актеры цирка дю солей
Наши люди в Цирке дю Солей
Почти четверть века назад в далекой квебекской провинции родился цирк, как сказал бы поэт: «звезды по имени Солнце», которому было суждено стать фабрикой новых цирковых грез. Канадский Цирк дю Солей (Cirque du Soleil в переводе – Цирк Солнца) называют «завтрашним днем мировой индустрии развлечений», «роддомом идей», «гениальным изобретением Ги Лалиберте».
Детище Ги Лалиберте на сегодня – колоссальное предприятие в мире шоу-бизнеса, привлекающее более десяти миллионов зрителей в год. Его можно, пожалуй, сравнить с футбольным клубом «Челси», но в области цирка, то есть самым богатым местом, куда собирают все таланты.
Интересный парадокс: он прославил канадский цирк посредством интернациональной творческой команды, в которую входят представители более сорока разных стран.
В главной штаб-квартире, которая находится в Монреале, работает большая часть из перечисленного не-актерского состава – 1800 работников. В этой огромной лаборатории с самым современным оборудованием собраны лучшие творческие силы планеты, для создания новых цирковых проектов. Результат этой работы: на сегодняшний день функционирует семнадцать разных шоу под маркой Цирка дю Солей: десять стационарных залов (в Лас Вегасе, Нью-Йорке, Орландо, Токио и Макао), остальные годами гастролируют по всему свету. Средняя вместительность шапито – две с половиной тысячи человек. Билеты на любое представление Цирка дю Солей стоят от 50 до 180 американских долларов.
Глава семьи, Евгений Иванов, нынешний исполнитель роли Красного Горбуна в «Алегрии», акробат в номере «Фаст-трак», вспоминает:
«Я попал в Цирк дю Солей совершенно случайно тринадцать лет назад, когда этот цирк еще не был таким большим и богатым, и артистов так было много, а программ так мало, что легче было улететь в космос туристом, чем попасть в его труппу. Это был 1995 год, и шоу Алегрия было еще только в начале пути. Впервые я увидел Цирк дю Солей на видеокассете, постановку «Nouvelle experience». Мне так понравилось, что я сказал себе: вот этот цирк, где я хочу работать.»
И вот уже с билетом на отлет, сидел он, ожидая такси, вдруг подходит девушка и говорит: «Сдайте, пожалуйста, ваш билет. Вот ключи от гостиницы, заселяйтесь». Женя так обрадовался, что сначала даже не спросил, какой номер комнаты. Те апартаменты показались ему просто шикарными, ведь последние две недели он жил у друга чуть ли не на коврике.
Условия работы и жизни там действительно очень хорошие. На гастролях – проживание в четырех-пяти звездочных отелях или кондо-апартаментах с кухнями, полные страховки по здоровью, так же частичные страховки и для семьи. Контракт дает гарантированный капитальный годовой доход (какой именно – разглашать строжайше запрещено самим контрактом, но ясно, в провинциальном цирке таких денег они бы не заработали и за десять лет). Цирк Дю Солей помогает артисту сменить профессию, когда он уже не сможет выступать.
В каждом туре для детей артистов есть свои школы с учителями, чтобы они могли получить полноценнное школьное образование. В головной монреальской студии – огромные залы для тренировок, оборудованные новой техникой, помощь высоко-квалифицированных тренеров. Все приглашенные для выступления в «Цирк дю Солей» обязательно проходят курсы специальной подготовки, сценического движения, пения, танцев. Иногда это индивидуальные репетиции, как это было в случае с Кристиной Ивановой, а иногда – коллективные тренинги, так называемые «формейшн», которые обычно длятся по 4 месяца. Режиссеры работают над тем, чтобы каждый новичок достиг полной отдачи, раскрыл максимум своих возможностей, и стал актером и цирковым артистом одновременно. По истечении тренинга самые лучшие получают контракты на работу.
Основатель компании Ги Лалиберте, который родился в канадском городке Квебек-сити 49 лет назад, был уличным артистом, глотателем огня, играл на аккордеоне и танцевал на ходулях. В начале восьмидесятых годов он объединил вокруг себя два десятка друзей-артистов. Они принимали участие в различных уличных фестивалях, особенно удачным было выступление в 1984 году на большом праздновании 450-летней годовщины открытия Канады Жаком Картье. Они обратились к Правительство провинции Квебек, которое поддержало начинание (что невозможно переоценить), и новая компания, получив в первые годы существования свою дозу успеха и провалов, взяла курс на покорение небывалых высот.
Канадцы, изучив и освоив методы подготовки артистов цирка в разных странах, пообщавшись с мастерами самых знаменитых цирков и цирковых школ, выдающимися артистами и постановщиками, создали структуру с очень сильным менеджментом. В дополнение к цирковым выступлениям, компания активно реализует свой потенциал и в других жанрах – телевизионных проектах, кино, в развлекательной части торжественных церемоний и корпоративных праздников, широко продвигаются свои СД, ДВД, сувениры, а так же прочая дизайнерская продукция под фирменной маркой.
На создание каждой цирковой программы уходит от года до 3 лет, но эксплуатируют ее 12—15, а то и больше, лет. Причем в последние годы масштабы производства выросли, так например, в 2008 году запущено сразу три новых шоу: в Токио, в Макао и в Лас Вегасе. Контракт с каждым артистом заключается не меньше, чем на год. Некоторые остаются в шоу по многу лет.
Когда у Ги Лалиберте рождается идея новой программы, он собирает творческую команду, которая разрабатывают эту идею со всех сторон: главная тема, сценарий, музыка, свет, персонажи, костюмы. Козырная карта – приглашение к работе самобытных и талантливых постановщиков, самых лучших художников, композиторов и режиссеров, каким, например, оказался бельгиец Франко Драгоне. В свое время ему была дана неограниченная творческая свобода и в результате он создал ряд шедевральных постановок для Цирка дю Солей: Cirque du Soleil (1985), We Reinvent the Circus (1987), Nouvelle experience (1990), Saltimbanco (1992), Mystere (1993) Alegria (1994), Quidam (1996), La Nouba и «O» (1998).
Оказывается, этот уровень с самого начала задавался в том числе и участием россиян.
О первых «ласточках» из России в этом цирке рассказывает Павел Брюн, сотрудничавший с Цирком дю Солей более десяти лет:
«Всё начиналось с малого и очень давно, в 1990 году, когда я интегрировал в шоу «Nouvelle Experience» самых первых русских артистов, Владимира Кехаяла и Василия Деменчукова. Это был потрясающий спектакль, очень высоко задравший планку Цирка дю Солей для самого же Цирка дю Солей, впрочем, как и для всех поклонников этой компании, ныне ставшей супер-брендом шоу-бизнеса в мировом масштабе.»
В 1992 году Павла Брюна пригласили на постановку спектакля «Saltimbanco», где он ассистировал хореографу Дебби Браун. Потом, 1992-93 гг., в сотрудничестве с Московским Цирком на Цветном бульваре, он готовил большой воздушный номер для первого шоу Цирка дю Солей в Лас Вегасе «Mystere». Номер этот был полностью укомплетован Российскими артистами, что было первым крупным «вливанием» наших в Цирк дю Солей. В 1994 Павел стал Артистическим директором спектакля «Alegria», куда пригласил Славу Полунина, с чего и началось продолжающееся и поныне сотрудничество Цирка дю Солей с Лицедеями. Также, для этого шоу Павел подготовил воздушный номер под руководством Андрея Льва. Присутствие россиян в «Алегрии» в тот момент было уже очень существенным и ощутимым.
В начале 1995 Павла Брюна «перебросили» в Лас Вегас, где он возглавил работу с уже упомянутым выше шоу «Mystere». В 1996 году, когда уже начиналась работа над водным шоу «О» для нового казино «Белладжио» в Лас Вегасе, его пригласили в этот проект в качестве Артистического Директора, а чуть позже, в 1997 году сделали Артистическим директором и Художественным руководителем Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, где возглавил работу над двумя шоу, «Mystere» и «О», одновременно. Это было потрясающе и очень непросто. Он проработал с двумя этими шоу до осени 2001 года, после чего решил сделать «перерыв», и ушел из Цирка дю Солей.
Вливание наших талантов в этот цирк идет по нескольким направлениям. Во-первых, инфраструктура: в списке тамошних русскоязычных тренеров, постановщиков номеров, художественных руководителей и рекрутеров: Павел Брюн, о котором мы уже говорили, клоун Слава Полунин, тренеры и постановщики Борис Верховский, Андрей Лев, Александр Моисеев, специалист по подбору кадров Павел Котов и многие другие. Во-вторых, это множество цирковых артистов, среди которых были акробаты братья Арнаутовы, Олег Кантемиров, Алексей Твеленёв, жонглер из Украины Виктор Ки (Киктев), и другие. В-третьих, талантливые спортсмены, такие, как, например, призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике Алексей Любезный и Анатолий Боровиков из Белоруссии, или наш герой из Ярославля, двухкратный чемпион мира по акробатике, Евгений Иванов. Особо хочется упомянуть Константина Бесчётного, руководителя и создателя номера «Вольтиж» из шоу «Quidam». Этот номер, кстати, получил Гран При в Монте-Карло, будучи послан туда от имени Цирка дю Солей.
Как русский балет в свое время являл уровень, к которому стремились труппы многих стран, так и наши цирковые задали высокую планку техники в исполнении номеров.
В послереволюционной России цирк стал поддерживаться государством, а первые постановки для советского цирка среди прочих создавали Маяковский и Мейерхольд. В XX веке советский цирк получил колоссальное развитие и превратился в мирового флагмана, в крупнейшую в своей области структуру, вобравшую в себя талантливых представителей многочисленных национальностей из СССР. Виртуозное исполнение сложнейших, поражающих воображение трюков зачастую сочеталось с наивными средствами художественной выразительности и агитационным пафосом в оформлении, музыке, хореографии и композиции многих цирковых номеров. Но эстетика линий полетов и прыжков, пластика, особая одухотворенность в исполнении – этого у наших не отнять. Русских отличает стремление к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров.
Одного из старейших артистов в Цирке дю Солей в шоу «Алегрия», Юрия Медведева, в 1995 году привел себе на замену Слава Полунин. Он случайно нашел Юрия в Нью-Йорке, где тот работал таксистом. Бывший мим и актер театра на Таганке долго не мог поверить своему счастью, что опять вернулся на сцену, да еще в сольный клоунский номер такого шоу.
К настоящему моменту у Цирка дю Солей есть огромный отдел кастинга, который занимается поиском и отбором самых интересных номеров, выдающихся спортсменов и талантливых артистов со всего мира. Россия и бывшие социалистические республики – в зоне особенно пристального внимания. Маленькая деталь: на официальном веб-сайте Цирка дю Солей (www.cirquedusoleil.com) раздел, посвященный набору кадров, имеет полностью переведенную на русский язык версию. Там подробно описано, каким требованиям должен отвечать претендент и как именно нужно подавать заявку на работу, так же есть полный список вакансий открытых на данный момент, а список этот всегда остается длинным.
Имея за плечами гастроли в десятках стран и городов, Евгений Иванов делится опытом:
«Сначала я работал в Алегрии в номере «Fast Track» на перекрестной батутной дорожке. Это большой групповой номер, где ты постоянно работаешь в коллективе. А весь коллектив работает на тебя, на самый заключительный трюк, чаще всего это было тройное сальто. C годами технический уровень номера очень вырос, особенно с приходом таких мастеров, как мой земляк из Ярославля Миша Воронцов. Но последние годы я играю красного персонажа с горбом. Это тоже интересно, потому что он связан со всеми номерами. В любой момент я могу выйти, походить-побродить, пообщаться со зрителями и другими персонажами. Когда я работал в фаст-траке, то в перерывах между выходами прочитывал по четыре-пять книг за неделю. Теперь времени нет. Еле-еле дочитываю одну за месяц.
По поводу всего шоу я могу сказать, что когда мы выступали в первые гастроли по Америке, мне казалось, что это такое классное шоу, просто супер. Потом в японском туре работали вообще отлично. Посмотрели американские кассеты и были страшно поражены: неужели это мы так коряво работали? Потом был тур в Европе, и сейчас, когда мы смотрим те кассеты, нам кажется все очень медленно и слабо. Возможно, когда мы через пару лет будем смотреть нынешние записи, тоже будем стыдиться. Так что рост идет беспрестанный.»
Евгений умалчивает, что он – один из тех, благодаря кому шоу идет на таком уровне. Этот человек, с выдающимся талантом, со многолетним опытом и закалкой, держал на своих плечах огромный груз ответственности, в ситуации, когда его соратник Воронцов порвал ахилл и выбыл из строя на многие месяцы. Женя, будучи уже 38-летним человеком, каждый день прыгал тройное сальто без замены на протяжении всего срока. Каллиграфические линии его прыжков оставались безупречными. Это – настоящий героизм, который вдохновляет остальных на честное и самоотверженное отношение к делу.
Талантливый человек во всем талантлив (чемпионами мира просто так не становятся). Переход из коллективного номера на сольную роль Красного Горбуна, под силу только человеку с выдающимися способностями. Евгения совершенно не узнать, когда он перевоплощается в пузатого горбуна, одетого в пурпурный бархатный смокинг, и сказочно роскошный жилет, унизанный крупными бриллиантами. Своей игрой он скрепляет действие всего спектакля.
Для артистов, долго проработавших в каком-то одном шоу, есть возможность переместиться в другое, внутри Цирка дю Солей. Вообще взаимосвязи между артистами разных шоу – очень тесны. Например, дочь Евгения Иванова, Кристина, которая ребенком начала выступать в «Алегрии» вместе с папой, сейчас успешно работает в шоу «Ля Нуба» в стационарном театре Цирка дю Солей рядом с Дисней Лэндом в Орландо.
Наталья Иванова говорит со вздохом:
Сама Кристина вспоминает другое:
«Путешествие с туром – один из самых прекрасных периодов в моей жизни, потому что дало мне возможность повидать множество стран, встретиться с разнообразными людьми, культурами, традициями, укладами жизни. Я ездила с Алегрией 7 лет. Кроме прочего, я закончила школу при туре, которая базируется на Квебекской системе школьного образования, так что у меня диплом об окончании канадской школы. Я выучила там английский и французский языки, на который сейчас говорю свободно. В мое время у нас было 4 учителя, которые постоянно работали при туре и занимались с 11 учениками. Я знаю, что сейчас там даже больше учеников, чем раньше, и мой младший брат Тимоша нынче тоже учится там.»
Труппы на гастролях – предмет особой гордости и заботы Цирка дю Солей. В среднем цирковой табор насчитывает до двух сотен человек вместе с обслуживающим персоналом и домочадцами. Обычно это выглядит так: вокруг белоснежного (или полосатого сине-желтого) шапито на две с половиной тысячи мест, с многочисленными разновысокими шпилями и флагами, обширным фойе с магазинами и буфетами, располагается цирковой городок, куда входят билетные кассы, комплексы административных вагончиков, столовая для персонала и артистов, техно-зона для монтажников, электроустановки, водопроводно-туалетные коммуникации, загончик для полусотни временно нанимаемых билетеров и три школьных корпуса на колесах. Надо отметить, что Цирку от города нужна только вода и телефонная связь, а прочее, вплоть до выработки электричества – автономное свое. На входе в цирковой городок – внушительная вахтерская будка, сама территория обнесена деликатной, но высокой и прочной сеткой.
Это микрокосм со своими правилами, законами,сложившимися традициями. Например, раз в пару лет традиционно устраиваются так называемые «Талант-шоу», когда на специальном концерте все желающие демонстрируют друг перед другом свои альтернативные таланты: поют, пляшут чечетку, исполняют тяжелый металл в музыке. Или есть еще «Техно-шоу», нечто вроде капустника, при закрытом показе, когда зрителями являются артисты шоу, а обслуживающий персонал и члены семей делают пародию на шоу и взаимоотношения в туре, иногда в весьма ироничном ключе. Жены артистов – самый осведомленный народ, работает сарафанное радио, распространена всемерная помощь в том, что касается, например, ухода за детьми. Молодежь с удовольствием ходит танцевать в ночные клубы. Цирковая комунна переодически массово увлекается то шахматами, устраивая неформальные турниры, то пинг-понгом, то ходит на курсы мексиканской салсы, то едет на выездную игру в пейнт-бол.
У цирковых детей – огромный опыт адаптации к самым разным условиям в разных странах. У них есть такие привилегии, которые не доступны обычным детям, например, посещение великосветских празднований после каждой премьеры в обществе высокопоставленных особ и родителей-артистов. Или поездки по лучшим музеям и достопримечательностям в тех городах, куда приезжает шоу. Детям разрешается сидеть в классе за партами в поперечном шпагате или заложив коленку за плечо, потому что запрещать это бесполезно. Все они бегло владеют тремя-четырьмя языками, хотя на родном языке разговаривают без акцента, умеют давать бойкие интервью очередным явившимся в школу репортерам, а так же поддерживать светские беседы на раутах.
Наташа Иванова рассказывает:
«Семейные традиции в туре-это отдельный разговор.Например, в нашей семье-это весело отметить свой день рождения, и не только вкусно накормить гостей, но и развеселить всех, чтобы никто не скучал. Поиграть, попеть, потанцевать. К сожалению, обычные семейные традиции в турах сохранять трудно. Их легко поддерживать дома, когда тебя окружают любимые предметы, люди родные и близкие. А на гастролях этого нет. Приходиться приспосабливаться всегда к новым условиям.»
Конечно, при бесконечных переездах им не хватает общения с близкими друзьями в России, они скучают по родному Ярославлю, постоянно звонят домой, каких бы денег это не стоило. Но зато используют любые возможности пригласить к себе родителей или друзей погостить в туре, посмотреть вместе с ними на мир. И очень ценят возможность посещать красивые места, музеи, видеть разнообразную природу, дружить с людьми иных национальностей.
За время своей работы семья Ивановых сделала с туром не один виток вокруг земного шара: через Японию и Новую Зеландию с Австралией, многие страны Европы, вдоль и поперек США и Канады, вплоть до Бразилии, Аргентины и Чили. Каждый год они прилетают в отпуск домой, в Ярославль, повидаться с близкими, а их уютная квартира постепенно наполняется экзотическими сувенирами.
Там есть на что посмотреть с открытым ртом.
Переговоры о приезде в Россию уже ведутся, так что вскоре гастроли Цирка дю Солей пройдут и у нас.
Стационарные шоу – другая «история с продолжением». Каждый проект рссчитан на много лет эксплуатации. Например шоу «Mistere» идет с 1993 года, причем очень успешно по сей день. Работники цирка снимают или покупают себе жилье в месте дислокации и живут обычной городской жизнью, но работают в особенных услових. О масштабах возможностей цирка свидетельствует небольшая цитата из интервью Робера Лепажа, который поставил для Цирка дю Солей шоу «Ка», имеющего стационарный зал в самом бурно-развивающемся городе штата Невада:
В результате за изобретение новых технологий, шоу «Ка» (эпическая сказка в духе восточных единоборств) получило в 2008 году особую награду за выдающиеся достижения в техническом оснащении. На сценическом пространстве используются семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на огромном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов. Даже от просмотра видео-ролика этого шоу на сайте цирка дух захватывает.
Будущие проекты будут включать в себя все больше новаций и сплавов жанров, таких как мультимедийные возможности, танец, разные виды единоборств, иллюзионные трюки, как например, для нового шоу «CRISS ANGEL® Believe™». Сам Крис Энджел говорит о новом спектакле вот что:
«Ко мне подходят люди и спрашивают, на что похоже твое шоу? И вот вам правда: ожидайте неожиданного, потому что это зрелище вышло за пределы моих самых дикий фантазий. Это выше понимания. Шоу предлагает вам особый опыт переживаний, отличающийся от всего, что мир развлечений предлагал до сих пор. Поверьте.»
Такая история успеха, как с Цирком дю Солей, уникальна. Это возможно один раз на свою эпоху. Сейчас Цирк дю Солей разворачивает поистине глобальную коммерческую индустрию развлечений. Лалиберте берет размахом и устоявшимся именем своего цирка. Его проекты дают путевку в жизнь совершенно новым идеям и кормят огромное количество народу, компания участвует в многочисленных благотворительных инициативах.
Один из лучших современных экспертов по истории мирового цирка Паскаль Жакоб считает, что в будущем Цирк дю Солей станет абсолютной монополией из-за процессов глобализации в мировом бизнесе. На Западе в этой области Цирк дю Солей скоро будет вездесущ, как Кока Кола. Там постепенно происходит слияние смысла слова «Цирк» и Цирком дю Солей, как в позапрошлом веке слово «Цирк» в Америке означало зрелище «Barnum & Bailey Greatest Show On Earth».
Павел Брюн, некогда Артистический директор и Художественный руководитель Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, о котором мы уже упоминали в начале, говорит:
Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить. Уже сейчас количество зрителей увидевших постановки Цирка дю Солей подходит к 80 миллионам зрителей на пяти континентах.
Посмотрев какое-либо шоу Цирка дю Солей, любой из вас может купить себе красочную программку, открыть ее на последней странице, посмотреть на состав труппы, с фотографиями, именами и странами, кто откуда родом, и выяснить, сколько там наших людей. А потом подойти после окончания спектакля к служебному выходу и сказать им по-русски: «Здравствуйте, друзья. Спасибо вам за ваше искусство. А как там нынче поживают Ивановы?»
Закулисье «Цирка дю Солей»
Штаб-квартира Cirque du Soleil в канадском Монреале – это та творческая студия, где создаются все спектакли самого знаменитого циркового шоу мира. Мне удалось сюда попасть благодаря Павлу: он работает в департаменте кастинга, который набирает артистов для всех шоу во всех странах. Как готовятся артисты? Как создается реквизит? А много ли тут русских? Даже если вы уже были на шоу Cirque du Soleil, то с этой стороны вы не были точно. Давайте смотреть, как устроен цирк с изнанки!
Нынешнее здание штаб-квартиры было построено в 1997 году. Это уже не первая творческая студия Cirque du Soleil: самая первая открылась в далёком 1984-м здесь же, в Монреале, где цирк и был основан бизнесменом Ги Лалиберте.
Ги начинал как простой уличный артист: ходил на ходулях, играл на аккордеоне, жонглировал, глотал огонь. Причем делал это не столько ради денег, сколько потому, что ему это нравилось. В качестве уличного артиста он объездил с выступлениями полмира, после чего вернулся в Монреаль и решил создать собственный цирк.
Всё начиналось 35 лет назад с небольшого спектакля, сделанного на средства правительственного гранта, выделенного по случаю 450-й годовщины открытия Канады Жаком Картье. На данный момент у цирка 21 большой спектакль.
Существует три основных формата спектаклей: первый – это стационарные шоу, 7 таких спектаклей идут в Лас-Вегасе. Второй формат – шапито, то есть передвижной тент на 3 тысячи зрителей, который не задерживается в одном городе дольше 4-8 недель. Третий формат – это спектакли на аренах, то есть цирк приезжает в город всего на одну-две недели, чтобы дать серию спектаклей. Как раз в этом третьем формате проходят спектакли в России.
На входе огромный шкаф с наградами – это «небольшая», по словам Павла, коллекция призов, полученных «Цирком дю Соле» за последние годы. Награды здесь как чисто цирковые типа Золотых клоунов фестиваля в Монте-Карло, так и в целом за деятельность компании. Например, несколько призов за архитектуру здания штаб-квартиры или приз Ги Лалиберте, которого признали Человеком года в Канаде.
Первая творческая студия, в которую мы попадаем – репетиционная.
Сюда съезжаются артисты со всего мира, но не для подготовки новых спектаклей, а чтобы натренироваться и заменить других артистов в уже существующих спектаклях.
Для отработки опасных трюков используются такие вот сложные конструкции.
На контейнере с вещами на входе надпись «Потеряно и найдено» на пяти языках, в том числе и на русском. На самом деле языков тут звучит гораздо больше: в компании работают люди из 60 стран. Наших тут много – 157 человек, это 11% от всего штата артистов, который составляет 1450 человек.
С другими табличками по всему зданию та же история, все они на пяти языках. Правда, языки почему-то уже немного другие. Китайского нет, например.
Неподалеку от репетиционной студии находится большой тренажерный зал, здесь артисты поддерживают мышцы в тонусе.
Эти люди, с задумчивыми лицами рассматривающие кусок материи, называются «артизанами» – это мастера, которые создают специальный реквизит для цирковых артистов. Речь не о бутафории или элементах образа, а о ремнях, тканях, страховочных поясах и прочих атрибутах, с помощью которых артисты выполняют трюки.
Гримом артисты цирка, приезжая в штаб-квартиру, занимаются сами. На первых порах на то, чтобы наложить грим, у них может уходить до пяти часов. С опытом это время сокращается до часа-полутора в зависимости от сложности и многослойности.
А этот гигантский цех – мастерская по производству костюмов для спектаклей.
«Дю Солей» известен своими яркими и странными костюмами. Например, вот такими.
Некоторые атрибуты создаются с помощью 3D-принтеров.
Вот эта собачья голова, например.
Постановщики «Цирка дю Солей» очень любят поиграть со светом и тенями. И костюмы в этой игре тоже участвуют.
Интересная, но немного пугающая традиция цирка – галерея гипсовых голов артистов.
Такая гипсовая голова есть у каждого артиста, который когда-либо выступал в цирке. Нужно это для того, чтобы сделать качественные парики и головные уборы – они должны максимально чётко прилегать к голове, поэтому костюмеры таким образом снимали мерки. Причем если размер тела с ходом времени может довольно сильно поменяться, то размер головы остается одним и тем же на протяжении долгих лет.
Раньше для получения таких гипсовых голов артиста буквально заливали гипсом, и он вынужден был сидеть в такой маске, пока она не застынет. Сегодня головы продолжают изготавливать для каждого артиста, но уже на 3D-принтере.
Пока головы уже окончивших профессиональную карьеру артистов отдыхают на полочках в галерее, головы действующих артистов активно используются. Выглядит это примерно так.
На каждом спектакле цирка (за редким исключением) работает живой ансамбль. Для них тут есть свои репетиционные студии. Работа вживую – это не просто статус, это необходимость. Выступление должно быть идеально синхронизировано с музыкой, и если у артистов что-то идёт немного не по сценарию, музыканты могут адаптироваться и, например, добавить несколько аккордов.
Штаб-квартира цирка – это не только место, где проходит подготовка к спектаклям, но и гостиница, в которой живут все артисты. Они приезжают в Монреаль не дольше, чем на 6 месяцев. Стены вокруг ресепшен усеяны фотографиями артистов.
Сотрудники, такие как мой проводник Павел, тоже живут тут первое время, но уже после первого месяца находят себе собственное жильё.
В холле висит большая карта мира, на которой отмечено, откуда приехали нынешние жильцы гостиницы. Есть и ребята из Омска.
Условия тут довольно спартанские, напоминает обычную трёхзвёздочную гостиницу: кровать, кресло, шкаф. Ничего лишнего.
Разве что есть небольшая собственная кухонька.
Внизу есть и полноценная кухня с большим обеденным залом.
Для тех, кто не любит готовить самостоятельно, есть столовая.
Пары живут в семейных номерах, они значительно просторнее. Кстати, отношения между артистами тут не редкость. Этого никто не запрещает, лишь бы на работу не влияло, а то, знаете, засмотришься на возлюбленную во время выступления и забудешь партнёра поймать.
Вид из окна номера на внутренний дворик.
Из номеров, которые выходят не на внутренний двор, а наружу, вид тоже не очень-то впечатляющий. Здание штаб-квартиры построено на месте бывшей городской свалки, которую закрыли порядка 20 лет назад, поэтому эта земля практически ничего не стоила. Районы вокруг были крайне неблагополучными. Но Ги Лалиберте купил это место, построил здесь штаб-квартиру и привлёк сюда множество людей.
Развлекаться артистам особо некогда, поэтому и комната отдыха довольно скромная: телевизор, кикер, стол для настольного тенниса, бильярд.
Из приятностей есть сауна, массажная комната, а ещё вот такая пафосная лаундж-зона.
В «Цирк дю Солей» набирают лучших артистов мира в семи разных дисциплинах: артисты цирка, спортсмены, танцоры, музыканты, певцы, клоуны и актёры. У департамента кастинга есть большая база данных, в которой на данный момент более 120 тысяч человек, из которых только около 10% по своему уровню представляют интерес для Cirque du Soleil.
Попасть сюда мечтают многие артисты, хотя изнанка их жизни выглядит не так уж ярко. Жить им приходится не в самых комфортных условиях, а баснословных денег, судя по всему, они здесь не зарабатывают. Допытаться, сколько конкретно зарабатывают артисты «Цирка дю Солей», у меня так и не получилось. Но, по словам Павла, даже полёты бизнес-классом простые артисты цирка себе не позволяют: им такая роскошь не по карману.