антонио спадавеккиа биография роль в золушке
Как итальянец стал советским композитором и написал песни к «Золушке»
На новогодних каникулах нам не раз покажут сказочную «Золушку». Наверняка многие начнут подпевать, когда на балу она поставит придворных в круг и споет про доброго жука. Эту песенку знают все, от мала до велика, но вот о ее авторе, скорее всего, не слышали. Между тем это человек с удивительной судьбой, обрусевший итальянец, который стал известным в СССР композитором, но о котором совершенно забыли после его смерти.
Дед будущего композитора был вынужден бежать из Италии, поскольку помогал Джузеппе Гарибальди в борьбе за освобождение страны от австрияков. Пристанище нашел в Керчи, завел там семью. Сын Эммануэль стал морским капитаном, и его отпрыск родился прямо на корабле, который шел по Черному морю близ Одессы. Именно этот город значится в документах Антонио Спадавеккиа как место рождения.
Позже семья уехала в Баку. Когда начались погромы, прятали у себя армян. Итальянцев вряд ли тронули бы, но в пылу гнева азербайджанцы могли обыскать дом, поэтому сами Спадавеккиа на всякий случай в опасные моменты отсиживались в подвале. Есть там было нечего, кроме… черной икры. Став взрослым, Антонио даже видеть ее не мог.
Морская служба не задалась, парень не стал продолжателем дела отца, а увлекся музыкой, ведь его мама была пианисткой. Он рискнул уехать в Москву и смог поступить там в консерваторию. Позже отец приехал за сыном: на тот момент он уже овдовел. Поселился в подмосковном Абрамцево, а позже женился во второй раз — на женщине, которая помогала по хозяйству.
Антонио Спадавеккиа окончил консерваторию в 1937 году. Был учеником Сергея Прокофьева. Из-под его пера вышли несколько опер, в том числе «Хождение по мукам» и «Овод», которые ставили в Пермском театре оперы и балета. Написал он музыку к двум балетам и оперетте. Но больше всего работал с кинематографистами. Его мелодии звучат в «Золушке», «Неподдающихся», «Шумном дне», «Смелых людях», мультфильме «Дудочка и кувшинчик» и многих других картинах.
Нинель Мышкова стала первой женой композитора с итальянскими корнями. Фото: личный архив.
Первой женой Антонио стала актриса Нинель Мышкова (Марья-искусница из одноименной сказки, снятой Михаилом Роу). Брак распался быстро, и Спадавеккиа был страшно подавлен. Подробностей он никому не рассказывал, обмолвился друзьям лишь, что вложился в строительство кооператива. При этом после развода оказался в коммуналке. В комнатке поместились диван и пианино, больше ни для чего не нашлось места.
Второй раз Антонио женился на своей бывшей соседке по даче. Они были знакомы давно.
— Наши дачи в Абрамцево находились по соседству. Каждый день виделись на пляже. Антонио был шумный, веселый — настоящий итальянец. После пляжа звал к себе пить чай. Его мачеха — Татьяна Матвеевна — жила на даче круглый год, кормила нас вареньем. А мы и рады были: времена послевоенные, голодные. Еще Антонио мог достать билеты в любой театр, нам тоже перепадало. Всегда приглашал на свои премьеры, — рассказывала Лидия Спадавеккиа «Экспресс газете».
Позже они встретились уже после развода Антонио с Мышковой. Девушка позвонила спросить, не устроит ли старый друг ей билет в театр, и узнала, что он переехал в коммуналку. Подробности развода выяснять не стала, просто выслушала то, что он захотел ей рассказать.
Прошло несколько лет, и произошла случайная встреча. Спадавеккиа пришел в учреждение, где работала Лидия Дмитриевна, по каким-то делам. Увидев давнюю знакомую, обрадовался, позвал в ресторан на обед, а затем и в гости — похвастать новой квартирой в доме композиторов, где он купил двухкомнатную квартиру пополам с другим сочинителем — Владимиром Рубиным.
Встречи стали повторяться. Лидии было 23, а Антонио 49, однако это совершенно не смущало обоих.
— Антонио я знала давно, мне с ним было легко, у нас были общие духовные интересы. Он веселый, театрал, интеллектуал, юморист. В жизни не подумаешь, что ему уже 49! Так что, когда он сделал мне предложение, я согласилась. Он сразу поехал к моей маме официально просить руки. Мама, конечно, упала в обморок. Правда, потом сказала: «Делай как знаешь», — вспоминала Лидия Дмитриевна.
После скромной свадьбы супруги стали жить у Антонио, в доме, где их соседями были Шостакович, Хачатурян, Ростропович, Свиридов. В основном дружили, хотя всякое случалось: как-то один из жильцов обвинил другого в плагиате, говорил, что открыл на кухне мусоропровод и подслушал!
Затем была уже отдельная квартира в новом доме композиторов, на Студенческой улице. Лидия бросила работу: пришлось стать секретарем у собственного мужа — он мог сочинять по ночам, а днем отсыпаться. Именно в это время начинали звонить или приходить домой музыканты, режиссеры, либреттисты. Лидия справлялась со всеми, полностью погрузившись в музыкальную сферу. В командировки тоже с мужем ездила, порой несколько месяцев переезжали из города в город. Но то время вдова композитора вспоминала с радостью, говорила, интересно было.
Лишь одно омрачало семейную жизнь: ребенка завести не получалось. Медицина тогда разбираться в этом тонком деле не умела, и ни одна жена Спадавеккиа не родила. Он тоже мечтал о наследнике и даже предлагал Лидии родить от кого-то еще, обещал принять как родного. Но женщина строгого воспитания и представить не могла, как пойти на такое. Поэтому просто ушла от мужа после семи лет брака.
26-летняя разница в возрасте супругов была совершенно не заметна. Фото: личный архив.
Она тогда заболела, а супруг был в командировке, приехать никак не мог. Тут и подвернулся давний поклонник из Риги, как раз приехавший в Москву. Поухаживал за больной, отвез в больницу, привез домой после операции, говорил о любви, писал письма. Лидия Дмитриевна сдалась и уехала в Ригу.
Впрочем, с Антонио они вели дружескую переписку, пока его новая жена не возмутилась. С третьей супругой композитора познакомили друзья, видимо, чтобы не тосковал по Лидии.
А она родила от второго мужа ребенка, прожила в Риге 20 лет, развелась и вернулась в Москву. Сын ее в 1997 году пропал без вести. Но есть внучка.
Антонио Спадавеккиа скончался в 1988 году, несколько месяцев не дожив до 81-летия. О нем мало что известно широкой публике. К сожалению, музыкант не удостоился даже мемориальной таблички на доме.
«Золушка» 1947 г. Почти сказочная история.
Для создания предпраздничного настроения предлагаю вам прочитать этот интересный рассказ о всеми нами любимом фильме «Золушка». Написала его не я, но это не делает его менее интересным)
Сказки не возникают из пустоты. Сказки рождаются, живут, взрослеют и увы, умирают. Сказки умирают, так как не остается тех, кто продолжает верить в Эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать, где-то там, на гране сна и детской мечты.
Удивительный, наивный, смешной и действительно сказочный фильм «Золушка» вышел в свет в далеком 1947 году.
Фильм был утверждён к производству на заседании худсовета «Ленфильма» 29 мая 1945 года.
Тогда, в послевоенном, голодном Ленинграде, сама идея создания фильма сказки была если не крамольной, то, по крайней мере фантастической. Несмотря на наступившую весну, на Ленфильме было достаточно холодно. По замыслу авторов, фильм «Золушка» должен был быть снят только на цветную пленку. Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного художника Николая Акимова. Однако, из-за очень ограниченного бюджета пришлось снимать на трофейную немецкую черно-белую пленку. За много лет, архивная копия фильма изрядно пострадала, и несколько раз подвергалась полной реставрации: в 1967 году на киностудии «Мосфильм» и в 1981 году на киностудии имени М. Горького. В 2009 году на студии «Ленфильм» и американской студии «Legends Film» (Обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость работ составила свыше миллиона долларов) фильм прошёл полную реставрацию изображения и звука, наконец стал цветным! Премьера цветной сказки состоялась 1 января 2010 года. Но первая премьера фильма состоялась 24 апреля 1947 года.
«А ещё корону надел!»
На роль короля пробовались и Ю. Толубеев, и К. Адашевский — и каждый был по-своему хорош, но лишь в Гарине обнаружилась та мера эксцентрики и задушевности, которая нужна сказке.
«Не плачь. Король-вдовец, мы и тебя пристроим»
Пожалуй, фильм «Золушка» невозможно представить без участия Фаины Раневской. Фаина Раневская во время съёмок очень похудела и, по утверждению режиссеров (И. М. Гиндин, А. Кудрявцева), не соответствовала образу «доморощенного диктатора». Для изменения внешности Раневской пригласили с «Союздетфильма» знаменитого Владимира Георгиевича Яковлева – основателя цеха пластического грима. Фаина Раневская готова была на все – с нее сняли слепок, изготовили накладки на нос и щеки. Однако вследствие отказались от этой затеи – грим отнимал слишком много времени. Тогда Яковлев и Ульянов (главный гример киностудии Ленфильм) предложили более простой метод изменения лица актрисы. Яковлев привез уникальный каучуковый клей собственной разработки, и нос Фаины Раневской подтягивали вверх при помощи тонкой полоски тюля и этого клея. Но этого было недостаточно. И тогда Фаина Раневская запихивала за щеки комочки ваты. Когда её просили не мучить себя, раздражённо отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».
Так же при помощи Яковлева был создан грим кучера-крысы для актера Василия Сергеева (в титрах не указан).
Впрочем как и не указаны в титрах Михаил Ростовцев и многие другие актеры.
«Почему мне до сих пор не доложили, что ты уже вырос?»
На момент съёмок фильма «Золушка» у Янины Жеймо было было около 38 лет. На её роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно. Янина была старше экранных сестёр и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое».
На роль принца был утвержден Алексей Анатольевич Консовский (муж актрисы Веры Алтайской, легендарной Тетушки-Непогодушки), которому тогда исполнилось 34 года.
«Очень вредно не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь»
Пожалуй самым сложным, с чем пришлось столкнутся, художнику по костюмам Татьяне Левицкой, это полное отсутствие материала из которого можно было сшить сказочные костюмы для королевского бала.
Съемочная группа приносила из дома все, что хоть как то могло помочь работе. Большую часть костюмов сшили из бархатных и велюровых штор. Но самое сложное, не из чего было создавать костюм самой Золушки и костюм Феи-крестной. Удивительный факт, что после съемок фильма «Весна», Раневская привезла из Праги обрезки шифона и небольшое настенное бра, сотканное из кристалликов чешской бижутерии. Именно из этих обрезков и удалось собрать уникальное платье Золушки, а из элементов бра, вышел волшебный головной убор Феи-крестной.
Но на этом история не кончается.
Во времена перестройки, когда сплошь и рядом закрывались театры, музеи и вообще творился полный хаос, в подвале одного дома, в Петербурге, один мой друг (в то время увлекающийся дигерством) нашел несколько коробок со старыми театральными костюмами. Зная мое увлечение собирательством всего имеющего отношения к кино и театру, он привез одну из коробок мне. Среди отсыревших костюмов, покрытых паутиной и плесенью, я уловил еле знакомые очертания… Что же это? Некогда белое платье почти рвалось по швам, и только с внутренней стороны платья виднелся еле читаемый кусочек ткани пришитый вручную. На нем аккуратным почерком было выведено: «Жеймо». И тут все стало ясно, я вспомнил, где и когда видел эти платья, эти парики и туфельки… ЗОЛУШКА.
С тех пор прошло очень много времени. Менялся мир вокруг меня, менялись страны и города. Но эта удивительная сказка почти всегда сопровождала меня. Почти год потратила наша студия, чтоб восстановить и отреставрировать этот уникальный костюм, сшитый вручную.
Сказки рождаются, живут… но не умирают! Сказки всегда должны жить, пока есть те, кто верит в Эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать, где-то там, на гране сна и детской мечты».
Опубликовано с разрешения автора Anton Valiar. Просьба при перепостах указывать автора.
Автор песен Золушки предлагал супруге родить от другого
Как итальянец советским композитором стал
Дед Антонио Спадавеккиа вместе с Джузеппе Гарибальди боролся за освобождение родины от австрияков, и вынужден был бежать из Италии. Поселился в Керчи, где обзавелся семьей. Его сын Эммануэль стал капитаном. Антонио появился на свет на корабле неподалеку от Одессы. Этот город и указали в его документах как место рождения.
Сначала Нинель МЫШКОВА быстро сходила замуж за Владимира ЭТУША, потом так же ненадолго за Антонио
Мышкова вырвала сердце
Мама упала в обморок
С тех пор мы стали встречаться чаще. Мне уже исполнилось 23, сверстницы повыходили замуж, у кого-то и дети пошли. Я тоже думала о семье. Антонио я знала давно, мне с ним было легко, у нас были общие духовные интересы. Он веселый, театрал, интеллектуал, юморист. В жизни не подумаешь, что ему уже 49! Так что, когда он сделал мне предложение, я согласилась. Он сразу поехал к моей маме официально просить руки. Мама, конечно, упала в обморок. Правда, потом сказала: «Делай как знаешь».
Евгений ШВАРЦ написал и сценарий киносказки, и тексты ко всем песням
Друг познается в биде
Табличка на могиле композитора: фамилию почти не разобрать
Какая премьера без драки!
Бурной и весёлой семейной жизни Лидии и Антонио.
Сын пропал без вести
Она ушла от мужа спустя семь лет брака. И до сих пор чувствует вину за это. Но тогда ей очень хотелось ребенка. У Антонио, видимо, были проблемы, ведь ни одна из его жен не родила. А детей он обожал. Даже сказал Лидии: «Роди от кого-нибудь другого. Воспитаем». Но она была человеком строгого воспитания, не могла представить, как такое возможно при живом муже. Отношения разлаживались. Тут, как назло, Лидия Дмитриевна сильно заболела. Антонио вырваться из командировки не мог. Зато приехал из Риги ее поклонник, отвез в больницу, забрал после операции. Стал забрасывать письмами. В итоге она уехала с ним в Ригу.
Однако Антонио остался другом. Они еще долго переписывались, пока новая супруга Спадавеккиа не обнаружила письма и не запретила мужу общаться с бывшей женой.
. абсолютно не мешала 26-летняя разница в возрасте
С могилой сложнее. По действующему законодательству дать разрешение на установку памятника может только ответственный за захоронение, в данном случае законная вдова. А она за 27 лет не удосужилась найти время и средства, чтобы справить достойное надгробие. Хотя не бедствует, ей ведь идут авторские. Однако общаться она ни с кем не желает.
Антонио спадавеккиа биография роль в золушке
Песни из к/ф «Золушка»
А еще Лидия Дмитриевна предоставила нам свои семейные фотографии и фото самого Антонио Спадавеккиа. До сих пор в интернете имелись лишь пара размытых фотографий Спадавеккиа, на которых ему много лет. Теперь мы можем увидеть его лицо, и также семейные снимки. Сохранилось единственное фото, где он с отцом. И единственное фото, на котором его мачеха. Всё публикуется впервые.
Его дед вместе с Гарибальди боролся за освобождение родины, но вынужден был бежать из Италии. Поселился в Керчи, где обзавелся семьей. Его сын Эммануэль стал морским капитаном. Антонио родился на корабле, неподалеку от Одессы, но в его паспорте местом рождения была указана Одесса. Мама Антонио пианистка.
После рождения семья Антонио поселились в Баку. Там они застали погромы, когда турки вырезали армян. Поскольку семью Спадавеккиа не трогали, они были итальянцы, то они стали спасать армян, прятать их в подвале. Помимо опасности, что их всех раскроют и убьют, люди страдали от голода. В доме из еды имелась лишь бочка черной икры. Долгое время и спасенные и спасатели питались лишь икрой. С тех пор Антонио никогда не ел черную икру.
У нее сохранилось одно фото, сделанное у дома композитора на Студенческой. На нем (слева направо) – сам Спадавеккиа, Лидия, жена Слонова и Слонов Юрий Михайлович, композитор-песенник, писал песни на морские темы.
Опера «Овод» ставилась по всей стране, а потом почти по всему миру.
Если Вам небезразлично сохранение памяти о людях, оставивших след в истории и культуре, Вы можете оказать помощь:
Сказочный, такой волшебный, фильм из детства моего. Удивительные истории создания советского фильма «Золушка». Фильм цветной и песни
«Сказки всегда должны жить, пока есть те, кто верит в эту удивительную волшебную реальность, которая могла бы существовать, где-то там, на гране сна и детской мечты».
При слове «Золушка» я часто вспоминаю
Прекрасный образ, созданный Жеймо.
Во мне улыбку только вызывает
Послевоенное волшебное кино.
И хоть она сегодня в ярком цвете,
Она была и в чёрном хороша.
Подумать только, семь десятилетий
С экрана светит добрая душа!
Чем сказка кончится, давно известно,
Но у неё есть чудный феномен:
Она, как будто возвращает в детство,
В свой ненадолго забирая плен.
Конечно, принцев жутко не хватает,
Но жизнь хранит свой маленький секрет:
Любовь мужчину в принца превращает,
Когда для женщины его милее нет,
Когда мечты о нём и мысли тоже,
И нет любимей имени его,
И хочется душою быть похожей
На милый образ, созданный Жеймо!
Тогда, в послевоенном, голодном Ленинграде, сама идея создания фильма сказки была если не крамольной, то, по крайней мере фантастической. Несмотря на наступившую весну, на Ленфильме было достаточно холодно. По замыслу авторов, фильм «Золушка» должен был быть снят только на цветную пленку. Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного художника Николая Акимова. Однако, из-за очень ограниченного бюджета пришлось снимать на трофейную немецкую черно-белую пленку.
Инициатором экранизации сказки о Золушке стал театральный художник и режиссер из Ленинграда Николай Павлович Акимов. К реализации своего замысла Акимов приступил почти сразу же после окончания Великой Отечественной войны в сотрудничестве с известным драматургом Евгением Шварцем и режиссером Надеждой Кошеверовой. Сам же Акимов был не только генератором идей и движущей силой проекта, но и принял в нем участие как автор костюмов и декораций.
Стоит отметить, что ленинградская съемочная группа выглядела в глазах властей более чем сомнительно, и в другой ситуации этим людям просто бы не позволили работать вместе.
Второй режиссер Михаил Шапиро был женат на родственнице Троцкого.
Композитор Антонио Спадовеккиа по национальности был итальянец.
Фаина Раневская была подругой опальной поэтессы Анны Ахматовой.
Алексей Консовский (Принц) происходил из семьи врагов народа, расстреляны отец и брат.
Василий Меркурьев был женат на дочери «чуждого советским гражданам» режиссера Мейерхольда.
Евгений Шварц дружил с репрессированными поэтами ОБЭРИУ Николаем Заболоцким и Николаем Олейниковым.
Помимо всего прочего, Янина Жеймо – полька, которую недолюбливал Сталин, считавший, что миниатюрной женщине не место в советском кинематографе, где должны блистать такие, как Любовь Орлова, чей образ создавался по типу рослых дебелых немецких актрис, «белокурых бестий».
В своих воспоминаниях Надежда Кошеверова, правда, высказала свою версию того, как началась работа над картиной: «В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…» Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий?» И я, не задумываясь, выпалила: «Шварц». Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся. Сценарий писался специально для Жеймо».
Как бы то ни было, Евгений Шварц в самом деле увлекся идеей создания киноверсии известной сказки и за очень короткий срок написал первый вариант сценария — 15 мая 1946 года Кошеверова держала в руках рукопись «Золушки». В конце месяца состоялся худсовет по поводу запуска фильма в производство, на котором сценарий получил самые лестные отзывы, и уже летом 1946 года начались съемки картины.
Сначала в Риге и ее окрестностях были отсняты натурные эпизоды, а затем в ленфильмовских павильонах снимали сцены в интерьерах. Специально для комбинированных съемок Николаем Акимовым были изготовлены великолепные макеты дворца и окружающего его парка.
Однако работа продвигалась не совсем гладко – в помощь Кошеверовой был назначен второй режиссер, Михаил Шапиро, а художественное руководство съемочного процесса было поручено Григорию Михайловичу Козинцеву. Такое «многоначалие» никак не способствовало ни творческой атмосфере, ни продуктивности – порой режиссеры половину съемочного дня дискутировали по поводу того или иного эпизода. Осенью на очередном худсовете Шварц уговорил руководство студии «Ленфильм» предоставить создателям ленты свободу действий. Воодушевленная отсутствием «опекунов» Кошеверова продолжила съемки и успешно завершила их к зиме.
Среди претендентов на роль короля были известные артисты Юрий Толубеев и Константин Адашевский.