актеры трое в лодке не считая собаки женщины
«Трое в лодке, не считая собаки». История создания. Актеры и роли (25 фото + 4 видео)
Итак, 1979 год. В каком-то смысле – год высшего расцвета брежневской «советскости». В конце года происходит вторжение в Афганистан, проходит перепись населения, а вся страна готовится к Московской олимпиаде.
Кинопромышленность СССР произвела в тот год около 200 картин.
Причем 1979-й, по сравнению с другими, был урожайным на фильмы, оставившие сколько-нибудь ощутимый след в истории советского кинематографа.
Итак, в доброй старой Англии три холостяка решили отправиться в путешествие по Темзе, прихватив с собой собачку Монморанси.
В пути их ждет немало приключений и интересных встреч, самой главной из которых станет встреча с тремя женщинами. Дамы так же, как и они, решили совершить путешествие по реке и отдохнуть от противоположного пола.
Всю натуру Бирман решил снять за один месяц. На большее, если честно, он рассчитывать и не мог, потому что загрузка Андрея Миронова: постоянные съемки в различных проектах; постоянные гастроли вместе с Театром Сатиры. А тут – август. У артистов Театра Сатиры — отпуск.
И этим отпуском Бирман воспользовался на все 100. В придачу, в компанию Миронову, он пригласил двух ведущих актеров того же самого театра. И получилась шикарное комическое трио: Миронов, Державин, Ширвиндт.
Играя трех закадычных друзей, приятели по Театру Сатиры чувствовали себя, как рыба в воде. Им не надо было выворачиваться наизнанку, потому что все, что от них требовал режиссер – это приблизительно помнить текст и быть самими собой.
По сюжету действие фильма происходит где-то в Англии. Для съемок нужна была очень специальная натура: река со шлюзами. Подходящую местность долго искали. И нашли, в итоге, в Калининградской области на границе с Литвой, город Советск, сейчас называется Тильзит. В местной реке Неман оператор картины увидел ту самую туманную Темзу. Тихий, спокойный городок съемочной группе пришелся по вкусу.
Группу поселили в гостинице. До съемочной площадки, то есть до реки, было рукой подать. И каждое утро Ширвиндт с Державиным ходили на работу с удочками. Не потому, что так полагалось по сценарию – просто заядлые рыбаки не хотели упустить ни малейшей возможности порыбачить. Если Ширвиндт с Державиным знали толк в большой рыбалке, то Андрей Александрович Миронов в этом вопросе был полным профаном.
И очень комплексовал, переживал на самом деле, что, дескать, у партнеров клюет, а у него – ничего, ни одной рыбки. Видя его страдания, Ширвиндт с Державиным решили его то ли поддержать, то ли разыграть, я уж не знаю, сами судите. Короче, они уговорили дежуривших на картине водолазов.
Александр Ширвиндт вспоминает, что на съемках все время было холодно. Фильм делали ближе к осени. Большей частью актеры снимались, сидя в лодке в купальных костюмах. К лодке был подвязан трос, за который ее незаметно тянул катер, а Ширвиндт, Державин и Миронов делали вид, что гребут.
Съемочная группа стояла на берегу и следила за ними через стереообъективы. Кроме того, актеров страховали водолазы, сидевшие в воде за лодкой, чтобы их не было видно. Водолазы менялись каждые два часа. Когда у них заканчивалась смена, они выходили на берег совершенно синие. А артисты так и сидели в лодке без перерыва.
Водолазы их жалели, и в пересменку под водой потихонечку привозили какой-нибудь согревающий напиток. В основном литовскую водку. Ее тихо переливали в большой медный чайник, в перерывах между дублями пили понемножку из носика и так согревались. «Что вы там все время пьете?» – кричал с берега режиссер Наум Бирман. «Кипяченую водичку», – кричали в ответ. Все было в меру, никто ни разу не напился.
Алексей Васильев: «Вглядываясь в бинокль, режиссер никак не мог понять: откуда посреди реки актеры берут алкоголь и закуску. На самом деле услуги такого рода им оказывали водолазы, которые следили, чтобы лодку не уносило течением.»
Михаил Державин вспоминает: «В полиэтиленовом мешочке опускали деньги за борт, деньги брали заранее, и водолаз спускался, плыл, уже на литовской границе, там – Литва, граница с Литвой…»
Многие любимые зрителями сцены в фильме – результат не остроумного сценария, а удачного экспромта. Например, так родилось эффектное падение из лодки всех троих, не считая собаки. Во время съемок этого эпизода Михаил Державин стоял босыми ногами на плечах Андрея Миронова, и тот стал незаметно щекотать актера. В результате пирамида потеряла равновесие и упала в бассейн. Потом этот трюк артисты так и не смогли повторить, поэтому его выполняли каскадеры
В роли Монморанси снимались сразу два фокстерьера – Герцог и Грех. Герцог, по воспоминаниям Михаила Державина, был злым псом. Но он беспрекословно выполнял все команды – тащил зубами лодку, доставал из воды ботинок… А Грех, напротив, был добрым и очень глупым. Александр Ширвиндт его невзлюбил и частенько скидывал пса в холодную воду. Закончилось все тем, что Грех простудился, начал чихать и кашлять. Тогда сердце Ширвиндта смягчилось. Более того, он даже пригласил ветеринара и на собственные деньги вылечил Греха…
У всех участников воспоминания о съемочном процессе остались приятными еще и потому, что компанию из трех главных героев украсили три очаровательные партнерши: Миронову «досталась» его жена Лариса Голубкина; Ширвиндту – еще одна москвичка, Алина Покровская; Державину – Ирина Мазуркевич, единственная из Ленинграда.
Когда съемки были уже в самом разгаре, выяснилось, что Ирина Мазуркевич просто незаменима. Обратите внимание, когда будете смотреть фильм: из всех трех барышень на веслах – только она. Изнеженные москвички грести не умели, и учиться этому ремеслу не желали.
Идея фильма «Трое в лодке, не считая собаки» была спонтанной. Режиссер Наум Бирман известный по таким серьезным картинам, как «Авария», «Хроника пикирующего бомбардировщика», решил отвести душу на комедии. Жанр ему был, в общем-то, знаком. Режиссер одно время работал в театре у Аркадия Райкина.
Удивительно, но даже звездный состав Миронов, Ширвиндт, Державин не спас картину от гнева киноведов. «Где вы видели таких англичан?» – восклицали критики. «Как можно — эти глупые пошлые песенки. А где же советский патриотизм?»
Но все по своим местам расставило время, причем очень быстро: когда картину несколько раз показали по телевидению, то отдельные крики недоброжелателей просто растворились в море народного восторга. Сегодня этот фильм Наума Бирмана – это признанная классика нашего
Родился 7 марта 1941 года в Москве, в семье известных эстрадных артистов Марии Владимировны Мироновой (1911-1997) и Александра Семёновича Менакера (1913-1982). Родители решили записать дату рождения сына 8 марта, в честь женского праздника.
Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Народный артист РСФСР (18.12.1980).
Окончил Московское театральное училище имени Б.В. Щукина (1962, курс Ц.Л. Мансуровой).
Принят в труппу Московского академического театра Сатиры 18 июня 1962 года.
Первая роль (Гарик) сыграна 24 июня 1962 года в спектакле «24 часа в сутки» Олега Стукалова. Постановщик А. Крюков.
Последняя роль в театре — Клаверов в спектакле «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Постановщик Андрей Миронов, художник Олег Шейнцис, композитор А.Л. Кремер).
Выступал как артист и певец на эстраде и телевидении.
В кино снимался с 1962 года, первая роль в кино — Пётр в фильме «А если это любовь?» (режиссёр Юлий Райзман).
30 ноября 1971 года Андрей женился на актрисе Екатерине Градовой. 28 мая 1973 года у них родилась дочь Маша, ставшая впоследствии актрисой. Однако этот союз продлился недолго, и в 1976 году Миронов женился на актрисе Ларисе Голубкиной.
Смерть актёра наступила 16 августа 1987 года от кровоизлияния в мозг (у него оказалась врождённая аневризма сосудов головного мозга). Похоронен Андрей Миронов 20 августа 1987 года в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 40).
Родился 19 июля 1934 года в Москве.
Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Народный артист РСФСР (1.06.1989).
Детство прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но оставила сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии. Отец, Анатолий Густавович (Теодор Гдальевич), был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: В. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зеленая. Л. Утёсов.
В 1952 году поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А.Н. Островского и «Ночь ошибок» О. Голдсмита.
Окончив училище с отличием, в 1956 году был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С.В. Гиацинтова и С.Г. Бирман. Дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная».
Основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А.В. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году.
Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей.
В 1968 году перешёл в Московский драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года.
С 1970 года — актёр Московского театра Сатиры. В этом театре сыграл более 30 ролей и поставил немало спектаклей как режиссер.
С декабря 2000 года — художественный руководитель театра Сатиры.
Родился 15 июня 1936 года в Москве в семье известного артиста М.С. Державина, народного артиста РСФСР, который был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова.
Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Народный артист РСФСР (1.06.1989).
Заслуженный деятель культуры Польши (1976).
В 1954 году он поступил в театральное училище им. Щукина (курс Л.М. Шихматова), после окончания которого с 1959 года работал в Московском театре имени Ленинского комсомола, в 1967 года актер выступал на сцене театра на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом, и в том же году пришел в Театр сатиры, где работает до настоящего времени.
Всего за время работы в Московском академическом театре Сатиры Державин сыграл более 60 ролей.
Огромную популярность актеру принесла телевизионная передача «Кабачок «13 стульев», в котором ему досталась роль ведущего.
Родилась 9 марта 1940 года в Москве.
Заслуженная артистка РСФСР (28.11.1973).
Народная артистка РСФСР (20.05.1991).
Окончила Московское музыкальное педагогическое училище (дирижерско-хоровое отделение, 1959) и ГИТИС (1964, отделение музыкальной комедии, педагоги — И.М. Туманов, М.П. Максакова).
С 1965 года — актриса Центрального академического театра Советской Армии (ЦАТСА, ныне — ЦАТРА).
Работает на радио и телевидении. Выступает на эстраде. В репертуаре Голубкиной-певицы старинные романсы, песни из кинофильмов.
Была замужем за артистом театра и кино Андреем Мироновым (1941-1987).
Дочь — актриса Мария Голубкина.
Родилась 29 февраля 1940 года в Донецке.
Заслуженная артистка РСФСР (28.11.1973).
Народная артистка РСФСР (13.11.1988).
После института выбрала Театр Советской (ныне Российской) Армии, где работает уже более сорока лет.
Муж — актер Юшко Герман Иванович (1941-2010).
Была замужем за народными артистами РСФСР Алексеем Покровским и Владимиром Сошальским.
Родилась 20 августа 1958 года в Мозыре (Белоруссия).
Восемь лет занималась художественной гимнастикой.
В 15 лет, окончив восемь классов, поступила в Горьковское театральное училище.
Через год, пройдя пробы, сыграла в спортивной драме «Чудо с косичками». После этой роли была приглашена режиссером Александром Миттой в картину «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
В 1977 году окончила театральное училище и стала актрисой Театра имени Ленсовета.
В июле 1980 года вышла замуж за артиста Анатолия Равиковича (1936-2012).
В 1988 году покинула Театр имени Ленсовета и перешла в Театр комедии имени Н.П.Акимова.
Заслуженная артистка России (1994).
Народная артистка России (09.05.2007).
Родился 21 сентября 1916 года в бедной еврейской семье в городе Себеже, Витебская губерния.
Заслуженный артист РСФСР (9.05.1959).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (09.07.1990).
В 15 лет окончил ФЗУ Московскую электрозавода имени Куйбышева и работал слесарем-электриком на строительстве московского метро. При заводе был Театр рабочей молодёжи (ТРАМ), в котором актёр играл свои первые роли.
Окончил театральную студию А. Н. Арбузова.
С 1937 года — актёр Театра кукол при Московском Доме пионеров.
Ушёл добровольцем на фронт. 12 февраля 1943 года начальник инженерной службы 81 гвардейского стрелкового полка 25 гвардейской стрелковой дивизии Воронежского фронта гвардии старший лейтенант Храпинович Залман Афроимович лично принимал участие в разминировании минных полей для обеспечения прорыва танков к г. Харькову и получил тяжелое ранение в ногу. Четыре года он мог передвигаться только на костылях, перенес 11 сложнейших операций, но одна нога все равно навсегда осталась короче другой на целых восемь сантиметров.
В 1945-1982 годах — актер в труппе Центрального Театра кукол под руководством С. В. Образцова;
С 1983 года — актёр театра имени М. Н. Ермоловой.
Мастер эпизодических, преимущественно комедийных ролей. Обладал красивым запоминающимся тембром голоса, много работал на дубляже и озвучании фильмов от автора. Зиновию Ефимовичу было за 50, когда Пётр Тодоровский дал ему главную роль в своей картине «Фокусник».
Первый ведущий «Кинопанорамы». Уже будучи смертельно больным вёл передачу «Чай-клуб».
Ушёл из жизни в Москве 18 ноября 1996 года. Похоронен 21 ноября на Кунцевском кладбище Москвы (участок № 10).
10 декабря 1922, Колпино — 7 октября 1988, Ленинград.
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (12.10.1977).
В 1940 году поступил в Ленинградский театральный институт, когда началась война, его, студента первого курса, призвали в армию. Закончил войну в Кенигсберге.
В 1948 году окончил Ленинградский театральный институт (класс Л.С. Вивьена, педагоги Н. Е. Серебряков и В. В. Меркурьев).
В 1948-1982 годах — актёр Театра имени Комиссаржевской.
Один театральный сезон 1964-1965 гг. работал в Ленинградском театре имени Ленсовета.
Много работал на телевидении.
Его лучшей работой стал образ Кисы Воробьянинова в постановке «12 стульев».
Похоронен актёр на Комаровском кладбище под Ленинградом.
Родился 24 июля 1914 года в Самаре.
Заслуженный артист РСФСР (4.04.1974).
Работал плиссировщиком красильной фабрики в Ленинграде.
В 1935 году уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет Центрального училища театральной самодеятельности. В 1936 году, ввиду реорганизации училища, перешел в актерскую школу при киностудии «Мосфильм». По её окончании в 1940 году был принят в актерский штат киностудии «Мосфильм».
В кино с 1938 года. Работал в Театре-студии киноактёра.
Мастер эпизодических ролей, обладатель высокого, узнаваемого голоса.
Озвучил множество мультфильмов и за мужских, и за женских персонажей, часто дублировал зарубежные картины.
Ушёл из жизни в Москве 28 апреля 1981 года. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище Москвы.
Родился 23 июля 1921 года в Москве.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (6.07.1978).
Народный артист РСФСР (23.10.1989).
В 1939 году поступил в театральное училище имени Б.В. Щукина, но через месяц учёбы был призван в Красную Армию. А спустя два года началась война…
Демобилизовавшись в 1946 году, вернулся в училище.
По окончании в 1950 году Театрального училища имени Б.В. Щукина стал актёром театра на Малой Бронной.
С 1950 года — педагог, а с 1981 года — профессор Театрального училища имени Б.В. Щукина.
Много лет считался лучшим преподавателем кафедры актёрского мастерства, среди его учеников (выпуски 1971, 1976 и 1983 годов — Наталья Гундарева, Константин Райкин, Юрий Богатырёв, Евгения Симонова, Наталья Варлей, Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник, Юрий Васильев, Галина Беляева и многие другие.
Ушёл из жизни 18 марта 1994 года. Похоронен в Москве на Армянском кладбище.
Родился 4 марта 1932 года в Ленинграде.
Заслуженный артист РСФСР (13.05.1987).
Народный артист РФ (19.07.2001).
Окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского (1961).
С 1961 года – актёр Ленинградского АБДТ имени Горького (с 1992 года – имени Г.А. Товстоногова).
Родилась 24 мая (6 июня) 1904 года в Москве.
Заслуженная артистка РСФСР (1954).
Народная артистка РСФСР (8.03.1960)
Народная артистка СССР (1972).
С 1925 года — актриса Театра МГСПС, в спектакле «Шторм» (режиссёр Любимов-Ланской) сыграла сразу две роли — Парашу и беременную женщину.
В 1936-1937 годах — актриса Ярославского драматического театре имени Фёдора Волкова.
В 1937-1938 годах — актриса Колхозного театра в Москве.
В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в театр МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и «осела» там на семь лет.
На сцене Театра Миниатюр выходила в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм, Юрия Хржановского.
В 1947-1977 годах — актриса Театра Сатиры.
Первая роль в Театре сатиры — миссис Джекобс в памфлете Е. Петрова «Остров мира». Потом играла в спектаклях: «Чужой ребёнок», «Пролитая чашка», «Свадьба с приданым», «Хор», «Мои Надежды», «Старая дева», «Ложь для узкого круга», «Мой дом, моя крепость», «Завтрак у предводителя», «Интервенция», «Дом, где разбиваются сердца», «У времени в плену», «Темп 1929», «Малыш и Карлсон», и только две роли классического репертуара: Манефы в «На всякого мудреца довольно простоты» и Кукушкиной в «Доходном месте». В своей «бенефисной» роли тёти Тони в спектакле «Проснись и пой» Татьяна Ивановна пела, танцевала, взлетала по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, а ведь ей уже было под семьдесят. Так же заразительно она играла Марселину в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Среди множества сыгранных в Театре Сатиры ролей — главная роль в спектакле «Мамаша Кураж и её дети». Не было в ней привычного веселья, озорного блеска в глазах — перед нами была состарившаяся, измученная войной женщина, потерявшая своих детей. Пустые глаза, заторможенные движения…
Татьяна Ивановна Пельтцер стала народной артисткой СССР — первой за 48 лет существования Театра сатиры.
В кино дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первая значительная роль в кино — Плаксина в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Простые люди» (1945). Огромную популярность принесла актрисе роль Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым», который был снят на плёнку и широко демонстрировался в кинотеатрах страны. Следом вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», где сыграла мать главного героя.
В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один. Поздним московским вечером 16 июля 1992 года Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни.
Похоронена актриса в Москве на Введенском (Немецком) кладбище рядом с могилой отца (участок № 28).
5 февраля 1946 года (Ленинград) — 8 октября 2010 года (Бока-Ратон, Флорида, США).
Заслуженный артист РСФСР (5.08.1988).
Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (1967, курс Георгия Товстоногова).
С 1967 года — актёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
С 1977 года — актёр киностудии «Ленфильм».
Снялся более чем в 100 фильмах, среди которых такие известные, как «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Собака на сене», «Трое в лодке, не считая собаки», «Фрак для шалопая», «Инспектор ГАИ», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», «Витя Глушаков — друг апачей», «Гений».
Когда схлынул мутный и обильный вал так называемого кооперативного кино, работы для актёров в России несколько лет не было вообще. «На нуле» сидели даже такие востребованные актёры, как Виктор Григорьевич. Именно тогда и подвернулось предложение из-за океана. Дело в том, что жена актёра — балерина Кировского театра Светлана Осиева — когда-то училась и танцевала вместе с Михаилом Барышниковым. Он старых друзей, как выяснилось, не забыл и помог найти место преподавателя в американской балетной школе. В начале 1990-х годов Виктор с женой и сыном Михаилом уехали в США. Как выяснилось, навсегда.
В Америке с работой у Ильичёва не сложилось, главным делом Виктора там стала забота о семье.
Актёр скончался на 65-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни в Южной Флориде, США.
Три безнадежно больных человека
Источник: www.youtube.comКоньяк в грелках, селяне в английском сукне. Как снимали «Трое в лодке, не считая собаки» на реке Неман
Как создавался фильм «Трое в лодке, не считая собаки» и почему эта лента вызвала ярость у поклонников литературного первоисточника — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Компания друзей-англичан, Джи, Харрис и Джордж, решает путешествовать на лодке по Темзе. Они дают клятву: никаких дам, романов, увлечений. Мужская дружба превыше всего. С ними путешествует фокстерьер Монморанси, самоотверженный пес, готовый всегда прийти на помощь. Вскоре после начала плавания на горизонте появляются три леди — Энн, Эмили и Патриция. Они совершают поездку, подобную круизу джентльменов. Первое время мужчины стойко сопротивляются знакомству с ними, острят и не собираются нарушать свои правила. Но постепенно проникаются к дамам симпатией. Вместе с ними попадают в забавные и сложные ситуации. В конце концов их сердца поддаются чувствам.
Знал секрет
Одноименная юмористическая повесть Джерома К. Джерома написана в ХIХ в. Сначала писатель не собирался делать произведение смешным. Хотел описать Темзу и ее ландшафт, примечательные места. Юмор включил для разрядки сухого географического опуса. Однако издатели попросили выкинуть историю, географию реки и сосредоточиться именно на комической части произведения.
Семен Лунгин
В начале 1970-х сценарист Семен Лунгин создал сценарий по повести. Прописал в нем любовную линию, ввел персонажей-дам (у Джерома всё ограничивается мужской компанией). Сценарий более пяти лет пылился в редакторском отделе «Ленфильма», казался безыдейной пустышкой, пока режиссер Наум Бирман не обратил на него внимание. Блокаднику, фронтовику хотелось сделать фильм-праздник, причем не только для зрителей, но и для себя лично. Если проследить его фильмографию, сложно не заметить: режиссер чередовал ленты о войне, такие как «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967), с комедиями наподобие «Волшебной силы» (1969) с участием Аркадия Райкина. Переутомляясь на военных картинах, отдыхал на комедиях. Он понимал, как в фильме создать атмосферу веселья и беззаботности: с помощью музыки! В группе подготовки к съемкам сразу появились его друзья — композитор Александр Колкер и поэт Ким Рыжов, написавшие 11 песен для фильма.
К тому же Бирман знал, как перенести тонкий английский юмор на экран, чего опасаются многие режиссеры. К тонкому английскому юмору в советском кино был один подход: пригласить талантливых ироничных актеров, дать им волю импровизировать. Тогда английский юмор обретает оттенки отечественного, что и нужно зрителю. А то попробуй пойми, о чем шутят британцы!
Весла на воду
Под ироничными актерами, приглашенными без кинопроб, режиссер подразумевал Александра Ширвиндта, Андрея Миронова и Михаила Державина, сыгравших Харриса, Джи и Джорджа. Александр Ширвиндт дал согласие не сразу. Есть произведения, где чрезвычайно сильна авторская интонация. Например, экранизации романов Булгакова, Ильфа и Петрова редко у кого получаются удачно именно из-за мощной авторской ноты. Повесть тоже мощно интонирована Джеромом. В ответ на эти сомнения режиссер сказал: «Всё в руках вашей актерской тройки. Создайте собственную интонацию. А я буду следить за сюжетной канвой».
Андрей Миронов
Кроме роли Джи Миронов предстал перед зрителем еще в нескольких образах: миссис Байкли, дядюшки Поджера, трактирщика, посетителя трактира. В миниатюрах он дурачился, полностью отходил от текста, создал гротескные эпизоды.
Михаил Державин
Дам сердца главных героев — Энн, Эмили, Патрицию — сыграли Лариса Голубкина, Алина Покровская, Ирина Мазуркевич. Голубкину пригласили на роль вслед за Мироновым. Она рекомендовала в подруги Покровскую. Третьим персонажем должна была стать юная девушка. Мазуркевич в 1978 году только начинала работать в Театре имени Ленсовета, где ее разыскал Бирман. Ей тогда было всего 19 лет. За 4 года до этого, после 8-го класса, девушка из родного Мозыря уехала в Горький. Там поступила в театральное училище, где на гастролях ее заметил ленинградский режиссер Игорь Владимиров. Можно отметить, что во всех сценах на воде за веслами Ирина. Как рассказывала актриса, в детстве и подростковом возрасте она с отцом ходила на шлюпке по Припяти, мастерски умела грести и плавать. Покровская и Голубкина были уверены: шлюпка не опрокинется, когда ею управляет Ирина.
В ленте снялся еще один наш знаменитый земляк, Зиновий Гердт, в роли могильщика.
Не забыл Ширвиндт о своей старшей подруге Татьяне Пельтцер. Она появляется в эпизоде в образе миссис Поппитс, квартирной хозяйки.
Роль капитана вечно дымящего катера исполнил актер ленинградского БДТ Георгий Штиль.
Для сугреву
Съемки проходили в 1978 г. в Калининградской области возле города Советска. Темзой в картине стали реки Неман и Шешупе. Поскольку съемочный период затянулся до поздней осени, актерам приходилось изображать летнюю негу на холоде. Режиссер нашел выход. Ассистенты закупили грелки, которые периодически наполняли теплой водой. Их подкладывали актерам под одежду. Правда, вода быстро остывала. Ширвиндт нашел грелкам иное применение. Просил водолазов из группы подстраховки сгонять в магазинчик за коньяком и перелить его в грелки. Таким образом теплозащита работала эффективнее! В сценах, где актеры дремлют или дрейфуют, видно, что они подшофе. Но это состояние всегда в унисон настроению эпизода. Наливая из грелки, Ширвиндт читал приклеенную к ней инструкцию: «Вызывает расслабление гладкой мускулатуры. Действие зависит в первую очередь от залитого наполнителя». И спрашивал у Державина: «Мишка, наш наполнитель соответствует ГОСТу?»
Те же водолазы, прямо как в «Бриллиантовой руке», помогли заядлым рыбакам Ширвиндту и Державину порадовать противника рыбалки Миронова. Приятели вытянули Андрея Александровича в выходной день встретить утреннюю зорьку с удочкой. Почти сразу он поймал несколько крупных сомов. Как рассказывал Ширвиндт, водолазы постарались на славу, но актер так и не пристрастился к рыбалке.
В связи с многочисленными импровизациями, рождением идей на ходу режиссеру требовалось всё больше и больше актеров массовых сцен. Деревенских жителей из окрестностей собирали и переодевали в английскую одежду эпохи классицизма. Явно не английские лица режиссер просил не снимать крупным планом. Но и местных жителей не хватало. В кадре в эпизодических сценах побывала почти вся съемочная группа и приезжавшие навестить киношников жены и дети.
Знакомые с лентой помнят, что пес Монморанси занимал и в произведении Джерома, и в картине важное место. Его сыграли фокстерьеры Грех и Герцог. Первый снимался, когда пса нужно было погладить в кадре. Второй к рукам не шел, однажды едва не откусил нос Мазуркевич, прокусил палец Ширвиндту. Но именно он исполнял все тяжелые уникальные трюки и был очень дисциплинирован, когда получал команду дрессировщика.
Премьера состоялась в ленинградском Доме кино 4 мая 1979 г. Никто и предположить не мог, что легкая комедия потерпит фиаско. Коллеги и зрители, словно все разом превратившись в ханжей, бранили ленту за отсутствие драматургии, притянутый за уши советский юмор. Больше остальных возмущались поклонники творчества Джерома К. Джерома. По их мнению, режиссер слишком круто обошелся с первоисточником. Не спас картину от гнева и звездный состав. Только спустя несколько лет, когда начали присматриваться не к сюжету, а к актерским работам, ленту оценили по достоинству. Сейчас она по праву считается классическим фильмом позднего советского периода.