амплуа актера играющего детей
Травести (амплуа)
Из Википедии — свободной энциклопедии
В современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. Кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
Из российских и советских актёров ролями в амплуа травести известны, в частности, актёр Суворинского театра Борис Глаголин, который исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова; впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке этого образа), Олег Табаков (Мэри Поппинс, до свидания), Александр Калягин (Здравствуйте, я ваша тётя!) и ряд детей-актёров, в частности Фёдор Стуков. Широко известна также роль Бабы Яги, многократно отыгранная артистом Георгием Милляром в фильмах-сказках Александра Роу. Из западных актёров нельзя не вспомнить Майкла Дж. Фокса, сыгравшего во втором фильме знаменитой кинотрилогии «Назад в будущее» главного героя в разном возрасте, его сына и дочь, а также Дастина Хоффмана, сыгравшего две главные роли (мужскую и женскую) в комедии «Тутси».
Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актёров, таких как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.
Ошибочно считать, что амплуа травести носит сугубо технический (женщины в роли детей) или комический характер. Часто к эстетике травести прибегают серьезные режиссёры и перформеры, руководствуясь исключительно художественными соображениями. К таким примерам можно отнести творчество режиссёра Романа Виктюка, где, в основном, все главные женские роли отданы актёрам-мужчинам («Служанки», «Саломея», «Федра», «Ромео и Джульетта» и пр.)
Лучшие советские актрисы-травести: «мал золотник, да дорог»
Если упрощённо, то амплуа травести — это способность артиста перевоплощаться на сцене в персонажа другого пола. На самом деле, оно многогранно: это и оперные певицы, исполняющие мужские партии; и актёры-мужчины, играющие женские роли. Самым, пожалуй, известным артистом в этом амплуа был «всесоюзная Баба Яга» Георгий Милляр.
Однако чаще всего в театре (и значительно реже — в кино) прибегали к помощи женщин, когда нужно было сыграть ребёнка (девочку или мальчика). Если в кино с детьми ведется постоянная работа в несколько дублей, чтобы добиться нужного результата, то отыграть, не отвлекаясь, многочасовой спектакль для юных созданий часто было непосильной задачей.
Причем, совершенно не означало, что в жизни эти актрисы также были похожи на ребенка. Они имели множество поклонников и, конечно, были способны играть и другие роли. На мировой сцене актрисами этого амплуа являлись Сара Бернар и Джульетта Мазина. Многие известные советские актрисы также начинали как травести. Однако их актёрские судьбы не всегда складывались одинаково удачно.
Мария Виноградова и Валентина Сперантова
Надежда Румянцева, рост 151 см
Первыми ролями Надежды были 10-летние девочки и мальчики на сцене Центрального детского театра. Однако она понимала, что не хочет на всю жизнь «застрять в теремке». Окончив ВГИК с красным дипломом, в кино Румянцева также начинала с ролей детей, но все-таки смогла перешагнуть через закрепившееся за ней амплуа травести.
В конце 60-х Надежда, находясь на пике популярности, пожертвовала своей карьерой ради мужа-дипломата Вилли Хштояна и отправилась с ним за границу.
Надежда Румянцева в фильмах «Звездный мальчик» (1957) и «Легкая жизнь» (1964)
Мария Барабанова, рост 156 см
С детства Мария была непоседливой девочкой и всегда хотела быть актрисой. В 16 лет она решила, что имеет уже достаточный актерский опыт в самодеятельности, чтобы работать в театре. Ленинградский ТЮЗ, как ни странно, принял этот вывоз и девушка сразу начала играть на его сцене.
Образование она получила несколько позже, когда стала сниматься в кино. В 30 лет она исполнила сразу две главных мужских роли в фильме «Принц и нищий» (1942). Многие помнят Марию и как одного из лучших Котов в сапогах.Дети её просто обожали, а вот со взрослыми принципиальная Барабанова часто конфликтовала. После войны она вступила в партию и настолько увлеклась этой деятельностью, что практически забыла о кино и театре.
Когда повзрослевшая Мария все-таки вернулась в профессию, стало понятно, что как актриса-травести она уже выступать не может — время ушло. Зато она сыграла массу сказочных персонажей и по праву считается одной из Королев эпизода советского кино.
Мария Барабанова в фильмах «Принц и нищий» (1942) и «Гамлет Щигровского уезда» (1975)
Татьяна Канаева
Татьяна также была в детстве очень бойкой девочкой, любившей погримасничать. Отец, который души в ней не чаял, называл её «артисточкой». Чем, скорее всего, предопределил её дальнейшую судьбу.
Канаева выходила на сцену Театра юного зрителя сначала в Горьком, где окончила театральное училище, потом в Ростове и в Москве. В кино она появилась впервые в 27 лет, сыграв сразу главную роль школьницы Милы Ходзицкой в фильме «Это мы не проходили…».
Кроме того, Татьяна занималась дубляжом. Её звонким голосом поет Буратино, говорят герои советских мультфильмов, Питер Пэн или, например, юная Кирстен Данст в «Интервью с вампиром».
Татьяна Канаева на театральной сцене и в фильме «По Таганке ходят танки» (1991)
Татьяна Аксюта, рост 150 см
Татьяну Аксюту называют «вечной девочкой». Зрителям она запомнилась по главным ролям в фильмах «Сказка странствий» и «Вам и не снилось» (где она сыграла школьницу, когда самой было 24 года). Однако Татьяна никогда не считала себя киноактрисой, называя свою популярность «просто случайностью».
Выйти за амплуа травести Татьяне удалось в Российском академическом молодежном театре, где она проработала до 2002 года. Ныне Аксюта преподает актерское мастерство и давно не снимается.
Татьяна Аксюта на театральной сцене и в фильме «Вам и не снилось» (1980)
Алиса Фрейндлих, рост 153 см
Удивительно, но одна из самых женственных советских актрис также начинала с ролей маленьких мальчиков и девочек. Алиса Бруновна сыграла Малыша в спектакле Театра имени Ленсовета «Малыш и Карлсон», когда ей было за 30 и она сама уже была матерью.
Её второй муж режиссер Игорь Владимиров смог раскрыть драматический талант актрисы.
Мария Виноградова
В студенчестве Марию звали «Мухой» за темперамент и миниатюрность. Она вечно была в движении и играла на сцене юных созданий до сорока лет. Её карьера в кино началась в 1940 году в фильме «Сибиряки» — тогда ей было 18 лет и она играла ученицу 6 класса. Повзрослев, Виноградова сыграла множество эпизодических ролей, а также озвучила массу персонажей в советских мультфильмах, её иногда называют «голосом детства».
Несмотря на то, что роли Марии знают практически все, звания Народной артистки она так и не получила, её в шутку коллеги иногда называли «самой народной незаслуженной артисткой».
Валентина Сперантова, рост 152 см
А вот Валентина Сперантова была одной из немногих актрис-травести, кто получил звание Народной артистки. Кроме нее его дали еще Лидии Князевой (о которой — ниже). Её называли «всесоюзной бабушкой», однако карьера Валентины началась задолго до того, как она достигла этого возраста.
У её родителей было девять детей, включая неё и все они участвовали в домашних представлениях.
Валентина Сперантова на сцене и в фильме «Большая перемена» (1973)
Однажды юную Валю заметил один артист и посоветовал ехать в Москву поступать в театральный. Её путь к мечте был нелегким, однако все сложилось. Сперантову в театре называли «вечным мальчиком», которых она играла практически до 50 лет. Однако время есть время… С трудом, но актрисе пришлось перейти на роли возрастных персонажей, благодаря которым её и запомнил кинозритель.
Лидия Князева, рост 145 см
Лидия Князева — актриса трагической судьбы. Она была первой женой Ролана Быкова, с которым они вместе выступали на сцене Московского ТЮЗа и снимались в кино. Артистичной Князева была с детства, однако в юном возрасте пережила сильнейший стресс, после которого практически перестала расти — в деревне за ней погнался бычок и буквально прижал рогами к стене.
Конечно, все роли мальчиков и девочек на сцене ТЮЗа доставались ей, но после смены руководства ей пришлось уйти. Князева реализовалась также как преподаватель в ГИТИСе, воспитав целую плеяду современных актеров.
Пополняя лексикон :: Амплуа
Итак, как учит нас Великий Гугл:
Барба — одно из амплуа испанского театра 16-17 вв., исполнитель ролей стариков.
Бонвиван — богатый бездельник, весёлый и обаятельный.
Грандам — актриса на роли немолодых знатных женщин.
Гранд-кокет — то же, что и «кокет», но старше по возрасту.
Грасьосо — одно из актёрских амплуа в испанской комедии конца 16-17 вв, тип шутника и балагура.
Дуэнья — амплуа характерных старух в пьесах классического испанского театра 16-17 веков.
Жен Премье — устаревшее амплуа актёра, играющего роли «первых любовников».
Инженю — невинные, простодушные, обаятельные девушки, воодушевленные глубоким чувством (инженю-драматик, инженю-лирик) или озорных, шаловливо-кокетливых (инженю-комик).
Кокет — роли красивых, изящных, задорных молодых женщин.
Комик-буфф — комические роли с элементами буффонады.
Конфидант — актёрское амплуа в русском театре 18-19 вв; то же, что наперсник.
Петиметр — актёрское амплуа, существовавшее в 18 в. в рус. т-ре: тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному.
Резонёр — актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к назидательным рассуждениям.
Серветта — амплуа в итальянском театре; то же, что и «субретка».
Субретка — бойкая, остроумная, находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интригах.
Травести — роли девушек, которым по ходу действия приходится выдавать себя за мужчин, переодеваться в мужское платье, и роли детей и подростков, исполняемые взрослыми актрисами.
Фат — роли эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
Ещё есть амплуа японские, китайские и индийские, но они никому нафиг не нужны.
Также слово «амплуа» порой используют по отношению к оперным и цирковым специализациям, коим несть числа.
Интересные ссылки:
1. Театральная энциклопедия, очень хорошая, 5.2 метра.
2. Пара псевдоэнциклопедичских статей: раз, два.
Амплуа/Таблица Мейерхольда
В 1922 году в книге Аксёнова, Бебутова и Мейерхольда «Амплуа актёра» появилась таблица из 17 пар актёрских амплуа (мужское и женское). Этой таблицей они попытались охватить все амплуа в драматургии от античности до момента появления.
Таблица приведена немного не в том виде, как её обычно рисуют, а «шиворот-навыворот»: рядом мужчина и женщина. Таблица из далёкого 1922 года, так что поймут её до конца только те, кто любит классическую драматургию.
Содержание
1. Герой / героиня [ править ]
1-й вариант [ править ]
Функция. Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).
Препятствия, возникающие на пути к осуществлению задуманного героями, вследствие их трагической виновности. Эта вина, не являясь по существу, а тем более в частностях нарушением каких-либо человечески этических норм, есть принятие на себя тем или иным лицом драмы задачи, превышающей пределы возможностей человеческой личности и связанных с этим ее прав. Препятствия, встречаемые трагическим героем, обязаны своим происхождением не злой воле заинтересованных лиц, но самой техникой выполнения задачи, выводящей человека из человеческого ряда действий и чувств.
Мужчина. Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бёдер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу.
Женщина. Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бёдер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров.
2-й вариант [ править ]
Мужчина. Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчёркнутость требований, чем к первому герою.
Женщина. Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований первого.
2. Влюблённый / влюблённая [ править ]
1-й вариант [ править ]
Функция. Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.
Мужчина. Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост.
Женщина. Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст.
2-й вариант [ править ]
Функция. Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
Мужчина. Меньшая подчёркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты.
Женщина. Меньшая подчёркнутость требований. Допускается малый рост. Отсутствие полноты.
3. Проказник (затейник) / Проказница [ править ]
1-й вариант [ править ]
Функция. Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными.
Внешность. Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия).
2-й вариант [ править ]
Функция. Игра препятствиями, не им созданными.
Мужчина. Меньшая подчёркнутость требований, чем к первому.
Женщина. Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования.
4. Клоун, шут, дурак, эксцентрик / Клоунесса, шутиха, дура, эксцентрик [ править ]
Функция. Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).
Внешность. Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики.
5. Злодей и интриган / Злодейка и интриганша [ править ]
1-й вариант [ править ]
Функция. Игра губительными препятствиями, им же созданными.
Мужчина. Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот — «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы.
Женщина. Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость.
2-й вариант [ править ]
Функция. Игра губительными препятствиями, не им созданными.
Мужчина. Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому.
Женщина. Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет.
6. Неизвестный (инозримый) / Неизвестная (инозримая) [ править ]
Функция. Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.
Внешность. Требования приблизительно те же, что и к первому герою/героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями.
7. Неприкаянный, отщепенец (инодушный) / Неприкаянная, отщепенка (инодушная) [ править ]
Функция. Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план.
Мужчина. Требования голоса те же, что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою.
Женщина. Требования голоса те же, что к 1-й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера.
8. Фат / Куртизанка [ править ]
Функция. Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
Мужчина. Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом.
Женщина. Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен.
9. Моралист / Матрона [ править ]
Функция. Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
Мужчина. Глубокий бас. Сложение безразлично.
Женщина. Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой.
10. Опекун (Панталеоне) / Опекунша [ править ]
Функция. Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли.
Мужчина. Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен.
Женщина. Рост, фигура и характер голоса безразличны.
11. Друг (наперсник) / Подруга (наперсница) [ править ]
Функция. Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки.
Мужчина. Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан.
Женщина. Общих требований нет.
12а. Хвастливый воин (капитан) — только мужчина [ править ]
Функция. Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя).
Внешность. Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом.
12б. Сводня (сваха) — только женщина [ править ]
Функция. Моралистическая защита аморальных поступков.
Внешность. Общих требований нет.
13. Блюститель порядка (Скарамуш) / Блюстительница порядка [ править ]
Функция. Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
Внешность. Общих требований нет.
14. Учёный (доктор, маг) / Учёная (суфражистка) [ править ]
Функция. Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
Внешность. Общих требований нет.
15. Вестник / Вестница [ править ]
Функция. Передача событий, протекающих вне сцены.
Внешность. Общих требований нет.
16. Травести [ править ]
Внешность. Общих требований нет.
17. Со-действующие [ править ]
Функция. Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.
Внешность. Общих требований нет.
Амплуа актера играющего детей
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Про амплуа актеров или «Не быть вам фатом, ваши ноги недостаточно длинны. »
ТАБЛИЦА АМПЛУА
(по книге Вс.Э. Мейерхольд, В.М. Бебутов, И.А. Аксенов «Амплуа актера». М., 1922. С.6-11.)
Макет костюма Ипполита. А. Веснин. 1922.
1-й герой.
Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу.
Эдип-царь, Карл Моор, Макбет, Леонт, Анжелло, Брут, Ипполит, Лантенак, Дон Гарсиа, Дон Жуан (Пушкин), Борис Годунов.
Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).
2-й герой.
Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою.
Эдгар, Лаэрт, Вершинин, Лопахин, Колычев, Шаховской, Форд, Эреньен, Фридрих фон Тельрамунд, Дмитрий Карамазов.
Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом).
1-й влюбленный.
Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост.
Ромео, Молчалин, Альмавива, Калаф.
Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.
2-й влюбленный.
Меньшая подчеркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты.
Парсифаль, Тихон («Гроза»), Тесман, Карандышев, Освальд, Треплев, царь Федор, Алеша Карамазов.
Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
1-й проказник/затейник.
Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия).
Хлестаков, Петрушка, Пульчинелла, Арлекин, Яша–лакей, Пенч, Бенедикт, Грациозо, Стенсгор, Глумов.
Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными.
2-й проказник/затейник.
Допустима большая полнота. Возможны неблагополучия в пропорциях. Требования мимикрии повышены. Неожиданность тембра голоса приемлема.
Епиходов, Санчо Панса, Ламме Гоодзак, Тартарен, Фирс, Чебутыкин, Аркашка, Нахлебник, Вафля, Лепорелло, Сганарель, Расплюев, Пеникулус.
Игра препятствиями, не им созданными.
Клоун/шут/дурак/эксцентрик.
Обладание манерой «преувеличенной пародии» (гротеск). Данные для эквилибристики и акробатики.
Тринкуло, Кларин, оба Гоббо, Могильщики, Шуты, Клоуны и дураки английских и испанских театров. Слуги просцениума.
Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).
1-й злодей/интриган.
Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот – «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны. (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы.
Франц Моор, Сальери, Клавдий, Антоний («Буря» и «Юлий Цезарь»), Эдмунд, Геслер.
Игра губительными препятствиями, им же созданными.
2-й злодей/интриган.
Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому.
Василий Шуйский, Смердяков, Шприх, Загорецкий, Розенкранц, Гильденштерн, Казарин.
Игра губительными препятствиями, не им созданными.
Неизвестный.
Требования приблизительно те же, что и к первому герою. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями.
Неизвестный («Маскарад» и Дочь моря»), Монте-Кристо, Летучий Голландец, Лоэнгрин, Петруччио, Пер Баст, Граф Траст, Наполеон, Юлий Цезарь, Несчастливцев, Кин, Шут Тантрис.
Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.
Фат.
Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом.
Люцио, Осрик, Моцарт, Меркуцио, Репетилов, Барон.
Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
Моралист.
Глубокий бас. Сложение безразлично.
Дюваль-отец, Глостер, Священник («Пир во время чумы»), Иван Шуйский, Клотальдо.
Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
Опекун.
Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен.
Шейлок, Скупой рыцарь, Фамусов, Полоний, Арнольф, Лир, Мельник, Риголетто, Трибуле.
Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли.
Друг/наперсник.
Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан.
Горацио, Артемида, Банко.
Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки.
Хвастливый/капитан.
Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом.
Фальстаф, Боабдил, Скалозуб, воин Плавта.
Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя).
Ученый/доктор/маг.
Общих требований нет.
Доктора Мольера, Болонья, Б. Шоу, Кругосветлов, Штокман, Дон-Кихот.
Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
Вестник.
Общих требований нет.
Воин «Антигоны», Конюший «Ипполита», Патриарх («Борис Годунов»), Тень («Гамлет»).
Передача событий, протекающих вне сцены.
Травести.
Общих требований нет.
Прачка Сухово-Кобылина (Смерть Тарелкина).
Содействующие.
Общих требований нет.
Убийцы, Гуляющие, Воины, Придворные, Гости.
Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.
Костюм Федры. 1922. А. Веснин.
1-я героиня.
Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бедер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров.
Принцесса Турандот (Шиллера), Электра (Софокла), Царь-Девица, Клеопатра, Инфант Фернандо (Коваленской), Федра, Жанна д’Арк, Гамлет (Сары Бернар), Орленок, Медея, Леди Макбет, Мария Стюарт, Фру Ингер, Йордис.
Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).
2-я героиня.
Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований.
Порция, Имогена, Магда, Нора, Амалия, Леди Мильфорд, Корделия, Софья Павловна, Купава, Розалинда.
Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
1-я влюбленная.
Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст.
Дездемона, Джульетта, Федра (Еврипида), Офелия, Юлия (Островского), Нина («Маскарад»).
Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.
2-я влюбленная.
Меньшая подчеркнутость требований.
Допускается малый рост. Отсутствие полноты.
Аксюша, Соня (Чехова), Целия, Бьянка, Тэа, Дагни (Ибсен), Элиза, Анжелика (Мольера), влюбленные.
Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
1-я проказница.
Рост не выше среднего, голос безразличен, тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. (мимикрия).
Бетси (Толстого), Туанетта, Дорина, Турандот, Лариса, Елена (Еврипид), Лиза, Беатриса, Праксагора, Мирандолина, Лиза Дулиттль, Лизистрата, Катарина, Мисс Форд.
Игра негубительными препятствиями, ею же созданными.
2-я проказница.
Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования
М-с Педж, некоторые из действующих лиц «Праксагоры», «Лизистраты» Аристофана, служанки, ведущие параллельную интригу.
Игра препятствиями, не ею созданными.
Клоунесса/шутиха/дура/эксцентрик.
Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики.
Возлюбленные шутов, клоунов, дураков и эксцентриков, некоторые из старух Островского, Гоголя, влюбленные старухи comedia dell’arte, слуги просцениума.
Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).
1-я злодейка.
Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость.
Регана, Клитемнестра, Кабаниха, Иродиада, Ортруда.
Игра губительными препятствиями, ею же созданными.
2-я злодейка.
Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет.
Гонерилья, Злые феи, Мачехи, Молодые ведьмы, сестры Сандрильоны, «Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» (Пушкина).
Игра губительными препятствиями, не ею созданными.
Неизвестная/инозримая.
Требование приблизительно те же, что к первой героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра, богатый модуляциями.
Анитра, Анна Мар, Кассандра, Княжна Адельма, Эсмеральда, М-с Эрлино.
Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.
Неприкаянная/инодушная.
Требования голоса те же, что к 1-й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера.
Электра (Гофмансталя), Татьяна, Нина Заречная, Катерина, Ирина (Чехова), Гедда Габлер, Гризельда (Боккаччо), Маргарита Тотье, Настасья Филипповна.
См. соответствующие сценические функции соответствующих мужских амплуа
Куртизанка.
Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен.
Лаура, Эротиа (Плавта), Екатерина (Шоу), Королева (Гамлет), Бьянка («Отелло»), фрокен Диана (задуманная Ибсеном), Акротелевтия, Куикли.
Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
Матрона.
Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой.
Хлестова, Екатерина II («Капитанская дочка»), Огудалова («Бесприданица»), боярыни, некоторые Королевы, Волюмния.
Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
Опекунша.
Рост, фигура и характер голоса безразличны.
Мурзавецкая, Фрау Хергентхейм (Зудермана), Кормилица (Федра), Мать Балладины, Игуменьи, Мать Дмитрия Царевича, Волохова (Царь Федор).
Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне ее воли.
Подруга/наперсница.
Общих требований нет.
Эмилия, Служанки, Приятельницы, не ведущие самостоятельной интриги.
Поддержка и побуждения того лица драмы, с которым она связана, объяснять свои поступки.
Сводня/сваха.
Общих требований нет.
Все сводни, свахи, кроме клоунесс.
Моралистическая защита аморальных поступков.
Блюстительница порядка.
Общих требований нет.
Миссис Пирс (Шоу) и большинство экономок, теток, старых дев, тещ (предпочтительнее эксцентрик).
Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
Ученая/суфражистка.
Общих требований нет.
Предпочтительно давать эти роли эксцентрикам и проказницам.
Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
Вестница.
Общих требований нет.
Передача событий, протекающих вне сцены.
Травести.
Общих требований нет.
Мальчики, пажи, Конрад (Жакерия), Фортунье (Мюссе), Керубино.
Содействующие.
Общих требований нет.
Гости, гуляющие, подруги и т. д.
Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.