актрисы сидевшие в сталинских лагерях
Они блистали не только на экране. 3 советские актрисы, которые сидели в тюрьме
Говорят, что от тюрьмы и от сумы не зарекаются. А если вам выпало жить в СССР при Сталине, вероятность отправиться на лесоповал, а может, и вовсе быть расстрелянным, возрастала в разы. И от этого не был застрахован никто – ни простой колхозник, ни телезвезда. Здесь я предлагаю вспомнить как минимум трех актрис (на самом деле их было намного больше), которые побывали за решеткой.
Зоя Федорова, Татьяна Окуневская и Валентина Малявина некогда блистали на экранах кинотеатров своей красотой и талантом. Но две эти актрисы также стали узницами сталинских тюрем. И это нужно помнить тем, кто тоскует по «сильной руке». В тоталитарной империи не защищен никто. Скажете мне, что эти женщины чем-то провинились перед советским строем? Что их посадили справедливо? Давайте вкратце познакомимся с их биографиями, и тогда ответим на этот вопрос.
Зоя Федорова
Будущая актриса родилась в дореволюционной России. После Октябрьской революции ее отец, убежденный большевик, переехал с семьей в Москву. Зоя с детства мечтала о театральной карьере, но под давлением родителей начала работать в области страхования. В 20-х годах девушка влюбилась в Кирилла Прове, но их бурный роман был прерван арестом юноши. Обвинение в контрреволюционном шпионаже коснулось и Зои, но позже она была выпущена за недостаточностью улик.
Но на протяжении нескольких лет девушке не удавалось устроиться на работу. Наконец, в 1933 году она пробила себе путь в зарождающийся советский кинематограф и дебютировала в картине «Гармонь». Талант актрисы был замечен, ее стали приглашать на съемки именитые режиссеры. Но наступили годы тотальных репрессий, и отец Федоровой, несмотря на личное знакомство с Лениным, был арестован. Тогда актриса записалась на прием к Берии.
Татьяна Окуневская
Эту бесстрашную женщину сталинские репрессии коснулись еще больше. Ее отца расстреляли. Театральную карьеру Окуневская начала делать еще в начале 30-х, а в 1934 году дебютировала в фильме «Пышка» режиссера М. Ромма. Эта работа открыла ей дорогу в советское кино. Но в 1948 году Окуневскую арестовали по весьма распространенной тогда статье 58.10 (Антисоветская пропаганда и агитация).
Валентина Малявина
А вот в данном случае осуждение на тюремный срок было осуществлено не по политической статье, а по бытовой. Ранние годы Малявиной были безоблачны. Она дебютировала в мелодраме «Первое свидание». Но всесоюзную славу актрисе принесла роль медсестры Марии в «Ивановом детстве». Малявина стала очень востребована на съемочных площадках, ее засыпали приглашениями. Влюбчивая актриса была замужем за Александром Кайдановским, также популярным артистом. Но их брак оказался недолговечным
Позже Малявина сошлась с начинающим актером Станиславом Жданько. Этот роман оказался роковым для женщины. Жданько очень рассчитывал на одну роль, но ее предложили другому. Из-за этого он впал в депрессию и топил ее в алкоголе. К сожалению, избранница его в этом поддерживала. В 1978 году после очередной посиделки со спиртным Жданько обнаружили с ножом в сердце. Вначале следствие пришло к выводу о том, что это было самоубийство. Но после ходатайства матери Жданько дело пересмотрели, и Малявиной предъявили обвинения в убийстве. Ее осудили на 9 лет, которые она и отсидела.
Другие артисты-зэки
Случай Малявиной, отсидевший в тюрьме за «бытовуху», конечно, не единичный. Но намного больше тех, кто попал на зону за то, что… использовал газеты с портретом Сталина как писчую бумагу (Спартак Мишулин) или за украинский национализм (Сергей Параджанов). Ностальгирующие по СССР уверяют, что тогда перед законом все были равны? Пусть тогда вспомнят воровку бриллиантов и спекулянтку Галину Брежневу, дочь Генсека.
Несломленные: женщины, прошедшие сталинские лагеря
Многим из нас нравятся истории золушек: мол, прежде чем стать известной певицей/актрисой/моделью она продавала гамбургеры в придорожной забегаловке, перешивала обноски старшей сестры, мыла полы в школе, а потом – взмах волшебной палочки — и наша героиня оказывается в блеске софитов, счастливая, богатая, любимая, доказавшая всему миру, что она уже вовсе не та дурнушка в залатанном переднике… Согласитесь, что такой вариант судьбы всегда вдохновляет, а подобных женщин называют великими, культовыми, self-made…etc. Но жизнь – всё-таки не голливудский сценарий, поэтому в ней не может быть ни предсказуемого развития событий, ни закономерного хэппи-энда. История наших героинь — яркий тому пример.
Сначала у них было всё: молодость, личное счастье, перспективы, образование, карьера, любимые друзья, но жизнь вкупе с неумолимо жестоким ходом истории стёрли их, подобно торнадо. Эти женщины прошли сталинские лагеря. Но вопреки травле и побоям, нечеловеческим условиям труда и убогому быту, предательству друзей и мучительно долгой разлуке с близкими они сумели добиться справедливости, восстановить своё поруганное имя и рассказать всему миру правду. Эти истории так схожи и вместе с тем различны, потому что у каждой героини свой характер, свой способ выживания и своя особая пост-лагерная судьба. Редакция Woman on top отобрала наиболее сложные, яркие и трагические фигуры: Евгения Гинзбург, Ефросинья Керсновская, Ариадна Эфрон и Тамара Петкевич.
Евгения Гинзбург – мемуарист, журналист, историк, автор культового романа «Крутой маршрут» и мать знаменитого писателя-шестидесятника Василия Аксёнова. Когда-то она была женой партийного деятеля и убеждённой коммунисткой, но, как и многие из тех, кто свято верил в светлое советское будущее, стала жертвой системы, которой сам же служила. 1937 год косил всех без разбора: ведь для того чтобы стать «врагом народа» и оказаться по ту сторону колючей проволоки, достаточно было не понравиться соседу или коллеге по работе. Так же произошло и с Гинзбург: вместе с мужем она была арестована на 10 лет по 58 статье. Чуть позже в тюрьме оказались и родители Евгении Семёновны, а её младший сын Василий был отправлен в детский дом.
Так безоблачная и успешная жизнь советских граждан стремительно пошла под откос. Очевидцы, правда, утверждают, что Евгения Семёновна в своих мемуарах исказила действительность и преувеличила долю своих страданий; иные и вовсе называют её лагерную судьбу «счастливой». Впрочем, с общечеловеческой точки зрения, довольно проблематично назвать «счастливыми» 18 лет изгнанничества, скитания по тюрьмам, существования на крайнем Севере, разлуку с детьми, гибель старшего сына в блокадном Ленинграде… Тем не менее именно в лагере Евгения Семёновна встретила своего третьего мужа – Антона Вальтера, врача, немца по происхождению и католика, с которым они удочерили круглую сироту Тоню. «Она испытала, много несчастий, но не знала ни тоски женского одиночества, ни боли безответной или обманутой любви», — так вспоминали о Гинзбург её знакомые. В конце концов, Евгения Семёновна всё-таки добилась своей реабилитации, была восстановлена в партии и даже выехала в 1976 году во Францию и Германию, где гостила у писателя Генриха Бёлля.
…Она скончалась в 1977 году, но память о ней и её «Крутом маршруте» до сих пор жива. В перестройку Галина Волчек поставила на сцене «Современника» одноименный спектакль по мемуарам Евгении Семёновны. Он идёт вот уже 24 года, и интерес публики к нему ничуть не ослабевает. Главную роль играет Марина Неёлова.
«Нам дорог каждый кусок нашей жизни, даже самый горький», — писала Гинзбург. Может, именно в этом и кроется ответ на вопрос «как можно перетерпеть и преодолеть всё то, что выпало на её долю»? И не о том ли писал Бродский: «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность»?
Ефросинья Керсновская – блестяще образованная дворянка, знавшая 8 европейских языков, одесситка, бессарабская помещица, узница ГУЛАГа, автор уникальной иллюстрированной книги «Сколько стоит человек». Об её извилистой судьбе можно снять лихо закрученный остросюжетный сериал, но такую историю вряд ли передаст даже самый талантливый сценарист и литератор с буйной фантазией.
Ефросинья Антоновна родилась в семье криминолога и лицейской преподавательницы, её старший брат уехал учиться в
Париж, как потом оказалось – навсегда. Впоследствии он стал известным в Русском Зарубежье историком. А вот наша героиня вместе с родителями осталась в России и на себе познала все «прелести» новой власти. Во время Гражданской войны отца Керсновской арестовали и только чудом не расстреляли; семья вынуждена была бежать из Одессы в Бессарабию, деревню Цепилово (их тогдашнее родовое имение).
Ефросинья, несмотря на своё происхождение и воспитание, вовсе не была этакой рафинированной томной барышней-белоручкой: ампула чеховской Раневской ей претило. О крутом нраве нашей героини ходили легенды. Она собственноручно занималась хозяйством, выращивала виноград и зерно, поднимая с нуля родовое имение. «Папа, как английский король, «царствовал, но не управлял», — писала Керсновская. Поэтому именно она была вынуждена расплачиваться с кредиторами после смерти отца. Впрочем, Ефросинье Антоновне всё было по силам. До того момента, как их с матерью не выставили на улицу, отобрав имение.
«Какая крупная, душистая малина! И вообще, как хороша жизнь, как ярко солнце на чистом, голубом небе! Наверное, мама уже раскатывает тесто. Кто взял у меня из рук решето с малиной? Не помню… Вот мама стоит в халате, перепачканном мукой; в руках, вымазанных тестом, черная сумочка. Зачем? Что это за люди? Чужие, незнакомые… Все молчат. Или я просто не слышу? Такое чувство, будто меня стукнули по голове. Не больно… Но я ничего не понимаю. И небо уже не голубое»,— на той идиллической картинке и уютной мысли о домашних варениках для Ефросиньи Антоновны оборвалась связь с прошлой жизнью.
Однако и тогда Керсновская отчаянно пыталась трудиться, не чураясь даже самой тяжёлой физической работы. Выкорчёвка деревьев, распилка дров… Впрочем, со временем ей перестали давать даже такую работу: «зажиточную помещицу» (которая на самом деле вовсе не была таковой) необходимо было стереть с лица земли. Тогда предприимчивая Ефросинья решила спасти мать, отправив её вслед за родственниками в Румынию (кто знал, что вновь увидятся они только спустя 20 лет), а сама сдалась властям, не дожидаясь ареста. Из родных южных широт Керсновскую отправили в Сибирь. Работа на лесозаготовках, в шахте, лазарете и морге, болезни, нечеловеческие условия труда и деградация заключённых…
«Женщин, желающих заработать добавок к лагерному пайку – что-нибудь вроде белой булки или горсти конфет, сахара или кусочка масла, – всегда было достаточно. Груды замерзших экскрементов вокруг «очков» и желтоватая наледь на всем полу не мешали кавалеру сначала угостить каким-либо лакомством свою избранницу, а затем… Нет! Это нужно увидеть, чтобы понять, до чего могут дойти люди. Невольно задаешь себе вопрос: «Да люди ли это?»
А ещё был приговор к высшей мере за побег (Керсновская прошла по тайге 1500 км!) Но Ефросинье Антоновне повезло: расстрел заменили 10-летним сроком.
Уже после своего освобождения, в 60-е, Керсновская нашла свою мать и переехала в Ессентуки, в крошечный дом с прекрасным садом. Там они воссоединились, но, увы, только на 4 года.
После смерти матери Ефросинья Антоновна осталась там же. Она прожила долгую жизнь: родилась ещё в царской России, отбывала срок и освободилась в СССР, застала перестройку и умерла уже в другой, новой стране, в 1994 году.
Ариадна Эфрон – этой большеглазой красивой женщине с редким древнегреческим именем выпала на редкость трудная судьба, превзошедшая любую античную трагедию. Она родилась в семье поэта Марины Цветаевой и публициста Сергея Эфрона: развитая не по годам, эта девочка потрясала всех увидевших её взрослых. В 4 года она уже писала стихи, с 6 – начала вести дневник. Она свободно читала по-английски и по-французски. Аля (так называли её близкие) жила 3 года в Чехословакии, а потом 12 лет во Франции, где окончила училище прикладного искусства и высшую школу Лувра. Её преподавателями были маститые художники, ей пророчили блистательное будущее, но Ариадна решила уехать в СССР.«Дура, куда ты едешь, тебя сгноят в Сибири!» — пророчески воскликнул Бунин, узнав, что Ариадна возвращается на родину.
Этот переезд действительно оказался фатальным для всей семьи Цветаевых-Эфрон. Хотя Аля об этом не подозревала и радостно восприняла новую Москву («великую Москву великой страны»), которую видела последний раз ребёнком. Она устроилась на работу в редакцию журнала «Revue de Moscou» и впервые в жизни влюбилась – в журналиста Самуила Гуревича. Им выпал один счастливый год – 1937, как это ни парадоксально. Ариадна искренне любила своего «Мулю», не замечая ничего вокруг (в том числе того, что Гуревич был женат). А вот насчёт истинности чувств Самуила некоторые биографы и очевидцы событий не имеют однозначного мнения: говорят, что именно он был приставлен к Але для слежки.
Ариадна Сергеевна скончалась от обширного инфаркта 26 июля 1975 года. У неё с молодости было слабое сердце, на котором сказалась и её извечная тяга к курению. «Курю, конечно, много, — что поделаешь — наследственность!» — писала Аля своей тёте Анастасии Цветаевой.
Она прожила сложную жизнь, но в итоге добилась восстановления своего и отцовского имени, и того, что читатели получили доступ к творчеству Цветаевой. Ариадна билась с редакторами за каждую букву: и только благодаря её упорству и безграничной вере в талант своей матери мы имеем наиболее полное собрание сочинений поэта.
Тамара Петкевич – петербурженка, интеллектуалка, заставшая отголоски блистательного серебряного века. У неё были молодость, красота, гибкий ум, преданные друзья, 6-комнатная квартира на Петроградской стороне, отец – партийный деятель, блестящие перспективы и любимый город. Но потихоньку суровая эпоха начала разламывать всё то, что было дано нашей героине: начиная от жилплощади и заканчивая счастьем замужества и материнства. «Забудьте, что вы человек! Забудьте, что вы женщина!» — кричали ей, стремясь задавить волю. «Я – никто. Никакой профессии уже не будет» — в минуты отчаянья думала наша героиня. Но, к счастью, судьба распорядилась по-другому.
Тамару Владиславовну арестовали в 1943 году. 23-летнюю девушку, потерявшую в блокадном Ленинграде мать и младшую сестру Ренату, обвинили в том, что она «ожидала прихода Гитлера». Удары судьбы так и сыпались на некогда всеобщую любимицу. Её отец сгинул в сталинских лагерях, свекровь и муж малодушно отказались от неё, со временем выяснилось, что на нашу героиню писали доносы близкие петербургские друзья. Единственной отрадой среди тотального предательства для Тамары Владиславовны стало рождение сына, но и с ним она была разлучена обманным путём. Попытка личного счастья тоже обернулась трагедией: от тяжёлой болезни скончался её возлюбленный Николай. И тем не менее именно в лагерях Тамара Петкевич нашла своё актёрское призвание и обрела друзей, нерушимая связь с которыми сохранилась на долгие годы.
«Сам ты ещё не очень разобрался, кто и что ты есть, а у человечества припасены души, именно на первых порах готовые помочь со всей безоглядностью. Тем они и предсказывают, каким тебе положено стать, дабы соответствовать Божьему промыслу».
Тамара Петкевич вернулась в родной Петербург в 1959 году и по сей день живёт в любимом городе. Член Союза писателей, лауреат многочисленных премий – она давно известна по всему миру.
Эти сложные истории вызывают целый спектр различных эмоций, однако ясно одно: перед нами сильные и незаурядные личности, которые вопреки всему сумели добиться справедливости и занять своё особое место в культуре.
7 советских актрис, прошедших путь от «кинокамер до камер тюремных»
Большинство из них были подвергнуты репрессиям в послевоенные годы. Большинство — необоснованно и во внесудебном порядке (заочно).
1. Народная артистка РСФСР Евдокия (Эда) Юрьевна Урусова (1908-1996) — актриса театра имени Ермоловой, в который пришла еще в 20-е годы.
Е.Ю. Урусова
Евдокия Юрьевна снималась и в кино. Это она сыграла в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» тёщу Кисы Воробьянинова, а у Карена Шахназарова – Агнессу Ивановну в фильме «Курьер».
В 1938 году Урусова была представлена к званию заслуженной артистки РСФСР. Но вскоре – арестована, вслед за мужем, Михаилом Унковским. Обвинялась в совершении контрреволюционного преступления (ст. 58 УК РСФСР). Во внесудебном порядке была приговорена к 10 годам лагерей. Освобождена досрочно. Вновь арестована 15 мая 1949 года, прямо на сцене Угличского театра, где актриса в то время работала. Особым совещанием при МГБ СССР отправлена в ссылку.
Реабилитирована в 1955 году.
2. Заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист (1913-1993).
М.Р. Капнист
Мария Капнист была арестована 27 августа 1941 года и в июле следующего года осуждена во внесудебном порядке за «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны». Получила 8 лет лагерей. Наказание отбывала в Карлаге и Степлаге.
В 1951 году ее арестовали повторно. Тройкой НКВД по Красноярскому краю Капнист была приговорена по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация) к 10 годам лагерей.
В 1956 году М.Р. Капнист вышла на свободу, реабилитирована в 1958 году. Работала в Киеве дворником. Потом начала сниматься в кино, была востребована в ролях загадочных старух, престарелых графинь и ведьм. Снялась в 74 фильмах.
3. Народная артистка России Валентина Георгиевна Токарская (1906-1996).
В.Г. Токарская
Валентина Токарская в довоенные годы была одной из самых популярных актрис, звездой Московского мюзик-холла и Театра Сатиры. В 1941 году в составе фронтовой агитбригады она попала в окружение, после чего занималась театральной деятельностью на оккупированной территории, «отступала» вместе с отступлением немецкой армии. В ноябре 1945 года, по возвращении домой, была приговорена Особым совещанием при МГБ СССР за «пособничество фашистам» на 4 года лагерей (статья 58.3 УК РСФСР — сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями). В воркутинском лагере Токарская сыграла, по ее словам, «лучшие свои роли», поставила две оперетты.
После освобождения в 1949 году из заключения снялась в кинофильмах «Дело № 306», «Испытательный срок», «Короткие истории», и др.
4. Евгения Александровна Гаркуша-Ширшова (1915-1948) – актриса Московского театра им. Моссовета.
Е.А. Гаркуша
5. Заслуженная артистка РСФСР Зоя Алексеевна Федорова (1907-1981)
З.А. Федорова
Известная советская киноактриса, лауреат двух Сталинских премий. Зоя Федорова была арестована в декабре 1946 года, обвинена в шпионаже и приговорена к 25 годам лагерей. Поводом для ее ареста послужил роман с сотрудником военной миссии в посольстве США Джексоном Тэйтом, от которого она родила дочь Викторию.
Освобождена из заключения в 1955 году.
Снималась в фильмах «Подруги», «Музыкальная история», «Фронтовые подруги», «Свадьба», «Пропало лето», «Свадьба в Малиновке», «Москва слезам не верит», и др.
Зоя Фёдорова была убита в своей квартире в 1981 году. Убийство осталось не раскрытым.
6. Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Кирилловна Окуневская (1914-2002)
Т.К. Окуневская
Татьяна Окуневская приобрела популярность как киноактриса, снялась в фильмах «Пышка» и «Горячие денечки» (1934-1935 годы). В 1943-1948 годах работала в театре им. Ленинского комсомола.
Окуневская была арестована сотрудниками МГБ СССР в 1948 году. Осуждена Особым совещанием по обвинению в антисоветской агитации (ст. 58-10 УК РСФСР) на 10 лет лагерей. Ее дочь утверждала, что поводом для ареста, как и в случае с Зоей Федоровой, послужила связь матери с иностранцем, но она всегда скрывала его имя.
После освобождения из заключения Татьяна Окуневская возвратилась в театр Ленкома, в котором работала до 1959 года. Потом перешла в Госконцерт и периодически снималась в кино. Наиболее известные фильмы — «Звезда пленительного счастья» (графиня Лаваль), «Возвращение резидента» (Линда Стачевская, агент НТС), « Граница. Таёжный роман» (Татьяна Львовна, бабушка Альбины).
7. Заслуженная артистка России Валентина Александровна Малявина, 1941 года рождения.
В.А. Малявина
«Остаются актерами, пока живы»: как пели и ставили спектакли в ГУЛАГе
Как жить и оставаться человеком, если ты оказался за решеткой? Тяжкий труд, голод, лишения – через все эти испытания пришлось пройти жертвам сталинским репрессий. Нужно было обладать невероятной стойкостью, чтобы просто выжить в холодных застенках лагерей, не говоря уже о том, чтобы сохранить там человеческое лицо.
Жернова ГУЛАГа ломали даже самых крепких, но героине сериала «Жить сначала», подающей надежды певице Вере Михайловой, удалось не только перенести все тяготы лагерной жизни, но и продолжить заниматься любимым делом. Приезд в Москву обернулся для девушки катастрофой: она собиралась покорить сцены столичных театров, а вместо этого оказалась за решеткой: по ложному обвинению Веру на пять лет отправляют в лагерь. И там, где тысячи невинно осужденных ломались, озлоблялись на весь мир или вовсе кончали жизнь самоубийством, эта хрупкая девушка не только не сдалась и сохранила в себе доброту и милосердие, но даже продолжила петь и нашла новую любовь.
История Веры Михайловой – вымышленная, однако и в реальной жизни в сталинских лагерях часто оказывались не только начинающие, но и довольно известные певицы и актрисы. В этой статье мы расскажем о самых красивых и талантливых актрисах 1940-х, прошедших через лагеря, и о том, как создавались первые театры ГУЛАГа.
Лидия Русланова
Ее настоящее имя – Прасковья Лейкина, но вся страна знала ее как Лидию Русланову. Она была поистине всенародной любимицей: ее глубокий, необыкновенно мощный голос с широким диапазоном узнавали моментально. Она прошла нелегкий путь от девочки-сироты, певшей в храме, до одной из самых знаменитых певиц Советского Союза. Пик ее популярности пришелся на 30-е и 40-е годы.
Русланова очень много гастролировала по разным городам, в том числе во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Визитными карточками ее творчества стали песни «Валенки», «Окрасился месяц багрянцем», «Светит месяц», «Степь да степь кругом». Впрочем, певица не ограничивалась только русскими народными песнями, охотно исполняя песни советских композиторов: «По долинам и по взгорьям», «Партизан Железняк», «Враги сожгли родную хату». Одной из первых она исполнила и знаменитую «Катюшу». Однако ни всенародная любовь, ни слава не уберегли Русланову от тюрьмы. Ее четвертым и последним мужем был генерал-майор Владимир Крюков, друг и соратник маршала Георгия Жукова. Именно это и послужило поводом для его ареста: в 1948 году в рамках «трофейного дела» одновременно были арестованы несколько генералов из ближайшего окружения Жукова – из них хотели выбить показания против него. В числе репрессированных оказался и Крюков. 18 сентября 1948 года генерал поехал в аэропорт Внуково, чтобы встретить жену с гастролей – там его и задержали.
Почти в это же время была арестована и Лидия Русланова, которая находилась с концертами в Казани. Певице предъявили обвинение по статье 58 УК РСФСР (Антисоветская пропаганда). Русланову также обвинили в «грабеже и присвоении трофейного имущества в больших масштабах». В ее доме хранилось большое количество старинных картин, антиквариата и драгоценностей. Русланову и Крюкова обвинили в том, что они якобы присвоили все это имущество в конце войны, опустошая жилища отступавших немцев.
Русланову приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества. Она отбывала наказание в селе Изыкан Иркутской области. Там заключенные строили первую ветку БАМа Тайшет – Братск. Русланова же была задействована на другой работе: она строила Дом культуры в Изыкане, на открытии которого впоследствии дала концерт.
Из Иркутской области певицу перевели в Тайшет, в филиал ГУЛАГа – Озерлаг. Там в те годы отбывали наказание многие столичные артисты. «Как на всесоюзный конкурс набрали», – грустно шутили в лагере. В Озерлаге Русланова тоже давала концерты. Во время ее выступлений большая столовая была забита людьми, в первых рядах сидели высшие чины колонии. Несмотря на то, что во время концертов публике запрещалось аплодировать, как правило, зрители не выдерживали и одаривали артистку бурными овациями.
Даже находясь в лагере, Русланова продолжала держаться с достоинством, вела себя раскованно и проявляла строптивый характер. Из-за этого ее часто переводили из одной колонии в другую. В марте 1950 года после очередного доноса, в котором певицу в очередной раз назвали антисоветчицей, артистку отправили в закрытую тюрьму города Владимира – знаменитый Владимирский централ, где она отбывала тюремное заключение до 1953 года.
В апреле 1953 года, после смерти Сталина муж Руслановой Владимир Крюков написал из лагеря, где отбывал наказание, заявление в ЦК КПСС с просьбой назначить комиссию по пересмотру их дела. В августе того же года обоих супругов освободили и полностью реабилитировали.
Русланова очень тяжело переживала перенесенное унижение, но нашла в себе силы вернуться на сцену. Свой первый концерт она дала уже через полтора месяца после возвращения из тюрьмы и убедилась. Публика не забыла любимую певицу: зал Чайковского, где она выступала, не мог вместить всех желающих услышать ее уникальный голос.
А вот Владимир Крюков так и не смог оправиться после лагаерей: он перенес два инфаркта и скончался в 1959 году. Лидия Русланова пережила супруга на 14 лет и практически до конца жизни, будучи уже пожилой, гастролировала по городам Советского Союза.
Зоя Федорова
История этой замечательной советской актрисы напоминает сюжет сериала «Жить сначала»: Зоя Федорова оказалась за решеткой из-за любви.
Дочь простого рабочего и домохозяйки, еще в юности она чудом избежала тюрьмы. В первый раз – когда ее обвинили в пособничестве иностранному шпиону, но тогда дело было закрыто. Второй раз, уже будучи успешной актрисой (на всю страну ее прославила роль в фильме в фильме «Подруги») Федорова рисковала попасть за решетку как дочь врага народа. Ее отца арестовали в 1938 году по статье 58 УК и приговорили к 10 годам лишения свободы. Благодаря ходатайству дочери в 1941 году его освободили, а месяц спустя он скончался.
Однако оба эти случая почти никак не отразились на карьере Федоровой: она много снималась и была необычайно популярна. За десять лет своей кинокарьеры она снялась в 22 картинах, где ей, как правило, доставались главные роли. ролях. Актриса даже удостоилась Сталинской премии за съемки в фильмах «Музыкальная история» и «Фронтовые подруги».
Роковое событие, перевернувшее жизнь Зои, состоялось в 1945 году: в январе она познакомилась с заместителем главы морской секции американской военной миссии Джексоном Тэйтом. Между ними завязался страстный роман. Надо отметить, что Федоровой не везло в любви: ее первый брак с кинооператором Владимиром Рапопортом распался, а второй возлюбленный, летчик Иван Клещев, погиб на фронте в 1942 году.
Однако и любовь к Тейту не принесла актрисе счастья, ведь американцы из союзников СССР очень быстро превратились во врагов. Федорова забеременела от Тейта и родила дочь Викторию. Однако отец девочки узнал об этом лишь через много лет – вскоре после встречи с Зоей Тейта выслали из Москвы.
Саму же Федорову ждала гораздо более страшная участь: 27 декабря 1946 года она была арестована в своей квартире на улице Горького. После полугода допросов и пыток на Лубянке ее обвинили в шпионаже в пользу иностранных государств и приговорили к 25 годам тюремного заключения. Все имущество актрисы было конфисковано, а сестры Александра и Мария вместе с детьми сосланы. О судьбе своей маленькой дочери актриса ничего не знала. Однажды Федорова попыталась покончить с собой в камере, но ее успели спасти.
Сначала она отбывала заключение в одной из колоний Челябинска, затем была переведена в закрытую тюрьму во Владимире. Здесь произошла еще одна судьбоносная встреча: некоторое время сокамерницей Федоровой была Лидия Русланова. Они стали близкими подругами, и впоследствии, когда в 1955 году Федорова вышла на свободу и оказалась одна, без средств к существованию, именно Русланова была тем, кто помог ей вновь встать на ноги.
В Москве Федорова воссоединилась с дочерью, которая все это время жила в семье ее сестры Александры, считая ее родной матерью. Они встретились на вокзале, куда девочка приехала вместе с Александрой из Казахстана. Также Федорова пыталась отыскать бывшего возлюбленного Джексона Тейта, но на его поиски ушло больше десятка лет. Только в 1973 году он прислал Зое письмо, в котором просил прощения за то, что стал причиной несчастий ее семьи и приглашал их с дочерью в США. Через два года Виктория отправилась в Америку и осталась жить там с отцом. Федорова несколько раз навещала их и после смерти Тейта стала собирать документы для переезда в США, однако этому помешала трагедия.
11 декабря 1981 года актриса была найдена мертвой в своей квартире на Кутузовском проспекте. Она была убита выстрелом в голову. Следствие отрабатывало несколько версий – от связи актрисы с «бриллиантовой мафией» до причастности КГБ. Это преступление так и не было раскрыто.
Татьяна Окуневская
Татьяна Окуневская – еще одна яркая актриса, карьера которой начиналась, как в сказке. Когда ей было 17 лет, к белокурой голубоглазой красавице на улице обратился ассистент режиссера «Мосфильма» и с ходу пригласил сниматься в кино. Девушка согласилась, и после нескольких проб и эпизодических ролей кинорежиссер Михаил Ромм пригласил Татьяну сниматься в картине «Пышка» по одноименной повести Ги де Мопассана. Позже благодаря ходатайству того же Ромма она стала актрисой Московского Реалистического театра.
С 1936 по 1947 год Окуневская снялась в десяти фильмах, выступала с концертами на фронте и в лучших концертных залах Москвы. В 1947 году ей было присвоено звание «Заслуженной артистки РСФСР».
Роковую роль в судьбе актрисы сыграла ее красота. Согласно мемуарам самой Окуневской, в списке ее поклонников было немало громких имен: маршал Броз Тито, начальник Генштаба НОАЮ Коча Попович, министр государственной безопасности Виктор Абакумов и даже сам Лаврентий Берия. В своей книге актриса признается, что последний даже принудил ее к связи с ним.
Отбывать наказания актрису отправили в лагерь в казахском городе Джезказгане. Позже она отбывала срок в Каргопольлаге, Вятлаге, работала на лесоповале. Даже после смерти Сталина актриса далеко не сразу добилась пересмотра дела: она прошла через лагерь в Литве, тюрьму «Кресты», была сослана в Киров. Затем были лагерь в Коми, тюрьма в Горьком. Последним местом ее тюремных мытарств стала одиночная камера в одной из московских тюрем.
Только в 1954 году, спустя шесть лет кромешного ада, Татьяна Окуневская наконец получила свободу и была полностью реабилитирована. Актриса вернулась в труппу театра им. Ленинского комсомола, в котором работала до 1959 года. С 1959 по 1979 год она была артисткой Госконцерта и Москонцерта. Татьяна Окуневская даже в преклонные годы сохраняла острый ум и прекрасную физическую форму. Она скончалась 15 мая 2002 года в возрасте 88 лет.
Магаданская «Травиата»
Чтобы сохранить человеческое лицо и не потерять волю к жизни, многие артисты даже за решеткой продолжали заниматься любимым делом. Интересно, что петь и ставить спектакли в лагерных застенках могли не только репрессированные звезды советской эстрады.
С возникновением ГУЛАГа в начале 1930-х годов появилась и своеобразная лагерная культура, одним из самых ярких проявлений которой был театр. Спустя несколько лет в Севвостлаге под Магаданом был собран первый театральный коллектив, который полностью состоял из заключенных.
Многие театры в Сибири и на Дальнем Востоке начинались как лагерные. Как ни парадоксально, но в силу неразвитости театральной культуры на окраинах Советского Союза именно система ГУЛАГа давала городам первые театры, в которых играли репрессированные актерами из западных областей страны.
Одним из самых ценных источников, из которых мы сегодня мужем узнать, как развивалось театральное искусство в лагерях, стали воспоминания оперной певицы Иды Зискиной. Ее первого мужа Давида в 1937-м году арестовали по обвиненного в связи с харбинскими фашистами, в октябре он был расстрелян. В ноябре как члена семьи изменника родины арестовали и саму Иду. Женщину приговорили к восьми годам заключения. Она пережила многое: томский лагерь, владивостокский, колымский. Наконец, в 1943‑м году она прибыла в Магадан, где стала членом культбригады. Там Ида познакомилась со своим вторым будущим мужем, режиссером Леонидом Варпаховским. Вместе с другими заключенными они начали работать над постановкой оперы Верди «Травиата». Инициатором этой смелой идеи выступил местный дирижер Петр Ладирдо.
Заключенные сами шили себе костюмы и изготавливали декорации. Вот что об этом пишет Зискина:
«Когда обнаружилось, что у нас не хватает мужских голосов для хора, Л. В. (Леонид Варпаховский – прим. ред.) обратился к Александре Романовне. Она его утешила: «Не волнуйся, Варпаховский, к нам вот-вот прибывает из Томска эстонская капелла в полном составе». В августе 1944‑го в Магадан этапировали Государственный художественный ансамбль Эстонской ССР, хор пополнился знатно».
Премьера «Травиаты» состоялась на сцене драматического театра Управления Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей (УСВИТЛ). Зискина исполнила партию Виолетты.
Для ведения культурной работы в лагерях ГУЛАГа был создан специальный отдел ОГПУ, названный «культурно-воспитательной частью». В 1934 году эти отделы были переименованы в КВО ГУЛАГ. Главной их задачей было организовать культурную деятельность заключенных и повысить эффективность их труда: занятия искусством должны были быть тесно связаны с задачами производства, а мероприятия в кружках самодеятельности – «популяризировать ударников» и «клеймить уклоняющихся от работы».
Однако для самих заключенных участие в художественных кружках было практически единственной возможностью ощутить творческую и человеческую свободу. Очень ярко это стремление отразил в своих записках советский актер Вацлав Дворжецкий:
«Актеры всегда актеры. Везде актеры. Ни ночь полярная, ни голод, ни «статья и срок», ни кирка и тачка в котловане – ничего не могут поделать! Не справятся с ними! Актеры остаются актерами пока живы».