актеры игравшие кису воробьянинова
Как режиссёр Гайдай спас жизнь актёру Сергею Филиппову
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В поисках Кисы Воробьянинова
Разрешение на съёмку фильма, который сам режиссёр называл своим любимым, Гайдай не мог получить на протяжении нескольких лет. Но Леонид Иович всё же смог убедить чиновников от кино и запустить картину в производство.
Но Гайдай Никулина в образе Воробьянинова не видел и по-прежнему метался, пытаясь найти идеального актёра. А Юрию Владимировичу вместо роли Ипполита Матвеевича предложил сыграть дворника, и Никулин согласился, ничуть не обидевшись. И сделал из своего эпизода настоящий шедевр.
Леонид Гайдай всё чаще задумывался об утверждении на роль Сергея Филиппова и, в конце концов решился позвонить актёру, сообщив ему: «Мы вас берём!» Существует и другая версия развития событий. Якобы на роль Кисы Воробьянинова Леонид Гайдай утвердил Ростислава Плятта, а тот уже отказался сниматься в пользу Сергея Филиппова.
На самом же деле Леонид Гайдай отметил, что Плятт очень гармоничен в тех эпизодах, где ему приходилось играть с Михаилом Пуговкиным. Но даже во время проб было видно: эта роль не для Плятта, в самостоятельных сценах ему явно не хватает яркости. Режиссёр предложил Ростиславу Яновичу читать текст автора за кадром.
Спасительная роль
С момента проб в фильме «12 стульев» и до звонка Гайдая прошло довольно много времени. Утверждение на роль произошло как раз в то время, когда у Сергея Филиппова обнаружили онкологическое заболевание головного мозга. Врачи считали, что жить ему осталось всего несколько месяцев.
Актёр находился в полном отчаянии, начал злоупотреблять спиртным и всё больше погружался в депрессию. Роль Кисы Воробьянинова стала для него настоящим спасением. Во время съёмок он не думал о своём недуге и переживал лишь о том, чтобы его не поменяли на другого актёра.
В день начала съёмок ассистент режиссёра должен был разбить тарелку о штатив камеры. Это была очень давняя традиция и кинематографисты свято верили в то, что это приносит удачу. Но в тот злополучный день тарелка не разбилась, а Гайдай потом ходил мрачнее точи, находясь в полной уверенности: работа не пойдёт. Для Филиппова это стало ещё одним поводом переживать, он искренне считал, будто режиссёр им недоволен и вскоре решится на замену.
В процессе съёмок оказалось, что Сергей Филиппов в кадре совершенно затмевает самого Остапа Бендера. Но Леонид Гайдай понял, что ошибся, утверждая на роль Бендера Александра Белявского. И после очередных проб пригласил вместо него Владимира Высоцкого, но тот не явился в первый же день съёмок, а разочарованный Гайдай стал искать другого кандидата. Вскоре на площадке появился Арчил Гомиашвили, и дело, наконец-то, пошло.
Сергей Филиппов в то время уже страдал от сильных головных болей, но от работы не отказывался. Играл буквально на пределе своих возможностей, был внимателен ко всем указаниям режиссёра. Леонид Гайдай, в свою очередь, с пониманием относился к состоянию актёра, не раздражался, когда он забывал слова или слишком плохо себя чувствовал.
Удивительно, но к моменту окончания съёмок Сергей Филиппов чувствовал себя значительно лучше. А врачи, до этого дававшие ему всего несколько месяцев жизни, после очередных обследований предложили актёру операцию. После хирургического вмешательства Сергей Николаевич восстановился очень быстро и самостоятельно озвучил своего героя. Роль Кисы Воробьянинова на самом деле спасла актёру жизнь.
И положила начало сотрудничеству Леонида Гайдая и Сергея Филиппова. Впоследствии актёр снялся во многих картинах режиссёра: «За спичками», «Иван Васильевич меняет профессию», «Опасно для жизни», и других. Последней работой актёра в кино стал фильм Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация», где Филиппов сыграл роль возмущённого пенсионера.
К сожалению, финал жизни актёра был очень печален: он скончался в полном одиночестве в своей квартире от онкологического заболевания и пролежал там две недели, пока его не обнаружили. Похоронили Сергея Николаевича на деньги, собранные актёрами.
Казалось бы, что может быть общего у известного советского режиссёра и бывшего президента США? Тем не менее, их интересы пересеклись в далёком теперь уже 1991 году. При этом Дональд Трамп пошёл навстречу Леониду Гайдаю, а вот наш режиссёр отказал в небольшой просьбе американцу. Правда, в то время ещё и представить себе никто не мог, что спустя четверть века Дональд Трамп займёт пост президента США.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто сыграл Кису Воробьянинова лучше – Филлипов или Папанов.
Любители «12 стульев» не всегда однозначны в оценке того, какой из экранизированных Остапов лучше. Миронов или Гомиашвили? А может Юрский?
Но вот Воробьянинов Сергея Филиппова кажется большинству самым удачным попаданием в образ.
Вот как описывают Ипполита Матвеевича Ильф и Петров:
Высокий рост, 185 сантиметров.
По нынешним временам молод, всего 52 года. Но здоровье его подводило и сам он ощущал себя стариком.
За модой не следит. Брюки носит устаревшего фасона.
Носит ухоженные усы.
Ипполит Матвеевич Папанова.
Папанов великий актёр и он был хорошо знаком с текстами Ильфа и Петрова.
В конце 60х в Московском театре сатиры он играл в спектакле по книге «Золотой теленок» и исполнял там роль Корейко.
Были у него и театральные работы, где он исполнял Воробьянинова.
Еще он снимался в фильме Михаила Швейцера, но его роль Лоханкина вырезали.
Хорошо ли сыграл Папанов? Безусловно.
Похож ли его Киса на книжного? Не все зрители разделяют такую позицию. Ипполит Матвеевич из фильма Гайдая кажется азартным, вовлеченным в происходящее человеком. Это близко к книжному образу.
Ворбьянинов из фильма Марка Захарова – уставший человек. Его персонажу сочувствуешь, но ему не хватает книжного задора.
Что интересно, рост Папанова – 184 сантиметра. Точь в точь как книжный.
У актера тоже высокий рост. И по мнению зрителей он идеально вписался в роль Кисы Воробьянинова.
Зрители отмечают, что роль писалась словно бы под него.
Усы и типаж актера заставляют сказать – да это же он!
Именно про него мы и читали в книге.
Актер сумел показать аристократичность своего персонажа. По образу было видно было, что человек он не из простых.
Филлипов так же сыграет в фильме «Комедия давно минувших дней», где снова примерит на себя роль Воробьянинова.
Для меня вопрос, кто лучше так и остается риторическим.
Киса Воробьянинов
Ипполи́т Матве́евич Воробья́нинов (1875, Старгородский уезд — после 1928), по прозвищу Ки́са — персонаж романа «Двенадцать стульев» (1928) Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Содержание
Образ
После революции 1917 года, лишённый положения предводителя старгородских дворян, И. М. Воробьянинов перебрался в уездный город N. В этом маленьком провинциальном городке работал в ЗАГСе, где управлял столом регистрации смертей и браков. Жил вместе с тёщей, Клавдией Ивановной Петуховой.
Перед смертью тёща призналась Ипполиту Матвеевичу в том, что спрятала свои дореволюционные фамильные драгоценности в одном из двенадцати стульев гарнитура работы мастера Гамбса. Поиски сокровища и составляют сюжет романа «12 стульев».
На второй день после встречи с Остапом Бендером, Воробьянинов получил от него профсоюзную книжку «члена союза совторгслужащих». Отныне формально он действует в романе, по аттестации Остапа, как «Конрад Карлович Михельсон, сорока восьми лет, холост, член союза с тысяча девятьсот двадцать первого года, в высшей степени нравственная личность, мой хороший знакомый, кажется друг детей…». Иногда компаньон именует его «либер фатер Конрад Карлович», «гражданин Михельсон».
После переезда концессионеров в Москву между ними произошел разговор:
— Послушайте, — сказал вдруг великий комбинатор, — как вас звали в детстве?
— А зачем вам?
— Да так! Не знаю; как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело, а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?
— Киса, — ответил Ипполит Матвеевич, усмехаясь.
— Конгениально!
Детское прозвище Ипполита, Киса, очень понравилось Остапу Бендеру. Компаньон частенько звал его так, хотя не скупился и на другие прозвища, вроде «фельдмаршал», «предводитель команчей» и тому подобные.
О судьбе Ипполита Матвеевича после событий романа «12 стульев» (1928) нет никаких данных. Он лишь один раз мельком упоминается Остапом Бендером в романе «Золотой телёнок».
Был такой взбалмошный старик, из хорошей семьи, бывший предводитель дворянства, он же регистратор загса, Киса Воробьянинов. Мы с ним на паях искали счастья на сумму в сто пятьдесят тысяч рублей.
Внешность и привычки
В начале романа «12 стульев» Ипполит Матвеевич описывается как высокий (185 см) седой старик (хотя ему только 52 года), носящий ухоженные усы. В очках Воробьянинов очень похож на Милюкова, а потому вместо очков вынужден носить пенсне.
Отправляясь на поиски сокровищ, Ипполит Матвеевич красит волосы в «радикальный чёрный цвет», но после умывания на следующий же день его волосы становятся зелёными и ему приходится побриться наголо и сбрить усы.
Из привычек Ипполита Матвеевича известно его обыкновение произносить по утрам «бонжур» (то есть фр. bonjour ) если он «проснулся в добром расположении», или «гут морген» (нем. guten Morgen ) если «печень пошаливает, 52 года — не шутка и погода нынче сырая».
Прошлая жизнь
В рассказе «Прошлое регистратора загса», напечатанном через год (1929) после публикации первоначальной версии романа Двенадцать стульев, приведены подробности из прошлой жизни Ипполита Матвеевича Воробьянинова. Этот рассказ представляет собой отдельное повествование, с совершенно другим образом Ипполита Матвеевича. Здесь герой представлен как гуляка-авантюрист. Если считать информацию из этого рассказа состоятельной, то «Ипполит Матвеевич Воробьянинов родился в 1875 году в Старгородском уезде в поместье своего отца Матвея Александровича, страстного любителя голубей.» То есть на момент главного действия романа ему было 52 года.
Ярким событием из прошлого Ипполита Матвеевича явился скандальный роман с женой окружного прокурора Еленой Станиславовной Боур, закончившийся отъездом обоих в Париж.
В 1911 году Воробьянинов женился на дочери соседа — состоятельного помещика Петухова. Произошло это после того, как отъявленный холостяк, наехав как-то в имение, увидел, что дела его пошатнулись и что без выгодной женитьбы поправить их невозможно…
— Ну, как твой скелетик? — нежно спрашивала Елена Станиславовна, у которой Ипполит Матвеевич после женитьбы стал бывать чаще прежнего…
В 1912 году, будучи предводителем дворянства, слыл заядлым филателистом и увлёкся коллекционированием земских марок, пытаясь перегнать английского коллекционера из Глазго, мистера Энфильда.
Узаконив в земстве выпуск марки Старгородской земской почты в количестве двух экземпляров, он собственноручно разбил клише, а на нижайшую просьбу знаменитого английского коллекционера продать ему одну марку за любые деньги написал весьма невежливый ответ латинскими буквами: «Накося выкуси!». [2] [3]
Продолжение этой истории так описал фантаст Сергей Синякин: «Даже в самый разгар войны А.Гитлер не оставлял попыток завладеть знаменитой Старгородской коллекцией марок. Захватив в плен сына советского руководителя — Якова Джугашвили, Гитлер через разведку предложил обменять его на две марки из коллекции И. М. Воробьянинова. Сталин долго раздумывал, расхаживая по кабинету и дымя трубкой. Остановившись перед ожидающим ответа Г. Жуковым, он вытащил трубку изо рта и глухо сказал: „Я лейтенантов на фельдмаршалов не меняю“». [4]
На масленицу 1913 года в Старгороде произошло событие, возмутившее передовые слои местного общества… В момент наивысшей радости раздались громкие голоса… В залу вошел известный мот и бонвиван, уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов, ведя под руки двух совершенно голых дам. Позади шел околоточный надзиратель в шинели и белых перчатках, держа под мышкой разноцветные бебехи, составлявшие, по-видимому, наряды разоблачившихся спутниц Ипполита Матвеевича.
Был 1913 год. Двадцатый век расцветал…
Ипполит Матвеевич, сидя на балконе, видел в своем воображении мелкую рябь остендского взморья, графитные кровли Парижа, темный лак и сияние медных кнопок международных вагонов, но не воображал себе Ипполит Матвеевич (а если бы и воображал, то всё равно не понял бы) хлебных очередей, замерзшей постели, масляного каганца, сыпно-тифозного бреда и лозунга «Сделал свое дело — и уходи» в канцелярии загса уездного города N.
Не знал Ипполит Матвеевич… и того, что через четырнадцать лет ещё крепким мужчиной он вернётся назад в Старгород и снова войдёт в те самые ворота, над которыми он сейчас сидит, войдёт чужим человеком, чтобы искать клад своей тёщи, сдуру запрятанный ею в гамбсовский стул, на котором ему так удобно сейчас сидеть…
Изгнанный из собственного дома в 1918 году, лишенный привычного образа жизни, Ипполит Матвеевич принял участь советского служащего со смиренным достоинством. Когда же перед ним в 1927 году вдруг замаячил шанс вернуть прежнюю роскошную жизнь, он очертя голову бросился на поиски своих сокровищ, будучи совершенно неприспособленным к этому.
Ипполит Матвеевич мигом преобразился. Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым. Усы медленно стали приподниматься…
— Никогда, — принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, — никогда Воробьянинов не протягивал руки. — Так протянете ноги, старый дуралей! — закричал Остап.
Он страдает (по словам Остапа) «организационным бессилием и бледной немочью», подвергается унижениям, опускается до попрошайничества, воровства, и, наконец, становится убийцей.
Фильм «12 стульев»: почему Гомиашвили затаил обиду на прославившего его Гайдая
Данелия, узнав о большом желании коллеги по цеху перенести на экран историю Остапа Бендера, решился на благородный жест – он подарил Гайдаю право на экранизацию. Георгий Николаевич признался тогда, что «перегорел» к роману «12 стульев», а снимать без огонька нельзя.
ПО ТЕМЕ
Задумавшему снимать «Берегись автомобиля» Рязанову пришлось «соблазнять» Смоктуновского на даче
Сплетни о богатстве, гневные письма и цензура: как Шукшин выстрадал фильм «Печки-лавочки»
Перепуганный Леонов нагишом бежал от тигра на съемках фильма «Полосатый рейс»
Владлен Бахнов, Леонид Гайдай преобразовали оригинальный текст книги в сценарий. Комитет кинематографии работу драматурга и режиссера раскритиковал. Чиновникам не хватало юмора и острого социального посыла.
Пока высокое начальство обсуждало сценарную заявку, Леонид Гайдай начал подбор актеров. На роль Остапа Бендера режиссер отобрал 200 претендентов, из которых выделил два десятка самых талантливых. Кинематографист хотел поместить в центр сюжета звезду – он смотрел Владимира Высоцкого, Евгения Евстигнеева, Андрея Миронова, Никиту Михалкова, Валентина Гафта, Алексея Баталова и даже певца Муслима Магомаева.
Съемки стартовали с Владимиром Высоцким, которого из-за возникших проблем пришлось заменить Александром Белявским. Нового Остапа Бендера забраковали высокие начальники, поэтому Леонид Гайдай вновь взялся за поиски главного героя. В итоге режиссер остановился на никому не известном актере Арчиле Гомиашвили, кандидатуру которого пришлось отстаивать в художественном совете. «Папа у Остапа – турецкоподданный, почему же тогда маме не быть грузинкой?» – отвечал на вопросы о национальности Гомиашвили Гайдай.
Отметим, что съемки в фильме «12 стульев» подарили Арчилу Гомиашвили известность. Между тем актер долгие годы был обижен на режиссера. После премьеры он обнаружил, что его переозвучили и очень расстроился. Остап Бендер в фильме Леонида Гайдая говорит голосом Юрия Саранцева.
Роль Кисы Воробьянинова получил Сергей Филиппов. Незадолго до начала работы у актера диагностировали рак мозга. Филиппов страдал дикими головными болями. Леонид Гайдай, опасаясь срыва съемок, решил передать роль Кисы Ростиславу Плятту. Последний, узнав о большом желании Филиппова сыграть Ипполита Матвеевича, уступил конкуренту.
Кадр из фильма «12 стульев»
Фильм «12 стульев» стал путевкой в большое кино для молодой Натальи Крачковской. Однажды актриса пришла на площадку к мужу, звукорежиссеру Владимиру Крачковскому. Увидев супругу коллеги, Гайдай воскликнул: «Так вот она, мечта поэта!». Режиссер предложил студентке ВГИКа роль Мадам Грицацуевой. Прочитав описание героини в романе Ильфа и Петрова Крачковская решительно отказалась. «Ты себя в зеркале видела?» – ответил Леонид Иович на нежелание Натальи.
Михаил Пуговкин попал в фильм «12 стульев» без проб. Ему досталась роль Отца Федора. Прежде чем приступить к работе Михаил Иванович получил благословение у матери. Актер боялся, что, играя алчного священнослужителя, он расстроит набожную родительницу.
Фото: Igor Gnevashev/Russian Look/www.globallookpress.com
Интересные факты о фильме «12 стульев»
Великие Комбинаторы мирового кино: Кто из актеров стал лучшим Остапом Бендером
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как это ни удивительно, первые Остапы Бендеры появились не в советском кино, а в зарубежном, задолго до знаменитых экранизаций Леонида Гайдая и Марка Захарова. Еще в 1933 г. вышла чешско-польская кинопостановка «Двенадцати стульев», где главных героев, переименованных в Фердинанда Шуплатко и Камила Клепку, сыграли Власта Буриан и Афольф Дымша. При этом создатели фильма перенесли место действия в Польшу, и сюжет не был связан с экспроприацией имущества.
Еще одной зарубежной адаптацией романа Ильфа и Петрова стал английский фильм «Пожалуйста, сидите» 1936 г., где Остапа Бендера сыграл Джордж Формби.
В 1938 г. вышел адаптированный под немецкие реалии фильм «Тринадцать стульев», где главную роль исполнил Ганс Мозер. По сюжету, парикмахер Феликс Рабе получает в наследство от своей тетушки 13 старинных стульев, в одном из которых были зашиты 100 000 марок. Вместо «предводителя дворянства» и работника ЗАГСа Кисы Воробьянинова во многих зарубежных версиях главным персонажем становился парикмахер.
В 1957 г. в Бразилии сняли ремейк немецкого фильма. Его создатели удивили зрителей тем, что помощником незадачливого парикмахера в поисках зашитого в стульях наследства стала женщина, которую сыграла Рената Фронци.
Еще один ремейк был снят в 1969 г. Во французско-итальянской комедии «Один из тринадцати» («12+1») искать драгоценности главному герою помогает тоже девушка (актриса Шэрон Тейт).
В 1962 г. вышла кубинская версия «12 стульев», в которой действие перенесено на Кубу, вскоре после Кубинской революции. Главных героев – Оскара и дона Иполито – сыграли Рейнальдо Миравальес и Энрике Сантьестебан.
Первым советским Остапом Бендером стал актер театра и кино Евгений Весник, который перевоплотился в Великого Комбинатора в спектаклях «Золотой теленок» (1956) и «12 стульев» (1963). Актер говорил, что в общей сложности выходил на сцену в образе Остапа Бендера более 600 раз! А Кису Воробьянинова тогда сыграл Анатолий Папанов, который позже предстал в том же образе в кино. Спустя годы Евгений Весник заявил, что считает свою интерпретацию образа Остапа Бендера самой верной, в то время как Арчил Гомиашвили «интеллектуально не дотягивает» до этой роли, Сергей Юрский не соответствует внешне тому Великому Комбинатору, которого описали Ильф и Петров, а Андрей Миронов «просто не понял, что играл»: в его исполнении Бендер – хохмач, комедийный герой, а не трагикомическая фигура.
На экранах зрители впервые увидели Бендера в исполнении Игоря Горбачева – в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» в 1966 г.
Самой классической экранизацией романа Ильфа и Петрова называют фильм «Золотой теленок» Михаила Швейцера. Над сценарием он работал около трех лет и свой замысел объяснял так: « Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным, обаятельным героем – может быть, сочувствуя ему, может быть, желая удачи, – пройдет крестный путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую! ». Роль Остапа Бендера в этой постановке исполнил Сергей Юрский, который говорил: « Счастье, что я сыграл Остапа. Бендер – один из моих любимых образов. Ведь он принес мне известность и любовь зрителей. Я и сам был влюблен в произведение Ильфа и Петрова, в режиссера и актеров. После «Золотого теленка» у меня появилось хобби – стал собирать игрушечных телят и коров ».
В советских экранизациях «12 стульев» главную роль играли актеры, которые, как правило, были старше литературного Остапа Бендера, а вот в американской версии 1970 г. его сыграл ровесник – 28-летний актер Фрэнк Ланджелла. И хотя американская версия романа Ильфа и Петрова была слишком упрощенной, главный герой выглядел вполне убедительно, соответствуя авторской характеристике – молодой, обаятельный, «с военной выправкой», самонадеянный и отчаянный авантюрист.
В 1971 г. на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «12 стульев», где роль Остапа Бендера сыграл Арчил Гомиашвили. Поиски актеров продолжались очень долго, режиссер выбирал главного героя из 22 претендентов, среди которых были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Андрей Миронов, Валентин Гафт и другие знаменитые актеры. Поначалу он решил остановить выбор на Александре Белявском, но в паре с Сергеем Филипповым он смотрелся «неавторитетно», и роль досталась 44-летнему Арчилу Гомиашвили, который уже давно играл Бендера на театральной сцене.
Спустя 5 лет свою версию «12 стульев» снял Марк Захаров, который уже на стадии написания сценария знал, что его Бендером станет забракованный Гайдаем Андрей Миронов, а Кисой Воробьяниновым – Анатолий Папанов, который также не прошел пробы в предыдущем фильме. Гайдай очень ревностно относился к новой версии «12 стульев» и называл фильм Захарова «уголовным преступлением». Гомиашвили также не оценил этой экранизации, считая ее «опереточным фарсом».
В 1993 г. вышел фильм Василия Пичула «Мечты идиота», снятый по мотивам «Золотого теленка». Здесь Остапа сыграл, наверное, самый необычный из всех претендентов на эту роль – певец Сергей Крылов. В 2003 г. появилась еще одна оригинальная интерпретация романа – фильм немецкого режиссера Ульрике Оттингера «12 стульев», где главную роль исполнил Георгий Делиев.
В новогоднем мюзикле «12 стульев» в 2005 г. в образе Остапа Бендера предстал Николай Фоменко. А в 2006 г. вышел сериал «Золотой теленок», где главная роль досталась Олегу Меньшикову. На тот момент актеру было уже 46 лет, но его интерпретацию легендарного персонажа критики и коллеги разнесли в пух и прах не по этой причине. Режиссер Татьяна Лиознова говорила: « Это худший из всех Остапов! Новый Бендер слабосильный и какой-то женственный, словно лишенный мужского начала ». С ней соглашался Марк Захаров: « В «Золотом теленке» аморфное и замедленное действие. У Андрея Миронова, Юрского и даже у Гомиашвили была целеустремленность и энергия, которой мне недостает в Меньшикове. Он актер интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остается только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: