Атеистов больше чем верующих
Рейтинг стран по уровню религиозности
Авторитетное британское издание The Telegraph составило рейтинг стран мира по уровню религиозности. Рейтинг составлен на основе трех опросов WIN/Gallup International, проведенных в 2008, 2009 и 2015 годах (а потому такое исследование является более точным). Каждый из опрошенных респондентов отвечал «да» или «нет» на вопрос, считает ли он себя религиозным. Потом результаты обработали, занесли в список и составили соответствующую карту. Страны на ней окрашены в разные цвета в зависимости от того, какой процент населения является верующим. Желтым отмечены места с самым низким уровнем религиозности. А далее по возрастающей — до темно-синего.
Как показывает исследование, наиболее религиозными регионами являются Африка и Ближний Восток. От них не сильно отстают Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Лидером по религиозности является Эфиопия — там верующих 99%, причем в стране много как христиан, так и мусульман. Такой же показатель у Малави, Нигерии, Шри-Ланки, Йемена. В Сомали верующих — 98%, в Афганистане — 97%. Западная, Северная и Центральная Европа ― по большей части атеистическая. В Европе наиболее религиозная страна — Польша (86%), высока религиозность в Италии (74%) и Греции (71%). Вера важна для многих южноевропейских стран, религиозными людьми себя считают 74% итальянцев и 71% греков. Согласно статистике, больше всего атеистов и агностиков проживает в развитых странах. При этом не верят в Бога больше всего в Европе.
Смотрите также: самые популярные религии мира (по кол-ву сторонников)
В России за четыре года вдвое выросло число атеистов
В России с 2017 года вдвое выросла доля неверующих людей. Об этом по итогам своего исследования сообщил ВЦИОМ.
По данным исследования, если в 2017 году атеистами себя называли 7% россиян, то в 2021 году их число выросло до 14%. При этом в 2019 и 2020 годах о том, что они неверующие, говорили 12%.
Чаще других атеистами себя считают молодые люди от 18 до 24 лет (22%). Немногим меньше тех, кто старше: на долю тех, кому от 25 до 34 лет, приходится 18% атеистов. Кроме того, по 11% неверующих приходится на тех, кому 35–44 года, а также 45–59 лет. 15% неверующих приходится на опрошенных россиян, которые старше 60 лет.
Число колеблющихся между верой и неверием почти не изменилось. В 2017 году так отвечали 5% опрошенных, в 2021-м — 6%.
Что же касается последователей различных религий, то о своей принадлежности к православию сообщили больше всего россиян — 66%. В 2017 году так говорили 75% опрошенных. На последователей ислама приходится 6% (с 2017 года ситуация не изменилась). По данным ВЦИОМа, по 1% опрошенных называли себя буддистами и протестантами.
Еще 4% опрошенных россиян, отвечая на вопрос: «Последователем какого мировоззрения или религии вы себя считаете?» — выбрали вариант: «Являюсь верующим, но какой-либо конкретной конфессии не принадлежу». В 2017 году их число было таким же (4%).
В исследовании приняли участие 1,6 тыс. россиян, которым старше 18 лет. Специалисты ВЦИОМа опрашивали их по телефону.
Летом 2020 года свое исследование опубликовали аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. По этим данным, за пять лет россияне стали меньше времени уделять спорту и религии и начали чаще посещать культурные мероприятия. Согласно исследованию, женщины сократили время молитвы и других религиозных практик на 21%, мужчины — на 27%. В среднем россияне стали молиться примерно на минуту в день меньше.
Статистика атеистов
Как показывает статистика атеистов, их численность с каждым годом увеличивается. Количество неверующих людей обычно зависит от уровня жизни в стране. При этом в разных странах процент атеистов отличается.
Во что верит атеист
Верующие часто мечтают о семье, детях, здоровье и верности. А во что верят атеисты? Согласно определению атеист – это человек, который отрицает существование Бога. Они убеждены в том, что не может быть потусторонних сил. Атеисты считают, что вместо церкви стоило бы построить школу. Для них важнее материальная сторона жизни, карьерной рост, достаток. Жить безбедно мечтают и религиозные люди, но задумываются об этом реже.
Религия приближает к нравственному идеалу, духовности. Отрешиться от проблем и начать мечтать помогает осознание. Верующие знают, что после смерти их ждет другая жизнь. Тогда как каждый седьмой атеист считает, что нет необходимости мечтать.
По данным исследований британских ученых уровень интеллекта выше у людей, считающих себя не религиозными. Исторически существование потусторонних сил подвергали сомнению более образованные личности. Работа психолога из Флориды Тода Шэкелфорда подтверждает правдивость упомянутых исследований. Его выводы базируются на основании результатов крупнейших исследований за последние сто лет. Практика показала, что более образованные люди реже обращаются к религии. Но значит ли это, что они правее?
Как формируются атеистические убеждения
На появление тех или иных убеждений накладывает отпечаток из прошлого. Дети, воспитанные в религиозной семье, будут верить в существование Бога. Ходить в церковь им привычно еще с детства. Человек, в воспитании которого не было места религиозным убеждениям, не верит в Бога и вырастит атеистом. Если сказать атеисту о существовании Бога, он улыбнется.
Ученые пытаются определить условия, влияющие на рост числа не верующих. Религия привлекательна тем, что дает некое ощущение защищенности в мире полном неопределенностей. Потребность в безопасности в странах с высоким уровнем экономического развития не возникает.
Помимо вышеперечисленных аспектов причины быть атеистом кроются в экономической ситуации. Как показывает статистика атеистов, в странах с низким уровнем жизни люди чаще обращаются к вере. Наблюдается такой принцип – чем ниже уровень жизни, тем больше религиозного населения. В развитых странах меньше обращаются за помощью к Богу, реже посещают церкви.
Если брать за основу убеждений этот фактор, тогда в самых богатых странах мира вообще не должно быть верующих людей. Однако в Дании, где очень высокий уровень жизни и социальной защищенности граждан в 2010 году было почти 83% христиан. Следовательно, немного странно выглядят предыдущие выводы американского психолога.
По данным ЦРУ в 2007 году в Америке было 51,3% протестантов и 23,9% католиков. Однако сложно спорить с тем, что в бедных странах количество верующих больше:
Страна | Количество верующих, % | ВВП на душу населения, тыс. дол. |
Нигерия | 93 | 2,6 |
Кения | 88 | 1,7 |
Камерун | 82 | 2,3 |
Сербия | 77 | 10,6 |
Бельгия | 59 | 37,7 |
Швейцария | 50 | 43,4 |
Сколько неверующих в СССР
Антирелигиозные пропаганды в СССР велись наряду с популяризацией научных знаний. Увеличение количества неверующих было частью идеологии страны. Был создан институт научного атеизма, просуществовавший с 1964 по 1991 год. В советских школах объясняли, что нет места религии и верующим, объясняя это обычным невежеством.
Процент неверующих в РФ
Сколько атеистов в России по статистике? Достоверные данные отсутствуют, так как термин «атеизм» люди понимают по-разному. По данным социологических опросов, проведенных в России в 2012 году, не религиозных людей было почти 13%.
Российская негосударственная организация Левада-Центр заявляет, что атеистов в 2012 году насчитывалось всего 5%. А граждан, не причисляющих себя к какому-то определенному вероисповеданию – 10%. В 2013 году ФОМ проводил другой опрос. Согласно его результатам статистика атеистов насчитывала 25% неверующих.
Исследование социологов по определению уровня религиозности большинства россиян по шкале от 0 до 10 баллов, остановились посередине. При проведении опроса в Украине получены аналогичные данные.
По данным исследования проведенного ВЦИОМ в 2016 году, статистика атеистов демонстрирует уменьшение количества неверующих по сравнению с 1991 годом. Если сравнивать с тем, сколько атеистов было тогда, то в 2016 году их количество снизилось на 7%.
Процент атеистов в странах
Исследователь из Калифорнии Фил Цукерман заявляет, что в Швеции неверующих граждан почти 85%. Статистика атеистов в мире демонстрирует высокие показатели числа неверующих, характерные для Японии, Франции, Дании. Численность верующих в США уменьшилась на 7%. Процент не религиозных граждан демонстрирует статистика атеистов в разных странах:
Страна | Количество атеистов, % |
Китай | 47 |
Чехия | 30 |
Германия | 15 |
Южная Корея | 15 |
Австрия | 10 |
Ирландия | 10 |
Исследователь считает, что численность неверующих на земле увеличивается. Данные взяты на основании исследования компанией Gallup. Была проанализирована статистика верующих и атеистов в мире на период с 2005 по 2011 год. В исследовании участвовало более 50 тыс. человек из 57 стран. По результатам число неверующих в мире увеличилось на 13%. Статистика атеистов и верующих людей представлена на диаграмме:
Выводы
Подбивая итоги можно сказать, что вопрос веры остается по прежнему открытым. Указанные цифры слабо раскрывают суть проблемы. Тем более, что количество верующих значительно превышает численность людей, отрицающих существование Бога. А аргументы касательно Божественной реальности окружают нас каждый день (Числа 14-21).
Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы
МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне наплыва мигрантов из мусульманских стран. О том, сколько молодых россиян и европейцев не ходят в храмы и почему РПЦ усматривает в этом не проблему, а некую перспективу, — в материале РИА Новости.
Европа: христианство «не в моде»
Еще десять лет назад в монастыре ордена капуцинов, одной из достопримечательностей Праги, не было отбоя от прихожан разного возраста. Теперь даже воскресную мессу посещает всего пара десятков человек, в основном пожилых.
А молодые приходят сюда только пофотографироваться, анонимно жалуется РИА Новости один из монахов-капуцинов.
«В Чехии очень силен бытовой атеизм. Что это? Смысл такой: чехи не атеисты, что можно было бы понять, они — почти все крещеные, отмечают Рождество, едят карпа (национальное рождественское блюдо. — Прим. ред.), но они люди абсолютно секулярные. Они просто не думают о Боге. Можно сказать, что христианство покинуло эту страну», — мрачно говорит он.
Слова монаха подтверждает ученый лондонского Института Святой Марии Стивен Булливант. Согласно его докладу, 91% чешской молодежи не верит в Бога. Это самый высокий показатель в Европе.
«С некоторыми заметными исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией», — говорит ученый.
Отсутствие «религиозной принадлежности», по его словам, превращается в общеевропейскую моду. А немногие по-настоящему религиозные люди оказываются «плывущими против течения».
«Мусульмане демонстрируют гораздо более высокий процент удержания внутри религии, у них довольно сплоченные общины», — подчеркивает Булливант.
«Христианство как норма для Европы уходит — и, вероятно, навсегда. Ну, либо на ближайшие сто лет», — считает он. Исследователь убежден, что «лет через 30 религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать».
Россия: сколько атеистов
Некоторые приведенные в докладе данные очень удивили научное сообщество: например, доля атеистов среди граждан в возрасте 16-29 лет в различных посткоммунистических странах сильно разнится. В Польше только 17% неверующих, а в Эстонии аж 81%. При этом в «схожей с ней по культуре» Литве на нерелигиозную молодежь приходится лишь 25%.
Данные по России не выбиваются из общеевропейского контекста. Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — девять процентов. По одному проценту у иудаизма и «остальных религиозных течений».
Что интересно, лишь четыре процента верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях. Точно такие же показатели в Швеции, Дании, Австрии и Литве. Самые активные прихожане в Польше (39%) и Израиле (26%). Меньше всего на службы ходят в Эстонии (два процента).
«Если брать посыл о том, что молодежь становится менее религиозной, то это действительно так. Но сейчас понятие религиозности все больше утрачивает определенность. Что под ним понимать: исполнение религиозных практик или более сложные характеристики, связанные с мировоззрением человека?» — комментирует РИА Новости данные исследования профессор МГИМО, социолог религии Ирина Каргина.
В то же время в Европе, отмечает она, происходит «одомашнивание харизмы» — все больше людей не относят себя к какой-либо религиозной организации, хотя являются верующими. А сколько таких на самом деле, социологам определить трудно.
«Мерзость запустения»
Вместе с тем сокращение численности христианской молодежи создает очень серьезную проблему для христианских церквей Европы. Все меньше молодых людей идут в священники — это признают как в Римско-католической церкви, так и в протестантских деноминациях.
«Они заменят тех, кто собирается выйти на пенсию», — сообщил британским журналистам генеральный секретарь Церкви Англии Уильям Най.
Католическая же церковь ради самосохранения может пойти на радикальную реформу — отменить обязательное безбрачие духовенства, хотя этому правилу уже целое тысячелетие. Правда, пока все ограничивается неофициальными обсуждениями.
Из-за нехватки священников и прихожан храмы пустеют. Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов, католическая церковь в Германии за минувшие несколько лет продала или отдала в аренду около 500 храмов. Пустующие церкви новые владельцы перестраивают в ночные клубы или бары.
Шанс для миссионеров
В Русской православной церкви, комментируя результаты европейских ученых, отмечают, что 20 лет назад в России доля неверующих молодых людей была гораздо больше — таково наследие борьбы с религией в годы СССР. Сейчас все гораздо лучше, говорит замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
«Но есть и обратная сторона: доминирование в публичном пространстве секулярного потребительского мировоззрения и отказа от семейных ценностей. Молодежь становится жертвой подобной пропаганды. Мне неоднократно приходилось слышать от молодых людей, которые читают глянцевые журналы, совершенно примитивные и даже махрово-безбожные штампы, касающиеся христианства, Церкви и религиозного мировоззрения в целом. Я вижу в этом как минимум подсознательную борьбу с религиозностью в публичном пространстве», — сетует он в беседе с РИА Новости.
Между тем молодые люди «очень подвижны в вопросах мировоззрения, в том числе религии». Сегодня кто-то называет себя неверующим, а завтра верующим — и наоборот.
«Принимая во внимание подобную подвижность молодежи в вопросах веры, мы непрестанно должны искать новые пути и возможности, чтобы свидетельствовать о христианстве и его истинах», — заключает представитель РПЦ.
Верующих в России становится все меньше. Церкви нужно измениться?
Верующих в России становится все меньше, особенно среди молодежи. С 2017 года число атеистов выросло вдвое, а среди тех, кто относит себя к православным, 71% не соблюдают ни одного поста, 45% не знают, когда начинается Великий пост. Причинами оттока верующих могут быть образование, имидж церкви и отсутствие ярких пастырей.
По данным ВЦИОМ, за последние пять лет процент неверующих россиян увеличился вдвое — с 7 до 14%. Причем среди молодежи атеистов больше всего — 22%. Количество относящих себя к православным христианам уменьшается: всего среди россиян таких 66%, а среди молодежи — 43%.
Причем даже среди тех, кто считает себя частью православного сообщества, заметны тревожные тенденции: всего 2% жителей России соблюдают все посты, 71% не соблюдают ни одного, а о дате начала Великого поста знают 19% опрошенных православных. Только 11% участников опроса каждый день молятся во время Великого поста, 12% причащаются и исповедуются, зато на Пасху красят яйца аж 57% верующих россиян.
Религиозный и общественный деятель Андрей Кураев объяснил «360», что люди не уходят из церкви. Зато сужается «круг симпатизации».
«Речь идет о людях, которые могли бы стать завсегдатаями храмов, но таковыми не стали. То есть о людях, которых остановили на улице и спросили, к какой религии они себя относят, они скажут „православный“ и побегут дальше. Больше ни в чем их православность не проявляется. То есть это такой „круг симпатизации“. Это та среда, в которой церковь могла бы наращивать свое влияние», — уверен он.
Наука и образование
Такие тревожные данные, по мнению религиоведа Дениса Батарчука, соответствуют не только российским, но и общемировым реалиям. Во многом это может быть связано с распространением образования.
По статистике, чем больше учебных заведений в стране или даже в городе, тем меньше процент посещаемости церковных богослужений. Я думаю, дело в том, что наука работает, а религия лишь обещает. Наука просто дает более конкретные ответы на вопросы, и молодежи это нравится
Причем недостатка церковных образовательных заведений в России нет, но религиовед не считает, что ими можно что-либо изменить. Даже совмещение светского и духовного образования с очень небольшой вероятностью поможет обратить молодых россиян в веру. Батарчук добавил, что преподавание в школах основ православной культуры как попытка приобщения детей к религии может даже навредить общей цели.
«Кто будет это преподавать? Верующим человеком можно стать, только увидев пример. А если монотонным голосом будут что-то невнятное говорить про Авраама с Моисеем, не думаю, что это может кого-то увлечь», — заключил он.
Дискредитация церкви
Доктор наук, психолог Андрей Зберовский заявил, что другой причиной увеличения числа неверующих могла стать позиция церкви, которая непосредственно отталкивает людей. Практически полное слияние церкви с государством, по мнению психолога, сводит функцию церкви к «ритуальному молению».
Зберовский отметил, что православная церковь стала довольно пассивной, легко отдает духовное пространство, и это тоже не остается незамеченным. Денис Батарчук добавил, что церковь не только в России, но и во всем мире довольно сильно себя дискредитировала.
«И не только единичными скандалами или какими-то более общими, я имею в виду скандалы на Западе с педофилией и многие другие. За все это время [церковь] не предоставила ничего внятного современному человеку. Церковь сейчас не обладает какой-то независимой оценкой, мнением, то есть в ней нет ничего, что могло бы привлечь к ней внимание и добавить авторитета среди населения», — уверен религиовед.
Отсутствие ярких проповедников
По мнению Зберовского, свою роль в оттоке людей из церкви могло сыграть и то, что в современной России практически не осталось ярких и харизматичных проповедников. Один из недавних случаев — лишение сана протодиакона Андрея Кураева, который, по оценкам многих, был одним из наиболее выдающихся миссионеров.
«Эти духовники собирали свою паству, а сейчас всех ярких поразгоняли. Происходит бюрократизация церкви. Совокупность таких стратегических и психологических ошибок и приводит к тому, что людям это просто не интересно», — объяснил психолог.
По мнению Зберовского, церкви нужно активнее включаться в жизнь общества, занимать более активную гражданскую позицию — только так она сможет привлечь прихожан, особенно из числа молодежи.
Поиски нового
Священник, активный представитель православия в интернет-пространстве Николай Бабкин не согласился с репрезентативностью статистики ВЦИОМ. Во время пандемии, по его наблюдениям, людей в храмах действительно стало меньше, но связано это с тем, что многие просто прислушались к советам властей и призыву патриарха оставаться дома, чтобы не подвергать жизнь и здоровье риску.
«Уход из храма в пандемию вскрыл проблему соборности в современной церкви, которая в организации приходской жизни больше напоминает коллективизм. После пандемии обратно вернулись те, для кого церковь — это община Иисуса Христа, а не комсомол», — уверен Бабкин.
Но тенденцию все равно отрицать нельзя. Бабкин отметил, что среди молодежи сейчас не модно быть воцерковленным, зато в тренде быть атеистом.
Это всячески навязывается в социальных сетях, особенно в TikTok и в Instagram. Молодежь ищет что-то новое: кто-то увлекается демократией, кто-то коммунизмом
Андрей Кураев добавил, что у молодежи любое назидание вызывает вполне естественный протест, причем это не зависит ни от эпохи, ни от страны — это общечеловеческое явление. А если церковь призывает только к лояльности и послушанию, симпатии у молодых людей это точно не вызовет.
«Нам нужно просвещать и информировать людей о том, чем занимается РПЦ. Сложно, но нужно менять шаблонное мышление, будто в церкви только молятся, странно одеваются, там золотые купола и непонятное пение на сложном языке. Такие представления формируются на основе фильмов, в большинстве западных», — заключил Бабкин.
Изменить же ситуацию, по мнению священника, не так сложно, нужно лишь создавать положительную повестку. Например, рассказывать и показывать жизнь церкви изнутри, а не только трансляции богослужений, просвещать людей о различных социальных проектах.