анатоль вовк стилист личная жизнь
«Баба Шура? Ставьте крест»
В 50 лет жизнь только начинается, и стоит задуматься о хорошем внешнем виде. Как подобрать одежду дамам в возрасте и почему каждая пожилая женщина должна забыть, что она бабушка, рассказал историк моды Анатоль Вовк.
Историк моды Анатоль Вовк читает курс «Мода 50+» в школе третьего возраста «Биосфера». Лекционные и практические занятия, организованные совместно с руководителем школы Светланой Чернышевой, бесплатны для всех желающих. На уроках дамы в возрасте учатся формировать свой гардероб, подбирать украшения, изучают модные течения и знакомятся с творчеством различных дизайнеров. Ученицы говорят, что эти занятия помогают им снова почувствовать себя женщинами, а не бабушками. Со сменой образа меняется жизнь.
О том, какой должна быть одежда женщины после 50, есть ли здесь табу и ограничения, почему модные дома выводят на подиумы возрастных моделей и какие сокровища таятся в бабушкином гардеробе, «Росбалту» в рамках проекта «Лучшая половина жизни» рассказал Анатоль Вовк.
— Многие россиянки в возрасте боятся одеваться красиво, их пугает реакция общества на то, что они будут выделяться из толпы. Виной всему укоренившееся советское сознание?
— С одной стороны, это наша традиция. Раньше в царской России женщина, которая жила в деревне, в 45 лет отходила от дел, надевала темную одежду, повязывала на голову платок. Считалось, что она, родив детей, свою роль выполнила. С этого момента она почти не участвовала в социальной жизни.
— На протяжении вот уже почти полугода вы проводите бесплатные курсы для пожилых женщин “Мода 50+”, в рамках которых читаете лекции о моде и устраиваете совместные походы по магазинам, помогая курсисткам выбрать стильные вещи. Какие изменения вы наблюдаете в своих ученицах? В чем они проявляются?
Мои ученицы узнают все больше новых терминов. Они две недели учили имя Эльзы Скиапарелли, а теперь, приходя в розовом, говорят: “Это розовый shoking от Скиапарелли”. Они не говорят “платье в горошинку”, теперь они отвечают: “Посмотрите, девоньки, какой у меня модный принт”, или “Это концептуально”, или «У меня сегодня винтажное платье». Они сами делают себе шляпы, украшения, работают с кожей, тканью, перекраивают вещи по моим советам….
— Ив Сен-Лоран говорил, что мода дает женщине уверенность в себе. Получается, она еще и помогает вернуть молодость?
— Бытует мнение, что мода в основном ориентирована на молодежь. А вот женщинам в возрасте подобрать вещи сложно.
— Тенденции моды и покрои в основном создаются для молодых. Но сейчас, в эпоху кризиса, у молодых нет денег. Поэтому все модные дома перешли на рекламу с более возрастными моделями. На подиум возвращаются модели, которые ушли 20 или 30 лет назад. Потому что у пожилых дам есть деньги, чтобы покупать украшения, ткани, платья.
— Считается, что женщины за 50 не должны носить вещи ярких цветов…
— Кстати, о бабушках. В Европе и в Америке так в обществе не называют пожилых женщин. Тогда как в нашей стране это обращение “убивает” в пожилой женщине леди.
— Какие рекомендации вы бы дали нашим читательницам за 50, которые хотят оставаться леди?
— Не думать стереотипами. Не нужно убеждать себя, что если вам 50, ваша жизнь кончена. В 50 лет жизнь только начинается. В этом возрасте дамы не отягощены работой, у них огромное количество времени, которое можно потратить на выходы в театр, в оперу и на балет. И стоит задуматься о хорошем внешнем виде. Не обращайте внимания на пересуды. Как только человек становится на ступеньку выше того уровня, где он раньше был, люди, начинают его осуждать: “Извини, Людмила Павловна, тебе уже 70. Ну какое тебе маленькое черное платье?” Если вы решили оставаться леди в 60-80 лет, учтите, что не всегда вы будете нравиться окружающим. Даже если вы будете все делать безупречно, всегда найдется человек, который вас раскритикует. Не обращайте внимания и продолжайте идти к своей цели.
— Что из нынешних модных тенденций подойдет женщинам за 50?
— Свободный полет. Однако не стоит сочетать разные цвета металлов. Кто-то говорит: “Мне это колечко серебряное подарил муж, я не буду снимать его никогда”. И надевает на ту же руку огромные перстни. Это, конечно, хорошо, что муж вам подарил тоненькое серебряное колечко, но иногда нужно думать и о том, как это будет смотреться с другими украшениями, что вы носите.
— Известно, что мода повторяется. На пике популярности винтажные вещи. Какие сокровища молодежь может найти в бабушкиных гардеробах?
— Если вы гонитесь за винтажем и ретро-одеждой, можете поискать в бабушкином гардеробе большие свитера, винтажные туфли и как-то применить к своему образу. А дамам возрастным я не советую надевать вещи, которые были у них в гардеробе 20-40 лет назад. Большие мохеровые свитера на 25-летних будут смотреться стильно и актуально, а моим дамам прибавят возраст. Лучше надеть шикарное новое платье, которое возвысит вас и сделает еще прекраснее.
— А шляпка или сумочка из прошлой эпохи?
— Незаслуженно мало говорят сегодня о возрастной моде для мужчин. Вам так не кажется?
— Это пережитки прошлого. Мы видим бородатого дедушку в свитере, который ему связала бабушка, в драном трико со штрипками, с вытертыми коленками. А в Европе тот же бородатый дедушка, но борода у него будет хорошо пострижена, и одет он будет как хипстер… Вот она и разница. Конечно, не будет такого, чтобы, как по мановению волшебной палочки, все стали хорошо одеваться. Это произойдет постепенно, со сменой поколений. Пока же это вопрос менталитета. Ну куда у нас в России пойдет дедушка? У нас разве много людей, которые в 60 и 70 ходят в кино, на светские мероприятия, на скачки, на выставки, в рестораны или пьют по утрам кофе на террасах кафе? Пока, к сожалению, немного. Но все же такие люди есть, и это радует. Они показывают пример своим друзьям и окружающим и заряжают их неподдельным интересом выглядеть стильно и одеваться со вкусом.
Беседовала Антонида Пашинина
Проект «Лучшая половина жизни» реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
Анатоль Вовк: моя миссия — сделать историю моды доступной каждому
Историк моды и эксперт на ТВ Анатоль Вовк рассказала Тайм Аут о том, как он увлекся fashion, и как расширять кругозор другим поклонникам мира моды.
— Как трансформировался ваш собственный стиль по мере роста увлечением модой?
— Стиль формируется всю жизнь. Он меняется, преображается в зависимости от развития человека. Узнавая новые факты, путешествуя по новым странам, мы расширяем свой кругозор, следовательно, и меняем свое восприятие, что есть красиво. Я не знаю ни одного человека, который бы с детства сохранил один и тот же стиль в одежде. Да даже с юности! Ведь если человек не стоит на месте, то изменения в стиле неизбежны.
— Были ли луки, о которых сейчас вспоминать смешно?
— Какими проектами в сфере моды вы занимаетесь сейчас?
— Я много читаю лекций, на нескольких языках — как в России, так и в Европе. Работаю на телевидении, у меня несколько рубрик о моде. Развиваю свой YouTube. Консультирую бренды.
— Есть ли у вас миссия? И нужна ли она вообще человеку из модной индустрии?
— Моя миссия — сделать историю моды доступной каждому. Я — в некотором роде популяризатор моды, который доступным, грамотным языком объясняет сложные процессы, происходящие в мире fashion.
— Какие источники нужно регулярно изучать, чтобы быть в курсе актуальных трендов в мире моды? Слушаете ли вы подкасты? Или должны быть визуальные каналы?
— Книги. Для меня они являются первоисточником информации. Я человек, который любит фундаментальность во всем. Книги могут дать человеку много полезного, в то время как в интернете может быть немало ошибок. Но у каждого свои особенности восприятия и усвоения знаний: хочется вам что-то смотреть — смотрите!
Я — в некотором роде популяризатор моды, который доступным, грамотным языком объясняет сложные процессы, происходящие в мире fashion
Ориентироваться нужно на себя и особенности своего мозга. У кого-то лучше информация воспринимается на слух, а у кого-то развита зрительная память. Так что не стоит рьяно следовать тому, что делают другие. Для начала стоит разобраться в себе.
— Вы уже почти 6 лет на YouTube — поделитесь принципами работы с этой аудиторией. Какой контент дает наибольший отклик, обратную связь? Как вы создаете этот контент?
— Мой канал был создан просто для того, чтобы выкладывать интервью. И это было так. Но год назад мне в голову пришла идея развивать его, делать качественный контент, который нравится публике. Я работаю не один, у меня есть ассистент, оператор, фотограф, которые являются частью команды. Каждое наше видео — это небольшой, но качественный фильм. Это не просто видео, снятое абы как, это продуманный до мелочей продукт. На съемки уходит немало времени, как и на монтаж. Для меня важно, чтобы такие ролики нравились моей публике. Я прислушиваюсь к ней и исправляю какие-то технические нюансы. И каждое видео у нас становится лучше предыдущего.
— Дайте совет: как правильно работать со СМИ — телеканалами и изданиями? Вас приглашают, или вы обращаетесь с готовым продуктом?
— Я — специалист своего дела, который посвятил высшему образованию 12 лет. И каждый день я продолжаю развиваться. Я читаю много книг на нескольких языках: русском, французском, английском и еще на нескольких. Вот вы мне прислали вопросы для того, чтобы узнать ответы. Я обращался к вам, или вы сами мне написали? Да, вы написали мне сами. Вот и ответ.
— Как выглядит ваш рабочий день, какого придерживаетесь распорядка, чтобы все успевать?
— Я всегда соблюдаю режим. Сплю по семь часов в день, порой меньше. Важно понимать, что время летит, и нужно много успеть. Поэтому глупо просто так тратить время и валяться на диване. Я не привык лениться и много работаю. В мире столько всего, что нужно узнать. Множество книг, которые нужно прочесть, несчетное множество фильмов, требующих просмотра, невероятное множество произведений искусств — и все это нужно успеть за жизнь. Это важно, по крайней мере, для меня.
— Как записаться на ваши лекции?
Беседовала Ирина Белоусова
Голь на выдумку хитра: Откуда берутся «народные» тренды?
Появление антитрендов связано не только с отсутствием вкуса у людей, но и со швейной промышленностью Китая.
Фото: Globallookpress.com / Andrey Arkusha
Вы когда-нибудь задавались вопросом, откуда появляются те или иные «народные» тренды? Их не было в последних коллекциях модных брендов, они не представлены на полках масс-маркета, но носят их с завидным упорством. В погоне за стильным и ярким образом, люди не замечают, что надевают порой безвкусицу. Историк моды Анатоль Вовк связывает это с тем, что не у всех есть достаточное количество средств, чтобы приобретать по-настоящему модную и качественную одежду. Многими женщинами движет желание выделиться из толпы, и они надевают все самое «модное» и яркое.
— В качестве примера можно привести купеческую моду конца XIX века, когда приходила купчиха и за 100 рублей просила сшить одежду так, чтобы это выглядело на 1000 рублей. А аристократка, наоборот, просила за 2000 рублей сшить так, чтобы выглядело на 100 рублей. Это все у нас осталось. Мы любим это. Мы любим одеваться ярко. Одежда для многих российских женщин — это витрина благосостояния, на которой нужно показать все лучшее сразу.
В наше время дешевая альтернатива люкса идет из Поднебесной с биркой «Made in China». Правда, стоит заметить, что многие известные мировые бренды не брезгуют отшивать вещи в Китае из-за темпов производства и низкой цены. Фабрики могут «подсматривать» за тем, что заказывают у них именитые клиенты, видоизменять лекала, ткани, цвета и шить похожие вещи, но худшего качества.
Наталина Шубина
Визажист, блогер, совладелица бренда Tutto Bene
— Разговаривать об эксклюзиве можно только от 1000 штук модели одного цвета, и то не факт. Бывает, что ты еще не успел согласовать образец вещи, а она уже через неделю появилась на Aliexpress. Мне выгодно шить 100 платьев, но они будут шить 1000 экземпляров: 100 отдадут мне, еще столько же отдадут какому-нибудь оптовому клиенту, а все остальное закинут на Aliexpress по супер-низкой цене.
Часто весь этот неликвид заказывают огромными партиями для реализации на вещевых рынках. К моде это не имеет никакого отношения, это даже нельзя назвать fast-fashion, скорее «отходами» и переработкой хорошего дизайна для снижения цены изделия. Но из-за низкой цены и броскости вещей, они приживаются в народе.
Вязанные сапоги
Фото: Instagram @koketka_kzn
В 2008-м девушки в России начали покупать и носить вязаные сапожки всех цветов радуги, но самыми популярными цветами были черный и белый. Общество разделилось на два лагеря: кто-то считал эту обувь полной безвкусицей, а кто-то — последним писком моды.
Историк моды Анатоль Вовк считает, что вязаные сапоги пришли от гетр, которые были популярны в 90-х и первой половине 2000-х. Удачный пример такой обуви — вязаная вариация сапог от бренда UGG.
— Они пошли от вязаных гетр, которые сверху надевали сначала на кроссовки, а потом на всю обувь. Это очень удобно для тех, кто живет в северной части нашей страны. Потом это все переросло в вязанные голенища, а иногда для лета делали такие кружевные а-ля бабушкина салфетка с телевизора. У подобных трендов нет «родителя», это витает в воздухе.
Сумка-хамелеон
Фото: Instagram @nika_bags
Модель сумки с 3D эффектом была придумана японским брендом Issey Miyake и получила название BAO BAO. Дизайнеры хотели сделать их маленьким олицетворением мегаполисов: технологичные города — технологичные сумки. Но после старта продаж модель переняли китайцы и начали штамповать дешевые копии миллионными партиями. Эти сумки выглядят нелепо не только из-за того, что это подделка под японский бренд, но и из-за оттенка хамелеон, который прижился в обществе из-за его «оригинальности» и «необычности».
Красный пуховик с мехом енота
Фото: Instagram @1001parka
Несколько лет назад россиянки начали носить красные пуховики с мехом енота на капюшоне. Пуховик, как отдельная вещь, всегда будет актуален в холодном российском климате, но его дизайн иногда поражает своей безвкусицей. Появление пуховиков красного оттенка, который уходит в коралловый, связан не с китайскими производителями, а со спросом на него. Как известно, спрос рождает предложение. Некоторые считают, что потребитель выбирает такой цвет из-за национальной особенности, ведь красный — это один из главных цветов России.
— Для людей, которые не могут себе позволить пуховик от Moncler за 300 тысяч рублей, хорошей альтернативой являются вот такие вещи, например, красные пуховики с капюшоном из енота, которые стали популярны последние несколько лет. Мы любим красный цвет — он наше все. Красный — это цвет сарафана, цвет красивый, цвет революции, цвет СССР. Сегодня красный — это один из любимых цветов в России. А енот, потому что это один из самых дешевых мехов.
Одежда с принтом в виде комиксов
Фото: Instagram @anastasia_custom
Одежда с принтом в виде комиксов — еще один наглядный пример того, как можно выделиться из толпы, надев всего одну яркую вещь. Мода на принт пошла от итальянского бренда Moschino, который выпускает яркие и зачастую абсурдные коллекции одежды. В 2014-м на подиуме в Милане гуляли модели, одетые в леггинсы, куртки, футболки, слипоны и другие предметы гардероба именно с рисунками из комиксов.
Показ знаменитой коллекции «Fast Fashion — Next Day After The Runway». Фото: Globallookpress.com / ZUMAPRESS, 5-tv.ru
Но все коллекции Moschino в мире моды воспринимаются как fast-fashion — тренды, которые популярны только один сезон. Стоит вспомнить нашумевшую коллекцию «Fast Fashion — Next Day After The Runway» («Быстрая мода — Следующий день после показа»), где креативный директор бренда Джереми Скотт создал вещи в виде пародии на американскую сеть фастфуда. Чехлы на iPhone в виде коробочки с картошкой фри до сих пор можно встретить на рынках, например, на петербургской «Апрашке». Когда о коллекции с комиксами модные дома забыли, китайские производители поняли, что она все еще в спросе у потребителя, и продолжили отшивать подобную одежду.
Павлопосадские платки
Фото: Instagram @pavlopasadskie_platki_
Павлопосадские платки можно сравнить с шерстяными платками от бренда Hermes, цена которых неподъемна для обычного человека. Народный аксессуар вошел в повседневную носку в 2008-м: тогда на них взлетели цены из-за высокого спроса. Россиянки сочетали их с кожаными куртками, пальто, шубами и даже пуховиками, не забывая накрасить губы красной помадой. Элемент русского фольклора придавал образу шарма, но через несколько лет платки вышли из моды. Однако в наше время их все еще можно встретить.
— Все эти тренды приживаются и остаются надолго из-за того, что не имеют никакого отношения к моде и даже не являются fast-fashion — это когда сегодня модно, а завтра не модно. Когда-то на волне патриотизма таким образом прижился павлопосадский платок и его носят до сих пор, как альтернативу дорогих платков Hermes.
Красные мокасины
Фото: Instagram @wo.men_shop
И снова красный цвет. В 2009–2011 годах появился очередной народный антитренд, о котором шутят до сих пор. Замшевые мокасины ярко-красного цвета в сочетании с белыми носками, носили «модники» по всей России. Особенно популярны мокасины этого цвета были в Москве. Откуда «растут» ноги этого антитренда сказать трудно: мокасины считались модной летней обувью, носили их и мужчины, и женщины. Популярность именно этого цвета, скорее всего, связана с симпатией россиян к ярко-красному. Ярко — значит, модно.