анзор кавазашвили вратарь биография
История в фотографиях. Анзор Кавазашвили
Четвёртый выпуск нашей фоторубрики посвящён Анзору Кавазашвили — вратарю, снискавшему славу и любовь болельщиков сразу в двух московских командах – «Торпедо» и «Спартаке». Большая часть карьеры голкипера прошла в стане «автозаводцев», но из обоих клубов он непременно уходил с трофеями. Будучи голкипером «Торпедо» и «Спартака», Кавазашвили по два раза выиграл чемпионат и Кубок СССР. И пусть большую часть времени наш герой находился в тени легендарного Льва Яшина, именно он занял место в воротах сборной СССР в стартовом матче ЧМ-1966 против Северной Кореи. На этом турнире Яшин и Кавазашвили выходили в основе через матч. По итогам состязания команда Советского Союза заняла четвёртое место, и в этом достижении была немалая заслуга Анзора Амберковича.
К слову, Кавазашвили одним из первых попал в Клуб Льва Яшина. На его счету 163 сухих матча. После завершения карьеры игрока голкипер продолжил трудиться на благо отечественного футбола. Некоторое время назад Кавазашвили возглавлял комитет РФС по выявлению договорных матчей, а с 1992 года и по сей день занимает должность президента Всероссийской федерации футбола.
С Анзором Амберковичем мы встретились в его загородном доме в селе Немчиновка. Двухэтажный особняк, хвойные деревья на участке, три собаки и большая семья – в такой обстановке живёт бывший вратарь сборной СССР. Общались в его рабочем кабинете. Анзор Амберкович достал большую сумку с фотографиями, и мы начали выбирать. Кавазашвили с удовольствием рассказывал о своей карьере, сборной, «Торпедо», «Спартаке» и, конечно, о вратарском искусстве. Итоговая фотоистория — перед вами.
Команда московского «Торпедо» после игры. Стадион «Динамо». На фото Николай Афанасьев, Валерий Воронин, Виктор Шустиков и Валентин Иванов. О чём это мы задумались.
Матч «Торпедо» — «Шахтёр» на стадионе «Лужники». Выбиваю мяч в прыжке после острой атаки «горняков». Третий номер на спине у Виктора Шустикова.
Игра в волейбол в Австралии перед контрольными матчами сборной СССР.
Вытаскиваю мяч из дальнего угла на тренировке.
Товарищеская игра в «Лужниках». Сборная СССР – сборная Бразилии. На фото Сичинава, Метревели, Кавазашвили и Пеле. Мы проиграли со счётом 0:3. В той игре я вышел на поле при счёте 2:0 в пользу бразильцев и отстоял в воротах второй тайм. Третий мяч в наши ворота забил Пеле. Он вошёл по флангу в штрафную площадь, и я понял, что смогу накрыть этот мяч в прыжке. Полетел на левую ногу Короля Футбола, но Пеле умудрился переложить мяч под правую и забить. Он перехитрил меня. До сих пор не могу этого понять. Пеле был выдающимся игроком, его действия сложно было предугадать. Природа наградила его великой техникой.
В посольстве СССР в Париже. Изучаем свежую газету со Львом Яшиным и Валентином Ивановым. С Яшиным часто жили в одной комнате.
Сборная СССР перед выездом на чемпионат мира в Англию. Дом отдыха «Озёра». Морозов, Шестернёв, Хурцилава, Сичинава, Яшин, Воронин, Банников, Метревели, Малафеев, Золотов (стоят), Гетманов, Серебрянников, Маркаров, я, Пономарёв, Численко, Банишевский, Афонин (сидят).
C главным тренером сборной СССР Николаем Петровичем Морозовым и Николаем Люкшиновым. Морозов порой говорил: «Удивляюсь Анзору. Если его на сучок посадишь, то он и на нём уснёт. У него настолько сильная нервная система». Я всегда был спокойным человеком, и это качество по жизни мне помогало. Морозов был очень эрудированным человеком, мы прямо рты открывали.
Чемпионат мира в Англии. Едем на первый матч мундиаля с Северной Кореей. Рядом с автобусом стоят тренер сборной СССР Юрий Золотов и старший тренер команды Николай Морозов. Дурачимся, я выступаю в качестве водителя автобуса.
Капитан «Торпедо» Эдуард Стрельцов держит над головой кубок СССР. Всеобщая радость от победы.
Московское «Торпедо» — обладатель Кубка СССР. На фото — слева нападающий «Торпедо» Михаил Гершкович, по центру капитан команды Эдуард Стрельцов (с кубком СССР в руках) и я с сыном Роланди.
Держу в руках уменьшенную копию кубка СССР и приз лучшему вратарю. Тогда одинаково настраивались как на игры Кубка страны, так и на матчи чемпионата.
Буква «Т». «Торпедо» в полном составе встало буквой «Т». В стан «автозаводцев» попал абсолютно случайно. «Зенит» играл против «Торпедо», и главному тренеру чёрно-белых Виктору Маслову понравилась моя игра. Тогда меня и пригласили в «Торпедо».
Матч чемпионата СССР «Спартак» — «Торпедо». По моему разумению, Михаил Гершкович остался на бобах, мяч у меня.
В «Лужниках». Сборная СССР готовилась к игре со сборной клубов Польши. Тот матч завершился со счётом 0:0. На фото рядом со мной Вова Капличный, Алик Шестернёв и Коля Осянин. Шестернёв был гениальным центральным защитником. Считаю его одним из лучших защитников мира того времени. Алик играл не хуже Беккенбауэра. Если бы они вдвоём играли в центре обороны за сборную мира, то это была бы потрясающая пара.
Матч сборной СССР в «Лужниках». Cостав команды (справа налево): Шестернёв, Кавазашвили, Асатиани, Дзодзуашвили, Бышовец, Хурциалава, Серебрянников, Метревели, Ловчев, Нодия, Мунтян. У нас у всех были дружеские отношения в команде. Все были деревенскими, простыми, живыми ребятами. Мы могли сначала выложиться на футбольном поле, а потом пойти выпить или попариться в бане.
Чемпионат мира в Мексике. Я и Геннадий Логофет примеряем во время фотосессии мексиканские сувениры. На чемпионате мира в Мексике у нашей команды был звёздный состав. Мы должны были громить всех и вся. Если бы играли не в мексиканской климатической зоне, а в Европе, то обязательно с таким составом дошли бы до финала. Ведь четвертьфинальная игра Уругвай – СССР проходила в самое пекло. Невозможно было не только бегать, но и просто двигаться. Мундиаль 70-го года был моим. Если бы сборная СССР прошла в полуфинал, то лучшим вратарём чемпионата мира был бы признан я, а не Мазуркевич, вратарь сборной Уругвая.
Команда «Спартака» в полном сборе. Состав команды (слева направо): Папаев, Мирзоев, Ольшанский, Логофет, Хусаинов, Осянин, Силагадзе (первый ряд), Ловчев, Киселёв, Калинин, тренер Исаев, Егорович, врач, я, Симонян, Старостин, массажист. «Спартак» в финальном матче обыграл СКА из Ростова-на-Дону, причём была назначена переигровка. Первый матч между командами завершился вничью – 2:2, а второй — минимальной победой красно-белых – 1:0. Я всю жизнь болел за «Спартак». А под знамёна любимой команды попал совершенно случайно. В конце 60-х годов меня хотели взять в тбилисское «Динамо». Я несколько раз дёргался в связи с этим приглашением. В конце концов довёл до бешенства руководство «Торпедо». Мне заявили: «Да иди в свою Грузию». Я пришёл расстроенный домой, и тут неожиданно раздался звонок от представителя «Спартака»: «Иди к нам!». Я обалдел.
На фото жена Алла, тёща Татьяна Михайловна с моей кривлякой-доченькой, наша бабушка Лиза и я.
Я и дочь Варвара. Дома в Немчиновке.
Стадион «Динамо». Праздник в честь Яшина. Легендарного Пеле пригласили на эту памятную встречу. На фото рядом с Пеле вдова Льва Валентина Тимофеевна и журналист-международник Игорь Фесуненко, проработавший долгое время в Бразилии.
На фото рядом со мной бывшие спартаковцы Сергей Шавло, Алексей Парамонов и Георгий Ярцев. Я как всегда всех веселю. С Парамоновым сложились очень близкие отношения. Мы дружим семьями. Он очень порядочный и хороший человек. Мы с ним сдружились во время отборочных игр к чемпионату мира в Мексике. Тогда Гавриил Качалин был главным тренером сборной СССР, а Парамонов — его помощником.
На отдыхе в Греции с любимой женой
Владелец «Спартака» Леонид Федун приветствует в «Лужниках» ветеранов красно-белых.
В Турции на отдыхе часто устраивают фото-шоу, и на этот раз не обошлось без него.
Анзор Кавазашвили: ужасный юбилей
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Разговаривали мы в его гаражном комплексе возле проспекта Вернадского. Рядом фирма по прокату лимузинов, еще фирма, еще. Кавазашвили хватает на многое.
— Как строится день обычного бизнесмена?
— В этом здании автосервис и салон лимузинов. Тоже ваши?
— Я один из хозяев. Еще у меня детский центр, там занимаются и малышами, и помогают беременным женщинам готовиться к родам.
— Лимузины приносят прибыль?
— На чем вы сделали первые большие деньги?
— 15 лет назад всю округу на улице Удальцова застроил гаражами. Хватило ума не пустить заработанное на ветер.
— Ни один футболист-шестидесятник, кроме вас, не преуспел в серьезном бизнесе. Почему?
— Давно не было в вашей жизни мордобоя?
— Синяк у меня остался. Но из машины я из-за чемодана не вышел. С того момента один с деньгами не езжу.
— Зато другая ваша драка прогремела на весь Союз.
— А документы не жалко? Фотографии? Дневники, которые всю жизнь вел?
— Семидесятилетие тоже не будете справлять?
— Не хочу. Может, улечу с женой за границу.
— Что такое старость?
Я для дочки построил красивый особняк на Киевском шоссе. Сказал: «Милая, это тебе подарок. Ну выйди замуж, дай мне возможность увидеть внуков…» Я Варечку вырастил на пузе.
— У вас, кажется, инфаркт был?
— Балуюсь иногда… А начал курить, когда Кострому тренировал. Второй тренер сигарету подсунул.
— Ярцев у вас в Костроме играл?
— Когда последний раз стояли в воротах?
— В вашей жизни были перчатки с особенной судьбой?
— Мы смотрим, у вас большой палец сломан. О чем память?
— Мы слышали, Маслаченко держал на вас обиду за переход в «Спартак»?
— Вы ведь годами не ходили на футбол…
— Колосков живет в соседнем доме. В гости заходит?
— Постоянно. В свое время мы спорили о должности, но остались в добрых отношениях. А сейчас они стали еще теплее. У Колосковых гараж в нашем комплексе. Таня, жена его, чудесный человек.
— Будь ваша воля, кто сегодня возглавлял бы РФС?
— Толстых. Хоть я к нему не очень хорошо отношусь. Но человек он знающий.
— А сборную кто должен возглавить?
— Вас тоже провоцировали?
— Как Хурцилава на чемпионате мира-70 ухитрился сыграть в разных бутсах?
— Кто в сборной считался главным шутником?
— А кому из футболистов в картах не было равных?
— В «храп». Я просадил две тысячи, пока не хватило мозгов остановиться. С тех пор в карты не играю. А другу на мебель пришлось своих денег добавлять.
— Чьей способности пить и играть вы поражались?
— Вы-то шампанское даже не пригубили?
— Нет! У меня было железное правило: в день игры позволял себе разве что стакан кофе с шоколадкой. Больше ничего. Только раз себе изменил, за что и поплатился. Это было в Кутаиси. Туда из моего родного Батуми утром в день игры приехала родня на четырех машинах. Брат говорит: «Позови Роина».
— Хорошо, живот не прихватило во время матча.
— Животом на поле обычно мучились москвичи, когда приезжали в Ташкент. Куда там первым делом идет гость?
— А с алкоголем у вас тяжелые встречи были?
— Одну запомнил. Приятель позвал на премьеру в Дом кино. Я приехал на своем пятиметровом «форде». Заглянули в буфет, выпили по рюмке коньяка. Потом по второй. И понеслось. Фильм так и не посмотрели. Остались в буфете, с народом общались, лобызались с кем-то. В какой-то момент чувствую: больше не могу. И поехал домой.
— Была зима, снега во дворе намело столько, что оставался маленький, узкий проход. Но огромный «форд» стоит ровно-ровно. Вот только все двери настолько плотно прижаты к сугробам, что остается гадать: как же я вчера из машины-то вылез?
— В советские времена вы ни в чем себе не отказывали. На «форде» катались.
— В Южном порту была комиссионка, куда управление делами дипкорпуса отдавало списанные иномарки. Но даже их купить было сложно. Когда пришел в «Спартак», вместе со Старостиным поехали к Трегубову, который возглавлял торговлю в Москве, за разрешением. Тот позволил.
— Какие машины вам предложили?
— Воронин на чем разбился?
— Говорят, авария сильно его изменила. И не только внешне.
— Когда последний раз видели Воронина?
— Самый необдуманный поступок вашей юности?
— И Галю потом нашли?
— Сколько прожили вместе?
— Как сложилась ее судьба?
— В 76-м умерла от цирроза печени.
— Конечно. Умный парень. Работает помощником сенатора в Совете Федераций. У меня две взрослые внучки и даже правнук.
— Второй раз когда женились?
— Хоть раз жалели, что бросили тренировать?
— Нет. Я устал от судейского беспредела. В 60-е футбол был чище, грязь пошла с 70-х. Когда тренировал «Спартак» из Костромы, чего только не насмотрелся. Судьи оборзели. Приезжали, подлецы, и с порога: «Нужны бабы, деньги, выпивка…»
— Велел купить ящик пива и воблу. Все.
Вот после Костромы я и не переношу судей. Потом в Африке работал, а когда вернулся в Москву, управление футбола поручило реформировать судейский корпус РСФСР. Арбитров, которые нас душили, сам стал душить. Подтянул молодых ребят.
— В Африке ЧП случались?
— Самый необычный сувенир, который привезли из-за границы?
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Анзор кавазашвили вратарь биография
Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры