Аркона что это такое
Ни одна другая славянская святыня не была в свое время так известна, как та, что была в Ругии (Руян). Благодаря своим святости и могуществу она бросала на колени европейских монархов и покоряла народы…
Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства. И не только славянства — датский король Свейн и многие другие жертвовал добычу в храм Арконы, а в самих храмах, кумирах и ритуалах ученые видят много общего с религией кельтов. Седая же древность спит на берегах Рюгена — она помнит друидов, уничтоженных Цезарем! Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехглавому кумира Святовита, шли пилигримы из далекой, уже два века вроде бы христианской Чехии. Арконский храм стал главным религиозным центром славянского Поморья. У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями.
Все помнят о 300 спартнацах, но мало кто не знает,что у нас были свои 300 славянских «спартанцев».
Священный город Аркона, явился в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально «витязями».
Явление было уникальным, так как особых войск при храмах у других народов в Европе не существовало. Храмовое войско считалось у полабских славян священным. Оно состояло из посланцев-юношей знатных славянских родов. Причем эти юноши уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами.
О происхождении слова «витязь»:
Слово «витязь» состоит из корня «вит», местоимения «яз» и окончания «ь» (ерь), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «вит я есть».
Земли полабских слявян были знамениты храмами языческих богов, которые имелись (помимо Арконы) в Радигоще, Ретре, Корбеле и др. городах. Боги назывались именами с окончанием «вит» («вити» санскр. – свет, весь обитаемый мир). Причем их огромные, вырезанные из дерева истуканы были многоголовыми: Святовит имел 4 головы, Перевит – 5, Коревит – 5 лиц (четыре – под одним черепом, пятое – на груди), Яровит – 7. В немецких хрониках имена богов всячески перевраны, но славянское окончание «вит» писалось всюду верно: немецкое wiht, wicht означало некое лицо, персону и относилось к сверхъестественным силам: духам, демонам.
И кстати,если вспомнить казаков,их обычай носить усы и чуб, ранее мы увидим Святослава Храброго (варяги-русь до крещения брили головы и бороды почти поголовно, как о том сообщают арабы и византийцы. Их Бог Перун изображался с «серебряными усами», а на миниатюрах Радзивилловской летописи — с воинским чубом на голове.), а еще ранее.
Так что,скорее всего, легендарные казаки-характерники являются носителями традиций и знаний храмовых витязей Арконы.
Город Аркона, часть 1. К вопросу об этимологии
Город Аркона (некоторые ввиду элементарного невежества, либо природной глупости иногда называют его город Аркон) являлся одним из трех крупнейших религиозных центров древнеславянского государства (речь идет о периоде до XII века). В средневековых европейских хрониках город Аркона чаще именуется Яромарсбургом. Насчет того, почему один конкретный топос имеет, как минимум, два крайне различных наименования, существует немало легенд, но в действительности все достаточно прозаично. Яромарсбург – это самоназвание города, то есть именно так его называли Руяне, западнославянское племя, существовавшее на территории современного острова Рюген и приграничных к нему прибрежных областей, которые сегодня называются Мекленбург и Померания. Мекленбург, кстати, представляет собой образование от сочетания Микулин Бор, но об этом топосе речь пойдет в другой раз.
Итак, сами руяне называли город Яромарсбургом. Официальная версия гласит, что этимология названия восходит к имени одного из князей Рюгена, которого звали Яромар. Яромар I правил в XII веке, перед самым падением Аркона, однако, Саксон Грамматик в своей работе «Деяния данов» (XIV век), благодаря которой «широкая общественность» и узнала об этом городе, пишет, что Аркона к этому моменту (имеется в виду – к XII веку) уже была «древним градом». Других версий Относительно этимологии названия города, увы, но. Но (о, чудо!) есть логика и азы языкознания.
Если попробовать разложить слово «Яромарсбург» на составляющие, то мы получим что-то вроде «яр», «марс» и «бург». «Яр» вполне очевидно восходит к слову «ярый», что значит «светлый, сверкающий, яркий, ясный» (см. толковый словарь Даля). Что касается «марса», тут все чуточку сложнее. Многие полагают, что марс – слово римское, либо латинское и в русском языке присутствует как явное заимствование. В принципе, это официальная точка зрения современных «ученых».
В латинском языке действительно есть слово «mars», которое восходит к древне латинскому «mavors» и имеет весьма любопытную альтернативную форму, которая часто встречается в древнеримских текстах религиозного содержания, это форма «mars pater». Само по себе понятие «марс» в латинском языке собственное, «pater», как многие отлично понимают, означает «отец». А теперь сравните латинскую форму «mars pater» и древнеславянское «марътъ». Не слишком ли много общего? С другой стороны, в обоих словах присутствует санскритский по происхождению корень «мар», что значит «смерть», «гибель». Марс – у древних жителей Италии был богом войны, соответственно богом смерти и уничтожения (врагов). Ему был посвящен первый весенний месяц, начало года. У наших предков на исходе зимы – в начале весны праздновали Масленицу, то есть провожали Марену, богиню смерти, зимы и справедливости. Получается, что вопрос о том «кто у кого заимствовал» не так уж очевиден. Тем не менее, как уже было сказано, корень «mar», вне всяких сомнений, использовался в санскрите, который в свою очередь на порядок древнее любого европейского языка.
А что насчет второго, более «популярного» названия? Аркона, город славян, отличался тем, что в нем, как пишет все тот же Саксон Грамматик, располагался невероятных размеров куммир Световита, да и сам город фактически представлял собой огромный храмовый комплекс (вроде Фив или Мемфиса). Так что же означает это слово «Аркона»? Здесь можно обратиться к одному из древнейших летописных памятников славянской культуры, к «Слову о полку Игореве», где мы можем встретить следующие моменты: «…Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: «О Ветре, Ветрило! Чему, господине, насильно вееши. » и «…Жены руския въсплакашась, аркучи: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати. » А еще есть, например, «Задонщина», где встречаются аналогичные формы: «…Восплачется жена Микулина Мария, аркучи таково слово…» В этих и многих других источниках мы встречаем формы «аркучи», «аркать», «аркати», которые употребляются в значениях «кричать, повышать голос», либо (по одной из версий) «молиться».
А теперь обратимся к нашему любимому санскриту, где есть слово «арк» (ark), которое означает «петь» в значении «восхвалять, прославлять». Еще есть слово «арка» (arka), которое имеет два значения – «сияющий» и «достойный почитания». В итоге, значение корня «арк» в обоих языках (в древнеславянском и в санскрите) имеет схожее значение, как и в случае со словом «мар». То есть Аркона – «славный, сияющий», либо «достойный прославления». Если дробить слово с точки зрения карунической письменности, то мы получаем «ар» и «кон», то есть «земля» и «истина». С этой точки зрения «Аркона» значит «истинная земля», либо «земля, хранящая истину».
Разумеется, предложенные варианты этимологической трактовки названия города Аркона (Яромарсбурга) достаточно условны. Они вполне могут быть подвергнуты сомнению, хотя имеют уверенную фактологическую базу. Как минимум, ни с одной их этих версий не согласно современное научное сообщество, что для кого-то может стать серьезным поводом больше не возвращаться к данной теми. А для кого-то… для кого-то это лишь еще один стимул продолжить более вдумчиво и подробно изучать наследие Предков. Читать далее…
Значение слова аркона
аркона в словаре кроссвордиста
аркона
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АРКОНА (Arkona) город и религиозный центр балтийских славян 10-12 вв. на о. Рюген (Германия). Разрушен датчанами в 1169. Остатки святилища Святовита, общественных и жилых построек.
Большая Советская Энциклопедия
(Arkona), город балтийских славян 10≈12 вв. на о. Рюген (слав. Руяна) в южной части Балтийского моря, в составе ГДР. С З. город окружен валом выс. в 10≈13 м. А. была религиозным центром, объединявшим ряд славянских племён. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в А. описал датский средневековый автор Саксон Грамматик. Его данные были подтверждены в 1920-х гг. раскопками немецкого археолога К. Шуххардта и др. Рядом с храмом вскрыта площадь народных собраний, в западной части ≈ жилища. В 1169 датский король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища увезены в Данию.
Лит.: Schuchhardt С., Arkona Rethra/Vineta, В., 1926; Любавский М. К., История западных славян, 2 изд., М., 1918.
Википедия
Природный памятник Мыс Аркона рядом с деревней рыбаков Витт относится к коммуне Путгартен и является одним из самых популярных туристических объектов Рюгена (ежегодно около 800 000 посетителей).
Мыс Аркона часто неправильно называют самой северной точкой острова Рюген. Примерно на расстоянии 1 км в северо-западном направлении находится место с названием Геллорт, которое и является самой северной точкой.
Построенный в 1927 году пароход « Кап Аркона » был назван в честь мыса.
Аркона:
Примеры употребления слова аркона в литературе.
Я задраил люк, сел в кресло и несколько минут размышлял о намеках аркона по поводу моего одиночества.
Жоффрея с вниманием, но временами смысл речей аркона будто бы ускользал от меня, сменяясь интуитивным ощущением разверзавшейся под ногами пустоты.
Он мечтает о власти и могуществе, и пост аркона дорог ему до тех пор, пока приносит могущество и власть.
Разумеется, она уже не была тем упрямым, несговорчивым, ожесточенным существом, которое я выкупил у аркона Жоффрея.
В настоящее время вы, в некотором смысле, действительно наследник короля Аркона, однако мы не можем согласиться с тем, что автор этих строк имел в виду именно вас.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: arkona
Задом наперед читается как: анокра
Аркона состоит из 6 букв
Аркона
Смотреть что такое «Аркона» в других словарях:
Аркона — (Яромарсбург) город и религиозный центр руян. Аркона российская метал группа. Мыс Аркона Кап Аркона пароход … Википедия
Аркона — Arkona Gründung 2002 Genre Pagan Metal, Folk Metal Website http://www.arkona russia.com Gründungsmitglieder Gesang Maria Mascha „Scream“ Arichipowa … Deutsch Wikipedia
Аркона — (Arkona), город и религиозный центр балтийских славян (X XII вв.), на о. Рюген (Германия). Разрушен датчанами в 1169. Остатки святилища Святовита, общественных и жилых построек. * * * АРКОНА АРКОНА (Arkona), город и религиозный центр балтийских… … Энциклопедический словарь
АРКОНА — (Arkona) город балт. славян 10 12 вв. на самом сев. мысу (выс. 45 м) о. Рюген (слав. Руяна) в ГДР. С зап. стороны город окружен валом выс. в 10 13 м. А. была религ. центром, объединявшим ряд слав. племен. Островом управлял верховный жрец бога… … Советская историческая энциклопедия
Аркона (значения) — Аркона город и религиозный центр руян. Аркона российская метал группа. Мыс Аркона Кап Аркона пароход. … Википедия
АРКОНА (Arkona) — город и религиозный центр балтийских славян 10 12 вв. на о. Рюген (Германия). Разрушен датчанами в 1169. Остатки святилища Святовита, общественных и жилых построек … Большой Энциклопедический словарь
Аркона (мыс) — Мыс Аркона нем. Kap Arkona Координаты: Координаты … Википедия
Аркона (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аркона. Аркона … Википедия
Аркона (Яромарсбург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аркона. Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Аркона или Аркон — (Arkona) самый северный мыс о ва Рюгена, на полуострове Витове (54° 39 сев. широты, 31° 51 вост. долготы от Ферро), выдающийся на 48 м из Балтийского моря. Его отвесные склоны состоят из смеси мела или глины с горизонтальными кремневыми… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Аркона – древний город балтийских славян. История, загадки и традиции города Аркона и острова Рюген. Где находится остров Рюген и город Аркона на карте?
Аркона — в этом слове, кажется, даже на подсознательном уровне ощущается значительное и притягательное. И это не случайно — ведь Арконой назывался самый главный культурный и религиозный центр западных (балтийских или полабских) славян. Сюда стекались князья и простые люди для гаданий о самом важном — об урожае, войне и мире и считалось, что именно арконский оракул дает самые точные прорицания. Сохранились свидетельства, что даже из далекой Чехии спустя многие столетия после принятия там христианства «посылали в Аркону за оракулом». А северогерманский хронист Адам Бременский (ум.1080 г.) писал, что без согласия племени руян или ранов, населявших Аркону, не мог быть решен ни один вопрос касающийся общности балтийских славян в целом…
Всеволод Иванов. Радуга над Арконой
Все окрестные племена и рода ежегодно присылали в Аркону щедрые дары («король Датский Свенон… принес в дару чашу искуснейшей отделки», Саксон Грамматик), сюда поступала третья часть всех военных трофеев и эти богатства были столь баснословны, что для сохранения сундуков с драгоценностями при храме состояла дружина из 300 конных витязей, которая, впрочем, не только оберегала сокровища, но и при необходимости принимала участие во всех военных походах племени.
«…для содержания кумира (бога Святовита в главном арконском храме) каждый житель острова обоих полов вносил монету. Ему также отдавала третью часть добычи, веря, что его защита дарует успех, кроме того в его распоряжении были триста лошадей и столько же всадников, которые все добываемое ими… вручали верховному жрецу.»
Хотя самого города давно нет — он был разрушен до основания в 1166 году войском датского короля Вальдемара, но его местонахождение, в отличие от многих других древних городов, в точности известно — это неприступные скалы острова Рюген. Сейчас этот остров принадлежит Германии. Расположен в проливе Кадетринне Балтийского моря, примерно в 120 км от границы со Швецией и в 70 км от крупного немецкого города Росток.
Остров Рюген на карте
Немного о Полабской Руси и балтийских славянах
Славянские народы на карте центральной и восточной Европы в конце X века. Иллюстрация к статье «славяне» из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Впоследствии славянские племена были вытеснены германскими, древняя вера уступила место новой религии, а ключевые города (Аркона, Кореница, Ретра, Винета, Щетин, Ругодив, Радигощ, Волегощ) за редкими исключениями канули в небытие, сохранившись лишь в описаниях современников — чаще всего это были католические хронисты, летописцы и каноники (Адам Бременский, Саксон Граммитик, Оттон Бамбергский и другие), которые описывали чуждые для них «языческие» города и храмы с известным пренебрежением, хотя порой и они не могли сдержать восхищения.
Карта расселения славян VIII-X век
До сих пор в землях Саксония и Бранденбург сохранились представители славянских народов — лужичане или лужицкие сербы. Это единственный негерманизированный этнос на территории Германии. Сегодня их численность составляет порядка 60 000 человек.
Женские национальные костюмы лужицких сербов.
Список можно продолжать бесконечно:
Храм бога Святовита (Свентовида) в Арконе. Воинские традиции Арконы
Но вернемся к городу Арконе и его храму. Что нам известно о них сегодня?
Александр Угланов. Рассвет Арконы
Древнюю Аркону населяло племя, которых датский летописец Саксон Грамматик (1140 — 1216/1240 г.) именует руянами. Вероятно, по их наименованию и сам остров назывался Руян или Руен, что впоследствии в немецком превратилось в Рюген, а в русском — в сказочный остров Буян.
«Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитою. С западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир.»
Описывая убранство храма, Саксон Грамматик указывает, что «вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами разных фигур», крыша была покрыта красной кровлей, а вход в храм предваряли четыре огромные колонны, не соединенные твердой стеной — с них до земли свисали расписные ковры, а сами колонны легкими арками присоединялись к внешней стене святилища.
Всеволод Иванов. Храм Свентовинда в Арконе
Сохранилось и достаточно детальное описание статуи бога Святовита — интересно, что она имела 4 лика, то есть смотрела во все стороны света (или покровительствовала ветрам?). На языке символов это значит, что Святовит был верховным божеством пантеона, а его взору было подвластно абсолютно все. Точно так же — с ликами изображались индийские боги Брама и Варуна, а также римский Янус.
«…стоял большой превосходивший рост человеческий кумир, с четырьмя головами… волосы и борода были подстрижены коротко…в этом художник соображался с обыкновением Руян»
Другие отличительные особенности статуи — это рог (изобилия), огромный меч и принадлежности для верховой езды.
«В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука подобилась луку… В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями… более всего поражал меч огромной величины, которого ножны и череня кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряной отделкой».
Виктор Корольков. Световид
У бога Святовита были и свои боевые знаки (Signa) и знамена. Самое главное из них называлось Станица (Stanicia). Кроме того, к числу его боевых знаков принадлежали и резные орлы. (один из первых исследователей русского и славянского фольклора, профессор университета, ) проводит здесь параллель между Святовитом и Зевсом, в святилищах которого также часто встречались орлы. Неслучайно впоследствии орел стал символом победы, власти и закрепился на гербах огромного количества государств и в особенности крупных империй.
«…Оно (знамя Святовита) было отлично по величине и цвету и почитаемо народом Руянским почти столько, сколько величие всех богов… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.»
То есть Святовит одновременно покровительствовал воинам — в частности всадникам — и в то же время олицетворял достаток и процветание (рог изобилия, сундуки с богатствами при храме). По сути он был практически полным аналогом бога Перуна, который также занимал одно из центральных мест в пантеоне.
Всеволод Иванов. Летящая богиня над Арконой
При первом знакомстве с миром древних богов наших предков современные люди часто путаются в многочисленных именах и у них складывается ложное впечатление, что богов несметное количество и каждый из них «контролирует» «узкие сферы». На самом деле это далеко не так. Боги славян прежде всего являются олицетворением неких сил, процессов, энергий, которые имеют свойство взаимодействовать и иногда перетекать одна в другую. В зависимости от ситуации может подчеркиваться определенная сторона, особенности или свойство энергии — то есть в данной ситуации она получает отдельное имя. Но это не новое божество — часто это ипостась одного и того же бога.
Добавим к этому то, что в разных регионах славяне могли именовать своих богов разными именами, что опять же не означает, что это были «принципиально разные боги». Аналогия из греческой мифологии — Зевс назывался не только Зевсом, но и Громовержцем, и Панэллениосом («хранитель клятв»), и Агором («присматривающий за делами в агоре»), и Ксением («покровитель гостеприимства») и Эгиохом («вскормленным козой»)
У славян же — если не брать в расчет:
а) верховного «космического» Бога — Творца миров (Род, Сварог),
б) различные «возрастные» ипостаси (Коляда — мальчик, Ярило — юноша, Купало/Даждьбог — мужчина, Хорс — старик),
в) а также женские силы (Макошь, Леля, Лада, Морана и другие)
— существовало всего два основных бога:
Владислав Дзалба. Перун
Владислав Дзалба. Велес
Максим Сухарев. День и Ночь (Белобог и Чернобог)
То есть это две равные дуальные силы — Дня и Ночи, Пробуждения и Засыпания, Света и Тьмы. Периодически они вступают в противоборство — отсюда легенды о Перуне сражающимся со Змеем или Зимой — то есть с Велесом (хотя в другом контексте под Змеем, скорее всего понимались и просто некие силы зла). Но все же чаще они просто не пересекаются, а существуют параллельно. Практически везде наши предки славяне почитали и ту и другую силу:
«А Олек кляся по своему закону Перуном кумиром и Волосом скотиим богом» (из договора с греками)
При этом отчетливо видно, что в традиционно земледельческих регионах все же был более популярен («черный» — цвет земли и ночи, а НЕ зла, как можно подумать), который позднее слился с образом Николая Угодника.
Игорь Ожиганов. Битва со Змеем
Виктор Корольков. Громовник Перун
Интереcно, что в окрестностях Арконы сохранилось огромное количество названий, связанных с именем Святовита, что подтверждает особую значимость именно арконского храма — Swanteworstae (святой остров), Swante grad, Swante kam, Swantov, Swantich.
Аркона — остров Ярого Коня. Культ коня.
Мы уже упоминали, о том, что эти самые арконского храма были именно всадниками, а также о том, что при статуе Святовита были седло и уздечка. Но это далеко не все, что связывает Аркону с лошадьми. В действительности, культ боевого коня буквально пронизывал арконский храм и культуру:
«…при нем (речь о статуе Святовита) был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волосы из гривы или хвоста почиталось нечестием. Только верховный жрец мог его кормить и на нем ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественное животное. Верили, что на этом коне Святовит ведет войну против врагов своего святилища, это следовало из того, что конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеной и грязью, как будто он воротился из дальней дороги»
, Остров Рюген. Жрец. Часть триптиха «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус». 1986
Именно по поведению этого храмового коня волхвы делали свои предсказания о грядущем. Например, перед началом войны перед храмом устанавливали три барьера, сложенных из копий (два вертикально и одно поперек), и проводили через них коня Святовита. Если он перешагивал через все три препятствия сначала правой ногой — это считалось добрым предзнаменованием (три — священное число, вероятно отражавшее 3 мира — земной, подземный и небесный, в случае данного гадания — все 3 мира давали свою согласие, благословение на победу). Если же конь перешагивал через копье сначала левой ногой — то поход рекомендовалось отменить.
То есть если рассуждать так, что Святовита — это «сердце Арконы», а храмовый конь белой масти является неким связующим звеном между богом и людьми, транслируя им его волю, то получается, что белый конь — это самый главный элемент данного культа. Белый конь. Белый — «ярый», означает светлый, солнечный, сверкающий, энергичный. Не отсюда ли и само название Арконы? Аркона — Яркона. Город Ярого Коня.
Всеволод Иванов. Жрица Арконы
Аркона — центр гусельной традиции
Но не только воинами, храмами и богатырскими конями была славна Аркона. Есть предположение, что именно сюда отправился новгородский гусляр Садко (кстати, на санскрите означает «достичь цели», «возыметь силу», а — это и есть «духовная практика») для освоения Игры. Игра на гуслях в нашем фольклоре всегда нечто большее, чем просто музыка — это способ познания мира и передачи накопленной мудрости, а Гусляр — это не только Сказитель, но и Мудрец, Вещий. Более того, игра на гуслях в различных легендах отождествляется с управлением стихиями (прежде всего воды) и творением мира, который и создается посредством звука определенной частоты.
Остров Буян. Сказка о Царе Салтане.
В одной из версий былины есть такие строки:
Пошел Садко подле синя моря,
А избу великую, во все дерево,
Нашел он двери, в избу пошел.
И лежит на лавке царь морской:
«А и гой еси ты, купец — богатый гость!
А что душа радела, того бог мне дал:
А ныне Садко головой пришел,
Поиграй, Садко, в гусли звончаты!
«Там (в Волыне) можно видеть Нептуна (Триглава) тройственной природы: ибо тремя морями омывается этот остров.»
Берега острова Рюген
Интересны тут и строки о том, что Морской царь ждал Садко 12 лет. Исследователь гусельной традиции предполагает, что здесь подразумевается некий ступенчатый обряд инициации. Талантливый гусляр сначала 12 лет совершенствовал свое мастерство перед тем как предстать перед главным слушателем и судьей — статуей бога из некого крупного храма (Аркона? Волин/Волынь? Другой город Балтийской Руси?)
Анализируя другие легенды и мифы, связанные с гуслями и гуслярами, можно отчетливо проследить их тяготение именно к региону, преимущественно районам (Карелия, Полабская Русь, остров Рюген/Руян). Так что могущество и прославленность таких славянских центров как Аркона, Волынь, Щетин, Ретра, Ругодив не в последнюю очередь связаны с некими сакральными знаниями о влиянии на мир посредством звука, которые, по всей видимости, там хранились и передавались избранным, прошедшим необходимые обряды инициаций. Читать подробнее про образ гуслей и гусляра в русском фольклоре.
В статье использовались материалы из книг: