Артплей что было раньше
Инкубатор для архитекторов
Завод «Манометр», основанный в 1886 году мещанином Федором Гакенталем, до революции выпускал приборы для паровозов, с 1930-х снабжал своей продукцией авиацию и метростроевцев, а в годы застоя — подводные лодки и фабрики СССР. К середине 2000-х новые собственники вывели основное производство из корпусов на Нижней Сыромятнической улице в саратовскую область, а освободившиеся площади отдали в управление Центру дизайна Artplay.
В бывших цехах «Манометра» разместились Британская высшая школа дизайна, 300 архитектурных мастерских и дизайн-бюро, десятки магазинов мебели, света и отделочных материалов. МОСЛЕНТА узнала у основателя и генерального директора Artplay Сергея Десятова (далее в тексте С.Д.) и генерального директора компании «Северин проект» Александра Балабина (далее в тексте А.Б.), как за десять лет на месте секретного предприятия вырос творческий кластер, ставший главным московским бизнес-инкубатором для архитекторов и дизайнеров.
Какими были Artplay №1 и 2
С.Д.: Первый Artplay родился в 2002 году. Мы тогда располагались на Миусской площади, снимали 1000 квадратных метров. В этом пространстве одновременно находилась коммерческая структура, которая занималась продажей дизайнерской мебели, и было выделено место для общения, встреч, мероприятий. Этот локальный маленький проект просуществовал год: до тех пор, пока арендодатель не передумал сдавать нам помещение.
Средства, вложенные в реконструкцию, благополучно пропали. Тем не менее, за тот год мы успели опробовать, как работает такое совмещение коммерческой и некоммерческой функции, провели несколько интересных мероприятий. Самым громким из них стала постановка оперы Майкла Наймана, на которую он сам приезжал. А потом нам подвернулось помещение на улице Тимура Фрунзе – шедовый цех (фабричный одноэтажный корпус с верхним естественным освещением, — прим. ред.) комплекса «Красная роза». Никто с ним не хотел связываться, потому что здание планировали сносить.
Производственное объединение «Манометр» в Москве, 1983 год
Олег Иванов / РИА Новости
Мы пришли к собственнику (KR properties, — прим. ред.) и договорились сделать проект на условиях аренды и субаренды на три года. Там-то и сложился нынешний формат Artplay. Началось все с того, что я позвал туда своих друзей, сокурсников «и примкнувших к ним», вначале — только «представителей архитектурной общественности». У нас сидели «Меганом», «Сергей Скуратов architects», «Арт-бля», «Мастерская архитектора В. М. Гинзбурга».
Развивались мы естественным путем, как кооператив: предложили друзьям и коллегам скинуться на реконструкцию комплекса и так, все вместе, его и слепили.
А потом обнаружилось, что на этот архитектурный кластер, который сложился сам собой, с удовольствием идут различного рода коммерческие арендаторы, которым очень интересно быть нашими соседями. Таким образом, совмещение творческой и коммерческой истории получило здесь новое развитие.
Второй Artplay хорошо работал, там было много мероприятий, выставок, и на той площадке мы провели все основные эксперименты, окончательно определившись с форматом. То, что он давно уже существует во всем мире и называется творческим кластером, нам специалисты рассказали уже потом, когда мы путем проб и ошибок сами нашли все необходимые решения.
Фото: пресс-служба Artplay
Приглашение на «Манометр»
С.Д.: Как раз тогда к нам, как к управляющей компании, обратились собственники «Манометра». Они решили отойти от бессистемного подхода к набору арендаторов и попросили так построить бизнес на их территории, как мы это сделали на «Красной розе». Способствовал нашему знакомству покойный Сергей Киселев (основатель архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры», — прим. ред.).
Но из-за того, что был довольно значительный лаг по времени между закрытием старого и открытием нового Artplay, сюда переехали не все, кто сидел с нами на «Красной розе».
Была даже попытка создания альтернативного Artplay, когда часть публики решила, что без бренда и без нас они смогут сделать примерно такой же проект. Довольно большой группой они переехали в здание бывшей типографии в районе Новослободской, но что-то у них не срослось, и в итоге все оттуда разбежались. А Artplay на «Манометре» благополучно развивается.
Первые арендаторы
С. Д. Когда нас позвали в «Манометр», мы долго думали и вначале отказывались, потому что казалось, что место здесь — не очень, по сравнению с Тимура Фрунзе на Парке культуры.
А. Б.: Я отлично помню то время, потому что наше архитектурное бюро переехало сюда в январе 2005 года, когда тут еще был завод «Манометр». Здесь был типичный «почтовый ящик», как такие предприятия называли в СССР. В центральном корпусе, где мы сейчас сидим, находилась сборочная линия манометров для подводных лодок, напротив — завод «Плутон» с подобной историей. Частный собственник тогда только выкупил предприятие, производство выводили за границы Москвы, а объект перепрофилировали.
Концепции развития этой промзоны у новых собственников тогда не было: просто целые этажи зданий, в которых раньше находились цеха, освобождали и сдавали под офисы.
Мне сказали: «Разместим вас, как хотите. Как скажете, так стенки и поставим. На станки не обращайте внимание, вывезем». Когда мы въехали, тут дырки были в перекрытиях, мы их заделывали, пол выравнивали, стены штукатурили, шпаклевали, все сети заново протащили — это были довольно большие капиталовложения.
В первые годы здесь был настоящий Ноев ковчег: в соседних помещениях сидели ребята, которые торговали насосами, тряпками, какие-то юридические фирмы, страховые компании, интернет-провайдеры и фирмы, занимавшиеся интернет — торговлей, агентства путешествий, — кого только не было.
Интерьер Artplay, 2006 год
Фото: Григорий Собченко / Коммерсантъ
Очереди запуска
С. Д. Когда в 2007 году мы начали реализовывать проект на «Манометре», до кризиса оставалось меньше года. Был заранее составленный прекрасный план, начинался он с самого большого, центрального корпуса. За первую половину 2008 года мы выселили отсюда всех арендаторов, но в этот момент пришел кризис, и деньги у инвестора закончились.
Планы тут же поменялись категорически, и началось освоение корпусов исторической части территории завода, потому что там можно было готовить помещения и заселять арендаторов, вкладывая средства по чуть-чуть. И так, потихонечку-потихонечку, мы добрались и до реновации центрального корпуса.
Территория здесь активно развивается, в прошлом году мы взяли в управление соседний завод «Плутон». Он будет сделан в той же концепции, что и Artplay. У нас есть большой спрос на аренду площадей, который мы не можем здесь удовлетворить, и теперь этих клиентов мы переведем а «Плутон».
А. Б. Но там же пока ничего нет, кроме окон, лестниц и лифта.
Фото: пресс-служба Artplay
С. Д. Там изначально красивая архитектура, вытянем. Уже местами есть на что посмотреть, постепенно все получается.
В феврале-марте мы откроем свободное посещение без пропусков всей территории и большинства зданий «Плутона». Пространство будет такое же ровное и прозрачное, как Artplay, по сути оно вернется в город. К концу 2017 года два корпуса там будут целиком освоены под новую функцию. Часть помещений сейчас пустует, часть освободится из-под производства, кое-где произойдет естественная ротация арендаторов. Мы никого не выгоняем, это совершенно естественный процесс.
Проект развития рассчитан на пять лет. Там есть сложность в виде режимного производства, которое еще не выведено, и непонятно, когда это произойдет. Пока оно останется в одном отдельном здании с собственным режимом охраны.
Основной закон развития кластера – центростремительный: чем он больше, тем устойчивее и привлекательнее. Таким образом, за счет присоединения «Плутона» проект Artplay получает дополнительный импульс, мы расширяемся. Причем не только в Москве – в этом году мы открыли полноценный проект в Питере. На Охте, практически там, где должен был строиться скандальный Газпромовский «Охта-центр».
Три творческих кластера Москвы
А. Б. А какое у тебя отношение к «Флакону», взгляд на их результат?
С. Д. Неплохой проект. Если говорить о том, кто на нас больше всего концептуально похож, то это «Флакон». В принципе, в Москве три настоящих кластера: мы, «Флакон» и «Винзавод», в каждом из которых своя экономическая основа. Все остальное – просто реконструированные промышленные сооружения, где развивается обычная функция.
Чтобы создать кластер, изначально надо придумать концепцию синергетического эффекта между различными участниками рынка, понять, каких людей надо собрать, чтобы на одной территории их бизнесы эффективнее заработали. «Винзавод» выстроен вокруг рынка современного искусства, «Флакон», условно говоря, вокруг молодежной моды и местного сообщества. Основная тема Artplay – архитектура и дизайн интерьеров. Есть и много всего другого, но это – стержень, вокруг которого складывается основная экономика кластера.
Наши клиенты – это люди, которые приходят в архитектурные бюро заказывать проект. Здесь они находят архитекторов и дизайнеров, а заодно у них есть возможность тут же выбрать материалы, мебель, светильники.
Торговля здесь и позволяет выстроить окончательную экономику. Сюда приходит заказчик, который становится клиентом не только творческих мастерских, но и торговых объектов, и инженеров, и строителей.
Запрос целевой группы
А. Б. Я бы, как архитектор, добавил еще следующее: нужно соотнести потенциал той недвижимости, которая у вас есть, с запросами выбранной целевой группы. Концепция будет успешной, если позволит минимизировать объем вложений, необходимых для создания эффективного востребованного рынком объекта недвижимости. Когда-то для этого необходима реконструкция, а когда-то достаточно капремонта, покраски фасадов. Как самцы шалашников для привлечения самок украшают гнезда яркими цветами, разноцветными ракушками, также и здесь надо разложить свою «цветную приманку», чтобы привлечь арендаторов, которые прилетят сюда, будут нести яйца и их высиживать.
С. Д. Движуху надо создать, атмосферу: с выставками, мероприятиями. Коммерческого смысла в них немного, с квадратного метра выставочные пространства денег приносят гораздо меньше, чем постоянная аренда. И если ты хочешь этим заниматься, надо, чтобы инвесторы, собственники понимали, что ты занимаешься выставками не только для красоты, но и чтобы место было узнаваемое и интересное для целевой аудитории.
Центр дизайна «Артплей»
Что стало с заводом «Манометр»
На территории бывшего завода «Манометр» в 75 000 м 2 сейчас находится деловой, торговый и выставочный центр Артплей. Он объединяет архитекторов, дизайнеров, проектировщиков, инженеров, поставщиков мебели, света, отделочных материалов.
История завода началась в 1886 году, когда подольский мещанин Федор Гакенталь получил разрешение открыть в Денисовском переулке литейное заведение.
Вскоре производство выросло и переехало в Сыромятники. Там Гакенталь устроил бронзомеднолитейный, чугунолитейный и арматурный завод и фабрику манометров. Он быстро стал одним из крупнейших в Москве, и в 1896 году получил Большую золотую медаль на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
Промышленное развитие и железнодорожное строительство давали заводу Гакенталя множество заказов: он выпускал предохранительные, редукционные и паровые клапаны, манометры и вакуумметры, термометры, гидравлические весы, водомеры и другие приборы.
В 1918 году завод национализировали и переименовали в Первый арматурный, а через 4 года он получил новое название — «Манометр».
Сам Федор Гакенталь еще долго работал на собственном заводе, а в 1926 году уехал из СССР.
Осенью 1941 года завод эвакуировали в Томск. Производство вернулось в Москву только через 7 лет. Сейчас многие корпуса перевезли в город Энгельс Саратовской области, а заводские здания отреставрировали и превратили в комплекс современного искусства «Артплей».
Творческие кластеры: Дизайн-центр Artplay The Village отправился на активно развивающийся квартал дизайнеров и архитекторов Artplay, чтобы поговорить с его создателем Сергеем Десятовым о будущем квартала дизайнеров и архитекторов.
В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства
The Village отправился на активно развивающийся квартал дизайнеров и архитекторов Artplay, чтобы поговорить с его создателем Сергеем Десятовым о будущем квартала дизайнеров и архитекторов.
Artplay — активно развивающийся квартал дизайнеров и архитекторов в Москве, который обосновался на бывшем заводе «Манометр» на Яузе. Количество арендаторов из культурной сферы на Artplay продолжает расти — кроме дизайнерских студий, архитектурных бюро и шоурумов на его территории теперь находится Британская высшая школа дизайна, несколько кафе и фотостудии. Чего именно ждать на Artplay в ближайшее время The Village выяснил у Сергея Десятова, создателя и идеолога проекта.
Сергей Десятов, создатель первого творческого кластера Artplay, рассказал The Village о будущем и настоящем квартала дизайнеров и архитекторов.
ЧТО ТАКОЕ АRTPLAY
«Artplay — это целый культурный квартал, а в законченном виде это будет уже маленький город. Мы создаем матрицу, которая физически состоит из помещений, выставочных залов, а событиями и людьми это, по сути, начинает заполняться само. Приходится только выбирать из того, что нам предлагают. Мы не собираемся делать центр современного искусства — мы не „Винзавод“ — наше пространство про архитектуру и дизайн, поэтому количество галерей здесь строго ограниченно. Если представить весь Artplay как круг, то две третьих это архитектура и дизайн, то есть базовая история с архитекторами и шоурумами, а оставшаяся часть — развлечения и инфраструктура: рестораны, кинотеатр, каток, гостиница, кинотеатр и так далее»
Строение 7. 1 этаж — малый выставочный зал и шоурумы, архитектурные мастерские, фотостудия, клуб Avant. 2 этаж — архитектурные мастерские, галерея фотографии «Манометр». Строение 9. 1 этаж — арх-мастерская «Лаборатория виртуальной архитектуры» и шоу-румы. 2 и 3 этажи — архитектурные мастерские. Строение 10. 1 этаж — кафе и кулинария Арт Клумба и шоурумы. 2 этаж — мастерские архитекторов и музей мозаики.
Строение 3. 1 этаж — кафе и шоурумы. 2 этаж — большой выставочный зал и шоурумы. 3 этаж — архитектурные мастерские. 3 и 4 этажи — уже разместилась Британская высшая школа дизайна со своим кафе. Крыша — каток. Строение 12. Будет построена гостиница с этажом-хостелом.
Строение 6. Автомобильная стоянка на 500 мест. Строение 2. Откроется кинотеатр и переедет Студия Артемия Лебедева.
ИСТОРИЯ ARTPLAY
«Мы попали на бывший завод „Манометр“ благодаря монастырю. Общая логика московской архитектуры примерно такая — там, где на месте чего-нибудь интересного и старого можно построить высокую башню, ее рано или поздно строят и интересный проект умирает, а там где нельзя — там, культурное пространство или старое здание будет жить. Здесь нельзя построить высокую башню, потому что на той стороне Яузы находится монастырь, его охраняют — он один из главных московских памятников. От площади «Монометра» мы долго отказывались, чуть не купили завод на Автозаводской и не заняли часть „Красного Октября“. На „Манометре“ нас смущало место расположения и предложение взять кусочки завода, а не весь его целиком. „Красный Октябрь“ не подошел из-за временности истории — три года максимальный срок аренды на „Октябре“, а мы планируем жить очень долго.
Я придумал название Artplay очень давно — к открытию нашего первого пространства на Миусской. Потом, правда, выяснили, что Artplay есть в Австралии, но он про другое немного. Он больше про детей, про семейный отдых, связанный с искусством, со всей этой историей. Сейчас это уже наш третий Artplay по счету. Первый был совсем маленький и экспериментальный — на Миусской площади. Там мы пробыли меньше года, потратили много денег и ничего не получилось. Второй Artplay, который уже все знают, был на Тимура Фрунзе. Он тоже кончился через три года, но это мы знали заранее, потому что дом был под снос. Теперь там красивое ровное заасфальтированное поле».
ЧТО ПОЯВИТСЯ НА ARTPLAY В БУДУЩЕМ
Британская высшая школа дизайна (БВШД). «К нам переезжает Британская высшая школа дизайна (БВШД). Занятия начнутся уже 15 сентября. Школа заняла у нас два этажа в одном корпусе и полностью съехала из своего бывшего помещения на Академика Туполева. Для нас и для них это очень правильно, вся эта молодежная история очень хорошо будет развиваться на Artplay».
Фотогалерея. «Осенью у нас откроется фотогалерея на пятьсот метров. Будет называться „Манометр“, делает ее Володя Юданов, который здесь арендует студию».
Каток. «На крыше здания, в которое переехала БВШД зимой мы устроим каток. Настоящий полноценный большой каток для всех, а летом там будут террасы и кафе».
Бассейн. «В бассейне из морских контейнеров можно будет плавать уже через год — два. Бассейн будет полноценным, несмотря на то, что представляется при слове „контейнер“. Сначала мы хотели сделать его на крыше, где теперь будет каток, но он оказался слишком тяжелым, пришлось разместить на одном из этажей здания».
Студии Артемия Лебедева. «У нас уже давно лежит заявка от Студии Артемия Лебедева. Они хотят переехать к нам всем офисом. Пока мы не можем предоставить им место — ремонтируем большое здание. Но как только закончим, сразу предложим переехать».
Кинотеатр. «В конце следующего года на Artplay откроется кинотеатр. Один из наших арендаторов планирует сделать маленький некоммерческий мультиплекс с тремя-четырьмя залами в здании, которое выходит на Яузу. Однозальный делать совсем бессмысленно. Чуть позже — возможно даже небольшой театр появится».
Гостиница. «Для города, в который мы понемногу превращаемся, гостиница необходима. В идеале на Artplay можно будет проводить все время — одним словом жить. Мы сделаем необычную для России гостиницу, которых много заграницей. Это будет дизайнерский отель, но с приемлемыми ценами. Возможно, сделаем отдельный этаж с хостелом для для туристов и студентов БВШД — они часто остаются допоздна в мастерских».
ВЫСТАВКИ И МУЗЫКА НА ARTPLAY
Выставочные залы. «У нас есть два выставочных зала. Там постоянно проходят выставки и другие мероприятия. Наш постоянный куратор и продюсер — Алина Сапрыкина — она с нами с самого первого „Артплея“ на Миусской площади. Денег за аренду выставочных залов мы не берем, если проект интересный и он нам нравится. Такова наша политика — интересные проекты мы готовы делать на бесплатной основе. Если видим, что выставка под спонсора, тогда деньги возьмем — это уже другая история».
Музыка. «Шумному танцевальному клубу не место на Artplay. У нас есть Avant, и мы считаем что он в формате. Это не ночной клуб, а скорее концертный. Летом мы предоставляем им площадку для фестиваля. Музыку на Artplay любят, но она здесь не самое главное. Кроме „Аванта“, у нас есть одна рабочая репетиционная база. Еще одна база, только больше, сейчас строится»
ПЛАНЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЕКТА
Навигация. «Artplay будет городом с отличной навигацией. Начнем с нашего сайта и облагораживания территории вокруг кластера, а закончим электронными экранами внутри по всему периметру. Можно будет моментально узнать, где что находится и что именно сейчас там происходит. Возможно, сделаем свою местную ежедневную газету и радио свое запустим, которое будет вещать на территории».
Инфраструктура. «Уже в следующем году на Artplay можно будет жить. У нас много мест, где можно поесть, есть парикмахерские и салоны красоты, будет кинотеатр, бассейн, сейчас строим недорогую дизайнерскую гостиницу и парковку на пятьсот машин».
Дети. «Мы будем развивать историю с детьми. Теперь, когда к нам переехала БВШД, нам осталось только для совсем маленьких сделать школу или студию. Мы уже работаем в этом направлении вместе с ребятами из ДЭЗ№5».
Artplay на других территориях. «Artplay будет множиться. Сейчас мы рассматриваем возможности сделать небольшой Artplay на территории бывшего торгового центра и еще несколько на основных загородных магистралях: на Новой Риге и Ленинградке. Там будет загородное жилье, какие-то складские помещения и торговая история».
ДЕНЬГИ
«Есть некоторая бизнес основа, которая нашему проекту позволяет жить и делает его выгодным для собственника здания и управляющей компании. Это сотрудничество архитекторов и дизайнеров. Архитектор или дизайнер это по сути тот человек, который диктует, какой именно унитаз вам поставить. И, соответственно, привлекая сюда максимальное количество и тех, и других на льготных условиях, выстраивается очень простая цепочка — к архитектору приезжает заказчик, он заказывает проект, и потом для его реализации может купить что-нибудь в шоурумах, которые здесь же и расположены. Так и получается — архитекторы платят мало, шоурумы — много, в среднем выходит выгоднее, чем просто сдать все помещения под непонятные офисы. Но это, конечно, схема в упрощенном варианте»
Сергей Десятов — о прошлом и будущем Artplay
— За 17 лет Artplay прошел огромную трансформацию. То, что мы видим сегодня, — более или менее финальный вариант развития площадки или трансформация все еще не закончена?
— Она продолжается, это бесконечный процесс. Причем не только в Москве. Например, в Петербурге это территория площадью 30 тыс. кв. м и уже больше 200 резидентов, мы активно занимаемся этой площадкой. На стадии подписания договор с Воронежем.
— Вы там станете тиражировать опыт Москвы и Петербурга или это будет своя история?
— У каждого региона есть своя специфика, так что здесь, к сожалению, тиражирование невозможно. Но бренд набрал силу: мы проводили исследования в регионах, которые показали, что в том же Воронеже и Воронежской области наш бренд знают и очень лояльно к нему относятся. Конечно, опрос проходил среди нашей потенциальной аудитории — креативного бизнеса и его клиентов, но все равно это о многом говорит.
— Как вы развиваете Artplay в Санкт-Петербурге?
— В Петербурге у нас небольшой выставочный комплекс, полноценная программа событий. В Москве уже работает Музей цифрового искусства, а в Петербурге только запускается. Вскоре там появится еще и Музей паблик-арта. У нас там большая — около 7 га — территория, которая почти не застроена. Ее еще только предстоит осмыслить и освоить, что открывает огромные возможности. Вместе с городом планируем привести в порядок набережную Охты, сейчас проект в стадии детального обсуждения.
— Это часть городской программы?
— Да, в Петербурге действует городская программа по освоению набережных Охты. В ней участвуют несколько девелоперов, которые строят свои проекты в этой зоне. Мы тоже участвуем. Пока наш план на ближайшие годы — распространить концепцию музея паблик-арта на набережную Охты и, если нам дадут возможность, на акваторию. Это позволит создать, например, плавающие арт-объекты, чего еще не было в России.
— У каждой площадки будет своя специализация?
— У всех наших площадок общая ориентация на архитектуру и дизайн, но везде свои нюансы. Например, Санкт-Петербург более туристический город, чем Москва, поэтому там мы будем развивать площадку прежде всего как выставочное пространство. Такой акцент — еще и стадия становления проекта: когда площадка только запускается, правильно уделить внимание каким-то активностям, интерактивным событиям, массовым мероприятиям. В Москве на первых порах мы регулярно проводили рейвы, концерты. Сейчас ничего такого нет, потому что это другая стадия развития территории. К тому же избыточная событийная активность помешала бы постоянным резидентам Artplay.
— При этом вы говорите о планах по привлечению дополнительной аудитории в Artplay — но ведь это тоже не добавит комфорта вашим резидентам.
— Мы не видим здесь противоречия. На живой территории приятнее работать, если нет серьезных отвлекающих факторов. Именно поэтому мы полностью отказались от некоторых активностей. Например, у нас на территории не осталось ни одного ночного клуба. Развести резидентов и посетителей можно при помощи вертикального зонирования, когда офисы располагаются на верхних этажах, а общественные пространства и все открытые пересечения находятся ниже.
— Кто сегодня ваши основные резиденты в Москве?
— Artplay в Москве — это 100 тыс. кв. м и 600 арендаторов. Мы делаем ставку на взаимодействие различных видов бизнеса и синергетический эффект от их соседства на одной территории. Если говорить об основных арендаторах, то это офисы архитектурных и дизайн-бюро, производители товаров и услуг, которые нужны для реализации архитектурных и дизайнерских проектов (инженерные, строительные компании, шоурум отделочных и строительных материалов), плюс немного рекламного бизнеса. Кроме того, у нас довольно большой сектор образования, который представлен различными школами Universal University и другими институциями. Они тоже активно взаимодействуют с резидентами кластера, потому что студенты этих школ — потенциальные преподаватели, будущие рабочие места, а для нас как для кластера это еще и источник новых арендаторов. Благодаря гибкой арендной политике, возможности предоставлять стартапам небольшие площади на льготных условиях многие открывают свои офисы именно у нас.
— Вы нуждаетесь сейчас в новых арендаторах? Мне кажется, у вас стопроцентная заполняемость.
— Мы нуждаемся в новом месте, у нас не хватает территории.
— Три года назад в состав Artplay вошла территория бывшего завода «Плутон» — дополнительные 50 тыс. кв. м. Это не решило проблему дефицита площадей?
— За это время заполнены все помещения, нужно еще. Мы сейчас ищем возможности для расширения.
— За счет каких территорий?
— Ведем активные консультации с правительством Москвы по возможности надстройки дополнительных площадей над существующими зданиями. Кроме того, заключили трехстороннее соглашение с «Винзаводом» и правительством Москвы о создании территориального объединения под названием Арт-квартал. По сути, это программа нестандартного благоустройства территории между площадками с дополнительными возможностями креативного освоения пространства нашими силами. Город предоставляет нам площадку, а мы организуем на ней разные активности.
— На какие-то кейсы из мировой практики ориентируетесь?
— Ни на кого — у нас свое законодательство, свой менталитет. Мы ориентируемся на опыт работы, который есть у нас с «Винзаводом», и транслируем его на прилегающие городские территории. Иными словами, предлагаем так переделать окружающий контекст, чтобы эта территория полноценно зажила.
— Что сегодня этому мешает?
— Есть большая проблема, связанная с законодательством: у нас много временных граффити, малых архитектурных форм и прочих сооружений, установка которых по действующему московскому законодательству невозможна нигде. Именно поэтому в рамках Арт-квартала мы проектируем специальные места, где такие вещи можно будет делать. Мы сможем там организовывать сменные экспозиции, которые будут бесплатными для горожан. То есть уже в следующем году здесь появится особая эстетическая зона.
— Отвечать за нее будете вы вместе с «Винзаводом»?
— Да, мы уже объявили два конкурса. Один — на создание входной группы в Арт-квартал со стороны Костомаровского переулка. Помимо благоустройства, там должен появиться павильон с продажей билетов на все события, которые происходят внутри, информационными стойками и прочими сооружениями. Второй конкурс более дизайнерский — на элементы благоустройства внутри Арт-квартала. Они будут выглядеть иначе, чем в городе. Сейчас ждем результатов обоих конкурсов, после этого будем обсуждать с городом, что получилось, и приступим к реализации.