Апшерон что означает слово
Абшерон
Апшеро́нский полуо́стров (Апшерон, азерб. Abşeron yarımadası ) — полуостровов на западном берегу Каспийского моря, на территории государства Азербайджан. Представляет собой юго-восточное окончание Большого Кавказского хребта.
Содержание
Название
Первоначально полуостров по названию небольшого селения Апшерон, существовавшего до 20-х годов XVIII века, получил название Апшеронского мыса, затем — современное название. Считается, что слово «Апшерон» происходит от солёная вода (аб вода, шерон солёная на языке татов), первоначально слово относилось к Каспийскому морю, а затем перешло на прибрежное селение.
Географическая характеристика
Апшеронский полуостров имеет длину около 60 км, ширину до 30 км. На восточной оконечности Апшерона расположена песчаная Шахова коса.
На Апшеронском полуострове и прилегающей акватории Каспийского моря имеются богатые нефтяные и газовые месторождения, разрабатываемые промышленным способом с конца XIX века (см. Бакинский нефтегазоносный район). Впрочем, кустарная добыча нефти с помощью колодцев велась здесь уже несколько веков.
Климат полуострова в основном сухой субтропический. Средняя температура в январе +3 °C, в июле +25 °C. Годовая сумма осадков — от 140 мм в юго-западной части до 250 мм в северной. Характерны мягкая зима, холодная весна, жаркое засушливое лето и ясная солнечная осень. Часты сильные ветры (бакинский норд, гилавар, хазри). Для полуострова типичны природные комплексы эфемеровой полупустыни с зимней вегетацией трав.
Хозяйственное значение
Апшеронский полуостров — важный промышленный район Азербайджана с нефтедобывающей, газодобывающей (Карадаг) и нефтеперерабатывающей промышленностью, в связи с чем имеются и экологические проблемы (значительная деградация почв, многочисленные случаи загрязнения поверхности нефтью, буровые отвалы и т. п.).
Сельское хозяйство на полуострове представлено виноградарством и бахчеводством на поливных землях.
На западном берегу Каспийского моря, близ Баку расположены бальнеологические курорты — Сураханы и Шихово (горячие, t 64-65°C, минеральные источники; бальнеолечебница, стационар); климатические приморские курорты — Мардакян, Бузовна, Загульба, Бильгях — многие переименованы (солнце- и воздухолечение, морские купания, песчаные пляжи; детские санатории — туберкулёзный, для больных ревматизмом, костнотуберкулёзный; дом отдыха, пионерские лагеря), Пиршаги (много зелени, лечебный виноград, инжир; пионерские лагеря), Туркяны (дома отдыха).
На полуострове проживают в основном азербайджанцы (90%), русские (6%), небольшое количество татар (2%) и украинцев (1%). У оснований полуострова на северном берегу расположен промышленный город Сумгаит c населением свыше 300 тыс. человек, на южном — столица Азербайджана Баку с населением свыше 3 миллионов человек.
Достопримечательности
Великие тайны Абшерона: о чем говорят топонимы полуострова
Сабунчи, Шихово, Маштага, Баил, Ахмедли, Зых, Балаханы. Нам с детства знакомы эти названия, однако не всегда понятно их происхождение. Что говорят и доносят они до нас сквозь века?
Об этом «Эхо» рассказывает историк, профессор Кямиль Ибрагимов, долгое время занимающийся вопросами исследования в области топономики.
Много районов получили свои названия от племен, населявших эти места в древности
Название города Баку, по мнению С.Ашурбейли, следует связывать в первоисточнике с племенем «бакан» или «баган». Очевидно, отсюда пошло название «Багаван» или «Багуан». Затем последовало завоевание арабов, оставивших отпечаток на названиях. Названия ряда селений Абшерона: Нардаран, Говсан, Тюркан, Шаган, Хырдалан, Амирджан сохранили свое древнее окончание «ан».
— Говорят, что в окрестностях нынешнего Баку в древние времена было государство Саба?
— О названиях и топонимах Абшерона говорилось неоднократно такими нашими учеными, как Сара Ашурбейли, Гиясаддин Гейбуллаев, Тявяккюл Салимов Шагани и др. Я хочу дать короткую информацию о некоторых топонимах Баку и Абшерона.
Существует такая версия, что на юго-западе Саудовской Аравии, на территории нынешнего Йемена существовало государство Саба. Оно было образовано в VIII веке до н.э. и существовало до IV века н.э. Это государство было настолько могучее, что имело торговые отношения с европейскими странами. Есть такая гипотеза, что государство Саба в какой-то исторический период завоевало прикаспийские земли, и в результате этого появилась эта этимология.
Вторая версия гласит, что этимология Баку, Сабаил или Баил связано с племенем «бакан» или «баган», обитавшим в древности в названных местах.
Этимология Баку, Сабаил или Баил связано с племенем «бакан» или «баган», обитавшим в древности в названных местах
— Гала. Скорее всего, да, объяснение топонима Гала, с одной стороны, основывается на исторических и археологических фактах, а с другой стороны, на народной этимологии. Одни переводят это слово как «крепость», а другие как «охраняемое место». Факты подтверждают, что в XIV веке и в первой половине XVIII века на этой территории было построено много крепостей наблюдательного характера.
Маштага. Название селение получило от осевшего здесь племени массагетов из Средней Азии. Их родиной было княжество на северо-востоке Албании, но в силу каких-то причин они покинули родные места и отправились кочевать. Часть отделившегося племени кочевала и поселилась в Европе. Со временем топоним массагет менялся «мазгут», «мязгата», «машгара» и, наконец, Маштага.
Мардакан. Название деревни связано с племенем мардов. В переводе означает «край мужественных людей». Из источников древних ученых Геродота, Плиния, Страбона известно, что марды еще в 331 году до н. э. участвовали в битве при Гавгамеле на стороне иранской армии и проявили бесстрашие и мужество. Вероятно, Сасаниды для того, чтобы укрепить северные границы, переселили их на Абшерон в V-VI веке.
Мардакан. Название деревни связано с племенем мардов
— Возможно, что многие личности также запечатлели свои имена в истории?
— В первую очередь стоит посмотреть на само происхождение слова, его перевод.
Амирджан. Во время правления ширваншахов во главе паломников, идущих в Мекку, со стороны государства назначался главный, и его называли эмир-хадж. Одним из назначенных руководителей был эмир-хадж Низамеддин. И поселок был назван в честь него. Расшифровывается так: амир+хадж+ан суффикс.
Мамедли. Исследования показали, что название деревни связано с личностью этого человека, обосновавшего деревню. К сожалению, не удалось до сих пор узнать о личности этого человека.
Фатмаи. Некий Вели хан обосновал селение, которое в честь своей жены назвал Фатмаи, вот отсюда и название этого места.
Ходжихасан. Деревня получила свое наименование только в XVII веке в честь известного купца того времени Ходжи Гасана. Доказательством этого служат надписи на караван-сарае и водохранилище, где запечатлено его имя.
Деревня Шихово. После постройки мечети вокруг нее селились шейхи, члены религиозного ордена, по имени которых деревня стала называться Шейховой или Шиховой.
По преданию Бибиэйбат был основан сестрой восьмого имама Али-ал-Рза Укейма ханум. Во время бегства они разъединились, сам имам попал в Хорасан, а дочь и его сестра попали в окрестности Баку и поселились на месте теперешней Шиховой деревни. У Укейми ханум был слуга Эйбат, который называл ее биби, построенную на месте их погребения мечеть назвали Бибиэйбат.
Пиршаги. В своем названии содержит один из священных знаков. Когда-то на месте могилы святого человека был воздвигнут пир под названием пир-и-шах. Святость пира обусловлена целительным свойством. Люди с тяжелыми кожными заболеваниями приходили и смазывали раны соками трав, произрастающих в этом месте, и в скором времени выздоравливали. Название деревни связано с этим пиром.
Люди с тяжелыми кожными заболеваниями приходили и смазывали раны соками трав, произрастающих в этом месте
— Есть такая версия, что именно римляне основали здесь свой фортпост?
Есть и другие объяснения. Некоторые ученые, в том числе С.Ашурбейли, считают, что топоним Романа напрямую связан с римлянами. По ее мнению, здесь жили римляне. Как известно из истории, еще в первом веке нашей эры римляне побывали на Абшероне. Это подтверждается и наскальными надписями на скалах в Гобустане. В переводе на русский язык надпись гласит, «время императора Доминициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион ХII Легиона Молниеносного». Отряд ХII легиона, очевидно, направился в сторону Баку и мог быть уничтожен или остановлен на его подступах. Из этого можно сделать вывод, что их лагерь был разбит на нынешнем месте Раманы.
— В древнем Баку почитали культ воды. Нашло ли это отражение в топонимах и названиях местностей?
Другая точка зрения гласит, что этот топоним произошел от слова «суракшаны», на санскритском языке древней Индии означающее «реликвия», «культовое место». Все это говорит, что жители Абшерона в глубокой древности были огнепоклонниками.
— Как можно проследить тюркоязычные топонимы на территории Абшерона?
По народной этимологии здесь когда-то жил человек Шахан, и деревня была названа в его честь. Еще одна версия. Население деревни было тюркоязычным. Таким образом, топоним «шакан» дает основание думать, что здесь когда-то проживали люди из племени шакан.
Гюздек. Название села, предположительно, связано с тюркским племенем гузов. Со временем в Гюздеке стали проживать таты. На их языке гюздек означает «ягнята»
Джорат. Название деревни взято от монгольского племени джорат.
Бина. Нынешнее селение Бина было местом зимовки нардаранцев. По преданию старожилов, впервые сюда пришел некий чабан Гаджи Мовлан. Затем это место стало зимним пастбищем.
— Древние тюрки почитали и поклонялись животным. Нашло ли это тоже отражение в топонимах?
К сожалению, очень много топонимов, которые еще не разгаданы. Думаю, что о них можно рассказать на следующих встречах с читателями.
С полным текстом интервью можно ознакомиться в газете «Эхо».
Апшерон – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово апшерон? Пытаешься разобраться, что такое апшерон? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «апшерон» в словарях русского языка
Апшерон это:
Апшеро́н или Абшеро́н
Апшерон
название уже несуществующего посёлка в Азербайджане территория Апшеронского полуострова
Апшерон
верхний ярус верхнего плиоцена Каспийского бассейна
Где и как употребляется слово «Апшерон»?
Кроме значения слова «Апшерон» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «Апшерон».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «Апшерон» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «Апшерон»
– Думаю, коньяк, – ответил он запальчивым голосом. – Можно «Гянджа» или « Апшерон »…
Мы создаём научно-производственное объединение « Апшерон » по переработке минерального сырья.
В магазин же на этот раз из подошедшей автолавки выгрузили три мешка сахара-песка (значит, по килограмму всё-таки, и для фермы с ведро останется), три ящика азербайджанского напитка « Апшерон », а также изрядное количество припухших банок скумбрии и окислившихся, пропитавших обёртки ягодных вафель, которые разошлись потом в виде нагрузки: скумбрия – к сахару, а вафли – к звездастому, по три пачки.
Апшерон
Смотреть что такое «Апшерон» в других словарях:
апшерон — сущ., кол во синонимов: 1 • полуостров (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
АПШЕРОН — См. АПШЕРОНСКИЙ ЯРУС. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия
Апшерон (гостиница) — Гостиница Апшерон азерб. Abşeron … Википедия
Апшеронские слои — апшерон, толща слоев Эоплейстоцена, залегающая согласно на Акчагыльских слоях (См. Акчагыльские слои) и несогласно перекрывающаяся Бакинскими слоями (См. Бакинские слои). Выделены русскими геологами Н. Н. Барбот де Марни и Симановичем в… … Большая советская энциклопедия
Татский язык — Самоназвание: зуун тати, zuhun tati, zuban tati, на Апшероне farsi, parsi[1] Страны … Википедия
Абшерон — Антропогенный пейзаж на Апшеронском полуострове Апшеронский полуостров (Апшерон, азерб. Abşeron yarımadası) полуостровов на западном берегу Каспийского моря, на территории государства Азербайджан. Представляет собой юго восточное окончание… … Википедия
Гусейн — Гусейн, Мехти Мехти Гусейн азерб. Mehti Hüseyn Имя при рождении: Мехти Али оглы Гусейнов Дата рождения: 4 апреля … Википедия
Апшеронская овца — Апшеронская овца. Порода овец Апшерон. (азерб. Abşeron qoyunu) Апшеронская овца … Википедия
Тайна апшеронских исходов: Почему люди покинули цветущий полуостров на 1200 лет (вплоть до VII века)
Сложная тема. Которая может вызвать у кого-то неприятие.
О ней было не принято говорить в советской исторической науке (хотя она содержится во многих научных трудах), еще больше ее не любят в нынешние времена. Но факт остается фактом — на Апшеронском полуострове, не найдено ни одного свидетельства жизни людей в период с V в. до н.э. по VII в. н.э.
То есть, до этого времени, люди жили, чему свидетельствуют археологические находки и обнаруженные стоянки, после жили, а в между — 1200-летняя тишина.
Это при том, что совсем рядом находились границы двух высокоразвитых государств: Кавказской Албании и Атропатены (периодически входя в их состав).
В чем же причина? — Давайте разбираться.
Часть превая: Первый апшеронский исход
Первые люди на Апшероне (около 1 млн. лет назад)
Предки людей пришли в Закавказье около 2 млн. лет назад, во времена раннего палеолита, заняв территорию между реками Кура и Аракс. (Древнейшая, известная нам, стоянка находится на территории Азербайджана, в Азыхской пещере.)
По мере роста человеческой популяции, на фоне поиска новых источников пищи, люди расселялись вдоль рек, пока не достигли берегов Каспия.
На Севере она достигли Дагестана, как минимум его юга, где была обнаружена стоянка Дарвагчай-1 (древнейшая на Кавказе).
На преодоление этого пути древним людям потребовалось около 1.2 млн. лет.
Обнаружение столь древних следов пребывания палеолитического населения в Предкавказье является убедительным свидетельством существования вдоль западного побережья Каспийского моря одного из древнейших миграционных маршрутов гоминид из Африки в Евразию. (с) А.П. Деревянко и В.Н. Зенин (2008)
Несомненно, что их путь проходил через Апшеронский полуостров, который был совсем малюсенький. Так, например, 2 млн. лет назад это была коса, на 8 км. выдающаяся в море, а 800 тыс. лет назад, небольшой 14-километровый, полуостров.
То есть люди на Апшероне были, но не задерживались. Естественно, что никаких следов из того периода, на полуострове, не сохранилось.
Первые следы присутствия (190-125 тыс. лет назад)
В этот период Апшеронский полуостров занимает уже достаточно значительную площадь. Его длина до кончика Бинагадинской косы 20 км. А с учетом огромной Балаханской косы — все 30!
На Бинагадинской косе, на поверхность, начинает просачиваться нефть. Процесс продолжается сотни, тысячи лет — нефть поднимается, подсыхает, образуя озера липкого битума.
Через 150 тысяч лет эту местность назовут Бинагадинским местонахождением ископаемой флоры и фауны — уникальным местом, где на небольшой площади сохранятся останки более чем 300 видов животных древнего мира.
А пока, битумные озера выполняют роль источников пресной воды. Во время дождей, вода скапливается на их поверхности, к ней на водопой устремляются копытные. Птицы, завидев водную гладь на фоне неспокойного Каспия, также выбирают озера для отдыха. И те и другие липнут, привлекая хищников. Последние также оказываются в ловушке.
Такой богатый источник пищи не мог не привлекать древних людей. Это было настолько очевидно, что была организована специальная археологическая экспедиция по поиску следов древнего человека.
Владимир Владимирович Богачёв (1881—1965) — русский геолог и палеонтолог, доктор геолого-минералогических наук (1937), профессор.
Что скорее всего указывает, что в сезон, люди приходили к озеру за «урожаем». Оставались несколько дней, а потом с добычей отправлялись в места стоянок.
Ближайшие известные нам стоянки человека того периода (150-80 тыс. лет назад) находятся в Сиазанском (у реки Гильгильчай),и Шабранском (у реки Тахтакерпи), районах.
Безусловно, должны быть и более близкие, но пока они не обнаружены.
Первые стоянки Апшеронского полуострова (15-8 тыс. лет назад)
Апшерон уже имеет почти современные очертания.
Это поздний ледниковый период. Большую часть площади полуострова занимает саванна с участками редколесья. Среднегодовая температура чуть ниже нынешней, но постепенно растет — комфортные условия для проживания человека вне пещер.
Древние люди, уже представители современного вида, обосновавшись в пещерах Гобустана, в сезон, разбивают стоянки на Апшероне. Так, в районе Ени Сураханов, найдены микролиты в точности схожие с теми, что обнаружены в Гобустане.
Микролит — миниатюрное каменное орудие, которое использовалось человеком, начиная с позднего (верхнего) палеолита, наиболее характерно для мезолита, менее — для неолита, но встречается даже в бронзовом веке.
По расположению стоянки (на берегу глубоко врезающейся в сушу бухты), можно предположить, что древние люди приходили на Апшерон на «рыбалку». Наверняка бухта была мелка или кишела крупной рыбой.
Это косвенно подтверждает частое использование микролитов для гарпунов:
Загадка неолита на Апшероне (8-5 тыс. лет назад)
В этот период обмеление Каспия доходит до того, что острова Бакинского Архипелага сливаются с Большой Землей.
Апшеронский полуостров от территории с редколесьем саванного типа становится степью, в центре которой расположено огромное озеро пресной воды. Оно раскинулось от границы современных Гюняшлей (Бюль-Бюлинское озеро) до Новханов (Масазырские озера).
Казалось бы, идеальные условия для образования поселений. Тем более, в Муганской степи, которая по характеру схожа со степями Апшерона, возникают первые поселения земледельческо-скотоводческих племен.
Более того, таких свидетельств нет и в Гобустане.
Все это выглядело бы достаточно объяснимо, если бы не одно «но», именно в этот период на полуострове появляется его главная загадка — Апшеронские каменные колеи. (Если Вы не знакомы с темой, то обязательно прочтите, это загадка мирового масштаба.)
Апшеронская каменная колея — протяжённые углубления в камне, похожие на параллельные следы колёс, на Апшеронском полуострове в Азербайджане. Представляет собой древние мегалитические образования. Они предположительно возникли в 5000—4000 годах до н. э. На Апшеронском полуострове встречаются достаточно часто, фактически пересекая его с севера на юг, причём как по суше, так иногда по берегам и уходя под воду.
То что эти колеи уходят в море, или обрываются на берегу и продолжаются на острове, объясняется картой выше — в исследуемый период море было дальше от берегов.
А вот кто и для чего строил их? К тому же не оставив никаких следов о своем пребывании? Это большой вопрос?
Свое предположение, я выскажу, когда расскажу о втором исходе. Намного более загадочном. Потому-что к моменту его начала (V в. до н.э.), земли Апшерона были плотно заселены, чему свидетельствует огромное количество археологических находок.
Загадка исчезновения людей на Апшеронском полуострове (V в. до н.э. – VII в. н.э.)
Земля Апшерона хранит в себе множество загадок.
Происходящие из разных времен, находящиеся в различных районах полуострова, они кажутся совершенно не связанными между собой. Но это только на первый взгляд.
Если рассматривать апшеронские тайны в комплексе, учитывая хронологию происходивших с полуостровом изменений, то многое встает на свои места.
В первой части статьи, мы рассмотрели историю заселения Апшерона людьми, изменение его рельефа. Узнали, как за миллион лет, из небольшой 8-километровой косы, он превратился в полуостров, превышающий по размерам нынешний.
Наше путешествие прервалось на периоде 8-5 тыс. лет назад, который можно назвать периодом «исторической тишины». За это время не найдено ни одного свидетельства присутствия человека на полуострове (при том, что именно в это время были созданы апшеронские мегалитические объекты).
Теперь мы отправляемся дальше. Точнее, в более близкие времена. В III тысячелетие до нашей эры, когда началось второе заселение Апшерона.
Часть вторая
Первые поселения (III — начало I тысячелетий до н.э.)
Это бронзовый, и начало железного, века. Апшеронский полуостров уже имеет современный очертания, его территория представляет собой обширную зеленую степь с высокой травянистой растительностью.
Такие условия не могли не привлекать племена с зарождающимся скотоводческим укладом. Они обитали значительно севернее, начав использовать Апшерон, как зимнее пастбище.
С другой стороны, с юга, скорее всего с Гобустана, приходит племя, которое поселяется на склоне холма наиболее близко подходящего к морю. Возле тихой и удобной бухты.
Бакинское поселение
В отличие от первых стоянок протокочевых общин, которые являются сезонными, поселение на холме постоянное. О чем говорят найденные захоронения.
Вы и сегодня можете подняться в Нагорный Парк, найти «Пирвензере», заглянуть вовнутрь и увидеть свидетельство того поселения. (Я писал об этом в статье «Тайные места силы Баку: Пирвензере».)
Также можно вспомнить дозорастрийское захоронение обнаруженное на месте нынешней музыкальной школы им. Бюль-Бюля. Его нашли в 1898 году, при строительстве собора Александра Невского.
В котловане были обнаружены древние погребения в виде каменных ящиков в несколько рядов один над другим и могила в виде большого тендира, в котором кругом у стенок находились шесть-семь человеческих скелетов в полусидячем положении, перед ними были небольшие, неправильной формы глиняные чаши. Это была родовая могила, дошедшая до нас из глубины веков со времен родоплеменной организации общества. (с) Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. Автор: Ахундов Д.А. Азербайджанское государственное издательство. Баку. 1986
К сожалению, хотя свидетельства о обнаружении древних могил исходят из разных источников, сами могилы до наших дней не дошли.
«Каменные гробы» представляли собой выдолбленные из целой глыбы известняка полые параллелепипеды, в которых находились кости скелета. Несколько штук их долгое время лежали в углу строительной площадки «Александра Невского собора» (с) Из беседы с бывшим протоиереем А. Юницким Баку, 1936 год
Часть их использовали для строительства собора, другие сваливали в Бакинскую бухту.
Позже, когда в1960 году началась реконструкция Приморского Бульвара, при очистке прибрежного дна, в большом количестве находили каменные гробы и надгробные плиты. Часть их содержала арабские и персидские надписи. Но были и совершенно другие. Без надписей, не очень правильной формы, со следами грубой обработки. Они предположительно и были из глубокой дозороастрийской древности. (Информация из Һaҹыjeв Ə. Мараглы тапынты . «Азəрб. ССР ЕА Мəрузəлəори», 1960 , № 10, т. XV )
Я все это так расписываю с указанием первоисточников, т.к. частенько в комментариях появляются люди, к сожалению не только недоброжелатели, но и соотечественники, которые пишут «вывсеврете». Так что приходится жертвовать живостью текста в пользу академичности.
Апшеронские стоянки
5 000 лет тому назад (третье тысячелетие до нашей эры) на полуостров возвращаются люди. По началу это родо-племенные группы, которые следуют за сезонной миграцией копытных.
К этому периоду относятся первые разрозненные находки. Их три: каменное ядро, каменные бусы и скребок. Отсутствие в местах их обнаружения каких-либо других предметов древности, или следов стоянки, говорит, что они были утеряны в процессе перемещения.
Ядро, которое было найдено на берегу Зыхского озера, скорее всего было утеряно под водой, после использования.
Постепенно, по мере одомашнивания некоторых животных и перехода к скотоводческо-земледельному хозяйству, некоторые родовые общины оседают на Апшероне. Возникают первые поселения, которые к первому тысячелетию, уже разбросаны по всему полуострову.
Так неподалеку от Мардакан ( Mərdəkan) и рядом с дамбой на остров Пираллахи (Артем), были обнаружены известняковые могильные плиты с изображением безоаровых козлов, которым минимум 3 000 лет.
В районе поселка Шувалан (Şüvəlan), найден фундамент какого-то древнего сооружения и рисунки козлов, оленей и крупной кошки. При раскопках были обнаружены наконечники стрел и останки одомашненных животных: ослов, баранов, быков и даже кости тюленей. (все относится к началу первого тысячелетия до нашей эры).
Много находок, относящихся к 3000-летней давности, обнаружено возле поселка Гала. В том числе могилы с известняковыми ящиками для тел.
В Бинагадах, при рытье колодца найдена могила женщина с богатыми украшениями того же периода.
Поклонение Огню
Первые религиозные культы формировались вокруг него. Их отголоски, мы и сейчас видим в зажженных церковных свечах, в вечном огне у памятников, в олимпийском огне и т.д.
Естественно, что Апшеронский полуостров, который был весь пропитан нефтью, разрывался от напора природного газа, выходящего сквозь землю на поверхность, не мог не стать культовым местом. Причем не только для проживающих здесь племен, но и для огромной сопредельной территории.
Вечные огни Апшерона — веками горящие нефтянные озера и газ выходящий из трещин, озаряли ночное небо за сотни километров вокруг. Вызывали любопытство и благоговейный страх.
Мы можем только предполагать, но судя по всему, поселение на месте Баку, со временем, становится сначала культовым центром, а с приходом зороастризма и святым местом, где жили только маги (жрецы культа).
Нечто подобное произойдет позже, когда возле считавшегося святым местом в Биби-Эйбат, вырастет поселение шейхов (Шихово).
Я еще напишу отдельную статью по зороастрийскому прошлому Баку, поэтому здесь не буду расписывать. Отмечу только такой факт, что в скале на которой стоит дворец Ширваншахов выдолблены чашеобразные углубления круглой и квадратной форм, которые на тысячелетия древнее строения. Они в точности походят на те, что находят на жертвенниках ранних зороастрийцев, которые как известно приносили в жертву животных (чаши наполнялись их кровью).
Апшерон накануне V века до нашей эры
Дальше будут только мои предположения. Исторических подтверждений им нет. Но большое количество косвенных мелочей, которые я просто не могу все описать в формате нынешней статьи, дают мне право надеется, что все описанное не далеко от истины. А главное, в эту теорию укладываются многие тайны и загадки.
Итак, заканчивается VI век до нашей эры. Апшерон плотно заселен различными племенами, чему свидетельство множество археологических находок со всех частей полуострова.
Господствующая религия здесь зороастризм.
Полуостров привлекает множество паломников с огромной территории от Индии до Ближнего Востока.
На пути их, над узким проходом между отрогом Большого Кавказа и Каспием расположено поселение магов, где путники приносят жертву богам, прежде чем ступить на святую землю.
Устоявшаяся жизнь течет размеренно и неторопливо.
И вдруг, что-то происходит, что люди снимаются со своих мест и покидают полуостров на 1200 лет, не оставляя никаких следов о своем присутствии.
V век: Исход
Давайте сначала обратимся к значимым событиям этого времени вокруг Апшерона.
Во-первых, в 550 году до нашей эры образуется Держава Ахеменидов — первая империя с общей господствующей религией — зороастризмом.
Обратите внимание на карту. Контуром обозначены первоначальные границы (530 год до нашей эры), а бледно зеленым цветом последующие завоевания (500 г. до н.э.).
Закавказье захвачено полностью, но дальше Апшерона, который уж точно был не менее привлекательным, чем гористая местность, Ахемениды не пошли. (Тоже самое сохранится, когда на месте распавшейся державы образуется Кавказская Албания. Полуостров будто прокаженный.)
Во-вторых, к пятому веку на смену классическому зороастризму (дуалистический монотеизм) проповедуемому Заратуштрой, после его смерти, приходит его политеистическая форма (многобожие).
Обратите внимание, все тот же пятый век. Народ уже верит по другому, а маги (бакинские) еще по старому — явный конфликт.
И тут вспыхивает остров Пираллахи!
То что Пираллахи горел даже в раннее средневековье, есть сохранившиеся свидетельства очевидцев. Так византиец Приск Панийский писал о пылающем острове на Каспии. Но неужели остров горел столько столетий?
В античных источниках Пираллахи назывался Талга. Это был единственный остров Бакинского архипелага, который выделялся среди остальных. По крайней мере большинство ученых сходятся на этом, учитывая его размер и значимость для зороастрийцев.
А теперь давайте посмотрим одну из самых известных карт древности — карту мира Птолемея. Это 150 год до нашей эры.
Обратите внимание, остров показан ярко красным. Что хотел этим сказать Птолемей?
Есть еще одно свидетельство. На этот раз Помпония Мела (I в. н.э.). Это уже римский географ у которого тоже есть своя карта.
На ней вообще мало что понятно, но Талга тоже есть:
Интереснее его описание (похоже Мел перепутал остров Пираллахи с Апшероном):
Талга в Каспийском море плодородна без обработки и изобилует всякими земными и древесными плодами; но соседние народы считают непозволительным и святотатством трогать то, что на нем родится: по их поверью все это приготовлено богам и должно храниться для богов. (с) перевод Латышева, 1904
То есть, если предположить, что Помпоний Мел напутал (как вообще народы могли иметь доступ к плодам, если это речь о острове), то вырисовывается интересная картина.
«Бакинские» маги проповедуют культ Ахура-Мазды — маздеизм (ранний зороастризм), а простые жители Апшерона верят в зороастрийский пантеон (многобожие им ближе).
И тут загорается огромный остров в нескольких стах метрах от берега. Ночное зарево на пол неба! Возможно лето было жаркое и еще где-то что вспыхивает, уже на Апшероне.
Народ в панике. А маги, которым жители Апшерона давно мешали делать свой бизнес, проповедуют о каре небесной. Гневе богов. О том, что это их земля, а поселенцы осквернили ее своим присутствием.
Люди срываются с насиженных мест, оставляя полуостров безжизненным. За Апшероном закрепляется слава земли зороастрийских богов. Теперь его боятся даже посещать.
Вскоре и поселение магов приходит в упадок — нет паломников, нет средств к существованию. Да они и сами скорее всего верили в божий гнев.
Поэтому-то и не захватывали Апшерон, ни Ахемениды, ни более поздние Кавказская Албания и Атропотена. Полуостров вызывал благоговейный страх.
Более того, на 1200 лет, о нем как-будто забыли — никаких упоминаний путешественников или географов. Ни одной подтвержденной археологической находки.
Лишь с эрой арабских завоеваний, приходом Ислама, остров начинает называться «Аллах-Акбар» (многозначительно, не правда ли?), а на Апшерон возвращаются люди.
Все это объясняет почему Баку, и сам полуостров, не смотря на удобное местоположение (морская бухта, источники пресной воды, перекрестие дорог) отставал в развитии от других очагов цивилизации на территории Азербайджана.
Небольшое послесловие
В свою очередь, Сара Ашурбейли переводила это название, как «огни Багуана».
Оба варианта, особенно «место бога», или «богов», очень созвучны выше описываемой теории.
Брак в 12 лет и никакого развода. Жизнь в Византийской империи от рождения до смерти
Прежде чем рассказывать о жизни общества в Византии, необходимо сказать пару слов о самом государстве.
Византийскую империю историки условно называют продолжением Восточной Римской империи в Средние века. В отличие от Западной Римской империи, которая пала под ударом варваров в V веке, восточная часть Римской империи пережила тяжелые времена, вышла из кризиса и существовала еще 1000 лет. Закончилась история этого государства в 1453 году с падением Константинополя — столицы Византии.
Константинополь — столица Римской империи в 330-395 годах и Византийской империи в 395-1204 и 1261-1453 годах
Жители Византии никогда не называли себя византийцами — так их именовали итальянские гуманисты, потому что столица империи город Константинополь был основан на месте древнего греческого города Византий. Сами византийцы называли себя ромеями, а свою державу Романией.
Жизнь в Византии. Общая картина
Как сложится жизнь византийца, зависело от того, в какой семье он родился, а именно от социального статуса родителей. Дети из бедных семей обычно не могли продвигаться по социальной лестнице и даже выбирать профессию, а обязаны были наследовать ремесло отца.
Однако известны и исключения. Историки пишут, что в Византии были редкие случаи, когда человек из “низшего” сословия мог продвинуться по службе и достичь определенных социальных благ, это происходило благодаря накопленному богатству, образованию, покровительству со стороны наставников или влиятельных лиц государства.
Большинство граждан империи значимую часть своего времени тратили на труд, но не забывали и о развлечениях: посещали ярмарки, которые власти проводили в религиозные праздники, гонки на колесницах, выступления акробатов и жонглеров.
Фамилия, сословия и наказания
Граждане Византии делились на две группы, причем, принадлежность к группе определялась рождением:
1) honestiores («высшие», «привилегированные»), к ним относились духовенство, сенаторы, военачальники, крупные чиновники;
2) humiliores («низшие», «покорные») — крестьяне, ремесленники, торговцы;
Ниже всех стояли рабы, их не относили ни к одному классу.
За одинаковые преступления представители “высших” сословий часто подвергались менее суровым наказаниям, чем “низших”. Так за подделку монет или завещаний «привилегированным» грозила ссылка и конфискация имущества, а «покорным» ссылка на рудники или смертная казнь.
За прелюбодеяние и изнасилование монахини первые подвергались порке, причем, секли не самого провинившегося, а его одежду, вторым грозило увечье, чаще всего преступнику отрезали нос.
За убийство и измену родине как “высшим”, так и “низшим” грозила смертная казнь, но в приговоре были некоторые отличия. Если «привилегированные» не могли избежать смертной казни, а могли лишь выбирать ее способ: обезглавливание или сожжение, «покорным» смертная казнь иногда заменялась другим наказанием — рабством.
Женщин-убийц казнили редко, часто суровое наказание им заменяли вырыванием языка, отсечением рук, выжиганием волос, ссылкой, рабством. Дети и беременные приговаривались условно[2].
Историки пишут, что первые фамилии появились именно в Византии, они характеризовали профессию человека или давались по месту рождения[1]. Например, фамилия Пафлагонит означала, что человек родом из Пафлагонии — района на севере Малой Азии, а фамилии Киропола (keropoleios), Кируларий (keroularios) говорили о том, что ее носители зарабатывают на жизнь изготовлением свечей или торговлей воском.
Отдельно стоит сказать и о продолжительности жизни, она была очень короткой по современным меркам. По некоторым данным, ожидаемая продолжительность жизни в империи составляла 30-35 лет, и если человек достигал 40 лет, его считали везунчиком, так как он дожил до старости[2].
Детство и образование
Дети из низших классов учились профессии своих родителей. Если отец занимался плотницким делом, этому ремеслу он обязан был научить и своего сына[3].
Девочек-аристократок с самых юных лет учили прясть, читать и писать. Возможно, они также изучали Библию и жития святых, но формально никакого образования не получали. На протяжении нескольких лет их готовили к семейной жизни: главной обязанностью родителей было выдать свою дочь замуж, дать элементарные знания о воспитании будущих детей, управлении домашним хозяйством и рабами[2].
Мальчиков-аристократов в возрасте 6-7 лет отдавали в специальные школы, которые находились в крупных городах и которыми заведовали местные епископы. Иногда таких детей вместо школ передавали в руки частным наставникам, но это было очень дорогим удовольствием и позволить такую роскошь могли не все. Сперва мальчиков учили читать и писать по-гречески, а затем обучали семи классическим наукам: грамматике, риторике, логике, арифметике, геометрии, гармонике и астрономии. Особое внимание уделялось древнегреческим текстам, такие произведения, как «Илиада» Гомера и «Теогония» Гесиода, заучивались наизусть целыми кусками. Зачем детей заставляли запоминать эти тексты, историкам неясно, предполагается, что их заучивали специально, чтобы произвести впечатление на гостей за обедом[4].
Если родители по каким-то причинам не могли отправить ребенка в городскую школу, он мог пройти обучение в церковной: поступить в это заведение было гораздо легче.
Что касается высшего образования, его получали лишь в четырех городах, где находились прототипы университетов — крупные городские школы: в Константинополе, Александрии, Афинах и городе Газа. Студенты должны были изучать философию, особенно работы Платона и Аристотеля, а также христианское богословие. В Константинополе была и специальная школа для подготовки молодых людей к государственной службе[5].
В IX веке н.э. в столице империи в одном из залов Большого дворца — главной резиденции византийских императоров, появляется Константинопольский университет, где молодых людей обучали медицине, философии, риторике и праву. Некоторые историки считают Константинопольский университет первым университетом в Европе[9].
Брак и Семья
Девочек выдавали замуж с 12 лет, мальчики женились в 14 лет. Заключение помолвки было обязательным, она могла состояться уже в 7-летнем возрасте. Помолвки детей младше 7 лет допускались только по разрешению правителя. В империи были известны случаи, когда девочек младше 12 лет отдавали замуж за взрослых мужчин, часто против этого выступала церковь и такие браки священники иногда аннулировали. Например, архиепископ Иоанн Апокавк расторгнул брак 30-летнего мужчины и 6-летней девочки, которую насильно выдали мать и отчим[10].
Если женщина становилась вдовой, в повторный брак ей разрешалось вступать лишь после того, как она выдержит период траура, который длился год. Третий брак встречался редко, он допускался в особых случаях, если с первым и вторым мужем женщина не имела детей.
В первые годы существования империи развод разрешался, но чтобы его получить, нужно было доказать измену одного из супругов. В 527 году к власти пришел Юстиниан I (правил с 527 по 565 н.э.) и издал свод законов, запрещающих развод, за исключением случаев, когда супруги желали уйти в монастырь.
Главой византийского семейства считался мужчина, но в случае его смерти эту роль могла выполнять жена, вдове переходила вся собственность мужа.
Пища
Основной рацион “низших” классов в Византии составляли вареные овощи, крупы, хлеб, яйца, молоко, сыр и фрукты. Мясо и рыба на столе бедняка были редкостью, такие продукты крестьяне могли позволить себе лишь в особых случаях, например, в большой праздник[7].
В богатых семьях мясо употребляли регулярно, в основном красное (баранина, свинина, телятина), а также мясо птицы, кроликов[7].
Оливковое масло, восточные специи, вино на византийских рынках были в изобилии и приобрести их мог любой, у кого есть деньги[6].
Бедные, в основном, ели пищу руками, аристократы использовали вилки с двумя зубцами, такие столовые приборы византийцы “унаследовали” от древних римлян[8].
Труд и оплата
Вершиной карьерной лестницы в Византии считались профессии юриста, писца, чиновника, дипломата, счетовода. Помимо престижа, эти профессии сулили богатство, поэтому многие аристократы стремились дать своему ребенку образование в этой сфере[4].
К богатству, пусть и не часто, могли привести такие профессии, как кредитор (заимодавец) и купец, но эти специальности не считались престижными, поэтому популярностью у “высшего” сословия не пользовались[5].
Ремесленники и крестьяне (виноделы, пекари, обвальщики мяса, судостроители и т.д) считались бедными людьми и одним из главных недостатков их профессии было то, что они не могли ее сменить и должны были передавать по наследству.
Женщинам в византийском обществе не запрещалось заниматься так называемой “мужской работой”, но чаще они становились акушерками, прачками, поварами, актрисами, певицами и даже проститутками. Проституция процветала в крупных городах Византии, но не считалась прибыльным делом. Хотя историкам известно о некой “женщине легкого поведения” из Антиохии, сумевшей за одну ночь заработать 720 солидов, что соответствовало зарплате чиновника за несколько месяцев[11]. Но это скорее исключение, чем правило.
Интересно узнать, сколько вообще зарабатывали византийцы. Историк Марк Картрайт приводит такие цифры:
“Солид — эта золотая монета, которую в 309 году выпустил император Константин и которая долгое время была основной в Византии, в разные времена 1 солид равнялся 12-40 серебряным денариям. Обычный византийский рабочий за один день мог заработать 25 денариев, пекарь — 50 денариев, художник — 150 денариев”
Большую часть населения в Византии составляли крестьяне, имевшие в собственности маленькие хозяйства, и колоны (coloni) — зависимые крестьяне, которые трудились на землях динатов (dynatoi) — аристократов. Хотя колоны по статусу и были выше рабов, относились к ним не намного лучше.
Дома
В Византии богатые люди владели домами со множеством комнат, внутренними двориками, ванными, садами, фонтанами и часовнями. В залах таких особняков были мраморные полы и стены, отделанные мозаикой, а спальни, которые обычно находились на втором этаже, были украшены росписями[7].
В крупных особняках часть помещения выделялась под специальную галерею, которая могла служить личным пространством женщины (мужчины туда не пускались) или местом, которое женщина не должна была покидать[3].
Городские дома людей “низшего” класса уступали по убранству и обычно строились из кирпича, часто для строительства брался материал от старых поврежденных зданий. Чтобы придать своему жилищу более богатый вид, внешние стены покрывали штукатуркой, на которой затем прочерчивали линии, чтобы стены выглядели так, как будто сделаны из дорого материала — каменных блоков. Закон устанавливал, что в больших городах в домах бедных должны иметься ванные комнаты с канализацией, выливать содержимое своих горшков из окна на улицу запрещалось[5].
Что касается жилищ крестьян, которые находились за городом, то у историков нет никаких доказательств, что они были оборудованы санузлом и снабжались водой через водопровод. В сельской местности дома были в основном двухэтажными. Первый этаж занимал сарай, где жили животные, на втором располагались комнаты крестьян[6].
За городом находились места для стирки одежды, мусорные свалки и площадки для казни.
Одежда
Аристократы, в основном, носили одежду из шелка, до 568 года шелк завозили в Константинополь из Китая и Финикии, а после его начали производить в столице. Также богатые люди могли носить вещи, окрашенные в “благородные” цвета фиолетовых и багряных оттенков — так называемый «тирский пурпур», краску для ткани получали из морских брюхоногих моллюсков — иглянок[8].
Одежда, окрашенная в «тирский пурпур», была очень дорогой и отличала «высших» от «низших», последним, даже если удавалось накопить состояние, все равно запрещалось носить эти цвета[7].
Богатые византийцы любили украшения из золота, серебра и драгоценных камней, но и здесь приходилось придерживаться правил, поскольку император Юстиниан I издал указ, согласно которому никто, кроме него, не может украшать свой пояс, уздечку и седло своей лошади жемчугом, изумрудами или гиацинтами[3].
У некоторых высокопоставленных чиновников была униформа. Цвет плаща, туники, пояса и обуви или особый материал, из которого была сделана эта одежда, визуально давали понять окружающим, на какой службе чиновник состоит[6].
Бедняки обходились менее роскошными нарядами, в основном они носили короткие шерстяные туники с длинным плащом[8].
Штаны вошли в византийский быт только в XII веке. Это были “разъемные” штаны, представлявшие собой длинные чулки, которые привязывались к поясу или к коротким штанишкам. Вместе со штанами носили тунику, плащ, которые прикрывали интимные места.
Досуг
Улицы больших византийских городов были практически всегда заполнены жонглерами, акробатами, попрошайками, торговцами, проститутками, гадалками, скитальцами, проповедниками. Поэтому выйти из дома в город для византийца уже само по себе было развлечением.
В основном горожане выходили за покупками, которые совершали на рынках. Рынки располагались в специально отведенных местах, под крытой колоннадой, защищавшей покупателей от дождя и палящего Солнца.
Помимо мяса, морепродуктов, фруктов и овощей, на рынке горожанин с толстым кошельком мог соблазниться специями, духами, благовониями, мылом, текстилем (например, шелком, шерстью, льном и мехами), ювелирными изделиями, керамической посудой, изделиями из латуни, серебряными тарелками, предметами искусства, вырезанными из дерева или слоновой кости, а также приобрести лекарства и рабов[1].
Обманывать своих покупателей при помощи “подкрученных” весов торговцу не было выгодно, ведь рынок постоянно патрулировали государственные инспекторы, и если они замечали спекуляцию, то продавцу мог грозить большой штраф или даже розги[3].
С особым предвкушением горожане ждали ярмарок и фестивалей, которые проводились в дни рождения святых или в годовщины их смерти. На таких мероприятиях можно было приобрести “диковинные” товары, которые в обычные дни не найти[6].
Если житель города уставал от торговой суеты, он мог прийти на Константинопольский ипподром, где круглый год устраивались гонки на колесницах, конские ристания, триумфальные шествия, различные празднества, казни. Во время скачек здесь даже принимали ставки[8].
Еще одним местом для развлечений в Константинополе была небольшая арена, на которой проходили спортивные состязания.
Марк Картрайт пишет, что в крупных византийских городах было много мест, где люди могли просто встречаться и разговаривать на злободневные темы, среди таких мест ученый называет общественные бани, местные гимназии и церкви.
Смерть
Умерших византийцев обычно хоронили на кладбищах, расположенных за городом. Если умирал известный человек, чиновник или даже актер, на его надгробии высекали эпитафию. Эти высеченные на камне изречения дали современным исследователям ценную информации о повседневной жизни в Византии, благодаря эпитафиям ученые узнали не только имена и профессии горожан, но и отношение византийцев к жизни в целом
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов