976 года, снятый Марком Захаровым по одноимённому роману 1928 года И. Ильфа и Е. Петрова. Официально это вторая экранизация романа в Советском Союзе (первая — Леонида Гайдая) и шестая в мире.
Содержание
Сюжет
Спокойную жизнь делопроизводителя ЗАГСа Ипполита Матвеевича Воробьянинова нарушает не столько внезапная кончина тёщи Клавдии Ивановны, сколько её признание в том, что в сидение одного из стульев их бывшего гостиного гарнитура работы мастера Гамбса она зашила свои бриллианты.
Ипполит Матвеевич решает разыскать сокровище. К несчастью, этим же занят священник отец Фёдор, узнавший эту тайну от Клавдии Ивановны на исповеди. И неизвестно, чем бы всё закончилось, не повстречайся Ипполиту Матвеевичу молодой жулик Остап Бендер, согласившийся за определённый процент от стоимости бриллиантов помочь бывшему предводителю дворянства в поисках.
Компаньоны гоняются за стульями по всей стране. И в конце концов, вскрыв 11 стульев из 12 и, не найдя сокровищ, они возвращаются в Москву. Неизвестным образом Остапу удаётся разыскать последний стул, о чём он и сообщил Ипполиту Матвеевичу перед тем, как отправиться спать. Оба понимают, что в этом последнем стуле и находится сокровище. Киса решает завладеть сокровищем сам и убивает спящего Остапа, перерезав ему горло опасной бритвой. Однако, завладеть сокровищами Воробьянинову не удалось. «Товарищ Красельников», председатель Клуба Железнодорожников, случайно их там обнаружил и выстроил на эти деньги новый клуб.
Время и место действия
Актёры
В главных ролях
В ролях
Съёмочная группа
Интересные факты
Примечания
Ссылки
Остап Бендер | |
---|---|
Книги | 12 стульев · Золотой телёнок |
Союзники | Киса Воробьянинов · Шура Балаганов · Паниковский · Козлевич · Фунт |
Соперники | Отец Фёдор · Корейко · Паниковский |
Женщины Бендера | Мадам Грицацуева · Зося Синицкая |
Другие персонажи | Альхен · Васисуалий Лоханкин · Кислярский · Никифор Ляпис-Трубецкой · Супруги Калачовы · Инженер Щукин · Эллочка-людоедка · Безенчук · Перикл Фемиди · Зицпредседатель Фунт |
Города | Арбатов · Нью-Васюки · Старгород · Черноморск |
Исполнители роли Бендера | Андрей Миронов · Сергей Юрский · Арчил Гомиашвили · Игорь Горбачёв · Сергей Крылов · Николай Фоменко · Джемал Тетруашвили · Олег Меньшиков · Фрэнк Ланджелла · Георгий Делиев |
Фильмы по мотивам «12 стульев» | Двенадцать стульев (М. Фрич, М. Вашински, Польша-Чехословакия, 1933) · 13 стульев (Э. Эмо, Германия, 1938) · It’s in the Bag! (R. Wallace, США, 1945) · Sju svarta be-hå (G. Bernhard, Швеция, 1954) · Treze Cadeiras (F. Eichhorn, Бразилия, 1957) · Las Doce sillas (Т. Г. Алеа, Куба, 1962) · 12 + 1 (Н. Гесснер, США, 1969) |
Постановки «12 стульев» | Телеспектакль А. Белинского, 1966 · Кинофильм М. Брукса, 1970 · Кинофильм Л. Гайдая, 1971 · Телефильм-мюзикл М. Захарова, 1976 · Мюзикл Т. Кеосаяна, 2003-2004 · Фильм У. Оттингер, 2004 · Телефильм-мюзикл М. Паперника, 2005 |
Постановки «Золотого телёнка» | Кинофильм М. Швейцера, 1968 · Телефильм В. Пичула, 1993 · Телесериал У. Шилкиной, 2006 |
Полезное
Смотреть что такое «12 стульев (фильм, 1976)» в других словарях:
Двенадцать стульев (фильм, 1976) — 12 стульев Жанр Комедия Режиссёр Марк Захаров В главных ролях Андрей Миронов Анатолий Папанов … Википедия
12 стульев (фильм — 12 стульев (фильм, 1976) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать стульев (фильм). 12 стульев … Википедия
Двенадцать стульев (фильм Марка Захарова) — 12 стульев Жанр Комедия Режиссёр Марк Захаров В главных ролях Андрей Миронов Анатолий Папанов … Википедия
12 стульев (фильм, 1971) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать стульев (фильм). 12 стульев 12 стульев … Википедия
Двенадцать стульев (фильм — Двенадцать стульев (фильм, 1970) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать стульев (фильм). Двенадцать стульев The Twelve Chairs … Википедия
Двенадцать стульев (фильм, 2005) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать стульев (значения). Двенадцать стульев … Википедия
Двенадцать стульев (фильм, 1971) — 12 стульев 12 стульев Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Владлен Бахнов … Википедия
Двенадцать стульев (фильм Леонида Гайдая) — 12 стульев 12 стульев Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Владлен Бахнов … Википедия
Двенадцать стульев (фильм, 1933) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать стульев (значения). Двенадцать стульев Dvanáct křesel, Dwanaście krzeseł … Википедия
Двенадцать стульев (фильм, 2004) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать стульев (значения). Двенадцать стульев Zwölf Stühle Жанр комедия Режиссёр Ульрике Оттингер … Википедия
История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая (22 фото)
Жанр: комедия, экранизация
Первая серия — «Лед тронулся», вторая серия — «Заседание продолжается».
Комедийная лента, рассказывающая о похождениях самого, пожалуй, популярного и любимого в народе литературного героя. Остап Бендер с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым ищут фамильные драгоценности, которые покойная теща Воробьянинова спрятала в одном из стульев столового гарнитура. Параллельно с ними поисками сокровищ занимается священник отец Федор, которому эта «страшная» тайна была открыта на исповеди.
В фильме снимались: Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Гликерия Богданова-Чеснокова, Наталья Варлей, Наталья Воробьёва, Нина Гребешкова, Наталья Крачковская, Клара Румянова, Георгий Вицин, Николай Горлов, Савелий Крамаров, Юрий Никулин, Виктор Павлов, Готлиб Ронинсон, Роман Филиппов, Григорий Шпигель, Владимир Этуш, Игорь Ясулович
Режиссер: Леонид Гайдай
Сценаристы: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай
Операторы: Сергей Полуянов, Валерий Шувалов
Композитор: Александр Зацепин
Художник: Евгений Куманьков
Премьера фильма состоялась 8 июня 1971.
Перенести роман Ильфа и Петрова на широкий экран было заветной мечтой Леонида Гайдая. Но как-то так звезды располагались, что съемки постоянно откладывались. Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить «Двенадцать стульев» уже начал работать над экранизацией другого произведения писателей – «Золотого теленка» – Михаил Швейцер.
Потом, когда вроде бы можно было приступать к съемкам, обнаружилось, что Гайдая опередил Георгий Данелия. Леонид Иович уже совсем сник – не видать ему «Двенадцати стульев» с собственной фамилией в титрах, как вдруг случилось невероятное. Георгий Данелия взял да и подарил право на съемки картины своему другу-режиссеру, пояснив при этом, что он сам уже перегорел, а без энергии и огонька снимать такой фильм – преступление.
Тем не менее начало съемок омрачило вмешательство высокого начальства. Оно посчитало, что сценарий, представленный Гайдаем, совсем не смешной и вряд ли в итоге получится достойный продукт.
«Сценарий оставляет ощущение монотонного чередования эпизодов, похожих один на другой, – говорится в протоколе обсуждения сценарной заявки. – Необходимо сокращение эпизодов. В сценарии и фильме должны прозвучать злость и насмешка над представителями старого мира. Иной раз не хватает остроты социальной характеристики. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл».
Впрочем, все эти замечания Гайдай воспринимал как мелкие недоразумения. Главным был тот факт, что он все-таки будет снимать этот фильм!
Двести Бендеров на одну роль.
Главного героя – Остапа Бендера – Гайдай принялся искать с таким энтузиазмом, что об этом до сих пор ходят легенды на «Мосфильме». Виданное ли дело: на одну только роль претендовали более двухсот актеров!
После жесткого отбора кандидатов осталось только двадцать. Но что это были за кандидаты! Что ни актер, то знаменитость всесоюзного масштаба: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Никита Михалков. Даже Муслим Магомаев был в числе претендентов.
Правда, популярный певец почти сразу же «сошел с дистанции», трезво оценив свои способности как драматического актера. Весьма удачными были пробы Михаила Козакова: он отыграл эпизод с шахматным поединком в Васюках и вроде бы приглянулся режиссеру. Правда, сам же Гайдай через несколько дней лично перезвонил Козакову и извинился: мол, у другого актера пробы получились лучше.
В итоге съемки начались с Владимиром Высоцким в главной роли. Однако актер, едва приступив к работе, вдруг неожиданно пропал. Запой…
Обозленный Гайдай, зарекшись когда-либо связываться с Высоцким, пусть талантливым, но абсолютно ненадежным, начал съемки во второй раз. Уже с Александром Белявским в роли Бендера. И вновь неудача. Кому-то произошедшее может показаться пустяком, однако сам Гайдай весьма трепетно относился к любым знакам судьбы.
Одним словом, когда перед началом съемок нужно было разбить тарелку – к счастливому развитию событий, она так и осталась целехонькой. Тем не менее работа началась. Но когда было отснято уже около четверти картины, Леонид Гайдай понял, что он не зря верит в приметы. То, что получилось, не нравилось ни ему самому, ни высокому начальству. Слишком положительным был Бендер с лицом Александра Белявского, да к тому же мелковат рядом с Кисой – Сергеем Филипповым.
И тут кто-то сказал режиссеру, что в одном провинциальном театре идет спектакль «Золотой теленок», где роль Бендера превосходно играет некий Арчил Гомиашвили. Так молодой актер вытянул свою счастливую карту.
Конечно, тот факт, что в итоге главная роль досталась никому не известному артисту, мало кому понравился. Высокие начальники прямо и косвенно давали понять: уж очень странная у вас кандидатура на роль Остапа Бендера, Леонид Иович! Но Гайдая было уже не переубедить, он считал, что только Гомиашвили сможет создать достоверный образ «великого комбинатора».
И на все претензии художественного совета у него был готов убедительный ответ. «А вот почему у вас Бендер вдруг грузин?» – задавали ему коварный вопрос. «А потому, что папа у Остапа – турецкоподданный, почему же тогда маме не быть грузинкой?» – «А почему ваш Бендер лыс, будто пожилой мужчина?» – не успокаивались начальники. «А потому, что еще парик приличный не подобрали. А так – у нас есть возможность сделать ему какую угодно прическу!»
Но если Арчил Гомиашвили подарил Остапу Бендеру свою внешность, то вот говорит его герой, увы, чужим голосом. Потому как озвучивал эту роль актер Юрий Саранцев. По одной версии, Гомиашвили не смог появиться в студии из-за болезни, по другой – Леонида Гайдая очень смущал грузинский акцент актера. Так или иначе, но сам Гомиашвили посчитал такой поступок режиссера предательским.
«Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме», – сказал Гомиашвили. Гайдай, когда ему передали слова актера, которого он, по сути, сделал знаменитым на весь Союз, не остался в долгу: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине». Итог этой перепалки – многолетнее бойкотирование друг друга.
Режиссер и актер при встрече никогда не разговаривали и даже не здоровались. К слову, примирило их только появление на экране другой версии «Двенадцати стульев», которую снял Марк Захаров. По слухам, Леонид Гайдай сам позвонил Гомиашвили и сказал: «Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!»
Предводитель дворянства.
На вторую по значимости роль в фильме – Кисы Воробьянинова – пробовалось также немало весьма известных актеров. Самыми перспективными на «Мосфильме» считались Ростислав Плятт и Анатолий Папанов. Даже Юрий Никулин, который уже давно считался «гайдаевским» актером, претендовал на эту роль.
Однако Гайдай был непреклонен: он уверял, что только Сергей Филиппов сможет достойно воплотить роль на экране. И это несмотря на то, что в те годы на карьере Филиппова практически поставили жирный крест. Из театра его выгнали из-за чрезмерного увлечения зеленым змием, в кино ролей не было. Словом, никто не верил, что Филиппов сможет справиться с ролью. Кроме Леонида Гайдая!
И он оказался прав. Хотя поволноваться режиссеру пришлось не раз. Во время съемок дали о себе знать многочисленные болячки Филиппова. Чуть ли не со съемочной площадки актера увезли в больницу, где сделали довольно серьезную операцию по удалению опухоли мозга. Тем не менее Филиппов практически сразу после выписки из больницы вернулся в строй и достойно завершил работу над картиной.
А Юрию Никулину в итоге тоже нашлась роль. Небольшая, но запоминающаяся. Он сыграл, как мы все знаем, дворника Тихона.
Мечта поэта.
Эта комедия дала путевку на большой экран не только Арчилу Гомиашвили, но и Наталье Крачковской, которая получила свою роль лишь по воле случая. Дело в том, что Леонид Гайдай планировал снимать в образе мадам Грицацуевой либо Нонну Мордюкову, либо Галину Волчек. Причем после долгих обсуждений «на самом верху» предпочтение отдавалось Галине Волчек: Мордюкова, по мнению художественного совета, была чересчур серьезной, и ее появление не вызывало приступов гомерического смеха, чего добивался Леонид Гайдай.
Короче, роль уже почти была в кармане у Галины Волчек, как вдруг однажды на съемочной площадке появилась прелестная дива, глянув на которую режиссер только и молвил: «Так вот она, мечта поэта!»
Девушку звали Натальей Крачковской, она была супругой звукооператора фильма Владимира Крачковского. На тот момент Наталья еще училась во ВГИКе, что не помешало ей после прочтения сценария чуть ли не сразу… отказаться от роли.
«Вернувшись домой, перечитала Ильфа и Петрова и жутко расстроилась. Меня задела характеристика героини: «Мадам Грицацуева – женщина необъятных размеров с арбузными грудями». От обиды меня просто колотило. Но Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела?» После этого я перестала думать о своей внешности».
Съемки запомнились Наталье Крачковской как большое испытание. Во-первых, ей пришлось немало побегать за «ненаглядным сусликом» по коридорам и лестницам. Во-вторых, прыжок вниз головой пришлось совершить не единожды: оказывается, поначалу камера не сработала. В-третьих, в сцене, когда мадам Грицацуева бьется в дверях, неожиданно лопнули стекла и посыпались прямо актрисе на лицо
Наталья Крачковская до сих пор помнит полный ужаса крик Гайдая: «Глаза береги! Глаза!» Ну и в довершение всего ей пришлось несколько раз ездить на конвейере по жутким твердым валикам: «Пока сняли этот эпизод, мне все ребра пересчитало, так что потом долго ходила в синяках. Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила!»
Зато именно после этой роли Крачковская проснулась знаменитой и стала любимейшей актрисой не только режиссера Леонида Гайдая, но и всей страны.
Двойной выбор.
Красавицу Лизу выбирали из двух актрис, двух прекрасных Наташ – Варлей и Гурзо. Причем поначалу Наталью Варлей приглашали на пробы совсем другой роли: ей предлагалось предстать в образе Эллочки-людоедки. Но во время проб Гайдай увидел Варлей в белом парике и тут же понял: никакая она не Эллочка, а самая что ни на есть Лиза! Впрочем, Наталья Гурзо, вспоминая о своих пробах, честно признается, что не особо боролась за роль. Поэтому и переживаний от того, что ей предпочли другую актрису, у нее не было.
А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль без проб. Однако перед тем как взяться за работу, он очень долго размышлял, не грешно ли это – осмеивать священнослужителя. Сомнения развеяла его мама, которая справедливо отметила: мол, ты же высмеиваешь всего лишь алчного пастыря, а вовсе не веру…
Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала Михаил Пуговкин промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне. И получилось убедительней!
Но по-настоящему рисковал актер, когда пришлось раз за разом переснимать сцену, как отец Федор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря. Погода стояла, мягко говоря, совсем не курортная, а прибавьте сюда еще и порывистый ветер… Словом, именно в тот день актер заработал себе радикулит. Вот какие жертвы приходится порой приносить во имя искусства!
Зачем же стулья ломать?
Одними из главных действующих персонажей в фильме являются, собственно, сами стулья. Так вот, приступив к работе над лентой, выяснилось, что найти по-настоящему интересный материал ну решительно невозможно! Пришлось давать объявление в газету: откликнитесь, владельцы раритетных вещиц! В итоге выяснилось, что в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья. Только вот продавать их бабулька категорически отказалась. Максимум, на что согласилась, – сфотографировать бесценные предметы мебели.
В результате стулья пришлось изготавливать в Арабских Эмиратах – почему-то в СССР ни одна мебельная фабрика не решилась принять такой заказ. После съемок картины остались нерастерзанными четыре стула. Леонид Гайдай выкупил их, и они поселились в кабинете у режиссера.
Заметная роль.
Между прочим, в фильме появился и сам режиссер Леонид Гайдай: он играет архивариуса Варфоломея Коробейникова. А еще – об этом мало кто знает – в фильме «Двенадцать стульев» задействованы… ноги Леонида Гайдая. Дело в том, что у актеров Филиппова и Пуговкина не получался эпизод, когда они, держась каждый со своей стороны за стул, лягают друг друга ногами. После очередного дубля Гайдай, который, как известно, был очень долговязым, и решил снимать свои ноги. Так что он оставил и такой, весьма неожиданный след в искусстве!
Деньги на бочку!
Несколько слов о том, сколько получили режиссер и актеры за работу в этой картине. Понятно, что самая большая сумма стояла в гонорарной ведомости напротив фамилии Леонида Гайдая: 7853 рубля, да плюс еще 2000 рублей за сценарий.
Никому не известный актер Арчил Гомиашвили получил аж 6120 рублей. Чуть больше ставка была у Сергея Филиппова – 6275 рублей. Отважный труд Михаила Пуговкина был оценен в 3800 рублей. Молодая актриса Наталья Крачковская довольствовалась 182 рублями. Небольшая роль дворника принесла Юрию Никулину 525 рублей, Савелий Крамаров получил и того меньше – 458 рублей.