актеры театра виктюка ориентация
Дмитрий Бозин: «Мы созданы быть любовниками для женщин»
Ведущий актёр театра Романа Виктюка рассказал, почему спектакль «Служанки» уже 27 лет собирает аншлаги, сам Дмитрий не снимается в кино и чем он похож на голливудскую Вуппи Голдберг?
Легендарный спектакль театра Романа Виктюка «Служанки» показали на сцене Городского концертного зала в пятницу, 20 ноября. Традиционный аншлаг, к которому артисты уже привыкли, четверо красивых мужчин на сцене и настоящая магия, которая почти на три часа погружает публику в абсолютно иной мир.
Алексей Нестеренко и Дмитрий Бозин.
Впервые Виктюк поставил пьесу французского маргинального интеллектуала Жана Жене в 1988 году. Министерство культуры было категорически против этого спектакля — что за чудачество отдать все женские роли актёрам-мужчинам? Накрасить их, нарядить в юбки, поставить на каблуки? Но спектакль всё же был выпущен. Сегодня сменилось уже третье поколение актёров, которые играют четыре роли: Соланж — Дмитрий Бозин, Клер (Александр Солдаткин), Мадам (Алексей Нестеренко) и Мсьё (Иван Никульча). Пьеса о трагическом столкновении мечты и реальной жизни до сих пор вызывает у зрителей смешанное чувство шока и восхищения.
Александр Солдаткин и Дмитрий Бозин.
Перед спектаклем мы пообщались с исполнителем роли служанки Соланж — 43-летним актёром Дмитрием Бозиным, который играет в этом спектакле с 2006 года. Скажем сразу — Дмитрий в отличной форме, прекрасно выглядит и, хотя он самый старший участник спектакля, внешне он ничем не уступает своим молодым коллегам.
— Спектаклю «Служанки» уже 27 лет, и все эти годы его сопровождает ошеломительный успех по всей стране. В чем, по-вашему, его успех?
— Я думаю, именно в чувственности. Не так уж много спектаклей вообще в мировом репертуаре обладают настолько глубокой и откровенной чувственностью. Как бы людям не казалось, что они запросто без этого в жизни обойдутся… Ну, тогда хотя бы со сцены посмотрите (улыбается). Я одно время думал, что зрителям только танцы наши нужны, что они, бедняжки, ничего не понимают в смысле происходящего, во всей этой магии на сцене. Но зато потом, когда 40 минут ребята танцуют, у них радость на душе. Но совсем недавно я сам оказался в такой же точно ситуации. Это было в Лондоне. Сначала я посмотрел спектакль с величайшим театральным актёром Бенедиктом Камбербетчем в роли Гамлета, получил массу удовольствия от сценографии, от мощнейшей игры этого биологически созданного для театра человека. А на следующий день я с женой и 16-летней дочкой пошел на спектакль Мэттью Борна. Того самого, который частенько привозит в Россию на фестивали свои балеты «Лебединое озеро» и «Дориан Грей». И вот всей семьей мы посмотрели его спектакль Car Man. После спектакля мы вышли с таким зарядом! Да, вчера был потрясающий спектакль, но сегодня нас просто всколыхнули и оживили.
На сцене — автослесарная мастерская и придорожный ресторанчик, 10 мужчин и 10 девчонок. Никто не ремонтирует машины, никто не готовит еду — просто некогда. И эта энергия мощной заряженной мужской и женской составляющей взорвала весь зал.
После спектакля нам не хотелось размышлять, нам хотелось жить, творить, вытворять… Я думаю, что такова и энергия «Служанок». На сцене четверо парней, и мы биологически созданы для того, чтобы быть любовниками для женщин.
— Ваша четвёрка — уже третий состав «Служанок»…
— Да, нас в эту историю затянуло по наследству. Когда-то мы наблюдали таких же самцов, которые играли «Служанок» до нас. И я из зала чувствовал, как четверо мужчин пропитываются женской энергией из зала. Они её берут в себя, а свою энергию, сколько её есть, толкают в зал, и на слиянии этих потоков и строится спектакль. Тогда это была революция, открытие. Я видел, как играет Соланж Володя Зайцев, а эту роль в исполнении Константина Райкина — только в записи. Райкин и Зайцев — это абсолютно разные Соланж. У Райкина она — чёрная пещера, в которой много-много различных эхо. У Зайцева это площадной, арлекинский абсолютно открытый звук, другая энергетика. Я понял, что можно всё соединить… И дальше начинается бесконечное количество комбинаций. Соланж стала чемпионом преображений. Она бесконечна. Я сам себе напоминаю Вупи Голдберг в фильме «Привидение», когда в неё вселяется множество духов и все с ней говорят. Героини в «Служанках» бесконечны в преображениях. Возможно, вот и ещё одна составляющая успеха спектакля — люди, приходя каждый раз, видят абсолютно разные спектакли. И ещё — нам никогда в голову не придёт схалтурить, сыграть в полноги.
— Вы в отличной форме…
— Держаться в форме при таких нагрузках несложно. Как говорится, хороший петух жирным не бывает (смеется).
Фото weburg.net.
— На кино совсем времени не остаётся?
— К сожалению, у меня жёсткий график. Мы должны выживать, это нормальная экономическая ситуация в театре. Мы должны пахать, играть часто и много. Любое мало-мальски разумное кино, которое хочет состояться, займёт как минимум три месяца.
— Виктюк вас не отпустит?
— Дело не в нём. Он бы отпустил, сказал — снимайся, где хочешь. Он был бы только рад рассказать, что его ученик сделал ещё это и это. Он всегда всем хвалится. Вопрос только в том, что физически у меня, Дмитрия Бозина, тупо нет времени.
— А желание есть?
— Конечно. У меня огромное количество планов. Я уже перешёл на свои сольные программы. Это тот локальный поток, который я могу в любое окошко раз — и в этот день улететь в Минск или Петербург. Ну и, конечно же, есть работа с другими командами — это огромное наслаждение. Специалистов в магии немного, и если мы вдруг находим друг друга, то создаём нечто. Вот сейчас работаю с командой Вадима Демчога (доктор Купитман из «Интернов»), мы уже потихоньку совпадаем в проекте «Снегурочка» Островского, где я играю Мезгиря.
— А помните свою первую роль?
— Конечно, еще в школе — это была Баба-Яга. Это мой глубинный персонаж (смеётся). Моя обожаемая история.
— Для многих Вы кумир, а есть ли у Вас кумиры в профессии?
— Все, кто работал и работает в сольном жанре. Сергей Юрский, Михаил Козаков, Александр Филиппенко, Алла Демидова — столпы чтецкого жанра, мелодекломации. Эти люди определили моё направление, когда я ещё учился в школе. Я понимал — вот то, чем я буду заниматься. Я прекрасно понимал, что этот одинокий жанр в первую очередь требует сумасшедших знаний, эрудиции.
Человек, находясь на сцене один, вычитывая огромное количество персонажей из себя, из энергии пространства, должен обладать не просто знанием текста. В противном случае его никто слушать не станет так долго. Нужно наработать глубокую библиотеку, образов, переживаний, огромный личностный опыт.
Я побеждал в конкурсе чтецов в школе, а потом надолго это оставил. Потому что прекрасно понимал: по-настоящему на этот уровень можно выходить только после 35 лет. Тогда у тебя будет совершенно другой диалог со зрителем. В этом возрасте человек присоединяется к опытам других, а не только к своему. Долгое время мы по своей природе эгоисты, в этом нет ничего плохого. Человек взрослеет с того момента, как понимает, что ему никто ничего не должен.
Кстати, я изначально пещерный человек, Маугли. Есть люди, у которых клаустрофобия, а у меня наоборот — клаустромания. Чем более замкнуто моё пространство, тем мне глубже и интереснее. Помните фильм «Легенда о пианисте»? Там главный герой родился на корабле, провёл там всю жизнь и ни разу не сходил на берег. Когда его спросили — почему? — он ответил: «Моя жизнь ограничена бортами этого корабля и чёрными досками по краям клавиатуры рояля. Эти границы настолько твёрды, что внутри я бесконечен». Для меня это самая правильная позиция уже много лет. Я давно определил свои границы очень чётко и копал внутрь. И явно докопался туда, куда мне надо.
Дмитрий Бозин и Алексей Нестеренко.
— Вы счастливо женаты уже много лет…
— Моя жена и дочери безумно талантливые. Старшая недавно вышла замуж. Ими восхищаются все, кто их видит. По гороскопу я Скорпион, а Скорпионы любят тех, кто изначально нравится всем. Скорпион ощущает чистую, открытую энергию. Он никогда не споёт: я гляжу ей в след, ничего в ней нет, а я всё гляжу, глаз не отвожу… Это не скорпионья история вообще. Ничего нет? Иди дальше. Появится — приходи. До тех пор, пока человек себя скрывает, Скорпион не станет его вытаскивать.
— Ваше пожелание тулякам.
— Не берегите себя! Тратьте себя! Если это конечно не касается уже полноценного шага в опасную стихию. Я забочусь о людях, способных шагнуть с балкона, не натренировав своих крыльев.
Из досье Myslo
Дмитрий Станиславович Бозин
Родился 6 ноября 1972 г. в городе Фрунзе.
Окончил РАТИ (ГИТИС).
С 1995 года — ведущий актёр театра Романа Виктюка.
Семья: жена Фатима, дочь Элина (23 года, менеджер), дочь Даша (17 лет, школьница).
Избранная фильмография: «Ростов-папа», «Ангел на дорогах», «Грехи отцов», «Верёвка из песка».
Роман Виктюк
Биография
Сейчас, в эпоху вседозволенности, публику сложно чем-либо удивить. А когда-то Роман Виктюк стал одним из тех, кто привнес в привычный всем театр долю эпатажности и скандала. У режиссера напрочь отсутствовало чувство страха. Он первым ставил Людмилу Петрушевскую, Александра Вампилова, Эдварда Радзинского и многих других, кого было велено «не пущать». И при этом умудрялся виртуозно обходить запреты, установленные на самом высоком уровне.
Детство и юность
Роман Григорьевич родился в октябре 1936-го в тогда еще польском городе Львове. Глядя на то, как сын руководил дворовыми друзьями, ставя с ними спектакли и импровизации, родители догадывались, кем он будет.
По окончании школы Виктюк стал студентом ГИТИСа, учился у Анатолия Эфроса и Юрия Завадского. В молодости начинающий режиссер успевал работать одновременно в Киевском и Львовском ТЮЗах и преподавать в студии Театра имени Франко. Хвалебных отзывов удостоились первые спектакли «Все это не так просто», «Город без любви», «Дон Жуан».
Театр
В конце 60-х местом служения искусству для Романа был Театр юного зрителя в Калинине. Потом он поставил ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы. В числе самых известных — «Черная комната», «Принцесса и дровосек», «Валентин и Валентина», «Мария Стюарт» и «Любовь — книга золотая». Знают его творчество в США, Италии, Финляндии и Швеции.
Американцы включили Виктюка в список 50 людей мира, оказавших влияние на вторую половину 20-го века. Oн единственный иностранец, награжденный премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.
Роман жил и творил по принципу «смелость города берет». Правда, такой напор иногда выходил боком. Так закрылся руководимый им Студенческий театр МГУ, в котором начинал студент Романа Григорьевича по эстрадно-цирковому училищу Ефим Шифрин. Спустя годы с собственным видением искусства профессор Виктюк знакомил учащихся РАТИ (ГИТИС).
Десятки лет с афиш не сходили знаменитые «Служанки». Культовая постановка пережила три редакционные правки, получила мировое признание и обеспечила неизменный аншлаг в зале. Премьера прошла в столичном «Сатириконе», в первом составе актеров блистал Константин Райкин.
Точным попаданием в сердце зрителя считали «Царскую охоту» с Маргаритой Тереховой, «Татуированную розу» с Ириной Мирошниченко, «Старую актрису» с Татьяной Дорониной. Олег Ефремов опасался, что за «Украденное счастье» всю труппу попросту «пересажают». Критик, увидевшая «Ромео и Джульетту» в постановке Виктюка, заявила, что такую интерпретацию по силам представить молодому человеку не старше 19, настолько все свежо и нереально.
Очередной переворот в мире антрепризы совершила «М. Баттерфляй». Спектакль вызвал жаркие споры из-за обилия эпатажа, эксцентричных костюмов и ярких мазков. Так Роман отметил открытие собственного театра, носящего его имя. Здание на Стромынке — мировой шедевр авангарда и обязательный пункт для остановки экскурсий.
В 2019 году театр Виктюка выпустил премьеру — спектакль «Мелкий бес» по одноименному роману Федора Сологуба. Это было третье обращение мастера режиссуры к произведению. Первые два состоялись в Таллине и московском «Современнике». В главной роли — Дмитрий Бозин, которого Роман Григорьевич рассматривал как возможного своего преемника.
Такая же судьба — худрука — уготована и Игорю Неведрову. Оба актера уже попробовали силы в режиссуре, поставив пьесы, которые выбирал Виктюк. Учитель в целом доволен результатом и уверен, что ученики не предадут совесть.
Личная жизнь
Виктюк охотно делился подробностями своей биографии, но личная жизнь была неприкосновенной территорией.
Знаменитый постановщик только раз был женат на работнице «Мосфильма», не имевшей отношения к актерской сфере. Имени бывшей супруги Виктюк не раскрывал, а сам брак считал ошибкой и грехом, способом контроля человека государством.
Никак не проявляющаяся заинтересованность Романа в женщинах породила слухи о нетрадиционной ориентации. Ему приписывали связь не просто с мужчинами, а с артистами собственного театра. Свои пристрастия режиссер никак не комментировал, яро отрицал интимные отношения с членами труппы. Для Виктюка, который называл актеров детьми, такие связи были сродни инцесту.
Театральный Роман: почему знаменитый режиссёр так и не устроил личную жизнь
Имя режиссёра Романа Виктюка знают даже те, кто весьма далёк от мира театра. Яркий, талантливый, скандальный, неоднозначный. Каждый его спектакль вызывал бурную полемику: одни считали их произведением искусства, другие – эпатажем. Впрочем, то же самое можно сказать и про всю его жизнь…
Пионер-антисоветчик
Роман Виктюк родился во Львове в 1936 году, в те времена, когда он был ещё польским городом. Родители Романа Григорьевича принадлежали к числу местной интеллигенции и работали учителями. Позже он говорил, что любовь к театру ещё до его рождения привила его мама: она обожала оперу и, будучи беременной, частенько ходила на спектакли.
Его детство пришлось на войну и непростые послевоенные годы. Виктюк вспоминал, как советская армия освободила Львов и после этого жизненный уклад города изменился. Сам относил себя к противникам советской власти, не любил Сталина и Ленина, а капитализм навсегда остался для него синонимом свободы. Но при этом Виктюк обожал советский кинематограф, знакомство с которым началось для него с фильма «Как закалялась сталь». А его любимой книжкой была «Молодая гвардия».
Ещё в школе Роман понял, что больше всего его манит театр. В драмкружок он ходил даже чаще, чем на уроки, а на творческих пионерских конкурсах неизменно занимал первые места с детским патриотическим репертуаром. С самозабвением маленький Рома читал «Как повяжешь галстук, береги его» и даже играл Зою Космодемьянскую в школьной самодеятельности, поскольку школа была мужская.
Как-то на одном из конкурсов Роман читал монолог Олега Кошевого о матери, и на глазах у него выступили слёзы. Заслуженный артист Украины Мыкола Ярецкий воскликнул после этого: «Это гений. Запомните его фамилию, он наш гений!». Виктюк, который и слово-то такое слышал впервые, гордо прибежал домой, крича: «Я гений! Гений!». «Никакого успеха мой вопль не имел. Родные не поверили мне – ни тогда, ни потом», – позже признавался режиссёр.
От родителей Роман Григорьевич унаследовал ещё одну свою страсть – любовь к красивой одежде. Однажды его мать привезла из поездки наряд от Шанель, не подозревая, что это высокая мода. Отец тоже, несмотря на тотальную бедность, всегда выглядел элегантно. В доме часто звучала музыка, обсуждали литературу, искусство. И после школы Роман Виктюк уже не представлял свою жизнь без творчества – он поехал в столицу.
«В Москву меня провожали, как в Сибирь. Упаковали всё: перину, подушку, ложки… А деньги всем домом зашили в сатиновые трусы… Перед самым отъездом я получил телеграмму от своих подруг, которые уехали в Москву на два года раньше. «Не приезжай: таких, как ты, много». Но я никому это послание не показал и поехал», – вспоминал режиссёр.
Столица покорилась ему на удивление легко. Виктюк поступил в ГИТИС с первой же попытки и стал самым юным и самым многообещающим учеником.
В театральном вузе многие подшучивали над его украинским акцентом и франтоватой манерой одеваться, но отдавали должное таланту парня. Однокурсники практически не сомневались, что после учёбы он останется в Москве. Но его по разнарядке отправили во Львов. С этого момента в жизни Романа Григорьевича начался очень непростой период.
Одинокий творец: запрещенные спектакли, личная жизнь и интересные факты о Романе Виктюке
«Счастье – это пауза между двумя несчастьями»
«Искусство – это радость, жизнь – кошмар. Когда выходишь на подмостки, ничего другого для тебя не существует. В этом наше единственное спасение»
«Человек беспределен. Самая суть его – беспредельность. И выражением этого и служит метафизика»
Романа Виктюка не стало 17 ноября 2020 года. Знаменитый режиссер, педагог и новатор – постичь его искусство было «делом не для всех». На его спектакли выстраивались очереди, а мир пытался «словить» поток мастера, чтобы понять.
Творческий путь мэтра из Львова на московские подмостки, награды и главные достижения, эпатаж и популярность Романа Виктюка – все в материале OBOZREVATEL.
Из Львова – в Москву: начало творческого пути Романа Виктюка
Из двух бриллиантов выше ценится тот, который имеет червоточину, а не тот, у которого все грани одинаковые.
Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове, который еще тогда принадлежал Польше. Родители Романа были простыми учителями. Войну мальчик запомнил смутно, но до конца жизни вспоминал бомбежки и лишения. Правда, никакие мировые катаклизмы не смогли перебить любовь будущего режиссера к творчеству: с детства Виктюк проявлял интерес к литературе и лицедейству, в школе участвовал в кружке самодеятельности, причем сразу определился, что ему интереснее всего находиться в зрительном зале и в кресле режиссера.
В 1952 году, будучи 16-летним подростком, Роман Виктюк начинает учебу в ГИТИСе, поступив туда с первого раза на курс Василия и Марии Орловых. При этом, юный студент был самым младшим, но одним из самых перспективных на курсе, а среди учителей были легендарные Юрий Завадский и Анатолий Эфрос.
По окончании ГИТИСа, Роман Виктюк вернулся во Львов, куда его отправили «по разнарядке», где работал во Львовском театре юного зрителя. Затем параллельно режиссер начал сотрудничать с киевскими театрами, а в 1960 году отправился в Калинин (Тверь) и оттуда – в Вильнюс, где продолжил работу в Литовском русском драматическом театре. Здесь Виктюк стал ведущим режиссером в 1970-74х годах.
Я работаю для себя. Я думаю, что театр должен существовать, как и существует он во всем мире, для избранных. Театр элитарен по самой своей природе, он предназначен для тех, кому искусство действительно необходимо для постижения прежде всего самих себя. И тогда естественно, что круг интересующихся театром будет избранным. Театр должен быть аристократичен, а аристократичен – значит качественен.
Работая в Литовском русском театре, Виктюк впервые в СССР поставил пьесу Питера Шеффера «Черная комедия» в 1971 году, драму Юлиуша Словацкого «Мария Стюарт», в переводе Бориса Пастернака. Помимо иностранных авторов, Виктюк также ставил и современных драматургов – к примеру, с успехом прошла премьера спектакля по пьесе Рощина «Валентин и Валентина» в 1971 году, «С любимыми не расставайтесь» Володина и других.
В середине 1970-х Роман Виктюк отбывает в Москву и начинает работу в театре им. Моссовета, но в Вильнюс он еще приезжает в 1988 году по приглашению руководства, чтобы поставить спектакль «Уроки музыки» Петрушевской и «Мастер и Маргариту» по Булгакову. В столичном театре Виктюк ставит «Царскую охоту» и «Вечерний свет». Затем режиссер стал сотрудничать с МХАТом, где стал режиссером «Украденное счастье» и «Муж и жена снимут комнату», а также ряд других спектаклей.
Затем режиссер работал в театре им. Вахтангова, Одесским русским академическим драматическим театром, Театра эстрады и вновь отправился в Прибалтику, где в Таллиннском театре также поставил «Мастер и Маргариту» и «Бульвар Сан-Сет».
До самого развала Советского Союза, знаменитый режиссер работал во множестве ведущих театров страны – «Сатирикон», «Современник», Театр Эстрады и других.
Роман Виктюк был одним из немногих советских деятелей искусства, кто выиграл от развала Советского Союза. В 1991 году мастер открыл собственный театр, вначале не имевший сцены. Антрепризный театр выступал в разных городах с ярким премьерным спектаклем «Мадам Баттерфляй» с Сергеем Маковецким.
Спустя пять лет, в 1996 году, Театр Романа Виктюка получил собственное здание на Стромынке, которое было бывшим Домом культуры. Несмотря на то, что в постройке были проблемы с отоплением, а само здание требовало ремонта, театр продолжал действовать, а за два года Виктюк поставил 18 спектаклей, которые игрались не только на «родной» сцене, но и стали хитами во многих городах и странах.
Так, в театре шли спектакли: «Служанки», Ж. Жене (1991), «Лолита», (по роману В. Набокова) (1992), «Двое на качелях», по пьесе У. Гибсона (1992), «Рогатка» (1993) и «Полонез Огинского Н. Коляды» (1994), «Философия в будуаре», по диалогам де Сада (1996), «Осенние скрипки И. Сургучёва» (1997), «Путаны» Н. Манфреди» (1997), «Саломея» Уайльда (1998), «Заводной апельсин», по роману Бёрджесса (1999) и другие.
В 1997 Виктюк получил премию Института итальянской драмы и стал первым иностранным режиссером, удостоившегося этой награды. Также в копилке мэтра – «Киевская пектораль», театральная премия «Maratea» Центра европейской драматургии. В 2015 году Театр Виктюка пережил серьезную реконструкцию, но уже в 2016 вновь открыл свои двери для зрителей и удивил: зрительный зал превратился в подобие античного амфитеатра на 500 мест.
Зритель все время должен ощущать, что над ним есть нечто неосязаемое и невидимое, но с чем он неразделимо связан, иначе все происходящее на сцене получит крен в сторону плоского сюжета,несущего лишь знак одного конкретно-бытового явления, без анализа истоков, его питающих.
Что говорил Роман Виктюк об Украине – читайте на OBOZREVATEL.
Влиятельный человек и народный артист
В середине 1990-х годов Виктюка в США включили в список 50 людей мира, которые оказали влияние на вторую половину ХХ века. Однако, это – не последние награды режиссера. В 2006 он получил звание народного артиста Украины, в 2009 – народного артиста России.
Преподаватель и его ученики
С актерами Роман Виктюк взаимодействовал не только на сцене: за свою жизнь режиссер успел побывать и преподавателем. Так, в Московском эстрадно-цирковом училище Виктюк работал с Геннадием Хазановым и Ефимом Шифриным. Также мэтр выпустил три курса в РАТИ-ГИТИС, среди его учеников: Павел Карташев, Ростислав Колпаков и другие известные артисты.
Виктюк много ездил с лекциями и мастер-классами по городам России, Украины и Италии, преподавал в Институте театрального искусства и вел тренинги на курсах при Польском театре в Москве.
«Режиссеру всегда должно быть 19, потому что он всегда начинает. И если у него есть опыт и знания, то он безумно много теряет. Потому что в нем пропадает детское восприятие жизни, и в расчет входит сознание. А должно быть все первородно!»
Личная жизнь мастера
О личной жизни Романа Виктюка всегда ходили слухи, причем часто – довольно нелицеприятные. Режиссер, по одной из версий, был женат лишь единожды – на сотруднице «Мосфильма», не имеющей отношения к театральной среде. Однако, по официальной информации, знаменитый режиссер никогда не был женат и детей также не имел. При этом, в интервью он признавался, что был влюблен в Людмилу Гурченко, но раннего брака вполне хватило, чтобы понять: одиночество – единственный удел творца.
И хотя Виктюк оставил нам большое театральное наследие, собственных наследников у него не было. Детьми для него были актеры из его театра и любимые студенты.
В жесткую кожуру, в непроницаемый кокон одиночества заключена человеческая душа. И чем крепче эта оболочка, тем мучительней и безнадежней тоска по воссоединению с себе подобными.
«Это было невероятно смелое предложение Романа Григорьевича. Он принес пьесу, он ее нам прочел, никто из нас, четырех будущих участников, сперва ее не понял. Но он стал говорить, и так увлекательно, что спектакль нам стал как-то видеться, и я, новоиспеченный тогда худрук, решился на эту постановку», – вспоминал Райкин, сыгравший в нем одну из главных ролей.
«Я – Роман»: Похвала от Марчелло Мастроянни
Роман Виктюк был одним из первых театральных режиссеров в СССР, о ком не просто узнали, а по-настоящему заговорили за границей. Он не боялся эпатировать публику и хотя многие его спектакли раз за разом запрещали к показу, Виктюк не сдавался и искал новые способы самовыражения.
В 1969 году звезда итальянского кино Марчелло Мастроянни, приехавший на Московский кинофестиваль, оценил талант молодого Виктюка, посмотрев его «Коварство и любовь» по Шиллеру в Калининском (ныне Тверском) драматическом театре. По легенде, в финале спектакля впечатленный Мастроянни закричал на итальянском «Geniо!» («Гений!»). Правда, сам Виктюк решил, что его назвали Женей и лишь скромно ответил: «Я – Роман!».
«Мастер и Маргарита», «Служанки» – все это спектакли, которые увидели свет, поскольку появились уже в пору Перестройки, ставшей для Виктюка глотком свежего воздуха. Но на заре карьеры мастеру пришлось работать в душной атмосфере худсоветов, утверждений, совещаний и «линии партии», что убийственно для драматургии театра.
В 1978 году в студенческом театре МГУ Роман Виктюк поставил спектакль «Уроки музыки» по пьесе Людмилы Петрушевской. Зрители стояли в очередях за билетами, а руководство института, а затем и комиссия, были недовольны. В итоге, спектакль был запрещен, как несущий в себе идеологическую опасность.
Роман Виктюк при жизни был режиссером из Космоса – так его окрестили не только артисты его театра, но и многие коллеги по цеху. Он всегда держался обособленно, стараясь никого не задеть, никому не досаждать и придерживаться своей четкой линии. Его не стало 17 ноября 2020 года и нам на память остаются новаторские постановки, дерзость и безграничное искусство мастера, которого мир ловил, но так и не поймал.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал о жизни, интересных фактах, великих потерях и главных ролях Армена Джигарханяна.