актриса в осеннем марафоне
«Вы подлец, Данелия!»: почему на «Осенний марафон» обиделись советские женщины
Фильм Георгия Данелии вышел на экраны в 1979 году, но кажется актуальным до сих пор. История о запутавшемся мужчине, который попросту не может выбрать между двумя дорогими ему женщинами и пытается угодить всем, по-прежнему западет в душу одним зрителям и вызывает гнев у других. Мы вспоминаем, как родилась идея картины, что происходило на съемках и почему Данелию за создание «Осеннего марафона» заклеймили мерзавцем.
«Фильм мужских ужасов»
Сценарий к ленте под названием «Горестная жизнь плута» написал драматург Александр Володин, который не постеснялся в основу его положить собственный опыт «двойной жизни». Женатый мужчина не умеет говорить «нет» ни своей супруге, ни молодой любовнице, хочет угодить всем, а потому мучается сам и мучает других. Проникнувшийся этой историей Георгий Данелия посчитал сценарий даже слишком личным – ведь ситуация была знакома и ему, трижды женатому. Режиссеру показалось, что снимать фильм должен кто-то помоложе, поэтому съемки долго откладывались. Володин уже готов был отдать материал для театральной сцены, но Данелия запротестовал и взялся за работу над фильмом сам. И нисколько не пожалел, ведь позднее автор «Я шагаю по Москве» и «Мимино» именно «Осенний марафон» признавал одной из трех своих лучших режиссерских работ.
Правда, Данелия серьезно переработал первоначальный скрипт, изменив и название картины. «Осенний марафон» действительно звучит гораздо глубже и точнее заглавия «Горестная жизнь плута», слишком однозначно характеризующего главного героя. «Осенний» намекает на период жизни уже немолодого интеллигента Бузыкина, «марафон» же воспринимается как бесконечная гонка персонажа за заранее обреченной на неудачу идеей осчастливить всех. Благодаря журналисту Юрию Росту «Осенний марафон» вошел в историю как «фильм мужских ужасов», хотя «ужасы» там, конечно, далеко не только мужские.
Басилашвили получил роль хитростью
На роль неуверенного в себе, нерешительного и податливого педагога Бузыкина поначалу рассматривался Александр Калягин – Володин даже признавался, что писал персонажа именно под этого актера. Но Данелия сомневался и просматривал другие кандидатуры. В один из дней ассистентка режиссера привел на съемочную площадку Олега Басилашвили, хотя Данелия никак не могу представить его в образе мямли Бузыкина. После предыдущих своих ролей у Рязанова Басилашвили казался ему решительным и волевым, что никак не соответствовало характеру героя. Спор разрешила маленькая хитрость: пригласившая актера на съемки ассистентка подсказала ему не выходить из образа Бузыкина даже вне съемочной площадки. И вот однажды, подвозя Басилашвили на машине до дома, Данелия заметил, как тот, слегка сутулясь, в интеллигентной кепке топчется на пешеходном переходе, не решаясь ступить на трассу. «Вот он, настоящий Бузыкин!» – подумал Данелия, и на следующий день Басилашвили уже приступил к съемкам.
Позднее актер только подтвердил правильность выбора. Будучи почти единственным среди работавших над картиной мужчин, кто на собственном примере не знал, как это – жить двойной жизнью, он робел перед камерой, не понимая, что ему делать и как именно играть. За свою проникновенную работу в «Осеннем марафоне» Олег Басилашвили позднее получит приз Венецианского кинофестиваля.
Гундарева переписывала сценарий, Неелова спорила с режиссером, а Волчек удалила родинку
Сложности у Данелии возникли и с женской частью актерского состава. Сыгравшая «старую жену» Бузыкина Наталья Гундарева на самом деле на год младше «молодой любовницы» Нееловой. Однако Гундарева так прониклась собственным персонажем, что пыталась вмешиваться в диалоговые сцены и прямо во время съемок требовала от Данелии изменить ее текст. Тот поначалу не возражал, однако осознав, что у него начинает получаться совсем другой фильм, мягко предложил Гундаревой когда-нибудь самой сесть в кресло режиссера, а пока поиграть в том, что уже написано и придумано до нее.
Марина Неелова пошла еще дальше. Она сама как-то была на месте Аллочки, влюбившейся в женатого мужчину, поэтому считала, что ее героиня вовсе не практичная и алчная женщина, а персонаж чуть ли не глубже и несчастнее самого Бузыкина. Постоянные споры с Данелией по поводу ее образа привели к тому, что актриса и режиссер в один прекрасный день вообще перестали общаться и на съемочной площадке передавали послания друг другу через посредников.
«Мы так с ней ссорились, что на съемках часто общались только через Володина, – вспоминал Данелия. – Забавно это выглядело. Я: «Передайте актрисе Нееловой, что здесь нужно так-то и так-то». А она: «Передайте товарищу режиссеру, что он деспот!» Потом мы помирились и даже подружились с Мариной».
Своя собственная драма разыгралась во время съемок «Марафона» и с исполнительницей роли переводчицы Варвары Галиной Волчек. Она всегда стеснялась своей внешности, поэтому редко соглашалась на работу в кино, но Данелия смог уговорить ее поучаствовать в фильме. Просматривая отснятый материал, актриса очень расстроилась. Она рассказывала: «У меня ведь раньше на носу большая родинка была. До этого в фильмах ее как-то замазывала, крупным планом меня не снимали, а тут. Я заплакала. Побежала в больницу и удалила эту родинку». Волчек была так расстроена своим образом в ленте, что даже не смогла прийти на премьеру фильма.
Немец перепивал русских
Датского профессора сыграл немецкий журналист и бывший прыгун в длину Норберт Кухинке. Он идеально попал в роль, но чтобы снять его в своем фильме, Данелия прошел огонь и воду. Во-первых, от съемок отказывался сам Кухинке – он не был актером, сетовал на занятость, отсутствие харизмы и начальство в ФРГ. Но режиссер взял его измором, согласившись снимать немца только по выходным. Другая проблема – внимание КГБ, чье разрешение было необходимо для работы с иностранцем. Не получив от спецслужбы быстрого ответа, Данелия плюнул на все и стал снимать Кухинке без одобрения – когда фильм был уже готов, возражать ему было поздно.
Сам новоявленный немецкий актер после триумфальных показов «Осеннего марафона» на мировых кинофестивалях проснулся звездой. Кухинке долго вспоминал работу над фильмом и гостеприимство русских, правда, хвастался, что в одном он смог обойти даже их.
«Знаете, я ведь частенько перепивал русских. Раньше в таких количествах водку пил! Но никогда не был в «трезвывателе», как мой герой Билл», – хвастался немец.
Всё началось со сценария Александра Володина «Горестная жизнь плута», который автор принёс Георгию Данелии как руководителю объединения комедийных фильмов. Сценарий побывал в руках трех режиссёров, но дело не сдвинулось с мёртвой точки. Затем состоялся разговор сценариста с Данелией. Володин предложил Георгию Николаевичу самому снять картину.
К этому предложению Данелия отнёсся насторожённо. О Володине ходила молва, что он очень трепетно относится к своему тексту, не позволяет менять ни реплики, ни запятой в ремарке. К счастью, слухи эти были сильно преувеличены. Александр Володин оказался необычайно покладистым, отзывчивым и самоотверженным сотрудником. По словам Данелии, они работали легко, увлечённо, вдохновенно. Под конец драматурга приходилось даже удерживать: он был готов все переписать…
Александр Володин написал сценарий в известном смысле про себя, про свою жизненную ситуацию… В свою очередь, Данелия говорил, что «Осенний марафон» снимал легко, потому что рассказывал хорошо знакомую ему историю: «Так случилось, что она изрядно совпала с тем, что я сам переживал в тот момент. Так что в известном смысле Бузыкин — это я. Оттого фильм, думаю, и получился таким искренним».
При подборе актёров больше всего хлопот было с главным героем Бузыкиным. Дело в том, что Володин написал сценарий на очень известного актёра, но он был нарасхват, да и Данелия хотел видеть другого исполнителя на эту роль. Пробовались Куравлёв, Любшин, Губенко… Первоначально в списке кандидатов на пробы был и Олег Басилашвили, но Данелия сразу же вычеркнул его: «Я его в театре тогда не видел, а в фильмах Рязанова он мне казался таким уверенным, властным — словом, совсем не Бузыкин».
Однако ассистент по актёрам Елена Судакова считала, что на роль Бузыкина надо взять именно Олега Басилашвили. Когда Данелия в очередной раз сказал «Нет!», она тайком от него привела актёра на пробы
«Олег был убеждён, что это я его пригласил, — рассказывает Данелия. — А я, таким образом, был в идиотском положении. Нельзя же, в самом деле, с первой же минуты разговора сказать артисту: „Извините, вы нам не подходите!“ Зачем же тогда, спрашивается, беспокоили человека, косвенно обнадёживали… Мне ничего не остаётся, как задавать какие-то вопросы, вести вроде бы заранее задуманный разговор… А за спиной Басилашвили я показывал ассистентке большой кулак: спасибо, мол, втравила в историю!»
Басилашвили, должно быть, почувствовал, что ему не доверяют, но в этой щекотливой ситуации проявил столько достоинства, столько настоящей, а не показной интеллигентности, что Данелия проникался к нему человеческой симпатией.
Поговорили о том о сём, а потом Георгий Николаевич подбросил Басилашвили на машине до Покровских ворот. Данелия позже вспоминал: «Он вышел, я посмотрел в зеркало заднего вида. Смотрю, совсем другой человек стал. Кепка у него как-то набок съехала, улицу перейти не может: рыпнется вперёд — и тут же назад. Так это же Бузыкин!
Я позвонил Лене: берём Басилашвили без проб. „Я так и знала“, — ответила она. Оказывается, Лена сказала Олегу: как только выйдете из машины, Георгий Николаевич обязательно посмотрит на вас в зеркало заднего вида. В этом момент вы и сыграйте Бузыкина».
А вот Марину Неёлову Данелия давно мечтал снять в своём фильме. Ещё с тех пор, как её муж учился у него на режиссёрских курсах. Но не было подходящей роли. В «Осеннем марафоне» он предложил Неёловой роль машинистки Аллы, любовницы Бузыкина.
В первый же съёмочный день режиссёр и актриса поругались. Данелия подозревал, что к моменту съёмок «Осеннего марафона» у Неёловой в жизни происходило то, что у Аллы происходит на экране. Поэтому актрисе хотелось в первой же сцене сыграть всю разнесчастную судьбу героини.
Некоторое время они общались только через Володина. «Скажи этой артистке, — говорил Данелия, — что буду снимать её только так, как мне надо, а не так, как она хочет». — «Ну ладно, — отвечала через Володина Неёлова. — Коль скоро у нас в съёмочной группе такая диктатура, то я постараюсь выполнить нелепые требования режиссёра». Так проработали месяц, а потом нашли общий язык и здорово подружились.
Совсем иначе вела себя Наталья Гундарева, по фильму Нина Евлампиевна, жена Бузыкина. Когда она появилась на съёмочной площадке, у неё весь сценарий был расписан точными оценками, замечаниями. Данелия деликатно заметил: «Если вы сами захотите снять фильм, я вам эту возможность предоставлю в своём объединении, вы — законченный режиссёр». На этом конфликт был исчерпан.
Наталья Гундарева в успех фильма вложила весь свой талант и душу.
Галина Волчек сыграла в «Осеннем марафоне» нелепую и хваткую Варвару. Данелия познакомился с ней в детстве. Его мама работала на «Мосфильме» вторым режиссёром, а отец Гали был замечательный кинооператор Борис Волчек. Во время учёбы во ВГИКе Данелия вместе с другом Шурхатом Аббасовым снял отрывок из «Золотого телёнка». В нём были заняты молодые артисты Женя Евстигнеев и Галя Волчек. Это были их первые роли в кино.
После выхода фильма на экран к Галине Борисовне подходили зрители и говорили: «В жизни вы такая приятная. Что же этот режиссёр в кино из вас такое страшилище сделал?»
Данелия никогда не начинал фильм, не придумав роль для Евгения Леонова. Предполагалось, что Евгений Павлович предстанет в образе соседа Аллы, которого в итоге сыграл Николай Крючков. Опять-таки восстала Елена Судакова: а чего это вы такую маленькую и невыигрышную роль Евгению Павловичу даёте — он должен сыграть пьяницу Василия Игнатьевича. И Леонов его замечательно сыграл, добавив фильму юмора и глубины.
Норберт Кухинке, исполнитель роли датского профессора, был корреспондентом журнала «Штерн». С режиссёром его познакомил Юрий Кушнерев. Но чтобы снять иностранца в советском фильме, нужно было получить разрешение Госкино. Данелия написал туда, ему ответили, чтобы он обратился в Министерство иностранных дел. Написал. Пришёл ответ: обратитесь в КГБ. Написал в КГБ.
Приходит ответ: обратитесь в Госкино. В общем, круг замкнулся. К счастью, нашёлся один чиновник из кинематографического ведомства, который сказал: «А когда ты негра в „Совсем пропашем“ снимал, то у кого-нибудь спрашивал разрешения? Так что снимай Кухинке на свой страх и риск». Что и было сделано.
Сценарий Володина назывался «Горестная жизнь плута». «Плут», да ещё «горестный», с самого начала путал правила игры. Актёры пытались так именно и играть: я — плут, ты относишься ко мне как к плуту…
Потом уже и режиссёр почувствовал, что «плут» мешает ему и, наверное, будет мешать впечатлению зрителя. Это внутреннее ощущение персонажа: «Я веду горестную жизнь плута», но на самом-то деле все не так, все серьёзнее, многозначнее. Остановились на «марафоне». Только вопрос был в том, какой марафон: «Грустный»? «Печальный»? «Забавный»? «Бесконечный»? «Опасный»? «Злосчастный»? «Необыкновенный»? Или как раз «обыкновенный». До искомого — «осенний» — остался один шаг. Но он будет сделан много позже.
Андрею Павловичу Бузыкину, переводчику и преподавателю, сорок шесть лет — вот откуда «осень». А он все никак не может остановиться, оглядеться, он все мечется, все бежит и бежит — вот откуда бесконечный метафорический «марафон».
Во время работы Данелия в шутку называл Бузыкина «героем нашего времени». Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды. «Осенний марафон» — это современная история о человеке небезгрешном, но добром. Он себе не принадлежит, он никому не может сказать твёрдое «нет», старается войти в положение каждого, в итоге всем делает только хуже, в первую очередь самому себе.
Ближе к финалу картины Андрей Павлович решил перестроиться, стать другим. Он говорит подлецу, что тот подлец, он рвёт с Варварой, готов уйти к Алле… Была ещё одна сценка, которая не вошла в фильм. Бузыкин там отменял свою лекцию в ЖЭКе, причём не просто отменял, а посылал собравшихся к памятнику Добролюбова, чтобы оттуда они отправились строем на открытие несуществующего памятника Тургеневу… Но появляется жена, звонит любовница, и Бузыкин опять возвращается в исходную ситуацию фильма. И значит, снова марафон!
Авторам фильма хотелось с самого первого кадра подсказать зрителю, что это не просто комедия. В титрах помечено: «Печальная комедия». Вначале режиссёр и сценарист склонялись к мысли дать другое определение жанра: «Ироническая трагедия», но это могло бы запутать зрителя. «Новый жанр? А как его смотреть? Обращать внимание на иронию или на трагизм?»
Олег Басилашвили долго не мог взять в толк, почему его герой так мучается. Он любил свою жену, никогда ей не изменял, поэтому ему вся эта ситуация в фильме казалась чересчур утрированной. И только лет через пять актёр многозначительно сказал Данелии: теперь я понимаю, про что мы сняли кино…
Почти все фильмы Данелии подвергались правкам со стороны цензоров Госкино.
Во время работы над «Осенним марафоном» Георгию Николаевичу постоянно снился сон, будто он сдаёт картину, а директор «Мосфильма» спрашивает: «А куда это наш герой бежит? Там же Финский залив. Он что, в Швецию собрался?» И когда Данелия на самом деле сдавал картину, директор «Мосфильма» вдруг произнёс: «Вот там у вас в финале…» Данелия похолодел: «Сейчас будет про Швецию говорить».
Но выяснилось, что он недоволен другим: финал не прояснён, и героя надо наказать. Данелия вспылил: какое ещё нужно наказание герою, когда он и так наказан. В итоге его попросили сделать финальный крупный план героя подлиннее. Данелия ничего не поправил, но соврал, что план удлинил. «Теперь стало лучше», — сказали в Госкино.
Своим фильмом Данелия не угодил… женщинам. Одни обижались на него за то, что герой так и не ушёл от жены. Другие за то, что окончательно к жене так и не вернулся.
На фестивале в Сан-Себастьяне «Осенний марафон» получил главный приз.
Однако в целом фильм не имел такого кассового успеха, как другие картины Данелии. «Двадцатилетним тогда все эти проблемы сорокапятилетнего человека были неинтересны», — объясняет Данелия. Но прошло время. Двадцатилетним стало сорок пять. Фильм посмотрели почти все. И смотрят до сих пор независимо от возраста. Одни из-за культовых фраз героя Евгения Леонова. Другие из-за того, что жизнь всё-таки превратилась в «осенний марафон», когда невозможно сделать выбор и принять окончательное решение.
Много лет спустя Данелия скажет: «Если бы мне предложили сегодня переснять „Осенний марафон“, я ничего не стал бы в нём переделывать. У меня всего три фильма, которые, можно сказать, получились почти на пятёрку: „Я шагаю по Москве“, „Не горюй“ и „Осенний марафон“».
До сих пор обаятельная 72-летняя Аллочка из «Осеннего марафона: как выглядит сегодня Марина Неелова
Актриса сохранила узнаваемые черты
«Осенний марафон» / Мосфильм
8 января 2019 года Народной артистке РСФСР Марине Мстиславовне Нееловой исполнилось 72 года. В последнее время актриса почти постоянно живет за границей, курсируя между Гаагой, где работает ее муж-дипломат, и Лондоном, где живет ее дочь. Как она выглядит сегодня и чем еще занимается?
Выполнить обещание Данелия смог только через 9 лет
Георгий Данелия и Марина Неелова познакомились задолго до «Осеннего марафона». Первый муж актрисы, Анатолий Васильев, учился у Данелии на режиссерских курсах. В дипломном фильме Васильева под названием «Цвет белого снега», Неелова очень удачно сыграла главную роль работницы метрополитена Нади.
Работа начинающей актрисы так понравилась Данелии, что он пообещал Марине обязательно снять ее в одном из своих фильмов. Правда выполнить обещание режиссер смог только спустя 9 лет. Подбирая артистов для комедии «Осенний марафон», Георгий Николаевич без проб утвердил Неелову на роль машинистки Аллочки.
«Скажи этой артистке, что я буду снимать ее только так, как мне надо»
Зная покладистый характер Нееловой, Данелия был уверен, что с ней на съемках не будет никаких проблем. Но на самом деле все получилось с точностью до наоборот. Причиной разногласий стало то, что режиссер и актриса по-разному видели образ Аллы и никак не могли прийти к «общему знаменателю».
«Данелия, видимо, не привык работать с артистами, которые задают много вопросов. А я его просто измучила. К тому же он часто показывал, как надо играть, а я, повторяя за ним, все равно не могла понять, кто же моя героиня» — вспоминала впоследствии Неелова.
Конфликт зашел так далеко, что Неелова и Данелия перестали разговаривать друг с другом и общались только через сценариста Александра Володина. Выглядело это примерно так:
«Скажи этой артистке, что буду снимать ее только так, как мне надо, а не так, как она хочет» — передавал Данелия.
«Ну ладно, коль скоро у нас в съемочной группе такая диктатура, то я постараюсь выполнить его нелепые требования» — отвечала через Володина Марина.
«Если я задам еще хоть один вопрос, он меня убьет»
Хуже всего, что непонимание между актрисой и режиссером сказывались на качестве фильма. Поэтому вся съемочная группа с нетерпением ждала, когда же придет конец их противостоянию.
Развязка наступила, когда была снята уже треть киноленты. Вот, как рассказывает об этом сама Марина Неелова:
«Однажды ко мне подошел Александр Володин и, стесняясь, признался, что Данелия близок, фигурально выражаясь, к убийству. То есть, если я задам еще один вопрос, то он меня попросту убьет. А поскольку Данелия все же был человеком деликатным, то в лицо мне такого сказать не мог и передал через сценариста».
Конечно, Марина не восприняла угрозу всерьез, но все-таки решила отступить. Она сказалась больной и через того же Володина передала, чтобы Данелия искал на роль Аллы другую актрису.
«Кажется, в нем взыграла грузинская кровь: как же так я посмела указывать мужчине, что ему нужно делать! Данелия назвал мое предложение вздором. Я не отступала – сказала, что останусь играть, только если мы выясним все до конца. Он согласился» — вспоминает Марина.
По словам Нееловой, они с режиссером беседовали почти полдня и сумели-таки договориться. После этого никаких споров больше не возникало и фильм был благополучно снят.
«Я пыталась писать маслом, а ему нужна была акварель»
Кстати, после первого просмотра картины, Марина Неелова признала, что прав был Данелия, а не она.
«Я пыталась писать эту картину маслом, а ему была нужна акварель. Это прекрасно, что он не дал мне возможности драматизировать ситуацию. Данелии нужна была тонкость, и он ее добился» — говорит актриса.
«Как вы могли разрушить семью?»
Фильм «Осенний марафон», который вышел на экраны в январе 1980 года, собрал в прокате более 22 млн зрителей. В 1981 году картина была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Роль Аллочки зрители, вернее даже зрительницы, восприняли очень неоднозначно. Причем свое отношение к героине перенесли на актрису и начали забрасывать Неелову письмами.
«По интонации сразу можно было понять, жена пишет или возлюбленная. «Как вы могли разрушить семью, разбить сердце», – писали жены. А возлюбленные писали о том, какой черствой была жена, не понимая, что речь идет о настоящей любви, что муж не должен был оставаться в семье, где не было больше чувств» — вспоминает Неелова.
Неелова — одна из ведущих актрис театра «Современник»
Хотя на момент съемок в «Осеннем марафоне» Марина Неелова уже была известной актрисой, фильм еще выше поднял планку ее популярности. Всего на счету Нееловой более 50 ролей в кино: Анна в «Карусели», Саша в «Фантазиях Фарятьева», Татьяна в «Транзите», Наталья в «Ты у меня одна»…
Кроме того, вот уже более 45 лет Марина Неелова — одна из ведущих актрис московского театра «Современник», на сцене которого она за эти годы воплотила целую плеяду героинь.
Женское счастье пришло к Нееловой, когда ей было уже за 40
Что касается личной жизни Марины Нееловой, то актриса не любит говорить на эту тему. Известно лишь, что, расставшись с Васильевым после 8 лет брака, она долгое время была одна. В середине 80-х у Нееловой был роман с известным шахматистом Гарри Каспаровым. Но даже несмотря на рождение дочки Ники (которую Каспаров, кстати, так и не признал своей), до свадьбы дело не дошло, и Марина воспитывала девочку сама.
Настоящее женское счастье к Нееловой пришло, когда ей было уже за 40. В 1989 году она познакомилась с российским дипломатом Кириллом Геворгяном. Мужчина стал не только любящим мужем для самой актрисы, но и замечательным отцом для ее дочки. Их семейное счастье длится уже 30 лет.
Став женой дипломата, Марина жила сначала в Париже, а потом в Амстердаме. Несколько лет назад, когда Геворгяна назначили судьей Международного суда ООН, семья переехала в Гаагу.
Последнее время Неелова живет на несколько стран
Ника Неелова стала художницей. В 2008 году она закончила Королевскую академию искусств в Гааге. А второе образование, художественное, получала уже в Лондоне, в школе дизайна. В 2010 году девушка заняла 1 место на конкурсе «Новые сенсации», который ежегодно проводит лондонская галерея «Saatchi».
Последнее десятилетие Марина Мстиславовна живет на несколько стран, переезжая из Гааги в Лондон, а из Лондона в Москву. Она по-прежнему играет в «Современнике», репертуар которого подстраивают специально под ее приезды.
А вот с кино Неелова теперь практически не дружит. Правда два года назад она все же согласилась сыграть главную роль в фильме режиссера Владимира Котта «Карп отмороженный». По словам Марины Мстиславовны, ей просто захотелось снова попробовать себя в комедийной роли.
«Что меня греет сегодня? Плед, шерстяные носки и диван…»
Марину Неелову трудно назвать публичным человеком. Она практически не дает интервью и очень редко появляется на светских мероприятиях. Даже в свой 70-летний юбилей артистка попросила не устраивать никаких пышных торжеств.
«Мне никогда не бывает весело в праздники, я не могу «заказать» для себя на определенный день прекрасное настроение. Кроме того, меня всегда пугают большие компании и много народа. Единственное, когда я могу это выдержать — аншлаг в театре…» — признается актриса.
О том, чем живет сегодня народная артистка РСФСР Марина Мстиславовна Неелова, можно судить по ее же собственным словам:
«Что меня греет сегодня? Плед, шерстяные носки и красивый диван, на котором я лежу с интересной книгой в руках…»