актеры сыгравшие в фильме берегись автомобиля
Фильм «Берегись автомобиля»: актеры и роли
Фильм «Берегись автомобиля» как в 1966 году, так и сейчас производит на зрителя исключительно положительное впечатление. В картине нашлось место и для чувствительного серийного угонщика машин, и для дисциплинированного следователя, который в свободное от поимки преступников время играет в народном театре.
Наличие таких выразительных главных героев подразумевало наличие не менее выразительных главных актеров. Поэтому неудивительно, что на главные роли были приглашены уже состоявшиеся звезды. Благодаря блестящему сценарию фразы из «Берегись автомобиля» разошлись на цитаты, а вальс композитора Андрея Петрова и сейчас приходит на ум при упоминании фильма.
Редакция 24СМИ рассказывает любителям комедийных лент о судьбе артистов картины, составив список с фотографиями.
Иннокентий Смоктуновский (1925-1994)
Один из центральных персонажей ленты — страховой агент Юрий Деточкин, который в свободное время ворует автомобили. Эта роль в фильме досталась актеру Иннокентию Смоктуновскому.
Несмотря на противозаконность действий, герой артиста вызывал у публики уважение, ведь заработанные деньги он пересылал в детские дома.
После выхода картины в свет артист продолжил сниматься в кино и играть в театре.
Олег Ефремов (1927-2000)
Роль следователя Максима Подберезовикова, пытавшегося поймать Деточкина, досталась актеру Олегу Ефремову.
Изначально режиссер ленты хотел, чтобы Ефремов перевоплотился в Робина Гуда из народа, но судьба внесла свои коррективы, и Олег стал представителем закона.
Съемки в «Берегись автомобиля» не только увеличили армию поклонников артиста, но и принесли ему множество новых предложений о работе.
Любовь Добржанская (1905-1980)
Имя актрисы Любови Добржанской было малоизвестно зрителям. В фильме она перевоплотилась в маму персонажа Иннокентия Смоктуновского.
После завершения съемок кинематографическая биография артистки пополнилась еще парой новых проектов. Среди них самым популярным стал фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», в котором коллегами Добржанской по съемочной площадке стали Юрий Яковлев и Лия Ахеджакова.
Ольга Аросева (1925-2013)
В отличие от Добржанской, актрису Ольгу Аросеву зритель уже знал по фильмам «Мы с вами где-то встречались» и «Гость с Кубани».
В картине Эльдара Рязанова артистка перевоплотилась в Любу — водителя троллейбуса, являющуюся также невестой Юрия Деточкина.
Затем кинематографическая копилка артистки пополнилась множеством работ, а в 1989 году Аросева стала участницей развлекательного шоу «Кабачок «13 стульев»».
Андрей Миронов (1941-1987)
Еще одно известное имя в составе актеров — Андрей Миронов. В фильме артист сыграл Диму Семицветова — владельца комиссионного магазина, иногда торгующего из-под прилавка.
Лента «Берегись автомобиля» стала точкой отсчета в череде звездных ролей советского мастера перевоплощений. После премьерного показа картины фильмография Миронова пополнилась десятком новых работ, среди которых многие («Бриллиантовая рука», «12 стульев») стали культовыми.
Татьяна Гаврилова (1939-2000)
Жену персонажа Андрея Миронова сыграла актриса Татьяна Гаврилова. Героиня артистки Инна — крайне склочная и шумная дама — вызывала у зрителей смешанные чувства.
В 70-х востребованность артистки пошла на спад. В этот закатный период самой запоминающейся работой Гавриловой стала роль преступницы Люсьен в фильме Василия Шукшина «Калина красная».
В конце 90-х Гавриловой присудили звание народной артистки РФ.
Анатолий Папанов (1922-1987)
Второстепенную роль подполковника в отставке — Семена Сокола-Кружкина, являющегося также тестем Семицветова, — исполнил актер Анатолий Папанов.
Зритель по сей день помнит этого артиста как контрабандиста Лелика из легендарной комедии «Бриллиантовая рука». Позже лицедей, хорошо зарекомендовавший себя у режиссеров, снялся в ряде культовых лент. Правда, в большинстве из них у Папанова были эпизодичные роли.
Евгений Евстигнеев (1926-1992)
Еще один великий артист — Евгений Евстигнеев — также был удостоен роли второго плана. В ленте он сыграл режиссера народного театра, на сцене которого выступали персонажи Ефремова и Смоктуновского.
После выхода в свет комедии Евгений в разы увеличил армию своих поклонников, снявшись в лентах «Семнадцать мгновений весны», «По семейным обстоятельствам», «Золотой теленок» и «Место встречи изменить нельзя».
Смоктуновский умер, узнав, что его сестру зарубили топором
55 лет назад начались съемки криминальной комедии «Берегись автомобиля». А сильно затянулись они, потому что в роли страхового агента Деточкина Эльдар Рязанов видел Юрия Никулина. А тот укатил на длительные зарубежные гастроли. И в итоге утвердили Смоктуновского. В советском прокате фильм о современном Робин Гуде, переводившем деньги, вырученные за украденные им у «рвачей-богачей» автомобили, в детские дома, собрал 29 млн. зрителей. По сложившейся традиции репортеры «Экспресс газеты» навестили могилы актеров, снявшихся в легендарной картине.
Из-за обострения старого заболевания легких в последние месяцы жизни Олег Ефремов мог дышать только с помощью кислородного аппарата. Требовалась трансплантация легкого. Помимо этого, Ефремов с трудом ходил, виной чему был тромб. Но Олег Николаевич не жаловался: руководил МХАТом, репетировал.
Фото Ларисы Кудрявцевой
После очередного осмотра врачи заявили, что жить артисту осталось полгода. Но он умер раньше от закупорки сосудов. Похороны состоялись спустя неделю, потому что почти вся труппа театра находилась на гастролях в Тайване. Вернуться раньше артисты не могли, так как пришлось бы платить неустойку в 300 тысяч долларов. К слову, во МХАТе многие верят, что это именно душа Ефремова летает по театру в образе большой бабочки.
Но в конце 70-х артистке перестали давать роли. Она ушла с гордо поднятой головой. И тут же сломалась: вылезла куча болячек.
Фото Ларисы Кудрявцевой
В 1934-м был убит глава Ленинграда Сергей Киров. Много лет спустя Жженов рассказывал такую версию: якобы из-за того, что он не пошел на похороны этого видного партийного деятеля, его арестовали. И приговорили к пяти годам. Отбывал срок Жженов в разных местах, но самым страшным называл лагерь в Магаданской области. Освободившись, Георгий Степанович устроился в магаданский театр. А когда в 1955-м его реабилитировали, стал активно сниматься. И уже при жизни стал легендой, одним из самых любимых народом артистов, обладающим уникальной обаятельной харизмой.
Он дожил до 90 лет. За месяц до смерти на артиста обрушилось множество несчастий: перелом шейки бедра и сложная операция по установке эндопротеза, воспаление легких… Георгий Михайлович заново учился ходить, когда врачи обнаружили у него рак легких. Четвертая жена артиста Лидия решила, что правильнее скрыть от супруга страшный диагноз. Болезнь, увы, победить не удалось.
Вячеслав Михайлович страдал от диабета второй степени, который начал лечить слишком поздно. В 2005-м Невинному удалили стопу левой ноги из-за начавшейся гангрены. А через год ампутировали правую ногу.
Фото Ольги Емельяновой
Играть Невинный, естественно, уже не мог и очень от этого мучился. Чтобы как-то взбодрить мужа, супруга репетировала с ним свои роли, а подруга семьи Ия Саввина постоянно советовалась насчет новых спектаклей.
Приехавшие врачи лишь констатировали летальный исход.
Ради Соколовой режиссер Георгий Данелия развелся с женой, бросил дочь. За ее более 160 ролей женщин с большим сердцем и непростой судьбой Любовь Сергеевну прозвали «всесоюзной мамой». Их с Данелией сын Коля родился, когда Соколовой было 38 лет. Роды прошли тяжело: ребенок пошел боком, и врачам пришлось переворачивать и подтягивать его вакуумом. А в 26 лет Николай погиб при загадочных обстоятельствах.
Фото Ольги Емельяновой
3 февраля 1967 года появился фильм «Берегись автомобиля»
«Он виноват!
Но он не виноват. »
3 февраля исполнилось 49 лет, как киностудия «Мосфильм» представила на суд зрителя фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Эта замечательная социально-сатирическая комедия увидела свет 3 февраля 1967 года. Давайте вспомним знаменитый киношедевр и узнаем несколько любопытных фактов о его создании.
Эльдар Рязанов — уникальный режиссер. Каждое десятилетие мастер комедийного жанра дарил стране хит, который сразу обретал славу «народного». Спустя десять лет с гремящего успеха «Карнавальной ночи», Эльдар Александрович создал картину, которая стала первой отечественной детективной историей, а также увековечила оптимистичный быт советских граждан эпохи «раннего» Брежнева. Почтенный возраст ленты «Берегись автомобиля» не мешает находить в ней детали, позволяющие взглянуть на нее каждый раз по-новому.
Уверенной, чеканной походкой молодой мужчина идет по казенному коридору. Всем подчиненным розданы четкие распоряжения, а сам он в очередной раз задумывается о характере необычного преступника. Следователь Максим Подберезовиков не стесняется обращаться за советом к великому Станиславскому. Что-то неуловимое подсказывает сыщику: чекистские методы по заветам «железного» Феликса в этом деле не помогут. Максим не напрасно посвятил свободное время народному театру: творческое мышление спасает его от неизбежной рутины в работе. Вот и в «преступнике нового типа» он видит равного себе, что расходится с традиционными представлениями о милицейской службе. Хитроумный по версии Подберезовика автоугонщик также чтит идеи Станиславского. В пресной жизни Юрия Деточкина, преисполненной обидами двух дорогих ему женщин, театр — лучшее лекарство от непонимания. «Сыщик и вор — братья навек». Так назвал свой роман криминальный прозаик Владимир Колычев. Эльдар Рязанов вряд ли мог произнести нечто подобное в 1966-м, но его великая лента «Берегись автомобиля» остается нестареющей, в том числе благодаря своей способности оставаться понятной и в реалиях нынешнего времени.
Эта история напоминает фантастический сценарий: скромный и тихий актер театра самодеятельности с трогательной фамилией Деточкин на самом деле оказывается непримиримым борцом со взяточниками и прочими преступниками, и борется он во имя блага детей. В то время как другому актеру этого же театра, которому по роду деятельности приходится расследовать преступления нашего «Робин Гуда», он представляется как хитроумный, коварный и практически неуловимый злоумышленник. Такой оригинальный сценарий был придуман талантливейшем дуэтом советского кино – Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским («Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!» и другие киношедевры) на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил некоторое время на безуспешные поиски прототипа Деточкина – однако в реальности такого персонажа не существовало…
«Нам хотелось, — писал Эльдар Рязанов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин»
Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.
Мамой Деточкина в фильме хотели стать актрисы Зелёная и Мансурова, но наиболее убедительная проба получилась у Любови Добржанской.
На роль Подберёзовикова пробовались Пётр Щербаков, Алексей Эйбоженко, Олег Борисов, Юрий Яковлев (впоследствий он остался в картине, как «голос за кадром»).
На роль Димы Семицветова пробовались Юрий Белов и Владимир Балон.
Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода.
Рязанов пробовал на главную роль многих известных артистов; в их числе был и Леонид Куравлёв: «Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов». Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, — он мастерски изображал своего героя, но не был им: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек». В конце концов Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, чья природная странность дала необходимый эффект остранения характера главного героя. Здесь актёр ещё раз сыграл Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. Рязанов в своём фильме напомнил и о другой знаменитой роли Смоктуновского — князе Мышкине; в одной из сцен невеста Деточкина Люба (Ольга Аросева) бросает в сердцах: «Посмотри на себя! Ты же идиот!» При этом Смоктуновский заставил режиссёра кое в чём отступить от сценария: так, при первой попытке угнать автомобиль Димы Семицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, Деточкин, по сценарию, «врал с три короба», чтобы отвязаться от непрошенного пассажира, — в фильме Деточкин говорит всё как есть: что он собирается угнать машину и пассажир рискует попасть в неприятную историю. «Это Смоктуновский, — пишет Рязанов, — восстал против лжи своего героя. Это он восстал, следуя не только логике характера Деточкина, но и, пожалуй, своего собственного»
Во время утверждения кандидатов на роли в фильме, Смоктуновский проходил лечение от туберкулеза глаз, которое ему пришлось прервать ради съёмок, и затем продолжить после их окончания. Болезнь оказалась весьма серьезной: на лечение ушло почти два года.
В театре самодеятельности персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме : “Гамлет” был показан в 1964 году.
На фото: Гамлет Деточкина
Волга “ГАЗ-21”, на которой Деточкин ушел от погони, принадлежала Мосфильму. Впоследствии эта машину снимали еще в нескольких кинофильмах. Также автомобиль в какой-то мере прославился благодаря знаменитому эпизоду с Папановым «такси на Дубровку» (автомобиль там перекрашен) в фильме «Бриллиантовая рука». Эта же машина выступила в роли такси героя Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе».
Лакированная красавица-«Волга», уведенная у очередного живущего на не трудовые доходы, несет на большой скорости недотепистого угонщика. Слух ласкает задорный вальс Андрея Петрова — одно из лучших музыкальных сопровождений советского кино. Сидящий за рулем Юрий Деточкин пытается унестись прочь от самого себя. Он убежден в необходимости своей благородной криминальной деятельности, но притом очень переживает из-за собственного вранья. Дома ли, на работе, рядом с любимой женщиной — везде он робкий, застенчивый и с трудом подбирающий слова взрослый ребенок. Но на трассе — он другой. Все та же сутулая фигура за баранкой автомобиля становится похожей на стальной знак вопроса. Деточкин и сам не в состоянии себе ответить: доколе будет продолжаться его «хобби»? Ведь всех «Волг» не поугоняешь, а жизнь в состоянии вечной нервотрепки — не лучшая участь. Дорога обладает свойством выравнивать людей. Неважно, кем ты являешься будучи пешеходом. Ты можешь быть честным трудягой или вороватым продавцом в «комиссионке», но когда у тебя в руках руль, а впереди лишь асфальтовая даль, то словно проживаешь отдельную маленькую жизнь. Музыка Андрея Петрова — симфония этой жизни.
Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются все-таки в Москве.
А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съёмочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» критиками считается одной из его самых успешных. А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати по сей день, например: «Тебя посодют, а ты не воруй!» и др.
Цитат из великолепной картины можно набрать на внушительный сборник, но именно эта, за авторством мастера буффонады Анатолия Папанова, стала лейтмотивом фильма. Рязанов не жалует в своем кино деньги и всякие излишества. Режиссер отнюдь не предписывает зрителям жить бедными, но гордыми, зато всячески дает понять: богатство, нажитое вопреки порядочности его обладателя, не принесет счастья. Хитроватый Дима Семицветов жил себе припеваючи до злосчастного угона, но как только не стало машины, так начала рушиться и картонная жизнь. «Ничего у тебя нет! Ты — голодранец!» — залихватский тесть героя Андрея Миронова словно врач-диагност определяет скрытое, но чрезвычайно опасное недомогание у пациента. «Берегись автомобиля» показывает целое сословие преимущественно молодых и беззаботных людей, которые любят «под мухой» кататься по ночам и готовы отстаивать свое право на «красивую» жизнь, не разбирая средств. Благородный же угонщик и милосердный следователь избегают цифр. Кажется, они даже с брезгливостью отгоняют от себя конкретные суммы. Честным трудом им на «Волги» не накопить — это правда, но куда важнее честность, которую Деточкин и Подберезовиков под бдительным оком Рязанова возводят в абсолют.
Примечательно, что оба исполнителя главных ролей – и Смоктуновский, и Ефремов не были комедийными актерами. Поэтому их образы получились достаточно серьезными и даже драматическими, а комедия «Берегись автомобиля!» превратилась в трагикомедию.
В Олеге Ефремове режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра «как бы не всерьёз, подчёркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу»
Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссёр старался восполнить максимальной достоверностью съёмочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос.
Также в фильме есть несколько киноляпов:
В эпизоде, где «Волга» Деточкина во время погони задним ходом выезжает с крутой обочины на дорогу, если приглядеться, заметен трос, который вытягивает машину.
В сцене погони Деточкин на большой скорости справа объезжает препятствия в виде стоящего на дороге грузовика (возле него никого нет) и движущегося навстречу автобуса. В следующий миг видно, что грузовик стоит на обочине, а водитель накачивает колесо.
Когда происходит беседа Деточкина с милиционером и тот жалуется на плохой аккумулятор, бордюры то покрашены «в зебру», то нет.
В своих неблагодарных трудах и следователь, и автоугонщик остаются рыцарями печального образа. Азартные трудоголики на самом деле не видят дальше собственных носов, а не то непременно бы поняли, что есть вещи поважнее розыска преступников и восстановления абстрактной справедливости. Мать Деточкина отчаянно мечтает о внуках и готова поделиться этим даже с незнакомцем, Люба укоризненно величает возлюбленного Юру «идиотом», а хорошенькая криминалистка Таня оказывает знаки внимания Подберезовикову, который тот упорно игнорирует. «Берегись автомобиля» — картина, в которой семейная тема остается на задворках зрительского внимания, но в действительности она восстает как солнце над горизонтом. Наполняющийся сосуд дружбы между людьми противоборствующих профессий является ответом бездумному прожиганию жизни окружения Димы Семицветова. Семья — это не просто совместная жизнь под одной крышей. Семья — это беззаветная преданность Любы своему непутевому жениху, которого она готова ждать «сколько понадобится». Рязанов подобно карточному шулеру, достает туз из рукава и наделяет свое кино самой главной ценностью — семейной.
Может быть, именно такой серьезный и ответственный подход к созданию кино в сочетании с высококлассными актерами и оригинальным сценарием, и являлся той базой, благодаря которой в советской киноиндустрии появились действительно гениальные произведения.
Берегись автомобиля
История создания фильма
Впервые за весь период советского кинематографа вместе работали режиссер Э. Рязанов и драматург Э. Брагинский. Сюжет лирической комедии разворачивается вокруг легендарного образа того времени – угонщика автомобилей. Сценарий «Берегись автомобиля»написали на основе реальных историй, которые были услышаны создателями в разных городах. Для достоверности информации они даже консультировались у правоохранительных органов, где выяснили, что персонаж вымышлен.
Конечно, факт отсутствия злодея в реальной жизни немного расстроил сценаристов, но они не бросили свою идею. Именно по этой причине создатели обратились к мировой классике литературы. Прототипом главного героя стали персонажи из книг, такие как Дон Кихот, Чарли Чаплин и Мышкин.
Рязановым и Брагинским сценарий «Берегись автомобиля» был переделан в литературную повесть. Она понравилась редакторам «Молодой гвардии» и появилась на страницах издания в 1964 году. Съемочный процесс длился всего год, а после проката картина заняла 11 позицию рейтинга.
Кастинг подбора актеров
Как заявил режиссер, что актера И. Смоктуновского сразу выбрали на главную роль. Правда, в 1962 году актер как раз участвовал в проекте «Гамлет», поэтому создатели переживали о том, чтоб он успел принять участие. Именно из-за этих переживаний образ Деточкина решили примерять на актера Юрия Никулина. Но, в год съемки он отправился в турне со своим цирком, поэтому в фильме мы увидели все-таки Смоктуновского. Антогонистом стал актер Ю. Яковлев. Кстати, пробовались на главную роль многие известные личности кинематографа. Таким образом, Деточкиным мог стать Л. Куравлев, О. Ефремов.
Особенности съемочного процесса
В картине «Берегись автомобиля» актрисе Ольге Аросевой приходилось на самом деле водить троллейбус улицами Москвы. Для этого актриса посещала специальные курсы по вождению. Интересно, что пассажиры были реальными людьми, которые ехали на работу, или в гости. Машина Волга, фигурирующая в кадрах погони, снималась еще в «Трех тополях на Плющихе», «Бриллиантовой руке», «Ядах, или всемирной истории отравления».
Для съемки преследования милиционерами Деточкина использовали несколько мотоциклов разного веса и моделей. Актера Д. Баниониса в большинстве эпизодов дублируют русские исполнители, так как актер с акцентом говорил на нашем языке.
Интересные факты о фильме
В сцене езды задним ходом на крутом обрыве, если внимательно посмотреть, то заметен трос. Помните вальс, играющий в этом эпизоде? Написан он перспективным композитором Андреем Петровым. Музыка стала одной из самых узнаваемых в кинематографе. Волга из Мосфильма стала знаменитым машиной службы такси на Дубровку. Ее использовали в съемках «Бриллиантовой руки» в 1968 году, но только перекрасили в другой цвет. В начале картины «Берегись автомобиля» диктор произносит фразу, что место повествования неизвестно, но главный персонаж далее произносит, что центр событий — Москва.