актрисы театра ромэн фото
Горячая кровь «цыганской Любови Орловой»: Как сложилась судьба легенды театра «Ромэн» Ляли Черной
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Красота и талант по наследству
На самом деле у нее была лишь четверть цыганской крови, ведь ее мать, певица Мария Полякова, была дочерью цыгана и русской. Она была настоящей красавицей и пела в одном из лучших московских цыганских хоров. Когда князь Сергей Голицын увидел ее на сцене, он потерял голову и однажды увез ее с собой. Она прожила с ним несколько лет и ушла, узнав об измене. Голицын умолял ее вернуться, но ей уже сделал предложение дворянин Сергей Киселев, и она согласилась стать его женой. В браке с ним у Марии родилась дочь Надежда, которая унаследовала от матери и ее красоту, и горячую кровь, и талант.
Однажды кто-то из гостей, увидев маленькую Надю, воскликнул: « Ой, какая лялька! Просто куколка! ». После этого близкие начали называть девочку Лялей, а позже из-за смуглой кожи появилось прозвище Черная – так родился псевдоним, под которым ее вскоре узнал весь Союз. Уже в детские годы Ляля была такой артистичной, что другого пути, кроме сцены, для нее никто не представлял. После того, как ее отец ушел из жизни, она помогала матери заботиться о семье и в 13 лет начала вместе с ней выступать в цыганском хоре Егора Полякова. При этом она поначалу даже не пела – просто сидела в самом центре, как живое украшение. А когда Ляля однажды станцевала венгерку, зал взорвался аплодисментами. Так впервые зажглась ее звезда.
Примадонна театра «Ромэн»
В 15 лет Ляля Черная была настоящей звездой и выступала вместе с цыганским хором уже не в ресторанах, а на эстраде, а также участвовала в ежегодных тематических концертах, которые проводились в Колонном зале и Большом театре. В 1930 г. при содействии А. Луначарского был объявлен набор в цыганскую студию, которая спустя год преобразовалась в театр «Ромэн». 22-хлетняя Ляля пришла туда уже известной артисткой и, конечно, сразу же была принята в труппу.
Она блистала в постановках театра «Ромэн» и вскоре стала его ведущей артисткой. Она участвовала практически во всех его спектаклях, зрители специально приходили «на Лялю Черную». Более тысячи раз она вышла на сцену в главной роли в постановке «Грушенька», и зрители не уставали восхищаться ее органичностью, темпераментом, красотой и пластичностью.
В 1935 г. актриса дебютировала в кино в главной роли в фильме «Последний табор». После первой же киноработы на нее обрушилась популярность, таборные цыгане провозгласили ее своей Королевой, а кинокритики начали называть цыганской Любовью Орловой. Ее племянница Любовь Александрович, которая тоже выступала в театре «Ромэн», рассказывала: « Ляля очень спокойно переносила свою славу. Голову она ей не вскружила. Хотя Сталин, бывало, и на банкеты её в Кремль приглашал. Она ни перед кем не лебезила, но и не боялась никого. Помните, были знаменитые футболисты – братья Старостины? Не только они сами, но и их семьи пострадали от репрессий. Ольгу, жену Андрея Старостина (она, кстати, тоже цыганка была), сослали в лагерь. Ляля им много помогала. Она вообще постоянно всем помогала. Дверь в её доме не закрывалась. Кто-то приходил забрать посылочку, кто-то – просто подкормиться. Если кто-то из поклонников дарил ей что-нибудь, тут же могла передарить это. А то и сама, сняв с руки браслет, отдавала какому-нибудь почитателю ». Однажды во время войны актриса увидела на вокзале легко одетую женщину с ребенком на руках. Она сняла с себя пальто и отдала ей.
Женщина-шампанское
Те, кто ее хорошо знал, говорили, что она была похожа на шампанское – такая же искрящаяся и пьянящая. Мужчины в ее присутствии вели себя, будто в состоянии опьянения, теряли головы и готовы были ради нее на все. Вместе с ней в ее первом фильме снимался актер МХАТа Яншин, за которого она за год до этого вышла замуж. Он сыграл огромную роль не только в ее личной, но и в профессиональной судьбе. С 1937 по 1941 гг. Яншин был руководителем театра «Ромэн» и даже после того, как они с Лялей расстались, продолжал помогать ей и заботиться о ней.
Племянница актрисы рассказывала: « Это произошло в самом начале войны. «Ромэн» эвакуировали в Нальчик. В это же время туда на гастроли приехал МХАТ. Во мхатовской труппе тогда блистал Николай Хмелёв, игравший ведущие роли Алексея Турбина, Каренина и др. Всех актёров поселили в одной гостинице. В этой гостинице-то они и встретились – совершенно случайно. Когда Хмелёв увидел Лялю, его словно подменили. От природы сдержанный, замкнутый, он узнал, в каком номере живёт Яншин с женой, постучался к ним. А войдя, прямо на глазах у изумлённого Яншина подхватил Лялю на руки и со счастливой улыбкой на лице вынес из номера ».
В 1942 г. Ляля Черная развелась с Яншиным и вышла замуж за Хмелева, через год у них родился сын. Однако их семейное счастье было очень недолгим – через 3 года актер скончался прямо на сцене во время генеральной репетиции спектакля, в котором играл Ивана Грозного – эта роль отняла все его душевные силы. Актриса осталась одна с маленьким ребенком, и ей на помощь пришел бывший муж – он возобновил несколько спектаклей с ее участием, поставил для нее два новых спектакля, заботился о ней и сыне, но воссоединения семьи так и не произошло. Официально замужем Ляля Черная больше не была, но в нее влюблялись многие мужчины. Ей приписывали романы с высокопоставленными чиновниками и известными артистами, когда ей было за 60, она свела с ума актера Евгения Весника, который был моложе нее на 14 лет. Они прожили в гражданском браке 5 лет.
Пик популярности и закат карьеры
Самыми плодотворными в ее творческой жизни стали послевоенные годы: Ляля Черная выступала в театре, активно гастролировала с концертами, записывала пластинки с песнями и романсами, участвовала с музыкальными номерами в эстрадных концертах и праздниках, организованных на правительственном уровне. Так продолжалось до конца 1960-х гг. В 1972 г. актриса ушла из театра «Ромэн» и прекратила активную гастрольную деятельность.
Кинокарьера никогда не была для нее на первом плане, и после своего первого появления на экранах в 1935-1940-х гг. она сделала долгую паузу на целых 30 лет. Она вернулась на съемочную площадку уже после того, как ушла из театра, в начале 1970-х гг., когда ей было уже за 60. Одной из самых известных ее киноролей стала старая цыганка в фильме «Табор уходит в небо», а последний фильм с ее участием – «Краткое наставление в любви» – вышел на экраны в декабре 1982 г., через 3 месяца после того, как актриса ушла из жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Театр «Ромэн» и его артисты
Пение, танцы и музицирование были одними из традиционных занятий так называемых «русских цыган», или «русска рома». В конце XVIII — начале
XIX века в разных городах России стали создаваться цыганские хоры, многие из которых сделались очень популярными. В середине XIX века, когда право организации любых зрелищных мероприятий в Москве и Петербурге стало монополией императорских театров, цыганским хорам пришлось ограничиться ресторанами и трактирами. Многие остались в ресторанах и после 1882 года, когда монополия была отменена. В годы НЭПа цыганские хоры снова появились в театрах, концертных залах и на садовых эстрадах, но в конце 1920-х годов все это фактически оказалось под запретом, большинство цыганских хоров распалось, а сохранившимся оставалось только выступать в провинциальных клубах и дешевых ресторанах. В то же время советская власть изначально провозгласила своей целью поддержку культуры коренных и малочисленных народов. Эта национальная политика затронула и цыган: в СССР открылись цыганские школы, детские сады, кружки по ликвидации безграмотности, педагогический институт, были изданы цыганская грамматика и буквари, на цыганском языке выходило множество книг и брошюр (по большей части пропагандистских) и два журнала. В начале 1931 года в Москве открылась театральная студия «Индо-Ромэн», уже в конце года превратившаяся в полноценный цыганский театр. В конце 1930-х годов национальная политика СССР резко изменилась: все начинания, касавшиеся поддержки национальных культур, были свернуты. Единственным цыганским начинанием, пережившим русификацию и борьбу с «буржуазным национализмом», оказался театр «Ромэн».
О «Ромэне», МХАТе и футбольном клубе «Спартак»
Есть масса историй о том, как в доме Черной и Яншина собирался целый табор, как они пели, танцевали и веселились — и вместе с ними мхатовские артисты, которые высоко ценили цыганское искусство.
О худруке Николае Сличенко
Николай Сличенко в «Голубом огоньке»Актер театра «Ромэн» Валентин Баглаенко
Об актрисе Ирэне Морозовой
Мать Ирэны Морозовой мечтала учиться, получить серьезное образование
и потому где-то в конце 1940-х — начале 1950-х годов бежала от своего мужа
из табора в Москву, взяв с собой совсем маленькую дочку. По ее словам, она хорошо помнит, как босиком бежала вместе с мамой в никуда. В Москве мама поступила в химический институт и стала химиком. Пока она училась, ей надо было как-то зарабатывать, поэтому по вечерам она танцевала в ресторанах. Как рассказывает сама Ирэна, ее мать была потрясающей танцовщицей. Ирэна еще девочкой говорила: «Мама, я никогда не смогу танцевать, как ты». На что та ей отвечала: «Зато я никогда не сумею петь, как ты». Когда Ирэна выросла
и сказала, что хочет быть актрисой, мать, конечно, запретила: ни за что
и никогда, надо получить серьезную профессию, перестраиваться на новые порядки, жить иначе, чем привыкли цыгане. В итоге Ирэна сначала поступила
в иняз на французское отделение, но вскоре бросила учебу и все же пришла поступать в «Ромэн».
Когда на прослушивании ее спросили: «Что вы будете петь?» — она ответила:
«Я спою вам песню «Осенние листья» на французском языке». Образование
не прошло даром. Николай Алексеевич Сличенко сел к роялю ей аккомпанировать, и она исполнила песню из репертуара Ива Монтана,
которая тогда была в России очень популярна. Ее, конечно, приняли, она очень красивая, артистичная женщина. Но главное, у Ирэны Морозовой действительно уникальный голос. И даже так называемая «белая цыганка» Изабелла Юрьева благословила Морозову на исполнение своего репертуара.
До Ирэны Юрьева никогда никому не давала этого права. И на всех спектаклях,
в которых была занята Ирэна Морозова, на всех концертах, в Доме актера,
в Доме работников искусств, Юрьева, крохотного роста, сухонькая старушка, сидела в первом ряду, даже когда ей было уже за девяносто. Ирэна несколько раз пыталась вытащить Юрьеву на сцену и уговаривала спеть вместе, но та всегда ей отвечала: «Деточка, ну это же не моя тональность, я не могу в ней петь».
О цыганских актерских династиях
Отрывок из передачи о цыганской династии ВолшаниновыхОдна из особенностей «Ромэна» — распространенные, как ни в каком другом театре, актерские династии. Люди, приехавшие в Москву из разных концов страны, здесь в основном варились в собственном соку. Они женились между собой, рожали детей, которых оставлять дома было особенно не с кем, поэтому детей таскали на репетиции и спектакли. Дети росли за кулисами, учились петь и танцевать и в итоге оставались в театре. Я помню, что, когда первый раз зашла за кулисы этого театра, у меня было ощущение, что я попала в детский сад. «Ромэн» — это настоящий театр-дом и театр-быт.
Цыганский свадебный обряд на сцене театра «Ромэн»О заграничных гастролях
Раньше у театра часто бывали гастроли. Перестали ездить они только
в 1990-х годах. С этим связана забавная история. Так сложилось, что после каждых гастролей обязательно какой-нибудь миллионер женился на одной из актрис цыганского театра. Так, например, исчезла из труппы совершенно уникальная актриса Соня Тимофеева, невестка Ляли Черной, — я ее еще помню в театре. По слухам, во время гастролей какой-то барон уговорил ее остаться то ли в Австрии, то ли в Англии. И в одном из интервью Сличенко в шутку сказал: «Нет, в ближайшие годы мы на гастроли не поедем: я не хочу остаться без актрис».
О гаданиях
Некоторое время назад в театре работала завлитом женщина по имени Галина Андреевна. Она пользовалась славой потрясающей гадалки. Это была величественная дама, крашенная в блондинку, она всегда ходила в шляпах — когда Галина Андреевна появлялась в театре, все обращали на нее внимание. Если ей хотелось погадать человеку — она гадала, если не хотелось — заставить ее было невозможно. Однажды я ей попалась под горячую руку, она буквально схватила меня за шкирку и сказала: «Я должна сегодня вам все сказать».
Я начала было отнекиваться: а может, не надо, может, не стоит. Но она сказала: нет, я должна. И абсолютно все, что она мне нагадала — о работе, о семье,
о друзьях, — сбылось в следующие семь лет до мельчайших подробностей.
Однажды я делала большое интервью со Сличенко для журнала «Театр». И вот уже под конец говорю: «Николай Алексеевич, можно я вам задам один вопрос? Если не захотите — не отвечайте». Он говорит: «Давайте». — «Скажите, все-таки что касается гадания и цыганской магии, есть ли под этим какая-то основа, или это все фантастика?» «Ну, понимаете, как вам сказать…» — начал он, и вдруг, в эту секунду, диктофон отключился. Мы крутили мой кассетник и так и этак, Сличенко вызвал двух ребят из своего радиоцеха — те тоже крутили его по-всякому, но в итоге сказали: «Мы ничего не понимаем, не работает — и все тут». Тогда я говорю: «Ну, значит, Господь Бог не хочет, чтобы я задавала этот вопрос». И в этот момент диктофон включился. Больше я судьбу искушать не стала и вопрос свой не повторяла.
О современном театре «Ромэн»
Конечно, «Ромэн» — театр на любителя. И сегодня этих любителей практически нет. Романтика нынче не в моде. Герою «Ромэна» нельзя просто признаться в любви героине: он обязательно должен ей спеть о своих чувствах, и спеть так, чтобы весь зал подключился. Поэтому на сцене актер не обращается к другому актеру, как в обычном театре, — он выходит со своими чувствами к залу. «Ромэн» — это сочетание русского психологического театра и театра глубоко национального. В цыганском театре нельзя все выразить жестом — только песней и танцем, причем таким, когда уже ноги не могут стоять, голос не может оставаться в горле. Эмоция должна обязательно перехлестывать, быть максимально выразительной, пускай даже на грани пошлости.
Конечно, сегодня в театре играют не только цыгане, в труппе есть и армяне,
и евреи, но цыган все-таки больше. Помню, как-то я сказала Сличенко: «Николай Алексеевич, а я вижу, кто у вас настоящие цыганки на сцене, а кто нет, по одному простому движению». Он спрашивает: «Плечиками когда трясут?» Нет, говорю, плечиками уже все научились. А вот когда они кружатся
в танце и садятся: если это цыганка, у нее юбка сама ровным кругом раскладывается по сцене, а если не цыганка, то она обязательно ее в каком-то месте поправит. Театральные цыгане — это современные люди. Они хорошо воспитаны, прекрасно говорят, умеют себя вести в обществе, но вы никогда не увидите у них скованных движений. Мы сядем в кресло и начнем припоминать: спину нужно выпрямить, голову поднять — а они так садятся от природы.
Сейчас в репертуаре театра — классические пьесы, но их выбирают так, чтобы
в сюжете была какая-то привязка к цыганской теме. В «Очарованном страннике» Лескова — цыганка Грушенька. В «Колоколах любви» — цыганка Эсмеральда. По знаменитой оперетте «Дон Сезар де Базан» играют спектакль «Графиня-цыганка». По мотивам произведений Лорки о цыганах Жемчужный сделал фантазию «Колдовская любовь». Кроме того, на протяжении чуть ли не сорока лет в «Ромэне» играют спектакль, который они сами называют своей визитной карточкой, — «Мы — цыгане». Это такое ревю о цыганской истории: все начинается с Индии, потом они раcходятся по всему миру, и зрителям показывают разные обычаи, песни и танцы, приобретенные в тех странах, куда попадали цыгане. И наконец, все герои собираются в некую единую цыганскую семью. В финале на сцену выходит Николай Алексеевич Сличенко, все поют цыганские романсы, популярные в России. С этим спектаклем «Ромэн» объездил весь мир, и успех везде был ошеломляющий.
Почему пропадали цыганские актрисы
85-летний юбилей отмечает московский цыганский театр «Ромэн». МОСЛЕНТА рассказывает об истории театра, памятных спектаклях, известных режиссерах и исполнителях. Речь пойдет и о том, где сегодня можно познакомиться с искусством этого древнего народа.
Первую театральную труппу в конце XIX века создал руководитель цыганского хора Николай Шишкин. Она вышла на сцену в оперетте «Цыганские песни в лицах». Было это 130 лет назад — в 1886 году.
После Октябрьской революции цыганские хоры появились в театрах, концертных залах и на эстрадах. Однако в конце 20-х годов они фактически оказались под запретом. Цыгане выступали лишь в провинциальных клубах и недорогих ресторанах.
Но пришло время, когда советская власть взяла курс на поддержку культуры коренных и малочисленных народов. Эта политика затронула и цыган — открылись национальные школы, детские сады, кружки по ликвидации безграмотности, педагогический институт. Были изданы цыганская грамматика и буквари, выходили книги, журналы. Появился и полноценный цыганский театр.
«Тройка мчится быстро к «Яру»
Идею создания цыганского театра поддержал нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский. А все началось со студии «Индо-ромэн», которая открылась 24 января 1931 года.
16 декабря зрители увидели музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах» — о сложном переходе цыган от кочевой к социалистической оседлой жизни. После премьеры студия была переименована в цыганский театр «Ромэн».
С конца 60-х годов театр находится в здании на Ленинградском проспекте, где располагается отель «Советский». Здесь в далеком прошлом был ресторан «Яръ». И это символично — заведение считалось центром цыганской культуры в Москве — в нем выступали известные национальные хоры и блестящие солисты.
Театр находится на месте ресторана «Яръ», куда в позапрошлом веке московские кутилы ездили к цыганам
Валерия Попова / Фотобанк Лори
Как пелось в известной песне:
«Тройка мчится быстро к «Яру».
Сердце рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор».
Первое время спектакли театра шли на цыганском языке. В конце тридцатых годов в обиход вошел русский. Это произошло во многом потому, что в «Ромэн» пришел известный артист и режиссер, звезда МХАТа Михаил Яншин. Этот человек был не только талантлив, но и потрясающе энергичен. Он успевал и играть на родной сцене, и руководить «Ромэном», и заниматься делами еще одного московского театра — ЦК профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР. Вот такая экзотика. Хотя в это время подобный факт не вызывал удивления.
Магия Ляли Черной
Среди зрителей были и футболисты московского «Спартака»
Приход в «Ромэн» Яншина отчасти был связан с тем, что он был женат на приме театра — блистательной Надежде Киселевой, которую с легкой руки одного из ее почитателей прозвали Лялей Черной. Нынешний художественный руководитель Николай Сличенко говорил, что эта женщина напоминала ему красивую птицу в полете. Некоторые зрители, вероятно, помнят Лялю Черную по фильму режиссера Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», там она играла старую цыганку.
Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин
Фред Гринберг / РИА Новости
Благодаря Яншину репертуар цыганского театра пополнился русскими и зарубежными классическими произведениями. Он поставил спектакли «Цыгане» Александра Пушкина, «Макар Чудра» Максима Горького, две пьесы Федерико Гарсиа Лорки — «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница».
Яншин не только ставил спектакли, но и устраивал концерты, творческие вечера, вел лекции по истории театра, приглашал звезд — Василия Качалова, Ольгу Книппер-Чехову, Ивана Москвина, Михаила Тарханова. Илья Эренбург читал в «Ромэне» свои рассказы, Надежда Обухова пела старинные цыганские романсы. «Ромэн» был на слуху у московской интеллигенции, которая с удовольствием заполняла зал.
Артисты Игорь Крикунов в роли Пушкина (сидит) и Валентина Вишневская в роли Земфиры в спектакле «Здравствуй, Пушкин!»
Борис Бабанов / РИА Новости
Среди зрителей были и футболисты московского «Спартака». Дело в том, что Ольга Кононова — одна из сестер Кононовых, известных в то время исполнительниц «Ромэна» — была замужем за одним из основателей клуба Андреем Старостиным. Кроме того, Яншин был преданным поклонником «Спартака». Поэтому игроки столичного клуба с полным правом считали цыганский театр своим.
В комнате Черной и Яншина в доме на углу Пушкинской площади иной раз шумел целый табор. Пели, танцевали и веселились не только артисты «Ромэна», но и их коллеги из МХАТа и других театров, которые высоко ценили цыганское искусство.
«Вечерами здесь собирались артисты и художники. Читал что-то Борис Ливанов, Яншин пел свой любимый романс, — вспоминал Старостин. — Он так нежно пел, так смотрел на молодую жену, и такой влюбленный взгляд шел ему в ответ, что думалось, будто роман написан о них. Яншин млел, да и мы все млели».
Чуть ли не после каждых зарубежных гастролей театр терял одну из актрис. Ничего плохого с ними не происходило, просто они всякий раз очаровывали состоятельных иностранцев и выходили за них замуж
Увы, этот роман вскоре прервался. В 1942 году Лялю Черную «отбил» у Яншина его коллега из МХАТа и тоже звезда — Николай Хмелев. Но их любовь оказалась несчастной. Спустя три года артист скоропостижно скончался. Это случилось прямо на генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» Алексея Толстого. Хмелев исполнял роль царя Ивана Грозного…
Живая легенда
В начале 50-х годов о цыганском театре услышал тогда безвестный парень Николай Сличенко и загорелся мечтой взойти на его подмостки. В то время он жил в Воронежской области. Молодой певец приехал в Москву, где ему было суждено прославиться. Дебют состоялся спустя год в спектакле «Четыре жениха», причем неожиданно — Сличенко заменил заболевшего артиста Сергея Шишкова.
С тех пор артист уже не покидал сцену «Ромэна». Он сыграл более чем в 60 спектаклях, снялся в нескольких кинофильмах. В 1977 году Николай Алексеевич стал главным режиссером. На этом посту народный артист СССР, лауреат Государственной премии находится и поныне. Он — живая легенда цыганского театра.
Режиссер Николай Сличенко во время репетиции
Фред Гринберг / РИА Новости
В 70-е годы популярность Сличенко была просто невероятной, он был участником многих правительственных концертов, выступал на телевидении. Его пение завораживало. На площади Звезд эстрады в Москве заложена именная звезда этого талантливого артиста.
Сегодня пик славы Сличенко миновал, но публика неизменно встречает овациями каждое его появление на сцене. К слову, в цыганском театре выступают супруга легендарного исполнителя, народная артистка России Тамилла Агамирова и дочь Тамилла Сличенко.
Необходимо упомянуть — хотя бы коротко — о наиболее известных исполнителях. Это — народная артистка России Ирэна Морозова, чьим вокалом восхищалась знаменитая Изабелла Юрьева.
Сцена из спектакля «Цыганка Аза»
Фред Гринберг / РИА Новости
Морозова снялась почти в 30 фильмах. Одна из ее последних работ — роль популярной в советское время певицы Лидии Руслановой в картине «Зыкина».
С успехом выступают на сцене цыганского театра Екатерина Жемчужная, Ляля Боброва, Дмитрий Бузылев, Ольга Янковская. Яркий след в истории театра «Ромэн» оставили Рада Волшанинова, Николай Эрденко, Анатолий Титов.
Так сложилось, что чуть ли не после каждых зарубежных гастролей театр терял одну из актрис. Ничего плохого с ними не происходило, просто они всякий раз очаровывали состоятельных иностранцев и выходили за них замуж. В конце концов, Сличенко не выдержал и то ли в шутку, то ли всерьез сказал в одном из интервью: «В ближайшие годы мы на гастроли не поедем, поскольку я не хочу остаться без актрис».