Ассоциативный куст что это
Прием «Ассоциативный куст»
Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»
Прием «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)
Пример: тема «Дикие животные»
— А что вы знаете о диких животных? (дети могут ответить, что они живут в лесу, добывают сами себе пропитание, есть травоядные, а есть хищные животные, они покрыты шерстью, волки живут стаями) (за каждое дается красная звезда)
— Что вы узнали? (дети говорят о том, что они узнали, за каждый ответ даю желтую звездочку)
Этот прием активизирует мыслительную деятельность и внимание детей, повышает их интерес к теме, так как цель занятия они поставили сами.
Прием «Ролевая игра»
Применяется почти на каждом занятии. Цель этого приема заинтересовать детей, удивить. При этом возникает и действует эффект неожиданности. Так же этот прием может заключатся в постановке проблем или в инсценировке. Например, приходит какой- то герой, появившийся неожиданно, предварительно постучавшись в дверь, который предлагает детям решить какую-либо проблему.
— Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (Золушка)
Про бедную Золушку сказку читаю,
но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться ей очень охота.
Никто не оценит бедняжки стараний.
Ей так не хватает машины стиральной,
Приходится Золушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка – всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает сил не жалея.
Надеется только на добрую Фею.
— Дети, поможем Золушке? Про какие приборы говорится в стихотворении? (Про электроприборы) А для чего они нам нужны? (эффект неожиданности и постановка проблем)
Прием «ролевая игра» активизирует внимание детей, создает интерес детей к данной проблеме и желание решить ее. Воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость.
Приём «Перемешанные события»
Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем читается произведение и предлагается исправить последовательность картинок.
Приём «Синквейн»
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк:
1. строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)
2. строка – описание темы в двух словах (прилагательных)
3. строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами)
4. строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме
Синквейн по рассказу Н. Н. Носова «Заплатка»
Полез зацепился порвал
Сам порвал – сам зашей
Прием «Ассоциативный куст»
— активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий.
Презентация «Использование приемов «Микрофон», «Ассоциативный куст», «Займи позицию» на уроках окружающего мира «
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Использование приемов «Микрофон», «Ассоциативный куст», «Займи позицию» на уроках окружающего мира
Репецкая Анна Юрьевна учитель начальных классов МОУ «РРМСОШ № 9
Описание слайда:
Микрофон
Может использоваться на уроках- для проверки домашнего задания,
активизации опорных знаний, мотивации или подведения итогов урока
Описание слайда:
Как устроен «Микрофон»?
Начало урока Конец урока
Описание слайда:
Для мотивации
Для проверки уровня знаний
Для подведения итогов
Описание слайда:
Описание слайда:
Прием «Ассоциативный куст»
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Прием «Займи позицию »
Описание слайда:
Описание слайда:
Этапы работы
Постановка дискуссионного вопроса
Обмен мнениями, аргументация
Подведение итогов
Описание слайда:
Прием «Займи позицию »
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Календарно-тематическое планирование по предмету ИЗО
Календарно-тематическое планирование по предмету ТЕХНОЛОГИЯ
Конспект урока по математике 1 класс «Натуральные числа»
Календарно-тематическое планирование по предмету ОРКСЭ
Презентация к уроку по русскому языку на тему «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (3 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему»Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (3 класс)
Презентация к выступлению На тему «Коучинг на уроках»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5343816 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Мастер класс«Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения».
Презентация раскрывает суть технологии развития критического мышления.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс«Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения».»
Мастер класс «Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Подготовила: учитель начальных классов Мещерякова Т.М., ГБОУ СОШ №4 им. А.Н. Кесаева
г. Севастополь 2017г.
Прием «Ассоциативный куст»
Приём «Мозговой штурм»(идеи)
Приём «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой
теме урока. На доске
условно собирается то,
что ученики знают об
Выделение ключевого понятия
Обслуживание в парах (группах)
Всеволод Гаршин «Лягушка путешественница»
Чтение с остановками
Инсерт «пометки на полях».
Приём технологии «Кластер» (гроздь, пучок)
Прогулял, не выучил, изворачивался.
Который не подготовился к уроку.
Читать, пересказывать, учить.
Сказка – ложь, да в ней намёк.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
бранится, капризничает, издевается
корыто, сеть, рыба, желание
поймал, отпустил, просит
Мечтательный Безысходность Несчастный Голодный Заботливый
Надеется что письмо хотел обижают плохо обещает
дойдет до дедушки убежать хозяева кормят дедушке
и он его заберет помогать
Техника постановки вопросов
Дайте объяснение почему…
Почему вы считаете…
Предложите, что будет, если…
Можно ли изменить роли так, что бы они были противоположными…
Что еще можно использовать вместо данного объекта…
Эссе – это свободное письмо
Технологии развития критического мышления в ДОУ.
Современный мир представляет собой динамично развивающуюся систему, в которой каждый из нас занимает определенное место. Чтобы быть успешным и востребованным представителем в своей профессиональной и личной жизни, нам необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться. Не обладая навыками и умениями критического мышления, сделать это невозможно. Человек с хорошо развитым критическим мышлением поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко; собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать; приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам; думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская по необходимости их предположения, причастность и практическое соответствие; эффективно общается с другими при выработке решения
Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский.
В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.
Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.
ТехнологияРКМ позволяет решать задачи:
Во-первых, делаем процесс обучения интересным.
Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха.
И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
«Развитие критического мышления у дошкольников»
Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребенка знания по данной теме;
Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;
Побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.
Получить новую информацию;
Соотнести с уже имеющимися знаниями.
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
Присвоение нового знания, новой информации ребенком;
Формирование у дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.
Результативность деятельности с детьми по технологии развития критического мышления включает в себя:
— повышение эффективности восприятия информации;
— повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
— умение критически мыслить;
— умение ответственно относиться к собственному образованию;
— умение работать в сотрудничестве с другими;
— повышение качества образования;
— желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
В дошкольном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления:
2. «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.
3. «Верные – неверные суждения». Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.
Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии. Еще этот материал можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответ на суждение может быть как вербальным, так и сигнальным (сигнальные карты или тесты-раскраски).
2. «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике»даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем?
Памятка «Правила написания синквейнов».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Так как дети не умеют писать и читать, то мы стараемся составлять синквейны устно, а также с использованием условных обозначений предметов, схематических записей.
Глагол, глагол, глагол.
Синоним к первой строке.Пример синквейна:
Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.
2. добрый, дружелюбный
3. поет, учит, прощает
5. мультяшный герой
6. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) моих утверждений.
7. Мнемотаблицы. Мнемотехника. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники). Чаще всего используются мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов и т. п.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок, при разучивании стихотворений. Помимо этого мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок.
8. Моделирование. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
Замещаем один объект другим (реальный – условным).
Разыгрывание с «заместителями» русской народной сказки «Колобок»
К каждой «Главе» сказки делаем рисунок «символические изображения».
Сказка «Три медведя».
Медведи – бумажные полоски разной длины. Стулья – квадраты, кровати – прямоугольники. Домик – большой прямоугольник с «окном». Взрослый читает, а ребёнок – разыгрывает. Ребёнок может придумать свою сказку.
9. Чтение со стопами.
Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
2. «Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала
Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Так как не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы использовали картинки, фотографии, рисунки, схемы.
3. «Шесть шляп мышления»
3) черная ищет недостатки, критикует
4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты
5) зеленая – творчество
6) синяя – управление процессом
Надеваем на ребёнка, отвечаем на вопросы.
1. Синяя шляпа – что узнали нового сегодня?
2. Желтая шляпа (оптимизм) – ищем положительные стороны явления или предмета.Отвечаем на вопрос: Каковы преимущества? Что в этом хорошего?
3. Красная шляпа (эмоции) – высказываем свое отношение к обсуждаемому вопросу.
4. Черная шляпа (мантия «судьи»; самая полезная шляпа) – эта шляпа помогает спрогнозировать риск и предотвратить его.
Применение данной методики на занятии по валеологии «Здоровые зубы»
Одеваем на ребенка, отвечаем на вопросы.
Синяя шляпа – Зубы надо беречь, ухаживать за ними.
Желтая шляпа – Если за зубами следить, они всегда будут здоровы, не будет болеть живот и т. д.
Красная шляпа – Да, мы согласны чистить зубы 2 раза в день, чистить правильно!
Черная шляпа – Если не чистить зубы вовремя и правильно, то можно остаться без них.
— Зубы будут сильно болеть, может распространиться инфекция по всему организму.
— Если питаться не правильно, то это в свою очередь может привести к разрушению зубов.
1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)
2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета
3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей
4. Добавляются символы и иллюстрации
5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами
6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом
7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы
8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально, ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.
1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации.
2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая).
3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
4. Неправильное понимание стратегий и методов.
5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
6. Затруднения в оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен).
Плюсы в технологии РКМ:
1. Активизирует мышление.
2. Учатся здоровой дискуссии.
4. Принимать продуманные решения.
5. Способствует активности в образовательной деятельности
6. Формируются коммуникативные навыки.
7. Учатся работать с большим объёмом информации.
8. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
9. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.
10. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.
11. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т. е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.
12. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.
13. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
14. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.
Презентация «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности дошкольника» Мне хотелось бы представить опыт нашей работы целью, которого является развитие познавательно-речевой активности, интеллектуально-творческого.
Здоровьесберегающие технологии, как условие успешного развития дошкольника в ДОУ «Здоровьесберегающие технологии, как условие успешного развития дошкольника в ДОУ». Чумак А. С., воспитатель МБДОУ «Д/С «Настенька», г.
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих.
Проект по теме: «Развитие у детей критического мышления. Применение технологии критического мышления на занятиях» Современный дошкольник – это ребенок не только знающий, но и умеющий применять знания в жизни, в реальных условиях. Поэтому формирование.
Развитие активной речи детей 2–3 лет посредством использования адаптированных приемов технологии критического мышления Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию пробный план работы по развитию речи детей 2-3 лет с помощью приемов ТРКМ. Всем педагогам.
Технология критического мышления на уроках в начальных классах КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения,.
Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.