Ассирийская церковь востока что это

АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

Ассирийская церковь Востока (самоназвание «Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока«, в литературе также Несторианская церковь, (Сиро-)Халдейская церковь, (Сиро-)Персидская церковь, Селевкийско-Ктесифонская церковь), сообщество несторианской традиции с центром в Мортон-Гров, штат Иллинойс, США, преимущественно объединяющее ассирийцев и небольшую группу малаялей

Отпала от Вселенской Православной Церкви в V веке, объединив противников IV Вселенского Собора 431 года, на котором был осуждён Константинопольский патриарх Несторий и его учение. Поначалу большая часть несториан сосредоточилась в восточной части Антиохийского Патриархата, но поднятое здесь против них гонение заставило их переселиться в Персию, где они были благосклонно приняты, как потерпевшие от враждебной Византии. В 499 году, на Соборе в Селевкии, несторианское сообщество получило правильное устройство, и одному из епископов было присвоено верховное управление, с титулом «патриарха-католикоса всего Востока». Из-за угасания Православной Персидской Церкви, несторианский предстоятель оказался единственным носителем исторического титула католикоса Селевкии-Ктесифона.

В последующие века церковь развила широкую миссионерскую деятельность и распространилась в Средней Азии, Индии, Китае и Монголии (так, от несториан христианство приняли например кэрэиты и найманы). В период своего расцвета несторианская церковь насчитывала более 300 епархий по всему Востоку. Однако, истребительное гонение Тамерлана в XIV-XV веке привело к угасанию бо́льшей части очагов несторианства.

Несторианская церковь Востока оказалась сосредоточена почти исключительно в среде ассирийского народа, в северных горных областях на территории Персидской и Османской империй. С 1350 года должность патриарха-католикоса была наследственной в семье Мар Шимун (племянник наследовал дяде). В 1552 году часть Ассирийской церкви пошла на унию с римо-католиками, составив униатскую (Сирийскую) Халдо-католическую церковь. Индийские «Христиане святого Фомы» из народа малаялей, которые прежде во множестве принадлежали к несторианской церкви Востока, по большей части отошли от неё в XV-XVII веках. К концу XIX века патриарх-католикос имел пребывание в селении Кудшаныс (Кудчанис, Кочанис, Оджалус) что в Джуламерге, Курдистан, Османская империя.

Статистика

Источник

Хранящие веру святых отцов

Православные ассирийцы в Грузии

Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не менее Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений. Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере.

Двенадцать ассирийских подвижников

Судьба же Ассирийской церкви в это время складывалась драматически. В середине V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богоматери и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. Ересь Нестория была осуждена на Третьем Вселенском Соборе, а сам Несторий был предан анафеме, однако «несториане» канонизировали осужденного Церковью Нестория, его предшественника и учителя Феодора Мопсуестского, а также епископа Диодора Тарсийского, разделявшего их взгляды. Ассирийская церковь Востока, некогда исповедовавшая Православную веру, и сегодня почитает их в лике святых, а их учение, в частности, христология, является официальным учением этой церкви.

С ХV века среди ассирийцев начал распространяться католицизм. В ХVI веке, после многих интриг и междоусобиц, произошел раскол, разделивший Ассирийскую церковь на две: одна ее часть заключила унию с Папой Римским, и стала именоваться «Халдейской католической церковью», другая же продолжала следовать учению Нестория.

Но не все ассирийцы стали отступниками. Были среди этого народа и те, кто сохранили верность святоотеческой вере.

Грузия: схимонах во главе диаспоры

Большинство ассирийцев сейчас проживает в Курдистанских горах (Восточная Турция, Иран, Ирак), часть – в Грузии, России и в других странах. Первое ассирийское поселение в Грузии известно с XVIII века, но массовое переселение ассирийцев в эту страну произошло в период Первой мировой войны: политика Османской империи была направлена на истребление христиан, и они вынуждены были бежать.

Но еще раньше, в XIX веке, произошло замечательное событие. Община ассирийцев-несториан (во главе с епископами и священнослужителями), проживавших в пограничной с Россией персидской провинции Азербайджан, к западу от озера Урмия, присоединилась к Православной Церкви. Это начинание получило название «Урмийская духовная миссия» [2] и было, пожалуй, самой большой радостью Церкви и самым большим ее успехом со времени раскола V века! Часть принявших Православие ассирийцев позже перебралась в Россию, а часть – осела в Грузии. Православные богослужебные тексты были переведены для них на арамейский язык, и, благодаря компактному проживанию, они смогли сохранить язык и веру.

Советское «безбожное» время оказалось тяжелым для православной ассирийской диаспоры: новых священнослужителей не рукополагали, а из старых никого не осталось. Люди посещали русские и грузинские храмы, и там находили утешение.

Так продолжалось до распада Советского Союза. А в 1990-е годы с Запада хлынули протестанты, католики, несториане и халдеи (католики-униаты). Особенно усердствовали несториане и халдеи, основываясь на аргументе сохранения национальной идентичности, они пытались переманить ассирийцев, исповедующих Православие, в свою веру.

Грузинская Церковь встала на защиту своей паствы, открыв духовно-просветительский центр для ассирийцев, и поставив во главе общины этнического ассирийца, православного монаха, рукоположенного в Грузинской Церкви – схиархимандрита Серафима. Благодаря этому многие и многие не отпали от Православия, а те, кто был крещен в еретической Ассирийской церкви Востока, вновь приняли Православную веру.

Теперь у православных ассирийцев есть свой храм, где службы ведутся на арамейском и грузинском языках. В селе Канда, где, в основном, проживают православные ассирийцы в Грузии, в скором будущем возникнет духовный и культурный ассирийский центр. Кроме того, строится монастырь – в честь 13-ти ассирийских отцов-подвижников. Четырнадцатым отцом православные ассирийцы – а их в Грузии более 2000 человек – считают своего духовного отца, схиархимандрита Серафима, возродившего и укрепившего православную веру в их среде.
Представители Ассирийской церкви Востока относятся к схиархимандриту Серафиму крайне негативно. Многие называют его предателем. На это отец Серафим со скорбью говорит, что Ассирийская Церковь Востока – изначально православная и некогда единая со всеми – утратила не только вероучительную чистоту, но и Таинства Церкви. Исповедь, институт монашества – куда это всё пропало? Почему не возрождается? Схиархимандрит сокрушается, что его братья по крови, удалившиеся в ересь, фактически стали иконоборцами: почитание икон у них почти исчезло, не говоря об искажениях более фундаментальных, касающихся вопросов веры и духовной жизни.

Православная же ассирийская диаспора в Грузии растет, у нее большие перспективы. Но она нуждается в материальной поддержке. Если халдейская и несторианская миссии финансируются извне, имея поддержку с Запада, то в православной ассирийской диаспоре об этом не может быть и речи. Все зависит только от инициативы каждого православного христианина, от его желания помочь возрождению этой древней Православной Церкви. Средства для строительства монастыря в честь 13-ти ассирийских святых отцов собирают всем миром. Строительство продолжается и сегодня. Каждый, читающий эти строки, может внести свою лепту в возрождение и укрепление Православия, в поддержку наших братьев и сестер во Христе, ассирийцев.

Связаться с представителями православной ассирийской диаспоры и почерпнуть более подробную информацию можно на: https://www.facebook.com/assurian.church?hc_location=stream.

[2] Урмийская Православная миссия учреждена в 1898 году и просуществовала до 1918 года. По свидетельству иеромонаха Стефан (Садо), особенность Урмийской миссии заключалась в том, «что ее деятельность протекала среди несториан, впервые за полторы тысячи лет в составе целой епархии воссоединившихся с Православной Церковью, открыв перспективу воссоединения с Православием всей несторианской церкви вместе с патриархом. История Урмийской миссии свидетельствует, что в какой-то момент (незадолго до войны 1914 г.) эта цель казалась очень близкой и достижимой, но из-за крушения России в 1917 г. она осталась недостигнутой, и даже приобретенная миссией паства оказалась рассеянной».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *