актриса в художественном фильме черный лебедь
Детально о кинофильме «Чёрный лебедь (2010)»
ТАНЕЦ ДОБРА И ЗЛА: СЮЖЕТ
Натали Портман, номинант на премию «Оскар», играет роль Нины, юной амбициозной танцовщицы, страстно желающей исполнить сложную двойную партию: утонченно невинной Одиллии и соблазнительно коварной Одетты во всемирно известном классическом балете «Лебединое озеро». Она получает эту роль, однако Нина не уверена, что она сможет убедительно раскрыть темную сторону Королевы лебедей. В то время как она достигает все больших высот в техническом мастерстве, скрытые в глубине ее души фантазии, ревность и кошмары заманивают ее разум в темную пропасть, что ведет к опасному сближению с главной соперницей – коварной Лили. Нина быстро попадает в сети чарующего и смертельно опасного Черного лебедя.
В отличие от стандартных триллеров, где события развиваются в мире криминала и домов с привидениями, Аронофски создает очень личный образ своей героини, пытающейся разобраться в своей душе, в очень неожиданную реальность – эмоциональный и жестокий мир профессионального балета. Режиссер решил, что это отличная обстановка для того, чтобы выразительно продемонстрировать страстное желание к совершенству. Как и в картине «РЕСТЛЕР», в этом фильме ему представилась возможность заглянуть в скрытый от посторонних глаз мир и обнажить то, что двигает людьми, готовыми пожертвовать всем во имя своей цели.
Аронофски поясняет: «Некоторые называют рестлинг самой низкой формой искусства, другие полагают, что балет – самая высокая форма искусства, но все же у них есть изначально что-то общее. Герой Микки Рурка как спортсмен проходит путь, похожий на путь балерины, которую играет Натали Портман. Они – артисты, использующие свое тело, чтобы выразить себя, и им обоим грозят физические травмы, поскольку тело является для них единственным инструментом самовыражения. Мне было особенно интересно показать эти две похожие истории, происшедшие в таких непохожих мирах».
Трудности при съемках фильма «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» были похожи на те, с которыми пришлось столкнуться при напряженной работе над картиной «РЕСТЛЕР», возможно, даже еще больше. Столкнувшись с закрытостью мира профессиональной борьбы, Аронофски обнаружил, что мир профессионального балета еще более закрыт от посторонних.
А еще было обучение, которое пришлось пройти Натали Портман, чтобы наполнить удивительно лиричные балетные сцены в фильме нарастающим напряжением и мрачным предзнаменованием. Режиссер подчеркивает: «Балетом начинают заниматься в возрасте 4-5 лет, и балет меняет ваше тело, преображает его, пока вы взрослеете. Для актрисы, которая не прошла через это, убедительно сыграть профессиональную балерину – очень сложное дело. И все же, неимоверные усилия воли и дисциплина помогли Натали превратиться в танцовщицу. Это стоило десяти месяцев интенсивной работы, но её тело изменилось, и даже опытные артисты балета были поражены. Я убежден, что этот физический труд также помог ей понять эмоциональную нагрузку, которую испытывают актеры».
ПРЕВРАЩЕНИЕ В ЛЕБЕДЯ: НАТАЛИ ПОРТМАН В РОЛИ НИНЫ
Еще до завершения работы над сценарием «ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ» Даррен Аронофски знал, кто будет играть роль Нины, подающей надежды балерины, которая во время работы над главной ролью своей жизни погружается в мир беспокойных фантазий и причудливых событий. Это могла быть только Натали Портман. Помимо того, что она в детстве занимались балетом, у неё было огромное желание и готовность соответствовать огромным психологическим и физическим требованиям этой роли, где совершая балетные прыжки и вращения, она одновременно теряла связь с реальностью.
Несколько лет тому назад Аронофски поговорил с ней о фильме, а затем все приостановилось. Режиссер вспоминает: «Вскоре после того, как я впервые задумал снимать фильм «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ», я встретился с Натали за чашкой кофе на Таймс-сквер. Она серьезно занималась балетом до того, как стала актрисой, и позднее продолжала занятия балетом, чтобы поддерживать себя в форме. Натали сразу сказала мне, что всегда хотела сыграть роль балерины».
Хотя после их встречи прошло почти десять лет до окончания работы над сценарием «ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ», после прочтения сценария Натали была потрясена тем, какие изменения происходят во внутреннем мире Нины.
Нина со всем азартом начинает свою профессиональную карьеру, в балетном мире таких не очень любят и дают обидные прозвища, что не очень приятно для балерины, всей душой преданной танцу. Ее мать, бывшая балерина, разделяет ее страсть и опекает дочь, которая так никогда и начала самостоятельную взрослую жизнь. Однако когда Нина получает роль Королевы лебедей, в ней пробуждается что-то новое, необходимость понять самые глубокие темные стороны своей души, и это ее хрупкую душу разрушает. Нина, как и Королева лебедей, образ которой она создает, внезапно попадает в мир магии, страсти и опасности.
Натали Портман подошла к тому краю, которого она никогда раньше не достигала при создании своих образов: ей пришлось заглянуть в самую глубину человеческой души. Актриса поясняет: «Нина – очень трудолюбивая и преданная своей профессии танцовщица, но все остальное для нее просто не существует. Она еще не сложилась как балерина или молодая женщина, но она постоянно совершенствуется в поисках своего ощущения свободы и чувственности. Одновременно она становится более раскрепощенной, и в этом кроется главная опасность. Нина стремится к совершенству и, как все актеры, готова принести себя в жертву ради достижения своей цели, забывая о том, что ощущение совершенства может длиться лишь один миг. Пытаясь превратиться в настоящего Черного лебедя, Нина пробуждает в себе темные силы, и это приводит к кризису самоопределения, когда она уже неуверенна в том, кто она на самом деле, и теряет границу между своей личностью и другими людьми. Она буквально видит себя во всех».
В этом раздвоенном мире, полном таинственных встреч и постоянных душевных ран, Нина мечется, как в ловушке, и начинает терять контроль над своими чувствами. Натали Портман тоже пришлось все это испытать.
Актриса рассказывает: «Когда Нина пытается восстать против окружающего ее мира, это становится ее навязчивым желанием, и в этом состоянии она уже не понимает, что от нее хотят другие люди и не может полностью управлять собой».
Но когда Нина начинает терять ощущение реальности, она не может позволить, чтобы кто-то заметил, что с ней происходит, не говоря уже о том, что ее роль Королевы лебедей могут отдать ее самой главной сопернице – чувственной наглой Лили, которая стала ее дублером в прямом и переносном смысле.
Портман была заинтригована запутанными и управляемыми ревностью отношениями Нины и Лили, разворачивающимися на нескольких уровнях. Натали рассказывает: «Мне нравится, как они встречаются первый раз – они оценивают друг друга, как это всегда делают девушки. Это механизм выживания: сразу определить, кто является твоим главным конкурентом. В нашем случае Нина сразу понимает, что Лили – прекрасная и талантливая балерина, которая может представлять реальную угрозу ее положению в труппе. Однако она, к сожалению, не знает какая Лили на самом деле».
Чтобы передать все это на экране, Натали пришлось серьезно физически и психологически подготовиться. Она даже не могла себе представить, какую физическую подготовку ей придется пройти, когда начала интенсивные целенаправленные занятия по пять часов в день за десять месяцев до начала съемок фильма. Занятия проходили под руководством опытных педагогов, в том числе Мэри Хелен Боуэз из «Нью-Йорк Сити Балет», которые за рекордное время провели полный курс подготовки артистов балета.
Натали Портман объясняет: «Я много танцевала, а также занималась плаванием, выполняла упражнения на поднятие тяжестей и другие спортивные упражнения, чтобы в дальнейшем избежать травм, поскольку танец – это очень серьезная нагрузка для тела. Это невероятно трудно заняться балетом в 28 лет. Даже если ты раньше брал уроки танца, у тебя все равно нет представления о том, сколько сил требуется на самом высоком уровне мастерства. Каждое, даже небольшое, па должно быть особенным и исполненным легкости и грации. Я понимала, что будет нелегко, но никогда не думала, насколько это будет тяжело физически».
Помимо того, что Натали в детстве занималась хореографией, она также окончила курс психологии в Гарварде, что способствовало более глубокому пониманию того, что происходит с ее героиней Ниной, и позволило актрисе представить внутренние сюрреалистические ощущения Нины. Натали Портман рассуждает: «Я понимаю, что Нина попала в замкнутый круг импульсивных устремлений и навязчивых состояний. Положительная сторона такого психологического состояния для актеров и артистов балета в том, что при такой степени сосредоточенности на своем деле можно стать виртуозом, однако есть и темная, нездоровая сторона такого состояния, когда вы можете полностью потерять себя как личность. Вот туда я и должна была попасть вместе с Ниной».
Актриса с бесстрашием исследовала темную сторону всех взаимоотношений Нины: с непреклонным художественным руководителем балетной труппы Томасом Лероем (Венсан Кассель), подталкивающим Нину к исследованию тайных темных уголков своей души; с матерью, бывшей балериной (Барбара Херши), которая вмешивается в жизнь дочери и постоянно наблюдает за ней, и с опытной балериной (Вайнона Райдер), за профессиональной карьерой которой Нина следила с восторгом, и ее внезапный крах выбил Нину из колеи.
ЗАЩИЩАЮЩИЕ ЛЕБЕДЯ: АКТЕРЫ ВТОРОГО ПЛАНА
Вместе с Натали Портман в фильме «ЧЁРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» снимается сложившийся ансамбль актеров второго плана, чья игра привносит в картину чарующую смесь красоты, таинственности и ужаса.
На роль Лили, соперницы героини Натали Портман, Аронофски выбрал Милу Кунис, актрису украинского происхождения, сделавшую стремительную карьеру, снявшись в фильмах «КНИГА ИЛАЯ» и «В ПРОЛЕТЕ», которая добавила безрассудства и отрицательного очарования характеру своей героини – очень амбициозной начинающей балерины.
Актрису очень привлекал необузданный взрывной характер ее героини и захватывающая возможность сыграть балерину, хотя жестокая реальность оказалась намного сложнее. Мила Кунис рассказывает: «Сначала у меня было такое представление об этой роли: великолепие театра, ощущение грациозности, балетная пачка, но вы не представляете насколько это физически изматывающий труд. Ваше тело расплачивается за ваш успех!»
Что касается героини Вайноны Райдер, Бет, как пророк, помогает понять, какое будущее ожидает Нину. Актриса поясняет: «Бет долгое время была примой, но сейчас она в том возрасте, когда в одно мгновение ее увольняет и бросает любовник, балетмейстер театра. Мы видим все трудности артистов балета: что им приходится терпеть, трагедии и несправедливость того, как коротка их профессиональная карьера».
ПУАНТЫ И НАКАЗАНИЕ: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ И ХОРЕОГРАФИЯ
Так же как Даррен Аронофски в свое время в фильме «РЕСТЛЕР» полностью погрузился в закрытый мир профессиональных борцов, в фильме «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» наряду с психологическими ужасами режиссер открывает зрителю сложную, наполненную тяжелым трудом и волнением, закулисную реальность мира, которую видят лишь немногие. Несмотря на то, что балет уже давно показывают в фильмах, начиная с классической картины Майкла Пауэлла « КРАСНЫЕ БАШМАЧКИ » и хита 70-х « ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ » Герберта Росса, фильм Аронофски не похож ни на один из них.
Чтобы снять балет, словно глядя на него изнутри понадобилось объединение глубокого личного изучения этой темы, активной актерской подготовки и особой техники съемки. Соавтор сценария Марк Хейман говорит: «Аронофски фанатично следует всем деталям, поэтому помимо фантастических элементов сюжета – двойники в зеркале и трансформация Нины – для него очень важным было снять аутентичный фильм о балете».
Его задачей было взять ключевые моменты из балета «Лебединое озеро» и поставить их таким образом, чтобы они полностью сочетались с тем, как Аронофски визуально представляет себе идею Томаса Лероя о «свежем, обнажающем» спектакле, и одновременно эти сцены должны были исполняться двумя актрисами, которые, несмотря на все их старания, не были профессиональными балеринами.
Мильпье объясняет: «Даррен очень хотел, чтобы максимально сохранилась подлинная атмосфера «Лебединого озера». Но мы оба понимали, что нельзя подготовить ведущую балерину за шесть месяцев, поэтому мы тщательно подошли к выбору особых танцевальных движений для Натали и Милы с тем, чтобы они хорошо смотрелись на экране. Натали уже начала заниматься балетом до нашего знакомства, и она также занималась хореографией в детстве, но у Милы не было никакой танцевальной подготовки. Итак, моя роль состояла в том, чтобы отточить их движения и использовать хореографию для реализации замысла режиссера. К счастью, Аронофски отлично понимает, что такое хороший танец, и это очень облегчало мою работу».
Это время стало для Портман и Кунис периодом напряженных занятий. Чтобы помочь им в дальнейших занятиях, Мильпье пригласил группу преподавателей танца, включая легендарную Джорджину Паркинсон, ведущую балерину Королевского балета, отдавшую более 30 лет Америкнством театру балета,которая, к сожалению, скончалась за две недели до завершения съемок фильма. Также с актрисами работали Марина Ставицкая, директор классического репертуара в Манхэттенском молодежном театре балета, и Ольга Кострицкая, среди учеников которой были Михаил Барышников и Джок Сото.
Они заставляли Портман и Кунис творить такие вещи со своим телом, о чем они даже не могли подумать, и обе актрисы платили за это непростую цену. Портман вспоминает: «Я очень люблю танцевать, я думала, это будет такое счастье – танцевать на съемках. Я даже не имела представления, как это будет тяжело».
Тяжело – это не то слово. И Портман, и Кунис постоянно боролись с травмами и усталостью от слишком продолжительных занятий, понимая, что времени до съемок остается мало. Кунис смеется: «Две порванных связки и вывихнутое плечо, я себя спрашивала потом – что я делаю?».
Натали Портман, которая сама танцует в 90% своих сцен в фильме, также во время занятий получила серьезную травму. Она жалуется: «Это было довольно серьезно, потому что мне с ней пришлось возиться почти половину съемок. Но трудно жаловаться, когда ты понимаешь, через что постоянно проходят профессиональные танцоры. Они постоянно танцуют с очень болезненными травмами, например, вывихнутая лодыжка. Они привыкают танцевать через боль».
Несмотря на все трудности, при профессиональной поддержке обе актрисы превратились в довольно уверенных в себе танцовщиц. Кунис рассказывает: «Мне кажется, это самое сложное, что я делала в своей жизни. Я думаю, что многие не представляют, что балет – это самый тяжелый спорт в мире. Но самое приятное начинается, когда ты осознаешь, что в результате тяжелого труда и страданий вы демонстрируете это искусство, словно не прилагая усилий».
Именно этой легкости, характеризующей наиболее сильный танец, добивался Мильпье на экране, что является сильным контрастом полному кошмаров пути Нины. Мильпье добавляет: «Было удивительно наблюдать, как совершенствовалось мастерство Натали и Милы. Мы поставили планку очень высоко, и они ее достигли».
Рой Кайзер, художественный руководитель балета Пенсильвании, рассказывает: «Мы были рады, что нам предложили в этом участвовать. Это фантастический проект и уникальный шанс для наших танцоров. Им представилась возможность показать балет в истинном свете, и они были рады работать вместе с такими прекрасными актерами».
ЗАЛ ЗЕРКАЛ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ
Съемки фильма «ЧЁРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» начинались рядом с Линкольн-центром, где находится «Нью-Йорк Сити Балет», и продолжались несколько недель. Весь фильм снимался в Нью-Йорке, в основном на Манхэттене, а также в Центре сценических искусств в университете штата Нью-Йорк, на знаменитой сцене, где Боб Фосс снимал сцены для известного фильма «ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ». Аронофски вместе с талантливой командой художников работал над сплетением двух визуальных стилей: живой внутренний мир балета, где идут съемки ручной камерой, и более сюрреалистичная и пугающая, но такая же смелая серия образов, наполненная отражающими зеркалами и пугающими призрачными двойниками, размывающими границы реальности. Постоянно двигающаяся камера словно танцует и неумолимо движется вниз вместе с главной героиней.
Отбросив многолетний опыт создания психологических триллеров и фильмов, посвященных танцу, Аронофски и Либатик предложили свое собственное видение мира, который редко можно увидеть в такой обнаженности. Большинство сцен фильма снято одной ручной камерой, находящейся в постоянном волнообразном движении, без перенастройки для общих или крупных планов.
Многие декорации фильма ненавязчиво предвещают то, что потом можно увидеть на сцене в балете «Лебединое озеро»” в кульминационном эпизоде фильма, включая квартиру Томаса Лероя в черно-белых тонах, где он дает Нине необычное домашнее задание, а также розовую комнату Нины, напоминающую детскую, хотя эта комната все меньше и меньше спасает ее по мере развития событий. ДеПрез подчеркивает: «Это все сделано очень ненавязчиво, но есть визуальные ряды, которые сохраняются на протяжении всего сюжета. Дело в том, что Даррен не любит преувеличенную стилизацию, и многое в художественном оформлении было направлено на то, чтобы удержать героиню Натали Портман в реальности».
Это представляло для ДеПрез самую главную проблему: создание декораций для нового современного, острого и, самое главное, очень кинематографичного прочтения балета «Лебединое озеро».
Художник поясняет: «Мы с Дарреном очень хотели, чтобы во всех элементах сценических декораций присутствовало движение – ничего застывшего или неподвижного. И в каждом акте балета вы видите на сцене подвижные элементы: раздвигающиеся задники с изображением деревьев, подсвеченную луну, утес с движущейся рампой. На всем лежит отпечаток фотореализма, что создает неожиданное ощущение и делает декорации современными. Это все нужно было очень хитро собрать воедино».
Художественное решение Тереза применила даже к кулисам. Она говорит: «Кулисы почти также важны, как сцена. Мы разместили там балетные стойки, где разминаются балерины, и, конечно, зеркала. Все сделано так, чтобы камере было на чем остановиться».
Когда Аронофски рассказал ему о фильме, Мэнселл уже посмотрел этот балет в Лондоне. Композитор вспоминает: «Я был потрясен, какое это живое органичное зрелище, и подумал, что это будет здорово».
Мэнселл считал, что лирическое произведение Чайковского неотступно преследует Нину, все больше изменяя ее и превращая в странное и неистовое существо за время работы над партией Королевы лебедей.
«Моя музыка все время словно обращается к музыке Чайковского или эхом повторяет ее», – поясняет Мэнселл. «Чайковский постоянно был отправной точкой, но потом я начал экспериментировать».
По мере работы этот процесс становился все более личным. «Музыка Чайковского чарующе сложная, в ней так много происходит, каждая нота рассказывает целую историю», – замечает Мэнселл. «Но музыка к современным фильмам не такая яркая, если хотите, более минималистическая, поэтому мне пришлось практически переконструировать балет. Я разбил его на определенные ритмы, прогрессии и мелодии, а затем вновь собрал их в единую музыку к фильму. В процессе работы музыкальное сопровождение все больше отвечало тому, как я слышу музыку: с атональными и диссонирующими элементами, помогающими передать напряжение и смятение».
Еще до начала съемок Мэнселл написал часть музыки к фильму, чтобы балетные сцены для фильма можно было снимать на музыку, и продолжал работать над сопровождением уже к самому фильму в процессе съемок, получая свежие впечатления. Затем он отправился в Лондон для окончательной записи музыки, где он в первый раз услышал ее в исполнении оркестра из 77 музыкантов. «Когда музыка начинает свою самостоятельную жизнь в руках великих музыкантов, просто захватывает дух», – отмечает композитор.
Аронофски пришел в восторг от работы Мэнселла. Это одна из самых выдающихся работ Клинта», – говорит режиссер. «Ты постоянно чувствуешь присутствие Чайковского, но нон ощущается по-новому. Это необычно, завораживающе и очень красиво».
Аронофски отмечает: «В работе над фильмом все – музыка, костюмы, декорации, соединение хореографии и работы оператора, каждый аспект съемок сцен из «Лебединого озера» стало для нас бесценным опытом, нам приходилось все время учиться, но этот труд вернулся сторицей. Мы начинали, очень мало зная о балете, о том, как снимать балет и как заставить зрителей им восхищаться, но я думаю, что фильм действительно помогает людям понять этот вид искусства, сделать его более доступным».
Смотрите видеосюжет с московской премьеры фильма «Чёрный лебедь» в трейлерах фильма или по этой ссылке.
Краткое содержание: После того, как прима-балерина уходит из балетной труппы Линкольн-центра из-за своего почтенного с точки зрения балета возраста, на её место в постановке «Лебединого озера» претендуют несколько молодых девушек-балерин. Одной из них становится Нина Сейерс, скромная, но амбициозная балерина, которая делает всё возможное, чтобы отточить свой танцевальный талант. Её мать тоже когда-то была балериной, но из-за рождения дочери оставила танцевальную карьеру, и теперь возлагает на дочь большие надежды. Нина имеет все шансы получить в постановке главную роль, но есть одно «но»: для партии чёрного лебедя она слишком замкнута, в ней мало страсти. Об этом Нине говорит их балетмейстер, хореограф-француз Тома Лерой. Он пытается раскрепостить Нину, а между тем у девушки появляется немало конкуренток, главной из которых становится её новая подруга Лили.
АНАЛИЗ ФИЛЬМА: На первый взгляд сюжет фильма простенький. Что может удивить зрителя в закулисной борьбе актрис за главную роль? Эта история стара, как старо искусство лицедейства, стара как мир! Почему же после просмотра фильма у зрителя создаётся такое впечатление, что он заглянул в Преисподнюю? А некоторым зрителям даже может показаться, что они и сами сходят с ума на время просмотра фильма.
А ещё в фильме есть гностические мотивы: Миф о Божественной Премудрости и символе души (называемой в разных вариантах Софией, Ахамот и Барбело) характерен для многих гностических учений. Вариант мифа, приписываемый школе Валентина, наиболее подробно излагается в трактате «Против ересей» (Adv. Haer.) Иринея Лионского и, в несколько иной форме, в «Опровержении всех ересей» (Ref.) Ипполита Римского. Гностическая София уникальна в силу двойственности своей природы. Она по праву принадлежит к высшему миру, совершенна и причастна полноте, является мыслью высшего Бога и одним из Эонов. Но с другой стороны, в ней самой заложена некоторая внутренняя неудовлетворенность, которая влечет ее одновременно вверх и вниз, иными словами, не дает ей покоя. По этой причине “падение” Софии не является чисто деструктивным или негативным актом, оно происходит с некоторой неизбежностью, является необходимым, как сотворение мира.
. «Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.»
Евангелие от Фомы. Библиотека из Наг-Хаммади.
Но эта задача непосильная для человека.
Почему? Как же тогда в истории человечества появлялись творческие гении? А ведь история ими просто пестрит!
В связи с вышеизложенным становится ясно, насколько к месту тут история Одетты и Одиллии.
Одетта — главная героиня[1] балета «Лебединое озеро» (нем. Schwanensee) на музыку П. И. Чайковского[2], созданного по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной принцессе, превращённой в белого лебедя колдуном — рыцарем Ротбартом (нем. Von Rothbart), которую спасает принц Зигфрид (нем. Siegfried).
Чары Злого Гения действуют днём, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей. По легенде, слёзы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятье может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но, если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. Во время охоты на озере молодой принц Зигфрид увидел магическое преображение лебедя в девушку и без памяти влюбился, поражённый неземной красотой. Одетта рассказывает ему свою историю, он клянётся в вечной любви и приглашает в свой замок на королевский бал, чтобы представить матери, владетельной княгине, как свою невесту. Всю ночь они мечтают и танцуют, пока рассвет не превращает Одетту в лебедя.
Владетельная княгиня, мать Зигфрида устроила бал в своём замке, на который пригласила невест для своего сына, влюблённого в прекрасного белого лебедя. Самые первые красавицы танцуют перед ним. В балете происходит чередование танцев: Невест, Друзей принца, Испанской, Неаполитанской, Венгерской принцесс; Мазурки и конечно же вариации
Одиллия — дочь злого волшебника Ротбарта Одиллия в образе чёрного лебедя обольщает принца Зигфрида, притворившись Одеттой, и он признаётся ей в любви. В этот момент Одетта бьёт крылом в окно замка (эту партию дублёрши Одетты обычно доверяют артистке кордебалета[источник не указан 85 дней]). Ротбарт ликует, Одиллия злобно смеётся, Зигфрид устремляется к озеру.[3].
Не каждый зритель может представить себе воочию, чего стоило Нине прийти к Тома и попросить роль! Но она это сделала. И получила её потому, что смогла дать отпор агрессивной сексуальности Тома.
Почему она это сделала? Почему она укусила его в ответ на его поцелуй?
Что такое совершенство? Какого человека можно назвать совершенным в любви? Судя по легенде о Софии, того, кто, справившись со своими демонами, творит великое и кто в любви полностью отдаётся страсти, получая полное удовлетворение от близости с любимым человеком, открывая в себе через эту близость и общение с любимым всё больше и больше нового вдохновения для совместного творчества!
Вот как эта идея выглядит в «Трактате о Софии»: идея: спасение обусловлено гносисом, который является знанием особого рода, передающимся половым путем. Буквально, спаситель “познает” душу и она принимает в себя дар гносиса – семя высшей природы. Сексуальная (или, в более христианизированном варианте, сельскохозяйственная) терминология подобного рода очень характерна для гностических трактатов. Образ заблудшей души также универсален: в «Гимне Наассенов», авторство которого Ипполитом приписывается Валентину, душа, заблудившись и став блудницей, погружается в материю и входит в лабиринт, который уводит ее все дальше от истока всего. Она становится “игрушкой в руках смерти”. В коптском трактате, условно названном «Достоверное учение» (NH Codex V 13, 24, 15 ff.) рисуется несколько иной образ: душа “упивается” вином и через наслаждения плоти забывает о своем отце и брате. Забыв о них и утратив знание, она становится подобной животному. Согласно валентинианам, небесная София, стремящаяся к гносису в своем желании “познать Отца”, натыкается на Предел, ограничивающий ее продвижение. На такой метафизический инцест налагается запрет. Далее сюжет развивается аналогично: во время своего блуждания по миру, душа бросается в объятия каждому представителю мужского пола, полагая что это ее брат, однако все они поступают с нею не по братски. Все сущности мужского пола, которые “пустили ее по кругу бытия” слишком не родственны ей по природе, и именно это вызывает отторжение, ведет к рождению ублюдков и дальнейшему расколу (Ср. «Трактат о душе», 127–128, «Достоверное учение», 23, 12–17, «Трехчастный трактат», 78, 11). Напротив, небесный спаситель является ее подлинным братом, и благодаря этому они достигают полной сексуальной гармонии и преодолевают множественность.
Тома прекрасно знал, что для успешного творчества ему нужна любовь женщины, чтобы не сойти с ума от соприкосновения собственного разума с бездной творческого бессознательного. Он умел влюбить в себя женщину и всегда делал это. Но ему не интересно было любить кусок дерева, как не интересно было любить и «развратную Мэри». Ему было интересно всегда одно: женщина, раскрывающая свою тёмную сторону, женщина, которая, имея практически неограниченный творческий потенциал, раскрывает его, стремясь заслужить, заработать этим «раскрытием» его любовь! Не для собственного совершенствования, не для собственного счастья и радости, а исключительно для того, чтобы завоевать его любовь и восхищение!
Поэтому он так жесток с Ниной. Поэтому он так откровенно и безобразно её соблазняет.
Тома использовал женщин, сначала приводя их к совершенству в творчестве, а потом, когда они это совершенство вновь теряли, ибо соглашались на несовершенство в любви, безжалостно бросал, так как терял к ним интерес. Такая же участь была предназначена и Нине.
Когда стихийность и эгоизм превышают допустимую меру, человек становится не интересен творчески, неадекватен в восприятии себя и окружающих и, зачастую, опасен для себя и общества. Тогда от него избавляются, как Тома избавился от Бэт, предыдущей своей «принцессы» и примы-балерины труппы. Нина знала, что её ждёт такая же судьба. Рано или поздно. Она была достаточно умна для того, чтобы предвидеть это. Она поняла, что с ней случится то же, что случилось с Бэт, если она не сумеет укротить Тьму, которая неумолимо на неё надвигается.
Вот доказательства из фильма: Когда Нина, накануне премьеры спектакля приходит в больницу к Бэт, она приходит за помощью. Вот её слова: «Я знаю, что с тобой происходит. Теперь это происходит со мной. Она хочет заменить меня! Что мне делать?!»
На это я отвечу несколькими цитатами из «Священной Книги ТОТА», мудрости, сохранённой для человечества в Великих Арканах ТАРО.
В нормальном состоянии разум и сознание человека неотъемлемы друг от друга. В нормальном состоянии человек не ощущает дуальности своей природы. Даже такие чувствительные и разумные девушки, как Нина, обычно «сидят на заднице» и не пытаются проникнуться осознанием принципов синтетической философии. Тем более, когда заняты любимым делом! Поэтому Тома задался целью расшатать психику Нины, ввести её в состояние «изменённого сознания» для того, чтобы она перестала оберегать целостность своей личности и впустила в туда Тьму. Чтобы создать вместе с ней выдающийся образ и выдающийся спектакль. Что будет с Ниной дальше его не особенно волновало.
Конечно, Тома не был осознанным вредителем. Он просто думал, что делает Нине добро, когда унижал её, обесценивал чувства, смеялся над чистотой и непорочностью (под непорочностью я понимаю не то, что она была девственницей, а то, что она не могла почувствовать ни сексуального удовлетворения, ни сексуального желания без любви), когда отталкивал после того, как сам пригласил к себе домой! Он думал, что делает Нине добро, когда заставлял её насильно вытащить из себя демона, который заставит её гениально станцевать партию Одиллии, совершенно не задумываясь о том, что этот демон сделает с Ниной потом! Потому что Тома не любил Нину настоящей, творческой любовью. Он любил её хищной и страстной любовью-поглощением. И творил благодаря тому, что вдохновлялся её муками. И что самое главное, Тома вдохновлялся этими муками потому, что Нина согласилась их терпеть ради надежды на любовь и близость с учителем!
Притча о блудном сыне. Евангелие от Луки, глава 15:
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться.
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся
В притче ничего не сказано о сексуальном желании. Но в ней сказано достаточно, чтобы понять: Любовь-Поглощение чудовищна потому, что лишает мир творческого разнообразия!
Для скорейшего наступления этого момента, Тома посылает к ней Лили, которая доводит Нину до оргазма без любви, а потом утверждает, что ничего подобного не делала, тем самым заставив Нину засомневаться в трезвости своего рассудка.
И ещё, для скорейшего падения Нины во Тьму, Тома заставляет Нину находится в постоянном страхе, что отстранит её от исполнения роли Королевы Лебедей, что заменит её Лили.
Не удивительно, что у Нины действительно наступает состояние «изменённого сознания».
Тот, кто считает Нину шизофреничкой, ничего не понимает в творческом и мистическом начале Человека. И Даррен Аронофски ясно показывает, что Нина адекватный человек. Именно поэтому Нина говорит Тома о том, что её хочет заменить конкурентка, а не «двойник» из Преисподней!. Просто образ Лили и образ собственного «двойника из Преисподней сливаются в сознании Нины в одно целое в сцене убийства.
А если бы Нина впала в безумие, то есть, если бы потеряла совершенство до или во время спектакля, она не станцевала бы спектакль. Но тогда, возможно, осталась бы жива.
Могла ли Нина, в итоге, не потерять обретённое творческое совершенство, но укротить и обезвредить, при этом, собственного демона?
С уверенностью могу сказать: Да. Могла. Если бы совершила иной выбор. Но только на это должны были уйти годы.
Такой «иной» выбор когда-то совершила её мать.
Вообще сюжетная линия матери Нины даёт нам окончательный ключ к пониманию идеи фильма.
Конечно, все зрители и аналитики заметили, что отношения матери и дочери в фильме совершенно ненормальны. Нине двадцать восемь лет, а мать относится к ней, как двенадцатилетней! И, кроме того, мать относится к ней, как требовательный ревнивый любовник. Достаточно вспомнить сцену, в которой мать отчитывает Нину после посещения ночного бара, чтобы понять это. А уж то, насколько тонко и в подробностях мать понимает все чувства и страдания Нины во время её работы над ролью Королевы лебедей, только подтверждает то, насколько крепка и тесна её психическая и эмоциональная связь с дочерью!
Но только ли здесь дело в особой, на грани чувственности, материнской любви?
Из сюжета фильма, из слов самой матери Нины, зрителю становится понятно, что её мать тоже была балериной в молодости, но отказалась от карьеры балерины потому, что решила посвятить себя воспитанию дочери. Но, по мере развития сюжета фильма, мы начинаем понимать, что история жизни матери не так проста. Оказывается, что в своё время она прошла те же самые испытания, испытала ту же самую любовь-поглощение, нашла в себе силы отказаться от неё, отказавшись тем самым от совершенства в творчестве, пусть кратковременного, и на всю жизнь осталась с не зарастающей раной в душе. Эту рану нанесло женское одиночество, сексуальная неудовлетворённость, попытка творческой реализации в одиночку и вечные эмоциональные страдания из-за того, что собственный творческий потенциал был ею осознан, в своё время, но был тут же отвергнут. Отвергнут вместе с любовью к мужчине, который видел в ней только материал и относился к ней не лучше, чем гончар относится к куску глины.
Но у Нины не было надежды. Не было потому, что она любила Тома и не желала отказываться от этой любви. Она выбрала Любовь-Поглощение, рассчитывая сама поглотить Лероя после того, как научится это делать, укротив собственную Тьму. Наивная! Ей ли было сражаться с Тьмой Лероя, когда она не могла справится со своей? Ей ли было пытаться влюбить, когда сама так сильно любила и желала, причём, впервые в жизни? Ведь у Тома уже было много таких как она! Он был слишком искушён, как в обольщении, так и в поглощении, а она пыталась это сделать впервые.
Любовь ответная, вдохновенная сама по себе ценна! Главная ошибка Нины в том, что она творила ради завоевания любви, а не от её избытка! Именно ИЗБЫТОК взаимного счастья обоих влюблённых отличает настоящую Творческую любовь от любви-Поглощения. А если приходится чем-то жертвовать, то о каком счастье может идти речь? Вот почему лично мне так противна православная идея о жертвенной любви! Ведь эта «жертвенная любовь» ничто иное, как любовь-Поглощение! При Творческой любви ничем «своим» не нужно жертвовать. Всё, что делается по Творческой любви, делается с удовольствием. Потому, познавший Творческую любовь, никогда не согласится на Поглощение, никогда не сможет сексуально желать того, кто хочет поглотить! Отсюда выражение: Тьма любит Свет хищной и страстной любовью-Погдощением, а Свет никогда, ни при каких обстоятельствах не любит Тьму. Ибо он хочет жить и творить свободно!
Это очень серьёзно. И об этом говорит балет «Лебединое Озеро». Потому колдун Ротбар и хочет погубить Одетту, что любит её этой ужасной любовью.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты! Эта народная мудрость гласит о том, что подобное притягивается подобным. И если Нина влюбилась в садиста и негодяя, значит и в ней есть, пусть в зачаточном состоянии, но эти же черты характера. И, значит, её тёмное «я» неизбежно должно было победить. И неизбежным для неё было повторение пути Бэт.
И становится понятно, зачем вообще эта история.
Дело в том, что это не просто история Одетты и Нины Сейерс. Это вообще история многих и многих женских судеб. История их любви и падения во Тьму из-за любви.. Актрис и не актрис, танцовщиц, художниц, поэтесс, и просто домохозяек. Всем хочется любви. Все ждёт её. И когда она приходит, может случится так, что мы влюбляемся не в тех, кто тоже нас любит. Что это значит? А это значит, что мы влюбляемся в нехороших мужчин. В игроков, пьяниц, воров, моральных садистов, тиранов и моральных уродов. И тем легче мы в них влюбляемся, чем ярче и публичнее, чем богаче и харизматичнее, чем сволочнее и бесчувственнее мужчина. Это потому, что в нас поднимает голову собственная Тьма. А без неё мы не способны на получение сексуального удовлетворения.
Но на этот вопрос есть ответ. Он заключён в немецкой легенде о Белой и Чёрной Лебеди.
О «другом» принце в немецкой легенде речь, конечно, не идёт. Но там говорится о том, как сильно старается злой колдун Ротбарт, тот самый, который превратил Одетту в Белую Лебедь, оторвать принца Зигфрида от Одетты, заставив его изменить ей с Одиллией!
Дело в том, что Ротбар полюбил Одетту. Полюбил той самой любовью-поглощением. И Одетта ответила на его любовь. Точно так же, как Нина ответила на любовь Тома.. И если Одетта отказалась от любви, которая убивает её, то Ротбар не отказался.
Любящий любовью-поглощением не может разлюбить из-за того, что не получает ответа на свою любовь. Любовь-Тьма только разгорается от того, что не получает ответа. Всё происходит так, как в Притче о Блудном сыне: гордыня заставляет его искать должного ответа на свою любовь потому, что его любовь слишком ценна, слишком правильна и прекрасна, чтобы ею пренебрегали! А если его не полюбили, если его не захотели, то душа так и остаётся не полной, ущербной. Ибо не получает Божественной андрогинности (полноты), и навсегда остаётся с зияющей раной. Ибо, поглощающий может разлюбить только тогда, когда полностью «высосал» свою жертву и та, перестав быть совершенной, превращается в «зверя».
Что-то мне этот сюжет напоминает.
А что случилось бы с Тома, если бы Нина отказалась бы выходить на сцену в день премьеры, уволилась из театра, поменяла бы род занятий, нашла бы мужчину, вышла бы за него замуж, родила бы детей и, главное, полюбила бы, по-настоящему полюбила бы своего мужа?