актриса травести что это такое
Травести (амплуа)
В современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. Кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
К травести относятся: в драматическом театре роли девушек, которым по ходу действия приходится выдавать себя за мужчин, переодеваться в мужское платье (например, Виола в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Шура Азарова в «Давным-давно» Александра Гладкова, Беатриче в «Слуге двух господ» Карло Гольдони, Габриэль в водевиле Ф. А. Кони «Девушка-гусар», Тильтиль и Митиль в «Синей птице» Мориса Метерлинка).
Травести называют также оперных певиц, выступающих в партиях юношей (которые композиторами XVIII—XIX веков создавались для женских голосов меццо-сопрано, контральто). Например, Зибель — «Фауст» Ш. Гуно, Лель — «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова.
Среди наиболее известных актрис-травести советского и российского театра и кино — Янина Жеймо, Ольга Бган (первая исполнительница роли Маленького принца на советской сцене), Лидия Князева, Мария Барабанова, Лариса Голубкина, Варвара Асенкова, Алиса Фрейндлих, Вера Бендина, Евгения Морес, Зоя Булгакова, Нина Казаринова, К. П. Коренева, Мария Неменко-Бабковская, Александра Охитина, Валентина Сперантова, Мария Виноградова, Людмила Чернышёва и другие. Из широко известных западных и восточных актрис к этому амплуа относят шведскую оперную певицу Малену Эрнман и французских актрис Виржини Дезаже и Сару Бернар, канадку Мэри Пикфорд, американку Мод Адамс, актрис разновидностей китайской оперы Ям Кимфай, Айви Лин По и Ян Лихуа.
Несмотря на то, что большинство современных травести (по крайней мере, в «европейской традиции») — женщины, традиция исполнения актёром роли персонажа, принадлежащего к другому полу — гораздо старше, причём исходно (вплоть до XVI—XVII вв.) расхождение сценического и природного пола носило противоположный характер: женщины не допускались на театральную сцену, и женские роли исполнялись мужчинами — чаще юношами или кастратами. Похожая традиция сохраняется в некоторых более консервативных национальных театрах, например, японском кабуки, где по сей день, за редким исключением, отсутствуют женщины, и до сих пор сохраняются действующие кланы актёров-оннагата (без возрастных и репродуктивных ограничений). В 1950—1960-е годы ряд актёров оннагата, придя в кинематограф, стали известными звездами и японского кино, причём среди них были как сохранявшие это амплуа на сцене, но отошедшие от него на экране (например, Окава Хасидзо II), так и применявшие его и в кино — например, Кадзуо Хасэгава, снявшийся и в начале, и в конце своей кинокарьеры в экранизациях одной и той же известной драмы «Месть актёра» (Yukinojo henge), где играл как главную роль лишившегося жены актёра-оннагата Юкинодзё, так и роль его матери. Известнейший из ныне выступающих оннагата Бандо Тамасабуро V имеет в своём активе женские роли не только японского, но и классического репертуара: Джульетту, Электру, леди Макбет, — а в 1994 сыграл в постановке и фильме Анджея Вайды «Настасья» по роману Достоевского «Идиот» роли обоих полов — Настасьи Филипповны и князя Мышкина (первая мужская роль в его карьере).
Из российских и советских актёров ролями в амплуа травести известны, в частности, актёр Суворинского театра Борис Глаголин, который исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова; впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке этого образа), Олег Табаков (Мэри Поппинс, до свидания), Александр Калягин (Здравствуйте, я ваша тётя!) и ряд детей-актёров, в частности, Фёдор Стуков. Широко известна также роль Бабы Яги, многократно отыгранная артистом Георгием Милляром в фильмах-сказках Александра Роу. Из западных актёров нельзя не вспомнить Майкла Дж. Фокса, сыгравшего во втором фильме знаменитой кинотрилогии «Назад в будущее» главного героя в разном возрасте, его сына и дочь, а также Дастина Хофмана, сыгравшего две главные роли (мужскую и женскую) в комедии «Тутси».
Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актёров, таких, как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.
Многие советские актрисы начинали свой путь с травести. Среди них — Мария Бабанова, Лидия Князева, Валентина Сперантова, Надежда Айзенберг, среди современных — Татьяна Аксюта, Татьяна Весёлкина, Людмила Гнилова, Татьяна Курьянова, Татьяна Матюхова, Татьяна Шатилова. Начинали карьеру в качестве травести Лия Ахеджакова в Москве, Вера Кавалерова в Минске. Жанр травести считается на данный момент исчезающим в киноиндустрии и театральном искусстве.
Ошибочно считать, что амплуа травести носит сугубо технический (женщины в роли детей) или комический характер. Часто к эстетике травести прибегают серьезные режиссёры и перформеры, руководствуясь исключительно художественными соображениями. К таким примерам можно отнести творчество режиссёра Романа Виктюка, где, в основном, все главные женские роли отданы актерам-мужчинам («Служанки», «Саломея», «Федра», «Ромео и Джульетта» и пр.) или моноспектакль Теодороса Терзопулоса «Гамлет-урок» с Аллой Демидовой в роли Гамлета.
Связанные понятия
В опере или комедии дель арте примадонна (от итал. prima donna — «первая дама») — певица, которая исполняет первые партии в труппе. Близким понятием является «дива». Соответствующий термин для певца-мужчины (обычно тенора) — итал. primo uomo.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Балет является видом сценического искусства, включающего в себя формализованную форму танца.
«Не та, так э́та» (азерб. О олмасын, бу олсун, او اولماسین بو اولسون, совр. латин. O olmasın, bu olsun), известная также под названием «Мешади́ Иба́д» (азерб. Məşədi İbad, по имени главного героя комедии) — музыкальная комедия (оперетта) в четырёх действиях азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова, написанная в 1910 году. В ней отражены социально-бытовые отношения в дореволюционном Азербайджане. Это второе произведение композитора в этом жанре. Наряду с его третьей опереттой «Аршин мал алан.
Травести (амплуа)
Из Википедии — свободной энциклопедии
В современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. Кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
Из российских и советских актёров ролями в амплуа травести известны, в частности, актёр Суворинского театра Борис Глаголин, который исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова; впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке этого образа), Олег Табаков (Мэри Поппинс, до свидания), Александр Калягин (Здравствуйте, я ваша тётя!) и ряд детей-актёров, в частности Фёдор Стуков. Широко известна также роль Бабы Яги, многократно отыгранная артистом Георгием Милляром в фильмах-сказках Александра Роу. Из западных актёров нельзя не вспомнить Майкла Дж. Фокса, сыгравшего во втором фильме знаменитой кинотрилогии «Назад в будущее» главного героя в разном возрасте, его сына и дочь, а также Дастина Хоффмана, сыгравшего две главные роли (мужскую и женскую) в комедии «Тутси».
Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актёров, таких как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.
Ошибочно считать, что амплуа травести носит сугубо технический (женщины в роли детей) или комический характер. Часто к эстетике травести прибегают серьезные режиссёры и перформеры, руководствуясь исключительно художественными соображениями. К таким примерам можно отнести творчество режиссёра Романа Виктюка, где, в основном, все главные женские роли отданы актёрам-мужчинам («Служанки», «Саломея», «Федра», «Ромео и Джульетта» и пр.)
Культура
Актрисы-травести
Лучшая Золушка СССР
Янина Жеймо, Яничка – как ее звали до самой старости. Но разве старость может прийти к Золушке? Нет, она навсегда осталась для нас юной, такой мы увидели ее, такой запомнят и наши дети.
И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце …
В женщине должна быть загадка
Амплуа актрисы сразу определили ее внешние данные – травести. И выпускница ГИТИСа играет в Московском ТЮЗе белочек, зайчиков, пионеров и даже ослика Иа, причем все это в течение 16 лет! Только после 40 лет к ней пришла настоящая слава, признание и всенародная любовь. Все узнаваемые героини Ахеджаковой и живут в мире заразительного смеха и горьких слез, бесшабашного юмора и какой-то особенной мудрости – все переплелось в сложные кружева, сплетенные ее талантом.
Даже трудно представить, что было бы, не уговори Эльдар Рязанов Ахеджакову на исполнение эпизодических ролей, надоевших ей до смерти в театре! Страшно подумать, но мы могли не увидеть великолепную секретаршу с походкой от бедра из «Служебного романа», смешную учительницу из «С легким паром», борца за справедливость из «Гаража».
Она такая живая, отчаянная, справедливая и сострадающая. Кажется, перед ней не устоит никто и ничто, маленькая и храбрая – травести Лия Ахеджакова. Она с восторгом отзывается о коллегах по актерскому цеху, помогает фонду Чулпан Хаматовой. Маленькая актриса с большим сердцем и детской верой во все лучшее, что есть в людях – и в нас с вами тоже…
Королева бензоколонки и лесоповала
Возможно, именно из-за ее ролей у нас до сих пор щемящее чувство тоски по тем годам, которые пришлись на молодость наших родителей. Кажется, что тогда жизнь была именно такой, как в «Девчатах» и «Не поддающихся»: с настоящей дружбой, верой в завтрашний день, в настоящую любовь, во все хорошее. Как нам этого не хватает в нашей сегодняшней жизни – настоящих и искренних веры, дружбы, любви.
Хорошие девчата, заветные подруги…
Бабушки-старушки?
Уже в нашем детстве эти актрисы исполняли роли … бабушек. Если бы не старые телеспектакли, возможно мы и не поняли какое отношение имеет к ним амплуа травести.
Валентина Сперантова, Мария Барабанова и Мария Виноградова – сказочные и сельские бабушки, учительницы…
Маленькие актрисы-травести с большим сердцем, широкой душой и огромным талантом. Талантом быть не только хорошими актерами, но и настоящими людьми. Даже их самые маленькие эпизодические роли почему-то не забываются. Вы не знаете, почему?
«Приходится вести двойную жизнь»: травести-артисты — о своей работе
Жанр травести (сейчас это слово вытесняет дрэг) в России распространился в конце 90-х, когда в крупных городах появились ЛГБТ-клубы. За более чем двадцатилетнюю историю сцена значительно изменилась: артистов стало больше, некоторые травести-королевы стали поп-звездами, в регионах появляются новые гей-клубы, куда артисты ездят на гастроли. При этом жанр все еще находится в подполье и полон стереотипов. «Такие дела» поговорили с пятью сибирскими травести- и дрэг-королевами о том, почему они выбрали такой образ жизни, как на них реагируют люди и чем региональная сцена отличается от столичной
« Мы создаем этот мир с перьями и стразами »
Максим переехал в Барнаул из небольшого городка Алтайского края, работает в сфере бизнеса, занимается травести 8 лет, на создание своего сценического образа — Милены Алтайской — его вдохновила французская певица Милен Фармер. В 2013 году Максим создал травести-коллектив «Вавилонские блудницы», с 2014 года он организовывает конкурсы «Мисс травести Алтай» и «Мисс травести Сибирь».
Некоторые думают, что мы в женских образах занимаемся сексом. Мне часто пишут с такими предложениями. Я либо не отвечаю, либо пишу, что Милена — мое артистическое амплуа, другими делами я не занимаюсь. Думаю, это происходит из-за недостатка информированности.
Я прихожу в клуб и там преображаюсь в Милену Алтайскую. Все, что я делаю на сцене, я делаю от моего альтер эго. Меняется голос, манера поведения, повадки. Я в жизни серьезный человек, Милена — моя противоположность.
Думаю, в каждом человеке живет что-то такое, чему он просто не дает волю. Какое-то другое начало. Я решил просто попробовать, а зашло все так, что сейчас я уже вряд ли смогу без этого жить. Точнее, жить-то, конечно, можно, вопрос в том, что всегда будет желание преобразиться, войти в образ, пойти в клуб.
Травести — это театр, а театр — это обман зрителя. Фишка в том, чтобы люди сразу не поняли, кто перед ними, чтобы у них было сомнение: кого они видят перед собой? Думаю, люди ждут от нас чего-то, что они в жизни никогда не увидят и не получат. Но они смотрят на нас и видят, что это красиво. Красота спасет мир, я считаю. Не война, не митинги, не битвы.
Возможно, это наивно звучит. Просто мы живем в этой красоте, но мы не только для себя создаем этот мир с перьями и стразами, а и вокруг себя. Зрителей это обезоруживает. Любое каменное сердце можно растопить, когда ты улыбнешься со сцены и пошлешь добро. Я много раз так делал. Приходит грустный человек, стоит подойти к нему, поговорить, он раскрывается, начинает смеяться. Вот этого людям не хватает. Настолько в жизни они все затюканы, со всех сторон зажаты финансово, — кредиты, ипотеки. Иногда мне кажется, что многим мы заменяем психологов.
Милена Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
В «натуральские» клубы мальчики приходят подснять девочек. Там уже нет романтики никакой, нет этого флера. У нас, конечно, тоже люди знакомятся, но для них это не самоцель. Они приходят за атмосферой, в таких клубах все друзья. Я со многими общался «натуралами», все говорят: «Мы приходим посмотреть на другой мир, здесь видим вас красивых, и сразу появляется позитивный настрой».
Я провожу конкурсы травести для начинающих артистов, потому что именно здесь они показывают себя. Директоры клубов смотрят их выступления и приглашают на гастроли, человек начинает развивать свой образ. В крупных городах очень сложно пробиться начинающему артисту в нормальное заведение. Все хорошие валютные места уже давно заняты, никто их уступать не собирается. Пока человек жив, он не перестанет заниматься травести.
Конечно, новичок ничего не может: нужен минимум год, чтобы он начал что-то понимать и осваиваться. Мы на начальных этапах учим краситься, ходить на каблуках. Этакая неформальная школа травести. Никого не гнобим. А вот если брать клубы, то те артистки, которые в этом клубе отработали много лет, конечно, будут создавать фон, что ты здесь никто, ты домушница, ты не травести-артист, а я — королева. Домушница — это такое выражение, когда ты накрасился, в мамино платье оделся и фотку выложил в инстаграм. Вот так троллят артистки новеньких.
Иногда артистки сами провоцируют негативную реакцию своим поведением. Есть у них такая манера: выйти куда-нибудь и поорать, похабалить. Вот идет человек, а она стоит, курит возле клуба, вся такая красивая и довольная: «Эй, мальчик, иди сюда, я тебе минетик сделаю». Любят потроллить ни в чем неповинных граждан. В принципе это все безобидно, но все равно надо же понимать, где ты находишься и как себя вести.
Милена Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Есть артистки, которые работают только в травести, и они на этом зарабатывают. Но так можно жить разве что в Москве, в Новосибирске тоже неплохо зарабатывают. В Барнауле платят немного. У нас же не принято дарить деньги. Как вот чаевые на Западе: ты выступил, тебя закидали долларами. У нас принято угощать алкоголем. Все наперебой спрашивают: «Что тебе купить?» А по итогу получается, что фанаты спаивают артисток, вот такая у нас культура, к сожалению.
Если говорить про Запад, жанр травести уже считается элитным искусством. Там такие артисты воспринимаются как голливудские актеры. Я не думаю, что в России сибирское травести как-то принципиально отличается от столичного. Единственное, у наших клубов не так много денег. Московские могут устраивать концерты, приглашать звезд, регионы это делают не в таком масштабе.
Сейчас мы иногда выступаем в обычных клубах на шоу двойников. Мы работаем с людьми, которые не видят травести каждый день. Конечно, попадаются пьяные гости, которые начинают бычить: «Фу, п******». Но чаще людям нравится.
Люди толерантнее, чем хотят их представить. Алтайский край не отличается гомофобностью. Мы выступали на крупных площадках летом на Горном Алтае, на «Бирюзовой Катуни». Зрители с восхищением смотрели, единственное, они почему-то думали, что нас привезли из Таиланда (смеется). Наши русские многие в Таиланд ездят и ходят по таким клубам. И они думают: «Ну, разве в России это есть?»
Милена Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Но я не афиширую свое имя, потому что в бизнесе считается, если ты причастен к ЛГБТ, это будет мешать твоей карьере и от тебя все отвернутся, есть вероятность, что часть людей не смогут это понять, а начальство скажет: «Зачем нам такой работник?» Приходится вести двойную жизнь, пока что это неизбежно.
Мои родители знают. Изначально я не хотел им говорить, потом подумал: «А что скрывать?» Я показал фотографии в образе, мама посмеялась, очень хорошо отреагировала. Оказалось, что я в образе на нее похож в молодости. У меня мама очень такая толерантная. Она знает всех моих друзей, всех хорошо принимает. Мне повезло, потому что не у всех родители такие.
Думаю, мы доживем до момента, когда можно будет выходить на улицу как угодно и никто тебе ничего не скажет. Хотя, когда мы приезжаем в Новосибирск, бывает, что от дома до клуба идем пешком сразу в образе. И никакой негативной реакции мы не встречаем. Мы же все равно не в дикой стране живем. Нет уже такого страха, как в 90-е. Есть, конечно, люди-дебилы, неадекватные, они никуда не делись. Но их все равно мало.
Я, может, и оптимист, но почему-то надеюсь, что через лет пять все поменяется кардинально. Чувствую этот ветер перемен. Людям не хочется жить вот в этой вечной чернухе. Ну не можем же мы вечно сидеть в подполье и прятаться от всех!
«Если нравится, делай это»
Виктор, 22 года, родился в Томске, несколько месяцев назад переехал в Новосибирск. Работает визуальным мерчендайзером в магазине одежды. Позиционирует себя как дрэг-квин. На сцене выступает в образе Countess (в переводе с английского — Графиня) три года.
Дрэг или травести — это такая щепетильная тема. Я у многих спрашивал, читал и пришел к выводу, что травести — это больше театр. Женщины переодеваются в мужчин, мужчины — в женщин для конкретной роли. А дрэг — это больше развлекательное шоу и стиль жизни.
Но сейчас столько разных ветвей, все эволюционирует. Четких ограничений нет, поэтому, как люди хотят, так пусть себя и называют: травести-артист, дрэг или как-то еще. Я себя позиционирую как дрэг-квин.
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Когда я впервые увидел такое выступление, меня не впечатлило. Я просто ходил в клубы расслабиться, танцевал (в детстве занимался танцами). И вот как-то меня в клубе заметили, сказали, что я неплохо двигаюсь, и пригласили выступить на сцене. А я большой фанат Леди Гаги, поэтому сразу же решил сделать небольшое кавер-шоу на ее выступление. Заказал каблуки, кожаную портупею, цепи, взял своих знакомых на подтанцовку. Номер всем понравился, и я стал периодически выступать.
Мое сценическое имя тоже связано с Леди Гагой. Она играла роль Графини в пятом сезоне «Американской истории ужасов». Я вдохновился этим образом и решил взять себе такое имя.
Мне нравится делать пародии на американских дрэг-королев, у них есть классные песни. Русскую музыку я не очень люблю, поэтому стараюсь с ней не работать. В этом плане круто в Москве: там много разных клубов. Нравится Кадышева — идешь слушать Кадышеву, любишь новую ветвь дрэга — без проблем. У нас в Сибири нет такого разнообразия.
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Вообще, я большой фанат шоу Ру Пола, многое именно в «Королевских гонках» подсматривал, когда продумывал образ.
Я выступаю в своем теле — то есть не использую накладные груди и бедра. Возможно, когда-нибудь они появятся в моем образе, но сейчас мне это не интересно. Раньше, например, я говорил, что никогда не надену парик, а потом пересмотрел свои взгляды (смеется). В основном у меня костюмы облегающие, все по фигуре, поэтому это не так дорого выходит. Конечно, на нормальную косметику приходится тратиться. Но это нормально. Я считаю, что у меня всегда должна быть вторая работа. Вот пандемия началась, и что случилось с артистами? Остались без заработка.
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Мама и сестра знают, что я увлекаюсь дрэгом, а вот папа — нет. Как-то я показал маме свое выступление, она посмотрела пять секунд и попросила выключить. Ей сложно, она увидела совсем другого человека, да еще и в образе женщины… Но она сказала: «Если нравится, делай это». Она мне помогает иногда костюмы подшивать. Конечно, мама не говорит мне что-то типа: «Я горжусь тобой». Ей все еще сложно понять меня, но она меня поддерживает. И я это очень ценю.
Мне бы хотелось, чтобы когда-нибудь мама и сестра пришли на мое выступление. Папа постоянно работает на вахтах, когда он приезжает домой, я становлюсь менее говорливым. Мне интересно, знает ли он? Я иначе одеваюсь, слежу за внешностью, но у него нет вопросов ко мне. Может, он догадывается?
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Мои родители хотели, чтобы я в будущем был электриком или сварщиком, они считают, что это нормальная работа. А я с детства был совсем другим, меня всегда тянуло в творчество. При этом, когда я был ребенком, я не знал, кем хочу стать. Мне уже тогда казалось глупым говорить: «О, я хочу быть пожарным или полицейским», потому что ничего еще не попробовал. Иногда думаю, представляешь, я бы на вопрос «Кем хочешь стать, когда вырастешь?» ответил бы: «Хочу быть дрэг-королевой и р********* [рвать] танцпол на каблуках» (смеется).
В России часть людей не очень хорошо к нам относится. Думают, что мы хотим просто поменять пол. Но это не так. На самом деле, это же личное дело каждого, кто ты — мальчик или девочка. В ЛГБТ-сообществе тоже могу встретить непонимание или осуждение. И мне странно от этого: вы просите толерантности от людей, а сами при этом нетолерантны к другим. Но часто я встречаю людей, которые это увлечение не понимают, но они хотят поговорить, узнать больше. Когда ты им объясняешь, они меняют свою точку зрения.
Думаю, новое поколение, мои сверстники и люди помладше, более терпимо относятся ко всему. Они готовы искать информацию, анализировать. А вот люди постарше чаще говорят: «В наше время такого не было, значит, это не нормально». При этом эти люди танцуют под Верку Сердючку и смотрят этих бабок по России-1.
Графиня Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
У меня есть знакомые, которые решили подавить свою ориентацию, чтобы легче жилось и работалось. Они женятся, у них появляются дети, а вечерами они ходят налево с другими мужчинами. Я думаю, что они губят не только свою жизнь, но и жизнь того человека, с кем живут. Счастливы ли такие люди? А их жены? Сомневаюсь. Мне кажется, надо стараться жить так, как тебе хочется. И все. Это не только ЛГБТ касается, а вообще всех.
Многие думают, что мир сложно изменить, но я так не считаю. Взять хотя бы выборы — на них часть людей не ходит, а часть голосует просто по инерции за одного и того же кандидата, потому что не верят, что их голос что-то значит. Если все в себя поверят и захотят жить хорошо, то все изменится. Мне кажется, в какой-нибудь момент люди устанут от всего и произойдет вот этот вот бум.
«Можно запросто битой получить»
Алексей, 31 год, живет в Новокузнецке, но планирует переехать в Санкт-Петербург. Работает в угольной компании. Занимается травести пять лет, последний год выступает редко. Сценический образ Алексея — Альбина Икуба.
Альбина — интересное имя. Еще когда я был в юношеском возрасте, мне всегда нравилась Альбина Джанабаева из группы «ВИА Гра». А Икуба — это такое пирожное в Японии. Когда маленькие девочки ходят в школу для гейш, им дают эту сладость, которую они потом отдают покровителю. Кто больше заплатит за это пирожное, тот и поимеет потом саму гейшу (смеется). Мне нравится японская культура, мне кажется, если бы я жил в Японии, то был бы гейшей.
Альбина Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Я никогда не думал, чем Альбина привлекает людей. Возможно, харизмой (смеется). Мне стоит только гладко выбрить лицо и нанести тональник… И Альбина начинает вселяться.
Все было просто: я надел каблуки и пошел. Правда. Не было с этим проблем. Многие коллеги и товарищи удивляются — как так? А вот краситься сложно. Я даже сейчас считаю, что крашусь не очень, мне всегда кто-нибудь помогает. Одежду шью сам. Это несложно (смеется). Я просто купил швейную машинку и прочитал инструкцию. Все, что нужно, — это кусок ткани: делаешь выкройки, сшиваешь и что-то получается. Нет, конечно, первые костюмы были неудачные, некоторые я даже не надевал, такие они были некачественные. Но со временем все стало получаться.
Альбина Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Самое сложное здесь — это финансы. Обычная жизнь мне обходится процентов в 20 от моего заработка, все остальное идет на Альбину. Поэтому я пытаюсь как можно реже выходить в свет, она меня просто банкротит (смеется). Ей постоянно нужны новое колье, сережки, какой-то хайлайтер, парик… Это все стоит бешеных денег.
Я не знаю, с чем это можно сравнить. Ты перевоплощаешься и забываешь, кто ты, чем ты занимаешься, начинаешь вести себя, как хочется, делаешь все, что угодно. И потом, когда ты смоешь это лицо, снимешь эту маску, тебя никто не узнает.
В Новокузнецке всего один клуб, где можно посмотреть травести-шоу, но я там давно уже не выступаю. Там нет резидентов (зачастую артисты травести становятся резидентами определенного клуба и еженедельно выступают там. — Прим. ТД), организатор клуба решил, что лучше будет возить разных артистов, чтобы были только новые шоу. Я езжу на гастроли либо в Новосибирск, либо в Барнаул.
В Барнауле мне нравится больше всего: там сплоченный коллектив и хорошая публика. В Новокузнецке… Как сказать, я даже не знаю… В Новокузнецке люди маленько другие, они очень отличаются от той же публики в Новосибирской области или в Алтайском крае. У нас люди погоповатее, что ли.
Альбина Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Не знаю, с чем это связано. Если я стою в образе возле клуба в Барнауле, люди мимо проходят и такие: «Вау», «Привет». Им всем нравится, всем классно. А в Новокузнецке всем все фиолетово, даже на самих шоу. Отношение другое к людям в принципе, понимаете?
Самая большая разница отечественного травести от зарубежного — в его принятии. Если там ты из дома до клуба в образе пойдешь по улице, тебя будут приветствовать, фотографировать. В России же ты просто можешь битой получить.
Единицы знают о том, чем я занимаюсь. У нас нетолерантная страна, я живу в маленьком городе. Боюсь, что круг моего общения этого не поймет. Родители тоже не знают. Я думаю, у нас лет через 60 только наступит такое время, когда ты сможешь открыто всем рассказывать и не бояться. От многих слышал, что, когда они рассказывали про ориентацию или травести-ремесло, их всячески гнобили, близкие переставали с ними общаться. Я никому ничего не хочу рассказывать. Пусть мое хобби будет тайной, покрытой мраком.
Если определять гомофобность по шкале от 1 до 10, то России я бы поставил 10. Взять другие страны — там уже давно принято считать, что семья, например, — это не только мужчина и женщина. Когда предложили внести поправку, запрещающую однополым семьям усыновлять детей, я даже подумал, что это правильно. Зачем дети «нетрадиционным» семьям? Вы только подумайте, как их ребенок будет чувствовать себя в школе: у меня два папочки или две мамочки? Это же вечная жизнь во лжи.
Альбина Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Я бы хотел, чтобы люди в нашей стране были добрее и не делили людей на меньшинства. На общество сильно влияет пропаганда, поэтому, если мнение властей по этому вопросу не изменится, то и позиция большинства людей тоже. Если вот внезапно наши власти станут толерантными, тогда, думаю, отношение людей тоже изменится, но уже у нового поколения, которым сейчас лет по 15.
Если бы у нас страна была толерантная и по телевизору показывали бы шоу по типу Ру Пола (« Королевские гонки Ру Пола» — американское реалити-шоу, в котором участники соревнуются за звание лучшей дрэг-квин. В 2020 году популярная российская травести-артистка Заза Наполи и инициативная группа из Санкт-Петербурга нашли спонсоров для отечественной версии «Королевских гонок», но телеканалы отказались их показывать. — Прим. ТД ), я бы стопроцентно поучаствовал. Это нужно для развития, чтобы быть не просто какой-то домушницей. Когда идет гонка на звание лучшего, участники готовятся, совершенствуют себя.
Я думаю, травести в России — это про искусство. Понимаете, быть травести-дивой в России — это быть воплощением всех искусств. Если ты не одет как подобает, ты уже не травести-дива, а обычная домушница.
«Таксисты иногда спрашивают, можно ли сфотографироваться»
В Новосибирске уже в 2010-х травести существовало в разной форме. Хотя сейчас смотришь фотографии и думаешь — это же конкретный… Но для того времени это был крутой уровень для Новосибирска.
Я в детстве занимался бальными танцами, душа всегда лежала к сцене. Я пришел в состоявшийся и сплоченный коллектив на подтанцовку. Там был кастинг. Я купил себе трессы (волосы на заколках), потому что бюджет был ограничен, и колготки. Накрасила меня моя подруга. Костюм тоже она мне дала. Я выступил, как мне потом сказали, коряво, неуверенно и с кучей ошибок, но меня взяли на испытательный срок. Вот так все и началось.
Художественный руководитель, который меня откастинговал, был мой хороший знакомый. Перед первым выступлением он спросил у меня, придумал ли я себе сценическое имя. Конечно, у меня его не было. Тут надо добавить, что у меня не очень хорошее зрение, я ходил в очках. И он мне постоянно говорил: «Ты, когда в очках, похож на мою тетю Олю». И вот он говорит: «Давай назовем тебя Олей?»
Позже была вечеринка, когда всех артистов объявляли по имени-отчеству. Ну так и появилось мое сценическое имя — Ольга Леонидовна. Мне оно не нравилось сначала. Я думал — на слуху так много красивых имен… А потом понял: в этом же что-то есть. Когда объявляют Ольгу Леонидовну, все ждут обычную женщину, а выходит леди. У людей дисбаланс случается.
Первое время на важные вечеринки я просил красить меня подружку-визажиста. Из первой косметики у меня был черный карандаш мамин, совдеповская помада, розовая такая, и тональник, фирму которого я не помню. Все (смеется). А к каблукам привыкать не пришлось, потому что у меня с ними вся жизнь связана. На танцах иногда нужно было надевать обувь на каблуке, а в детстве с подружкой мы часто играли в «Золушку».
Многие травести рассказывали, и я тоже так делал, когда был маленький: в носки туфель подставлял деревянные кубики, чтобы нога не бегала, и ходил в них по дому.
Мне абсолютно все равно, на какой площадке выступать и какого она будет уровня. Важен зритель, энергетика зала. В каждом городе какой-то свой колорит, и это классно. Были ситуации на начальном этапе, когда мы приезжали на гастроли, а нас кидали на бабки.
Но, честно сказать, мы тогда и ездили не потому, что хотели заработать деньги, нам просто было интересно выступать и показывать себя. Сейчас все хотят сразу королевой стать, чтобы ты вышел и тебя сразу баблищем осыпали. Но так не бывает. Моя первая зарплата в травести была ноль рублей, потом — 500. Я купил себе на радостях огромные ресницы.
Позже зарплата увеличилась, я получил 750 рублей. Сейчас я могу заниматься только травести и нормально жить. Я недавно даже на работе взял тайм-аут на несколько месяцев. При устройстве на работу сразу предупреждаю руководство, что я травести-артист, езжу на гастроли, поэтому мне нужен гибкий график.
Летом мы делали программу на улице. Взрослая пара — мужчина и женщина — стояли вдалеке и снимали наши выступления на видео, потом скромненько подошли: «Боже, какие вы классные». И я вот думаю, что тут даже не от поколения зависит, а от той «флешки», которую в человека закачали в детстве.
Сейчас временно я живу на Затулинке (Затулинский жилмассив — отдаленный район Новосибирска, в 90-е годы был одним из опаснейших районов города и славился выходцами из ОПГ, у многих жителей Новосибирска в настоящее время Затулинка продолжает ассоциироваться с криминалом. — Прим. ТД). Первое время я удивлялся: заходишь в магазин, а там такие личности, у которых на лице написано: «Убивать» (смеется). Но я их не боюсь. Если ты ведешь себя адекватно и объясняешь человеку, что ты артист, и ты уверен в себе, до тебя никто не докопается. Мы можем на такси доехать до клуба в образе. Наши таксисты иногда спрашивают, можно ли с нами сфотографироваться. Потом женам отправляют фото.
Я зарегистрировал ее в инстаграме. Сейчас что-нибудь ей рассказываю, а она мне: «А я уже видела у тебя». Мама — это крутейший человек в моей жизни.
Сейчас мы много сил вкладываем свой бар, к новогодним праздникам делали тематические вечера: зал украсили гигантскими конфетами, придумали тематическую закуску для бара, оригинальные костюмы. Классно, когда ты заходишь в помещение и думаешь: «А вот эту стену красил я». Мы с тараемся делать разные номера, но иногда наступает кризис, когда ничего в голову не приходит. Но идея придет сама. Например, моему коллеге Денису может какая-нибудь деталь присниться, и потом он ее воплощает в жизнь.
Мы берем и песни из Тик-Тока, чтобы молодежи нравилось. Но когда у меня спрашивают, что нужно, чтобы стать травести, я честно не знаю. Можно же любого мужика накрасить, но травести — это не просто макияж и костюм. Это внутренняя харизма. Без нее не получится удерживать зрителя.
Иногда думают, что мы извращенцы, но так сложилось отчасти потому, что на интернет-ресурсах еще не вымерла проституция: есть такой вид, когда мальчики переодеваются в девочек и ходят на интимные шалости, и нам часто пишут такую хрень. Я просто сразу блокирую таких людей.
«Хотел бы я пол сменить? Никогда в жизни»
Владимир, 37 лет, родился в Кемерове, работает парикмахером-визажистом. Сюзанна Винера — сценический образ Владимира — в мире травести 12 лет. Сейчас занимается пародийным жанром на корпоративах, в клубах выступает редко.
Мужчин даже в женском образе, все равно выдают черты лица: большой нос, рот, борода, скулы. И меня вне образа сложно узнать. Была такая история: у меня есть хорошие знакомые девочки, которые любят девочек, и одна из них впервые увидела меня на шоу в образе и не узнала. Начала подкатывать ко мне. А я ей потом ответил своим голосом: «Ты че, охренела?» Она: «Ах, это не можешь быть ты!»
Сюзанна Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Думаю, 90 процентов травести-шоу представлены в гей-клубах. Там люди уже привыкли к нам. А гетеросексуальная публика более благодарная, что ли. Они даже аплодируют громче и больше. На выступлениях в гетеро-клубах мужики могут в декольте засунуть тысячу, две. В гей-клубе такое редко бывает. Но н едавно выступал в клубе, где были только «натуралы», так они предлагали заплатить мне, чтобы я полностью разделся и показал свои гениталии.
Конечно, травести-артисты много пьют, чтобы раскрепощеннее на сцене быть. Я в последнее время стараюсь вообще не пить, максимум — бокал шампанского. На пьяную голову вообще ничего не хочется.
Все знакомые мои, даже «натуралы», знают, что я травести-артист, а родители — нет. Зачем? Родственники этого не поймут.
Сюзанна Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Кемерово — это деревня, как и Барнаул, и Новокузнецк, и Новосибирск. Хотя в Новосибирске клубы в открытую пишут у себя на страницах: «ЛГБТ-бар». Но часто гей-клубам приходится менять расположение, потому что узнают таксисты и неприятели.
В Сочи есть один клуб, где такие до такой степени все отточено, что это видеть надо. И в Питере клуб «Кабаре» тоже делает хорошие шоу.
В Сибири беднее как-то артисты, многие одеваются «по-домушнему». Некоторые молодые просят помочь с образом. Ты их одеваешь, красишь, а походку-то не изменить. Я уж договариваюсь: «Ну пускай хоть бесплатно выступит, ну хочет человек». А мне отвечают: «Ну ты на походку посмотри, даже для “похохотать” нельзя такое на сцену выпускать. Пускай ходит по залу, и все». Некоторые домушницы любят напиться, накраситься и перед камерой записывать Тик-Ток или всякую подобную фигню.
Сюзанна Фото: Мария Венславская-Грибина для ТД
Многие спрашивают, хотел бы я пол сменить? Никогда в жизни. Мне за вечер эти волосы и каблуки надоедают так, что я могу на месяца два-три забросить. С макияжем трудно, в клубах жарко, когда выступаешь, все течет, чешется. Раздражение лица потом начинается.
У меня куча подруг, которые дают платья. Парики стараюсь сам делать: просто на старые наращиваю живой волос. Я не представляю, как резиденты клуба выживают. Им же каждый вечер надо быть в новом костюме. Это дорого. Даже Заза Наполи свои костюмы не окупает, мне кажется. В клубах артистам мало платят. В Москве особенно конкуренция большая, поэтому приходится за ночь три-четыре клуба объехать, чтобы заработать. Это очень выматывает.
Чем людям нравится травести? Даже не знаю… Это надо самому посмотреть хотя бы один номер. Тогда поймешь.
*По просьбе героев редакция изменила некоторые имена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Вы можете им помочь
Помогаем
Милена, Альбина, Графиня,
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных