ашот аракелян биография певец
ИСТОРИК С ДУШОЙ ХУДОЖНИКА
Художнику Ашоту Аракеляну не так легко организовать персональную выставку. Для солидной экспозиции нужно отобрать как минимум 50 работ из авторской коллекции, чтобы выставка была весомой, рассказывающей о пройденном художником пути или одном из его этапов, и могла раскрыть перед публикой всю жанрово-тематическую полноту его творчества. Однако такого количества картин в мастерской Ашота найти невозможно. Работы живописца армянского происхождения, про живающего ныне в Чехии, здесь надолго не задерживаются, обретая новых владельцев, практически не успев подсохнуть. О популярности мастера говорит и то, что его неповторимые картины можно найти сегодня в разных странах, от Италии до России, от Голландии до Арцаха, уроженцем которого он и является.
Арцахская земля подарила миру немало талантливых людей, в том числе и в сфере искусства: Александр Таманян, Рафаэл Исраелян, Александр Мелик-Пашаев, Авет Тертерян, Ерванд Кочар, Акоп Гюрджян, Геворг Башинджагян и многих других. В этот список, несомненно, можно внести и имя Ашота Аракеляна, нашедшего свой неповторимый стиль и технику живописного письма, свою персональную нишу в цветочном натюрморте – доминанте его творчества, в фигуративной живописи, в жанре абстрактного городского пейзажа. Правда, сам художник частенько повторяет, что слава к творцам приходит после смерти. Однако жизнь и деятельность Ашота говорят о другом: наслаждаться дарами истинного искусства и оценивать их по достоинству можно и при жизни, если перед тобой – талантливая работа талантливого автора.
Окончив исторический факультет Ереванского государственного педагогического института, Ашот остался здесь лаборантом, работал заведующим кабинетом, затем преподавателем на кафедре «Истории армянского народа». Но он рисовал в свободное от лекций время, а однажды записался на курсы к народному художнику Армянской ССР Оганесу Зардаряну. Это была отличная школа для столь зрелой личности, как Ашот: у Зардаряна историк с душой художника научился чувствовать краски, формы, линии, и, что самое главное, раскрывать собственное художественное мировидение.
Действительно, глядя на картины арцахского художника, невольно проникаешься беспредельной жизненной силой, заложенной в них. Картины Ашота Аракеляна насквозь оптимистичны. Каждый его городской пейзаж – это романтическое повествование о рассвете и закате, дождливом вечере и солнечном дне, человеческих историях. Любому цветовому мазку отведено свое место и осмысленное предназначение. Каждый его цветок, а этому дару природы Ашот отводит особое место в своем творчестве, – это ода жизнеутверждающему началу, красоте и пробуждению лирических чувств. При помощи необычной «шпаклевочной» техники автору удается придать своим живописным образам фрагментарную рельефность.
Ашот Аракелян не жалеет, что сменил профессию. «Я рад, что отец успел застать меня в качестве успешного художника, что мои картины приносят людям радость. Сегодня я могу не только продавать, но и преподносить в дар свои творения – родным, близким и друзьям, галереям и музеям, особенно Арцаха».
Ашот Аракелян: «Я чувствую, что когда-нибудь вернусь».
Сегодня нашим гостем в рубрике «Разговор напрямую» будет армянский историк и живописец Ашот Аракелян.
C 1992 года Ашот Аракелян живет со своей женой Эвой в маленькой деревне в южной Моравии. Но всей душой его тянет в Армению. Покинуть родину и переехать в чужую страну для Ашота было нелегко. Только в силу обстоятельств Чехия стала его вторым домом.
— Ашот, каким образом ты встретил свою замечательную жену?
— С Эвой мы познакомились случайно в 1985 году у нас в Армении, в Ереване. И наше знакомство постепенно превратилось в любовь. Она каждый год приезжала ко мне по туристическим путевкам. И так постепенно возникла любовь. Я не думал, что в моей жизни может появиться она, и что она будет чешка.
— Однако твое знакомство с Эвой не означало, что ты покинешь свою родину, свою работу и переедешь в Чехию.
— Я любил свою работу в педагогическом институте, и я сказал: «Эва, знаешь, любовь одно, а жизнь другое. Я не могу переехать жить в Чехию». Она сказала: «Где будешь ты, там и я». Ее родители были против, но она взяла свои вещи, и приехала к нам. Мы стали жить в Ереване. Я рад, что у меня есть Эва, и она отличная жена.
— В жизни иногда бывает, что конкретные слова кого-то из друзей, близких или родителей тебя заставляют задуматься. Мой отец сказал: «Ашот, я уважаю художников, и ты можешь им стать, у тебя есть талант от Бога. Но чтобы стать интеллектуальным человеком, лучше поступить на исторический факультет. Я думаю, что ты любишь историю, и ты можешь быть преподавателем. Это еще выше, чем ты представляешь себе в своей жизни». Так я и стал историком.
Помимо исторического факультета Ашот Аракелян закончил и художественный факультет, курс современного искусства. Его картины оригинальны, цветы, изображенные на его картинах, родились в его воображении. Среди его картин вы не найдете ни одной, которая была бы копией полотна известного художника. Ашот любит рисовать цветы. Почему именно цветы?
— Ашот, а в жизни тебе нравятся цветы?
— А какие цветы ты даришь своей жене?
— Муж должен знать психологию своей жены и то, что она любит. Моя жена очень любит красные розы.
— Есть картины, где использована комбинация кисти и шпателя. Не всегда я могу сделать шпателем все, что я хочу. Есть картины, где требуется рисовать кистью, и я беру в руки кисть. Я могу писать и так и так, но техника письма шпателем мне более близка.
— Ашот, о чем вы думаете, когда рисуете?
Ашот Аракелян переехал в Чешскую Республику со своей женой в 1992 году. Языковой барьер помешал ему продолжать карьеру преподавателя истории, и ему пришлось кормиться живописью. В 1995 году он начал усиленно писать картины, а сегодня можно сказать, что он нашел свое место в чешской художественной среде. А какие ощущения у него самого?