Архитектурная графика что это такое
Архитектурная графика
Архитектурная графика — направление изобразительного искусства, охватывающее творческий процесс представления идей и образов в области проектирования и архитектурного дизайна. Это детальная разработка плана будущего здания в чертеже с масштабом (или сада для ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих окон, дверей. Генеральный план позволяет показать расположение здания или ансамбль зданий на местности с указанием сторон света. Чертеж архитектора тесно связан с математическими расчетами и указаниями размеров будущего здания, соотношения его частей (масштаб). Используется как в проектировании новых построек, так при разработке фиксационных планов существующих или разрушенных зданий.
На сегодняшний день актуальным является разделение архитектурной графики на классическую и цифровую.
Содержание
Египет
Первые чертежи были созданы ещё в Древнем Египте, где сложилась сильная школа математиков и геометров. Широкое использование камня позволило сохранить первые образцы чертежей архитекторов. Некоторые планы сохранились на фресках и рисунках папирусов (сад у бассейна на папирусе 16-11 вв. до н. э. в собрании Британского музея, Лондон).
Детальный план сада возле бассейна сохранился на стенописи из Фив в гробнице Рехмира, 18 династия (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Сад на чертеже представлен в виде сверху. Три ряда деревьев нарисованы как радиусы круга — от центра в стороны. Условность чертежа художника Древнего Египта не мешает современному архитектору перевести древний план на современные чертежи с сохранением всех качеств оригинала.
Римская империя
Термы Диоклетиана. На плане: 1-Caldarium; 2-Tepidarium; 3—холодные ванны(Frigidarium); 4—Natatio; 5-Palaestra; 6—Вход; 7-Экседра.
Средневековая Армения
Своеобразная и интересная архитектурная школа сложилась в средневековой Армении. Страна одна из первых сделала христианство государственной религией, в результате происходило массовое строительство церквей. Новый тип храма был принят уже в 6-7 веках. Наибольшее распространение имели крестово-купольные храмы без раздела интерьера храма на нефы. Этот тип храмов называют триконхами и тетраконхами, ибо в их плане лежит трёх- или четырёхчастное сооружение. Внешнее сходство храмов не отразилось на однообразии планов. Среди них есть свои высокие достижения и шедевры, например, план храма Звартноц 643—652 гг., где в храмовую ротонду вписан равносторонний крест с полуциркульными концами, что позволяет его сравнивать с планом церкви Сергия и Вакха в Константинополе.
Романский стиль
Романский стиль предшествовал стилю готики и отличился в искусстве разных стран. Исследователи считают, что во Франции он продержался лет 200. А в некоторых регионах страны позиции романского стиля были такие слабые, что он быстро вышел из использования. Особенно слабыми позиции романики были в Иль-де-Франс, где распространились классические образцы готических соборов (Париж, Реймс, Шартр).
Романский стиль в Германии продержался дольше и некоторое время сосуществовал с готикой, что давало компромиссные, но очень интересные образцы соборов в Майнце, Бамберге, Вормсе, Наумбурге.
Долго удерживали свои позиции романика и готика и в Испании. Даже последний из великих соборов Испании — в Севилье — умышленно строили в готическом стиле, хотя уже хорошо знали другие образцы и типы соборов.
Архитектурная графика: всё идёт по плану
Приёмы, примеры работ и ресурсы для вдохновения
Юлия Каптур, Джессика Нгуен
Время чтения: 14 мин
Если работа над коллажем или любой другой иллюстрацией к проекту однозначно открывает большой простор для творчества, то создание чертежей часто кажется архитекторам сухой механической работой. Но это далеко не всегда так.
Для создания и подачи планов можно использовать множество приёмов. В отличие от работы в архитектурных бюро, а тем более в крупных компаниях, которые как правило разрабатывают стандарты и шаблоны оформления чертежей для своих сотрудников — с утверждёнными цветами, штриховками и толщинами линий, работа над студенческими проектами или презентациями даёт гораздо большую свободу в выборе графического языка.
И все же то, как выглядит план архитектурного проекта, зависит в первую очередь от его назначения и того, какую информацию необходимо отразить на каждом конкретном чертеже: они будут отличаться по степени проработки, насыщенности деталями и информативности. В зависимости от функции чертежи можно разделить на четыре типа:
К выбору графических приёмов стоит стоит подходить серьезно и внимательно, так как способ оформления архитектурных планов влияет не только на внешний вид подачи, но и на восприятие идеи проекта в целом. Разберём каждый тип подачи на примере чертежей известных бюро.
План как инструмент
В повседневной практике архитектора план — это рабочий инструмент, чаще всего его используют для донесения информации до строителей и заказчика. В таком случае задача плана — доступно и понятно передать суть проекта и зафиксировать его детали: расположение и размеры всех обьектов должны хорошо считываться, а лишние детали не должны создавать визуального шума.
Такие чертежи могут быть очень информационно-насыщенными, ведь на них важен каждый элемент. Чтобы элементы плана не сливались друг с другом и хорошо читались на чертеже, необходимо заранее разделить их на основные и второстепенные. Все элементы плана-инструмента должны соответствовать заданному масштабу, цветные элементы и детали чертежа не должны отвлекать внимание зрителя от ключевой информации.
Для создания такого плана-инструмента можно использовать следующие приемы:
Наиболее важные элементы чертежа легко выделить с помощью сплошных линий заметного цвета и/или с увеличеной толщиной. Второстепенные объекты, напротив, стоит обозначать в более тонких и светлых сплошных или пунктирных линиях — это позволит избежать визуального шума.
План-инструмент может быть выполнен и в линиях одной толщины и цвета, например, как планы бюро SAANA. Но работать с такими чертежами непросто: особое внимание нужно уделить масштабу аннотаций, размеру подписей и количеству деталей на плане.
Использование текстур, штриховок и цветных заливки облегчает восприятие плана, делает графику более понятной даже для неподготовленного зрителя. С их помощью ососбенно удобно выделять планировочные решения, заливая всю толщину стен на плане, или определенные зоны проекта, накладывая текстуры или штриховки на определенные области пола.
План как акцент
Основная цель в работе над таким планом — сделать графический акцент на одном из элементов чертежа (а значит и проекта). Что это может быть? Функциональные схемы, например, схема пола, схема расстановки несущих элементов конструкции или мебели. А также и более абстрактные схемы, например, когда нужно выделить ядро проекта или сделать акцент на симметрии планировки.
План-акцент может использоваться в рабочих материалах к проекту, когда нужно выделить область работ или показать границы использования отделочных материалов. Но особенно часто такой подход к оформлению чертежей применяется в презентации проекта, так как помогает выделить определённый элемент плана, важный для концепции проекта или для иллюстрации конкретного места в рассказе.
В работе над планом-акцентом можно выделить два основных приёма:
Графический акцент на одном из элементво чертежа можно создать за счет работы с цветом и толщиной линий, заливки определенных областей плана цветом, штриховками или текстурами. Выделять можно один или несколько элементов чертежа, не жертвуя при этом читаемостью других, более второстепенных деталей.
Такой приём часто используется при создании дополнительных схем в альбоме к проекту, например, плана пола или плана покраски стен.
Иногда в презентации проекта необходимо сделать акцент лишь на одном элементе плана. В таком случае чертеж может либо отображать лишь один элемент проекта, либо быть утрирован на столько, что превратиться в лаконичную схему — знак проекта, в котором другие детали скрываются специально.
Упрощённый план-символ можно использовать, напрмиер, для того, чтобы показать важный для концепции проекта рисунок расстановки несущих конструкций, необычные планировочные решения или форму пространства.
План как диаграмма
Цель плана-диаграммы — рассказать историю проекта, его легенду. Такие планы редко используются в альбомах с рабочей документацией, но они незаменимы при презентации концепции проекта или при анализе решений.
План-диаграмма может состоять из нескольких изображений и показывать разные стадии развития идеи. Такой чертеж как правило всегда сильно утрируют и упрощают. Другие же приёмы, используемые при создании диаграмм, зависят от их назначения:
Для для того, чтобы проиллюстрировать функциональное зонирование проекта или, например, квартирографию, используют как правило заливки цветом — часто с разными настрйоками прозрачности.
Чтобы рассказать об истории развития идеи, способе формообразования или возможных сценариях использования пространства, будут полезны приемы, которые в других типах планов оказываются скорее избыточными: крупные тексты, символы, стрелки, линии, а также элементы ручной графики.
План как иллюстрация
План может стать полноценной проектной иллюстрацией, наравне с коллажами и визуализациями — наглядно проиллюстрирует идеи проекта, и доступно подаст информацию, в отличие от классического архитектурного плана, который неподготовленный зритель может не считать. В этом случае детали и узлы не важны, главное, чтобы считывалась только самая важная информация об объекте, стиль подачи был эффектным и соответствовал визуальному языку других иллюстраций.
При работе с планом-иллюстрацией любые приёмы хороши: использование текстур и стаффажа, теней, фильтров — фактически это приёмы создания коллажа. Многие архитекторы и бюро специально обрабатывают планы для портфолио или сайта, чтобы сохранить единую стилистику подачи.
Интересный приём подачи, характерный только для плана-иллюстрации — это сочетание плана с развёрткой, напоминающей развертку макета или декорации. Такое изображение не может использоваться как полноценный план или полноценная развертка, но графически создается интересный эффект — план дополняется объемом.
Что выбрать и чем вдохновляться?
Графические приёмы оформления планов не универсальны, и выбрать подходящий можно только лишь чётко определив назначение чертежа и сценарий презентации проекта. Ведь то, что уместно в плане-иллюстрации, может стать визуальным шумом в плане-инструменте.
Насмотренность, наблюдение за тем, как делают другие, коллекционирование хороших (а иногда и плохих) примеров помогают быстрее и легче сориентироваться в море возможностей, отсечь лишнее и выбрать наиболее подходящий для каждого конкретного случая визуальный язык.
Ниже — подборка ресурсов для вдохновения от архитектора и куратора направления Софт Культуры по работе с интерьерами Юли Каптур:
Сайты
The Best Architecture Drawings — ежегодная подборка лучшей графики от портала ArchDaily. Сюда попадают работы разных направлений: от планов до коллажей и ручной графики. Каждый проект можно рассмотреть отдельно, а также сравнить проектные материалы с реализованными объектами.
Socks Studio — онлайн-журнал, который курируют итальянские архитекторы Mariabruna Fabrizi и Fosco Lucarelli. Основное направление журнала — поиск неординарных исследований в области архитектуры и дизайна. Это могут быть статьи или рецензии, работы кураторов архитектурных выставок, отрывки из книг и эссе. Помимо текстов здесь можно найти много редких проектов и исторических документов.
Hidden Architecture — журнал и атлас архитектуры с редкими и периферийными проектами, которые по каким-то причинам не оказались в учебниках архитектуры или в популярных архитектурных журналах, но все-таки заслуживают внимания профессиональной аудитории.
Книги и журналы
Detail — немецкий журнал, в котором публикуются международные архитектурные проекты и особое внимание уделяется проектным материалам: деталям и узлам. Также, в каждом выпуске исследуются используемые материалы.
Tatlin Plan — журнал, в котором каждый выпуск посвящен одному проекту. Можно посмотреть полный набор графических материалов, включая планы, разрезы и детали. Выпуски посвящены проектам, реализованным на территории России. Например, проекту Главного Штаба Эрмитажа в Санкт-Петербурге, или проекту реконструкции здания «Известий» в Москве.
Tatlin Archive — монографии, посвященные историческим проектам, в которых помимо историй создания и подробного разбора проекта можно найти архивные фотографии, чертежи и визуализации. Например, один из выпусков был посвящен исторической территории Хлебозавода №9 в Москве, или ЦПКиО им. В. Маяковского в Екатеринбурге.
Graphic Anatomy — книга студии Atelier Bow-Wow, которая славится своими графическими материалами. Кстати, в нашем блоге был отдельный материал с переводом фрагмента этой книги!
Architectureonpaper — блог об архитектурной графике, где основное внимание уделяется коллажной подаче и визуализациям, но есть интересные примеры с графикой планов и разрезов. Здесь можно найти студенческие проекты и материалы как молодых, так и известных бюро.
The Beauty of Plan — название этого блога говорит само за себя. В этом проекте исследуется графика планов и способы построения плана. Каждую неделю — новая тема, относительно которой собираются примеры, например: «Связанные элементы», «Круг» или «Органические формы».
Notional Archive — небольшой и лаконичный по подаче проект, который напоминает шпаргалку студента к экзамену по истории архитектуры. Здесь собраны примеры классических проектов со всего мира, преимущественно планы. Внимание автора сконцентрировано на визуальной эстетике, а подписи к проектам часто ограничиваются именем архитектора или названием проекта.
A Series of Rooms — исследование архетипов жилья. Здесь собраны образы жилого пространства во всех проявлениях — реализованные проекты и концепции, художественные проекты, примеры из искусства и кино. Кураторы проекта — архитекторы бюро Bonell+Dòriga.
Square Spaces — небольшой проект, который идеально вписывается в формат Instagram. Авторы проекта, архитекторы Анна Дессинг и Гийем Алой, собирают примеры планов, которые вписываются в квадрат.
Виды архитектурной графики
Специфика творческого процесса по созданию архитектурного объекта состоит в его двуединстве. На первом этапе творчества (“идеальном”) архитектор работает над моделью архитектурного объекта — комплексом чертежей и макетов будущей постройки.
На втором этапе творчества (“материальном”) архитектор наблюдает и контролирует строительство архитектурного объекта, которое осуществляется по чертежам и является материальной реализацией проектных материалов первого этапа.
Начиная с XV в. архитектор занимается почти исключительно первой частью этого творческого процесса, которая в наше время носит название “проектирование”.
Проектирование архитектурного объекта невозможно без изобразительного отображения замыслов архитектора в графике и объемных моделях. Большая часть изобразительной информации, возникающей в процессе проектирования, передается и формируется в графике. Ко второй половине XVIII в., когда повсеместно была признана теория изображения архитектурного объекта в ортогональных проекциях, сформировались основные виды архитектурной графики, которые к настоящему времени отражают задачи проектного процесса и носят название эскиз, чертеж и архитектурный рисунок.
Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отвечает определенным требованиям. Процесс проектирования построен таким образом, что поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа с помощью архитектурного рисунка.
Изобразительные формы архитектурного эскиза и архитектурного рисунка очень схожи, а целевые назначения изображения различны. Архитектурный эскиз — способ совершенствования творческого замысла архитектора.
Архитектурный рисунок — любое рисованное произведение архитектора, выполненное не обязательно с профессиональной целью. Сюжет архитектурного рисунка может иметь самостоятельное значение (набросок с натуры, графический рисунок — иллюстрация и т.д.), но может быть составной частью чертежа, эскиза.
Навыки эскизирования и рисования очень важны для архитектора, так как с их помощью фиксируются его профессиональные замыслы, совершенствуется его графическое мастерство, творческие способности. Кроме того, навыки архитектурного рисунка необходимы для изображения окружающей предметной и природной среды, элементов оборудования, поскольку с их помощью архитектурный объект приобретает реальные размеры, правильно соотносится с человеком, природой.
Архитектурный эскиз — форма изобразительного поиска, с которого начинается проектный процесс. Выполняют эскизы от руки и делят условно на группы:
Кроме того, существует такое понятие, как ‘проектная экспозиция’’. Поскольку в состав проекта входит множество чертежей, то для раскрытия темы может быть отобрана только их часть. Количество зависит от объема проекта, целей экспозиции, полноты сообщения и подготовки зрителей. В набор чертежей могут быть добавлены чертежи, рисунки, модели и другие изображения, повышающие качество экспозиции.
Эскиз проектной экспозиции передает состав и взаимное расположение ее материалов.
Архитектурный рисунок — вид архитектурной графики, имеющий вспомогательное значение, позволяющий лучше показать архитектурный объект, его отношения с окружающей средой.
Основным видом графики в архитектурной деятельности является чертеж.
Архитектурный чертеж — это изображение, передающее информацию о размерах, форме и конструкции объекта. В современном чертеже построение объекта выполняется по законам начертательной геометрии. Чертеж применяется на всех стадиях проектной работы, для каждой из которых характерна своя манера чертежной графики (эскизный, обмерочный, рабочий, демонстрационный чертежи).
Разновидности архитектурных чертежей зависят от постановки конкретных проектных задач, поэтому различают:
— рабочие чертежи — комплекс изображений планов, сечений, узлов и деталей, необходимых для строительства данного объекта. Они требуют знания действующих нормативов и стандартов. Если архитектор не полностью контролирует их разработку, то его первоначальная идея может быть искажена из-за низкой квалификации техника чертежника, косности инженера- конструктора или просто конъюнктурных соображений;
— обмерочные чертежи — результат обмеров существующих архитектурных сооружений, деталей декора, параметров монументальной скульптуры и др. Обычно обмерочные чертежи выполняют в две стадии: на первой от — руки рисуется чертеж без масштаба с проставлением размеров (кроки), на второй изображение проекций объекта, узлов и деталей делается по стандартам рабочего проектирования;
— демонстрационные чертежи — предназначены для показа зрителям с любой подготовкой и уровнем культуры. Цель такого показа — донести авторский замысел до зрителя. Чертеж должен отражать состояние, близкое к реальному восприятию, устанавливать связи сооружения с окружающей средой с использованием перспективной проекции, выявлением пластики самого сооружения. Архитектор всегда должен не только сам уяснить идею объекта, способ ее материальной реализации, проверить в графическом и объемном моделировании правильность своего замысла, но и дать возможность заказчик)’ оценить качество проекта. Комплекс демонстрационных чертежей должен давать полную информацию о тектонической и образной трактовке сооружения, структуре его планировочного, конструктивного и функционального решений, а также давать представление о том, как будет выглядеть постройка в условиях природной или городской среды с наиболее вероятных точек подхода и подъезда. В настоящее время распространены 3 подхода:
Ортогональный чертеж — изображение предмета, отдельные виды которого (план, фасад, боковой вид) параллельно спроецированы на две (или три) взаимно перпендикулярные плоскости. Это самый точный и рациональный метод изображения предмета на плоскости, на котором основана вся система современного проекционного черчения.
Проектная экспозиция. Число, содержание и характер графики чертежей зависит от объема проектной работы и от уровня людей, которым адресуется проект. В проектной экспозиции должна быть отражена следующая информация:
Общие сведения об архитектурной графике
Графические изображения создавались человеком уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Известны настенные рисунки, которые относятся к палеолиту. Самым древним известным изображением (за 2500 лет до н.э.) является карта — вавилонский чертеж, исполненный на глиняной плитке. На нем волнистыми линиями показаны реки, города — кружочками с надписями возле них, горные хребты изображены в виде холмиков.
Древние рисунки, стенная живопись, папирусы свидетельствуют о познаниях народов древности в области чертежа. Наиболее древние чертежи относятся к XVJ в. Например, сохранилось перспективное изображение г. Пскова (1518 г.). В России применялись чертежи, содержащие совмещенные в одной плоскости изображения нескольких видов. Например, известен чертеж сторожевой башни и моста, где фасад башни совмещен с планом моста (XVII в.).
Само понятие “архитектурная графика” возникло в конце XVIII — начале XIX вв.
Оно тесно связано с академическими архитектурными школами, где в отличие от графических работ студентов-художников, скульпторов, прикладников чертежи, эскизы, рисунки студентов — архитекторов стали обобщенно называться “архитектурной графикой”. Именно в это время в академических школах начинают проявляться тенденции специального образования студентов — архитекторов. Ранее они обучались так же и по тем же программам, что и инженеры, фортификаторы, скульпторы, художники-прикладники.
До настоящего времени среди специалистов нет единой точки зрения на то, с какого времени зодчий стал пользоваться чертежом. Большая часть специалистов утверждает, что с Древнего Египта, Ассирии, античной Греции обходились без чертежа и, возможно, пользовались объемными моделями, точка зрения объясняется тем, что до сих пор не найдены сохранившиеся образцы чертежных изображений архитектуры.
Однако знакомство с выполненными в наше время чертежами планов ряда подземных захоронений Древнего Египта, планы огромных храмовых комплексов в Египте и Ассирии дают основания прямо противоположных выводов.
Примером может служить чертежная схема подземной части захоронения фараона Шафра, симметричная композиция которой объединяет множество подземных переходов, галерей, культовых залов, коридоров и погребальных камер. Каждому человеку, имеющему хотя бы самое общее представление о практике архитектурного проектирования и строительства, при взгляде на чертежи станет ясно, что точно рассчитать и построить та комплекс без графической схемы невозможно
Можно предположить, что чертежи исполнялись острыми палочками и резцами на глиняных табличках, кистями или смоченными в краске палочками на полосках папируса. Модели вероятнее всего делали из глины и дерева. Возможно, что крупные чертежи и шаблоны в натуральную величину вычерчивали, а тем вырезали на специальных оштукатуренных поверхностях(полах, стенах и т.д.). Это подтверждает открытие, сделанное американскими учеными в 1979 г. В храмовом комплексе в Дидимах исследователи обнаружили колоссальные “шаблоны”, вырезанные на каменных оштукатуренных стенах, где в натуральную величину были высечены линейные чертежи всех сложнейших обломов и деталей храма.
Высочайшая культура зодчества и строительного мастерства Древнего Рима нашла свое отражение в ряде литературных источников, среди которых самыми известными являются груды Витрувия. В описании ряда построек и проектов есть упоминание о сложных комплексах чертежей, об огромных моделях, которые изготовлялись специальными мастерами по указаниям и чертежам зодчих. К сожалению, образцы этих чертежей и моделей не сохранились. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что на всех этапах своей деятельности зодчий пользовался “чертежом”, подготовкой к которому служили обобщенные графические схемы, называемые в наше время “эскизом”.
В этом процессе большую роль играли рисунки зданий, ландшафта, орнаментальных фрагментов, деталей окружающей природной и предметной среды, которые обозначаются в наше время термином “архитектурный рисунок”.
Эти три разновидности изобразительной документации архитектора сейчас именуются видами архитектурной графики.
За многовековой период развития архитектурной деятельности чертеж, эскиз и архитектурный рисунок прошли длинный и сложный путь трансформации в приемах начертания и изложения изобразительной информации, в технике и стилистике ее использования. Одновременно с формированием изобразительных приемов рисунка, эскизирования и черчения изобретались все лее совершенные инструменты для их реализации. Зодчие античной Греции были знакомы с циркулем, который не имел жесткого соединительного шарнира. Римские архитекторы пользовались уже сравнительно сложным набором инструментов: различи циркули, линейки, угольники, мерные бечевки (примитивные рулетки), наборы чертежных перьев специальной величины и заточки, изготовлявшихся из оперения воробьев, гусей и орлов.
Материалом, на котором выполнялись чертежи, служила бумага (пергамент) и в особых случаях тонкая кожа.
Качественное развитие культуры архитектурного черчения напрямую связано с разделением на рубеже между первой и последней четвертью XV в. специализаций архитектора-проектировщика и строителя. Такая специализация способствовала совершенствованию приемов архитектурного черчения, необходимого для того, чтобы строитель мог осуществить здание по чертежам. Ранее зодчий делал чертежи для уяснения ряда проектных вопросов собственного творчества и в некоторой степени для показа заказчику. Изображения носили произвольный характер так как их содержание служило для расшифровки авторских замыслов, что каждым специалистом трактовалось по своему вкусу. Часть чертежей здания и его деталей изображалась в ортогональных проекциях, часть — в перспективе, методика которой был еще крайне примитивна. В России, например, не одно столетие содержание чертежа ограничивалось безмасштабным планом с проставленными на нем размерами. Создание чертежей в масштабе было введено при Петре I. К середине XVIII в. русские архитекторы М. Земцев, Ф. Аргунов уже показывали на своих чертежах фасады, планы и общие виды.
Необходимость получения изображений, дающих строителю исчерпывающую информацию о строящемся объекте, потребовала от архитектора пересмотра системы чертежных изображений.
Многие крупные зодчие, будучи широко образованными людьми, соединяющими в себе таланты инженеров, литераторов, художников и математиков, занялись теоретическим обоснованием методики проекционного черчения в ортогонали и в перспективе. Известны отдельные изыскания в этой области, принадлежащие перу Леона Батиста Альберти, Пьерро делла Франческо, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Гвидо Убальди и др. В результате этих изысканий чертеж стал более лаконичным и грамотным. В его состав стали входить обязательные ортогональные изображения плана и разрезов здания, архитектурных деталей, генерального плана и т. д.
Архитектурный и инженерный чертежи совершенствовались до начала XIX в., когда известный математик и военный инженер Гаспар Монж (один из видных военных консультантов Наполеона Бонапарта) обосновал теорию ортогональных проекций (в 1795 г. опубликована во Франции первая книга по начертательной геометрии). С этого времени характер проектного чертежа изменялся только под влиянием техники чертежного исполнения и в соответствии с требованиями архитектурной практики.
Большое влияние на характер проектной графики оказала архитектурная школа, так как возникшая в середине XVI в. необходимость повсеместной подготовки архитектора — проектировщика потреб вала развитой методики чертежной подготовки студент архитектора. Академии архитектуры и искусства возникали в Европе довольно быстро: начало XVI в. — академия во Флоренции 1562 г. — Римская академия Св. Луки, 1648 г. — академия в Париже и т.д. Более 100 академий до конца XVIII в. Русская Петербургская академия трех знатнейших художеств была организована в 1757 г. В стенах академии разрабатывались и затем внедрялись в практику специфичные для архитектурной графики технические приемы черчения, тушевой отмывки, линейного и штрихового рисунка пером и свинцовым карандашом и т.д.
Искусство академической архитектурной графики достигает таких высот, что многие мастера работают в этом жанре, рассматривая его как разновидность художественной графики. Так возникает и приобретает права гражданства своеобразная ветвь изобразительного искусства — архитектурная фантазия, у истою которой стояли такие мастера Возрождения, как Филиппо Брунеллески и Леон Батиста Альберти. К наиболее признанным мастерам архитектурной фантазии относятся также венский архитектор Бернхард Фишер (1656-1723) и римский архитектор Джованни Батиста Пиранези. Влияние этих мастеров прослеживается жанре архитектурной фантазии вплоть до середины XX в.
Совершенствуются чертежные инструменты, приспособления для отмывки, покраски, тушевки архитектурных чертежей рисунков. Осваиваются технология использования китайской туши, акварельных красок; техника штриховки рисунка с помощью различных материалов (уголь, сангина, соус), для растушевки применяются специальные приспособления из мягкой бумаги, кожи, сукна. К концу XIX в. все известные к этому времени инструменты приобретают знакомые нам очертания. В дальнейшем меняются только используемые для их изготовления материалы.
В XIX в. становится весьма авторитетной профессия инженера, что приводит к повышению активности в деятельности архитектурных мастерских и бюро.
Архитектурная и инженерная документация приобретает специфический характер, что влияет на стиль архитектурного и строительного чертежей, методы их изготовления и размножения. Широко внедряются копировальные машины, приспособления для быстрого изготовления сложных чертежей — инструменты с простейшими зубчатыми приводами, сдвоенные рейсфедеры, кривоножки, удлиненные циркули и др.
Основными графическими приемами проектного и инженерного чертежа становится техника линейной графики с заливкой и штриховкой.
Большое влияние на стилистику архитектурного чертежа оказали представители русского и европейского модерна (2-я половина XIX в. — начало XX в.). Такие мастера русского “много- сгилья” и модерна, как К. Тон, Г. Шервуд, В. Валькот, С. Малютин, Р. Клейн, А. Щусев, Ф. Шехтель, J1. Кекушев, И. Кузнецов создали не только выразительные здания, но и яркие по стилю архитектурные чертежи.
Революция 1917 г., кроме изменения социально-политических устоев, вызвала появление новых архитектурных и дизайнерских школ — ВХУТЕМАС (СССР) и Баухауз (Германия), которые стали новаторами в области прикладной и архитектурной графики.
Вальтер Гропиус, Ганнес Майер, Мохоли Надь, Йоханн Альберте (в Баухаузе), Николай Ладовский, Илья Голосов, Леонид, Виктор и Александр Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Иван Леонидов были не только блестящими педагогами, мастерами новых архитектурных концепций, но и родоначальниками нового стиля архитектурной графики. В архитектурный чертеж внедряется показ объектов с птичьего полета, резкие перспективные ракурсы, четкая и лаконичная линейная и штриховая графика, покраска чертежа аэрографом, гуашью, темперой, использование коллажа и т.д.
Современная архитектурная графика уже немыслима без применения рапидографов, фломастеров, аэрографов, летрасета, коллажа, шрифтовых трафаретов, компьютерной графики. Но при всем этом нельзя забывать, что архитектурный чертеж должен обладать двумя основными качествами: технической грамотностью и архитектурно-художественной выразительностью.