актеры юмористы фамилии и фото россия
Актеры юмористы фамилии и фото россия
От Райкина до Хованского: история российского юмора в лицах
От костюмированных миниатюр на советском ТВ до откровенного и жесткого стендапа на пустой сцене камерного клуба: для проекта Esquire Stand Up Егор Беликов проследил историю развития российского юмора за последние 80 лет и рассказывает ее в ключевых действующих лицах.
На сцене, интимно приближенной к немногочисленным столикам со зрителями, стоит одинокий человек, который не стесняется произносить в микрофон поразительно откровенные вещи о себе. И уже не так важно, насколько комик принадлежит себе или лишь отыгрывает роль — в этом и прелесть жанра автофикшен, где автор перепридумывает собственную биографию.
(активен с 1940-х и до поздних 1980-х)
Конечно, Райкину предшествует разнообразная литературная комедийная традиция, плюс до него были и другие артисты. Тем не менее Райкин — системообразующая фигура советской эстрады, а записи его номеров по-прежнему выглядят более чем достойно. Поэтому наш таймлайн мы начинаем с него.
Советский юмор полагался в первую очередь на заранее написанный профессиональными авторами текст — иногда ими были и сами артисты, но важно, что между придумавшим и исполнившим всегда существовала дистанция. Это хорошо видно на примере Райкина, который был славен тем, что мог легко и быстро переходить из одного комического образа в другой. Он демонстрировал отдельные персонажи-оболочки, которые нередко подчеркивались почти что цирковыми, гротескными костюмами и масками — тут куда больше театра, чем будущего стендапа. И материал был соответствующий: артист даже не пытается притворяться, что это его личные откровения. В основе всех юмористических номеров лежала гипербола и сатира, причем не обязательно смешная. В СССР комик должен был быть экспрессивен, он многое брал мимикой и жестикуляцией.
Лучший пример — знаменитая миниатюра «В греческом зале». Райкин в неприлично мятой шапке и с подчеркнутым трудом выговаривает слова, потому что якобы чрезмерно пьян. Пролетарий жалуется на то, что жена (постоянная антагонистка всего советского юмора — наряду с демонической тещей) потащила его на выставку, где тот попытался догнаться, но столкнулся с сознательной вахтершей. Смыслового содержания здесь немного: в каком-нибудь стендап-выступлении подобный анекдот, в данном случае рассказываемый от лица лирического героя, был бы лишь небольшой частью, а здесь раскручивается до самого логического конца, пока ситуация окончательно не становится сюрреалистической.
Михаил Трахман/РИА Новости
Легендарный диалог «Авас», разыгранный Райкиным вместе с Романом Карцевым (позже прославится в дуэте с Виктором Ильченко), куда ближе к канону разговорного жанра. Райкин рассказывает залу немудреную байку о грузине, которого звали Авас, и его недалеком преподавателе. Подходит Карцев, отыгрывая человека без чувства юмора, — просит и ему сделать смешно. Ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза он никак не может понять, в чем соль и почему все смеются. В бесконечных повторениях из искаженно пересказываемой байки исчезает всякий смысл, и реальность словно уходит из-под ног лирических героев.
(выступал с 1970-х и до 2018-го)
До апофеоза эту драматургическую конструкцию доведет тоже Карцев, читая монолог «Я видел раков», написанный ему Михаилом Жванецким. Фактически он твердит по кругу одну фразу: «Вчера видел раков по пять рублей — но больших. А сегодня по три — но маленьких», но с разными интонациями. В его голосе — и не проговариваемая напрямую вслух, но подразумеваемая тотальность советского продовольственного дефицита — унизительное отсутствие разнообразного ассортимента, ныне с трудом представимое. И общее разочарование от жизни, в которой нельзя повернуть время вспять и сделать в прошлом правильный выбор, ухватив большого рака за хвост.
Тему потребления оголодавшего населения продолжит Карцев в дуэте с Ильченко в миниатюре «Склад».
(1961–1971, с 1986-го и до сих пор)
Другая скрепа русскоязычного юмора — КВН — появляется в 1961 году. Это в первую очередь соревновательная передача, попытка сделать чемпионат для команд со всего Союза, которые привозят отрепетированные самодеятельные миниатюры. Часто драматургия была настолько хилая (это особенно заметно по любым записям эфиров КВН 1960-х годов), что вместо хоть какой-то сценки команда всем составом просто читала монолог по репликам или даже хором.
КВН надолго закрепляется в советской культуре, потому что хорошо подходит для адаптации в любых условиях. Юмор, как оказалось, можно облечь в некую игровую форму, как эдакие командные смешные шахматы или фигурное катание — там даже есть жюри с табличками-оценками. Наряду со спортом и другой самодеятельностью КВН становится поощряемым хобби.
Первым делом авторы идеи КВН выпускают методическую книжку, как организовать кавээновскую ячейку у себя в райцентре или поселке. Именно поэтому разговорный жанр у нас очень долго развивается иным путем, чем за границей: даже будучи предоставленными сами себе, «веселые и находчивые» все равно выступают не от своего лица, а в вымученных недотеатральных образах, как представители некой организованной самодеятельности. Тем не менее даже в новейшие времена почти все артисты разговорного жанра и многочисленные сценаристы вышли из школы бессменного Александра Васильевича Маслякова, который стал вести программу в 1964 году (тогда еще не один, а с соведущей Светланой Жильцовой — ныне она на пенсии), но затем в 1971-м всесоюзный чемпионат по смеху приостанавливают из цензурных соображений — наступает эпоха застоя.
В уже перестроечный эфир КВН вернется в 1986 году, причем куда больше похожий на тот, к которому мы привыкли (хотя справедливости ради стоит отметить, что программа конца 1980-х менее смешная, чем сегодня, и чаще там хлопают не удачной придумке, а просто так, ведь каждая команда привозит с собой массовку болельщиков из родного института). КВН оставался не слишком смешным вплоть до 1990-х, когда Масляков окончательно приручил самодеятельность и превратил ее в коммерческое предприятие на самообеспечении — сделал юрлицо, пригласил спонсоров, стал проводить дополнительные, нетелевизионные повторные концерты с платными билетами. Именно массовое заблуждение о том, что выразить себя начинающий артист разговорного жанра может только в КВН, и поспособствует тотальной стагнации сценического юмора почти на пару десятилетий.
На кого из прошлого похожи современные российские комики: 28 юмористов отечественного производства
Сатирики, пародисты и стендаперы, которые завоевали популярность в Советском Союзе и в современной России.
Коллаж © LIFE. Фото © VK
Популярность современного стендап-движения в России растёт. Считается, что к нам это пришло из США, где эта культура развивается уже десятилетия. Сами российские комики утверждают, что черпают вдохновение именно оттуда, но так ли они отличаются от советских юмористов? Что общего между Петросяном и Мартиросяном, кроме национальности? И чем Семён Слепаков похож на Михаила Задорнова? Давайте разбираться.
Аркадий Райкин / Максим Галкин
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / maxgalkinru
Ян Арлазоров / Павел Воля
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / pavelvolyaofficial
На советской юмористической сцене практически не было комиков, умеющих работать с залом в режиме импровизации. Ян Майорович был чуть ли не единственным юмористом, который умеет мимикой, харизмой и на лету придуманными шутками «разогреть» зал. Павла Волю также можно считать мастером в этой нише. К тому же, если приглядеться к их лицам, чем-то они похожи и чисто внешне.
Григорий Горин / Руслан Белый
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / ruslan_belyy_
Для Григория Израилевича юмористические монологи со сцены не были основным родом деятельности. Он преимущественно был писателем и драматургом. Но всё-таки они похожи — внешне и даже дикцией. Кроме того, Белый так же, как и Горин, — отличный организатор: они оба выступали в качестве кураторов для новых молодых талантов.
Михаил Жванецкий / Данила Поперечный
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / spoontamer
Юмористы похожи по насыщенности острой социальной сатиры в своих материалах. Кроме того, популярность Поперечного сопоставима с популярностью Жванецкого — они оба собирали стадионы.
Александр Иванов / Александр Долгополов
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / sankldive
Тот случай, когда артисты похожи чисто внешне. Но этих комиков также объединяет факт эмиграции по политическим мотивам. В 1993 году Александр Иванов подписал знаменитое «Письмо сорока двух» и уехал в Испанию. Долгополов уехал в Европу после того, как Управление МВД РФ по Московской области направило в петербургский клуб HopHead запрос с требованием предоставить данные о Долгополове из-за его шутки на религиозную тему.
Евгений Петросян / Гарик Мартиросян
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / martirosian_official
Во-первых, да, они оба армяне. Но они похожи не этим, а подачей материала и умением зарабатывать на своём творчестве. И Евгений Ваганович, и Гарик делают деньги на том, чем любят заниматься. Первый создал собственный Театр сатиры, второй является одним из топ-менеджеров Comedy Club на ТНТ.
Виктор Коклюшкин / Иван Усович
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / vanya.usovich
Виктор Михайлович Коклюшкин писал для других больше, чем выступал сам, но это не помешало ему стать всенародным любимцем. С Ваней Усовичем их делает похожими манера подачи материала: гнусавый голос, взгляд исподлобья, телосложение. И тот, и другой комик произносят слова будто через нос, со слегка повышенной интонацией.
Ефим Шифрин / Илья Соболев
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / sobolev_tut
Оба комика, что называется, выстрелили на всю страну и быстро завоевали сердца зрителей (первый — на ТВ, второй — на «Ютубе»). Оба невысокого роста и с хорошей фигурой. Обоих отличают бешеная работоспособность и участие в огромном количестве проектов одновременно.
Аркадий Арканов / Идрак Мирзализаде
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / idrak.m
Ещё один пример очень похожей манеры исполнения. Но ещё их объединяет вклад в развитие всей индустрии в целом. Мало кто сделал для российского юмористического движения столько, сколько Аркадий Михайлович. В основном он выступал как автор идей и текстов. Также и Идрак больше работает над поддержкой юных талантов, являясь креативным продюсером Stand Up Club #1.
Семён Альтов / Денис Чужой
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / fe_city_boy
Чужому далеко до уровня популярности Семёна Теодоровича, но в данный момент это наиболее похожий по манере подачи материала стендап-комик.
Александр Ширвиндт и Михаил Державин / Гарик Харламов и Тимур Батрутдинов
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / garikkharlamov
Дуэтов на юмористической сцене не так много, поэтому про внешнее сходство или харизму говорить не приходится. Хотя распределение ролей «подающего и бьющего» соответствует. Важнее другое: органичность в сочетании совершенно разных характеров, дружба в жизни и продолжительность существования дуэта.
Михаил Задорнов / Семён Слепаков
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / slepakovsemyon
Михаил Николаевич Задорнов когда-то выступал с обращением к россиянам вместо президента — таков был уровень его популярности. Именно по уровню влияния на массы и похож на него Семён. У них нет внешнего сходства, они по-разному подают материал, но оба выделяются на общем фоне современных юмористов — самобытностью и смелостью.
Геннадий Хазанов / Александр Ревва
Фото © Wikimedia Commons / Instagram / arthurpirozhkov
Мало кто из советских и современных юмористов может похвастаться такой мимикой и харизмой, как эти два артиста. Хотя Александра Ревву трудно сопоставить с Геннадием Викторовичем по масштабу личности и влиянию — у него ещё всё впереди. Тот же Поперечный в одном из интервью как-то признался, что Ревва — один из самых недооценённых юмористов современности. Вот бы ещё не пел.
Российские юмористы тогда и сейчас.
Евгений Петросян. 71 год
Михаил Задорнов. 68 лет
Лион Измайлов. 76 лет
Клара Новикова. 70 лет
Геннадий Хазанов. 71 год
Виктор Коклюшкин. 71 год
Регина Дубовицкая. 68 лет
Михаил Евдокимов, умер 7 августа 2005 года. 47 лет
Светлана Рожкова. 52 года
Ян Арлазоров, умер 7 марта 2009 года. 61 год
Аркадий Райкин, умер 17 декабря 1987 года. 76 лет
Владимир Винокур. 68 лет
Елена Воробеи. 49 лет
Ефим Шифрин. 60 лет
Елена Степаненко. 63 года
Юрий Гальцев. 55 лет
Карен Аванесян. 59 лет
Михаила Вашуков. 58 лет и Николай Бандурин. 54 года
Дуэт «Кролики». Владимир Данилец. 56 лет и Владимир Моисеенко. 53 года
Сергей Дроботенко. 47 лет
Геннадий Ветров. 58 лет
Аркадий Арканов, умер 22 марта 2015 года. 81 год
Михаил Жванецкии. 82 года
Роман Карцев. 77 лет
Николай Лукинскии. 56 лет
Найдены возможные дубликаты
Шоу-бизнес меняет людей, раньше я был черным.
Почему они все либо евреи либо украинцы?
по ходу жизни.. пойду, пока не началось.
а что опознавать? про Райкина, Жванецкого, Хазанова это и так известно.
те кто с Одессы с большой вероятностью
Ефим Шифрин постепенно превращается в Тиля) скоро про духаста вячеславовича будет петь
Увидел Шифрина и лицо стало как у Степаненко
Обожаю Коклюшкина, но молодым, если честно, его и не видела никогда) Так что спасибо автор, просветил)
думаю все будут обсуждать Е. Шифрина
Михаила Евдокимова жалко. Почти все остальные шлак-аншлаг
молодой Евдокимов очень напомнил Верника. В аншлаг еще жив?
Какой Петросян молодой хорошенький! Прям,мур-мур.
Меня пугает, что ты их всех знаешь.
Судя по посту Жванецкий и Задорнов вполне себе живы, жаль что нет(( Вы хоть даты для всех указывайте
Посту 4 года, они ещё живые были в тот момент
Молодой Хазанов похож на парня с монеткой и с баллоном для забивания скота.
Зачем, я это просмотрел?
Но он не только снимался в кино и шутил, он ещё и пел, за свою жизнь успел выпустить пять сборников песен.
Когда я уже был подростком, то узнал, что Евдокимов стал губернатором соседнего Алтайского края, а сам я с Кемеровской области. Я тогда удивился, как это юморист смог стать политиком, но ещё больше удивился, когда узнал, что его не стало. И возможные на то причины тоже меня поразили. Но обо всём по порядку.
После школы Михаил Евдокимов поступил в культпросветучилище на отделении балалаечников в Барнауле. Потом работал шлифовщиком на Алтайском моторном заводе, затем администратором в столовой.
Отслужил в армии в строительной части под Нижним Тагилом.
С 1978 года он занимал должность художественного руководителя Дома Культуры в селе Усть-Катунь, правда всего один год. А в 1979 году поступил в Новосибирский институт торговли, где увлёкся КВНом и был капитаном местной команды.
Но отучился всего два года, бросил учёбу и уехал в Москву. Хотя, к слову, в 2000-х годах всё же окончил институт торговли.
8 марта 1984 года дебютировал на телевидении в праздничной программе «Огонёк». А всеобщая известность к артисту пришла в 1984 году после участия в телевизионной программе «Вокруг смеха», и последующем его участие в передаче «Аншлаг».
7 перспективных представителей российского юмора
Кажется, еще позавчера юмористы были милыми кривляками из «Кривого зеркала», а вчера – «гламурными подонками» из Comedy Club. Но мир не стоит на месте, а смех меняется со скоростью звука. GQ собрал молодых представителей современного российского юмора: иногда жесткого, порой скандального, но главное – смешного.
Данила Поперечный
Шерстяной костюм, кардиган из шерсти, хлопковая рубашка, галстук из шелка, все Gucci; кожаные ботинки, Massimo Dutti
Формат: Стендап, блог, онлайн-сериал.
Платформа: YouTube.
Год начала карьеры: 2011 (хотя сам называет 2018‑й).
Особенности: Представитель жесткого юмора, не исключающего мат, описания секса и дефекации. Много шуток про религию, политику (что привело к конфликту с Виталием Милоновым) и Егора Крида (что тоже привело к конфликту).
Что посмотреть: Концерт «Нелицеприятный», шоу «Зашкварные истории», онлайн-сериал «Ничего смешного».
Образец юмора: «Наши депутаты так сильно любят церковь, что у многих даже вытатуированы купола».
Цитата: «Я вижу тренд на юмор искренний, незашоренный, который не боится табу. Горжусь тем, что могу себя причислить к людям, которые что-то делают на этом поприще. Буду стараться делать еще больше».
Нурлан Сабуров
На фото: Нурлан Сабуров и Илья Соболев
На Нурлане: рубашка из вискозы, H&M; солнцезащитные очки в оправе из ацетата, Gucci.; На Илье: рубашка из хлопка и льна, Levi’s; нейлоновая панама, Prada; солнцезащитные очки в оправе из ацетата и металла, Gucci
Формат: Стендап.
Платформы: Телевидение, YouTube.
Год начала карьеры: 2014.
Особенности: Элегантный (всегда в костюме) обладатель густого баритона бесстрастно шутит о своей семье, провинции (Нурлан уроженец казахской глубинки), рекламе, сексе и прочем.
Что посмотреть: Записи выступлений в шоу Stand Up на ТНТ, канал KuJi Podcast на YouTube.
Образец юмора: «Тупые люди везде, они постоянно где-то рядом. Настолько рядом, что некоторые из них даже вы».
Цитата: «Люди стали чаще обижаться. Отчасти, я думаю, из-за того, что юмор сегодня жестче. В Америке с этим все еще хуже, чуть что – подают в суд. Видимо, толерантность пошла не в ту сторону. Отсюда и все проблемы с восприятием шуток».
Илья Соболев
Формат: Стендап, блог, пародии.
Платформы: Телевидение, YouTube.
Год начала карьеры: 2000.
Особенности: Один из первых, кто начал использовать в выступлениях импровизацию и общение со зрительным залом. Дерзкий, быстрый, сторонник дискомфортного юмора без ограничений. Приписывают создание образа дяди Вити – мерзкого ведущего шоу «Деньги или позор» на ТНТ4. Сам Соболев это отрицает.
Что посмотреть: Записи выступлений на YouTube, шоу «Прожарка» на ТНТ4.
Образец юмора: «Новый клип Джигана собрал на YouTube более десяти миллионов [пофиг]».
Цитата: «Год назад мне говорили: то, что ты делаешь, – [ерунда], не надо разговаривать со зрителями. Но сейчас все так делают. Выступление по написанному заранее тексту – тюрьма для комика».
Лилия Абрамова и Андрей Борисов
На Андрее: хлопковая рубашка, H&M; брюки из хлопка, Paul Smith; кожаный ремень, Massimo Dutti; носки, Incanto; ботинки из кожи, Moreschi.; На Татарке: костюм из шерсти, Max Mara; хлопковая рубашка, галстук из шелка, все Boss; кожаные туфли, Jimmy Choo
Формат: Вайны (небольшие постановочные видео с забавным сюжетом).
Платформа: Instagram.
Год начала карьеры: 2016.
Особенности: Выпускник актерского отделения ВГИКа Андрей Борисов и блогер Лилия Абрамова регулярно разыгрывают сценки из жизни сына и матери в интерьерах стандартной хрущевки. Дикую популярность (каждый ролик набирает по несколько миллионов просмотров) принесли дуэту беззлобный, но точный бытовой юмор, часто переходящий в абсурд, и бесспорный актерский талант обоих участников.
Что посмотреть: Видео в инстаграм-аккаунтах tatarkafm и gan_13_.
Образец юмора: Сын принял не те таблетки от головной боли. Мама: «Ты что выпил, придурок, это же бабушкин кайфонакрывин!»
Сын (начинает бешено танцевать в забытьи): «Мама! Я спелая вишня! Ешь меня, Ростислав, только косточку выплюнь!»
Цитаты: Лилия Абрамова: «Юмор повсеместно сейчас превращается в сатиру. И наше творчество – не исключение».
Андрей Борисов: «Интернет учит заниматься только тем, что приносит деньги».
Кирилл Селегей
Рубашка из хлопка и льна, хлопковые брюки, все Dries Van Noten; футболка из хлопка, Incanto