Арафа мубарак что это
День Арафа – праздник мусульман! (ВИДЕО)
Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!
Проходят дни, ночи, месяцы, года. Время проходит быстро. Для кого-то они, возможно, прошли бессмысленно, эти люди упустили немало выпавших шансов стать ближе к Творцу. Таким же быстрым темпом время подводит нас к очередному сезону добра, упования, покорности Аллаху. Необходимо очнуться, освободиться из плена своих страстей и осознать, что мы приближаемся ко дню великих поклонений, в котором прощаются грехи за предыдущий и последующий годы. Этот священный день для мусульман именуется днём Арафа. Непрерывная хвала Аллаху за то, что возвеличил умму Мухаммада (мир ему и благословение) днём Арафа! Да направит нас Аллах на путь искреннего послушания и поклонения в этот день и да поможет нам остаться на этом пути до тех пор, пока мы не пройдём через двери смерти в мир иной! Амин!
Достоинство дня Арафа
1) Это день, когда Аллах завершил религию и блага. В обоих достоверных сборниках хадисов Муслима и Бухари сообщается от Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что один из иудеев сказал ему: «О Правитель правоверных, есть аят в вашей Книге, который вы читаете. Если бы этот аят был ниспослан нам, то мы этот день сделали бы постоянным праздником». Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: «Какой это аят?» Иудей прочитал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (сура «аль-Маида», аят 3). Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Знаем мы этот день и место, в котором был ниспослан этот аят Пророку (мир ему и благословение): он стоял на Арафа, и это было в пятничный день». В другой версии говорится, что Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) ответил так: «Этот аят был ниспослан в пятницу и в день Арафа. Хвала Аллаху, это праздник для нас».
2) Этим днём клянётся Аллах. Величественный не клянётся ничем, кроме как только тем, что является достойным. В Коране сказано:
«Клянусь четом и нечетом!» (сура «аль-Фаджр», аят 3). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Слово «четом» означает день праздника Курбан-байрам, а слово «нечетом» означает день Арафа».
3) Пост в день Арафа прощает грехи двух лет. Передал Абу Катада (да будет доволен им Аллах), что у Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в день Арафа, и он ответил:
فقد ورد عن أبي قتادة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم سئل عن صوم يوم عرفة فقال: (يكفر السنة الماضية والسنة القابلة «رواه مسلم «
«Прощает грехи прошедшего и будущего годов» (имам Муслим).
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пост в каждый день из десяти дней (месяца Зуль-хиджа) равняется тысяче дней, а пост в день Арафа – десяти тысячам».
4) Арафа является праздничным днём. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
قال النبي صلى الله عليه وسلم: (يوم عرفة ويوم النحر وأيام منى عيدنا أهل الإسلام ) رواه أبو داود
«День Арафа, Курбан-байрама и дни, когда находятся в Мина, – это праздник мусульман» (Абу Дауд).
5) В этот день принимается мольба верующего. В хадисе сказано:
قال النبي صلى الله عليه وسلم: خير الدعاء دعاء يوم عرفة
«Самая лучшая мольба – это мольба в день Арафа». Ибн Абду аль-Бари сказал: «В этом есть указание на достоинство дня Арафа над другими днями».
6) День освобождения рабов Творца от ада. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Нет ни одного дня, в котором от огня ада Аллах освобождает Своих рабов, как в день Арафа» (имам Муслим).
7) Аллах гордится теми, кто находится в местности Арафа. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
قال النبي صلى الله عليه وسلم: ( إن الله يباهي بأهل عرفات أهل السماء) رواه أحمد
«Воистину Аллах гордится теми, кто находится на Арафате, перед ангелами» (имам Ахмад).
8) Этот день является составной частью хаджа. В хадисе сказано: «Хадж – это Арафа».
قال النبي صلى الله عليه وسلم: (الحج عرفة) متفق عليه
9) Арафа является днём прощения. В хадисе сказано: «Тому, кто в день Арафа убережёт от греховного свой язык, уши и глаза, смоются даже те грехи, которые он совершит до наступления следующего Арафата» (Байхаки).
10) За поклонение в этот день наградой будет Рай. Тот, кто будет бдеть в ночи таврията, Арафа, Курбана (8-я, 9-я, 10-я ночи Зуль-хиджа) и в ночи разговенья, заслужит Рай» (Ибн Асакир).
О поведении праведников на Арафате:
Поведение салафу салихинов (праведные предки) было особенным в местности Арафа. Некоторые проявляли сильный страх перед Аллахом, другие стыдились, а третьи надеялись на милость Всевышнего. Когда Мутрафу ибн Абдула и Бакру аль-Музунию стояли на Арафате, один из них сказал: «О Аллах, Ты не отвергай людей, находящихся тут, из-за меня». Абдулла ибн Мубарак сказал: «Я пришёл к Суфьяну ас-Саври накануне дня Арафа и нашёл его стоящим на коленях и проливающим слёзы. Он повернулся ко мне, и я спросил у него: кто наихудший в этом собрании (на Арафате)? “Тот, кто думает, что Аллах его не простил”, – ответил Суфьян ас-Саври».
Молим Аллаха о прощении наших грехов, просим Его, чтобы забрал наши души в имане, ввёл в Рай без допроса и сделал нас соседями Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в Раю. Амин!
Достоинства дня Арафа
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Девятый день месяца Зуль-Хиджа – это великий день Арафа.
День Арафа входит в число тех дней, которыми поклялся Всевышний Аллах:
وَالْفَجْرِ وَلَيَالٍ عَشْرٍ
«Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!» (сура Аль-Фаджр, аяты 1-2)
Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр и Муджахид сказали: «Десять ночей – это десять первых дней месяца Зуль-Хиджа». («Тафсир Ибн Касира»)
В день Арафа Всевышний Аллах освобождает Своих рабов от Ада и прощает им грехи.
Со слов Айши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
ما من يوم أكثر من أن يعتق الله فيه عبدا من النار ، من يوم عرفة ، وإنه ليدنو ، ثم يباهي بهم الملائكة ، فيقول : ما أراد هؤلاء ؟
«Нет дня, в который Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день ‘Арафа. Поистине, Он приближается к ним, а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: “Чего они желают?» (Муслим).
День Арафа является праздничным днём.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
يوم عرفة ويوم النحر وأيام منى عيدنا أهل الإسلام
«День Арафа, день жертвоприношения и дни пребывания в Мине – это наши праздничные дни, о мусульмане» (Абу Дауд).
Самая лучшая мольба – это мольба в день Арафа.
Со слов Абдуллаха ибн Амра сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
خير الدعاء دعاء يوم عرفة ، وخير ما قلت أنا والنبيّون من قبلي : لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ، وَلَهُ الْحَمْدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Лучшая мольба (дуа) – это мольба в день Арафа, а лучшее из того, что говорил я и пророки до меня, это слова: “Ля иляха илля-Ллах, вахдаху ля шарика лях, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамд, ва хува ‘аля кулли шай-ин къадир”. “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть, и Ему вся хвала, и Он над всякой вещью властен!”» (ат-Тирмизи)
Шейх уль-Ислам ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Аль-Азкар» (стр. 326):
فيستحب الإكثار من هذا الذكر والدعاء، ويجتهد في ذلك، فهذا اليوم أفضل أيام السنة للدعاء، وهو معظم الحج ، ومقصوده والمعول عليه، فينبغي أن يستفرغ الإنسان وسعه في الذكر والدعاء وفي قراءة القرآن، وأن يدعو بأنواع الأدعية، ويأتي بأنواع الأذكار، ويدعو لنفسه ويذكر في كل مكان، ويدعو منفردا ومع جماعة، ويدعو لنفسه ووالديه وأقاربه ومشايخه وأصحابه وأصدقائه وأحبابه، وسائر من أحسن إليه وجميع المسلمين
«Желательно стараться произносить эти слова как можно чаще, поскольку этот день является лучшим днём года для обращений с мольбами, а стояние на Арафате – главным обрядом хаджа, ради которого он совершается. Это значит, что во время стояния на Арафате человек должен, не жалея сил, постоянно и всячески поминать Аллаха, обращаясь к Нему с разными мольбами и читать Коран, обращаясь с мольбами к Нему и поминания Его как в одиночку, так и совместно с другими людьми. Ему следует возносить мольбы за себя, а также за своих родителей, родственников, шейхов, товарищей, друзей, за тех, кого он любит, за каждого, кто оказал ему то или иное благодеяние, и за всех мусульман вообще».
Далее имам ан-Навави пишет:
والسنة أن يخفض صوته بالدعاء، ويكثر من الاستغفار والتلفظ بالتوبة من جميع المخالفات مع الاعتقاد بالقلب ويلح في الدعاء ويكرره، ولا يستبطىء الإجابة، ويفتح دعاءه ويختمه بالحمد لله تعالى والثناء عليه سبحانه وتعالى، والصلاة والتسليم على رسول الله صلى الله عليه وسلم، وليختمه بذلك وليحرص على أن يكون مستقبل الكعبة وعلى طهارة
«Согласно сунне мольбу следует произносить тихо, часто просить о прощении и вслух приносить покаяние за все прегрешения, искренне раскаиваясь в них всем сердцем. Паломнику, который произносит свои мольбы, следует повторять их многократно, проявляя настойчивость и не считая, что ответа на них приходиться ждать слишком долго. Начиная и завершая мольбу, необходимо воздать хвалу Аллаху Всевышнему и прославлять Его, а также призывать благословение и мир на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Паломник, который обращается к Аллаху с мольбами, должен стараться делать это в состоянии ритуальной чистоты и повернувшись в сторону киблы».
Пост в день Арафа считается самым важным из тех поступков, которые приближают верующих к Аллаху. Намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь соблюдать пост в день Арафа ради Аллаха».
Пост в этот день служит искуплением за два года прегрешений.
От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал относительно поста в день Арафа:
يكفر السنة الماضية والسنة القابلة
«Он служит искуплением за прегрешения прошедшего года и будущего года!» (Муслим)
О каких именно грехах идёт речь, имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Мугни аль-Мухтадж» (2/182):
قَالَ الْإِمَامُ: وَالْمُكَفَّرُ الصَّغَائِرُ دُونَ الْكَبَائِرِ. قَالَ صَاحِبُ الذَّخَائِرِ: وَهَذَا مِنْهُ تَحَكُّمٌ يَحْتَاجُ إلَى دَلِيلٍ، وَالْحَدِيثُ عَامٌّ، وَفَضْلُ اللَّهِ وَاسِعٌ لَا يُحْجَرُ، وَقَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ فِي قَوْلِهِ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – «مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ» هَذَا قَوْلٌ عَامٌّ يُرْجَى أَنَّهُ يُغْفَرُ لَهُ جَمِيعُ ذُنُوبِهِ صَغِيرِهَا وَكَبِيرِهَا. قَالَ الْمَاوَرْدِيُّ. وَلِلتَّكْفِيرِ تَأْوِيلَانِ: أَحَدُهُمَا: الْغُفْرَانُ، وَالثَّانِي: الْعِصْمَةُ حَتَّى لَا يُعْصَى
«Имам (аль-Джувейни) сказал: “Прощаются малые грехи, не тяжкие”. Автор книги “Аз-Захаир” сказал: “Его утверждение нуждается в доводе. Хадис в основе своей общий, и милость Аллаха обширна, ничем не ограничена”.
Ибн аль-Мунзир сказал: “В словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи” – это общие слова, есть надежда что будут прощены все грехи, как малые, так и большие.
Аль-Маварди сказал: “У прощения грехов есть два резона:
1. прощение;
2. сохранность от грехов”».
Далее имам аш-Ширбини пишет:
وَيُسَنُّ أَيْضًا صَوْمُ الثَّمَانِيَةِ أَيَّامٍ قَبْلَ يَوْمِ عَرَفَةَ كَمَا صَرَّحَ بِهِ فِي الرَّوْضَةِ وَلَمْ يَخُصَّهُ بِغَيْرِ الْحَاجِّ، فَيُسَنُّ صَوْمُهَا لِلْحَاجِّ وَغَيْرِهِ. أَمَّا الْحَاجُّ فَلَا يُسَنُّ لَهُ صَوْمُ يَوْمِ عَرَفَةَ، بَلْ يُسَنُّ لَهُ فِطْرُهُ وَإِنْ كَانَ قَوِيًّا لِلِاتِّبَاعِ رَوَاهُ الشَّيْخَانِ وَلِيَقْوَى عَلَى الدُّعَاءِ، فَصَوْمُهُ لَهُ خِلَافُ الْأَوْلَى، بَلْ فِي نُكَتِ التَّنْبِيهِ لِلْمُصَنِّفِ أَنَّهُ مَكْرُوهٌ وَفِيهَا كَالْمَجْمُوعِ أَنَّهُ يُسَنُّ صَوْمُهُ لِحَاجٍّ لَمْ يَصِلْ عَرَفَةَ إلَّا لَيْلًا لِفَقْدِ الْعِلَّةِ. هَذَا كُلُّهُ فِي غَيْرِ الْمُسَافِرِ وَالْمَرِيضِ. أَمَّا هُمَا فَيُسَنُّ لَهُمَا فِطْرُهُ مُطْلَقًا كَمَا نَصَّ عَلَيْهِ الشَّافِعِيُّ فِي الْإِمْلَاءِ
«Желательно также поститься в (первые) восемь дней до дня Арафа, как сказано в труде “Ар-Раудат”, но это не касается только тех, кто не является паломником, напротив, желательно соблюдать пост в эти дни как паломникам, так и всем остальным. Паломнику нежелательно поститься в день Арафа, напротив, желательно разговеться в этот день, даже если он имеет силы – следуя словам, переданным аль-Бухари и Муслимом, чтобы иметь силы для мольбы.
Паломнику лучше не поститься: в примечаниях (имама ан-Навави) к книге “Ат-Танбих” говорится, что ему нежелательно поститься. В “Аль-Маджму” сказано, что паломнику, который ещё не начал стояние на горе Арафат, желательно поститься за исключением ночи – из-за отсутствия причины.
Это всё действительно в отношении тех, кто не является путешественником или больным, что же касается их, то им желательно разговляться, как писал аш-Шафии в труде “Аль-Имля”».
Горячими молитвами с восхвалением Аллаха и о прощении грехов во время стояния на горе Арафат заканчивается паломничество у мусульман. Которое совершается ежегодно в 7, 8 и 9 дни месяца Зуль-хиджа. Паломничество предваряет собой празднование самого великого мусульманского праздник Курбан-байрама.
Чтобы достойно пройти паломничество и получить великую награду от Всевышнего, заключающуюся в прощении совершенно всех грехов за прошедшую жизнь, мусульманин должен совершить хадж по всем строгим правилам, прописанным в Коране.
Стояние на горе Арафат входит в число обязательных обрядов мусульман. В 2021 году паломники будут молиться на горе 19 июля.
История Дня Арафа
День стояния на горе Арафат неразрывно связан с историей Адама и Хаввы (Евы) — первых людей на земле как в христианской, так и в мусульманской традиции. Согласно Корану, Аллах создал Адама из глины, а жену — из его ребра. Они поддались искушению шайтана и вкусили запретный плод, за что были изгнаны из рая.
У мусульман эта известная каждому история содержит отсылки к географии Арабского полуострова. Именно на горе Арафат изгнанные из рая Адам и Хавва впервые снова встретили и познали друг друга. Там же Адам получил прощение своих грехов.
В память об этом поступке мусульмане приходят к подножию горы Арафат в предпоследний день Хаджа — обязательного для верующих паломничества к святым местам.
День Арафа празднуется с первых лет существования исламской религии. Как и большинство других памятных дней, его почитают все мусульманские ветви — и сунниты, и шииты.
Традиции Дня Арафа
Второе название Дня Арафа — День стояния на горе Арафат, говорит о главной традиции этого праздника. В идеале, мусульманин должен встретить его во время Хаджа — обязательного паломничества в Мекку. Гора Арафат стоит в двадцати километрах от этого священного для верующих города.
Согласно традиции, если паломник не совершил стояние на горе Арафат, то его Хадж считается невыполненным, а значит ему в любом случае придется повторить весь путь еще раз.
Паломники, совершающие Хадж, проводят этот день на склонах самой горы и в долине около нее. Надо понимать, что речь идет об Аравийском полуострове, большую часть которого занимают пустыни. Сама гора Арафат — небольшая, а значит никакой тени в долине нет. Верующие добровольно принимают на себя испытания жарой и солнцем.
Перед посещением долины горы Арафат мусульмане делают полное омовение. Около самой горы верующие молятся до заката солнца и слушают проповеди. Здесь же рядом расположен минарет, с которого слышатся призывы к молитвам и сами проповеди.
В День Арафа желательно держать пост, но паломники от поста освобождаются. Считается, что им необходимо сохранить силы для длительного стояния в долине Арафат.
Как провести День Арафа
Как известно, правоверные мусульмане обязаны совершить хотя бы одно паломничество в Мекку в своей жизни. А значит подавляющее большинство верующих встретят День Арафа не во время Хаджа, а дома. Как правильно встретить День Арафа, что следует делать в этот день и чего делать не следует?
Согласно традиции, в этот день мусульманам следует держать добровольный, необязательный пост. А значит принимать пищу можно только ранним утром до восхода солнца и после заката. Есть нужно только халяльную пищу, любое нарушение допустимо только в случае необходимости, при этом следует попросить прощения у Аллаха.
Любые работы по дому необходимо закончить до обеда, это касается не только уборки или домашних дел, но и приготовления еды на ужин. Вторую половину дня правоверные мусульмане проводят в молитвах.
Считается, что в этот день любые грехи многократно увеличиваются, а любые благие дела — поощряются перед Аллахом. Поэтому в День Арафа принято просить прощения за грехи и обиды. Причем сначала надо извиниться непосредственно перед тем, кого ты обидел, а уже затем искренне попросить прощения грехов у Бога в молитве.
Многие верующие считают, что такие просьбы избавляют от ответственности за грехи за последние два года.
Что категорически нельзя делать каждому мусульманину в священный День Арафата
Все работы сегодня, в том числе готовку блюд, нужно завершить до обеда. Время после него посвящается чтению Корана и молитв. Перед тем, как выдерживать пост, мусульманин должен испросить прощения у всех, кого он обидел, а также высказать ният. Это намерение соблюдать пост.
Благоприятно в этот день оказывать помощь нуждающимся, заниматься благотворительностью, а также совершать как можно больше добрых и праведных дел. Строго запрещено в день Арафа совершать дурные поступки, нарушать пост, если мусульманин высказал намерение его соблюдать, и также игнорировать просьбы о помощи.
День Арафа – самый дорогой из дней. За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает его истинную величину.
Что касается горы Арафат, то это место, которым Аллах почтил паломников, а День Арафа–это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя по причине, что ему не удалось совершить хадж, посетить дом Аллаха и побывать на горе Арафат, должен воспользоваться этим днём.
Какое бы благочестивое деяние ни совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный день он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И одним из самых важных поступков, которые приближают нас к Аллаху – это пост в день Арафа.
Пост в День Арафа
День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал:
«Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы».
Мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку (да будет доволен им Аллах):
«О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней?» (Байхаки, Табарани).
Имам Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафат.
Достоинство стояния на Арафате
Все паломники, совершающие хадж, в этот день собираются на горе Арафат. Стояние на Арафате является самой основной частью хаджа. Без этого хадж недействителен.
Стоянием на Арафате считается нахождение на горе Арафат хоть один миг девятого дня зуль-хиджа, т.е. дня Арафата, в промежутке от полудня до рассвета следующего дня.
Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире. Здесь ниспосылаются блага и милости Аллаха, которые нигде в другом месте и никогда не ниспосылаются.
В хадисе говорится:
«Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в День Арафа и в день битвы при Бадре. И это из-за того, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего и смываются их грехи» (Малик).
Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте никогда не смоются. Есть хадис:
«Самый большой грешник – тот, который, находясь на Арафате, думает, что его грехи не смыты» (Хатиб, Дайлами).
В этот день поминают Аллаха так, как никогда и нигде не поминают. Больше Ему поклоняются, больше молят Его мусульмане, проливают много слёз, много читают Кyр`ан, поминают Аллаха, восхваляют Его.
В этот день мольба (дуа), в которой содержится просьба о хороших людях, принимается даже у тех людей, которые имели грехи. Благодать (баракат) и хорошеедуа праведников также получают имевшие грехи мусульмане. В хадисе говорится, что Всевышний сказал:
«Это ваше собрание (маджлис) наделён баракатом, и плохой человек подарен хорошему (т.е. ради хорошего принят и плохой), и вашему хорошему дано, что он просил, теперь вы возвращайтесь» (Ибн Мажах).
Некоторые хадисы о достоинстве пребывания на Арафате
«Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает столько Своих рабов и рабынь, как в день Арафата. Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает, чего же они хотят» (Муслим, Насаи).
«Всевышний к вечеру дня Арафата гордится теми, кто здесь присутствует, и говорит ангелам: «Вы посмотрите на Моих рабов, которые,нерасчёсанные и запылённые в дороге, пришли ко мне»» (Ахмад, Табарани).
«Тому, кто в день Арафата убережёт от греховного свой язык, уши и глаза, смоются грехи, в том числе те, которые он совершит до наступления следующего Арафата» (Байхаки).
«Тот, кто будет бдеть в ночи таврията, Арафата, Курбана (8-я, 9-я, 10-я ночи зуль-хиджа) и в ночи разговенья, заслужит Рай» (Ибн Асакар).
«Самое лучшее дуа–это дуа в день Арафата» (Тирмизи).
«Поистине Всевышний в день Арафата смотрит на рабов взором милости и не оставит, не смыв грехи, того, у кого в сердце есть хоть капля веры» (Дайлами).
«Всевышний ниспосылает на рабов, находящихся на Арафате, блага, гордится ими и говорит ангелам: «Вы посмотрите на рабов, как они, не расчесанные и запылённые, издалека пришли ко Мне. Вы – Мои свидетели в том, что Я принимаю их молитвы, исполняю их надежды, что Я их плохое меняю на хорошее, и что хорошим дано всё, что попросят, кроме тех долгов, которые они имеют между собой». Затем, когда соберутся на Арафате и в долине Муздалифа, Всевышний говорит: «О Мои ангелы, Мои рабы в ночь вернулись, чтобы просить Меня. Вы – Мои свидетели в принятии Мной их дуа (мольбы) об исполнении их желаний и надежд, что их плохому отдаю бесплатно хорошего человека, что их хорошему Я даю всё, что просят, и то, что Я их долги беру на Себя»» (Хатиб).
«К вечеру дня Арафата блага Всевышнего нисходят на нижние небеса. Затем Он смотрит на них взором милости и, гордясь ими, скажет: «Вы посмотрите, Мои рабы, запылённые и не расчёсанные, пришли. Я Посланника отправил к ним, и они приняли Моего Посланника. Я к ним отправил Книгу, и они поверили в Мою Книгу. Я вас беру в свидетели того, что Я простил им их грехи»» (Это же Всевышний говорит, когда паломники перейдут на Муздалифу.) (Абу Шайх).
«К вечеру дня Арафата блага Всевышнего нисходят на нижние небеса, и, гордясь, Творец говорит ангелам: «Это Мои рабы, не расчесав волосы и надеясь на мою милость, пришли ко мне. О Мои рабы, если у вас столько грехов, сколько песчинок или капель дождя, Я их смою. Вы возвращайтесь, очистившись от грехов своих и за тех, за которых просите»» (Хаким).
«Если бы люди, собравшиеся на Арафате, знали, с кем они там находятся, они бы обрадовались благам Всевышнего, ниспосылаемым после смывания их грехов» (Табарани).
В этот день Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил прощальный хадж. В этот день был ниспослан аят (смысл):
«Ваша религия усовершенствовалась, Я доволен тем, что Ислам –ваша религия. Я вам благо тоже завершил».
Ахлуль китабы (люди Писания) (те, к которым ниспосланы книги, т.е. христиане, иудеи) говорят, что если этот аят был бы ниспослан им, то они этот день сделали бы постоянным праздником. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Я свидетельствую, что этот аят ниспослан в двойной праздничный день – в пятницу и в день Арафат» (Смыслы всех хадисов взяты из книги «Канзульумаль», т. 5, стр. 25–29).
Значение стояния на Арафате
Когда увидишь множество людей на Арафате и услышишь, как они следуют своим предводителям, нужно вспомнить Арасат (место, где все соберутся в Судный день). Представить, как там будут толпиться люди, и как они группами пойдут за своими пророками, и как одних примут, других отвергнут. Помня об этом, постоянно держи сердце в кротости, боязни, в надежде и мольбе. Это очень ценно,ведь это день, когда сердца любимцев Аллаха направлены к Аллаху. Если ты так будешь молиться Аллаху, есть надежда на то, что Аллах смилуется и поднимет тебя в Судный день счастливым.
Когда мысли их будут направлены к Аллаху, когда в мольбе и просьбе сердца всех будут направлены к Аллаху, когда все с возведёнными руками, благоговея и пьянея от любви к Аллаху, обратят свои взоры к небесам, когда в надежде на милость их шеи вытянутся, когда раздадутся плачущие голоса, когда все вместе будут просить о милости Аллаха, – ты никогда не думай, что милостивый Аллах оставит их надежду несбывшейся, что их дуа будет безответным и их просьбы будут отклонены, труд окажется бесполезным и что Всевышний на них не ниспошлёт блага и милости, в которых они будут погружаться.
В хадисе говорится:
«Самый большой грех – стоять на Арафате и думать, что его грехи не смыты».
Там, когда люди соберутся со всеми праведниками вместе, прошение о ниспослании благ является самой большой мудростью, тайной и смыслом хаджа («Ихя», т.1, стр. 401).
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Хадж – это стояние на Арафате» (Ахмад, Хаким, Байхаки).
Нет человека глупее и несчастнее, чем проводящий этот день безалаберно –в поисках еды, в разговорах или за другими ненужными и вредными делами. Подумайте только, это самое большое собрание людей в мире; время, когда от Ада освобождаются заслуживающие его; пора, когда паломниками гордится Аллах; пора, когда сатане сломят спину; когда ниспосылаются самые большие милости и блага Аллаха.
Также мудростью Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, царь, раб, араб, не араб, белый, чёрный – не различая никого, одевшись в одинаковые белые ихрамы с непокрытыми головами, выражая бедность, нужду и потребность в милости и жалости Аллаха, протягивая вперёд руки, они будут просить Аллаха об отпущении грехов.Нет другого равноправия в истории человечества. Такой соблюдающей равенство народов религией является Ислам.
Этикет проведения дня Арафа
1) В день выхода из долины Мины в Арафат желательно совершать полное омовение (купание) на Арафате. Это лучше делать в местности Намрат. Но так как ныне это трудно, можно искупаться,ещё будучи в Мине. Можно также искупаться по прибытии на Арафат. Если с утра до обеда искупаться, то суннат считается выполненным. («Хашиятульжамаль», т. 4, стр. 70.)
2) По возможности желательно с Мины на Арафат идти пешком. Если это затруднительно, то нет никакой проблемы отправиться на транспорте. Это касается не только Арафата, но и Мины и Муздалифа. Т.е. всюду желательно отправиться пешком.
3) По пути на Арафат читают «Лаббайка», зикру-тасбих, Кyр`ан и это дуа:
Кто не умеет читать на арабском, может прочитать на своём языке. Смысл:
«О мой Аллах! Сделай этот выход самым хорошим утренним выходом, приближающим меня к Твоему довольству, самым отдаляющим меня от Твоего гнева. О мой Аллах! Я с утра вышел к Тебе в путь. На одного Тебя я полагаюсь. Я захотел Твоего довольства. Ты сделай меня тем, кем Ты будешь гордиться перед ангелами.
О мой Аллах! Я повернулся к Тебе. Я захотелТвоегодовольства мной. Ты сделай мой грех смывшимся, сделай принятым мой хадж, мой труд тоже сделай заслуживающим вознаграждение. Не оставляй меня без ничего».
Затем читают «Лаббайка» и салават:
«Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммадин ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллим» («Ифсах», стр. 270.).
4) В день отправления на Арафат как можно больше нужно защититься от греховного и сомнительного. Нужно есть халяль и надевать халяль. Ибо дуа, прочитанное после того как съедено запретное, трудно будет приниматься. Если нет другой еды, чем харам и сомнительное, то есть нужно очень мало, плача и жалея, и прося пощады у Всевышнего. В день Арафата паломнику не предписано поститься – это для сохранения сил в поклонении. Из этого тоже становитсяпонятно, что на Арафате огромное значение имеют мольбы и славословия, ибо желательный для других пост в день Арафата для паломниковявляется нежелательным.
5) В этот день нужно мало есть (и халяльное тоже), употреблять лёгкую пищу, дабы не затруднить себя в ибадате.
6) В этот день не надо откладывать всякие дела на послеобеденное время (еда, питьё – всё готовится до обеда). После обеда полностью занимаемся поклонением (ибадатом).
7) При ибадате на Арафате садятся лицом к Каабе. Нужно избегать бесполезных и лишних разговоров, особенно споров.
8) Нужно много читать «Лаббайка», много поминать Аллаха, читать дуа, салават, Кyр`ан.
9) При чтении дуа не ограничиваются только собой. Нужно упомянуть родителей, родных, близких, друзей и всех мусульман.
10) Не надо пытаться подняться на гору ДжабалулРахмат. В этом нет никакой необходимости. Поднятие на неё является новшеством. Более того, порицательно подниматься на неё: зря уходит время, устаёт тело, солнечная жара ослабляет человека и даром тратится самое драгоценное время для поминания Аллаха.
11) Желательно сидеть, повернувшись лицом к Кибле.
12) Пребывание на Арафате должно пройти в поклонении Аллаху. Человеку следует проситьВсевышнего, не привязывая сердце к мирскому, плача (если не удаётся, то делая вид, что плачешь).
13) Нельзя в этот день никого считатьуниженным, нельзя кричать на просящих. Как можно больше раздают милостыню. Во всех нужно видеть любимцев Аллаха (валиев).
14) Говоря вкратце, в этот день, начиная с обеда, нужно, уберегая тело от всего противоречащего Шариату, очистив сердце от мирских забот, привязав тело и сердце к поклонению Аллаху, читать тасбих (субханаллах), тахмид (альхамдулиллях), зикру, такбир (Аллаху акбар), «Лаббайка», Кyр`ан, салават Пророку (мир ему и благословение), прося смывание грехов, всего себя отдавать этим деяниям. Арафат –очень восхвалённое место. Не всем достаётся благо находиться там. Возможность пребывания на Арафате является величайшим благом, за которое и нужно воздать хвалу (хотя в полной мере мы никогда не сможем этого сделать). Каждый миг, который здесь упускается зря, для разумного ценнее всего мира и всего, что в нём есть. Упущение одного мига равноценно потеревсего мира.
15) На Арафате нужно надеяться на жалость, прощение и милость Аллаха, на то, что Всевышний смоет грехи наши.
Фузайл ибн Ияз посмотрел на плачущих в день Арафа и сказал:
– Скажите, если эти люди отправились бы к щедрому благоразумному царю и просили бы монету, то отправил бы он их ни с чем обратно?
– Нет, не отправил бы, – ответили ему.
– Клянусь Аллахом, Всевышнему дать всем просящим на Арафате всё, что они просят, легче, чем тому человеку дать монету.
16) Очень желательно в день Арафа давать милостыню, хотя бы немного.
В книге «Умдатульабрар» пишется, что желательно стоять на том месте, где стоял Пророк (мир ему и благословение). Это у подножья горы Джабалу Рахмат, где большие камни. Стоять следует так, чтобы между человеком и Киблой оказалась гора Джабалу Рахмат.
Не стойте на проходе. Много читайте дуа родителям, своим устазам и другим мусульманам. Следует воздеть руки к небу (направив ладони к небу или к груди), если просите добро или отвести грядущие беды. Но если просите об освобождении от уже наступившей беды, руки следует держать ладонями вниз. Тысячу раз читайте суру «аль-Ихляс» и один раз – суру «аль-Хиджр», увеличивайте чтение Кyр`ана и других дуа. От всей души просите прощения грехов, сто или тысячу раз читайте «вахдаху…». Много плачьте, усердно просите Творца, надеясь на то, что примутся мольбы, просите, стоя под солнцем, а если это затруднительно, то просите в тени.
17) По наидостоверному слову имама Шафии, желательно объединить этот день и ночь на Арафате. Есть учёные (алимы), которые говорят, что это фарз. После захода солнца до полного исчезновения зарева лучше оставаться на Арафате.
18) При возвращении с Арафата вечером нужно быть очень вежливыми, и в ожидании транспорта тоже не надо отвлекаться на мирские разговоры, а нужно читать «Лаббайка», салават, Кyр`ан или дуа.
Многие спрашивают, чем заниматься и что лучше делать на Арафате, поэтому ниже мы приводим пояснения о добродетели в этот день.
Имам Навави в книге «Изах» пишет,что на Арафате после намаза сразу переходят на вукуф, т.е. стояние. Если возможно, можно постараться встать на том месте, где стоял Посланник (мир ему и благословение). Это место у подножия горы Джабалу Рахмат возле больших камней. Говорят, если встать здесь лицом к Каабе так, чтобы Джабалу Рахмат оказалась между тобой и Каабой, то можно встать на место, где стоял Пророк (мир ему и благословение). Можно и в другом месте стоять. Необязательно находящемуся вдалеке человеку туда идти.
В этот день не надо поститься, даже если это не ослабляет тело. Надо держать себя в чистоте и стоять лицом в сторону Киблы, будучи в омовении. Нужно всегда думать об Аллахе. Не надо отвлекаться на мирские темы. Много читайте дуа, зикру, Коран. Стояние на Арафате является основной частью хаджа. И тот, кто упускает зря время в этот день, потеряет очень многое. Дуа читается стоя и сидя. Руки тоже не возносятся выше головы. Нужно увеличить прошения, плакать перед Аллахом, выражая перед Ним свою бедность, слабость, низость и нищету. Не надо ожидать немедленного ответа на дуа. Надо просить Аллаха усердно. Должна быть очень большая надежда напринятиедуа.
Обращайте ко Всевышнему ваши просьбы, повторяя их три раза. Дуа начинают с воздаяния хвалы Всевышнему, чтения салавата Пророку (мир ему и благословение), этим и завершают. В конце дуа говорится «Амин». В этот день надо остерегаться от употребления в пищу греховного и сомнительного, а также отоблаченияв такую одежду. Следует часто читать«Субханаллах», «Альхамдулиллях», «Ла иляхаиллялла», «Аллаху акбар» («Изах», стр. 283–285).