Аранжировка музыки что это
Что такое аранжировка и для чего она нужна?
Любая композиция в первозданном виде представляет собой гармоническую последовательность аккордов или одноголосую мелодию. Чтобы превратить «сырую» музыкальную идею в полноценную песню, необходима аранжировка.
Удачная аранжировка подчеркивает достоинства композиции, акцентирует внимание слушателя на наиболее удачных композиторских решениях. Именно с ее помощью добиваются того, чтобы песня «цепляла» слушателя.
Что такое аранжировка?
Аранжировка – это обработка первоначальной музыкальной идеи и ее подготовка к исполнению музыкантами.
Классический алгоритм создания музыкальной композиции выглядит следующим образом:
Задача аранжировки – привести песню в порядок. Добавить новые партии, убрать лишнее, правильно расставить акценты. После этого процесса песня приобретает законченный вид. Фактически она уже готова, и ее остается либо исполнить, либо записать.
Аранжируют не только новые композиции, но и уже существующие песни.
Зачем нужна аранжировка?
«Сырое» музыкальное произведение не учитывает множество нюансов:
Все эти вопросы решаются в процессе аранжировки. Одну и ту же песню один и тот же исполнитель может сыграть совершенно по-разному.
Первый пример – акустическое исполнение собственных песен рок-группами.
Второй пример – исполнение классических музыкальных произведений.
Таким образом, аранжировка нужна, чтобы исполнителю было удобно сыграть музыкальное произведение, а слушателю было удобно его слушать.
Одна песня – разные аранжировки. Музыкальные примеры
Для лучшего понимания влияния аранжировки на музыкальное произведение обратимся к музыкальным примерам.
Рассмотрим разные переложения одних и тех же песен.
Пример 1
Первым примером будет песня Виктора Цоя «Спокойная ночь».
Оригинальная запись группы «Кино» отличается задумчивостью и монотонностью исполнения.
В версии группы «Алиса» во 2 части песни меняется темп. Исполнение песни становится более агрессивным. В итоге смещаются акценты и меняется настроение.
В переложении для фортепиано сохранена оригинальная гармония, но видоизменена структура песни и добавлены новые мелодические ходы.
Пример 2
Второй пример – песня «Hurt» авторства Трента Резнора.
Вот оригинальная запись:
Песня вышла крайне жесткой с тяжелым и мрачным «послевкусием»
Та же композиция в переложении Рика Рубина и Джонни Кэша звучит намного светлее. Настроение композиции изменилось кардинальным образом.
И вариант Леоны Льюис, в котором исходный материал исполнен в духе поп-музыки 90-х с характерным фокусом на голосе вокалистки. Песня потеряла свою уникальность и звучит безлико.
Оба примера наглядно показывают, что аранжировка является важнейшей частью создания песни. Именно на этом этапе происходит окончательное оформление музыкальной идеи в готовый продукт, который будет представлен слушателю.
Отличие аранжировки от других способов обработки музыки
Важный вопрос, с которым нужно разобраться, – это отличие аранжировки от инструментовки, оркестровки и ремикса.
Разница состоит в работе с оригинальной музыкальной идеей.
Аранжировка допускает вольное обращение с исходным материалом. Считается приемлемым добавление новых мелодических линий, видоизменение гармонии, темпа и длительности композиции.
Инструментовка – это подбор музыкальных инструментов для исполнения произведения. Она допускает минимальное вмешательство в исходный материал. Партии остаются нетронутыми. Представьте, что нотные листы раздали другим музыкантам. Это и есть инструментовка.
Оркестровка – это распределение музыкального материала между инструментами одной секции оркестра. Представьте, что у вас есть партия, которую может исполнить одна труба. В оркестровке эту партию распределяют между всей секцией духовых.
Ремикс – это изменение темпа и структуры звука музыкального произведения.
ВАЖНО! О количестве инструментов
Бывает так, что большое количество инструментов портит песню. Акценты теряются, звучание перестает быть сфокусированным, а интересные мелодические ходы размазываются.
Если настроение композиции лучше всего передается одним инструментом или только голосом вокалиста, то не нужно добавлять лишние звуки.
Специфика аранжировки
Аранжировка – это творческий процесс. Важно не гоняться за уникальным техническим решением, а раскрыть сущность композиции, донести изначальную мысль автора до конечного слушателя.
Для этого нужно работать с самыми разными аспектами музыкальной композиции:
Аранжировка – это сложный процесс. В современной музыкальной индустрии труд хорошего аранжировщика стоит очень дорого. От результата его работы зависит не только удовольствие слушателя, но и прибыль музыкальных корпораций и гонорары артистов.
Кто такой аранжировщик и как им стать
Аранжировщик – это человек, который доводит музыкальную идею до логического конца. Результат его труда – это готовая песня, которую осталось только записать.
Аранжировщик должен уметь играть как минимум на одном музыкальном инструменте. От него не требуется виртуозного исполнительского мастерства. Аранжировщику нужно точно осознавать области применения музыкальных инструментов и знать их возможности. Кроме того, аранжировщик должен иметь музыкальный вкус и большой запас отслушанного материала.
Можно научиться распределять партии между инструментами. Этому учат в образовательных учреждениях. Но научиться слышать песню и видеть ее идею можно только самостоятельно.
На Западе функции аранжировщика частично или полностью берет на себя музыкальный продюсер. Среди наиболее известных «серых кардиналов» музыкального мира Джордж Мартин, Тимбалэнд, Куинси Джонс и т.д.
Как лучше аранжировать – вручную или на компьютере
Классический вариант аранжировки – это запись партий инструментов на нотные листы.
Такой подход требует от аранжировщика не только музыкального образования, но и колоссального опыта работы в оркестре. Нужно знать нюансы звучания и возможности каждого инструмента. Написанные партии нужно раздать музыкантам, потом собрать их вместе и оценить получившийся результат. Затем внести коррективы и повторить все заново.
С современными компьютерными программами аранжировщик может работать, не выходя из дома. Профессиональное музыкальное ПО предоставляет возможность полностью подготовить песню к записи одному человеку.
Среди наиболее популярных программ для работы с музыкой Cubase, Ableton, Logic Pro.
ВАЖНО. О подходе к работе и результате.
На самом деле неважно, как аранжировщик будет выполнять свою работу. Будет ли он работать по старинке или в секвенсоре на компьютере. Важен только результат его труда.
Вместо заключения
Если вы хотите аранжировать свои и чужие песни, то вам необходимо слушать очень много музыки. Нельзя зацикливаться на одном жанре. Иначе вы обязательно загоните себя в рамки клише и самоповторения.
Что значит аранжировка
Коротко о студии
Услуги
Коротко о студии
Услуги
Контакты
ООО ТопЗвук
студия звукозаписи
© 2017
Студия ТопЗвук: Россия, г.Москва
ул. Ботаническая, дом 3
Описание
Услуги
Что такое аранжировка песни
Не все знают, что значит аранжировка (англ. what does the arrangement mean) – задают себе вопрос многие начинающие музыканты. Каждый день в поисковиках всего мира обыватели, решившие немного разобраться в музыке, задают этот вопрос. Каждый из них имеет, так или иначе, свои предпочтения в музыке, однако даже и не подозревают, кто и как делает основную работу по созданию хита, благодаря чьему труду иногда нам хочется танцевать, иногда цепляет за душу, а иногда появляется та необходимая энергия, с которой мы легко идем работать.
По правде говоря, зачастую роль во всем этом сочинителя песни и исполнителя сильно переоценена, ведь его работу подают в готовом обрамлении музыки и эффектов – аранжировке.
Цены на услуги звукозаписи
Аранжировка – задача для профессионала
Довольно трудоёмкий, сложный процесс, основанный на кропотливом творчестве и энтузиазме профессионального музыканта – вот что значит аранжировка. Слово произошло с французского языка и буквально обозначает комплекс работ по приведению музыкальных наработок в готовый трек. Также это – переделка уже готовой песни или произведения, его упрощение или обработка.
Классическое понимание термина аранжировка подразумевает под собой обработку готового музыкального произведения от сырого чернового наброска до звучащего полноценного трека. От того как Вы будете объяснять особенности песни аранжировщику, напрямую зависит конечный результат. Постарайтесь собрать максимум информации, найдите примеры (так называемые референсные треки), определитесь со стилем. Не стесняйтесь самых смелых идей, экспериментируйте, самое главное – четко определитесь с инструментами. Подробнее об аранжировках мы говорим и в других публикациях.
Примеры портфолио с аранжировкой (РОК, ПОП, РЭП)
Пример 3. ПОП
Группа «The Produkt$» — песня «I Have a Dream»
Пример 4. ПОП
Песня «Цепляйся». Аранжировка под ключ
Пример 5. РЭП
Песня «Дай мне». Аранжировка + сведение
Пример 6. РЭП
Песня «Сорванец». Аранжировка + сведение
Обычно студии звукозаписи, если утверждение фактуры и сведение позади, наотрез отказываются изменять какие бы то ни было партии. Как правило, профессионалы имеют свою собственную методику. И делают все поэтапно: сначала работают над стилем, потом занимаются фактурой, подбирают мелодии. Только после этого размышляют и подбирают инструменты и т.д. После завершения всех этих нелегких процессов аранжировщик делает сведение. В нашей студии изменение аранжировки возможно практически на любом этапе.
Не стоит забывать о мощных возможностях «бэк-вокала» и «живого» исполнения во время экспериментов, их вклад в создание чего-то популярного обычно бесценен.
Инструментовка входит в состав аранжировки музыки, она раскрывается в идее при помощи тщательного подбора инструментов. Необходимо подобрать темп и определиться с направлением. Выделить ритм, открыться творческому процессу. Заключение готового произведения – всегда составляющая эмоциональной линии.
Но, тем не менее, простой подбор музыкальных инструментов – это далеко не весь процесс аранжировки (хотя это тоже очень важная часть работы). Многие новички думают, что это просто и легко, если каждый музыкант хорошо владеет своим инструментом по-отдельности. Часто можно увидеть, что музыканты путаются в выборе инструментов, составляя полную картину действия. Специалист должен нормально разбираться во всех инструментах, участвующих в композиции. К тому же, в аранжировку входят многие процессы, и подбор инструментов в ней только малая часть от всей работы.
Не бойтесь экспериментировать
Самое важное – это эксперимент. Если вы занимаетесь творческой работой, аранжировкой, вы должны не бояться ошибаться, искренне любить и уважать свою работу, целиком погружаться в нее. Эта работа может занимать далеко не 8 часов за сутки, а все 24 – придется разбираться со старыми примерами, практиковать, работать со своим воображением, внедрять каждый день что-то новое.
Важно хорошо понимать основы музыки, тем более, если вы не заканчивали школу или консерваторию. Для работы нужно постоянно обучатся, не стоять на месте, развиваться. Вы должны знать все характеристики звука, разбираться в понятии гармонии и музыкальной структуры, разбираться в таких вопросах как панорама, динамика, изучать прочие интересные аспекты. Подробнее о них можно прочитать в статье про сведение.
Нужно четко обозначить для себя музыкальное направление. Ведь каждое из них имеет свои уникальные особенности, свои правила, нормы.
Конечно, всем понятно, что современный аранжировщик должен знать, как играть на каждом инструменте, с которым он работает. Конечно, быть виртуозом самому не обязательно, но иметь определенные навыки – просто необходимо. Необходимо понимание смысла, какая у вас основная идея произведения? В общем, какая смысловая нагрузка песни, что вы хотели сказать людям – очень важно с этим определиться.
Взявшись за изучение всех этих направлений, через годы упорной работы, напряжённого умственного и местами физического труда, можно стать профессионалом. Такая работа становится делом всей жизни, поэтому подумайте несколько раз, прежде чем браться за дело. Теперь вы отчетливо понимаете, что значит аранжировка и как она создается.
Вы можете задать любой вопрос в форме справа и наш администратор оперативно ответит на него:
Как сделать аранжировку. Введение
Что такое аранжировка? В чем суть аранжировки? Первое с чего стоит начать это определение базовых навыков музыканта для занятий аранжировкой. Чтобы понять, какие знания вам необходимы попробуем провести простую аналогию на примере живописи. Можно представить, что аранжировка в живописи это процесс превращения наброска картины в полноценное полотно.
Для этого художник должен понимать, как работают законы перспективы, сочетания цветов, как управлять светом и тенью, как смешивать краски и многое другое.
Очевидно, что если вы не умеете рисовать, то сделать этого не получится. Тем не менее, я очень часто сталкиваюсь с музыкантами, которые не зная теории, гармонии, основ композиции пытаются освоить аранжировку и естественно не получают никакой пользы.
Поэтому минимальным условием для занятий аранжировкой является наличие твердой теоретической базы на уровне музыкальной школы. Такой уровень знаний можно вполне получить за 3-6 месяцев и использовать их всю жизнь.
Кроме этого у вас должны быть навыки работы в DAW и работы c VST плагинами, это можно сравнить с технической оснащенностью художника — краски, кисти, карандаши, тушь, бумага для рисования аналоги программ и плагинов для создания музыки.
И только после этого вы уже можете переходить к постижению основ аранжировки. Согласитесь никому не придет в голову учиться рисовать без карандашей, бумаги и понимания элементарных законов живописи.
2 пункта которые должны быть освоены:
Теперь можем перейти к аранжировке.
Начнем с определения:
Понятие аранжировка происходит от французского слова arranger, которое означает «приводить в порядок». А музыкант создающий аранжировки соответственно называется аранжировщиком:)
Само по себе искусство аранжировки находится где-то посередине, между инструментовкой (оркестровкой) и композицией.
В чем разница?
Инструментовка предполагает переложение уже законченного произведения для другого инструмента (или ансамбля). Правила инструментовки довольно просты, их может освоить каждый музыкант, даже далекий от творчества. По сути, это ремесло, которое не требует наличия таланта композитора, а только знание необходимых формул и наличие элементарного музыкального чутья и вкуса.
Композиция – это сочинение музыки. И это, по всей видимости, самое условное определение в музыкальном знании, потому что, исходя из него, композитором можно считать и дворового поэта самоучку, написавшего 100500 песен под три аккорда и Шостаковича.
Тем не менее, композиция предполагает создание музыки из ничего. Композитора никто не обязывает сочинять музыку в том или ином виде, он не ограничен в выборе выразительных средств. Именно композиторы изобретают новые стили и жанры, новый гармонический и мелодический язык.
Теперь представим такую картину: композитор сочинил песню и записал ее на ноты примерно в таком виде:
По такой записи не понятно, какой состав должен исполнять такую музыку, в каком стиле она должна быть изложена, какая форма, даже гармония в таком виде не может быть использована для исполнения.
Задача аранжировщика решить все эти задачи и аранжировать песню.
Аранжировщик музыки (англ. arranger) — музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру. Взяв за основу одно-двух голосную мелодию с обозначенной гармонией, созданную композитором, аранжировщик сочиняет партии для всех инструментов, следуя законам аранжировки, инструментовки и композиции.
Также аранжировщик может менять гармонию, форму и даже мелодию. Всё зависит от функциональности этих элементов, изначально заложенной композитором. Например, если мелодия песни не является якорем (т.е. яркой запоминающейся), то аранжировщик может заменить ее на более выразительную, сохраняя образный строй произведения.
От музыкального вкуса и таланта аранжировщика целиком зависит стилевое направление и убедительность звучания музыкального произведения. Многие композиторы самостоятельно аранжируют свои произведения, с целью, как можно точнее реализовать задуманную идею.
Буквально еще 10 лет назад работа аранжировщика состояла в записывании всех партий в партитуру, после чего музыканты разучивали ее и только тогда аранжировщик мог оценить свою работу.
Сегодня работа аранжировщика напрямую связана с компьютером. Не нужно ждать месяцы репетиций, когда музыканты разучат композицию. Достаточно написать миди партию и вы сможете послушать аранжировку в любой момент.
Исходя из этого, я буду использовать двойной подход при объяснении нотации. Стандартный нотный и миди-piano roll. Такой подход позволит Вам с легкостью перейти с нотной записи на компьютер и наоборот.
Почему важно уметь записывать Ваши аранжировки нотами?
Бесплатный видеокурс по аранжировке http://study-music.ru/arranging
Дело в том, что работа в секвенсорах воспитала целое поколение музыкантов, которые не могут создать аранжировку на нотном листе или в голове. Это также плохо, как группа, которая не может создать аранжировку в отрыве о своих инструментов. Аранжировка это свободное искусство, которое не терпит ограничений, поэтому в качестве упражнения делайте иногда работу на нотном листе, и вы удивитесь тому, какие неожиданные решения это принесет.
Нотная запись дает возможность видеть партии всех инструментов одновременно, работать над голосоведением и гармонией, формировать партитурный слух. Любые ошибки легко мониторятся через нотный текст плюс формируется правильное, музыкальное мышление.
Естественно, что над некоторыми элементами аранжировки технически удобнее работать в Piano Roll: например, писать партии ударных, рисовать огибающие для midi и т.д
Также советую по этой теме прочитать статью http://study-music.ru/uchite-noti/
Перед тем как начать, посмотрим на основные элементы аранжировки.
Начинающему аранжировщику достаточно научиться работать с четырьмя базовыми элементами.
В рамках этого курса данные направления будут приоритетными.
Создание ритмической основы
Грув ударных или ударных и перкуссии. Задача аранжировщика разработать индивидуальный, интересный по звучанию грув, который будет склеивать акцентные сетки инструментов. Если рассматривать грув с теоретической позиции, то его задача показывать метр и акценты ритма.
Линия баса
Линия баса опирается на гармонию композиции, а также взаимодействует по законам контрапункта с мелодией. Отличная линия баса может быть основной аранжировки. Например, такие басовые риффы как Seven Nation Army или Satisfaction являются яркими примерами индивидуальной линии баса, которая также обозначает гармонию
Мелодия
Работа с мелодией в аранжировке это выбор инструментов для ее изложения, выбор регистра, сочинение контрапунктов.
Гармония
Основные виды изложения гармонии в аранжировке это подклады, ритмическая фигурация, гармоническая фигурация и смешанная фактура.
Фактура
Слово малознакомое любителям быстрого клепания треков в FL Studio, которое обозначает невероятно большой пласт элементов музыки. По сути, без фактуры не существует музыки и одно из определений аранжировки может выглядит так:
Аранжировка это создание фактуры для определенного состава инструментов. В задачи данной статьи не входит описание фактуры вы можете подробнее узнать о ней по ссылке http://study-music.ru/facture/
Нам же важно знать, что первая задача которая стоит перед аранжировщиком это определиться с плотностью фактуры и типами фактуры для партии инструментов. Не нужно путать тип фактуры и состав инструментов для аранжировки.
Например, 3 инструмента могут быть аранжированы в насыщенной, плотной фактуры где каждый будет исполнять самостоятельную партию с элементами скрытой полифонии. А 10 инструментов могут быть аранжированы в прозрачной, минималистичной фактуре.
Выбор фактуры определяется несколькими условиями:
Например, если мы имеем дело с простой гармонией и мелодикой, то основная задача аранжировки дополнить это звучание, сделать его интереснее и свободы для выбора фактуры много. Если же композитор написал сложную, синкопированную мелодику с джазовой гармонией, то в первую очередь мы должны подчеркнуть особенности заложенные композитором и только потом работать над дополнением материала.
Музыкальной чутьё
Не существует музыкантов, которые могут сделать аранжировку музыки в любом стиле. По одной простой причине — опыт и вкусовые предпочтения. Любая музыкальная идея уже содержит в себе определенные образы для воплощения в аранжировке.
Мой личный опыт показывает, что любая песня имеет внутри себя определенные эманации, чувства, образы, которые направляют аранжировщика. Умение слышать это внутреннее наполнение один из признаков наличия таланта аранжировщика.
Посмотрите хороший фильм «Хоть раз в жизни» https://www.kinopoisk.ru/film/596208/, в нем очень ярко показывается различие в мышлении автора песен и аранжировщика. В моей практике не раз бывало такое: сыгранная автором под гитару или фортепиано песня сразу же представлялась в готовом варианте, который исходил из песни. И такие аранжировки получались максимально эффективными. Когда же вместо заложенных в песне идей я пытался навязать своё видение песня звучала интересно, но теряла связь со своей первоначальной идеей.
Итак, что вам нужно для занятий аранжировкой: