как узнать rms трека
Как узнать rms трека
Кто чем измеряет rms?
Помимо анализаторов спектра еще используются дополнительный инструментарий, который поможет в работе с музыкальным треком. Так как сейчас разработано много плагинов, которые измеряют rms, возникает вопрос: «Каким пользоваться?» Очевидно, что использовать нужно инструмент в режиме реального времени, но не в каждом секвенсоре он есть, например в Steinberg Cubase нет такого инструмента, хотя есть статичный инструмент, который поможет проанализировать аудиотрек, вызывается в меню Audio->Statistics
steinberg statistics
Но этого инструмента недостаточно, так как он не позволяет работать в режиме реального времени. Далее я буду приводить примеры плагинов, которые существуют на данный момент, а так же опишу в чем плюсы и минусы каждого.
За эталон измерительного прибора я беру измеритель rms, который встроен в профессиональный аудио редактор Steinberg Wavelab и поэтому буду ориентироваться именно на него.
Первое что хочу это обратить ваше внимание, что многие измерители rms показывают различные значения. Это бывает по некоторым причинам. Например, изначально была допущенная ошибка программистами или данный плагин показывает значения, так как некоторая модель существующего прибора, так что незабываем, возможно, имеется множество настроек, которые стоит тоже учитывать.
dfx RMS Buddy
И так свой топ измерителей rms начну с бесплатного плагина под названием dfx RMS Buddy. Первое, конечно же, хотелось отметить, что данный плагин бесплатный, и любой может пользоваться в своей деятельности, так же на официальном сайте имеется исходный код. Интерфейс прост, значения, которые показывает этот плагин, соответствует значениям редактора от Steinberg, один минус данного плагина, в том что если нажать на кнопку reset, он долго доходит до истинного значения.
Waves PAZ Meters
Waves PAZ Meters плагин платный, имеется возможность измерять как peak, так и rms. Значения тоже приближены к Steinberg Wavelab, но для меня является его недостатком то, что постоянно нужно выполнять щелчок по значениям плагина, иначе он показывает некорректные значения.
Voxengo Span
Voxengo Span помимо того, что этот плагин бесплатный, часто обновляется и дорабатывается, это анализатор спектра с возможностью измерения rms, но мною часто было замечено, что он не всегда показывал корректные значения. Данный плагин больше порекомендовал использовать, как анализатор спектра, чем измеритель rms значений.
Brainworx bx_control V2
И так мой топ заканчивается на моём любимом плагине brainworx bx_control v2. Почему выбрал я именно этот плагин из всех перечисленных и которые существуют? Данный плагин корректно показывает значения rms, которые соответствуют Steinberg Wavelab, также он имеет возможность расширения стереобазы, возможность проверить на моносовместимость, а эти все перечисленные характеристики очень важны при проверке музыкального произведения. У данного плагина есть один недостаток в том, что он платный.
Конечно, существуют еще много различных плагинов, которые работают в данном направлении, но помоему мнению, из тех, что я перечислил это тот набор, который поможет вам в вашей деятельности.
Способы измерения громкости. RMS или LUFS?
Тема урока взята из курса: Экспресс курс Ableton Live 10 ›
Измерение и контроль различных параметров аудио сигнала один из важнейших аспектов записи, сведения и мастеринга. Давайте раскроем некоторые из тайн этого процесса, чтобы вы могли работать с точными данными и знать, когда и какой тип измерений лучше использовать.
Какая самая важная часть вашей цепочки записи? Это микрофон или микрофонный предусилитель? Ваш выбор DAW? Как насчет ваших динамиков или усилителя?
Правильный ответ: ни один из вышеперечисленных. На самом деле это скромный измерительный прибор.
Удивлены? Тогда, учтите это: без точных измерений уровня вы не знали бы, как настроить регулятор на входе, что может привести к шуму (или, что еще хуже, искажениям) в вашем сигнале, не знали бы, когда ваш сигнал уже начал попадать в зону клиппинга. Вы не знали бы, насколько эффективна ваша динамическая обработка. И вы не смогли бы обеспечить надлежащим образом сведенный для мастеринга микс.
В этой статье мы разгадаем тайны измерения звука и обсудим, какие способы лучше использовать.
“Олдскульные” измерительные устройства
В дни аналоговой записи измерительные приборы фактически показывали уровень электрического сигнала в качестве отображения уровня аудио сигнала. Существовало три основных типа измерителей:
RMS и LUFS
Современные цифровые технологии позволяют использовать альтернативные типы измерений, которые могут использоваться в сочетании с традиционными измерителями (или вместо них).
Измерение RMS (Root Mean Square) является более точным способом определения громкости по сравнению с традиционными аналоговыми устройствами. RMS-метры, по существу, эмулируют VU-метры и предназначены для лучшего отображения воспринимаемой громкости, показывая среднеквадратичный выходной уровень, рассчитанный в течение короткого периода времени. RMS обычно будет отображаться ниже эквивалентного пикового метра, поскольку пики усредняются в общей громкости, что дает более стабильный и непрерывный уровень, который ближе к нашему восприятию по сравнению с быстро меняющимся уровнем.
Однако, в отличие от человеческого уха, который имеет различную чувствительность на разных частотах (т.е. мы воспринимаем изменения громкости на средних частотах гораздо более остро, чем на низких и высоких), измерители уровня “старой школы” не могут различать частотные диапазоны. Чтобы учесть это, была создана совершенно новая шкала измерения, называемая LUFS (аббревиатура от «Loudness Units Full Scale» (полномасштабная шкала громкости)).
Шкала LUFS широко используется в индустрии вещательного телевидения. Она также используется в видеоиграх и стриминговых сервисах. Некоторые игровые компании указывают, что музыкальный трек должен находиться в пределах определенных уровней LUFS, чтобы они могли лучше предсказать, как он будет балансировать с другими звуками игры.
Знайте свой временной диапазон
За последние несколько лет было установлено и стандартизировано несколько временных шкал, наиболее распространенные из них:
Momentary моментальные измерения 400 мс сигнала, достаточные для кратчайшего измерения общей громкости.
Short Term Краткосрочная средняя громкость в период от 1 до нескольких секунд, с некоторым перекрытием между временными срезами.
Long Term (иногда называемый Integrated Loudness) показывает средний уровень громкости всего трека.
True Peak В цифровых цепях даже мгновенные, неощутимые на слух пики уровня передачи становятся причиной сильнейших искажений, выражающихся в щелчках и тресках. Поэтому не показывающий пики короче 5 мс квазипиковый прибор, вполне удовлетворявший по точности требованиям аналогового вещания, для контроля уровня цифрового сигнала оказался непригоден.
Цифровой сигнал необходимо измерять практически безынерционным измерителем, реагирующим на импульсы длительностью менее 0,1 мс, т.е. дающим возможность измерить мгновенные значения сигнала. В литературе измерители мгновенных пиковых значений стали называться «истинно-пиковыми» (True peak) или SPPM (Sample peak program meter) т.е. «измерителями пиков программного уровня с точностью до сэмпла». Измерители мгновенных значений имеют шкалу, отградуированную в dBFS, т.е. в децибелах относительно полной цифровой шкалы уровня сигнала. Этот уровень, обозначенный на шкале прибора отметкой 0 dBFS, является пределом, превышение которого приводит к клиппингу.
Больше измерений!
Имейте в виду, что нет оснований ограничивать себя только одним измерителем. В конце концов, вполне возможно, что сигнал будет выглядеть одним образом на одном типе измерителя, но совершенно по-другому на другом. Например, звуки ударных с выраженными транзиентами, подобные бубну, обычно вызывают только незначительные колебания на медленно реагирующем измерителе VU, в то время как голос соло может звучать относительно тихо, даже если стрелка PPM прыгает.
После того, как вы определили тип(ы) измерителей, который хотите использовать, вставьте их не только в конце вашей цепочки, но и там, где вы чувствуете, что они понадобятся (например, может быть полезно иметь измерители до и после после динамических процессоров, таких как компрессоры или лимитеры).
И самое главное, часто сверяйтесь с данными измерителей, когда вы записываете, сводите и выполняете мастеринг. Это ключ к получению хорошего продукта и предотвращению неприятных звуковых сюрпризов.
Освойте все типы синтеза, креативные техники семплирования, научитесь гибко работать с эффектами.
Уникальная методика, которая позволит вам за 45 дней найти фирменное узнаваемое звучание под руководством опытных наставников! Вы создадите собственную библиотеку звуков, оригинальный трек на ее основе и многое другое! Узнайте больше по ссылке.
Как узнать rms трека
Если у вас приличный опыт звукорежиссуры и с аудиоредакторами вы на «ты», скорее всего, эта небольшая статья ничего нового для вас не откроет. В ней речь пойдет о технических характеристиках звука, таких как пиковая амплитуда и различные виды RMS.
Впрочем, иногда бывает весьма полезно уложить в голове уже знакомую информацию словами другого человека.
Пиковая амплитуда
Главный абсолютный показатель громкости в звуковой дорожке – это пики. Открывая файл в любом редакторе, вы видите прорисовку волны, которая в громких местах подскакивает вверх. Эти «подскоки» как раз и называются пиками, или пиковой амплитудой (Peak Amplitude).
Нужно помнить, что звук – не математическая, а физическая величина, значение его громкости не может быть отрицательным. Соответственно, горизонтальная линия, изображающая ось Х, не означает, что волна ниже нее имеет отрицательную громкость. Самый тихий звук находится не в самой нижней точке рабочего окна, а на уровне оси Х. Любые отклонения вверх или вниз – некоторая неотрицательная громкость. Всплеск вниз будет таким же заметным, как и всплеск вверх на ту же амплитуду.
Но не путайте значение 0 дБ с осью Х, которую скорее можно назвать «минус бесконечностью». 0 дБ – это ограничительные линии, которые можно найти в аудиоредакторе с двух сторон от волны – сверху и снизу (см. рисунок). Выход за пределы этого уровня приведет к клипам, то есть к искажениям сигнала. Клипы можно получить двумя способами – ошибками во время записи (слишком сильно разогнанная чувствительность микрофона или инструмента) или ошибками при обработке уже записанных фрагментов.
Обычные методы увеличения громкости на первых порах приобщения к сфере звукорежиссуры – это повышение чувствительности (Gain) или нормализация (Normalize). Эти два приема – по сути одно и то же, только первый позволяет изменить громкость на заданное значение, а во второй – привести к заданному уровню.
Зачем же тогда нужна функция изменения чувствительности? Во-первых, с ее помощью можно не только увеличить громкость, но и уменьшить. А во-вторых – опытный звукорежиссер использует манипуляции с чувствительностью для выравнивания громкости звучания дорожки в ручном режиме, учитывая необходимый запас в децибелах для будущей обработки (хедрум).
К примеру, бывает, что бочка, бас-гитара или голос записаны динамически неровно, а использовать компрессор нецелесообразно. Тогда проваливающиеся участки можно аккуратно поднять, а слишком громкие – слегка убавить. Такая процедура наносит звуку намного меньше вреда, чем топтание дорожки компрессией, но она требует опыта.
Однако наведение порядка с пиковыми значениями через нормализацию или гейн практически никогда не дает ощутимого эффекта по увеличению громкости песни. Чтобы заставить композицию звучать громче, необходимы более глубокие вмешательства, связанные с уменьшением ее динамического диапазона.
RMS и его разновидности
Для условной градации песен по громкости и анализа динамического диапазона звукорежиссеры используют характеристику RMS в различных видах.
RMS – параметр, показывающий среднюю громкость звучания трека или какой-либо его части. С математической точки зрения RMS (Root Mean Square) – это среднеквадратическое значение громкостей всех семплов дорожки.
По сути, звуковой файл – это многократное чередование амплитудных пиков и провалов волны. Даже в очень громкой музыке невозможна ситуация, когда волна непрерывно находится на максимуме своей амплитуды, ей обязательно надо проходить через центральную ось, ведь звук – это колебания.
В любой записи есть определенное количество громких и тихих участков, а также участки с промежуточными значениями громкости. Минимальный дискретный участок звукового файла – это семпл. Каждый семпл в звуковой дорожке имеет свою амплитуду, то есть воспроизводится на определенной громкости.
При работе на частоте дискретизации 44,1 кГц в 1 секунде записи содержится 44100 семплов. Если композиция длится 1 минуту, то всего в ней 2,646 млн. семплов. Чтобы вычислить RMS, нужно громкость (амплитуду) каждого семпла возвести в квадрат, суммировать все получившиеся значения, потом это число разделить на количество семплов, и из результата вычислить квадратный корень. Как будто бы сложно, но на деле все элементарно:
Где a – это каждый отдельный семпл, n – количество семплов.
Среднеквадратическое – это почти то же самое, что знакомое всем из школы среднее арифметическое, только каждое слагаемое возводится в квадрат, а из общего результата дроби вычисляется квадратный корень.
Разные аудиоредакторы немного по-разному подходят к анализу RMS, но в целом концепция схожая. Очень удобен для этих целей Adobe Audition. При сборе статистических данных по файлу программа учитывает следующие показатели:
Почему измерителей сигнала так много?
Измерить сигнал, что может быть проще? Подключил вольтметр и измеряй. Но, не всё так просто. Реальные звуковые сигналы — это не синусоида. Они устроены гораздо сложнее. Поэтому при измерении уровней звуковых сигналов используют несколько типов измерителей. Почему?
Дело в том, что измерители имеют различные динамические параметры и, соответственно, по-разному реагируют на разнообразные реальные сигналы. Следовательно и области применения их несколько отличаются. По одним удобно следить за максимальными уровнями сигналов, но реальную громкость они практически не отображают. Другие, наоборот, несмотря на то что они плохо реагируют на пики сигналов, вполне удовлетворительно отражают субъективную воспринимаемую нами громкость (уровень) сигнала.
Пик-фактор
Итак, существуют три основных типа вольтметров — вольтметр «средних значений», «пиковый» вольтметр и вольтметр «действующих значений», иначе называемый «среднеквадратичный» (RMS).
VU-измеритель
VU-измеритель — это вольтметр средних значений (VU-meter, или «волюметр»). Он исторически появился самым первым, и является самым простым по устройству — показывающий прибор просто включён в диагональ диодного моста. Динамические характеристики измерителя полностью определяются инерционными параметрами стрелочного индикатора, а все механические измерители имеют весьма значительный разброс по этим параметрам. Соответственно и показывает он по преимуществу «цену на дрова на северном полюсе во время засухи».
Однако, благодаря его длительному применению звукорежиссёры накопили богатый опыт работы, позволяющий (при соответствующей практике) правильно оценивать показания измерителя и вносить необходимые поправки «на слух», с учётом характера звукового материала. Только этим (и ничем иным) и объясняется такая феноменальная «живучесть» этого типа измерителей.
RMS- измеритель
Вольтметр действующих значений (среднеквадратичный) показывает величину напряжения, пропорциональную реальной долговременной мощности сигнала, его «тепловой эквивалент» И в самом деле, лучшие RMS-вольтметры построены именно с использованием термопреобразователей. Исследуемое напряжение нагревает термоэлемент, по температуре которого и судят о величине напряжения. Однако, как вы понимаете, нагрев термоэлемента — дело долгое, измеритель получается излишне инерционным, и применять его для оценки звуковых сигналов занятие неблагодарное. Другое дело — измерение напряжения шумов.
Запомните! Измерять уровень шумов аппаратуры можно только среднеквадратичным вольтметром! И никаким иным! При использовании любых других — ошибки в результатах из-за стохастического характера шумов абсолютно непредсказуемы!
PEAK- измеритель
Пиковый вольтметр в подавляющем большинстве случаев как раз и служит измерителем уровней звуковых сигналов в профессиональной аппаратуре. Однако он «в чистом виде» малопригоден для работы, так как, реагируя даже на самые короткие пики сигнала, будет давать постоянно завышенные показания, а фонограмма при этом будет тихой. Как же быть? Выход был найден в некотором (намеренном) «ухудшении» параметров измерителя. Таким образом, чтобы отдельные, «очень уж короткие» пики сигналов он как бы «перестал видеть». Для этого в схему измерителя были введены специальные интегрирующие зарядно-разрядные цепочки, определяющие динамические характеристики прибора. Такие измерители получили название «квазипиковые» (PPM — международное обозначение), и вот они-то на самом деле и являются теми измерителями, с которыми мы имеем дело в повседневной практике
Запомните! ВСЕ измерители, на которых написано «Peak» — на самом деле являются квазипиковыми! Единственные чисто пиковые измерители — это индикаторы «Over» на некоторых цифровых рекордерах.
При работе в виртуальной звуковой студии (секвенсоре) сейчас распространено применение «двойных» индикаторов, которые показывают оба значения — и пиковое, и действующее. Хотя следует понимать, что индикатор «Peak« реально квазипиковый (см. выше), а та часть индикатора, которая на самом деле показывает истинный RMS-уровень (есть и такие, только цена «кусается»), стыдливо, по инерции, иногда именуется «VU».
Для единообразия применения динамические характеристики двух типов измерителей стандартизированы.
Квазипиковый измеритель должен иметь время интеграции 5 мс, а время возврата — 1,7 с. По определению, время интеграции — это длительность такой одиночной тональной посылки, при которой указатель индикатора доходит до отметки –2 дБ, а время возврата — это время, за которое указатель индикатора после отключения от его входа сигнала номинального уровня опускается до отметки –20 дБ.
В отличие от квазипиковых, у измерителей средних уровней нет раздельных времен интеграции и возврата, а есть только одно, одинаковое для обоих направлений перемещения указателя, оно называется постоянной времени. В измерителях со светодиодным или иными световыми указателями постоянная времени измерительной схемы должна составлять 300 мс.
Как пользоваться измерителями?
Поскольку квазипиковые (PPM-Meter) и измерителей средних уровней (VU—Meter) имеют различные динамические свойства и, следовательно, по-разному реагируют на реальные сигналы, их области применения различаются. По квазипиковому индикатору удобно следить за максимальными уровнями сигналов (чтобы не допустить перегрузки устройств записи или усиления звука), однако реальную громкость сигналов он практически не отображает. VU-измерители плохо реагируют на пики сигналов, однако вполне адекватно отражают именно громкость, субъективно воспринимаемую слуховым аппаратом человека.
Неудивительно, что их используют совместно. Это очень разумное решение.
В наши дни в секвенсорах имеются для линейки светодиодов или специализированные индикаторы, на которых одновременно отображаются и пиковое, и среднее значения уровня в виде светящегося столбика и перемещающейся точки или черточки (peak hold). Часто эти два измерителя имеют одно и то же время интеграции, только точка либо гораздо медленнее возвращается, либо на определенный промежуток времени фиксируется, а затем гаснет. Подобные измерители реализованы программным путем в звуковых редакторах и в плагинах. В ряде случаев пиковые значения сигнала отображаются не в графической, а в числовой форме.
При использование такого «совмещённого» измерителя нужно понимать, что в цифровой аппаратуре амплитуда сигнала запоминается в виде числа и не является непрерывно изменяющимся напряжением, граница максимума на самом деле является максимально допустимым значением. В общих чертах у цифровой аппаратуры нет запаса динамического диапазона; следовательно, уровень входного сигнала нужно установить таким, чтобы амплитуда сигнала, оставаясь близкой к 0 дБ, ни при каких условиях не переходила эту границу. Иначе при превышении верхнего порога сигнала происходит не плавное искажение формы сигнала (как в аналоговой аппаратуре), а срезание верхушек колебания, оказывающихся выше этого порога.
Если вы не хотите, чтобы тембр звука получился специфическим и неприятным на слух, что характерно для цифрового ограничения сигнала, сделайте так, чтобы показания цифрового индикатора ни при каких условиях не переходили верхний порог.
В общем случае невозможно уменьшить уровень входного сигнала, если он уже поступил в компьютер; если он слишком сильный, необходимо уменьшить уровень сигнала на выходе источника сигнала или на входе устройства сопряжения аудиоаппаратуры.
Краткие сведения о различных VU/PPM — измерителях уровня
Обычно в дополнительных настройках измерителя в секвенсоре можно выбрать ряд настроек шкал и динамических свойств измерителей. Зачем? Дело в том, что в теории и в практике измерения уровня аудиосигнала нет единства и жесткой стандартизации. Давным-давно крупные разработчики радиоаппаратуры пошли каждый своим путем.
Вот небольшая таблица:
При воспроизведении одной и той же фонограммы столбики различных измерителей уровня будут «колыхаться» по-разному. Любителю заметить разницу при переходе от одного измерителя к другому сложно, а профессионал (привыкший к одному измерителю) будет испытывать дискомфорт при переходе на другой.
На этом всё. Удачи в проектах!
Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями.
Как понять, что песня готова и её можно показывать всем на свете [+ чек-лист]
Список-напоминание о том, что отличает демку от готового трека.
Грань между песней в производстве и законченным проектом очень размыта. Можно потратить десятки часов на сведение и мастеринг, и всё равно не достичь успеха, а можно, наоборот, уделить сведению совсем немного времени и получить качественный трек. SAMESOUND рассказывает, как понять, что песня готова.
Один из самых сложных вопросов, который встаёт перед музыкантами при работе над собственными треками: «Как понять, что песня готова к релизу?». В какой момент пора прекратить крутить ручки и полировать микс, и просто отпустить его в мир? Отличить законченный трек от демки не так сложно, нужно лишь соблюсти ряд условий.
Мы собрали воедино все обязательные вещи, отличающие законченную композицию от рабочего проекта. В тексте не будет инструкций: вместо них речь пойдёт о том, что нужно сделать и чего добиться от проекта, чтобы его можно было смело публиковать. Никто не претендует на истину в последней инстанции, однако при соблюдении всех 12 пунктов нашего чек-листа (сам чек-лист в конце статьи) можно смело делать миксдаун и публиковать трек повсеместно.
Сведение любой песни начинается с расстановки дорожек в правильном порядке и распределения аудиофайлов и MIDI-регионов по ним. Перед началом работы проверьте микс на содержание: все инструменты и партии должны быть на своих местах, никто не должен быть забыт.
Нередки случаи, когда по невнимательности музыканты забывали о какой-либо партии в миксе и выпускали трек без неё. К примеру, в 1993 году группа ЧайФ забыла добавить партию гитары в песню «Псы городских окраин» — она вышла в неполном виде. Проблема обнаружилась уже после того, как пластинка «Дети гор» поступила в продажу.
Все аудиофайлы в проекте нужно очистить от нежелательных шумов — гула подключенной гитары или усилителя, грязных звуков от касаний грифа или струн, причмокиваний и чавканий в дорожке вокала. Во время записи от них никуда не деться, но в итоговом миксе им нет места.
Откройте каждый файл и примените эффект тишины к началу и концу аудиофайла. Речь идёт о местах, в которых нет полезного контента — тех, где музыкант ничего не играл. То же самое относится к паузам в партии и паузам между строчками текста.
Дополнительно сделайте небольшие, практически незаметные затухания в начале и конце каждого отрезка. Так партии не будут резко врываться в микс и бить слушателя по ушам — их появление станет плавным.
Баланс по громкости, грамотное панорамирование и отсутствие пиков и вылетов в красную зону — уже половина успеха микса. Гармония между инструментами достигается на первых этапах работы над песней с помощью регуляторов громкости и панорамы.
Сводить трек проще, когда каждый участник микса находится на своём месте, не тянет одеяло на себя и не лезет на передний план. Бывает так, что после обработки компрессором или эквалайзером баланс композиции рушится — инструменты вылезают вперёд, прячут собой других участников трека. Причина тому — некорректные уровни громкости и неверное панорамирование.
ПАНОРАМИРУЕМ ПРАВИЛЬНО
Правильная громкость и панорама гарантируют, что обработка эффекта не создаст дополнительных проблем. Даже если звучание микса изменится, то оно всё вернётся на свои места после небольших корректировок, а не полной переделки проекта.
Десятки слоёв вроде бы создают ощущение сложной аранжировки и какой-то концептуальности, но не приближают работу над треком к логическому концу. Смешать десятки звуков в одном проекте проще простого, однако перенасыщенные композиции невозможно слушать. Мозг попросту не может сфокусироваться на музыке, устаёт от потока информации. Как следствие такой микс хочется поскорее выключить.
Ранее мы советовали проверить наличие всех партий в проекте. Теперь, когда каждый кусочек пазла занял своё место, настало время избавляться от лишнего. Адекватно оцените аранжировку, подумайте о том, какую смысловую нагрузку несёт каждая партия и нужна ли она миксу. Зачем треку десятки перкуссионных инструментов? Какой смысл в четырёх дорожках гитары? С какой целью в куплете синтезатор?
Если какая-либо партия вызывает вопросы и создаёт ощущение, что от неё можно избавиться — избавьтесь от неё.
Чтобы найти лишние элементы, поставьте себя на месте человека, впервые слушающего ваш трек. Включите свой проект фоном, сходите в другую комнату или займитесь чем-нибудь параллельно прослушиванию. При отвлечённом прослушивании выявляются многие моменты, на которые не обращаешь внимание перед окном DAW — неудачные партии, лишние инструменты, неподходящие звуки.
Все инструменты звучат в собственных диапазонах частот. Из-за того, что сигналы разных инструментов могут существовать в одних и тех же или схожих диапазонах, в миксе образуется грязь.
Найдите все проблемные места микса и устраните образующиеся столкновения частот с помощью эквалайзера, низко- и высокочастотных фильтров. Так вы очистите трек и создадите дополнительное пространство для каждого участника композиции.
Если устранить столкновения не удаётся, внимательно изучите аранжировку. Возможно, её придётся изменить, отказавшись от каких-либо инструментов или заменив звуки.
ЧИСТИМ МИКС ПО СПЕКТРУ
Отношения баса и бочки — важный аспект хорошо звучащего микса. Работать с этой парой нужно особенно внимательно, так как они требуют правильно выстроенного баланса, подрезки сталкивающихся частот, устранения гула и маскировки.
Бочка и бас — не соперники за частоты, а команда, которая держит низ микса. Создать гармонию поможет спектральный анализатор и карманная эквализация, во время которой на спектре создаются своего рода отдельные изолированные области для бочки и баса. Особое внимание нужно уделить области от 30 до 250 Гц — именно здесь находится основа этих двух инструментов.
БОЧКА И БАС — ВМЕСТЕ НАВЕК
Дополнительно проверьте суб-басовый диапазон — частоты до 60 Гц включительно. Избыток и недостаток баса легко пропустить при сведении на небольших мониторах ближнего поля, однако он хорошо заметен при использовании более крупных и мощных систем мониторинга.
Учитывая характер низких частот, лучше перевести дорожки баса и бочки в моно, чтобы они не растекались по низу микса и не создавали грязь.
Для проверки отношений бочки и баса можно послушать микс на разных источниках звука. Прогоните черновой миксдаун через музыкальный центр, пищалки Genius, акустическую систему в машине, обычные и профессиональные наушники и беспроводные колонки. Выявленные недостатки звучания проверяйте спектральным анализатором: он — главный помощник в сведении баса и бочки.
Какую бы роль в песне не занимал вокал, его должно быть ровно столько, сколько нужно. Звучит слишком пространственно, но факт остаётся фактом: голос не должен выпирать вперёд, закрывая собой остальные инструменты, но вместе с тем не должен прятаться за другими участниками микса.
Голос должен находиться в центре микса, обтекаемый и обвалакиваемый другими инструментами. Для достижения нужного результата полагайтесь в первую очередь на уши, а не на глаза — не важно, в каком положении зафиксирован регулятор громкости, если голос идеально лёг в микс.
При работе с вокалом учитывайте особенности человеческого голоса. Некоторые голоса звучат мощнее по своей природе и требуют более внимательного подхода к обработке.
В рамках микса вокал должен всегда оставаться хорошо различимым. Самым полезным инструментом здесь станет автоматизация, которая выведет голос на нужные уровни громкости в разных частях композиции. Благодаря этому голос сохранит читаемость.
Как и бочку с басом, вокал хорошо проверяется на разных акустических системах. При прослушивании следите за тем, чтобы голос не терялся среди других инструментов, но и не перекрикивал весь микс.