активное участие церкви в жизни общества
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл: Если бы не было потребности нашего народа в развитии церковной жизни, то не было бы и новых епархий
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Герасима (Шевцова) во епископа Владикавказского и Аланского
Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Герасима (Шевцова) во епископа Владикавказского и Аланского
В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя в Москве
Состоялась трехсторонняя встреча духовных лидеров России, Азербайджана и Армении
Архив
Общественная деятельность православных христиан
Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Общественная деятельность православных христиан*
1. Русская Православная Церковь считает очевидным благом свободную и добровольную общественную деятельность, направленную на праведное и достойное устроение жизни, на свидетельство о своей вере делами, на помощь и служение ближнему — во исполнение заповеди Божией: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).
Сегодня эта деятельность приобрела широкий масштаб. Богатство и разнообразие ее направлений увеличивается, в нее включаются все новые люди, активные и неравнодушные, в том числе церковная молодежь.
Архиереи, равно как и клирики, призываются к тому, чтобы осуществлять ответственное попечение об общественной деятельности православных христиан с любовью и рассудительностью, уважая свободу суждений, ибо, по слову апостола, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19).
2. Многие общественные организации прямо заявляют себя православными. В их работе должна быть велика роль духовного наставничества. Их деятельность должна осуществляться в согласии со Священным Писанием и Преданием, с позицией священноначалия. Вместе с тем, это не означает принудительного единомыслия во всех многообразных вопросах общественной, культурной, политической жизни.
При этом православные общественные организации и все общественно активные православные христиане призываются к тому, чтобы, бережно храня церковное единство, согласовывать свою публичную позицию со священноначалием, прежде всего правящим архиереем, а в необходимых случаях — с общецерковными структурами.
В отдельных случаях крупные общественные организации, именующие себя православными, могут получить благословение Церкви на свою деятельность. Таковые несут особую ответственность за воплощение в работе христианских идеалов.
Священноначалие вправе отозвать свое ранее данное благословение на осуществление деятельности общественной организации, именующей себя православной, в случае, если ее деятельность вступила в противоречие с нормами Священного Писания и Предания, общецерковными решениями и позицией священноначалия. При этом следует широко оповестить о принятом решении паству и общественность.
3. К сожалению, в современном мире немало людей объединяются в общественные организации, цели и средства которых противоречат учению Церкви и совести христианина. Православный христианин не может состоять в подобных общественных объединениях и даже сотрудничать с ними. Это, однако, не означает отказа от возможности и во многих случаях необходимости публичного диалога — обличения, увещевания, разъяснения. Подобное свидетельство представляет собой важное поле общественной деятельности православных христиан.
4. Члены Освященного Архиерейского Собора выражают надежду, что общественно значимые труды чад нашей Церкви, совершаемые в духе знаменитых слов великого праведника земли нашей преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», — помогут преображению народной жизни, принесут христианские ценности во все ее сферы, станут школой деятельного благочестия.
Участвует ли Церковь в общественной жизни?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Участвует ли Церковь в общественной жизни? Довольно часто люди требуют, чтобы Церковь заняла какую-то четкую общественную позицию, выступила против того, что они считают злом. Почему Церковь этого не делает?
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.
Почему Церковь сливается с государством?
Это как спрашивать «почему вы пьете коньяк по утрам». Ничего подобного не происходит в действительности.
На самом деле присутствие Церкви в общественной и государственной жизни в России значительно ниже, чем в жизни других христианских стран, и нам стоит поставить вопрос — какую из реально существующих стран мира нам хотели бы предложить в качестве образца правильного отделения Церкви от государства? Если у нас Церковь «сливается», то покажите, где отделена?
Россия — на общем фоне — не только не клерикальная, но и, наоборот, исключительно секуляризированная страна.
Сотрудничество государства с религиозными общинами — мировая практика, продиктованная соображениями общего блага.
Почему Церковь не выступает против коррупции?
Церковь выступает против греха — и этого в частности. Но важно понять, что Церковь по-другому видит соотношение общества и человека. Мы верим в то, что каждый человек лично, индивидуально бессмертен, вечен и может войти, в зависимости от того выбора, который он совершает на земле, лично в вечную радость, либо в вечную муку. Мы будем живы — когда все страны и империи, культуры и цивилизации, останутся далеко в прошлом.
Поэтому Евангелие видит нашу главную проблему совершенно иначе, чем мы сами склонны ее видеть. Мы видим наше главное несчастье в других людях или обстоятельствах. Как во времена Господа Иисуса люди хотели, чтобы Мессия спас их от римских оккупантов, от бедности, от болезней. Они отвергли Его, когда оказалось, что Его цель — в чем-то другом.
Христос пришел, чтобы «cпасти людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). Не от грехов их соседей или родственников, или сослуживцев, или начальников, но от их собственных грехов.
Цель, с которой Господь создал Церковь — это вечное спасение людей. Моему и вашему вечному спасению угрожают не грехи других людей, но только мои и ваши грехи.
Тут можно использовать ту аналогию с больницей, которая часто возникает в церковном Предании. Вы не приходите к врачу жаловаться на симптомы соседа. В таком случае врач просто скажет вам очевидную вещь — сосед сам должен прийти со своими симптомами, а раз не приходит, помочь ему нельзя. Если вы сообщите врачу, что «вокруг меня много людей, страдающих язвой желудка, это большая общественная проблема», он, вероятно, с вами согласится, но вот помочь сможет только тем язвенникам, которые придут к нему за помощью и примут назначенное лечение.
Мы приходим в Церковь, когда мы хотим исправиться, а не когда мы хотим исправить наших соседей.
Почему Церковь не поддерживает наше справедливое дело и выступает против наших гнусных врагов?
Хуже того, политическая активность часто становится для человека суррогатом религии — чем-то, в чем он ищет смысла жизни, оправдания, достоинства, надежды, единства с ближними, всего того, что Церковь предлагает искать во Христе. Яростная политическая нетерпимость — симптом того, что человек сделал себе из политики религию, впал, говоря библейским языком, в идолопоклонство. В этом случае он требует, чтобы все — в том числе вера, была подчинена его политическим предпочтениям, и, конечно, соглашаться на это было бы принципиально невозможно.
Есть и другая причина, возможно, менее важная.
Требует ли Церковь общественной пассивности?
Нет, никоим образом. Напротив, христианин должен быть активным и ответственным гражданином общества, в котором живет. Но, как и все в жизни христианина, эта активность должна исходить из той перспективы, которую задает христианская вера. Любое добро, которое мы можем сделать в мире, — это добро, которое Бог может сделать через нас, и это добро совершается в той мере, в которой мы послушны Богу и ищем Его воли. Христианин призван обрести свое призвание — растить хлеб или учить детей, или лечить больных, или, это тоже возможно, представлять интересы сограждан, будучи политиком. И он должен исполнять свои обязанности на своем месте как можно лучше, как готовящийся дать отчет Богу.
Могут ли христиане расходиться в политических взглядах?
Порядочные и искренне благонамеренные люди могут иметь разные взгляды на пути достижения общего блага и считать политические разногласия нравственными было бы неверно.
Поэтому Церковь принимает в числе своих членов людей самых разных политических предпочтений. Она не может и не должна поддерживать чье-то политическое дело, каким бы добрым и справедливым оно бы ни казалось его последователям. Церковь тем более не может выступать с нападками на чьих-то политических врагов.
Роль Церкви в современной России
На сегодняшний день существуют несколько развитых религий, которые имеют свои организации, выстраивающее свои порядки и нормы в религиозной жизни общин.
Важное место в духовной среде занимает российское современное общество, под которым понимается как некое социальное пространство, где люди объединяются в организации, центры, которые создаются самими гражданами на добровольной основе, а не государствами.
Можно сказать, что Русская Православная Церковь является добровольным объединением верующих, а значит она имеет немаловажное значение в жизни современного общества. Роль церкви в истории нашего страны огромна. За этот долгий период она определила самосознание человека и плюрализм
Для современного российского общества Русская Православная Церковь является основой духовно-нравственных ценностей, историей русской культуры, она воспитывает в нас русский характер.
Русская Православная Церковь (в дальнейшем РЦП) – это социальный институт, имеющий свою структуру, свой характерный вид поведения, свои нормы и правила, предписания, которые не всегда отвечают тому, к чему привыкло общество.
РПЦ относится к числу одной из самостоятельных православных церквей. Наряду с протестантизмом и католицизмом, православие является одним их христианских направлений.
Стоит отметить, что православная церковь провозглашает христианство как божественное и откровенное, которое считается основой православного вероисповедания. Акцентируется внимание на неизменных истинах, которые являются результатом божия откровения.
Также можно сказать, что Русская Православная Церковь – это пласт культуры, традиций, истории, который испытывает на себе множественную критику и споры, именно поэтому может быть актуально проводить исследования отношение к церкви (в том числе и к РПЦ) людей различной категории.
Проводя анализ связи РПЦ между «общественным коллективным я», ученый Панарин А., заявил, что российская цивилизация является уникальной православной цивилизацией, имеющей свои характерные особенности, сохраняющиеся на протяжении всей русской истории. Особая цивилизация России, по его мнению, существовала только потому, что менталитетом являлся же христианский архетип, который не сохранился в других цивилизациях. В своем научном труде «Православная цивилизация» он подчеркивает, что «драма нашей идентичности связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характер, не довольствовалась наличностями этнического, географического и административно–державного толка, а являлась по преимуществу ценностно–нормативной, духовной» [3].
Обратимся к функциям религии, предложенным Г.Е. Зборовским, как социального института современного общества. Учитывая социологические и исторические представления о социальном институте религии, ученый выдвинул несколько классификации, такие как интегративная, благодаря реализации которой «значительные группы людей в обществе сплачиваются вокруг определенных религиозных ценностей, обрядов, символов, обычаев, причем процесс этот, как показывает практика, оказывается достаточно длительным и устойчивым»; нормативная (нормы религиозного поведения соответствуют с действующими в обществе; религиозные и общественные ценности и нормы имеют значительную связь, которая влияет на процесс социализации и образования. Коммуникативная, включающая условия для коммуникационного взаимодействия между людьми, выполняющие различную религиозную деятельность, например, во время обрядов, богослужения и т.п., институт религии может выступать как не только общение с Богом коллективно–индивидуального характера, но и в качестве интеграции религиозных между собой и со служителями церкви [2].
Таким образом, можно сказать, что эти функции являются социальными. Если рассматривать мировоззренческую функцию, то она предполагает собой формирование определённой системы взглядов на жизнь; психотерапевтическая – носит в себе утешительный характер влияния на верующих; немало важное место имеет и досуговая, которая организует религиозные праздники, проведение свободного времени верующими, является функциями религии «не столько как социального института, сколько как формы общественного понимания.
Вместе с тем необходимо отметить, что в современной социологии РПЦ рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными устройствами. На прикладном же уровне проводятся исследования религиозности отдельных взятых индивидов, разных социальных и демографических групп, их ценности и нормы, а также влияние принадлежности конфессии на жизнедеятельность людей.
Таким образом, в социологии РПЦ изучается как в качестве специфического социального института. Также стоит отметить, что в некоторых социальных обстоятельствах может произойти нарушение деятельности социального института религии. Так, например, религиозные конфликты, социально религиозные последствия каких–либо переворотов.
Можно сказать, что в настоящее время социальный институт религии набирает быструю значимость для России, проявляет большое влияние на развитие общества, выполняя свои социальные функции.
В жизни российского общества РПЦ принимает активное участие в обществе, вследствие того, что в нашей стране произошли перемены, появились новые тенденции в отношениях между государством и церковью. Если в СССР обстояли совсем другие точки зрения на церковь, то сейчас со сменой политического режима, мнение о церкви в российском современном обществе понемногу изменяется, становится более понятно место и роль церкви в духовных и социальных сферах жизни общества.
На сегодняшний день РЦП активно вливается в общество для рассмотрения острых социальных проблем, таких как социально–демографических проблемы, улучшение и поддержание семьи, помощь людям в местах ограниченной свободы, также без внимания не остаются и подростки, как значимая социальная группа в которой присутствуют проблемы алкоголизма и наркомании, подготовка молодых людей к браку, воспитание детей, поддержку малообеспеченных семей, сирот, людей в пенсионном возрасте и т.д.
Основными целями деятельности РПЦ как социального института являются: привнесение в общество идеалов нравственности, гуманизма и толерантности; укрепление законопослушности, патриотизма и уважения к власти; благотворное влияние на брачные и репродуктивные установки населения; воздействие на различные стороны хозяйственной жизни страны; возрождение традиционной русской культуры.
По – нашему мнению, большую роль в становлении церкви в современном обществе играют средства массовой информации. Существуют различные виды информационных изданий, направленных на различные слои населения, это делается для того, чтобы церковь нашла диалог между обществом. Но помогают ли средства информации для РЦП чтобы вызвать доверие у населения? Как объяснить тот факт, что в Православной церкви Пасха является одним из самых главных праздников и посещаемость храмов в эти дни максимальная в году. По предоставленным данным МВД за 2018 год, в пасхальном богослужение приняли участие более 4,7 миллиона человек, когда население России составляет около 144 миллиона человек, то можно смело сказать, что в ночь великого богослужения приняли участие только 3% населения [1].
Таким образом, для того что бы, рассматривать влияние РЦП на российское общество имеет значение не только соотносить и проводить анализ, кто на подсознательном уровне или, даже не предавая этому значению, относит себя к какой-либо конфессии. Нужно стараться обращать внимание на тех, кто активно участвует в приходской жизни, слушает проповеди и не пропускает важные праздники, ведь РЦП является институтом современного российского общества.
В заключение хочется сказать, что религия и церковь играет важную роль в современном обществе. Церковь как социальный институт занимает определённое место в общественных отношениях.
РПЦ имеет тесную связь с обществом, она влияет на его развитие, на поведение, на установки и на отношения людей. На сегодняшний день если говорить о роли РЦП как об институте современного российского общества, то это прежде всего результат взаимоотношении церкви, государства и самого общества.
РПЦ как институт современного российского общества выполете ряд специфических функций, которые влияют на регулирование поведения населения в жизни. Религия выступает как форма общественного сознания, регулятором социальных отношений, а также предписывает нормы и правила поведения человека.
Патриарх Кирилл: Развитие общинной жизни и активное вовлечение в нее верующих — важнейшая задача для Церкви
Москва, 2 февраля 2015 г.
«Во все времена главной и неизменной целью церковной миссии является приведение людей ко Христу, спасение душ человеческих. Спасение, по премудрому Промыслу Божию, достигается не в одиночку каждым человеком, но сообща — в общине верных. Так определил Сам Господь, Который создал Церковь земную и даровал всем ее членам непреложное обетование, что врата ада никогда ее не одолеют (Мф. 16:18). Святые отцы, размышляя об этом Божественном установлении, единодушно свидетельствуют о том, что вне Церкви, вне этой общины верных нет и спасения. Приход же является частью большой церковной семьи, малой общиной верных, где люди, собирающиеся в храме вокруг Евхаристической Чаши, обретают настоящее духовное единство — мистическое единство во Христе. И потому развитие общинной жизни и активное вовлечение в нее верующих — задача актуальная и архиважная для Церкви», — отмечается в Патриаршем докладе.
По словам Его Святейшества, соборное и синодальное законотворчество последних лет, в результате которого были образованы новые епархии, «с одной стороны, безусловно, дало сильный импульс к развитию церковной жизни на местах, с другой же стороны помогло увидеть наличие проблем, решение которых заслуживает общецерковного внимания».
«Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат, — заявил Святейший Патриарх. — «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Эти слова апостола обращены ведь не только к членам первых христианских общин, но и ко всем христиан во все исторические времена. Примером следования апостольскому призыву должны быть, в первую очередь, мы, архипастыри, в нашем общении с духовенством и с мирянами».
Отдельно Предстоятель остановился на теме привлечения мирян к активному участию в епархиальной и приходской жизни.
«До сих пор встречается мнение, что в Церкви есть как бы два «сословия»: активное — те, кто посвящен в сан, и пассивное — вся паства. Но ведь истинному христианину, являющемуся частью Тела Христова, естественно участвовать в жизни Церкви, в епархиальных и приходских заботах. Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает», — отметил Святейший Владыка.
По мысли Его Святейшества, развитию приходской жизни должны способствовать создание по благословению правящего архиерея и под пастырским руководством настоятеля волонтерских патронажных служб, организация прихожан в группы: родительские комитеты, молодежные творческие коллективы, собрания для людей старшего возраста.
При этом важно соблюсти баланс, чтобы приход не был разделен на «ячейки», которые друг с другом никак не взаимодействуют, «ибо приход — это одно Тело, одна духовно единая семья, и именно поэтому так важно всем прихожанам участвовать в воскресных и праздничных богослужениях».
«Необходимо поддерживать инициативу прихожан. Если мы дадим возможность людям раскрыть в епархиальной и приходской деятельности свои таланты, то в дальнейшем получим не только мощную поддержку в наших же трудах, но — и это главное — изменение отношения мирян к церковной жизни. Необходимо, чтобы миряне воспринимали приходы не только как то место, куда можно придти помолиться, но как важную часть своей жизни», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Еще один важный вопрос — доброжелательное и гостеприимное отношение к впервые приходящим в храм людям. «Необходимо сделать все возможное, чтобы навсегда покончить с совершенно недопустимыми фактами невнимательного, а иногда даже грубого отношения к таковым людям, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Следует со вниманием помочь им сориентироваться в храме, внимательно выслушать его, если нужно, утешить и поддержать, пригласить прийти в храм снова. К каждому должен быть свой подход. Кто-то готов сразу подключаться к большим проектам и активно участвовать в приходской жизни, даже в хозяйственных работах. А кто-то постепенно начинает общаться с новым кругом знакомых. И такому человеку важны личное внимание священников, ответственных сотрудников, регулярные беседы на духовные темы».
Одной из причин, по которой приходы становятся либо разобщенными сообществами, либо сообществами для «своих», но никак не едиными общинами, является непросвещенность прихожан в вопросах веры и сути церковной жизни.
«Люди часто не понимают, что такое приход, что такое Евхаристия, какое место они занимают в Церкви. Забывая о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши, прихожане либо с трудом принимают приходящих извне и замыкаются в собственном кругу, либо воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни прихода. Новоначальные же зачастую и вовсе остаются вне общинной жизни», — отметил Святейший Владыка.
Чтобы избежать этого, целесообразно проводить в приходских общинах духовные беседы, лекции, занятия по изучению Священного Писания и святоотеческого наследия, по литургике, догматическому богословию и истории Церкви, может быть в не в формате учебной семинарской программы, а в более упрощенном варианте. «Важно, чтобы духовенство лично участвовало в этом процессе и по возможности привлекало также сведущих мирян. Крупные городские приходы смогут, скорее всего, самостоятельно организовать такую работу, а вот приходы поменьше нуждаются в централизованной поддержке со стороны епархий», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Процент веры
Церковь в России уже лет 30 как легализовалась, возвратилась в жизнь общества. Социологические замеры показывают, что начиная с конца 90-х Церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Как бы вы определили место Церкви сегодня?
Валерий Федоров: Ситуация не изменилась. Русская православная церковь продолжает пользоваться высоким доверием и наряду с президентом и армией остается лидером рейтингов доверия к государственным и общественным институтам. Все другие институты, особенно связанные с политикой, располагаются сильно ниже.
Как это объяснить?
В такой ситуации Русская православная церковь стала рассматриваться как элемент нашей идентичности, особости, непохожести на других. И в этот период произошло очень сильное сближение Церкви с государством. Клир во многом солидаризировался с этой линией, и это тоже сработало в плюс авторитету Церкви. Она стала восприниматься еще и как патриотический институт.
Когда 70 процентов россиян говорят, что они православные, по-вашему, это и патриотическая идентификация?
Валерий Федоров: Конечно. Мне кажется, что наша Церковь национальная.
А я как церковный человек думаю, что Вселенская. Ну и по опыту известно, что в Русскую церковь за границей иностранцу войти куда легче, чем в другие православные церкви.
Это очень долго привлекало людей к Церкви, и в этом, может быть, был главный секрет взрывного роста популярности православной идентификации. Было такое ощущение, что все, кто вчера называл себя атеистами, назвались православными.
И более глубокое исследование такой православности неожиданно выявляло, что ее носители не верят в загробную жизнь, не читают православных книг, не причастны к таинствам церкви.
Но кроме патриотической идентификации важна же еще и культурная. Скажем, в той же Польше, считающейся глубоко религиозной страной, далеко не все исповедуются и причащаются. Идти церковным путем не просто, это «тесный путь». А вот высокое культурное присоединение к религии (к католичеству или православию) очень значимо. Знаменитый религиозный ренессанс 70-х годов, о котором снял документальный сериал Александр Архангельский, как раз являл такое сочетание духовной, культурной и человеческой высоты.
Сегодня же заметно, что пик доверия к церковным институтам, как и пик внимания к ним, все-таки пройден. Обвала и падения нет, но некоторое снижение внимания и интереса мы фиксируем.
С чем это связано?
Какой вам, как внешнему наблюдателю, видится фигура Патриарха?
Валерий Федоров: Сразу после интронизации Патриарх Кирилл заявил себя как очень активный деятель. Я бы сказал, как церковный политик. Общественные темы были ему очень близки, он считал, что Церковь должна активно участвовать в общественной жизни.Его активность и проповедническая деятельность сразу понравились самым широком кругам населения. Он, конечно, сломал светский имидж Церкви как места, куда ходят только бабушки, думающие скорее о жизни вечной, чем нашей сегодняшней. Это был большой плюс в общественном мнении о нем. И рейтинг Патриарха был в начале его деятельности очень высоким.
В последнее время, на мой взгляд, Патриарх стал менее активен в публичном пространстве, мне кажется, что фигура Патриарха ушла «из фокуса» актуального интереса. Я, кстати, думаю, что за этим, может быть, и его сознательное решение или поменявшаяся картина информационной политики Церкви или государства.
Но еще раз повторю, в начале своего патриаршества Патриарх Кирилл был «сверхновой» звездой на нашей публичной сцене, столь быстро набранная высота не могла не пойти в обратную сторону и не обернуться критикой, в том числе иногда и не пойми за что.
У поколения 30+ растет интерес к вере
Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:
Не могу согласиться с тем, что «фигура Патриарха ушла из фокуса актуального интереса». Объективный анализ медиаполя показывает, что, несмотря на коронавирусные обстоятельства, церковная повестка продолжает оставаться одной из главных в публичном пространстве. И медийный интерес сконцентрирован, прежде всего, на предстоятеле Русской православной церкви. Лишь два медийных повода прошедшего года: патриаршая инициатива включения упоминания Бога в Конституции Российской Федерации и служение Церкви в условиях коронавирусной инфекции на Пасху, Рождество, Богоявление, как показывают цифры, обсуждались самым широким образом, и предстоятель Русской церкви был в центре этой дискуссии.