актеры театра константина райкина
Официальная группа театра «Сатирикон»
Официальная группа театра «Сатирикон» запись закреплена
Самый быстрый язык в мире — жестовый. Да, не испанский, не японский, как считают многие. Почему язык жестов? В его построении нет многосложных элементов. Пока мы будем произносить вслух любое длинное слово — «конкуренция», «параллелепипед», «турбулентность» — на языке жестов за это время можно произнести 4-5 слов.
В одном из наших самых трогательных спектаклей «Всем кого касается» герои придумали и используют свой особенный язык прикосновений. Два новых ученика в классе, один из которых немой, говорят необычными жестами, прикасаясь друг к другу. Такой способ коммуникации поначалу отпугивает, но, в конце концов, оказывается, что выучить этот язык хотят все, и даже «вместо английского»
ВСЕМ КОГО КАСАЕТСЯ | 26 октября
Официальная группа театра «Сатирикон» запись закреплена
Друзья, сегодня мы завершаем «РАЙКИНО» — цикл обсуждений знаковых фильмов мирового кинематографа с Константином Райкиным в КАРО.Арт и смотрим «Огни большого города». Встреча будет особенной еще и потому, что Чарли Чаплин — любимый артист Константина Аркадьевича. Отсылки к его творчеству можно найти, например, в спектаклях «Сатирикона» «Лондон Шоу» и «Шутники».
О картине: Бродяга встречает на улице красивую слепую девушку, торгующую цветами. Она по ошибке принимает его за богача. Узнав, что операция в глазной клинике может вернуть девушке зрение, Бродяга отправляется на поиски денег. В ролях: Чарли Чаплин, Вирджиния Черрилл, Гарри Майерс и др.
Начало сеанса сегодня в 19.30 в премьерном зале киноцентра «Октябрь» (ул. Новый Арбат 24). После просмотра зрители смогут обсудить картину с Константином Райкиным. Несколько билетов еще в продаже: https://karofilm.ru/art/film/8646/
Мы с радостью и грустью завершаем проект «РАЙКИНО» и очень хотим разделить с вами эти чувства!
Официальная группа театра «Сатирикон» запись закреплена
Заново со старыми друзьями. «Сатирикон» открыл «Золотую маску» в Эстонии, которую ждали с начала пандемии два года. Спасибо за фото Жанне Соколовой.
/ Мы привезли спектакли «Шутники» и «Своим голосом», и оба раза — 5 и 6 октября — сыграли их с особенными ощущениями первопроходцев. «Заново начали со старыми друзьями» — отметил президент фестиваля Игорь Костолевский.
Показать полностью. Очевидно, что для Таллина и Кохтла-Ярве, где мы работали, театральный фестиваль и приезд «Сатирикона» — знаковое событие. Прием был горячим, восприятие каждой минуты спектакля — чутким и затаенным, ощущение бесценности двух наших театральных вечеров — исключительно острым. Перефразируя Бернарда Шоу, долго ждать — утомительно, но насколько было бы хуже, если бы ждать было нечего.
///
В этом году театральная жизнь Эстонии буквально началась с фестиваля и приезда «Сатирикона». Два года сценические площадки, как зал «Алексела», где мы работали в Таллине, были закрыты. И вот организаторы добились разрешения и нашли способ обеспечить безопасность полных стопроцентных залов. На входе всем зрителям делалось моментальное тестирование на ковид. Были найдены ресурсы и приложен титанический труд, чтобы обеспечить показы спектаклей-участников без купюр, в том виде, как они идут на домашних площадках. Работали Министерства культуры России и Эстонии, помог Таллин, муниципалитеты других городов, подключались посольства, участвовали спонсоры. И, конечно, как отметил на пресс-конференции мэр Таллина Михаил Кылварт, «если что-то в этом мире случается, это происходит потому, что кто-то берет ответственность, кто-то имеет более сильную энергию, и он готов жертвовать и рисковать. Если фестиваль в этом году состоялся, это во многом благодаря руководителю „Золотой маски в Эстонии“ Светлане Янчек». Мы с радостью и уважением наблюдали слаженную работу профессиональной команды «Маски» и в Таллине, и в Кохтла-Ярве.
///
В Эстонии всегда огромный интерес к российским культурным проектам, к театру в частности, и прицельно к «Сатирикону». Мы не впервые принимаем участие в эстонской программе смотра, всегда в сильной компании наших близких коллег и друзей-театров. И хорошо знаем, что в Эстонии замечательная, искушенная публика. В прошлый раз, кстати, спектакль Егора Перегудова «Человек из ресторана» мы играли в Таллине с таким же аншлагом на этой же сцене концертного зала «Алексела», вмещающего почти две тысячи зрителей. И вот теперь «Шутники» Евгения Марчелли с громогласной «стопроцентной» овацией, по которой так соскучились не только зрители, но и артисты.
///
Сцена Центра культуры небольшого шахтерского города Кохтла-Ярве — памятник архитектуры и эпохи советского времени — тоже произвела замечательное впечатление. Здание в образцовом состоянии, с идеальным ремонтом, ухоженностью, с гостеприимным и профессиональным коллективом — действительно культурный центр этого региона, куда приезжают зрители со всех окрестностей. Здесь Константин Аркадьевич выступил с моноспектаклем «Своим голосом», исполнив обновленную пушкинскую программу со «Сказкой о царе Салтане» и стихи Давида Самойлова в первом отделении вечера. Их зал слушал с особенным вниманием — Давид Самойлов связан с Эстонией, где провёл свой последний период: жил в Пярну, умер после выступления на вечере, посвященном столетию Бориса Пастернака, в здании Таллинского драматического театра.
///
Нашим странам ещё предстоит вернуться к полноценной нормальной жизни и сотрудничеству во многих областях. Но театральный фестиваль — уже реальность. «Золотая маска» открылась в Эстонии в 16-й раз. И именно культура остается мостом между политическими турбуленциями. Как отметил Константин Райкин, «принимать участие в „Золотой маске“ для „Сатирикона“ всегда большая радость и честь. И хорошо, что в Эстонии так относятся к искусству, а представители власти понимают, что культура умнее политики». / Екатерина Купреева /
Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина: репертуар, артисты, руководитель
История театра
Театр «Сатирикон» основал легендарный комик Аркадий Райкин. Он сам и был в нём главным актёром. Открыт театр был в Ленинграде. Изначально он назывался иначе. Это был театр эстрады и миниатюр.
В послевоенные годы театр гастролировал по всему Советскому Союзу. А с 1957 года Аркадий Райкин со своей труппой стал выезжать за рубеж.
Имя А. Райкина театру было присвовено в 1992 г.
До 2003 г. в репертуар «Сатирикона» входили классические произведения зарубежных авторов. С 2003 же года театр обратился, наконец, и к русской классике.
Спектакли
Репертуар театра «Сатирикон» в основном состоит из классических произведений.
Здесь можно увидеть следующие постановки:
Труппа
Многие артисты театра «Сатирикон» известны зрителям по своим работам в сериалах и кино.
Премьера 2017 года
Репертуар театра «Сатирикон» в мае 2017 года пополнит спектакль «Ваня и Соня, и Маша, и Гвоздь». Репетиции постановки уже идут полным ходом. Пьеса, по которой создаётся спектакль, написана американским драматургом Кристофером Дюрангом. Это лирическая комедия в чеховском духе. В России эта пьеса ставится впервые, на Западе же она популярна у любителей театрального искусства и имеет огромный успех.
Константин Райкин
Руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин родился в июле 1950 года. В 1971 г. он окончил легендарную «Щуку» (театральное училище имени Б. Щукина). Сразу же после окончания обучения Константин поступил на службу в труппу Г. Волчек в театр «Современник». Там он проработал 10 лет, сыграв 38 ролей, половина из которых были главные.
Константин Райкин сыграл очень много ролей в кино.
Среди его работ следующие картины:
Константин Райкин поставил за годы своей творческой деятельности немало спектаклей. Среди них:
С 2016 года Константин Райкин ведёт борьбу с цензурой творчества. Подтолкнули его в подобной деятельности нападки различных активистов на спектакли и выставки. Например, срыв показа рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске, снятие с репертуара Новосибирского оперного театра постановки «Тангейзер».
Вслед за К. Райкиным за свободу творчества выступили С. Безруков, В. Познер, А. Джигарханян, Е. Миронов, О. Табаков и А. Звягинцев. Противоположную же позицию заняли Владимир Мединский и Никита Михалков.
Константин Аркадьевич с 1975 г. является членом Союза театральных деятелей нашей страны. За свои сценические работы он был награждён премиями: имени Георгия Товстоногова, имени К.С.Станиславского, «Хрустальной Турандот», «Триумфом». Константин Аркадьевич трижды становился лауреатом «Золотой маски». В 1992 г. он был удостоен звания «Народный артист России». Среди наград художественного руководителя «Сатирикона» также Государственная премия России и два ордена «За заслуги перед Отечеством»: 3 и 4 степеней.
Драматурги
Спектакли театра «Сатирикон», которые входят в репертуар сегодня или были в нём ещё недавно, поставлены по произведениям следующих авторов:
Отзывы
Адрес
Константин Аркадьевич Райкин
Художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, народный артист России, дважды лауреат Государственных премий РФ, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, четырежды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат премий Международного фонда имени Станиславского, премии имени Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», «БИТЕФ», премий «Кумир», «Триумф», театральных премий «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Звезда Театрала»; художественный руководитель, профессор «Высшей школы сценических искусств».
Я совершенно убежден, что Бог за нами наблюдает – и либо дает нам добиться успеха, либо нет. Судьба тебе предназначена, но Он может что-то изменить, внести коррективы – и ты тоже можешь что-то исправить, искупить. Он ставит тебя в те или иные ситуации и наблюдает, как ты из них выйдешь, с честью или нет…
То, как ты живешь, невероятно тесно связано с тем, каких ты добиваешься результатов на сцене. Профессия – это очень большая часть меня. И результаты моей профессии – это мои человеческие результаты.
Райкин-актёр
1971–1981 гг. – театр «Современник», г. Москва.
За годы работы в «Современнике» Константином Райкиным сыграно 38 ролей, 15 из них – главные.
1981–1982 гг. – Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина
1982–1987 гг. – Государственный театр миниатюр, г. Москва
1985 г. – Константину Райкину присуждено звание заслуженного артиста РФ
1987–1991 гг. – Государственный театр «Сатирикон»
1991 г. – по настоящее время – Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
С 1988 года Константин Райкин является художественным руководителем театра
Благодаря «Служанкам» мы с трудом, но все-таки избежали кораблекрушения. Три месяца мы репетировали как сумасшедшие. Спектакль имел для нас огромный смысл – он сразу сломал шею стереотипу. Мы делали спектакль, подобного которому не было никогда. Там не было ничего смешного, ничего сатирического, ничего эстрадного – ничего из того, что от нас ждали! И в драматическом-то театре не было ничего похожего…
«Там же, тогда же…» Б. Слейда, режиссер Л. Трушкин (Спектакль Театра Антона Чехова на сцене Сатирикона), 1990 (Джордж)
Полные залы на спектакле «Там же, тогда же…» собирала не удачно выбранная бродвейская пьеска, как писали критики, а нечто иное, что режиссёр сумел открыть в той истории и что выражала неизвестно чья фраза, вынесенная в программку спектакля: «Счастье – это не станция назначения, а способ путешествия…» Жизнь, которую мы проживали на сцене с Таней (актриса Татьяна Васильева) – обман, оплаченный страданием, краденое счастье двух взрослых, беззащитных перед любовью людей, – по-настоящему трогала зрителей. Они плакали и смеялись – тоже до слёз.
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссёр Л. Трушкин (совместно с Театром Антона Чехова), 1992 (Сирано)
Пьесу Ростана я любил и эту роль хотел сыграть. Сирано – одна из лучших ролей на свете, и я увлечённо ее играл в этой весьма своеобразной постановке Трушкина.
В пьесе Сирано неменяющийся персонаж, его характер – данность. В спектакле, поставленном Трушкиным, он проходит путь. Этот высокомерный человек, безумно самолюбивый, неоцененный – уродливый внешне и такой богатый внутренне, – постепенно приходит к Богу. От желания во что бы то ни стало утвердить себя – к желанию жить по совести. Пятнадцать лет он запрещает себе говорить с Роксаной о любви и делает это только перед смертью. За эти годы он обретает гармонию, обретает свободу. И его внешнее уродство исчезает.
1992 год – Константину Райкину присуждено звание народного артиста РФ
«Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка, режиссер П. Фоменко, 1994 (Брюно)
Государственная премия РФ в области литературы и искусства 1995 года
Премия «Хрустальная Турандот» Ассоциации деятелей культуры «Музы свободы»
Уже много лет спустя я как-то посмотрел в «Мастерской П. Фоменко» спектакль «Семейное счастье». Он меня потряс. После спектакля я зашел к нему сказать какие-то слова… На что он потупился, довольный, и загадочно улыбнулся: «Ну, ты не видел «Рогоносца»! Так он сделал и себе, и мне комплимент.
«Превращение» Ф. Кафки, режиссер В. Фокин (совместно с Центром им. Вс. Мейерхольда), 1995 (Грегор Замза)
Национальная театральная премия СТД РФ «Золотая маска»
Мне в тот момент Кафка представлялся странным, далеким и… даже противноватым писателем. Я понимал, что он очень талантлив, но читал его тексты всегда с трудом – ну не моя это эстетика! То есть так казалось, пока Валера не заставил меня въехать в эту новеллу и пока я не обнаружил там один очень человеческий мотив: тебя не надо, а ты есть.
«Трехгрошовая опера» Б. Брехта, режиссер В. Машков, 1996 (Мэкки-Нож)
Мы сделали спектакль, который шел ярко и шумно. В буквальном смысле слова – там было много выстрелов. «Прошумел» он и в театральной Москве, имел большой резонанс, вокруг было много споров, кто-то принимал, кто-то не принимал, но зрители его очень любили.
«Жак и его господин» М. Кундеры, режиссер Е. Невежина, 1998 (Жак)
Премия имени Станиславского
Премия российских деловых кругов «Кумир»
В «Жаке» высокая степень условности соединяется с театральной поэзией, она чуть грубовата, эта вещь, но в ней есть и изящество.
Мне совершенно не интересен в театре быт, сколь угодно достоверный уровень бытовой психологии. Мне нужна радость, поэзия, высокая концентрация чувств, полет души…
«Гамлет» У. Шекспира, режиссер Р. Стуруа, 1998 (Гамлет)
Спектакль – участник театрального проекта «Гамлет-2000», Пловдив, Болгария
Я раньше боялся этой пьесы: свинцовая трагедия, тоталитарный режим, замок-тюрьма, кругом подслушивающие, подглядывающие, доносящие – все очень похоже на нашу недавнюю жизнь. И тьма в финале.
Но Стуруа поставил трагифарс. Из жуткой ситуации полного несоответствия личности той задаче, которая перед ней поставлена, он извлекает не только страшное, но и нелепое, смешное, острокомичное. В этом ракурсе пьеса настолько жгуче-современна, что иногда кажется: кто-то пошутил и она написана не в XVII, а в XX веке.
«Контрабас» П. Зюскинда, моноспектакль, режиссер Е. Невежина, 2000
Национальная театральная премия СТД РФ «Золотая маска»
Играть «Контрабас» на большую аудиторию – колоссальный риск, мой огромный страх, но одновременно интерес и актерский азарт. Я влюблен в эту пьесу, и моя увлеченность заставляет меня преодолевать этот страх.
В итоге я оказался единственным артистом, который играет Зюскинда на большой сцене. Ни один актер в мире этого не делает. Ни один! Когда в Польше проходил всемирный фестиваль «Контрабасов», я не попал туда только потому, что организаторы не смогли обеспечить мне большую сцену. Меня, когда я назвал фестивалю нужные мне размеры сцены, по-моему, сочли сумасшедшим.
«Синьор Тодеро хозяин» К. Гольдони, режиссер Р. Стуруа 2002 (Тодеро)
Премия «Московская премьера» Международного фонда имени Станиславского
Этот спектакль – песня Стуруа на слова Гольдони. Слова-то он, конечно, не изменил, но песню создал тем не менее свою. Это было такое смещение жанра! Подобное под силу только режиссеру гигантского мастерства и таланта. Кроме того, в этой пьесе есть замечательные роли. Мне очень интересно сыграть острохарактерную роль бесконечно отрицательного человека, просто уникума.
«Ричард III» У. Шекспира, режиссер Ю. Бутусов, 2004 (Ричард III)
Национальная театральная премия СТД РФ «Золотая маска»
Ричард – роль, которой я занимался в ГИТИСе, у меня есть даже написанная по ней работа. Ричард – лицедей и необыкновенно цельная натура. И вся история с его угрызениями совести кажется мне придуманной. Он погибает в конце, потому что мир восстает на него.
«Косметика врага» А. Нотомб, режиссер Р. Козак, 2005 (Текстор Тексель)
Прекрасный драматургический материал, глубокий, острый, динамичный, плотный, мускулистый, с большим количеством поворотов, напряжений, борьбы. Материал без лишних слов, без провисаний. Очень точно очерчены характеры двух героев. Очень хорошая, добротная режиссура Романа Козака. И, что крайне важно, к работе серьезно приложила руку Алла Борисовна Покровская. Каждая секунда сценического существования актеров подробнейше, мельчайше разработана, поэтому играть этот спектакль творчески радостно.
«Король Лир» У. Шекспира, режиссёр Ю. Бутусов, 2006 (Лир)
« …Я не Лир, но нормальный, хороший актер наполнит свой текст полетом души — и даже мещанин заплачет, увидев в этой ситуации близкое, доступное, понятное, почти как в мексиканском сериале. У Шекспира так все ловко, складно придумано, что пьеса хороша уже сама по себе, захватывает, ведет, и, в то же время, именно «Король Лир» — одна из сложнейших пьес в мировом репертуаре».
Национальная театральная премия «Золотая маска»
«Не все коту масленица» А. Островского, режиссёры А. Покровская, С. Шенталинский, 2008 (Ермил Зотыч Ахов)
«Роль Ахова — хоть и возрастная, но была в некой мере ученической: я репетировал наравне с молодыми актерами. И эта работа оказалась очень полезной для моих учеников и меня. Они наверняка думали, что их худрук репетирует, прищелкивая пальцами, и вдруг увидели, что мне работать нисколько не легче, чем им. Несколько раз я доходил до отчаяния у них на глазах… Я не стесняюсь быть учеником. Кто перестает им быть, утрачивает что-то важное. Нужно сохранить в себе это ученичество наравне с молодостью души. Любая моя работа оплачена моментами искреннего отчаяния».
«Константин Райкин. Вечер с Достоевским», сценическое переложение повести Ф. Достоевского «Записки из подполья», режиссёр В.Фокин, 2010 (Подпольный)
«Как и тридцать лет назад, я играю про то же самое, про муку самого себя, про боль совести, которая и является мотором этого словоизвержения, и все философские изыски парадоксалиста — попытка унять эту боль. Но многое ощущается по-другому через столь длинный отрезок времени, а рассуждения моего героя неожиданно обрели новую актуальность…
Все хотят просчитать, взвесить, вывести формулу для такого сложного существа, как человек…»
«Константин Райкин. Своим голосом», моноспектакль-концерт, 2012
«То, что я делаю в этом спектакле, похоже на меня самого. Я и сам состою из разных жанров. Поэзия, особенно высокая поэзия, — это ведь особое состояние души… Для меня чтение стихов со сцены — это те же роли, те же монологи. Они подчиняются тем же законам сценического существования, что и любая драматическая роль. Сейчас я чувствую волну интереса к настоящей поэзии. Людям недостает какого-то витамина в их духовной пище. Каких-то хороших фраз, красивой речи… Пушкина прочесть — бацилл меньше в воздухе останется. Он, как колокольный звон…
Когда-то папа сказал мне: «Всегда читай стихи. Делай это независимо от того, кто твоя публика. Это поможет им глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойней»
«Человек из ресторана» И. Шмелева, режиссёр Е. Перегудов, 2015 (Скороходов)
« Этот человек, официант Скороходов, он же совершенно божественный. Он социально маленький, но это прекрасный, замечательный человек, который удержался от гадостей и подлостей, находясь в гнезде искушений. Он официант, обслуживает и подлецов, и мерзавцев, и людей хороших или нейтральных. Все едят, он им служит, а сам оценивает их. И держится – у него есть свои критерии, свои непереходимые барьеры. И это очень важно.
Я всегда определяю для себя, кто он, мой герой, откуда. Мне так легче. Думаю, что он городской человек, но абсолютная деревенщина. Я таких людей знаю, живут в городе, но имеют абсолютно деревенский склад. Вот у него оттуда тяга к земле, курочкам, которых он мечтает разводить.
У меня непростые отношения с текстом всегда, потому что я ритуально его учу, выучиваю слово в слово, как старый стихолюб. Я и прозу учу слово в слово. А текст «Человека из ресторана» сложно учить, потому что это история, рассказанная не очень образованным человеком. Здесь есть сознательные неграмотности, есть специально неточные слова, но это поэзия устной речи. Все это надо выучить».
«Дон Жуан» Мольера, режиссёр Е. Перегудов, 2018 (Сганарель)
«Дон Жуан и Сганарель – как две половинки одного яблока. Они друг без друга не могут. Они спорят, и этот спор – главная суть отношения к жизни. Дон Жуан, который все время проверяет, когда же его остановят, ищет предел, проводит эксперимент с высшими силами. Где они? Есть вообще какая-то вселенская справедливость? И этот простецкий талантливый, преданный и любящий Сганарель – он что-то хорошее любит в Дон Жуане, что, несомненно, в нем есть, что внешне не видно за этим ужасом, который Дон Жуан творит. Там есть что-то загубленное или могущее быть загубленным. И Сганарель как-то интуитивно, по-собачьи это чует».
«Шутники» А. Островского, режиссёр Е. Марчелли, 2019 (Павел Прохорович Оброшенов)
«Тема сохранения достоинства маленького, социально малозначимого человека всегда кричит и всегда не соответствует реальным законам жизни в России. Самая что ни на есть главная ценность — человек,его жизнь, его личность, его свобода. Про попытки это достоинство сохранить и защитить говорят наши великие русские драматурги. Про это и вещица. «Шутники» — это, с одной стороны, мелкие подонки, которые шутят над какими-то очень серьезными и святыми вещами, а с другой стороны, здесь много и добрых шуток».
Райкин-режиссёр
Для меня вообще, вот если говорить по-простому, режиссура – это наука о том, как сделать так, чтобы зрителю было интересно.
«Что наша жизнь?» А. Арканова, 1986 (совместно с В. Поглазовым и А. Морозовым)
«Геркулес и Авгиевы конюшни» Ф. Дюрренматта, 1988 (совместно с А. Аркадиным-Школьником).
«Маугли» Р. Киплинга, 1990
Эта постановка – своеобразный актёрский тренинг. «Маугли» – школа реактивности, пластики, энергетики. И каждый молодой артист, попав в «стаю», учится быть поджарым и легконогим. Эту школу проходят все без исключения. Спектакль дает возможность реализовать принципы, которые исповедует наш театр. А это – зрелищность, энергетика, поэтическое начало.
«Такие свободные бабочки» Л. Герша, 1993
По мере хода спектакля, по мере того, как быт перестает быть нужным, он просто растворяется, исчезает… Мне хотелось, чтобы в конце люди сидели на голом земном шаре и выясняли между собой отношения, потому что тема пьесы глобальна…
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1995
Репетируя этот спектакль, я объяснял актёрам: поэзия должна быть резкой; мне нравилось «убивать» поэтические интонации. Такого масштаба любовь не для того дается, чтобы строить семью и детей рожать. Она опасна в буквальном смысле, она сжигает её носителей и опаляет рядом стоящих – в этом её предназначение. Это плотское прикосновение к истине, а может, и прямое общение с Богом.
Длина или цельность нашей жизни определяется количеством таких вот мгновений, а вовсе не количеством лет. Так что Ромео и Джульетта прожили вполне полноценную жизнь. Но… представить себе, что они построят семью и начнут жарить котлеты, невозможно.
«Кьоджинские перепалки» К. Гольдони, 1997
Гольдони – один из самых замечательных драматургов всех времен и народов. Его пьесы очень театральны и очень демократичны. В то же время они остросюжетны, в них масса юмора и прекрасных ролей. Драматургия Гольдони дает ощущение праздника и возможность сделать этот праздник на сцене…
Я хотел, чтобы было смешно, чтобы было обаятельно, трогательно, хотя в обстоятельствах пьесы ничего особенного нет. Но если это правильно сыграть, все должны заплакать.
«Квартет» Мольера, 1999
Я ставил своего любимого автора – Мольера. Ему ведомо о театре всё: как сделать так, чтобы здесь публика затихла, а тут обманулась; как сломать ритм сцены, как придумать, чтобы вдруг стало страшно, а потом очень смешно…
«Шантеклер» Э. Ростана, 2001
«Шантеклер» – пьеса очень глубокая. Её тема современна во все времена и читается сразу: поэт и толпа, духовность и пошлость, вера и то, что её разрушает, высота духа и утилитарность, утлость, мещанство. Эта пьеса о необходимости энергии заблуждения, об окрылённости, о «возвышающем обмане», без которых нельзя жить, иначе жизнь бескрыла. И теперь можно сказать, что настало время для этой пьесы. За столетие театр прошел такой путь, и не столько даже технически, сколь эстетически, что сейчас такого рода драматургию, мне кажется, можно правильно и интересно поставить.
«Страна любви» А. Островского, 2004
Мне кажется, что наша урбанистическая жизнь в мегаполисе, отягощенность цивилизацией заставляет скучать по природе, по простоте и чистоте чувств, по естественности. Мы решили играть спектакль практически на пустой сцене. Голая раздетая сцена с её фонарями, колосниками, штанкетами, металлом, проводами и верёвками, её агрессивный конструктивизм – полярная среда по отношению к той нетронутой природе, которая наполняет пьесу. Мы хотим сыграть спектакль на такой сцене, чтобы с помощью нашей фантазии попытаться превратить её в поля, леса, луга, реки, в небо и солнце, во всё то, о чём мы мечтаем в железобетонных тисках города…
«Королева красоты» М. Макдонаха, 2007
«Сиротливый Запад» М. Макдонаха, 2007
В этой пьесе нет однозначного черного конца. Это страшная история, по которой мы видим, что человеческие усилия в этом направлении не проходят совсем зря. Автор не морочит себе голову, что это легко, он пишет, что это невероятно трудно, что это как бы безнадежно. Но все-таки это не так. Если внимательно вчитаться, там есть миллиметровые сдвиги, и их нельзя не заметить.
«Синее чудовище» К. Гоцци, 2008
Итак, острый сюжет, много страстей, любви, превращений, возможностей для юмора и для актерской фантазии. Дать актерам возможность поиграть, насочинять себе «штуки-дрюки» – это уже наши внутренние задачи, но порой они оборачиваются бесценным подарком для публики. И конечно же, не стоит пытаться делать это в традиции комедии дель арте, которая для нас так же загадочна, как и театр кабуки. Нужно найти русский ход, понятный нашему зрителю. И мы придумали решить пьесу в цирковой эстетике. Мои актеры просто творят чудеса – так считают цирковые, которые их тренируют.
«Доходное место» А. Островского, 2003, 2009
С точки зрения стиля это мой самый любимый спектакль. Он черно-белый. Это был мой отдых. Я всегда ставлю то, что волнует, что нравится. А Островский мне нравится больше, чем все современные авторы вместе взятые. Островский – это очень хороший вкус. Очень мускулистая, событийная, наглядная, сочная драматургия.
«Тополя и ветер» Ж. Сиблейраса, 2009
«Деньги» А. Островского, 2010
Мне лично Островский кажется самым значительным из русских драматургов, и на меня он оказывает наиболее сильное впечатление. Его пьесы наполнены страстями, коллизиями, в них замечательно выстроенные сюжеты, интереснейшие острейшие столкновения характеров, взглядов, позиций; это очень мускулистая, емкая, энергичная, высоко духовная драматургия, очень событийная, действенная, а потому и зрелищная, дающая огромные возможности для театра.
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 2012
«Лондон Шоу» Б. Шоу, 2013
После Шекспира второй в Англии, думаю, Бернард Шоу. «Пигмалион» – одна из самых лучших пьес всех времен и народов, с великими ролями. И у нас есть артисты, которые могут играть в этой замечательной пьесе. Через эту пьесу должен пройти каждый театр в период своего взросления. Теперь до «Пигмалиона» дорос и «Сатирикон». Это история про наказание за гордыню, про наказание за высокомерие, история про ответственность вообще творческого человека перед людьми. Мы зависим от тех, кого приручили, едва ли не больше, чем они от нас.
«Кухня» А. Уэскера, 2014
Человеку, оказывается, помимо денег, работы, еды нужно что-то еще очень существенное, какой-то воздух, духовность. Эта пьеса про 0,6% в нашем государственном бюджете, который уделяется культуре. Потому что культура – это душа нации. И как наше высокое начальство уделяет 0,6%, так и нарвется на что-нибудь очень страшное, я думаю. Нельзя заблуждаться и думать, что если ты платишь, кормишь и даешь работу, это все, это и есть жизнь. Нет, нужно еще что-то существенное. «Кухня» Уэскера меня очень зацепила… Я решил, что мы обязательно должны это сделать. Хотя это действительно очень трудно. Коллектив должен работать, как симфонический оркестр: безукоризненно, одновременно здесь тридцать человек на сцене…
«Однорукий из Спокана» М. Макдонаха. 2014
Думаю, что это одна из лучших пьес самого талантливого драматурга наших дней. По Мартину Макдонаху, жизнь – это тяжкий сон, где перепутаны фантазии, ирреальность, заблуждения и прозрения, где царит абсурд, ненависть, жестокость, все виноваты друг перед другом и при этом бесконечно одиноки, взаимозависимы, временами по-детски беспомощны и нуждаются в человечности, милосердии и доброте.
«Все оттенки голубого» В. Зайцева, 2015
Живая, талантливая пьеса, написанная в 2014 году, сердечная, эмоциональная, полная юмора и горечи. Она очень откровенно и честно освещает вопросы, которые на отечественной сцене поднимать было не принято.
«Лекарь поневоле» Мольера, 2016
«Я считаю, что это наше ноу-хау «сатириконовское». Это трехактная небольшая пьеса с двенадцатью действующими лицами. Играют три артиста – мои студенты. Один играет Сганареля – роль, которую играл в свое время сам Мольер. А два других артиста (мальчик и девочка) играют все другие мужские и женские роли. Это не самое острое и не самое принципиальное произведение Мольера – не «Тартюф» и не «Дон Жуан», но и оно, конечно, мастерски написано. Когда три артиста играют все роли, создается еще одно очень важное дополнительное правило игры, еще одна степень сложности: зритель следит не только за прямым сюжетом, но и за мгновенными перевоплощениями. Я использую атомную энергию молодости моих учеников – тут важно, чтобы они не просто мгновенно переодевались, а чтобы они перевоплощались, меняли образ. Это важная часть эстетики, которую я люблю, и важная часть методологии, которой я их обучаю».
«Ваня и Соня и Маша и Гвоздь» К. Дюранга, 2017
В пьесе речь идет о надвигающемся вселенском крахе. И в новых условиях именно русская, чеховская драматургия является мерилом нравственности, истинности. Лично я считаю, что глобальный катаклизм угрожает Земле в первую очередь благодаря самому человеку. Если так дела пойдут дальше, нам не понадобится ни астероид, ни космический коллапс. Люди так друг друга ненавидят и столько транслируют в мироздание лжи, фальши и ненависти, что главной опасностью является сам Homo sapiens. Теперь человечеству, чтобы оно забыло про распри и объединилось, нужно либо очень остро почувствовать опасность какой-то внешней силы, либо в самом способе мышления должно произойти что-то переломное, что вряд ли возможно. И Театр как действующее лицо этой пьесы выступает как главное спасение и провокация. Театр — сильный катализатор жизни, такой дайджест, способствующий ускорению всех психологических процессов.
«Глупости» В.Никольской, 2019
«Всем кого касается» Д.Сидерос, 2019
Этот спектакль о важной теме нашей жизни – о способности понимать и принимать иного, другого. Для меня важно, что пьеса рассказывает об этом в позитивном ключе.
«Плутни Скапена» Мольера, 2020
Мольер, француз, 350 лет назад пишет про Италию в традиции комедии дель арте. Эта традиция переносить действие куда-то без больших географических и этнографических уточнений даёт свободу и общечеловечность. Мы свободно, хулигански берем эту пьесу, переносим её в Италию двадцатого века, при этом снабдив очень русскими отечественными мотивами. И ещё очень театрально играем. Вот это правильная мешанина. Это фарш, из которого происходит фарс. Мы назвали его криминальной комедией.
Райкин-педагог
В 2001 году Константин Аркадьевич Райкин стал руководителем курса на актёрском факультете в Школе-студии МХАТ. В 2005-м состоялся первый выпуск воспитанников мастерской К.А. Райкина. Новое поколение артистов – выпускников Школы-студии влилось в труппу театра «Сатирикон». Визитной карточкой молодых актеров стал дипломный спектакль «Страна любви» по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».
В 2009 году состоялся второй выпуск студентов профессора Райкина. Несколько артистов этого выпуска также пополнили труппу «Сатирикона». В спектакле «Не все коту масленица» ученики Константина Райкина выходили на сцену вместе со своим учителем.
В октябре 2012 года «Сатирикон» открыл сезон премьерой шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». В этом спектакле студенты третьего курса мастерской К.А. Райкина играли вместе с артистами театра. Летом 2013 года выпускники-актёры получили дипломы.
Воспитав три поколения молодых артистов в Школе-студии МХАТ, Райкин закончил там преподавательскую деятельность и открыл свою театральную школу.
1 сентября 2013 года начала работу Высшая школа сценических искусств – Театральная школа Константина Райкина.
В каждом человеке – самом плохом, толстокожем, со спящей душой – может родиться человеческое. Это может произойти в течение короткого времени – одного-двух часов спектакля. Если очень хорошо играть на сцене, этот акт совершается. Но в баню, например, мы ходим каждую неделю, а в театр – редко. И одного спектакля не может хватить на целую жизнь.
Жизнь, она ведь к другому человека толкает. Сейчас вот доказывает ему, что самое главное – деньги. А тут, напротив, тебе говорят, что выше и важнее души ничего на свете быть не может. Только два-три часа тебя в этом убеждают, но если человек не совсем уж бегемот, у него лицо такое незащищенное делается, он ребёнком становится – я со сцены вижу это… Даже если жлоб приходит в театр или бандюга. Ведь Гамлет же говорит: «…я слышал, что преступники в театре бывают под воздействием игры так глубоко потрясены…»
Всего на два часа, если спектакль идет мощно, душа самого закоренелого негодяя перекраивается, мягчает, тоньшает, нежнеет. Потом он выходит и становится самим собой, каким был до того. Но я уверен: для Бога эта работа души, что произошла с человеком, не остается незамеченной. И это та маленькая ниточка, которая если и не поможет вытянуть из ада, но, может быть, позволит не так сильно в аду его припекать…
28 Апреля 2019 года Театральная школа Константина Райкина завоевала Гран-при на XV фестивале студенческих спектаклей «Твой шанс»! Лучшим из 15-ти дипломных спектаклей самых престижных театральных вузов, представленных на юбилейном фестивале 2019 года, признаны «Мертвые души» выпускного курса Камы Гинкаса и Олега Тополянского из Высшей школы сценических искусств. Режиссер спектакля – артист «Сатирикона» и педагог Школы Роман Матюнин. По традиции фестиваля дипломный спектакль, завоевавший титул Гран-при на самом крупном в стране смотре студенческих спектаклей, получил возможность весь следующий сезон идти на сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном».
28 июня 2019 года на Актерском факультете Высшей школе сценических искусств поздравили новых выпускников. Дипломы о высшем образовании получили 14 молодых артистов Мастерской Камы Гинкаса и Олега Тополянского. Ребят поздравил председатель итоговой аттестационной комиссии – народный артист России, профессор Авангард Леонтьев и художественный руководитель Школы Константин Райкин.
6 июля 2021 года дипломы об окончании Актёрского факультета Высшей школы сценических искусств получили 16 выпускников Мастерской Константина Райкина-2021. Председателем Государственной экзаменационной комиссии была народная артистка России Лия Ахеджакова. Студенты вдумчиво и глубоко отвечали на сложные вопросы по истории и методологии русского и зарубежного театра, отечественной культуры и литературы, теории актёрского искусства, анализировали подготовку и практическую реализацию роли – воплощение сценических образов в дипломных спектаклях на сцене Учебного театра Театральной школы Константина Райкина. Четверо выпускников этого курса – Анастасия Войтович, Мария Золотухина, Антонина Рыбаловлев и Арсен Ханджян приглашены в труппу театра «Сатирикон»